Интернет технологии в современном школьном образовании
Заказать уникальную дипломную работу- 78 78 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 27.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ И В МИРЕ 8
1.1 Проблема образования современного российского общества 15
1.2. Компьютеризация российской общеобразовательной школы 22
1.3. Информационная культура и ее роль в обществе 27
ГЛАВА 2. НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 30
2. 1 Новые технологии в период реформирования школьного образования 30
2.3 Информатика как начало компьютеризации школы 38
ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 40
3.1 Перспективы развития российского образования 40
3.2 Использование методов компьютеризации в школьном образовании 44
3.3 Практическое применение средств и методов ИКТ на уроках 53
3.4 Негативные стороны компьютеризации 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Приложение 1 70
Приложение 2 71
Приложение 3 74
Приложение 4 75
Приложение 5 78
Данные презентации могут быть использованы в виде части работы урока, а также могут быть творческой работой ученика.
Для подготовки урока можно использовать и готовые презентации по различным темам. А затем готовая разработка адаптируется с учетом предпочтения преподавателя. Для данной работы можно применять ресурсы огромной сети Интернет. Но необходимо знание каталогов ресурсов Интернет. Предлагаемые мной каталоги представлены в презентации (Приложение 4). Каждый учитель должен направить ученика в нужно русло свободного течения, которое представляет сеть Интернет. А для этого перед учащимся необходимо поставить какую-то цель и помочь выбрать ему средства достижения данной цели . Тогда обучение из утомительного превратится в увлекательное и познавательное.
Таким образом, можно сказать , что использование средств и методов ИКТ в образовательном процессе вносит позитивное направление в уровень мотивации учащихся к любому предмету.
3.4 Негативные стороны компьютеризации
Использование в своей работе сети Интернет позволяет любому учебному заведению влиться в единое образовательное пространство. Причем данное вливание происходит постепенно. На первом уровне происходит интеграция посредством потребления информации, имеющейся в различных коммуникационных сетях. На втором уровне происходит грамотное использование полученной информации. И для третьего этапа характерно формирование новых информационных ресурсов.
Мы выяснили, что компьютеризация является основой инновационных технологий школьного образования. Однако, анализ результатов, полученных при внедрении новых информационных технологий в процесс образования показывает, что эффективность данного внедрения иногда не соизмеряется с затратами. Существует множество причин, без которых оптимальное использование современных средств ИКТ в процессе образования невозможно. Вот эти проблемы:
- первой является научно-техническая проблема. При изучении рынка оказалось, что на протяжении последних лет происходит постоянное снижение стоимости компьютеров высокой производительности;
- следующая проблема – научная. В настоящее время практически отсутствуют исследования в области анализа последствий массового применения средств ИКТ в школьном образовании. Не изучались функциональные возможности деятельности высшей нервной системы при использовании компьютерных средств. В частности данный процесс может иметь стрессовый характер.
- существуют и экономические проблемы. Для реализации программ информатизации школьного образования были потрачены значительные средства, а эффективность данных затрат оказалась невысокой, так как сказалось нерациональность ее проведения.
- следующей является проблема программного обеспечения. Она, конечно, постепенно решается, но пока находит ограниченное применение. Если провести анализ, то можно сказать, что в настоящее время компьютеры более эффективно могут использоваться в школьной бухгалтерии, кадровом учете ,системе управления, в различных математических расчетах, физических и химических лабораториях, тестировании при проверке знаний и сдаче экзаменов, а также при различных исследованиях. Понятно, что основная нагрузка по внедрению современных средств ИКТ в щкольное образование ложится на учителя информатики, поэтому ВУЗы, готовящие данных специалистов должны учитывать эту специфику.
Использование сети Интернет в качества источника информации имеет большие преимущества:
- для получения информации не играют роль время и расстояние от источника информации до пользователя;
- возможность проведения быстрой корректировки информационного ресурса, а также наличие обратной связи;
- получение данной информации – это разновидность самостоятельной работы, которая может использоваться для дистанционного образования;
- получение возможности учащимися получать навыки поиска и переработки полученной информации.
Однако, применение всемирной информационной среды имеет и различные проблемы. Во-первых, изменяется структура и психологическая сторона взаимодействия учителя и ученика, которое переходит из авторитета учителя в «партнерские» отношения между ними. Также существует возможность негативных проявлений как психологического, так и медицинского характера.
Поэтому на сегодняшний момент исследования в области психологического воздействия на психическое и физическое здоровье ученика являются актуальными. Так ,Зиновьева А.И. в статье «Психолого-педагогические и общеметодические аспекты использования ИКТ в современном образовательном процессе»отмечает, что использование современных средств ИКТ приводит к увеличению количества разнообразной учебной информации. И, как результат, происходит информационная перегрузка, которая приводит к эмоциональному возбуждению. А это является опасным для здоровья ученика. Поэтому учебный материал и используемые на уроке средства ИКТ должны тщательно подбираться и создавать на уроке нормальную психологическую атмосферу. Также отрицательно на здоровье ученика сказывается длительность работы на компьютере. Она отражается на нервной, эндокринной и иммунной системах, а также на зрении и костно-мышечной системе.
Кроме того, имеется возможность появления таких побочных эффектов, как:
- исчезает способность фантазировать и создавать свои визуальные образы, а также обобщать и анализировать информацию;
- могут быть снижены некоторые виды памяти, способность роста безответственности;
- постоянное стрессовое состояние;
- возможность снижения чувства естественной опасности.
Работа на компьютере связана со статическим напряжением глаз, поэтому необходимо уделять правильности освещения рабочего места. Также необходима четкая организация режима работы на компьютере и соблюдения длительности перерывов и проведения профилактических мероприятий по обеспечению здоровья учащихся, связанных с работой компьютера. Необходимо учитывать существующие санитарные нормы и правила и возраст учеников.
Причем исследованию необходимо подвергать все уровни системы образования: от дошкольного до высшей школы.
Новая информационная система, которая реализуется с помощью современных средств ИКТ, позволяет знакомить учащегося по-другомуобучаться, самостоятельно моделировать и думать. Однако, многие исследователи опасаются на сколько далеко и глубоко зайдет данное проникновение в культуру современного ученика. Данный процесс получит развитие в случае, когда средства ИКТ станут обычным инструментом в любом классе.
На сегодняшний день использование технологии виртуальной реальности, получившей распространение в сетях, не имеют четких границ. Поэтому может получиться так, что подрастающее поколение увидит мир не таким, каким его видим мы, а более многогранный благодаря интерактивному и виртуальному средствам обучения.
Таким образом, в результате использования современных ИКТ и глобальных сетей:
- в школе осуществляется переход процесса обучения на более высокий уровень, который соответствует требованиям современного информационного общества;
- для учащихся появляется возможность самовыражения, более эффективной подготовки как к будущей деятельности, так и к продолжению образования, развитию информационной культуры;
- для учителей появляется возможность постоянного роста квалификации для использования методик современной информационной системы школьного образования.
Подводя итоги проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:
В настоящее время каждому человеку необходимы первоначальная компьютерная грамотность и умение использовать компьютер для решения различных задач в разных сферах жизнедеятельности. Это в свою очередь выдвигает требование к современному школьному образованию, которое должно развивать личность ребенка в условиях информационного общества.
Использование современных средств ИКТ в формировании нового образования – это новая ступень формирования образовательного процесса. Ученик из пассивного обучающегося переходит в активного исследователя действительности. Учитель из единственно обучаемого переходит в консультанта и коллегу для ученика.
За несколько лет информатика сделала для внедрения и формирования инновационных процессов обучения больше, чем какая-то другая наука
Идея внедрения современных средств ИКТ и воспитание с их использованием современного поколения является актуальной и перспективной для развития всей культуры общества.
Является правильным преподавание информатики в младших классах, так как способствует в дальнейшем развитию логического и системного мышления.
Активно развиваются в разных регионах различные формы домашнего и дистанционного обучения с использованием элементов новых информационных технологий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в информационном обществе резко возрастает роль, а также проникновение компьютерной техники во все сферы жизнедеятельности человека. Не исключением является и образовательная сфера, которая является основой для определения места человека в современном обществе. Появляется необходимость в разработке новых моделей обучения и воспитания человека.
Согласно проведенным исследованиям можно сказать, что процесс информатизации школьного образования включает в себя несколько составляющих, о чем свидетельствует переход каждого учебного заведения на определенный этап. Во-первых, это оснащение школ средствами ИКТ, а именно компьютерами и различными периферийными устройствами. Во-вторых, это построение информационного пространства . и в первую очередь локальной компьютерной сети. И заключительной составляющей является обеспечение школьных учреждений программным и методическим материалом, который сможет сформировать информационную культуру как учащихся, так и преподавателей.
Сегодня человек практически готов работать в новой информационной среде, а также успешно ее развивать. Причем происходят не только изменения в условиях жизни человека, но и меняется он сам. Но эти изменения носят неоднозначный характер, связанный с совершенно различными факторами. Например, это культурно-психологическая адаптация человека к новым информационным средствам и ИКТ. Поэтому данный процесс нельзя представить как полностью положительный.
Одним из самых значительных отрицательных моментов – это негативное влияние современных средств ИКТ на здоровье детей и подростков.
Кроме того, активное внедрение компьютеризации создает условия для привязанности человека к компьютеру, причем даже для решения простых задач. Без компьютера человек становится совсем беспомощным. Многие пользователи вообще теряют интерес к окружающемумиру . Особенно это опасно для детей.
Общество создает глобальные программы и перестраивает систему современного образования с использованием компьютера как эффективного средства обучения, стараясь повысить уровень мыслительной культуры учащихся.
Сейчас школьное образование переживает новый этап, когда его задачей является научить человека комфортно себя чувствовать в информационной среде современного общества. А компьютер – это один из важнейших элементов этой среды.
Причем участники электронной дискуссии чувствуют себя равными, так как здесь нет ни занимаемой должности, ни социального положения и т.д.
Этот процесс отражается на развитии человеческого общества, которое законодательным образом разрешило открытость коммуникаций, а тем самым и свободу человека в новом измерении.
В сегодняшнем информационном мире нет единой модели элементов этики, морали и права, так как это уже новое информационное мышление.
В настоящее время использование средств и методов ИКТ дает нам огромные возможности для создания современного инновационного общества. Человечество вступило в новый этап развития , а компьютер является главным инструментом новой информационной среды. Средства телекоммуникаций все в большей мере становятся спутником человека. И если на первых этапах человек ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел независимость и свободу
Так. с появлением сети Интернет изменился круг общения людей, они могут общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых дискуссиях, телеконференциях.
Однако, проведенное исследование показало, что перспектива массовой компьютеризации школьного обучения приводит к необходимости решения различных проблем в данной сфере. В настоящее время необходимы научные исследования процесса обучения для определения целесообразности и эффективности внедрения средств и методов ИКТ в образовательный процесс детализированные разработки методических материалов, а как результат – разработка новой модели всего процесса школьного обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреев А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 2 – 7.
Белсуновская, Н. А. Возможности использования офисной программы MicrosoftExcel в деятельности педагогов – психологов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 121 – 127.
Булин – Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностныйподход // Учитель. 2005. № 3. С. 63 – 66.
Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 115 – 120.
Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 86 - 87.
Галлямова С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 31 – 36.
Герасименко М. В. Конкурентоспособность образовательных услуг с применением Интернет - технологий (взгляд из России на американский опыт) // США Канада. 2005. № 1. С. 87 – 98.
Гудилина С. И. Использование Интернет - технологий на уроках искусства // Информатика и образование. 2003. № 10. С. 74 – 79.
Давыдов, Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся // Математика в школе. 2004. № 7. С. 57 – 62.
Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. 2008. № 2. С. 261 – 267.
Дынько И. П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе // География в школе. 2005. № 3. С. 38 – 40.
Жерлыгина С. П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2002. № 8. С. 67 – 69.
Зарецкий Д. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. 1997. № 7. С. 89.
Захарова Т. Ю. Урок по физике с компьютерной поддержкой // Информатика и образование. 2002. № 7. С. 86 – 89.
Зенкина С. В. Компьютерные обучающие системы в биологии // Биология в школе. 2007. № 5. С. 26 – 28.
Ижогин Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики // Информатика и образование. 2003. № 12. С. 51 – 55.
Исайчева И. П. Театрализованный урок в Х классе на тему «Информационная безопасность» // Информатика и образование. 2007. № 9. С. 52 – 60.
Киселева М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметныхпроектах // Информатика и образование. 2005. С. 27 – 37.
Козлова О. Информатизация образования и школьная библиотека // Народное образование. 2002. № 5. С. 107 – 109.
Компьютерные игры: программы по экологии // Дошкольное воспитание. 1995. № 7. С. 54 – 61.
Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее // Народное образование. 2008. № 6. С. 176 – 180.. Коротков, Н. Информатика в школе: настоящее и будущее / Н. .
Красношлыкова О. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. 2005. № 12. С. 19 – 20.
Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. 2008. № 10. С. 31 – 39.
Куценко С. С. Использование компьютерных тренажеров при подготовке и проведении работ лабораторного практикума по физике // Физика в школе. 2006. № 7. С. 43 – 47.
Монахов С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы // Учитель. 2003. № 5. С. 4 – 6.
Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32 – 38.
Панкова Е. В. Практические работы по поиску в Интернете как элемент формирования информационной культуры учащегося // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 71 – 73.
Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок: [методика в помощь учителю] // Народное образование. 2005. № 8. С. 136 – 141.
Смолянинова О. Мультимедиа для ученика и учителя // Информатика и образование. 2002. № 2. С. 48 – 54.
Твердынин Н. М. Привлечение Интернет – технологий в образование: плюсы и минусы // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 281 – 289.
Усенков Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Информатика и образование. 2003. № 9. С. 62.
Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1998. 128 с.
Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь, 1996. 120 с.
Интернет –ресурсы:
http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского общеобразовательного портала
http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
http://catalog.iot.ru Каталог «Школьный Яндекс»
http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
Приложение 1
Рис. 2.1 Источник ВЦИОМ о доступе в Интернет
Приложение 2
Таблица 1
Компоненты информационной культуры
Название Сущность Аксиологический Принятие на личностном уровне гуманистической ценности информационной деятельности человека Коммуникативно-этический Культура общения и сотрудничества в области информатики и информационных технологий, использование возможностей телекоммуникаций для межличностного и коллективного взаимодействия, нравственное поведение в сфере информационных отношений Познавательно-интеллектуальный Компетентность и свободная ориентация в сфере информационных технологий, гибкость и адаптивность мышления Прогностический Предвидение возможных последствий информационной деятельности, профессионально-социальная адаптация в постоянно обновляющихся информационных условиях Прикладной Использование информационно-технологических возможностей для наиболее эффективного решения профессиональных задач Правовой Знание и выполнение основных правовых норм регулирования информационных отношений, осознание ответственности за действия, совершаемые с помощью средств информатизации Эргономический Реализация в информационно-профессиональной деятельности принципов научной организации труда, безопасности для здоровья, физиологичности и комфортности
Приложение 3
Параметры, характерные для образовательных электронных изданий
тип электронного издания,
предметная образовательная область,
рекомендуемый уровень образования,
рекомендуемый тип образовательного процесса,
рекомендуемая форма образовательного процесса,
специфика аудитории.
Приложение 4
Типы образовательных электронных изданий
Электронные информационные продукты
База данных
Презентация (демонстрация)
Электронный журнал
Электронная газета
Мультимедийная запись
Электронные представления бумажных изданий и информационных материалов
Сборник научных трудов, статей
Газетная/журнальная публикация
Инструкция
Стандарт
Пособие
Практическое пособие
Практическое руководство
Учебник
Учебное пособие
Хрестоматия
Учебно-методическое пособие
Учебная программа (курса, дисциплины)
Учебный план (курса, дисциплины)
Практикум
Библиографический справочник
Проспект
Каталог
Альбом, атлас
Художественное издание
Альманах
Антология
Реферативный сборник
Экспресс-информация
Методические указания
Сборник тестов
Образовательный стандарт
Конспект лекций
Рекламно-техническое описание
Отчет о УНИР
Реферат
Программные продукты
Автоматизированная система управления учебным заведением
Автоматизированная информационно-библиотечная система
Программные средства, обеспечивающие поддержку различных технологий обучения (доска объявлений, дистанционное консультирование и т.д.)
Системное программное обеспечение
Прикладное программное обеспечение
Пакет прикладных программ
Инструментальные средства для создания электронных средств обучения
Инструментальные средства для создания электронных учебников и обучающих систем
Инструментальные средства для создания электронных задачников
Инструментальные средства для создания электронных тренажеров
Инструментальные средства для создания электронных систем контроля знаний и психофизиологического тестирования
Инструментальные средства для создания электронных лабораторных практикумов
Инструментальные средства для создания электронных учебных и восстановительных курсов
Программно-информационные продукты
Электронных словарь
Электронный справочник
Электронная энциклопедия
Информационно-поисковая система
Информационно-решающая система
Экспертная система
Электронные средства обучения
Средства теоретической и технологической подготовки
Электронный учебник
Электронная обучающая система
Электронная система контроля знаний
Средства практической подготовки
Электронный задачник
Электронный тренажер
Комплексные и вспомогательные средства
Электронный учебный курс
Электронный восстановительный курс
Электронный лабораторный практикум
Развивающая компьютерная игра
Средства психофизиологического тестирования
Специализированные информационные ресурсы сети Интернет
Виртуальная библиотека
Поисковая система
Интернет-каталог
Сервис рассылки информации
Интернет-трансляция
Приложение 5
Название презентации:
Использование средств и методов ИКТ на современном уроке.
Слайд 1.
Виссарион Григорьевич Белинский очень давно сказал:
«Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса».
Данные слова можно отнести к деятельности педагога, который должен осваивать все новое и с успехом использовать на практике.
Слайд 2.
«Если бы компьютер не был изобретен как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования». Энтони Маллан.
Общество и компьютер в настоящее время неразрывные понятия. Информатизация школьного образования – это использование методов и средств информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе.
Слайд 3.
Основной задачей современного обучения является приобретение универсальных знаний, навыков и умений и формирование опыта самостоятельной деятельности у учащихся. Поэтому современный учитель должен эффективно применять имеющиеся средства, ресурсы и сервисы Информационного общества, а также инновационные образовательные технологии , чтобы помочь ученикам успешно справиться с обучением.
Бурное развитие средств и методов ИКТ и мультимедийных средств является базовыми инструментами для повышения эффективности образования.
При подготовке и проведении учебных занятий можно использовать:
Слайд 4
офисные технологии (MS Word, MS Excel, PowerPoint и др.), которые позволяют создавать программные продукты в поддержку преподавания моих предметов и организовывать проектную деятельность учащихся;
Слайд 5 Готовые электронные пособия, выпускаемые различными издательствами: БЭ Кирилла и Мефодия,
Слайд 6 Виртуальная школа- что это
Слайд 7 электронные пособия и приложения к учебникам
Слайд 8Компьютерные диски могут содержать
Различные разработки уроков, задачники, учебники, справочники; видеофрагменты и т.д.;
могут использоваться на отдельной части урока; и как систематизация учебного материала для подготовки учащихся к экзаменам.
Слайд 9.
Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание.
На этапе проверки домашнего задания используем компьютер и тестовые задания.
На этапе приобретения новых знаний компьютер – это мощное демонстрационное средство, которое обеспечивает хорошую наглядность преподаваемого материала. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией подготовленного материала хорошо акцентирует внимание учеников на самых значимых моментах урока. С использованием компьютера можно создать видеозапись с демонстрацией пошагового решения задачи
На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты.
Для создания проблемной ситуации по какой-то проблеме даются задания, которые сначала ученик решает с легкостью, а затем задача усложняется.
На этапе проверки знаний возможно использование разных видов устного счета, проведения автоматизированных диктантов и т.д.
Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения материала илиобучающе-корректирующие, когда в результате неправильного ответа или затруднения в ответе можно взять подсказку. Можно проводить тесты в программе Excel:
Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания.
Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер)
При выполнении лабораторных и практических работ
(Слайд 10.)
Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока.
Слайд 11.
Опыт использования компьютера на уроках как правило, показывает, что обучающиеся более активно принимают участие в уроке, меняется отношение к работе даже у самых проблемных учеников.
Слайд 12. По данным исследований, в памяти человека остается:
20% услышанного
30% увиденного
более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Слайд 13
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.
Слайд 14
Такие мультимедиа, как презентации уже доступны в течение длительного времени.
При подготовке материалов к уроку для демонстрации в режиме мультимедийного проектора удобнее всего создавать собственные презентации. Средство подготовки презентаций -самое распространенное – PowerPoint. На слайды таких презентаций можно добавить готовый рисунок, создать свой, вставить график, схему, формулу, видео, звуковое сопровождение, анимацию и др.
Такие презентации необходимы при изучении нового материала и решении задач, так как дополнительно сопровождаются большим количеством подобранного иллюстративного материала, помогая лучше воспринимать и повышать мотивацию учащегося.
Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, графиках, формулах. Очень удобно настраивается порядок появления слайдов и объектов на слайде.
Кроме этого можно использовать дистанционную мышь для управления показом презентации, при этом появляется возможность для индивидуальной работы с учениками.Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности, такие, как: работа с книгой, учебником, тетрадью, с информацией на экране. Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать восприятие учащихся, способствует повышению внимания и росту активности школьников на уроке, снижает утомляемость.
С помощью текстовых редакторов составляются разноуровневые контрольные и самостоятельные работы, которые раздаются каждому ученику на парту, при этом нет необходимости использовать доску. Одновременно решается проблема плохого зрения у школьников.
Сегодня во всем мире идет интенсивный поиск новых форм обучения на основе компьютерных технологий. И такие формы появились:
Это в первую очередь - Интерактивная доска
Слайд 15.ЭОР (ЦОР) - специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в учебном (образовательном) процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
Различную информацию для подготовки к урокам можно найти на сайтах
Слайд 17
Слайд 18
В рамках реализации проекта «Информатизация системы образования» было разработано свыше 130 тысяч различных образовательных ресурсов.
Значит, чтобы их применять на уроках современный учитель должен хорошо владеть как компьютерной техникой, так и информационными технологиями.
Слайд 19В связи с этим Министерство образования и науки РФ выступило с инициативой о реализации на территории России проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения».Целью которого является разработка программ повышения квалификации учителей, методическая поддержка их педагогической деятельности.
Исполнитель проекта: Академия АйТи – ведущий российский учебно-консалтинговый центр профессиональной подготовки, основанной на современных информационных и коммуникационных технологиях.
Все учителя проходят дистанционные курсы повышения квалификации по использованию ЭОР в образовательной деятельности как с организационной, так и с технической стороны. (показать сертификат).
Слайд 20Уроки с использованием ЭОР – это один из важных результатов инновационной работы в школе.
Медиа-уроки показывают, что учащиеся лучше усваивают материал. Особенно удачно проводятся уроки закрепления изученного материала.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Наверно никто не сомневается вэффективности использования ИКТ –
Слайд 21
повышение интереса к предмету
возрастает уровень использования наглядности
реализация коррекционной работы
облегчение труда учителя на уроке
возможность организации проектной деятельности
Слайд 22 –проектная деятельность
Слайд 23
Однако не следует думать, что применение компьютера на уроке это залог его успешности. Необходимо тщательно продумывать структуру урока, применяемые методы, приемы и средства обучения, целесообразность применения тех или иных информационных ресурсов, с учётом здоровьесбережения.
Да, возможности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках огромны, но, конечно же, они не могут заменить учителя. Без него трудно себе представить урок. Восприятие записанного на доске текста отличается от восприятия произнесенного человеком текста, в который вложены эмоции и чувства!
Слайд 24
УРОК- это что.
У –установка на поиск, улыбка друзей и учителя, увертюра к познавательной деятельности.
Р – работа разума, режим поиска, риск гипотез, установка на результат.
О – очарование новизной, обобщение сделанного и понятого.
К – конец урока, его завершение, концентрация на рефлексии, багаже урока, который каждый собрал для себя.
Конец презентации.
ПостановлениеПравительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 "О федеральнойцелевойпрограмме "ЭлектроннаяРоссия (2002 - 2010 годы)" (с изменениями и дополнениями)
Фобьянчук Александр Александрович. Интернет опрос как социологический метод в принятии решений местного самоуправления. Международная научно-практическая социологическая конференция «Продолжая Грушина». 11-12 ноября 2010 г., Москва: ВЦИОМ. Материалы конференции – 2011, С.45
Старикова, Людмила Николаевна.Информатизация социологического образования в вузе / -Кемерово :Кузбассвузиздат, 1999. – С.134
Касьянов, В.В. К проблеме макросоциологического осмысления категории «социализация личности» // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 51.
Ивушкина, В.О. Профессиональная социализация молодежи в условиях становления российского информационного общества: дис. …канд. соц. наук. – Краснодар, 2012. – С.48.
Концепция информатизации образования, под ред. А. Ершова, М., 1988, С. 132
Ковалева, А.И. Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). – 2007. –№ 1. –С. 75.
Малышевский А.Ф. Социология образования. Российская образовательная система: мониторинг, прогнозирование, управление. СПб.: ООО «ВАЛЕРИ СПД», 2004.
Бестужев-Лада И.В. Проблемная ситуация в сфере образования и пути ее решения. Актуальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под научн. ред. Д.Л. Кон- стантиновского, Г.А. Чередниченко. М.: Реглант, 2003.
Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. Институциональные проблемы общеобразовательной школы. М.: Academia, 2001.
Тоффлер Э. Прогнозы и предпосылки,М.,АСТ. 2004, 280с.
сайт: www.unicef.org
Кузнецов Б.Г.Ценность познания. М., Наука, 1975, 75с.
Леднев В.С. Содержание образования. М.,Высшая школа. 1989, 360 с.
Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу.//Социс. 1988, С.12-14
Ершов А.П. Компьютеризация школы и математического образования. //Информатика и образование. 1992, С.4-8.
Герман К. Политические перепутья при движении к глобальному информационному обществу.//Социс. 1988, С.12-14
Ульянов Б.В. Эффективность информационных систем обучения. М., Наука. 1995. 230 с.
Черненко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М., Наука. 1998. 128с.
сайт: www.unicef.org
сайт: www.unicef.org
Воробьев Г.Г. Твоя информационная культура. - М.: Мол.гвардия, 1988. - 303 с.
Ковалева А.И. Кризис системы образования //Социс.- 1997. -№3
Данчеев В.П. Компьютерная культура: новые возможности пропаганды //Лекторское мастерство. - 1984. -№4.
Ross S., Trapp Y. Note on experiments //Physics education. -1993. - №2.
Сухина В.Ф. Человек в мире информатики. - М.: Радио и связь, 1992. -112с.
Борцов Ю.С. Образование в век информатизации: человек и новые информационные технологии обучения. - М.: Высшая школа, 1997. -176 с.
Усенков Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Информатика и образование. 2003. № 9. С. 62.
Усенков Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Информатика и образование. 2003. № 9. С. 62.
Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 86 - 87
Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 86 - 87
Герасименко М. В. Конкурентоспособностьобразовательныхуслуг с применениемИнтернет - технологий (взглядизРоссиинаамериканскийопыт) // США Канада. 2005. № 1. С. 87 – 98.
Булин – Соколова, Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностный подход // Учитель. 2005. № 3. С. 63 – 66.
Андреев А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 2 – 7
Новиков С. П. Применениеновыхинформационныхтехнологий в образовательномпроцессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32 – 38.
Васильева О. П. Применениеинформационныхтехнологийв учебно - воспитательномпроцессе // Классныйруководитель. 2008. № 5. С. 115 – 120.
Зенкина С. В. Компьютерныеобучающиесистемы в биологии // Биология в школе. 2007. № 5. С. 26 – 28.
Галлямова С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 31 – 36.
1
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А. А. Применение сети Интернет в учебном процессе // Информатика и образование. 2005. № 9. С. 2 – 7.
2. Белсуновская, Н. А. Возможности использования офисной программы MicrosoftExcel в деятельности педагогов – психологов // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 121 – 127.
3. Булин – Соколова Е. Внедрение информационно-компьютерных технологий в систему общего образования: деятельностныйподход // Учитель. 2005. № 3. С. 63 – 66.
4. Васильева О. П. Применение информационных технологий в учебно - воспитательном процессе // Классный руководитель. 2008. № 5. С. 115 – 120.
5. Высоцкий И. Р. Компьютер в образовании // Информатика и образование. 2000. № 1. С. 86 - 87.
6. Галлямова С. Е. Обучение построению информационных моделей средствами компьютерных технологий // Информатика и образование. 2008. № 9. С. 31 – 36.
7. Герасименко М. В. Конкурентоспособность образовательных услуг с применением Интернет - технологий (взгляд из России на американский опыт) // США Канада. 2005. № 1. С. 87 – 98.
8. Гудилина С. И. Использование Интернет - технологий на уроках искусства // Информатика и образование. 2003. № 10. С. 74 – 79.
9. Давыдов, Е. Г. Компьютерная проверка уровня знаний учащихся // Математика в школе. 2004. № 7. С. 57 – 62.
10. Доманский Е. Информационное общество и образование: мифология и реальность // Народное образование. 2008. № 2. С. 261 – 267.
11. Дынько И. П. Использование компьютерных технологий на уроках естествознания в 5 классе // География в школе. 2005. № 3. С. 38 – 40.
12. Жерлыгина С. П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории // Преподавание истории в школе. 2002. № 8. С. 67 – 69.
13. Зарецкий Д. Роль компьютера в управлении познавательной деятельностью младших школьников // Информатика и образование. 1997. № 7. С. 89.
14. Захарова Т. Ю. Урок по физике с компьютерной поддержкой // Информатика и образование. 2002. № 7. С. 86 – 89.
15. Зенкина С. В. Компьютерные обучающие системы в биологии // Биология в школе. 2007. № 5. С. 26 – 28.
16. Ижогин Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики // Информатика и образование. 2003. № 12. С. 51 – 55.
17. Исайчева И. П. Театрализованный урок в Х классе на тему «Информационная безопасность» // Информатика и образование. 2007. № 9. С. 52 – 60.
18. Киселева М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметныхпроектах // Информатика и образование. 2005. С. 27 – 37.
19. Козлова О. Информатизация образования и школьная библиотека // Народное образование. 2002. № 5. С. 107 – 109.
20. Компьютерные игры: программы по экологии // Дошкольное воспитание. 1995. № 7. С. 54 – 61.
21. Коротков Н. Информатика в школе: настоящее и будущее // Народное образование. 2008. № 6. С. 176 – 180.
22. Красношлыкова О. Создание единого информационного пространства как условие развития муниципальной системы образования // Информатика и образование. 2005. № 12. С. 19 – 20.
23. Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. 2008. № 10. С. 31 – 39.
24. Куценко С. С. Использование компьютерных тренажеров при подготовке и проведении работ лабораторного практикума по физике // Физика в школе. 2006. № 7. С. 43 – 47.
25. Монахов С. Государственно-общественная система информатизации образования: состояние и перспективы // Учитель. 2003. № 5. С. 4 – 6.
26. Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе // Педагогика. 2003. № 9. С. 32 – 38.
27. Панкова Е. В. Практические работы по поиску в Интернете как элемент формирования информационной культуры учащегося // Информатика и образование. 2007. № 4. С. 71 – 73.
28. Селевко Г. Учитель проектирует компьютерный урок: [методика в помощь учителю] // Народное образование. 2005. № 8. С. 136 – 141.
29. Смолянинова О. Мультимедиа для ученика и учителя // Информатика и образование. 2002. № 2. С. 48 – 54.
30. Твердынин Н. М. Привлечение Интернет – технологий в образование: плюсы и минусы // Социально-гуманитарные знания. 2008. № 3. С. 281 – 289.
31. Усенков Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе // Информатика и образование. 2003. № 9. С. 62.
32. Чирченко О.Н. Информационные аспекты компьютеризации. М.: Наука, 1998. 128 с.
33. Шаповалов В.А. Социокультурные аспекты информатизации образования. Ставрополь, 1996. 120 с.
Интернет –ресурсы:
34. http://window.edu.ru/window/catalog Каталог Российского общеобразовательного портала
35. http://www.school.edu.ru Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»
36. http://catalog.iot.ru Каталог «Школьный Яндекс»
37. http://shkola.lv – Портал бесплатного образования
Вопрос-ответ:
Какие проблемы существуют в современном российском образовании?
Проблемы современного российского образования включают низкую качество обучения, неравномерность доступа к образованию, недостаточное использование информационных технологий, устаревшую учебную программу и др.
Как информационная культура влияет на общество?
Информационная культура играет важную роль в развитии общества. Она помогает людям быть информированными, критически мыслящими, умеющими работать с большим объемом информации и применять ее в своей повседневной жизни и работе.
Какие новые информационные технологии используются в современном школьном образовании?
В современном школьном образовании используются различные новые информационные технологии, такие как компьютерные программы для обучения, электронные учебники, интерактивные доски, онлайн-курсы и т.д.
Как информатика помогает в компьютеризации школы?
Информатика играет ключевую роль в процессе компьютеризации школы. Она обучает учащихся основам работы с компьютером, программированию, развивает информационную грамотность и способствует использованию информационных технологий в образовательном процессе.
Как новые технологии влияют на реформирование школьного образования?
Новые технологии влияют на реформирование школьного образования, делая обучение более интерактивным, доступным и эффективным. Они позволяют индивидуализировать образовательный процесс, учеть потребности каждого ученика и развивать его навыки информационной грамотности.
Какие новые информационные технологии используются в современном школьном образовании?
В современном школьном образовании используются различные новые информационные технологии, такие как интерактивные доски, электронные учебники, онлайн-платформы для обучения, виртуальные лаборатории и многое другое. Эти технологии помогают сделать обучение более интересным и доступным.
Какую роль играет информационная культура в современном обществе?
Информационная культура играет очень важную роль в современном обществе. Она помогает людям разбираться в большом объеме информации, критически оценивать и анализировать информацию, использовать информационные ресурсы для своего развития и получения новых знаний. Информационная культура также способствует развитию коммуникационных навыков и умениям работы с компьютерами и интернетом.
Какие технологии были внедрены в школы в период реформирования школьного образования?
В период реформирования школьного образования были внедрены различные информационные технологии, такие как компьютерные классы с интернет-доступом, электронные журналы, электронные дневники, специальные программы для проведения уроков и тестирования, а также учебные порталы и онлайн-платформы для обучения.
Каковы преимущества компьютеризации российской общеобразовательной школы?
Компьютеризация российской общеобразовательной школы имеет много преимуществ. Она позволяет сделать образование более доступным и интересным для учеников, создать новые возможности для самостоятельного обучения, расширить доступ к информационным ресурсам и образовательным материалам, а также развивать у учеников навыки работы с компьютером и интернетом, которые являются неотъемлемой частью современной жизни.