Перспективы использования средств новых информационных технологий в образовании
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 29 + 29 источников
- Добавлена 22.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Возможности применения информационных технологий в образовании 6
1.1 Информационные технологии. Понятие. Возможности применения в образовании 6
1.2 Виды новых информационных технологий в образовании 10
1.2.1 Мультимедийные дидактические средства 10
2.2.2 Облачные технологии в образовании 14
2 Использование средств новых информационных технологий в ДОУ 18
2.1 Компьютерные игры и обучающие программы в ДОУ 18
2.2 Разработка конспекта занятия в подготовительной группе с использованием новых информационных технологий 21
Заключение 32
Список литературы 34
Необходимоследитьзатем,чтобывыбранныйметодизложенияматериаласоотносилсясматериаломпрезентации.Проверка логики подачи материала. Для того чтобы логика подачи материала не нарушалась, а дошкольникам было легко за ней следить, необходимо продумать переходы: отвступлениякосновнойчастипрезентации,отоднойосновнойидеикдругой,отодногослайдакдругому.Разработка дизайна презентации – определение соотношения текстовой и графической информации. Требования к содержанию информации:заголовкидолжныпривлекатьвниманиеаудитории;словаипредложения–короткие;временнаяформаглаголов – одинаковая;минимумпредлогов,наречий,прилагательных.Требованиякрасположениюинформации:горизонтальноерасположениеинформации;наиболееважнаяинформациявцентреэкрана;комментарииккартинкерасполагатьвнизу.Требованиякшрифтам:размерзаголовканеменее24пунктов,остальнойинформациинеменее18пунктов;неболеедвух-трехтиповшрифтовводнойпрезентации;длявыделенияинформациииспользоватьначертание:полужирныйшрифт,курсивилиподчеркивание;Способывыделенияинформации:рамки,границы,заливка;различныйцветшрифта,ячейки,блока;рисунки,диаграммы,стрелки,схемыдляиллюстрациинаиболееважныхфактов.Объеминформации и требования к содержанию:наодномслайденеболеетрехфактов,выводов,определений;ключевыепунктыотражаютсяпоодномунакаждомотдельномслайде.Слайдыненадоперегружатьнитекстом,никартинками.Лучшеизбегатьдословного «перепечатывания» текста занятия наслайды – слайды,перегруженныетекстом,вообщенесмотрятся.Лучшенерасполагатьнаодномслайдеболее2–3рисунков,таккакиначевнимание детей будетрассеиваться.Подготовка заключения. Ключевые составляющие заключения: яркоевысказывание-переходкзаключению;повторениеосновныхидейпрезентации;подведениеитогов;короткоеизапоминающеесявысказываниевконце.Заключениедолжнобытьпозитивнымиумеренным.Взаключениинеобходимоизбегать:изменениястиляведенияпрезентации;признаниявтом,чтоВычто-тозабылирассказать;заключениябезподведенияитогов;бессвязнойречи.Конспект занятия-беседы для подготовительной группы на тему:«Путешествие в гости к насекомым»(Слайд №1)Цель: Формировать у старших дошкольников представление о насекомых, особенностях их строения, способах передвижения, приспособлении к среде обитания.Программные задачи: Закрепить знания детей о живой природе для познания окружающего мира; обогатить их представление о пользе или вреде, который приносят насекомые растениям и людям.Развивать связную речь детей, интерес к чтению.Воспитывать у каждого ребёнка бережное отношение к живому. Материал и техническое оборудование: интерактивная доска, слайды.ХОД ЗАНЯТИЯ: (слайд№2)Воспитатель: Дети, по изображению на экране вы догадались, о чём пойдёт наша беседа?Дети: Да. Мы будем беседовать о насекомых.Воспитатель: Вокруг нас живут очень маленькие, а иногда совсем незаметные существа – насекомые. Посмотрите на картинку, что общего у всех насекомых?Дети: у них у всех по шесть ног. (слайд №3)Воспитатель: Из чего состоит тело насекомых?Дети: Голова, грудь, брюшко.(слайд №4)Воспитатель: Есть насекомые, которые летают, есть те, которые ходят или прыгают. Найдите на рисунке тех, кто летает. А кто прыгает? Кто ходит?Дети: летают комар и стрекоза, ходит – жук, прыгает – кузнечик. (Слайд №5)Воспитатель: И живут насекомые в разных местах – под землей, на земле, на небе. (Слайд№6)Воспитатель:А теперь давайте поиграем. Помогите насекомым добраться до листочка.Дети: Подходят к интерактивной доске и маркером рисуют дорожку.(Слайд №7)Воспитатель: мы всех насекомых покормили листочками, но на самом деле все насекомые питаются по разному. Кузнечик ест растения, бабочки – цветочный нектар, комар – сок растений, а его самка – кровь, стрекоза – мух и комаров (она хищник).(Слайд №8)Воспитатель: А теперь, ребята, давайте отправимся в гости к насекомым – на зеленый лужок.Под музыку «Паровозик из Ромашково» дети отправляются в путь. «по тропинке» - ходьба гимнастическим шагом;- «по болоту»- ходьба на носках, руки на поясе;- «по кочкам» - ходьба на пятках;- «легкий бег»;- «дышим лесным воздухом» - дыхательная гимнастика.Реализация блока «Царство растений» может быть сопровождена проектной деятельностью старших дошкольников. Метод проектов является одним из основных инструментов реализации деятельностного характера стандартов нового поколения, основной целью которых является развитие личности ребенка. Проект и исследование – это основные методы, которые находятся в основе различных форм и видов деятельности воспитанников, нацеленных на применение и открытие знаний.В рамках настоящего исследования предлагаем следующий план организации проектной деятельности по теме «Собираем осенью урожай плодов»:Работа с родителями:предложить родителям почитать с детьми книги по заданной теме;запросить информацию о возможности посетить дачу вместе с ребенком (свою, у бабушки, у друзей);попросить родителей сфотографировать урожай плодов на даче и принести фотографии в электронном виде.Работа с детьми (см. таблицу 2)Таблица 2Этапы выполнения творческих проектовЭтап выполнения проектаДействия детейДействия воспитателяПроблематизацияПринимают участие в беседе.Отвечают на вопросы.Проведение беседы на основе вводной презентации.Беседа с детьми по проблемным вопросам:Какие растения растут на даче?Назовите овощи, которые спеют к осениНазовите фрукты, которые спеют к осениУ вас есть фотографии вашего урожая?ЦелеполаганиеСмотрят на экран и называют названия овощей и фруктов.Находят свои фотографииВы все принесли фотографии своего осеннего урожая. Посмотрите на экран.ПланированиеВыдвигают предположение о конечном продукте проекта – мультфильм, ролик и т.п.Предлагает детям из коллекции фотографий создать свою компьютерную программуРеализацияВыбирают фотографии, могут подойти к доске и попробовать сами вставить фотографию в программуНа интерактивной доске вставляет фотографии, выбранные дошкольниками в шаблон обучающей программы (это может быть мультимедийная презентация или видеоролик, созданные средствами windowsmoviemaker)Защита проектаСмотрят готовую программуСохраняет программу и демонстрирует ее детямСамооценка и рефлексияОтвечают на вопросыЗадает вопросы:Понравилась ли вам презентация?Какие овощи и фрукты вы видели на ней?Покажете своим родителям сделанную нами программу?Анализ возможностей применения игр и обучающих программ позволил определить, что основными направлениями использования названных средств в дошкольном образовательном учреждении являются компьютерные игры, обучающие мультимедийные презентации, занимательные видеоролики. Автором разработаны конспекты занятий, предусматривающих применение рассмотренных средств. ЗаключениеНастоящее исследования было посвящено вопросам применения новых информационных технологий в образовании.Особое внимание в исследовании уделено компьютерным играм и обучающим программам как главным инструментам знакомства дошкольников с компьютером. Подтверждением необходимости изучения именно названных средств являются результаты экспериментальной работы. Было выяснено, что компьютерные игры и электронные обучающие программы не находят своего применения дома у дошкольников. Однако дети готовы к формированию навыков работы за компьютером и восприятию информации с монитора вычислительной техники или интерактивной доски.Автором были внесены предложения по применению новых информационных технологий в процессе экологического образования дошкольников, что позволило организовать работу старших дошкольников с компьютером. Так, был разработан конспект занятия по теме «Лесное царство», в ходе которого дети играют с компьютерную игру «Мир зверей для малышей». Дошкольники получают возможность рассматривать картинки диких животных, слушать стихи и звуки зверей, складывать пазлы.Для занятия по теме «Путешествие в гости к насекомым» разработана авторская обучающая мультимедийная программа, являющаяся наглядным средством обучения. Кроме того, в работе представлены рекомендации по разработке подобных приложений.Для изучения блока «Царство растений» было предложено организовать проектную деятельность дошкольников, результатом которой стала совместная обучающая программа - «Собираем осенью урожай плодов». Усвоение знаний с применением метода проектов перестает носитьхарактер заучивания, многообразие форм поисковой, проектной, мыслительной деятельности позволяет реализовывать данный метод, как продуктивный творческийпроцесс. В основе проектирования при использовании проектной технологии лежит усвоение и знанийи способов, позволяет развивать познавательную активность и творческий потенциал ребенка.Таким образом, можно сделать вывод о достижении цели и решении задач, определенных во введении.Список литературыФедеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь/ С.С. Аверинцев. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 814с.Авраменко О.В., Миронова Э.Л., Кушникова О.В. Информационные технологии как дидактическая поддержка работы по развитию речи детей // успехи современной науки и образования . - 2016. - №7. - С. 105-110.Акмалов А.Ю. К определению «образовательная технология» в контексте современного российского образования [Текст] / А.Ю.Акмалов// Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: сборник статей материалов международной научной конференции. – Москва, 2014. – 45-48 с. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н.Ф. Бабина. – М.: ДиректМедиа, 2015. – 328с.Бакланова О. А. Формирование основ компьютерного конструирования у дошкольников // развитие современного образования: теория, методика и практика . - 2016. - №1(7). - С. 119-123.Большой энциклопедический словарь / Под ред. И. Лапина, Е. Маталина и др. – М.: Астрель, 2003. – 950с.Гребенюк О.С.Теории обучения. / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребунюк. - М., 2013. – 406 с.Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 128с.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 160с.Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 314с.Киселева Т.Г. Анализ обучающих программ по изобразительной деятельности // вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки . - 2011. - №1. - С. 141-144.Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416с.Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки . - 2011. - №1. - С. 264-265.Котова С. А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал . - 2014. - №4. - С. 65-69.Котова С.А. О необходимости использования интерактивных технологий в дошкольном образовании // инновации в науке . - 2012. - №7. - с. 51-55.Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р. Формирование информационного общества в XXI веке. - СПб.: РНБ, 2013. - 640 с.Могилев А.В. Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 304с.Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - №2. – С.98-102Онищук М.А., Фалунина Е.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Труды братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки . - 2013. - №1. - С. 54-59.Пучкова Д.А Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - С. 15-28.Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова и др. – М.: Дрофа, 2011. –360с.Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2012. – 576с.Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // психолого-педагогический журнал гаудеамус . - 2015. - №1(25). - С. 132-137.Уэбстер Ф. Теории информационного» общества.- М.: Аспект Пресс, 2014.- 400 с.Чен М.В. Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста // студенческий электронный журнал стриж . - 2016. - №5(9). - С. 58-62.Чен М.В. Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста // студенческий электронный журнал стриж . - 2016. - №5(9). - С. 58-62.Шавараков Е.О. Психолого-педагогический анализ современных электронных программ обучения начальным навыкам чтения // вестник московского государственного лингвистического университета. Серия: образование и педагогические науки . - 2014. - №16(702). - С. 44-52.ПРИЛОЖЕНИЕ 1Результаты опроса «Что такое компьютер?»Результаты опроса «Зачем нужен компьютер?»ПРИЛОЖЕНИЕ 2Анализ взаимодействия дошкольника с компьютерной техникой в игровой деятельностиПРИЛОЖЕНИЕ 3Популярные типы компьютерных игр среди детей дошкольного возрастаПРИЛОЖЕНИЕ 4Анализ анкетирования родителей детей дошкольного возрастаПРИЛОЖЕНИЕ 5Стихотворение о лесеПРИЛОЖЕНИЕ 6Мультимедийная презентация «Путешествие в гости к насекомым»
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации»
3. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь / С.С. Аверинцев. – М.: Советская энциклопедия, 1989. – 814с.
4. Авраменко О.В., Миронова Э.Л., Кушникова О.В. Информационные технологии как дидактическая поддержка работы по развитию речи детей // успехи современной науки и образования . - 2016. - №7. - С. 105-110.
5. Акмалов А.Ю. К определению «образовательная технология» в контексте современного российского образования [Текст] / А.Ю.Акмалов// Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом: сборник статей материалов международной научной конференции. – Москва, 2014. – 45-48 с.
6. Бабина Н.Ф. Технология: методика обучения и воспитания / Н.Ф. Бабина. – М.: ДиректМедиа, 2015. – 328с.
7. Бакланова О. А. Формирование основ компьютерного конструирования у дошкольников // развитие современного образования: теория, методика и практика . - 2016. - №1(7). - С. 119-123.
8. Большой энциклопедический словарь / Под ред. И. Лапина, Е. Маталина и др. – М.: Астрель, 2003. – 950с.
9. Гребенюк О.С. Теории обучения. / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребунюк. - М., 2013. – 406 с.
10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7 лет / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 128с.
11. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада / Н.Ф. Губанова. – М.: Мозаика-Синтез. 2012. – 160с.
12. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 314с.
13. Киселева Т.Г. Анализ обучающих программ по изобразительной деятельности // вестник московского государственного областного университета. Серия: психологические науки . - 2011. - №1. - С. 141-144.
14. Козлова С.А., Куликова Т.А Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416с.
15. Королева Н.Л., Мещерякова Л.А. Мультимедийные обучающие программы как инструмент развития познавательных процессов детей дошкольного возраста // Вестник тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки . - 2011. - №1. - С. 264-265.
16. Котова С. А. Исследование формирования вычислительных навыков у старших дошкольников с использованием игр на интерактивной доске // Карельский научный журнал . - 2014. - №4. - С. 65-69.
17. Котова С.А. О необходимости использования интерактивных технологий в дошкольном образовании // инновации в науке . - 2012. - №7. - с. 51-55.
18. Кузьмин Е.И., Фирсов В.Р. Формирование информационного общества в XXI веке. - СПб.: РНБ, 2013. - 640 с.
19. Могилев А.В. Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации. – СПб.: БХВ-Петербург, 2010. – 304с.
20. Некрасова А.Н., Семчук Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей // Ярославский педагогический вестник. – 2012. - №2. – С.98-102
21. Онищук М.А., Фалунина Е.В. Возможности информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ // Труды братского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки . - 2013. - №1. - С. 54-59.
22. Пучкова Д.А Роль компьютерных игр в развитии познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - №1-1. - С. 15-28.
23. Роберт И.В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании / И.В. Роберт, С.В. Панюкова и др. – М.: Дрофа, 2011. –360с.
24. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2012. – 576с.
25. Ставцева Ю.Г. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовательном учреждении // психолого-педагогический журнал гаудеамус . - 2015. - №1(25). - С. 132-137.
26. Уэбстер Ф. Теории информационного» общества.- М.: Аспект Пресс, 2014.- 400 с.
27. Чен М.В. Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста // студенческий электронный журнал стриж . - 2016. - №5(9). - С. 58-62.
28. Чен М.В. Формирование представлений о мире природы у детей старшего дошкольного возраста // студенческий электронный журнал стриж . - 2016. - №5(9). - С. 58-62.
29. Шавараков Е.О. Психолого-педагогический анализ современных электронных программ обучения начальным навыкам чтения // вестник московского государственного лингвистического университета. Серия: образование и педагогические науки . - 2014. - №16(702). - С. 44-52.
Вопрос-ответ:
Какие возможности предоставляют информационные технологии в образовании?
Информационные технологии в образовании предоставляют широкий спектр возможностей: доступ к образовательным ресурсам, интерактивное обучение, дистанционное обучение, развитие навыков работы с компьютером и мультимедиа, индивидуализацию образовательного процесса и т.д.
Какие виды новых информационных технологий используются в образовании?
В образовании используются различные виды новых информационных технологий, такие как мультимедийные дидактические средства (презентации, веб-сайты, видеоуроки и др.) и облачные технологии (хранение данных и доступ к ним через интернет).
Какие возможности предоставляют компьютерные игры и обучающие программы в дошкольном образовании?
Компьютерные игры и обучающие программы в дошкольном образовании позволяют развивать когнитивные навыки, логику, воображение, моторику, а также обучать детей различным навыкам и знаниям через интерактивные задания и игровые сценарии.
Какие преимущества облачных технологий в образовании?
Преимущества облачных технологий в образовании включают возможность хранения и доступа к данным из любой точки мира с помощью интернета, совместную работу и обмен информацией между участниками образовательного процесса, повышение эффективности работы педагогов и учащихся.
Какие возможности предоставляют мультимедийные дидактические средства?
Мультимедийные дидактические средства предоставляют возможность интерактивного обучения, использования разнообразных визуальных и звуковых материалов, а также создания интересных и понятных презентаций для объяснения нового материала.
Какие возможности применения информационных технологий имеются в образовании?
Информационные технологии в образовании предоставляют широкий набор возможностей. Они позволяют создавать интерактивные учебные материалы, использовать компьютерные программы и игры для обучения, проводить дистанционное обучение и коммуникацию, а также создавать облачные хранилища для доступа к учебным ресурсам.
Какие виды новых информационных технологий используются в образовании?
В образовании применяются различные виды новых информационных технологий. Это, например, мультимедийные дидактические средства, которые позволяют визуализировать учебный материал и делают обучение более интерактивным. Также широко используются облачные технологии, которые позволяют хранить и обмениваться информацией через интернет.
Какие средства новых информационных технологий применяются в дошкольном образовании?
В дошкольном образовании используются различные средства новых информационных технологий. К ним относятся, например, компьютерные игры и обучающие программы, которые помогают развивать у детей логическое мышление и учат им новым навыкам. Также могут использоваться различные интерактивные дидактические материалы, которые делают обучение более интересным и запоминающимся.
Для чего применяются облачные технологии в образовании?
Облачные технологии в образовании используются для хранения и обмена учебными материалами, доступ к которым можно получить через интернет. Это удобно для учеников, которые могут работать с материалами из любого места, где есть интернет, и для учителей, которые могут делиться материалами и давать задания напрямую через облачные сервисы.
Какие преимущества имеют компьютерные игры и обучающие программы в дошкольном образовании?
Компьютерные игры и обучающие программы в дошкольном образовании имеют ряд преимуществ. Они помогают развивать у детей логическое мышление, моторику, внимание и другие навыки. Также они могут быть более интересными и привлекательными для детей, их увлеченность игрой способствует более глубокому усвоению материала. Кроме того, компьютерные игры и программы могут давать быструю обратную связь о проделанной работе и корректировать задания в зависимости от успеха ребенка.