Приоритетные направления расходов федерального бюджета Российской Федерации и оценка их эффективности
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 26.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Теоретические основы формирования и расходования средств федерального бюджета 4
1.1 Понятие расходов бюджета 4
1.2. Порядок оценки эффективности расходов федерального бюджета 6
2 Формирование расходной части федерального бюджета в 2015-2016 гг. 11
2.1. Анализ расходов бюджета 11
2.2. Проблемы оценки эффективности бюджетных расходов в субъектах 18
Заключение 26
Список использованных источников 28
К первой группе субъектов Российской Федерации можно отнести Республику Адыгею, Республику Алтай, Республику Башкортостан, Волгоградскую область и т.д. В этих субъектах нормативными правовыми актами установлено требование необходимости отражения в государственных программах критериев эффективности.Ко второй группе регионов можно отнести Алтайский край, Амурскую область, Владимирскую область и т.д. В этих субъектах Российской Федерации установлены критерии оценки эффективности государственных программ, закреплен порядок проведения оценки эффективности государственных программ и установлена методика расчета показателей.Большинство субъектов Российской Федерации используют соотношение фактических и плановых показателей при оценке эффективности государственных программ, хотя не все регионы размещают информацию о достигнутых показателях в открытом доступе . Сам перечень показателей может быть закреплен в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации или устанавливаться отдельно каждой государственной программой.Часто встречающейся особенностью перечня показателей, отражающих эффективность реализации государственных программ, является дублирование показателей, установленных для оценки эффективности деятельности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Поскольку ведомствам все равно необходимо отчитываться по этим показателям, они используют их и для оценки эффективности реализации государственной программы. Достаточно часто эти показатели не соответствуют решаемым задачам, а иногда и целям государственной программы.К недостаткам методик оценки государственных программ субъектов Российской Федерации также можно отнести и то, что при оценке финансовой составляющей исполнения государственной программы у большинства регионов фактическое исполнение сравнивается с плановым в соответствии с уточненной редакцией программы, но в отчете об оценке эффективности не отражаются изменения, внесенные в объем финансирования по сравнению с первоначальной редакцией программы, и их влияние на достижение целевых показателей программы.Многие субъекты Российской Федерации используют комплексный подход к оценке эффективности государственных программ. Например, в соответствии с методикой оценки эффективности государственных программ Амурской области оценка эффективности проводится по четырем комплексным критериям, формируемым из 11 частных (первичных) критериев эффективности. Комплексные критерии используются для оценки эффективности реализации государственной программы по следующим направлениям:—соответствие государственной программы системе стратегических приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации и области;—соответствие государственной программы условиям, определяющим необходимость решения проблемы программно-целевым методом;—оценка результативности и достижения индикаторов эффективности;—объемные и структурные параметры финансирования государственной программы.В Брянской области оценка эффективности осуществляется на основе сопоставления фактических и плановых значений показателей с учетом бюджетных ассигнований, выделенных на эти цели. В частности, по всем задачам рассчитываются и суммируются оценки достижения целей и решения задач государственной программы и сопоставляются с исполнением расходов по соответствующим задачам государственной программы. Полученное итоговое значение используется для определения степени эффективности расходов на реализацию государственной программы.Во многих субъектах Российской Федерации эффективность реализации государственной программы определяется интегральным показателем и доверительным интервалом его значений. Таким образом формализуется процесс принятия решения об эффективности реализации государственной программы. Например, в Тверской области отошли от упрощенного разделения на эффективные и неэффективные программы и формируют оценки государственных программ по пяти группам:•осуществленовысокоэффективное планирование и реализация государственной программы в отчетном периоде;•государственная программа в отчетном периоде реализована умеренно эффективно, но ряд показателей требует корректировки и повышения реалистичности планирования;•государственная программа в отчетном периоде реализована умеренно эффективно;•государственная программа в отчетном периоде реализована недостаточно эффективно;•государственная программа требует доработки на плановый период.При этом в качестве критерия эффективности выступает соотношение индекса достижения плановых значений показателей государственной программы и индекса освоения бюджетных средств, выделенных на реализацию государственной программы.Но следует понимать, что никакая методика оценки не приведет к повышению эффективности расходов, если результаты оценки не будут использоваться на практике. Только когда по результатам оценки эффективности будут приниматься решения о доработке государственных программ, об изменении перечня мероприятий или объема финансирования, только тогда оценка эффективности государственных программ станет реальным работающим механизмом, встроенным в бюджетный процесс.Проведенный анализ показал, что в настоящее время в России система оценки эффективности бюджетных расходов в большинстве случаев носит формальный характер. Тем не менее внедрение программно-целевого подхода в бюджетный процесс способствует внедрению механизмов оценки эффективности и результативности расходов бюджета. Переход на программный формат бюджета дает возможность не только оптимизировать расходы бюджета, но и оценить результативность по конкретным мероприятиям, задачам или подпрограммам государственной программы и сопоставить эти результаты с фактическими расходами.ЗаключениеРасходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.Бюджетный кодекс Российской Федерации все виды расходов бюджета разделяет на 4 группы:1)расходы, финансируемые исключительно из федерального бюджета;2)расходы, совместно финансируемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований;3)расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации;4)расходы, финансируемые исключительно из местных бюджетов.Согласно федеральному законодательству анализ эффективности бюджетных расходов на реализацию государственных программ Российской Федерации должен производится ежегодно и включаться в отчет об исполнении государственной программы за отчетный период.Методика оценки эффективности государственной программы включает проведение оценки:1)степени достижения целей и решения задач подпрограмм и государственной программы в целом;2)степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств федерального бюджета;3)степени реализации ведомственных целевых программ и основных мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации).Из анализа проекта бюджета РФ на 2016 г. следует, что на содержание государства, на бюрократию, военные расходы (включая, очевидно, и операцию в Сирии) Правительство в 2016 г. планирует потратить более трети федерального бюджета (39,74%) или около 8% ВВП. На социальную политику - 27,64% от всех расходов или 5,65% ВВП. Это - социальные выплаты населению, включая пенсии. Далее - экономические программы (15,72% расходов бюджета), образование - 3,46%, здравоохранение - 2,95% (несмотря на прирост расходов).На поддержку государственных СМИ государство намерено потратить больше, чем на ЖКХ (0,5% и 0,46% расходов бюджета соответственно). Притом, что износ коммунальных объектов в стране составляет по разным оценкам 60-70%, а на граждан возложен взнос на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.Обобщая вышеизложенное, можно констатировать: стратегической задаче воспроизводства человеческого капитала в России в 2012 -2013гг. уделялось большое внимание, и было выделено достаточное бюджетное финансирование на достижение поставленной цели. В 2014-2016 гг. расходы по приоритетным направлениям развития человеческого капитала были сокращены вдвое, поэтому можно утверждать, что фактическая ситуация с социальными расходами ухудшается, что не может не сказаться негативно на повышении качества человеческого капитала в России.В связи с этим целесообразно проведение специальной экспертизы бюджетной политики на предмет выполнения социальных обязательств государства. Для этого рекомендуется разделить расходы бюджета на расходы на власть (государственное управление, оборона, внутренняя безопасность, государственный долг) и население (образование, здравоохранение, социальная политика, культура) и сопоставить темпы их роста (снижения), в том числе с учетом индекса цен. Такой подход необходим также и с позиции оценки выделенных объемов средств на выполнение предвыборных обещаний избранного Президента РФ.Список использованных источниковБюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).Федеральный закон от 14 декабря 2015 № 349 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»Федеральный закон от 01 декабря 2014 № 384 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 гг. и плане мероприятий по реализации данной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р.Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов: постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 № 2 (ред. от 24.08.2006).Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов: приказ Минфина России от 26.07.2013 №75нИнформация об основных параметрах областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel-region.ru/index.php?head=46&part=108&unit=2Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2010. № 3. C. 5–18Байгузина Л.З. Формирование финансового потенциала региона с точки зрения синергизма / Л.З. Байгузина // Молодой ученый. 2015. №8(88). С. 458-463Беленчук А.А. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2016. № 3. С. 42
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).
2. Федеральный закон от 14 декабря 2015 № 349 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год»
3. Федеральный закон от 01 декабря 2014 № 384 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»
4. О Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в 2006-2008 гг. и плане мероприятий по реализации данной Концепции: распоряжение Правительства РФ от 03.04.2006 № 467-р.
5. Об утверждении Положения о предоставлении субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов: постановление Правительства Российской Федерации от 05.01.2005 № 2 (ред. от 24.08.2006).
6. Об утверждении методики проведения оценки результатов, достигнутых субъектами Российской Федерации в сфере повышения эффективности бюджетных расходов, и динамики данных результатов: приказ Минфина России от 26.07.2013 №75н
7. Информация об основных параметрах областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://orel-region.ru/index.php?head=46&part=108&unit=2
8. Афанасьев М.П., Алехин Б.И., Кравченко А.И., Крадинов П.Г. Программный бюджет: цели, классификация и принципы построения // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2010. № 3. C. 5–18
9. Байгузина Л.З. Формирование финансового потенциала региона с точки зрения синергизма / Л.З. Байгузина // Молодой ученый. 2015. №8(88). С. 458-463
10. Беленчук А.А. Эффективность расходов бюджета: подходы и сравнения // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал. 2016. № 3. С. 42
Вопрос-ответ:
В каком году была произведена анализ расходов бюджета?
Анализ расходов бюджета был произведен в 2015-2016 годах.
Какие проблемы возникают при оценке эффективности бюджетных расходов в субъектах?
При оценке эффективности бюджетных расходов в субъектах возникают следующие проблемы: неполное взаимодействие между федеральными органами власти и органами исполнительной власти субъектов, отсутствие единой системы показателей оценки эффективности и сложность учета и анализа полученных данных.
Какие приоритетные направления расходов федерального бюджета в России?
Приоритетные направления расходов федерального бюджета в России включают: оборону и безопасность, социальную политику, образование и науку, здравоохранение, культуру и спорт, транспорт и связь, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику, аграрную политику и экологию.
Что такое расходы бюджета?
Расходы бюджета - это сумма денежных средств, которая используется для финансирования различных программ и проектов, утвержденных в бюджете. Они включают затраты на оборону, социальные нужды, экономическое развитие, инфраструктуру, образование и другие сферы деятельности.
Как оценивается эффективность расходов федерального бюджета?
Оценка эффективности расходов федерального бюджета производится путем анализа достигнутых результатов и сравнения с запланированными показателями. Также используются различные методы и инструменты, такие как мониторинг, оценка рисков, экономические модели и т.д. Оценка производится с учетом социально-экономической эффективности и целевого назначения расходов.
Какие приоритетные направления расходов федерального бюджета Российской Федерации?
Приоритетными направлениями расходов федерального бюджета Российской Федерации являются социальная сфера, оборона, наука, образование, здравоохранение, жилищное строительство, транспорт, развитие инфраструктуры и другие отрасли, которые способствуют росту экономики и улучшению качества жизни населения.
Как оценивается эффективность расходов федерального бюджета?
Оценка эффективности расходов федерального бюджета происходит путем проведения экономико-статистического и финансово-аналитического анализа. Она включает в себя оценку достижения поставленных целей и задач, а также выводы о соответствии результатов расходов ожидаемым показателям и эффективности использования бюджетных средств.
Как формируется расходная часть федерального бюджета?
Расходная часть федерального бюджета формируется на основе утвержденного государственного бюджета. В нем определяются объемы расходов по отдельным статьям, включая приоритетные направления и программы. Формирование расходной части осуществляется с учетом бюджетных возможностей и на основе анализа бюджетных запросов соответствующих органов власти и ведомств.
Какие проблемы возникают при оценке эффективности бюджетных расходов в субъектах?
При оценке эффективности бюджетных расходов в субъектах возникают следующие проблемы: недостаточная прозрачность использования средств, непоследовательность и неоднозначность критериев оценки, несоответствие между целями и результатами, нежелание оценивать эффективность и принимать меры по ее повышению.
Какие отрасли являются приоритетными в расходах федерального бюджета?
Приоритетными отраслями в расходах федерального бюджета являются социальная сфера (здравоохранение, образование, культура, социальная помощь и т.д.), оборона, наука и инновации, жилищное строительство и коммунальное хозяйство, транспорт и связь, а также развитие инфраструктуры и региональное развитие.
Какие приоритетные направления расходов предусмотрены в федеральном бюджете Российской Федерации?
В федеральном бюджете Российской Федерации предусмотрены приоритетные направления расходов, такие как социальная политика, развитие экономики, оборона и безопасность, образование, здравоохранение и другие.