Характер эмоций

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психология и педагогика
  • 16 16 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.01.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1 Понятие об эмоциях и чувствах 4
1.2 Классификация теорий эмоций 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
Список использованной литературы 16

Фрагмент для ознакомления

При этом подобная тенденция четко выступила в попытках обозначить непосредственную роль висцеральных сдвигов в возникновении эмоциональной окраски стимулов, которые действуют на организм человека.И, тем не менее, начиная с конца 30-х гг. многие исследователи сосредотачивают собственное внимание на тех факторах взаимодействия организма с внешней средой, которые способны привести к возбуждению мозговых структур. В данном случае подобные мозговые структуры ответственны за многие эмоциональные реакции [16, c. 156].Обобщая результаты многих опытов и данные литературы, П. В. Симонов и его коллеги пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция представляет собой определенное отображение мозгом человека и животных непосредственной актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее некого удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.При этом подобное правило появления эмоций следует представить в виде структурной формулы:Э = f [П, (Ин –– Ис,...], гдеЭ - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин — Ис) - непосредственная оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - конкретная информация о средствах, ресурсах и времени, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис - конкретная информация о средствах, ресурсах и времени, которыми располагает субъект в данный момент.Важно отметить, что эмоция тесно связана со многими другими факторами. К подобным факторам следует отнести:индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и пр.;фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция в полной мере приобретает непосредственный характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;качественные особенности потребности[12, c. 123].В данном случае эмоция, регулируя деятельность человека, связана с объективными факторами.В свою очередь, информационная теория эмоций является справедливой не только для довольно сложных поведенческих и психических актов, но и для непосредственного генеза каждого эмоционального состояния. Здесь каждая эмоция тесно связана с деятельностью. Можно отметить, что информационная теория основывается теории деятельности.Эмоции способны выступить в роли некой «валюты мозга». В данном случае это универсальная мера ценностей. При этом из существа отражательно-оценочной функции эмоций вытекают их определенные регуляторные функции. При этом в трудной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (возрастание вероятности) порождает положительную эмоцию воодушевления, которая усиливает потребность достижения цели согласно правилуП = Э/(Ин–– Ис),вытекающему из формулы эмоций.В иных ситуациях положительные эмоции побуждают живые существа нарушать достигнутое «уравновешивание с окружающей средой». Тем самым, стремясь к повторному переживанию положительных эмоций, живые системы вынуждены интенсивно искать неудовлетворенные потребности и ситуацию неопределенности, где полученная информация могла бы превысить ранее имевшийся прогноз. В этом и заключается суть теории эмоций П. В. Симонова.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, именно эмоции имеют важное значение в оптимизации деятельности человека. Они могут изменять состояние всего организма. Анализ литературы, в полной мере раскрывающей особенности эмоциональной сферы личности позволяет заключить следующее:1. Эмоциями следует обозначить такие состояния, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, грусть, отвращение, гордость и пр. Стоит отметить, психология прежнего времени определенным образом перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний.2. Высшие эмоции – это чувства, которые связаны с личностными, социально значимыми ценностями. При этом от биологически обусловленных эмоций они отличаются происхождением - формируются по мере накопления индивидом социальных ценностей и норм.3. Следуя взглядам как Джеймса, так и Ланге, эмоция базируется только лишь на основе чисто периферических телесных процессов. Эмоция есть непосредственный комплекс ощущений.4. Согласно адаптационной теории эмоций, эмоции способны изменять функциональное состояние организма под определенные жизненные обстоятельства. В данном случае адаптационная теория эмоций обращает пристальное внимание на приспособительную функцию, которую эмоции играют в непосредственном процессе выживания организма на всех уровнях эволюции.5. Согласно потребностно - информационной теории П.В. Симонова, эмоции способны выступить в роли некой «валюты мозга». В данном случае это универсальная мера ценностей. При этом из существа отражательно-оценочной функции эмоций вытекают их определенные регуляторные функции. 6. С точки зрения теории функциональных систем, эмоции выполняют функцию связи между действительностью и потребностями.Список использованной литературыАгавелян В. С. Психология состояний. Теория и практика. Челябинск, 2000. – 567 с.Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2007. – 589 с.Вотинова О. М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье. Автореф. дис. Канд. Педог. Наук. - Москва, 2002. - 23 с. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Наука, 2006. – 490 с.Дмитриева С. Т. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. Автореф. дис. Канд. Психол. Наук. - Москва, 2013. - 28 с.Изард К.Е. Эмоции человека. — М.: Наука, 1980. – 489 с.Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль: ЯГПУ, 2010. — Т. 2 (Психолого-педагогические науки). — № 4. — С. 241-247.Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика [Текст] : учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М., 2006. – 389 с.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М.Вестник, 1984. – 478 с.Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. [и др.] : Питер, 2009, 2010. - 582 с.Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Наука, 2007. – 390 с.Общая психология : учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М. В. Фаликман. Внимание / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 476 с.Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1986.—176 с.Реан А.А. Психология личности – СПб.: Питер, 2007 . – 489 с.Рябонеделя Н. Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками. Автореф. дис. Канд. Педагог. Наук. - Москва, 2007. - 32 с.

1. Агавелян В. С. Психология состояний. Теория и практика. Челябинск, 2000. – 567 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Академия, 2007. – 589 с.
3. Вотинова О. М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье. Автореф. дис. Канд. Педог. Наук. - Москва, 2002. - 23 с.
4. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства. - М.: Наука, 2006. – 490 с.
5. Дмитриева С. Т. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. Автореф. дис. Канд. Психол. Наук. - Москва, 2013. - 28 с.
6. Изард К.Е. Эмоции человека. — М.: Наука, 1980. – 489 с.
7. Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. — Ярославль: ЯГПУ, 2010. — Т. 2 (Психолого-педагогические науки). — № 4. — С. 241-247.
8. Колесов, Д.В. Поведение: физиология, психология, этика [Текст] : учеб. пособие / Д.В. Колесов. – М., 2006. – 389 с.
9. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости». – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
10. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М.Вестник, 1984. – 478 с.
11. Маклаков А. Г. Общая психология : учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин / А. Г. Маклаков. - СПб. [и др.] : Питер, 2009, 2010. - 582 с.
12. Милнер П. Физиологическая психология. - М.: Наука, 2007. – 390 с.
13. Общая психология : учеб. для студ. вузов : в 7 т. Т. 4 : М. В. Фаликман. Внимание / под ред. Б. С. Братуся ; Фак. психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, Каф. общ. психологии. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 476 с.
14. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. Науч.-исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1986.—176 с.
15. Реан А.А. Психология личности – СПб.: Питер, 2007 . – 489 с.
16. Рябонеделя Н. Н. Роль эмоций в формировании индивидуального стиля общения дошкольников со сверстниками. Автореф. дис. Канд. Педагог. Наук. - Москва, 2007. - 32 с.

Вопрос-ответ:

Что такое эмоции и чувства?

Эмоции - это субъективные переживания, которые возникают в ответ на определенные ситуации. Чувства - это физиологические и психические проявления эмоций.

Как классифицируются теории эмоций?

Существует несколько классификаций теорий эмоций, но одна из распространенных основывается на разделении их на когнитивные, физиологические и социокультурные.

Какие факторы взаимодействия организма с внешней средой могут вызывать эмоциональные реакции?

Согласно исследователям, факторы взаимодействия организма с внешней средой, которые могут привести к возбуждению мозговых эмоциональных реакций, включают стимулы, действующие на организм человека, висцеральные сдвиги и другие психофизиологические факторы.

Какие теории эмоций уделяют особое внимание висцеральным сдвигам?

Некоторые исследователи придерживаются теорий, в которых висцеральные сдвиги играют важную роль в возникновении эмоциональной окраски стимулов, действующих на организм человека. Эта тенденция наблюдалась особенно ярко в конце 30-х годов.

Какими аспектами характеризуются эмоции и чувства?

Эмоции и чувства характеризуются субъективностью, сознательностью, кратковременностью, мотивационной направленностью и выражением через физиологические реакции.

Каково понятие об эмоциях и чувствах?

Эмоции и чувства - это сложные психологические состояния, которые возникают у человека в ответ на определенные стимулы и сопровождаются физиологическими и психологическими изменениями. Эмоции являются короткими, сильными и интенсивными состояниями, тогда как чувства - более длительными и устойчивыми. Они играют важную роль в нашей жизни, влияя на наше поведение, принятие решений и общение с другими.

Какие существуют классификации теорий эмоций?

Существует несколько классификаций теорий эмоций, но одна из наиболее распространенных основана на делении наших эмоций на две основные категории: биологические и социокультурные теории. Биологические теории сосредоточены на физиологических и неврологических аспектах эмоций, в то время как социокультурные теории уделяют большее внимание социальным и культурным факторам, формирующим наши эмоции.

В чем состоит важность взаимодействия организма с внешней средой для возникновения эмоций?

В настоящее время многие исследователи сосредотачивают свое внимание на роли взаимодействия организма с внешней средой в возникновении эмоций. Это связано с пониманием того, что эмоции не являются исключительно внутренними состояниями, но формируются в результате взаимодействия с окружающим миром. Ориентация на внешнюю среду позволяет исследователям определить роль различных стимулов, которые воздействуют на организм и могут вызвать эмоциональные реакции.