турецко-американские отношения 1945-1991 гг.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Международные отношения
  • 90 90 страниц
  • 35 + 35 источников
  • Добавлена 12.07.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 1945 – 1970 ГГ. 9
1.1 Территориальные притязания СССР к Турции: отношение США 9
1.2 План Маршалла 12
1.3 Кипрский Кризис: позиция США 16
1.4 Роль Карибского кризиса в турецко-американских отношениях 21
1.5 Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «Опиумного вопроса» 23
Выводы по главе. 26
2.ТУРЕЦКО-АМЕРИКАНСКОЕ СБЛИЖЕНИЕ 1970 – 1991 ГГ. 28
2.1 Снятие санкций и соглашение 1980 года 28
2.2 Сотрудничество с Турцией как фактор укрепления влияния США после холодной войны 37
2.3 Экономический фактор в американо-турецких отношениях в 1980-х гг. 41
Выводы по главе. 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
Приложения 53
Фрагмент для ознакомления

Американский конгресс предполагал, что исчезновение «советской угрозы» приведет к радикальному сокращению военной помощи и переориентирует отношения с Анкарой на торговое партнерство, максимально используя ее рыночный потенциал, а также приверженность демократическим преобразованиям. В новых условиях, президент Турции Т. Озал пытался заинтересовать Вашингтон идеей о том, что Анкара могла бы стать своеобразным «мостом» между Западом и тюркскими республиками СССР, однако, данное предложение было отклонено.Однако США не планировали отказываться от поддержки столь ценного союзника на Ближнем Востоке. Так, например, и Демократическая, и Республиканская партии не скрывали своего интереса к Турции ввиду ее важного географического положения и экономического потенциала.При этом развитие двухсторонних отношений между Турцией и США данными партиями виделось по-разному.Республиканская партия основное внимание уделяла геополитическим возможностям Турции. Данной партией Турции отводилось место лидера на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Республиканцы полагали, что Турция смогла бы поддерживать порядок в регионе нестабильности. Демократическая партия в основе двухсторонних отношений между США и Турции видела необходимость скорейшей интеграции Турции в политико-экономическую систему Запада. Однако данная модель отношений требовала: углубления политических и экономических реформ, расширения гражданских прав и свобод в этой стране.Таким образом, проведение данных реформ должно было позволить Турции стать примером для развития стран с преобладающим мусульманским населением в ближневосточном и каспийском регионах. В результате, основываясь на республиканской модели отношений между США и Турцией, администрация Дж.Буша в самом начале 1990 г. ставит перед Анкарой следующие задачи: Турция должна оказывать противостояние возможной российской экспансии на Востоке; активное продвижение американских транснациональных компаний на рынки бывших южных республик СССР; Турция должна была стать противовесом распространения исламского фундаментализма из Ирана.Реализация обозначенных перед Турцией задач сопровождалась крупными поставками вооружений и экономической помощи из Вашингтона.Однако следует заметить, что кардинальные изменения в американо-турецких отношениях произошли во время войны в Персидском заливе. Война в Персидском заливе началась 2 августа 1990 года, когда иракские войска вторглись в соседний Кувейт. Основой экономики этого небольшого государства была добыча нефти. Именно из-за этого ресурса и начался конфликт. В июле глава Ирака Саддам Хусейн публично обвинил кувейтские власти в том, что они уже на протяжении нескольких лет вели незаконную добычу нефти из месторождения, расположенного на территории Ирака. В Багдаде потребовали выплатить многомиллиардный долларовый штраф. Эмир Кувейта Джабер III отказался идти на поводу у Хусейна. После этого иракская армия вторглась в соседнюю маленькую страну. Большая часть кувейтских сил успела перебазироваться в Саудовскую Аравию. То же самое сделал эмир, который возглавил правительство в изгнании в городе Дахране. Никакого серьезного сопротивления оккупанты не встретили. Уже через два дня 4 августа иракская армия взяла под контроль территорию всего Кувейта. 28 августа Кувейт был провозглашен одной из провинций Ирака.В первый же день войны в Персидском заливе был срочно созван Совет Безопасности ООН. На его заседании была принята резолюция, в которой организация требовала от властей Ирака вывести войска из соседней страны.Главным инициатором борьбы против Ирака стали США. Именно вокруг американской армии начала образовываться коалиция (в основном из стран-участниц НАТО), которая позже будет переброшена в Ирак. Следует отметить, что СССР поддержал действия многонациональных сил (МНС). С августа 1990-го по январь 1991-го армии международной коалиции концентрировали свои авиационные и сухопутные силы на территории Саудовской Аравии для того, чтобы подготовиться к вторжению в Ирак и не дать Хусейну напасть на саму Саудовскую Аравию. Участники назвали мероприятия по переброске сил в Саудовскую Аравию операцией «Щит пустыни». К началу 1991 года коалиции удалось сконцентрировать недалеко от границы Ирака значительные силы, превосходящие по мощности и возможностям технику противника. 17 января 1991 года авиация международной коалиции начала бомбежки Ирака. Главной их целью была важная военная и экономическая инфраструктура страны. Коалиции сразу удалось завоевать преимущество в воздухе и уничтожить важные производственные предприятия. В ночь на 24 февраля 1991 года началась наземная операция коалиции. На побережье Персидского залива (на территории оккупированного Кувейта) был задействован американский десант. Наступление было стремительным на всех участках фронта. Части, пересекшие границу Ирака на западном и центральном направлении, легко преодолели пограничные укрепления и за ночь продвинулись вперед на 30 километров. К вечеру 26 февраля от войск Саддама Хусейна была освобождена столица Кувейта Эль-Кувейт. Еще через два дня иракская армия прекратила сопротивление на всех участках фронта. Ее техника была в массе своей уничтожена, а люди деморализованы. Сказалось превосходство коалиции в силе и технологиях. Именно во время войны в Персидском заливе Турции представилась возможность доказать свою существенную значимость для США. Анкара открыла доступ войскам коалиции к своим военным базам, перекрыла иракско-турецкий нефтепровод Киркук–Юрмуталик, оттягивала на себя часть сил армии С.Хуссейна, держа значительную группировку войск в районе иракско-турецкой границы.В ответ США, после победы над Ираком, выступили инициаторами создания в Вашингтоне «Фонда защиты Турции» при участии Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЭ, для того, чтобы компенсировать понесенные потери Анкары вследствие перекрытия нефтепровода с Ираком. В результате, странами участницами было внесено 3,5 млрд.долл. в знак признательности Анкаре за сотрудничество в войне с Ираком.Распад СССР внес свои коррективы во взаимоотношения между Вашингтоном и Анкарой. Именно тогда Соединенные Штаты вновь решили использовать Турцию как своеобразный мост между Западом и Востоком. Стратегическое сотрудничество Вашингтона и Анкары базировалось на оказываемом противодействии стремительно развивающемуся иранскому фундаментализму, а также осуществлении транспортировки энергоресурсов из Средней Азии на Запад через территорию Турции. Ввиду своего географического расположения Турция являлась для Соединенных Штатов значимым союзником. Именно благодаря ей американские корпорации получили возможность проникнуть на крупнейшие рынки постсоветского пространства.2.3. Экономический фактор в американо-турецких отношениях в 1980-х гг.Рассматривая экономический фактор в американо-турецких отношениях, следует отметить, наиболее важной вехой в двухсторонних отношениях между двумя этими странами явилось подписание в 1980 году «Соглашения о сотрудничестве в области обороны и экономики», рассмотренное в параграфе 2.1 данной работы. Данное соглашение было нацелено на:- стабилизацию экономики;- перевод экономики Турции на рыночную основу;- активное участие Турции в региональной и глобальной интеграции;- создание льготного режима для частных иностранных капиталовложений.В результате данным соглашением было обеспечено:- возрастание роли внешней торговли в обеспечении экономического роста Турции;- пересмотр механизма внешнеторгового регулирования.Обусловленные факторы в полной мере обозначили развитие торговых взаимоотношений между Турцией и США, которые имели устойчивую динамику роста как экспорта, так и импорта.В результате активного сотрудничества с США, Турция смогла добиться значительные объемы кредитов международных финансовых организаций и государств, являющихся политическими партнерами.Ряд турецких исследователей отмечает, что существенное поступление финансовых ресурсов извне было одной из основных особенностей применения в Турции программ перехода к рыночной экономике, по сути, непременным условием ее либерализации. При этом именно США выступали главным инициатором помощи Турции.Начало 80-х годов характеризуется оживлением турецко-американских экономических связей. Заключая в 80-е годы новые соглашения с международными финансовыми организациями, которые контролировались США, а так же заключая контракты с американскими корпорациями об их участии в развитии ряда отраслей турецкой экономики, правящие круги Турции полагали, что укрепление союза с США будет способствовать выходу Турции из экономического кризиса, в котором оказалась страна.Так, в 80-е годы, когда осуществлялся ряд реформ при непосредственном участии Озала Т. важным каналом экономических связей между Турцией и США оставалась торговля. В 80-е годы оборот между этими двумя странами достигал 3067, 2 млн.долл.1990-й год ознаменовался количественным и структурным изменением в турецко-американском товарообороте. Так, резко увеличилась доля текстильных товаров и швейных изделий в турецком экспорте, а в турецком импорте значительно возросла доля приобретаемых у США самолетов и запчастей к ним.В целом же, рассматривая структуру американо-турецкого экспорта и импорта, следует отметить, что именно в 1980-е годы в ней произошли существенные сдвиги, главным образом, в структуре турецкого экспорта. Можно отметить процесс диверсификации списка турецких товаров, которые поступали на рынки США. Наибольшую статью турецкого экспорта в США составляли:- табак;- фундук;- инжирная паста;- сухофрукты;- пряности;- хлопок.Так же следует заметить, что в экспорте наблюдается значительное увеличение доли промышленных товаров. Особенно: - текстиль;- продукция сталелитейной промышленности.Значительного роста достигли поставки на американский рынок таких видов турецкого промышленного сырья, как:- феррохром;- хромовая руда;- борная кислота.С 1980 по 1988 гг. общий объем экспорта из Турции в США вырос почти в 7,6 раза.В первую очередь это было обусловлено тем, что в 80-е годы отмечается развитие ускоренными темпами сталелитейной и текстильной промышленности. Именно в эти годы Турция интенсивно продвигала свой экспорт промышленных товаров на американский рынок исключительно за счет продукции текстильной и сталелитейной отрасли.При этом следует заметить, что именно в вопросах экспорта текстиля и продукции черной металлургии в США между двумя странами в 80-е годы складывались натянутые отношения.Ограничение экспорта турецкого текстиля определялось тем, что он еще не являлся столь конкурентоспособным, как текстиль, поставляемый из таких крупнейших производителей текстиля, как Южная Корея и Гонконг.Кроме того, существенным барьером турецкого экспорта являлось стремление Вашингтона увязать вопрос открытия американского рынка для турецкого текстиля с расширением американского военного присутствия в Турции.Так же, причинами, которые затрудняли развитие турецкого экспорта в США являлись:- невысокая мощность отраслей промышленности, ориентированных на экспорт;- относительно низкая конкурентоспособность турецких товаров;- недостаточное развитие инфраструктуры;- большая удаленность рынка США от Турции;- большие транспортные расходы;- относительно слабая реклама турецких товаров и возможностей турецких фирм на американском рынке;- конкуренция с аналогичной местной американской продукцией. Ряд товаров, которые экспортировались из Турции производились и в США. Причем экспорт данных товаров из США осуществлялся достаточно часто на более выгодных условиях, чем аналогичного товара из Турции. К таким товарам относятся: хлопок, цитрусовые, фисташки, изюм, сухофрукты и др.К началу 1990 года основная экспортная продукция Турции в США имела вид, представленныйв приложении 3.Итого, объем экспортной продукции Турции в США к 1990 году составил 787, 7 млн. долл. К 1990 году в турецком экспорте уже преобладала продукция текстильной, швейной и металлургической промышленности, а также котельное оборудование и станки.Данная продукция составляла около 70% экспорта.Выводы по главе.В данной главе работы было рассмотрено турецко-американское сближение в 1970 – 1991 гг. В результате проведенного исследования было определено, что важным шагом в нормализации отношений между этими двумя странами явилось снятие санкций США с Турции с 1975 г. Благодаря активному сотрудничеству с Турцией в качестве ключевого союзника в ближневосточном регионе, США укрепилисвое мировое влияние.Кроме того, важная роль была отведена подписанию «Соглашения о сотрудничестве в области обороны и экономики» 1980 г.За 1980 – 1988 гг. вследствие сотрудничества между этими двумя странами общий объем экспорта из Турции вырос почти в 7,6 раза. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате рассмотренного материала было выявлено, что после Второй мировой войны сотрудничество с Турцией было выгодно как для США, так и для СССР. В силу территориальных и иных притязаний СССР Анкара выбрала более далекого и менее знакомого партнера.Кроме того, следует так же отметить, что после завершения Второй Мировой Войны страны, пострадавшие от войны, не могли решить возникших проблем. В результате в США был разработан «план Маршалла», рассчитанный на пять лет (1948 – 1952 гг.).Его основные составляющие: оказание финансовой помощи; поставка питания, одежды, топлива; предоставление международных займов на покупку промышленного оборудования; поставка сырья под гарантии правительства США; размещение американских военных баз на территории стран, получающих помощь.Одним из обязательных требований США являлось - исключение из состава правительств коммунистов.Законом предусматривалось заключение двухстороннего соглашения, по которому Турция обязывалась: обеспечить рот производства; обеспечить финансовую стабильность; сотрудничать с другими странами в снижении торгового барьера; поставлять США дефицитные материалы; предоставлять регулярные отчеты об использовании американской «помощи»; сохранять и поощрять частные американские инвестиции. Американская помощь по «плану Маршалла» оказывалась Турции в следующих формах: безвозвратные субсидии; кредиты; помощь за безналичные.Проведенный анализ позволил констатировать, чтонаибольшее влияние на турецко-американские отношения в 60-е годы оказал Кипрский кризис.Турция отнеслась к позиции США в кипрском вопросе как к предательству, после чего начала проводить многовекторную политику, основанную на поиске новых союзников в ближневосточном регионе. США в отношении Турции с этих пор стали применять наиболее распространенный метод своей внешнеполитической стратегии – это угроза применения санкций.Карибский кризис - сложная ситуация на мировой арене, сложившаяся в 1962 г. и заключавшаяся в особенно жестком противостоянии СССР и США. В Турции развертывались устаревшие ракеты, которые подлежали замене. В результате произошло значительное охлаждение американо-турецких отношений.В результате Карибского кризиса стороны договорились о следующем: вывод своих сил с Кубы, убирание ракет из Турции и прекращение попыток вторгнуться на Кубу сто стороны Соединенных Штатов Америки. Конец 60-х годов характеризуется обострением американо-турецких отношений, которые связаны с незаконной торговлей турецкими наркотиками. «Опиумный вопрос» явился камнем преткновения на пути восстановления доверия между США и Турцией.Турция стала ввозить в Соединенные Штаты Америки опиум в достаточно больших количествах. Контрабанда наркотического вещества процветала. Власти США предпринимали безуспешные попытки борьбы с поставками опиума.Несмотря на сотрудничество, между США и Турцией оставались достаточно напряженные отношения вплоть до 1978 года, когда были сняты санкции Вашингтона против Анкары. Укрепило американо-турецкие отношения подписанное в 1980 г. «Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики». Американские стратеги полагали, что Турция сможет заменить потерянный для США Иран и стать одним из надежных бастионов в регионе, который будет «защищать свободный мир». В результате, совпадение интересов США и Турции привело к тому, что последнее десятилетие холодной войны, Турция, действительно, стала играть роль форпоста для стран - союзников блока НАТО. Американо-турецкие отношения способствовали экономическому развитию Турции. Так, к 1990 году объем экспортной продукции Турции в США составил 787, 7 млн. долл. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбрегова А.А. Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «опиумного вопроса» (конец 60-х гг. XX в. 1974 г.) / Абрегова А.А. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. - №2. – С.21 – 26.Абрегова А.А. Влияние Кипрского кризиса 1964 г. на американо-турецкие отношения / А.А. Абрегова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. - №2. – С.53 – 59.Адулян М.О. Доктрина Трумэна / М.О. Адулян. – М.: ЭКСМО – пресс, 2012. – 9 с.Артамонова К. Позиция США и СССР в отношении кипрской проблемы / К. Артамонова // Актуальные проблемы. – 2011. - №14. – С.154 – 160.Батурин Ю.М. Досье разведчика / Ю.М. Батурин. – СПб.: Питер, 2014. – 118 с.Богатуров А.Д. История международных отношений / А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 174 с.Горносталев А. Военные объекты США и НАТО на территории Турции / А. Горносталев // Зарубежное военное обозрение. – 2012. - №3. – С.61 – 67.Дугина Е.П. Холодная война: годы, суть. Мир в годы холодной войны. Внешняя политика в годы холодной войны / Е.П. Дугина. – М.: ЭКСМО – пресс, 2016. – 7 с.Накисбаев Д.В. Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития / Д.В. Накисбаев // Дис.кандидата политич.наук.23.00.04. – Москва.: 2014. - 52 с.Маляр Е.Л. План Маршалла – самый успешный в истории проект экономической помощи / Е.Л. Маляр. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 19 с.Мурадян И.М. Региональные проблемы турецко-американских отношений / И.М. Мурадян. – Ереван.: Антарес, 2014. – 200 с.Курбала П.С. План Маршалла – первое противостояние западного и восточного блоков / П.С. Курбала. – СПб.: Питер, 2013. – 27 с.Маляр Е.С. Что такое эмбарго, каковы его последствия и как с ними бороться / Е.С. Маляр. –СПб.: Питер, 2014. – 14 с.Минин А.В. Карибский кризис / А.В. Минин. – СПб.: Питер, 2012. – 8 с.Михайлова Т.В. История России: учебник для ВУЗов / Т.В. Михайлова. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с.Накисбаев Д.В. Американо-турецкие отношения в постиракский период / Д.В. Накисбаев // Вестник российского университета дружбы народы. – 2012. - №1. – С.29 – 34.Накибаев Д.В. Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития / Д.В. Накибаев // Дис.кандидата политич.наук.23.00.04. – Москва.: 2013. - 48с.Накисбаев Д.В. Внутриполитическая ситуация в Турции и ее влияние на американо – турецкие отношения / Д.В. Накисбаев // Азия и Африка сегодня. – 2013. - №11. – С.42 – 48.Накисбаев Д.В. США – ЕС – Турция / Д.В. Накисбаев // Современная Европа. – 2014. - №6. – С.17 – 22.Новичков М.Л. Войны в Персидском заливе: причины и последствия / М.Л. Новичков. – М.: ИНФРА – М, 2016. – 20 с.Поцхверия Б.М. Советско-турецкие отношения / Б.М. Поцхверия. – М.: Просвещение, 2013. – 276 с.Порцхверия Б.М. СССР и Турция. 1917 – 1979 / Б.М. Порцхверия. – М.: ИНФРАМ – М, 2013. – 194 с.Поцхверия Б. Внешняя политика Турции в 60-х-начале 80-х годов XX в. М.: Наука. — 1986. — 294 с.Родионов А.А. Турция: перекресток судеб/ А.А. Родионов. – М.: Просвещение, 2014. – 51 с.Сидорчик А. Троянский конь Америки. Как «план Маршалла» лишил Европу независимости / А.Сидорчик // Аргументы и факты. – 2015. - №3. – С.17 – 22.Сотниченко А.А. Пролог «Холодной войны. Советско-турецкие противоречия в 1945-1950 гг. в условиях формирования Ялтинской системы международных отношений / А.А. Сотниченко // Труды Исторического факультета Петербургского университета. – 2016. – №2.- С.79 – 85.Толмачев С.А. План Маршалла – как отражение библейского проекта закабаления мира / С.А. Толмачев // Аргументы и факты. – 2016. – №4. – С.34 – 41.Уткин А.И. Единственная сверхдержава / А.И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2013. – 176 .Шенин А.С. Роль Турции в стратегических планах демократической и Республиканской партии в США / А.С. Шенин // Вести Волгоградского государственного университета. – 2014. - №3 (27). – С. 75- 80.Шенин А.С. Турецкая политика: генезис и эволюция в 1980 –е гг. / А.С. Шенин // Известия Саратовского университета. – 2014. - №3. – С. 41 – 45. Якимов А.С. Карибский кризис. Россия повторяет путь СССР / А.С. Якимов // Аргументы и факты. – 2016. - №8. – С.13 – 18.Как Турция проводила экспансионистскую политику. – Интернет ресурс. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/04/17/turok_go/Клинтон Б. Моя жизнь. - М., 2005; Олбрайт М. Госпожа Госсекретарь. - М., 2004.; Родионов А.А. Турция – перекресток судеб. - М., 2006.Литература на иностранных языкахFahirArmaoğlu, BelgelerleTürk-AmerikanMünasebetleri, Ankara, 1991Mehmet Gönlübol-ÖmerKürkçüoğlu, Olaylarla Türk Dış PolitikasıSuat Kınıklıoğlu, An anatomy of Turkish-Russian RelationsKemal Kirişçi, Huzur mu Huzursuzluk mu: Çekiç Güç ve Türk Dış Politikası, İstanbul, 1994Haydar Tunçkanat, İkili Anlaşmaların İçyüzü, Ankara, 1970МемуарыГасратян М.А. Очерки истории Турции/ М.А. Гасратян. – М.: Дрофа, 1983. –47 с.Еремеев Д.Е. Турция в годы второй мировой и «холодной» войны/ Д.Е. Еремеева. – М.: Академия, 1992. – 82 с.Новиков Н.В. Воспоминания дипломата: Записки о 1938–1947 годах/ Н.В. Новиков. - М.: Просвещение, 1989. – 95 с.Озал. Т.ТургутОзал – премьер и президент Турции/ Озал Т. – М.: РАН, 2009. – 128 с.Публикации дипломатических ведомствFranklin D. Roosevelt Digital Archives URL : http://www.fdrlibrary.marist.edu/ United States Department of StateForeign Relations of the United States. DiplomaticPapers. 1939–1945. W., 1955-1969Приложение 1Территориальные претензии СССРПриложение 2Страны получатели помощи по «плану Маршалла» Приложение 3Основная экспортная продукция Турции в США к началу 1990 г.

1. Абрегова А.А. Американо-турецкие отношения в контексте разрешения «опиумного вопроса» (конец 60-х гг. XX в. 1974 г.) / Абрегова А.А. // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. - №2. – С.21 – 26.
2. Абрегова А.А. Влияние Кипрского кризиса 1964 г. на американо-турецкие отношения / А.А. Абрегова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2012. - №2. – С.53 – 59.
3. Адулян М.О. Доктрина Трумэна / М.О. Адулян. – М.: ЭКСМО – пресс, 2012. – 9 с.
4. Артамонова К. Позиция США и СССР в отношении кипрской проблемы / К. Артамонова // Актуальные проблемы. – 2011. - №14. – С.154 – 160.
5. Батурин Ю.М. Досье разведчика / Ю.М. Батурин. – СПб.: Питер, 2014. – 118 с.
6. Богатуров А.Д. История международных отношений / А.Д. Богатуров. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 174 с.
7. Горносталев А. Военные объекты США и НАТО на территории Турции / А. Горносталев // Зарубежное военное обозрение. – 2012. - №3. – С.61 – 67.
8. Дугина Е.П. Холодная война: годы, суть. Мир в годы холодной войны. Внешняя политика в годы холодной войны / Е.П. Дугина. – М.: ЭКСМО – пресс, 2016. – 7 с.
9. Накисбаев Д.В. Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития / Д.В. Накисбаев // Дис.кандидата политич.наук.23.00.04. – Москва.: 2014. - 52 с.
10. Маляр Е.Л. План Маршалла – самый успешный в истории проект экономической помощи / Е.Л. Маляр. – М.: ИНФРА – М, 2013. – 19 с.
11. Мурадян И.М. Региональные проблемы турецко-американских отношений / И.М. Мурадян. – Ереван.: Антарес, 2014. – 200 с.
12. Курбала П.С. План Маршалла – первое противостояние западного и восточного блоков / П.С. Курбала. – СПб.: Питер, 2013. – 27 с.
13. Маляр Е.С. Что такое эмбарго, каковы его последствия и как с ними бороться / Е.С. Маляр. –СПб.: Питер, 2014. – 14 с.
14. Минин А.В. Карибский кризис / А.В. Минин. – СПб.: Питер, 2012. – 8 с.
15. Михайлова Т.В. История России: учебник для ВУЗов / Т.В. Михайлова. – М.: Просвещение, 2014. – 94 с.
16. Накисбаев Д.В. Американо-турецкие отношения в постиракский период / Д.В. Накисбаев // Вестник российского университета дружбы народы. – 2012. - №1. – С.29 – 34.
17. Накибаев Д.В. Американо-турецкие отношения в эпоху глобализации и перспективы их развития / Д.В. Накибаев // Дис.кандидата политич.наук.23.00.04. – Москва.: 2013. - 48 с.
18. Накисбаев Д.В. Внутриполитическая ситуация в Турции и ее влияние на американо – турецкие отношения / Д.В. Накисбаев // Азия и Африка сегодня. – 2013. - №11. – С.42 – 48.
19. Накисбаев Д.В. США – ЕС – Турция / Д.В. Накисбаев // Современная Европа. – 2014. - №6. – С.17 – 22.
20. Новичков М.Л. Войны в Персидском заливе: причины и последствия / М.Л. Новичков. – М.: ИНФРА – М, 2016. – 20 с.
21. Поцхверия Б.М. Советско-турецкие отношения / Б.М. Поцхверия. – М.: Просвещение, 2013. – 276 с.
22. Порцхверия Б.М. СССР и Турция. 1917 – 1979 / Б.М. Порцхверия. – М.: ИНФРАМ – М, 2013. – 194 с.
23. Поцхверия Б. Внешняя политика Турции в 60-х - начале 80-х годов XX в. М.: Наука. — 1986. — 294 с.
24. Родионов А.А. Турция: перекресток судеб/ А.А. Родионов. – М.: Просвещение, 2014. – 51 с.
25. Сидорчик А. Троянский конь Америки. Как «план Маршалла» лишил Европу независимости / А.Сидорчик // Аргументы и факты. – 2015. - №3. – С.17 – 22.
26. Сотниченко А.А. Пролог «Холодной войны. Советско-турецкие противоречия в 1945-1950 гг. в условиях формирования Ялтинской системы международных отношений / А.А. Сотниченко // Труды Исторического факультета Петербургского университета. – 2016. – №2.- С.79 – 85.
27. Толмачев С.А. План Маршалла – как отражение библейского проекта закабаления мира / С.А. Толмачев // Аргументы и факты. – 2016. – №4. – С.34 – 41.
28. Уткин А.И. Единственная сверхдержава / А.И. Уткин. – М.: Алгоритм, 2013. – 176 .
29. Шенин А.С. Роль Турции в стратегических планах демократической и Республиканской партии в США / А.С. Шенин // Вести Волгоградского государственного университета. – 2014. - №3 (27). – С. 75- 80.
30. Шенин А.С. Турецкая политика: генезис и эволюция в 1980 –е гг. / А.С. Шенин // Известия Саратовского университета. – 2014. - №3. – С. 41 – 45.
31. Якимов А.С. Карибский кризис. Россия повторяет путь СССР / А.С. Якимов // Аргументы и факты. – 2016. - №8. – С.13 – 18.
32. Как Турция проводила экспансионистскую политику. – Интернет ресурс. – Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/04/17/turok_go/
33. Клинтон Б. Моя жизнь. - М., 2005; Олбрайт М. Госпожа Госсекретарь. - М., 2004.; Родионов А.А. Турция – перекресток судеб. - М., 2006.


Литература на иностранных языках

1. Fahir Armaoğlu, Belgelerle Türk-Amerikan Münasebetleri, Ankara, 1991
2. Mehmet Gönlübol-Ömer Kürkçüoğlu, Olaylarla Türk Dış Politikası
3. Suat Kınıklıoğlu, An anatomy of Turkish-Russian Relations
4. Kemal Kirişçi, Huzur mu Huzursuzluk mu: Çekiç Güç ve Türk Dış Politikası, İstanbul, 1994
5. Haydar Tunçkanat, İkili Anlaşmaların İçyüzü, Ankara, 1970

пограничная безопасность СССР в период 1945-1991,

Содержание

Введение

Глава 1. Структура общей системы безопасности границ СССР послевоенного периода

.1 Понятие и содержание пограничной безопасности СССР

.2 Восстановление государственной границы и пограничной безопасности в послевоенный период

Глава 2. Деятельность советского государства по обеспечению пограничной безопасности

.1 Безопасность границы территории СССР

.2 Разрушение « "железного занавеса" »

Вывод

библиография

Введение

Актуальность темы исследования. Вызов на исторический опыт деятельности государственных органов по охране государственной границы вызвана тем, что многие вопросы безопасности на границе, там был во второй половине XX века, имеют место и в настоящее время. Таким образом, с учетом современного реформирования органов границу Российской Федерации, сокращения военной составляющей в деле охраны государственной границы, сегодня должен учитывать исторический опыт решения проблем, связанных с обеспечением интересов государства в этой области.

Анализ и понимание критической накопленного исторического опыта, извлечение из него учебно уроки и выводы, сделанные на основании положений международной практики, на практике, их использование осуществляется в современных условиях на первый план. С наибольший интерес в период 1945-1991 годов, во время которого происходило формирование законодательной базы, формирование и совершенствование органов СССР, отвечавших за охрану государственной границы, были разработаны эффективные меры борьбы с нарушителями и так далее

Степень изучения проблемы. Историография проблемы безопасности на границе крайне ограничено и условно делится на два больших периода: советский (до 1991 г.) и постсоветский (с 1991 г. по настоящее время). Основное различие между ними состоит в оценке деятельности органов пограничного и глубина их анализа. В основном, это обусловлено тем, что современные историки имеют возможность более объективно оценивать деятельность органов государственной власти СССР и создания беспристрастно взгляды на проблему, опираясь на новые исторические источники.

В советский период были изданы работы Н. Бондаренко, К. М. Болдина, В. Ф. Молчановского, В. А. Сальникова и др., открыты частные вопросы, касающиеся безопасности границ СССР. Большинство работ этого периода были характерны публицистичность, комплиментарность в отношении деятельности советских государственных органов по охране государственной границы. Господство в прошлом идеологические постулаты не позволило авторам беспристрастно анализировать сложившуюся ситуацию пограничной безопасности в отчетный период. Тем не менее, эти работы имеют практическое значение для исследований, так как содержат значительный фактический материал.