взаимосвязь тревожности и мотивации удачи и неудач
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 25.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретическое исследование взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 5
1.1. Теоретический анализ подходов к проблеме тревожности 5
1.2. Характеристика мотивации достижения 10
1.3. Влияние тревожности на мотивацию достижения 14
1.4. Методика изучения взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 15
Выводы по главе 1 16
Глава II. Эмпирическое исследование взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 17
2.1. Цели, задачи и организация исследования 17
2.2. Методики исследования 18
2.3. Результаты исследования взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 19
2.4. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудач 23
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
23,3% испытуемых имеют низкий уровень личностной тревожности, таким испытуемым не характерна тревожность как личностная черта.Результаты по методике«Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А.Реана представлены в таблице 2. Таблица 2Результаты по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи»№Ф.И.Пол Возраст Балл Мотивация1А.Н.Ж3211Не выражена2А.Ч.Ж3016Надежда на успех3Б.А.М3513Тенденция мотивации на успех4В. М.Ж379Тенденция мотивации на неудачу5В. Н.М3914Надежда на успех6В.Р.М3313Тенденция мотивации на успех7Г. Р.М3515Надежда на успех8Г.И.Ж346Боязнь неудачи9Д.С.М3212Тенденция мотивации на успех10Е. Т.Ж355Боязнь неудачи11Е.Г.М3813Тенденция мотивации на успех12З. П.Ж3716Надежда на успех13И. Ж.Ж3814Надежда на успех14И.А.М306Боязнь неудачи15К.Б.М3910Не выражена16К.Д.Ж3313Тенденция мотивации на успех17Л. Л.Ж3516Надежда на успех18Л. П.М3912Тенденция мотивации на успех19Л.М.М377Боязнь неудачи20Л.Н.Ж3714Надежда на успех21М. К.М328Тенденция мотивации на неудачу22Н. А.М3513Тенденция мотивации на успех23О.И.Ж3112Тенденция мотивации на успех24О.К.Ж348Тенденция мотивации на неудачу25Р.Е.М335Боязнь неудачи26С.А.Ж3011Не выражена27С.Н.М369Тенденция мотивации на неудачу28Т. Н.Ж3814Надежда на успех29Ю.Г.Ж3215Надежда на успех30Я.А.М378Тенденция мотивации на неудачуХср.11,3Станд. откл. σ2,90Результаты по методике«Мотивация успеха и боязнь неудачи» показали, что в среднем по группе у испытуемых не выражен полюс мотивации.Соотношение испытуемых с различной мотивацией отражено на рисунке 2.Рис. 2. Соотношение испытуемых с различной мотивацией.Результаты соотношения показали, что у большинства испытуемых (30%) выражена мотивация на успех или тенденция мотивации достижения успеха (26,7%), такие люди обычно уверены в себе, ответственны, инициативны, настойчивы в достижении цели, целеустремленные.У 16,7% испытуемых преобладает мотивация боязни неудачи, также у 16,7% - тенденция мотивации избегания неудач. Такие люди обычно отличаются низкой уверенностью в своих силах, выбирают чаще всего лёгкие задачи, так как боятся оказаться неудовлетворёнными. Они могут выбирать и очень трудные задачи, так как неудача в этом случае не воспринимается как личный неуспех, а лишь как следствие обстоятельств. У 10% полюс мотивации не выражен, в зависимости от ситуации они могут стремиться к достижениям или к избеганию неудачи.Таким образом, проведя диагностику уровня тревожности и уровня мотивации к достижению успеха, мы выявили, что у испытуемых в основном средний уровень ситуативной и личностной тревожности и преобладает мотивация на успех или тенденция мотивации достижения успеха.2.4. Анализ результатов исследования взаимосвязи тревожности и мотивации достиженияуспеха и избегания неудачДля выявления взаимосвязи уровня тревожности и мотивации достижения был использован корреляционный анализ (методика Спирмена). Расчеты проводились в программе STATISTICA10.0.Результаты представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты корреляционного анализаПараметры Уровень мотивации достиженияrуровень значимости, рСитуативная тревожность-0,810,00Личностная тревожность-0,760,00При критическом значении: r = 0,38 (р≤0,05); r = 0,48 (р≤0,01) все полученные эмпирические значения достоверны. Уровень мотивации к достижению отрицательно взаимосвязан с ситуативной тревожностью (r = -0,81; р≤0,01) и с личностной тревожностью (r = -0,67; р≤0,01).Таким образом, чем выше уровень ситуативной тревожности (реакции напряжения, беспокойства, нервозности в определенных ситуациях) и чем выше уровень личностной тревожности (устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги), тем ниже у испытуемых мотивация к достижению успеха и тем больше проявляется мотивация избегания неудач. На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по снижению уровня тревожности и повышению мотивации достижения успеха.1.Порекомендовать психологам организаций определять личностные особенности будущих и работающих сотрудников, определять уровень стресса и тревожности, уровень мотивации, так как такое действие, поможет наладить эффективность работы и поможет обратить внимание сотрудников на себя, свои ощущения. 2. Учитывать полученные данные при распределении сотрудников по рабочим местам разного уровня сложности, так как такой учет поможет наладить нормальный рабочий темп на всех структурных подразделениях,снизить уровень стресса и тревоги у сотрудников с преобладанием мотивации на избегание неудач. 3. Коррекция стиля руководства, в том числе руководства среднего звена. Руководители должны ставить вполне определенные задачи, а рабочая группа− наметить пути достижения поставленной цели. При этом задачи руководства должны быть совместимыми между собой и реалистичными. 4. Необходимо наличие должностных инструкций на каждом рабочем месте, четкое распределение должностных обязанностей, так как это поможет прекратить возникающие в ходе работы споры, касающиеся рамок исполнения своей профессиональной деятельности, и как следствие позволит снизить уровень тревожности сотрудников.5. Создание условий, которые обеспечили бы возможность актуализации ценностных ориентаций личности в процессе работы (организация поощрений, премий, наград, доски почета, организация тренингов по саморазвитию, по стрессоустойчивости, способствование обучению сотрудников).6. Забота о досуге и летнем отпуске сотрудников: корпоративные мероприятия, санатории, дома отдыха, детские лагеря. Улучшить деятельность профсоюза, так как забота о сотрудниках дает почувствовать людям, что они защищены и нужны своей компании, это также способствует снижению уровня тревожности сотрудников и повышению мотивации достижения.7. Использование принципа целенаправленного творчества, который должен способствовать проявлению работниками творческого подхода. В данном случае работники должны знать, что их новшества, техники, решения, предложения и т.д. будут поощряться.8. Проведение для персонала занятий направленных на релаксацию (дыхательные упражнения, медитация).Для сотрудников можно распечатать памятки для повышения мотивации на достижение успеха:1. Поверьте в себя! Вы бы не смогли работать на своем месте, если бы у вас не было на то способностей и возможностей. А это значит, вы вполне можете продолжать работу без лишнего волнения и беспокойства.2. Не пытайтесь быть совершенным во всем, необходимо придерживаться баланса. Гонясь за совершенством, вы тем самым создаете себе дополнительный стресс. 3. Не держите все в себе. Делясь своими переживаниями с друзьями и близкими или хотя бы на бумаге, вы тем самым значительно снизите свою тревогу, сможете поставить новые цели и добиться их. 4. Смотрите на все в перспективе. Что-то может казаться вам самым значительным событием на данный момент, но в аспекте всей вашей жизни - это лишь небольшая ее часть.5. Старайтесь правильно распределять время. Оставляйте для важных дел достаточно времени. Это может значительно повысить вашу уверенность в своих силах.6. Составьте план своей работы, в котором выделите достаточно времени для отдыха, чтобы избежать переутомления. Устраивайте себе короткие передышки во время работы, когда замечаете, что теряется внимание и ваш мозг начинает уставать (продолжение работы не будет продуктивным).7. Избегайте паники. Старайтесь мыслить позитивно, не думайте о возможных ошибках или провале. Определение и своевременная коррекция высокого уровня тревожности поможет избежать негативного влияния тревожности на мотивацию достижения успеха, а также на профессиональную деятельность, на здоровье и жизнь человека.Выводы по главе 21. Результаты диагностики уровня тревожности показали, что в группе испытуемых в среднем умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта.2. Результаты по методике«Мотивация успеха и боязнь неудачи» показали, что в среднем по группе у испытуемых не выражен полюс мотивации.Результаты соотношения показали, что у большинства испытуемых (30%) выражена мотивация на успех или тенденция мотивации достижения успеха (26,7%), такие люди обычно уверены в себе, ответственны, инициативны, настойчивы в достижении цели, целеустремленные. У 16,7% испытуемых преобладает мотивация боязни неудачи, также у 16,7% - тенденция мотивации избегания неудач. 3. Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь уровня тревожности и мотивации достижения: чем выше уровень ситуативной тревожности (реакции напряжения, беспокойства, нервозности в определенных ситуациях) и чем выше уровень личностной тревожности (устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги), тем ниже у испытуемых мотивация к достижению успеха и тем больше проявляется мотивация избегания неудач. 4. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что существует взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха: чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень мотивации достижения.5. На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по снижению уровня тревожности и повышению мотивации достижения успеха.ЗаключениеДанное исследование было предпринято с цельюизучениявзаимосвязи тревожности и мотивации достиженияуспеха и избегания неудач.В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач. В хоте теоретического анализа литературы было подчеркнуто, что тревожность — это индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях. Тревожность имеет много проявлений (поведенческих, психических, физиологических), связанных воедино, так что встревоженный человек обнаруживает их все одновременно. Мотивация достижения успеха и избегания неудач – это разнонаправленные виды мотивации, которые относятся в первую очередь к трудовой деятельности. Людей, мотивированных на успех,можно охарактеризоватькак активных, инициативных, а мотивированных на неудачи – как малоинициативных. Следует отметить, что в чистом виде тот или иной тип встречается редко, и можно говорить только о преобладающей мотивации.В настоящее время результаты исследований влияния тревожности на мотивацию достижения достаточно противоречивы. Для эмпирического исследования уровня тревожности была выбрана методика Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина. Для оценки мотивации достижения успеха используется опросник «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана.Результаты диагностики уровня тревожности показали, что в группе испытуемых в среднем умеренный уровень и реактивной и личностной тревожности. При этом, ситуативная тревожность выражена несколько больше, чем тревожность, как личностная черта.Результаты по методике«Мотивация успеха и боязнь неудачи» показали, что у большинства испытуемых выражена мотивация на успех или тенденция мотивации достижения успеха. Корреляционный анализ показал тесную взаимосвязь уровня тревожности и мотивации достижения: чем выше уровень ситуативной тревожности (реакции напряжения, беспокойства, нервозности в определенных ситуациях) и чем выше уровень личностной тревожности (устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги), тем ниже у испытуемых мотивация к достижению успеха и тем больше проявляется мотивация избегания неудач. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: существует взаимосвязь тревожности и мотивации достижения успеха: чем выше уровень тревожности, тем ниже уровень мотивации достижения.На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации по снижению уровня тревожности и повышению мотивации достижения успеха.Для дальнейшего изучения данной проблемы возможна разработка коррекционной программы на снижение уровня тревожности испытуемых. И дальнейшую оценку уровня достижения успехов.Список литературыАстапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – М.: Педагогика, 1996. – 100с.Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.БоулбиДж.Созданиеиразрушениеэмоциональныхсвязей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232с.Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2006. – 265с.Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие: 3-е издание. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.Практикумповозрастнойпсихологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Философия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. Вып. 2. – С. 42 – 52.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288с.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб.:Питер. – 650 с.Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Питер, 2006. – 243с.Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Пер. сангл./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М., 2009. – 233с.Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. – 320с.Якуб А. С., Абелите Л. Л., Ширяев Д. А. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. – 2011. – №9. – С. 174-180.Приложения
1. Астапов В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. – М.: «ПЕР СЭ», 2012. – 256с.
2. Аткинсон Дж.В. Теория о развитии мотивации. – М.: Педагогика, 1996. – 100с.
3. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2013. – 672 с.
4. БоулбиДж.Созданиеиразрушениеэмоциональныхсвязей / Пер. с англ. В.В. Старовойтова. - 3-е изд. – М.: Академический Проект, 2004. – 232с.
5. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2006. – 265с.
6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие: 3-е издание. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
7. Практикумповозрастнойпсихологии / ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2012. – 688с.
8. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – 416 с.
9. Сидоров К.Р. Тревожность как психологический феномен // Филосо-фия. Социология. Психология. Педагогика. – 2013. Вып. 2. – С. 42 – 52.
10. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы ис-следования тревоги. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 288с.
11. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
12. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. – СПб.:Питер. – 650 с.
13. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Питер, 2006. – 243с.
14. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / Пер. сангл./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М., 2009. – 233с.
15. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. – М.: Издательская корпорация "Логос", 1996. – 320с.
16. Якуб А. С., Абелите Л. Л., Ширяев Д. А. Связь тревожности c мотивацией достижения успеха и избегания неудач (женский аспект проблемы) // Молодой ученый. – 2011. – №9. – С. 174-180.
Сто шесть
Министерство образования российской Федерации
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
образования
Оренбургский государственный университет
Тревожность как фактор формирования
мотивации достижения успеха, избегания неудачи.
Выпускной квалификационной работы
Орск, 2004
Министерство образования российской Федерации
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал)
образования
Оренбургский государственный университет
Факультет педагогики и психологии
Кафедра психологии
УДК 153 155
ББК 88.3
Тревожность как фактор формирования мотивации
чтобы добиться успеха, а избежать неудачи.
Выпускной квалификационной работы
Исполнитель:
студентка V курса группы "П-А1"
Специальность "020400 - Психология с иностранным языком" __________
(подпись)
Научный руководитель:,
кандидат психологических наук,
доцент _________
(подпись)
Начальник. кафедра:,
кандидат психологических наук,
доцент _________
(подпись)
Дата допуска к защите:
1. Защищен с оценкой"____________" __.__.____ ,Члены комиссии: ______________ (Ф. и. О.) |