Особенности оптико-пространственного восприятия у детей с дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 25.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования пространственных представлений у детей с дизартрией 6
1.1. Общая характеристика пространственного мышления 6
1.2. Этиология, симптоматика и механизмы дизартрии 8
1.3. Характеристика пространственных представлений у детей с дизартрией 12
Вывод по 1 главе 17
Глава 2. Научно-методическое обоснование изучения и коррекции пространственных представлений детей с дизартрией 18
2.1. Анализ методик диагностики пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией 18
2.2 Анализ методических рекомендаций по коррекции пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией 22
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Главное отличие такого типа работы заключается в развитии при этом всех сторон: эмоциональной, сенсорной, познавательной, голосовой активности, манипулятивной функции рук, то есть создается необходимая сенсомоторная база для развития речевой, психической и двигательной деятельности ребенка. По мнению данного автора, коррекционно-педагогическая работа должна состоять из:
· комплекса упражнений, развивающих слуховое внимание, слуховую память и фонематический слух;
· комплекса упражнений, формирующих представления о цвете, форме и величине;
· комплекса упражнений, формирующих пространственные представления;
· комплекса упражнений, стимулирующих речевую активность;
· комплекса упражнений, развивающих мелкую моторику рук.
Лопатина Л.В., Голубева Г.Г., Баряева Л.Б. [19] разработали программу логопедической работы, рассчитанную на трехступенчатое развитие:
1 ступень: младший дошкольный возраст (3 (3,5) - 4 (4,5) лет);
2 ступень: средний дошкольный возраст (4,5 - 5,5 лет);
3 ступень: старший дошкольный возраст (5,5 - 6,5 (7) лет).
Например, на первой ступени большая часть внимания направлена на создание условий стимулирования речевой активности детей в процессе специальных логопедических занятий. Коррекционная работа состоит из подготовительного и основного этапов.
Подготовительный этап включает в себя следующие типы работы:
· формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти;
· формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
· формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
· формирование слухо-зрительного и слухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур, развитие импрессивной речи;
· вызывание речевого подражания, потребности подражать слову взрослого.
Основной этап предполагает следующие типы работы:
· воспитание общих речевых навыков;
· развитие импрессивной речи;
· формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи;
· формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи;
· формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения;
· формирование связной речи; коррекция нарушений фонетической стороны речи.
Формирование оптико-пространственных представлений идет преимущественно на подготовительном этапе и состоит из:
· знакомства с различными свойствами предметов на основе операций с ними (форма, величина, цвет);
· освоения объемных и плоскостных фигур и форм предметов (круг, квадрат, треугольник, круглый, квадратный, треугольный);
· освоения величины предметов, выделение разных его измерений (большой, маленький, средний, самый большой, самый маленький, длинный короткий, высокий, низкий, широкий, узкий, толстый, тонкий);
· различения предметов по величине и измерениям.
В данной методике приведен приблизительный перечень игр.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. [22] предложили методику коррекционно-воспитательной работы, основанием которой является принцип системного взаимодействия различных компонентов языка, которые необходимы для понимания закономерностей между разнообразными проявлениями речевой недостаточности и предсказывания системного дефекта педагогической работы. Обучение по данной методике состоит из:
· развития понимания речи;
· развития фонематического слуха;
· формирования словарного запаса;
· формирования грамматического строя;
· формирования связной речи;
· формирования звукопроизношения и слоговой структуры слов.
Формирование оптико-пространственных представлений включается в раздел формирования понимания речи. При использовании специализированных дидактических игр, дети учатся различению пространственных отношений предметов, которые выражены предлогами: в, на, под, из, около, действия, сходных по внешним признакам. Логопедом наглядно демонстрируется изменение значения слова, обозначающего действие, из-за изменения его начальной части (приставки).
Вартапетова Г.М. и Тычинина Л.Л. [6] в процессе составления собственной коррекционной работы базировались на следующих принципах логопедической работы:
·принцип комплексного подхода (одновременное воздействие нескольких специалистов);
·принцип дифференцированного подхода (возрастные и индивидуальные особенности детей);
·системный подход при коррекции пространственного восприятия (учет структуры дефекта и воздействие на всю систему в целом);
·принцип развития (учет ведущего вида деятельности).
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми включает:
·развитие собственно пространственных представлений (соматогнозис);
·развитие квазипространственных представлений;
·формирование серийной организации движений;
·ориентировка на плоскости.
Авторы предлагают примерные упражнения для развития пространственных представлений.
Направления психологической коррекции, по мнению И.И. Мамайчук [34]:
·Обучение детей многообразным предметно-практическим манипуляциям с предметами различной величины, формы, цвета;
·Обучение детей использованию вспомогательных предметов (орудийные действия)
·Формирование наглядно-образного мышления в процессе конструктивной и изобразительной деятельности.
Работа по развитию пространственных представлений включена в серию заданий по развитию зрительного восприятия и проводится от простого к сложному, по следующим направлениям: предметно-практические манипуляции с объемными формами; зрительное восприятие формы без предметно-практических манипуляций, запоминание форм. Автор предлагает примерный перечень игр.
Занятия состоят из 3 этапов:
·практическое выделение величины;
·зрительное восприятие величины;
·запоминание предметов с учетом их величины.
А.В. Семенович [48] предлагает этапы коррекционной работы по развитию пространственных представлений:
·Освоение телесного пространства;
·Освоение внешнего пространства;
·Двигательные диктанты и графические схемы;
·Конструирование и копирование;
·Квазипространственные (логико-грамматические) речевые конструкции.
Работа проводится с детьми с 5 лет, представлен примерный перечень игр.
Таким образом, мы видим отсутствие методик для развития пространственных представлений детей четвертого года жизни с дизартрией. Однако, есть методические рекомендации по работе над данным видом мышления, поэтому в своей работе мы будем опираться именно на них.
Выводы по 2 главе
Таким образом, мы рассмотрели диагностические методики, предложенные Г.А. Волковой, А.В. Семенович, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Е.А. Стребелевой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, а также тестовую диагностику Т.В. Кабановой, О.В. Домниной.
Методика А.В. Семенович не подошла нам по возрастным требованиям. Предложенная методика предназначена для детей от семи лет.
Почти все из представленных методик не имеют схемы качественной и количественной обработки результатов (Г.А. Волковой, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебряковой, Л.В. Лопатиной, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной).
В тестовой диагностике Т.В. Кабановой, О.В. Домниной представлена качественная и количественная обработка результатов, но нет хотя бы примерных вариантов заданий.
Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанная Е.А. Стребелевой, представляет собой конкретные задания для диагностики пространственных представлений детей, а также включает в себя оценку результатов по четырехбальной шкале. На наш взгляд в этой методике недостаточное количество заданий, их результаты не могут в полной мере показать уровень развития пространственных представлений.
Также мы рассмотрели ряд коррекционных методик, включающих в себя развитие пространственных представлений у детей предложенных такими авторами как Е.Ф. Архипова, Л.В. Лопатина, Г.Г. Голубева, Л.Б. Баряева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Г.М. Вартапетова, Л.Л. Тычинина, И.И. Мамайчук, А.В. Семенович.
Заключение
Для исследования особенностей пространственных представлений у детей четвертого года жизни с дизартрией была проанализирована психолого-педагогическая литература И.С. Якиманская [59], Б.Г. Ананьев [1,2], Е.Ф. Рыбалко [2], Л.С. Выготский [12, 13], Л.В. Лопатина [30, 31, 32], А.В. Семенович [47,48], Е.Ф. Архипова [3, 4], Е.Н. Винарская [7].
Проведённое исследование по изучению особенностей пространственных представлений у детей с дизартрией показало, что данная категория детей находится на среднем и низком уровнях успешности по выполнению заданий, и имеют особенности пространственных представлений. Эти особенности выражаются в недостаточной дифференцированности и низкой актуализации всех пространственных связей и отношений.
В данной работе изучалась проблема развития пространственных представлений у детей с дизартрией. Пространственное мышление является сложным психическим образованием, имеющим самостоятельную линию развития на всех этапах онтогенеза. Зарождаясь в недрах практической деятельности оно постепенно превращалось в самостоятельный вид теоретической деятельности в процессе исторического развития человечества.
Уровень развития пространственных представлений и понятий, как это отмечается большинством исследователей, играет исключительно большую роль в формировании всех видов учебной деятельности. Самостоятельно дети, особенно имеющие нарушения речи не могут овладеть навыками пространственного ориентирования.
После теоретического изучения данной проблемы, были рассмотрены коррекционные методики как по устранению дизартрии, так и по развитию оптико-пространственного восприятия.
Дети данной категории испытывали многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперирование ими.
Анализируя полученные данные мы выявили, что дети с дизартрией имеют низкий уровень развития пространственных представлений, что в дальнейшем может стать причиной оптической дисграфии, а значит эти дети нуждаются в адекватной логопедической помощи.
Для развития пространственных представлений детей с дизартрией был рассмотрен проект психокоррекционной программы по развитию пространственных представлений у детей с дизартрией, в виде специально организованных логопедических занятий.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М, 2004.
2. Ананьев Б. Г. Восприятие пространства и времени. — М, 2009.
3. Ананьев Б. Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М, 2011.
4. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. — Л, 2005.
5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание — 2002, № 3.
6. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. — М., 2002.
7. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 2009.
8. Говорова Р. И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольнкиов // Дошкольное воспитание — 2004, № 3.
9. Голубева Н. И. Опыт изучения ориентировки в пространстве на первом году жизни. — М, 2006.
10. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных отношений у младших школьников вспомогательной школы. «Дефектология» — № 3, 2011 г.
11. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи / Логопедия. Методиче-ское наследие // Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2003. — С. 247 — 272.
12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб., 2005
13. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью — СПб, 2006.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) / Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2011.
15. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2004.
16. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 2011.
17. Мелихова Л. В., Фомичёва М. Ф. Речь дошкольника и её исправление. — М., 2009.
18. Мусейибова Т. Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи детьми дошкольного возраста. — М., 2011 г.
19. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б. М. Гришпун. М., 2009.
20. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 2009.
21. Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 2009.
22. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2010.
23. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М., 2010.
26
1. Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М, 2004.
2. Ананьев Б. Г. Восприятие пространства и времени. — М, 2009.
3. Ананьев Б. Г. Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. — М, 2011.
4. Ананьев Б. Г. Пространственное различение. — Л, 2005.
5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию // Дошкольное воспитание — 2002, № 3.
6. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте. — М., 2002.
7. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 2009.
8. Говорова Р. И. К вопросу о развитии пространственных представлений у дошкольнкиов // Дошкольное воспитание — 2004, № 3.
9. Голубева Н. И. Опыт изучения ориентировки в пространстве на первом году жизни. — М, 2006.
10. Горбачева Л. С. Роль игры в формировании пространственных отношений у младших школьников вспомогательной школы. «Дефектология» — № 3, 2011 г.
11. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Особенности логопедической работы по преодолению дизартрических нарушений речи / Логопедия. Методиче-ское наследие // Под ред. Л. С. Волковой. — М., 2003. — С. 247 — 272.
12. Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е. А. Логиновой. — СПб., 2005
13. Лопатина Л. В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стёртой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью — СПб, 2006.
14. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стёртой дизартрии) / Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «Союз», 2011.
15. Лопатина Л. С., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб., 2004.
16. Люблинская А. А. Детская психология. — М., 2011.
17. Мелихова Л. В., Фомичёва М. Ф. Речь дошкольника и её исправление. — М., 2009.
18. Мусейибова Т. Развитие понимания пространственных отношений и отражение их в речи детьми дошкольного возраста. — М., 2011 г.
19. Нарушения речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид, Б. М. Гришпун. М., 2009.
20. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. — М., 2009.
21. Шаховская С. Н., Кочергина В. С. Развитие речи детей в процессе онтогенеза // Расстройства речи у детей и подростков. — М., 2009.
22. Эльконин Д. Б. Детская психология. — М., 2010.
23. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников. — М., 2010.
Вопрос-ответ:
Какие особенности оптико пространственного восприятия у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдаются особенности в оптико-пространственном восприятии, которые связаны с их нарушенной речевой функцией и двигательными навыками. Эти дети часто испытывают трудности в оценке и интерпретации пространственных отношений, таких как расстояние, направление и положение объектов вокруг себя.
Какие исследования были проведены по проблеме пространственных представлений у детей с дизартрией?
В психолого-педагогической литературе были проведены исследования, которые анализировали пространственные представления у детей с дизартрией. Эти исследования позволили выявить особенности восприятия пространства у таких детей, а также разработать методики и педагогические подходы для их коррекции и развития.
Какова характеристика пространственного мышления у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией характеристика пространственного мышления может быть нарушена. Они могут испытывать трудности в представлении и понимании геометрических форм, визуальной ориентации, определении координат и пространственных отношений между объектами. Это может влиять на их способность решать задачи, связанные с пространственными представлениями.
Какова этиология, симптоматика и механизмы дизартрии?
Дизартрия - это речевое нарушение, которое проявляется в слабости или несостоятельности артикуляционных органов. Этиология дизартрии может быть различной, включая нарушения развития артикуляционного аппарата, неврологические проблемы или другие факторы. Симптоматика дизартрии может включать неразборчивую речь, затруднение в произношении звуков, слабость или неверное использование артикуляционных органов. Механизмы дизартрии связаны с нарушением управления и координации движений, необходимых для произношения речевых звуков.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение физиологических и психологических механизмов произношения речи, обусловленное дефектами в артикуляционном аппарате.
Какие особенности оптико-пространственного восприятия наблюдаются у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией наблюдаются особенности оптико-пространственного восприятия, такие как затруднение в ориентации в пространстве, слабая координация движений глаз и трудности в распознавании и интерпретации визуальной информации.
Какие факторы могут вызвать дизартрию?
Дизартрия может быть вызвана различными факторами, включая врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата, нейромышечные заболевания, травмы головы и центральной нервной системы.
Какие методы изучения и коррекции пространственных представлений используются при работе с детьми с дизартрией?
При работе с детьми с дизартрией используются различные методы изучения и коррекции пространственных представлений, включая визуальные задания, игры с конструктивными материалами, тренировки ориентации в пространстве и развитие координации движений глаз.
Какие выводы можно сделать после анализа психолого-педагогической литературы по проблеме пространственных представлений у детей с дизартрией?
После анализа литературы можно сделать вывод, что у детей с дизартрией наблюдаются затруднения в оптико-пространственном восприятии, которые могут быть связаны с особенностями их артикуляционного аппарата и координации движений глаз.
Какие особенности оптико-пространственного восприятия имеют дети с дизартрией?
Дети с дизартрией имеют некоторые особенности в оптико-пространственном восприятии. Из-за нарушений в артикуляции речи, у них может быть затруднено восприятие пространственных объектов и взаимосвязей между ними. Они могут испытывать трудности с ориентацией в пространстве, восприятием движущихся объектов и определением расстояний. Эти особенности могут влиять на их способность к обучению и коммуникации.
Какие факторы вызывают дизартрию?
Дизартрия может быть вызвана различными факторами. Это могут быть нарушения нервной системы, мышц и органов речи, такие как голосовые связки, язык, губы и небо. Генетические аномалии, травмы, инфекции, а также некоторые другие состояния и заболевания могут быть причинами дизартрии. Важно отметить, что причины и механизмы дизартрии могут быть разными у разных детей, поэтому важно проводить индивидуальный подход к каждому ребенку при изучении и коррекции их особенностей оптико-пространственного восприятия.
Какие методы исследования и коррекции применяются для определения и исправления пространственных представлений у детей с дизартрией?
В исследовании и коррекции пространственных представлений у детей с дизартрией применяются различные методы и подходы. Например, используются тесты и задания, направленные на оценку их способности к оптико-пространственному восприятию, такие как задания на ориентацию в пространстве, визуальные пазлы, сравнение размеров и форм объектов и т.д. Также используются упражнения и тренировки, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия и улучшение коммуникативных навыков. Важно проводить индивидуальный подход к каждому ребенку и учитывать его особенности и потребности.