Соотношение темперамента, характера и личности
Заказать уникальный реферат- 20 20 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 19.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Личность. Характеристика понятия 5
1.1 Определение психологической категории 5
1.2 Структура личности 8
Глава 2. Темперамент как личностная характеристика 14
2.1 Понятие темперамента в психологии 14
2.2 Различные теории темперамента 14
2.3 Психологические характеристики темпераментов. Их влияние не личностные характеристики человека 17
2.3 Личность и темперамент 18
Глава 3. Характер. Особенности проявления в личности 20
3.1 Понятия “характер” 20
3.2. Процесс формирования характера 21
Заключение 23
Литература 25
Однако под влиянием обучения и воспитания отдельные черты темперамента можно сгладить. Также человек может осознанно формировать у себя необходимые черты, если знает о качествах своего темперамента, положительных и негативных особенностях своего поведения. К примеру, флегматику требуется помнить о скорости работы. Сангвинику – о серьезном подходе к делу. Холерику – о сдержанности. Меланхолику – о том, что неудачи-это еще не крушение всех жизненных планов.Таким образом, по результатам второй главы можно сделать следующие выводы. Темперамент представляет собой биологическое качество, он задается от рождения. Учение о темпераменте прошло несколько стадий в своем развитии. В настоящее время оно опирается научений И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Особенности типа нервной деятельности только накладывают отпечаток на поведение человека, но в целом не являются определяющими для его поступков, морали, убеждений. Глава 3. Характер. Особенности проявления в личностиПонятия “характер”Термин «характер» впервые употребил древнегреческий ученый и философ Теофрастом в третьем веке до нашей эры. В переводе с греческого это слово означает «черта», «особенность».Под характером принято понимать индивидуальные и особо ярко выраженные, своеобразные психологические черты, которые оказывают влияние на поведение и поступки человека. Когда речь идет о характере, то в первую очередь имеются в виду его индивидуальные и своеобразные черты, которые отличают человека от остальных и , вместе с тем, даются в единстве.Разные люди по-разному будут вести себя в разных ситуациях. К примеру, в ситуации знакомства, одни люди будут общительны, разговорчивы, а другие, наоборот, застенчивы и молчаливы. Эти различия определяются свойствами личности. В этих различиях проявляется индивидуальное личностное своеобразие. Свойства характера определяются социально-типичными отношениями личности. Потому и проявляются они в социально типичных обстоятельствах, то есть ситуациях, которые имеют общественное значение. Система отношений человека к окружающей действительности находит проявление в способе действий. Типичный способ действий в социальной значимой ситуации называют чертой характера. Черты характера проявляются в следующих направленностях:- по отношению к другим людям (общительность или замкнутость, тактичность или грубость и т.д.) - по отношению к какому-нибудь делу (ответственность или безответственность, трудолюбие-лень и т.д.)- по отношению к себе (скромность или самовлюбленность, гордость или приниженность, и т.д.)- по отношению к вещам (щедрость или жадность, расточительность или бережливость) .Таким образом, характер является проявлением индивидуальности личности. А его свойства проявляются в социально типичных ситуациях. Поэтому характер необходимо отличать от психических индивидуальных свойств, проявляющихся независимо от содержания типичных социальных отношений и ситуаций. К примеру, от темперамента и психических состояний. Психические состояния также могут проявляться у разных людей различно. Но они не определяют постоянного и устойчивого отношения к ситуации. К примеру, если расценивать тревожность как психическое состояние, то она будет проявляться в различных угрожающих или напряженных ситуациях. Но если человек испытывает тревожность только, допустим, в ситуации оценки личности, например, в ситуации учебы, то это говорит о черте характера. Необходимо отличать характер и темперамент. Эти два свойства имеют достаточно тесную связь. Однако темперамент изначально определен генетически и постоянен. Характер же формируется в течение жизни человека. Свойства темперамента корректируются, но достаточно сложно, только на осознанной основе. Характер изменяется под влиянием обучения и воспитания. 3.2. Процесс формирования характераХарактер, в отличие от темперамента, не задан человеку рождения. Он начинает формироваться постепенно, с дошкольного возраста, под влиянием деятельности с другими людьми, отношением с близкими; под влиянием обучения и воспитания. Значительную роль в формировании характера играют социальные условия, жизненные обстоятельства. Внешние влияния среды проходят через призму внутреннего биологического «фундамента» человека и содействуют выработке у человека определенного отношения к миру, что выражается в поступках. В основе стержня характера лежат морально-волевые свойства личности. Наиболее сензитивным периодом при формировании характера является возраст от 2 до 10 лет. В этот период дети активно общаются как с окружающими. Они открыты, готовы подражать людям. Исследования показывают, что ранее других, у человека формируются такие черты, как общительность, доброта, отзывчивость, и противоположные качества – эгоистичность, безразличие.Черты характера, которые отображают отношение к труду, учебе, чувство коллектива, дисциплина, складываются в школьном возрасте. В обучении и воспитании закрепляются те черты характера, которые находят подкрепление. В подростковом возрасте формируются волевые качества, а в юности – нравственные основы. Характер человека трансформируется на протяжение всей жизни. Физиологической базой характера является сочетание черт типа высшей нервной деятельности и сложных выработанных устойчивых систем временных связей. И. П. Павлов указывал на тот факт, что характер складывается из врожденного (особенностей темперамента) и приобретенного опыта. Темперамент является динамической основой характера. Таким образом, по результатам третьей главы мы можем сделать следующие выводы. Под характером понимаются индивидуальные и ярко выраженные психологические черты, которые оказывают влияние на поведение и поступки человека. Характер проявляется в социально значимых типичных ситуациях. Динамической основой характера является темперамент. Характер формируется и совершенствуется на протяжение всей жизни человека. ЗаключениеПсихика каждого человека представляет собой уникальную систему. Личность человека является базовой категорией в психологии. Под личностью понимается это человек, который взят системе его социально обусловленных психологических характеристик. Эти характеристики являются устойчивыми и проявляются в общественных связях и отношениях, и имеют значение для человека и его окружения личность имеет сложную структуру, которая определяется по-разному разными авторами. Одними из базовых внутрииндивидуальных подсистем личности являются характер и темперамент.Темперамент определяется типом высшей нервной деятельности, то есть, силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов. В психологии традиционно принято выделять четыре типа темперамента – сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В чистом виде темперамент встречается редко. Чаще встречается преобладание отдельных черт. Темперамент можно корректировать, но изменить невозможно. Темперамент является динамической биологической базой для характера, который понимается как индивидуальные и особо ярко выраженные, своеобразные психологические черты, оказывающие влияние на поведение и поступки человека.Характер человека складывается и формируется на протяжении всей жизни и определяется социальными условиями, а также особенностями обучения и воспитания. Характер каждого человека индивидуален, но их можно обобщать по присутствию определенных черт, по содержательной стороне. Характер оценивают по ряду черт: -по волевым качествам: твердости, самостоятельности, упорству, самообладанию. - по эмоциональным проявлениям: страстности, уравновешенность, впечатлительности. -по интеллектуальности: сообразительности, находчивости, вдумчивости. – глубокомыслие, сообразительность, находчивость и др. Характер человека имеет значение и для него самого, и для общества. Человек может сознательно подходить к чертам своего характера и менять их волевыми усилиями. Черты характера и темперамента взаимосвязаны в целостной структуре личности, и образуют ее индивидуальность. Литература1.Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия. Учеб. пособие для вузов. / под. ред. В.С.Мухиной,А.А.Хвостова. - М.: Изд. центр академия, 2000. – 624 с.;2.Кон И. С. , В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.;3. Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков//Психология индивидуальных различий.Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982.; С. 288-318.4.Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат., 1975. С. 77-113;5.Леонтьев Д. А., Личность: человек в мире и мир в человеке// Вопросы психологии. - 1989. - N 3.;6. Мадди С., Теории личности: сравнительный анализ. / Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, - СПб.:Речь, 2002. - 539 с.;7.Маклаков А.Г., Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика : учеб.для вузов. – СПб.: Питер, 2013.- 479с.;8.Немов Р.С., Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Владос 2011. -688с.;9.Олпорт Г., Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002 г. – 461 с.;10.Парыгин Б. Д., Социальная психология: Учебное пособие. - 2-е изд.,/Б. Д. Парыгин; - СПб.: Питер, 2010 г; -с. 73-89;11.Петровский А.В., Теоретическая психология: учебное пособие по направлению и специальности Психология. /А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с.; 12.Рубинштейн С. Л., К. Абульханова-Славская, Основы общей психологии. –СПб. : Питер, 2007. – 720 с.;13. Практическая психология: Учебник под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: АСВ; 1997. – 336 с.;14.Ремшмидт Х., Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Сфера, 1994. – 320 с.;15. Рябикина З.И., Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности. /З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова// Человек. Сообщество. Управление, 1999.- № 4. - С.5 – 27.;16. С чего начинается личность / Под ред. Косолапова Р.И. - М.: Политиздат, 1984. -207 с.;17. Симонов П. В., Ершов П. М., Темперамент. Характер. Личность. – М.: наука, 2002;18.Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.;19.Словарь практического психолога /под ред. С.Ю Головина .- Минск: Харвест, 2002. - 489 с.;20.Шихи Г., Возрастные кризисы Ступени личностного роста «Возрастные кризисы». – СПб.:Ювента,1999. -222.
2.Кон И. С. , В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984. – 335 с.;
3. Личко А.Е., Психопатии и акцентуации характера у подростков
//Психология индивидуальных различий.Тексты /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: МГУ, 1982.; С. 288-318.
4.Леонтьев А.Н., Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат., 1975. С. 77-113;
5.Леонтьев Д. А., Личность: человек в мире и мир в человеке// Вопросы психологии. - 1989. - N 3.;
6. Мадди С., Теории личности: сравнительный анализ. / Пер. с англ. И. Авидона, А. Батустина, - СПб.:Речь, 2002. - 539 с.;
7.Маклаков А.Г., Профессиональный психологический отбор персонала: теория и практика : учеб.для вузов. – СПб.: Питер, 2013.- 479с.;
8.Немов Р.С., Психология. Книга 1. Общие основы психологии. - М.: Владос 2011. -688с.;
9.Олпорт Г., Становление личности: Избранные труды. - М.: Смысл, 2002 г. – 461 с.;
10.Парыгин Б. Д., Социальная психология: Учебное пособие. - 2-е изд.,/Б. Д. Парыгин; - СПб.: Питер, 2010 г; -с. 73-89;
11. Петровский А.В., Теоретическая психология: учебное пособие по направлению и специальности Психология. /А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский. – М.:Академия, 2001. – 496 с.;
12.Рубинштейн С. Л., К. Абульханова-Славская, Основы общей психологии. –СПб. : Питер, 2007. – 720 с.;
13. Практическая психология: Учебник под ред. М. К. Тутушкиной. – М.: АСВ; 1997. – 336 с.;
14.Ремшмидт Х., Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Сфера, 1994. – 320 с.;
15. Рябикина З.И., Общество и человек: объективное в субъективном пространстве личности. /З.И. Рябикина, Л.Н. Ожигова// Человек. Сообщество. Управление, 1999.- № 4. - С.5 – 27.;
16. С чего начинается личность / Под ред. Косолапова Р.И. - М.: Политиздат, 1984. -207 с.;
17. Симонов П. В., Ершов П. М., Темперамент. Характер. Личность. – М.: наука, 2002;
18.Смирнов С.Д., Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие – М.: Аспект Пресс, 1995. – 271 с.;
19.Словарь практического психолога /под ред. С.Ю Головина .- Минск: Харвест, 2002. - 489 с.;
20.Шихи Г., Возрастные кризисы Ступени личностного роста «Возрастные кризисы». – СПб.:Ювента,1999. -222.
Вопрос-ответ:
Что такое личность?
Личность - это комплекс психологических и социальных характеристик человека, который определяет его индивидуальность и отличает от других людей.
Какая структура у личности?
Личность состоит из трех основных компонентов: ид, эго и суперэго. Ид представляет собой неосознаваемую и наследственно обусловленную часть личности, эго является посредником между идом и окружающим миром, а суперэго представляет собой внутренний голос совести и нормы поведения, воспитанные обществом.
Что такое темперамент в психологии?
Темперамент - это врожденные особенности психики, которые определяются биологическими факторами и влияют на поведение и эмоциональную сферу человека.
Какие теории темперамента существуют?
Существует несколько теорий темперамента, включая шкалы Чолерик-флегматик, Сангвиник-меланхолик, а также теорию типологии Кеппи. Каждая из этих теорий представляет свой подход к классификации темпераментов.
Как характер проявляется в личности?
Характер - это система внутренних психологических свойств, основанных на ценностях, убеждениях и моральных нормах. Он проявляется в постоянных чертах поведения, образе жизни и способе мышления человека.
Что такое личность и как она связана с характером и темпераментом?
Личность - это комплексная психологическая категория, которая объединяет в себе характер и темперамент. Характер - это индивидуальные особенности поведения и реакций человека, которые формируются под влиянием социального опыта и воспитания. Темперамент же определяется биологическими особенностями организма и влияет на склонности и наклонности личности, на ее эмоциональность и стиль общения в обществе.
Что такое темперамент и как он влияет на личность?
Темперамент - это биологическая составляющая личности, определяющая ее уровень энергичности, активности, устойчивости к стрессам и склонности к определенным поведенческим реакциям. В зависимости от темперамента, человек может быть сангвиником, холериком, меланхоликом или флегматиком, каждый из которых имеет свои специфические характеристики и особенности. Темперамент влияет на формирование поведения, эмоциональные проявления и общение в обществе.
Какие теории темперамента существуют в психологии?
В психологии существует несколько теорий темперамента. Наиболее известные из них - это гиппократовская теория с четырьмя типами темперамента, Кеттелла теория с 16 типами темперамента, а также теория Кирка Гарднера с 7 типами темперамента. Каждая из этих теорий представляет свой подход к описанию и классификации индивидуальных особенностей темперамента и его влияния на поведение и общение.
Как характер проявляется в личности?
Характер - это индивидуальные особенности поведения и реакций человека, которые формируются под влиянием социального опыта и воспитания. Характер проявляется в личности через ее моральные качества, этические принципы, систему ценностей, стиль общения и отношения к окружающим. Он оказывает влияние на принятие решений, установление взаимоотношений и выстраивание поведенческих стратегий.