овладение моделями словообразования немецкого языка в средней школе.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Немецкий продвинутый
  • 25 25 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.01.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Лексикологический аспект обучения моделям словообразования немецкого языка 6
1.1. Система словообразования. Общие положения 6
1.2. Характеристика способов словообразования в немецком языке 9
Выводы по Главе 1 12
Глава 2. Методический аспект обучения моделям словообразования немецкого языка 14
2.1. Обучение грамматической стороне речи 14
2.2. Обучение словообразованию на уроках немецкого языка в средней школе 17
Выводы по Главе 2 21
Заключение 23
Список литературы 25

Фрагмент для ознакомления

Так, для каждого рода существительных в немецком языке характерны свои суффиксы. К примеру, к суффиксам мужского рода относятся: -er,-ler,-ner (для обозначения профессии, национальности, происхождения): derMechaniker, derSportler, derEuropäer; -e (указывает на национальность): derRusse, derDeutsche и другие. Суффиксы женского рода: -in: (от существительных мужского рода, обозначающих профессию, национальность): derSportler - dieSportlerin, derRusse - dieRussin; суффикс собирательного значения -schaft: dasLand – dieLandschaft, derFreund- dieFreundschaft. К многочисленным суффиксам среднего рода относятся: -tumс его собирательным значением: derBauer- dasBauerntum, derFürst– dasFürstentum;уменьшительно-ласкательные суффиксы -chen, -lein: derSohn- dasSöhnchen, derTisch- dasTischlein.В русском языке путем суффиксации образуются существительные со значениями лица, предмета, принадлежности к женскому роду, уникальности, гиперболизации, уничижительности, существительные с уменьшительно-ласкательным значением (фокусник, мастерица, пылинка, мамочка, ручища, народец). Разумеется, при сопоставительном изучении словообразования на уроках немецкого в средней школе необходимо контролировать возможные явления интерференции.Существительные составляют более половины словарного запаса немецкого языка, и их число постоянно увеличивается. Словообразование существительных в немецком и русском языках можно противопоставить двумя моделями, каждая из которых требует особой методики обучения:внутрисубстантивное образование существительных и образование существительных от других частей речи. О внутрисубстантивномобразовании слов разных частей речи мы говорили выше; помимо приведенной в пример суффиксации, для него характерна также префиксация[9].Безусловно, существительные могут быть образованы и от других частей речи, например derKrankeобразуется путем перехода прилагательного krank в класс существительных. Возможен и обратный процесс, когда прилагательное образуется от существительного. Кроме того, некоторые существительные немецкого языка образуются от числительных. Особый класс существительных – отадъективные существительные, то есть те, которые образовались от прилагательных. Они зачастую образуются путем суффиксации: – heit, -keit: например, прилагательное möglich после суффиксации становится существительным dieMöglichkeit. Отличной формой развития словообразовательных навыков в средней школе являются игры на способы образования новых слов из предложенных учителем. Так, подобные игры могут проводиться на конкурсной основе – например, с определением победителя, назвавшего больше всего слов с тем или иным суффиксом или образовавшего максимальное количество лексем от одного и того же слова.Помимо вышеперечисленного, безаффиксные способы словообразования представлены сложением. Например, таким спосоо образовано немецкое словоderHandschuh. Также к безаффиксным способам словообразованияотносится аббревация и иногда сложение с суффиксацией.Стремление увидеть общее в отдельных фактах характеризует любую науку. В словообразовании эта задача может быть реализована разными путями. Один из них– построение системного описания типовых словообразовательных парадигм, свойственных тем или иным лексико-семантическим группам слов. Безусловно, это задача не школьника и, возможно, даже не учителя иностранного языка, а методистов, специалистов по теории и методике обучения иностранным языкам.В качестве практического способа овладения словообразовательными моделями немецкого языка в средней школе мы утверждаем презентацию учащимся уже сложившихся моделей словообразования. В качестве закрепления подобного навыка мы рекомендуем игровые задания, помогающие школьнику усвоить ту или иную модель до таких пределов, чтобы уметь образовывать новые слова в немецком языке самостоятельно, что входит в рамки владения необходимыми по результатам обучения компетенциями.Выводы по Главе 2Во второй главе нашей работы, посвященной исследованию методических принципов обучения, мы уделили значительное внимание исследованию вопроса об обучении грамматической стороне речи, а также изучили вопрос о методах овладения словообразовательными моделями на уроках немецкого языка в средней школе. По итогам исследования в этой части работы можем сделать следующие выводы:Основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма;Можно выделить в обучении грамматике две основные цели: грамматически правильно оформлять устно-речевые высказывания, и научить учащихся распознавать грамматические явления при чтении и аудировании;В компонентный состав содержания обучения грамматической стороне речи входят, материальные формы существования иностранного языка в виде суффиксов, префиксов, целостных словоформ, знания о грамматических формах того или иного иностранного языка, в правилах образования и употребления этих форм, а также действия по грамматическому оформлению речи;Для расширения потенциального словаря учащихся необходимо регулярно, начиная с начального этапа, работать над формированием навыков самостоятельнойсемантизации;Учащихся необходимо знакомить с основными словообразовательными моделями;Эффективным методом овладения словообразовательными моделями в средней школе является игра, направленная на усвоение тех или иных моделей словообразования в немецком языке на практике.ЗаключениеИтак, нами было проведено теоретическое исследование по теме «Овладение моделями словообразования немецкого языка в средней школе». На основе этого исследования была написана предложенная курсовая работа.В первой главе нашей работы, посвященной лингвистическим основам моделирования словообразования в немецком языке, мы уделили значительное внимание исследованию вопроса о словообразовании в общей лингвистике. Кроме того, нами были описаны некоторые модели словообразования немецкого языка. При этом мы выяснили, что основные способы словообразования – это присоединение к основе слова суффикса, приставки или суффикса и приставки одновременно, соединение двух или нескольких основ в одну, перевод слова из одной части речи в другую, отрыв одного из значений слова от остальных.Во второй главе нашей работы, посвященной исследованию методических принципов обучения, мы уделили значительное внимание исследованию вопроса об обучении грамматической стороне речи, а также изучили вопрос о методах овладения словообразовательными моделями на уроках немецкого языка в средней школе. При этом нами было доказано, что основной целью обучения грамматике в средней школе является формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений. Кроме того, мы выяснили, что для расширения потенциального словаря учащихся необходимо регулярно, работать над формированием навыков самостоятельной семантизации, к которым относится прежде всего изучение и усвоение словообразовательных моделей немецкого языка.В целом, задачи, поставленные во введении к курсовой работе, полностью решены. Задачи первая, вторая решались в первой главе, задачи четвертая, пятая решались во второй главе. После каждой главы предложены соответствующие выводы, раскрывающие содержание каждого из ее подразделов. Общие выводы по теме всего исследования сделаны в заключении.Список литературыБим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977. — 312 стр.Зеленецкий А.Л. Теоретический курс немецкого языка как второго иностранного. Учебное пособие / – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 288 с.Зеленецкий А.Л., Новожилова О.В. Теория немецкого языкознания. Учебное пособие. - Издательство: Академия (Academia), 2003 г. - 400 с.Левковская К.А. Лексикология немецкого языка. Пособие для учителей. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – 247 С.Леонтьев, А.А.Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. Серия: Методика и психология обучения иностранным языкам. - Издательство: М.: Русский язык, 1991. - 358 с.Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.Реформатский А.А. Введение в языковедение. Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.

Список литературы

1) Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М.: Русский язык, 1977. — 288 с.
2) Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. Учебное пособие. — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
3) Головин Б.Н. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 1977. — 312 стр.
4) Зеленецкий А.Л. Теоретический курс немецкого языка как второго иностранного. Учебное пособие / – М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. – 288 с.
5) Зеленецкий А.Л., Новожилова О.В. Теория немецкого языкознания. Учебное пособие. - Издательство: Академия (Academia), 2003 г. - 400 с.
6) Левковская К.А. Лексикология немецкого языка. Пособие для учителей. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. – 247 С.
7) Леонтьев, А.А. Общая методика обучения иностранным языкам. Хрестоматия. Серия: Методика и психология обучения иностранным языкам. - Издательство: М.: Русский язык, 1991. - 358 с.
8) Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. Ростов н/Д: Феникс; М.: Глосса-Пресс, 2010. — 640 с.
9) Реформатский А.А. Введение в языковедение. Под ред. В.А. Виноградова. – М.: Аспект Пресс, 1996. — 536 с.
10) Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. - Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.
11) Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — М.: Просвещение, 2002. — 239 с.

Способы словообразования в немецком языке

Федеральное агентство по образованию

Государство, учреждения высшего образования

Курский государственный технический университет

Кафедра теоретической, прикладной и связи информационные технологии






Курсы

на тему: Способы словообразования в немецком языке

по дисциплине: Морфология












Курск – 2010

Введение

Находясь в постоянном движении язык, непрерывно развивается, совершенствуется, имея свое настоящее, прошлое и будущее. Обогащение словаря – это один из важнейших факторов развития языка, свидетельство его динамического характера. Лексика языка находится в состоянии непрерывного изменения в соответствии с законами языка. С развитием общества появляются новые предметы, явления, они запечатляются в новых словах и новых значений [12].

Современный этап развития лингвистики характеризуется повышенным интересом к изучению словообразования. Поднимаются вопросы о статусе словообразовательных единиц, о словообразовательных значений и пр. Словообразование – раздел языкознания, который изучает все аспекты создания, функционирования, структуры и классификации производных и сложных слов [6].

Вопросы словообразования в разное время занимались ученые – языковеды, такие, как Бодуэн де Куртенэ, Л. В. Щерба, В. В. Виноградов, Ф. Фляйшер [8], М. Е. Степанова, Якоб Гримм, Ф. Беккер, В. Г Чуваева [7], В. Хенцен [9], Е. Матер [11], И. Эрбен [10] и другие.

Бодуэн де Куртенэ считает словообразование "разделом морфологии, который включает, кроме того, этимологию (учение о корнях), учение о флексии и полных слов" [8]. Само словообразование он рассматривает как науку "...о словообразовательных суффиксах, с одной стороны, и о темах или основах, с другой стороны"[8], так это. впервые в учение о словообразовании включается изучение основ, ибо до этого, в учение о словообразовании в исследование были включены только словообразовательных аффиксов.

Признавая постоянное развитие языка, Бодуэн де Куртенэ распространяет принцип изменчивости, все элементы слова — корень, префикс, суффикс и окончание — и считает, что это необходимо, разлагая слово на морфемы, следуйте живой чутью языка, оперировать не "какими-то фикциями, витающими в нью атмосферу праязыка... но живые части. склоняемых и спрягаемых слов" [12].