Речевая культура молодёжи
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 22.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Например: thankyou (спасибо) - Сенька; birthday (день рождения) –бездник;2.Аффиксация как средство очень продуктивна.Ух (а) - кличка - кликуха, заказ - заказуха. Так же суффикс используется как средство, интеллектуальную, то есть сокращение сочетаний «прилагательное + существительное» в одно слово - мокрое дело (убийство) - мокруха.-АГ (А) - журналюга, общага, тюряга;-ар (А) - нос - носюрамы, кот - котяра.-Он - Выпивать - выпивон, закусить - закусон, забрасывать - закидоны. -Л (а) - водила (от водитель), кидала (от «бросать») - обманщик; -щик,Ник, -ач - «халява» - халявщик, «стучать» - стукач; - АК - наглость - нагляк, депрессия - депресняк. -Ота - Наркота (от наркотики) -Ижак - Балдеж (от «балдеть»), гудеж (от «гудеть»);Существительное бомжатник (от бомж), созданное по образцу названий помещений для животных (телятник, курятник), существительное качалка (спортклуб) произведено по образцу разговорных читалка, курилка.К (а): накрутка, отмывание, отмазка, засветки.-Нет (Е): отмывание, наваривания, обмишуривание.Также активно используются приставки:с- слинять, свалить (уйти, уехать) от-отвалить, откатиться, отгрести (лит. отойти) отмыть ( «грязные деньги»), отмазать (ся), отмотать. 3. Второе место занимает такой способ как усечение: шиза - шизофрения; дембель - демобилизация; нал - наличные деньги;4. Следующим мощным источником формирования лексического состава сленга является метафорика: аквариум, обезьянник - скамейка в милиции для задержанных; голяк - полное отсутствие чего -, тушить - бить; улетать - чувствовать себя превосходно. 5. Развитие полисемии: кинуть: 1) украсть что - либо у кого-либо; 2) взять у кого-нибудь что-нибудь и не отдать; 3) смошенничать при совершении сделки; 4) не сдержать обещание, обмануть.5. Развитие полисемии: кинуть: 1) украсть что - либо у кого-либо; 2) взять у кого-нибудь что-нибудь и не отдать; 3) смошенничать при совершении сделки; 4) не сдержать обещание, обмануть.6. Заимствование блатных арготизмов: беззаконие - полная свобода, разгул; клево - хорошо; мочить - бить, убивать.7. Аббревиация полная или частичная: КПЗ: 1) камера предварительного заключения, 2) «комната приятного запаха».8. каламбурного подставка: Бухарест - молодежная вечеринка (от "бух" - спиртное), безбабство - безденежье (от "бабки" - деньги).Школьная программа нацелена на обогащение лексического запаса школьников. Изучение русского языка в средней и старшей школе включает много тем по лексикологии: многозначные слова, омонимы, антонимы, синонимы, паронимы, фразеологизмы, а также пласты слов, представляющие историю развития нашего языка, – архаизмы, историзмы, неологизмы.Наличие у многих слов русского языка не одного, а нескольких значений составляет богатство речи и позволяет использовать эту особенность как средство изобразительности. Однако это составляет некоторые трудности у людей изучающих русский язык. Многозначным словам, в школьной программе, отводится несколько часов на изучение.Школьниками изучаются стилистические возможности использования многозначных слов в прямом и переносном значении. Многозначность лексики – неисчерпаемый источник обновления, переосмысления слова. Писатели находят в многозначности источник яркой эмоциональности, живости речи.Отдельный урок отводится для изучения омонимов. На уроках литературы школьники учатся искать омонимы в текстах, где авторы сознательно используют их в каламбурах. [4; 82]Выразительные средства употребляемые в речи: антонимы, синонимы, паронимы используются учениками во время языкового мышления. Экспрессивность, преобладающая над рационализмом делает речь ярче, вносит еле уловимые оттенки, эмоциональность.Распространенной ошибкой учеников является путаница слов-паронимов. Смешение паронимов приводит к искажению смысла и свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего.На протяжении всего школьного курса изучения русского языка особое внимание отводится фразеологизмам. Богатство русского языка составляет фразеологизмы, то есть устойчивые сочетания с несвободным значением каждого слова. Смысл фразеологизма представляет собой не сумму значений входящих в него слов, а нечто целое. Происхождение фразеологических словосочетаний не всегда можно легко установить. Фразеология русского языка представляет собой уникальное явление, в ней ярко отражается самобытность языка, его национальная специфика. Во фразеологии заложены богатые синонимические возможности. Колоссальные фразеологические ресурсы нашего словаря широко используют писатели. Из многочисленных фразеологических средств наиболее часто встречаются в речи героев и пословицы и поговорки, а также идиоматические выражения, закрепленные в языке вековой традицией.ЗаключениеВ речи современной молодежи имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: чрезмерное неуместное употребление заимствований; канцеляризмы, общение на жаргоне, речевые штампы, слова-спутники, многословие, бедность словаря, неправильное словоупотребление, использование слов- «паразитов», слов с «опустошенным» значение; орфоэпические ошибки, сокращения.Борьба с данными явлениями и их устранение обеспечивают простоту, чистоту и ясность высказываемой мысли. Соответствие данным речевым нормам свидетельствует о грамотности говорения.Словарь русского литературного языка, который складывался многие столетия, довольно богат по числу слов, по разнообразию оттенков их значений, по тонкой стилистической окраске. В создании русского лексического словаря участвовал весь русский народ, его великие писатели, критики, ученые.Существуют слова, в которых оценочная составляющая заслоняет в повседневном употреблении их значение, – это собственно ругательства, к числу которых относятся и такие выражения, как, скажем, фашист или экстремист. Практически в каждом слове зафиксирован некоторый фрагмент модели мира, а модели могут быть очень разнообразными.Список литературыСкворцов Л.И. Культура речи// Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. – С. 247-248.Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание. – В кн.: Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986. Юрина Е.А. Образная лексика русского языка. Ч.1. Семантика: Учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.- 144 с.Рыбченкова Л.М. Об экзамене по русскому языку в общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/2000 учебном году // РЯШ. – 2000. – №2.
2. Постановление Правительства РФ от 24.02.2009 № 142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов».
3. Баранов А.Н., Паршин П.Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности как средство воздействия на сознание. – В кн.: Роль языка в средствах массовой коммуникации. М., 1986.
4. Юрина Е.А. Образная лексика русского языка. Ч.1. Семантика: Учебное пособие. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008.- 144 с.
5. Рыбченкова Л.М. Об экзамене по русскому языку в общеобразовательных учреждениях РФ в 1999/2000 учебном году // РЯШ. – 2000. – №2.
Вопрос-ответ:
Какую роль играют аффиксы в речевой культуре молодежи?
Аффиксы являются средством упрощения и сокращения слов, что влияет на формирование и особенности речи молодежи. Они используются для выражения определенных оттенков и эмоций. Например, слова "спасибо" и "thankyou" сокращаются до "спасиб" и "тенкс".
Какие суффиксы часто используются молодежью для образования новых слов?
Молодежь часто использует суффиксы для образования новых слов. Например, добавление суффиксов "-уха" и "-он" к словам "заказ" и "убийство" создает новые слова "заказуха" и "убийствон".
Как аффиксы влияют на интеллектуальную составляющую речи молодежи?
С помощью аффиксации слов молодежь сокращает сочетания прилагательных и существительных в одно слово, что позволяет выразить определенный образ мысли или эмоциональный оттенок. Например, словосочетание "мокрое дело" может быть сокращено до слова "мокруха".
Какие еще примеры аффиксации можно привести?
Еще примерами аффиксации являются слова "АГ" (автоматический гамбургер), "журналюга" (журналист), "общага" (общежитие), "тюряга" (тюрьма), "ар" (армия), "носюрамы" (носильщики), "котяра" (кот), и другие.
Какие аффиксы используются для образования слов, связанных с употреблением алкоголя?
Для образования слов, связанных с употреблением алкоголя, молодежь часто использует аффиксы. Например, слово "выпивать" может быть сокращено до "выпивон", а "закусить" до "закусон". Также часто используется суффикс "-брасывать" в слове "забрасывать", что означает "пить много и быстро".
Какие слова используют молодежь вместо обычных слов?
Молодежь часто использует слова-синонимы для обычных слов, такие как: thankyou (спасибо), Сенька (Александр), birthday (день рождения), бездник (выходной). Это делается для придания разговору некоторой непринужденности и игривости.
Что такое "аффиксация" и как она используется в речевой культуре молодежи?
Аффиксация - это процесс добавления аффиксов (префиксов и суффиксов) к словам для образования новых слов или изменения значения уже существующих. В речевой культуре молодежи аффиксация используется очень продуктивно. Например, слово "кличка" может быть изменено до "кликуха" для обозначения имени или никнейма.
Как суффиксы помогают сократить сочетания прилагательного и существительного в одно слово?
Суффиксы используются молодежью как средство интеллектуальной сокращенной формы выражения. Например, вместо фразы "мокрое дело" может быть использовано слово "мокруха". Таким образом, молодежь экономит время и упрощает выражение своих мыслей и идей.
Какие другие слова и выражения используются молодежью для обозначения определенных предметов или понятий?
Молодежь часто использует сокращенные формы слов или уменьшительные суффиксы для обозначения предметов или понятий. Например, "АГ" может означать "армейский год", "А журналюга" - "арбуз", "общага" - "общежитие", "тюряга" - "тюрьма", "котяра" - "кот". Такие слова и выражения употребляются среди молодежи для обозначения собственной терминологии и стилистики.