Управление государственным долгом в РФ: оценка эффективности и направления оптимизации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Государственные и муниципальные финансы
  • 28 28 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 03.02.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Теоретические основы управления государственным долгом 5
1.1. Сущность государственного долга 5
1.2. Методы управления государственным долгом 7
2. Анализ управления долговыми отношениями России 11
2.1. Анализ государственного долга России 11
2.2. Показатели эффективности расходов на управление государственным долгом 15
3. Перспективы управления государственным долгом России 18
3.1. Проблемы управления государственным долгом 18
3.2. Совершенствование управления государственным долгом 22
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 28

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, долговая политика нуждается в основательном обновление рычагов управления; пересмотре внутренней сферы долгового заимствования, за счет облигаций, и внешней, за счет нововведенных еврооблигаций; реконструктизации органов, ответственных за управление государственным долгом; и использование не только международных резервов для снятия напряженности на долговом рынке, но и части средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния; также она нуждается в реализации давнего проекта создания долгового агентства для мониторинга корпоративной задолженности.3.2. Совершенствование управления государственным долгомНесколько факторов будут определять направления долговой политики Российской Федерации на 2017 год:1. Макроэкономические показателиНа момент определения основных направлений долговой политики прогноз социально-экономического развития страны обещал умеренный рост экономики, около 4,5 процентов в год. В настоящее время ситуация несколько изменилась. Если некоторые опасения по поводу замедления мировой экономики в целом подтвердились, и спрос на экспортные российские товары действительно упал, стимулировав российских товаропроизводителей и поставщиков сырья ориентироваться на внутренний рынок, то оптимистичные показатели насчет темпов экономического роста не оправдали себя. По оценкам Министерства экономического развития в 2014 году ожидается рост ВВП не более 0,5%. Замедление российской экономики повлечет за собой недополучение государственных доходов, которых в итоге может не хватить для покрытия расходов.Темпы роста инфляции, заложенные в бюджете, - 5 - 5,5%. Фактическая инфляция, определенная Министерством экономического развития Российской Федерации, - 6,5%. Разница не так уж велика, но, учитывая объемы заимствований, производимых на внутреннем и внешнем рынках, разница в 1 - 1,5 % довольно существенна. Цена на нефть марки URALS осталась около 100 долларов за баррель, что, пока, во всяком случае, не несет пагубных последствий для экономики страны, но в случае падения цен на нефть, федеральный бюджет недополучит доходов.Основными источниками привлечения средств на финансирование дефицита бюджета останутся государственные заимствования. Также, в целях пополнения Резервного фонда и развития национального долгового рынка, остается целесообразным продолжать реализацию стратегии «занимай и сберегай». В случае третьей волны кризиса, когда долговой рынок будет фактически закрыт, средства, аккумулированные в суверенных фондах, позволят некоторое время покрывать государственные расходы.2. Введение бюджетного правилаНенефтегазовый дефицит на сегодняшний день составляет около 10,5% от ВВП по сравнению с 2% в 2002 году. Именно поэтому в 2014 году было принято новое правило распределения нефтегазовых доходов, следуя которому, предельная величина расходов бюджета будет рассчитываться исходя из величины доходов, учитывающих базовую цену на нефть. Расходы могут быть увеличены не более чем на 1 % ВВП - законодательного ограничения дефицита бюджета. При этом базовая цена на нефть будет рассчитываться как средняя цена за последние 10 лет. Дополнительные же нефтегазовые доходы, при превышении фактической цены над базовой, будут направлены на пополнение Резервного фонда. В обратном случае, для финансирования расходов будут направлены средства Резервного фонда. При достижении Резервным фондом нормативного значения в 7% от ВВП доходы, в размере 50% будут направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ), остальные 50% - на финансирование инфраструктурных и социально-значимых проектов.Влияние «бюджетного правила» будет опосредованным. С одной стороны, объем финансируемого за счет заемных источников дефицита бюджета нормативно установлен в размере 1% от ВВП, таким образом исключая чрезмерное привлечение средств и резкий рост государственного долга. С другой стороны, законодательно объем заимствований не зависит от объема дефицита бюджета. Это значит, что при благоприятной рыночной ситуации государство сможет привлекать необходимые ему заемные средства.3. Уровень государственного долгаНа данный момент показатели объема государственного долга Российской Федерации одни из самых низких в мире, как в абсолютном выражении, так и в отношении к ВВП. Несмотря на это, кредитные рейтинги, присваемые международными рейтинговыми агентствами (ВВВ - довольно средний рейтинг), не дают реального отражения состояния платежеспособности страны.Согласно долговой политике на 2015 год, госдолг будет расти с каждым годом. Соответственно, будут расти и расходы на обслуживание долга. В этом случае рассматривать запас долговой прочности России как безусловный не совсем правильно.Во-первых, несмотря на плановое замедление темпов роста государственного долга, обслуживание и погашение долга будет занимать большую долю расходов бюджета. Во-вторых, макроэкономическая ситуация, сложившаяся на данный момент, с замедлением темпа роста и девальвацией рубля. В случае дальнейшего ухудшения ситуации и падении цен на нефть, Российская Федерация рискует недополучить большую часть доходов. Например, падение цен на нефть на 10 долларов повлечет за собой потерю государственных доходов на 0,6 триллионов рублей. В-третьих, не стоит исключать возможность потери страной Резервного фонда в случае наступления кризиса или того же падения цен на нефть. При потере важнейшей «подушки безопасности» не останется другого выхода, кроме как занимать средства, что повлечет за собой повышение цен заемного капитала и расходов на его обслуживание. В-четвертых, если макроэкономическая ситуация повлечет за собой катастрофическое падение цен на нефть, стране придется изыскивать новые источники покрытия государственных расходов. Ими, потенциально, могут стать средства ФНБ, повышение налогов или средства от приватизации. Использование средств ФНБ оставит без финансирования хронически дефицитный бюджет Пенсионного фонда РФ. Повышение налогов приведет к социальной нестабильности, а приватизация будет носить глубоко коньюктурный характер, сильно зависящий от ситуации внутри страны.Таким образом, при реализации негативного сценария развития, заемные средства станут главным источником покрытия расходов бюджета.4. Развитие государственных гарантийГосударственные гарантии на данном этапе являются важнейшим инструментом проведения долговой политики. Без них последнее время не обходится ни одна государственная программа или стратегия развития, где всегда имеется ссылка на определенный объем государственных гарантий, как одного из источников поддержания финансирования. Государственные гарантии призваны стать неким «антикризисным инструментом», позволяющим организациям беспрепятственно привлекать заемные средства.Государственные гарантии прямо влияют на долговую политику. Во- первых, значение имеет определение направлений использования госгарантий. Сегодня некоторые сложности вызывают госгарантии без права регрессного требования, которые не только имеют вполне реальную перспективу отнесения части долга на расходы бюджета в случае невозврата принципалом средств бенефициару, но и стимулируют развитие иждивения.Во-вторых, государственные гарантии затрудняют проведение процесса бюджетного планирования, так как чаще всего точная сумма контракта или проекта неизвестна. В-третьих, наличие государственных гарантий принуждает органы власти замораживать некоторые средства, резервируя их для выплаты государственных гарантий в случае необходимости. Эти средства могли стать бюджетными ассигнованиями и быть направлены на другие важные цели.Учитывая все изложенное, стоит сказать, что долговая политика должна принимать во внимание высокие темпы развития государственных гарантий и, соответственно, своевременно модернизировать принципы управления условной задолженностью государства.ЗаключениеГосударственный долг является достаточно большой проблемой современного мира. Ведущие экономисты мира предупреждают о скорой гиперинфляции.Западные государства извлекают большую пользу от доверия всего мира к их валютам, ведь многие, если не все страны мира, используют евро и доллар как резервные валюты и как основное средство для совершения платежей. Такая ситуация позволяет странам запада стимулировать свою экономику в ущерб экономикам других стран. В скором времени данная система может рухнуть, и западные страны в своем развитии экономики могут стать странами «третьего мира». Уже сейчас в результате портящихся отношений с Россией они все глубже закапывают себя в эту долговую яму.В целом лучший метод регулирования государственного долга - это не влезать в долги, жить «по средствам и по доходам», восполняя бюджет за счет внутреннего производства.Размер государственного долга Российской Федерации требует постоянного анализа и контроля с целью не превышения им допустимого значения, которое может привести к дестабилизации экономики Российской Федерации. Необходимо на уровне Российской Федерации продолжать государственную политику по переходу от внешних заимствований к внутренним заимствованиям Российской Федерации и сокращению размера внешнего государственного долга Российской Федерации.В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, утвержденную Правительством Российской Федерации, рост внутреннего государственного долга Российской Федерации в ближайшие несколько лет не приведет к нарушению устойчивости экономики Российской Федерации.При осуществлении внутренних и внешних заимствований в пределах объемов, представленных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную и среднесрочную перспективу, Российская Федерация сможет осуществлять обслуживание внешнего и внутреннего государственного долга без снижения темпов экономического развития страны.Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что, так как экономика Российской Федерации во многом на сегодняшний день зависит от цен на нефть на мировых рынках, то необходимо осуществлять контроль долговой нагрузки на бюджет Российской Федерации. Продуманная политика осуществления внешних и внутренних заимствований Российской Федерации позволит повысить экономический рост, сохранить устойчивость экономики Российской Федерации, обеспечить инвестиционную привлекательность страны для внутренних и внешних инвесторов.Список использованных источников и литературыНормативно-правовые акты Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).Основные направления долговой политики на 2013-2015 гг.Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 гг.Прогноз социально-экономического развития России на период 2014-2016 гг.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2004 № 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».Книги по фамилиям авторовМалиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Инфра-М, 2010. – 284 сЖурнальные статьи Бак И.О. Современная долговая политика Российской Федерации в условиях санкций//Бизнес и общество. – 2016. – № 1 (9). – С. 14. Бакиева И.А., Шермухамедов Б.У. Управление государственным долгом//Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 597-598. Бижанова Е.А. Методологические аспекты управления государственным долгом//Бизнес и общество. – 2016. – № 2 (10). – С. 8. Пахомова Е.Н. Управление государственным долгом РФ//Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 334-339. Полякова М.С. Оценка управления государственным долгом Российской Федерации//Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2016. – № 6. – С. 79-82. Романькова А.С., Неводова И.А. Внутренний государственный долг Российской Федерации//Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-1. – С. 198-201. Толмачева О.В. Повышение конкурентоспособности рынка государственного долга РФ//ECONOMIC SCIENCES. – 2015. – № 6.– С. 194-199.Электронные ресурсыСайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internalСайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htmСайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=vestnikЭлектронный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.gov.ru


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015).
2. Основные направления долговой политики на 2013-2015 гг.
3. Основные направления бюджетной политики на 2014-2016 гг.
4. Прогноз социально-экономического развития России на период 2014-2016 гг.
5. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 08.09.2004 № 76н «О перечне документов, представляемых для получения гарантий для оказания государственной поддержки экспорта промышленной продукции».

Книги по фамилиям авторов
6. Малиновская О.В. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. – М.: КНОРУС, 2010. – 432 с.
7. Селезнев А.З. Государственный долг и внешние активы: Учеб. Пособие / Под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Инфра-М, 2010. – 284 с

Журнальные статьи
8. Бак И.О. Современная долговая политика Российской Федерации в условиях санкций//Бизнес и общество. – 2016. – № 1 (9). – С. 14.
9. Бакиева И.А., Шермухамедов Б.У. Управление государственным долгом//Молодой ученый. – 2016. – № 11 (115). – С. 597-598.
10. Бижанова Е.А. Методологические аспекты управления государственным долгом//Бизнес и общество. – 2016. – № 2 (10). – С. 8.
11. Пахомова Е.Н. Управление государственным долгом РФ//Молодой ученый. – 2016. – № 25 (129). – С. 334-339.
12. Полякова М.С. Оценка управления государственным долгом Российской Федерации//Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. – 2016. – № 6. – С. 79-82.
13. Романькова А.С., Неводова И.А. Внутренний государственный долг Российской Федерации//Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 118-1. – С. 198-201.
14. Толмачева О.В. Повышение конкурентоспособности рынка государственного долга РФ//ECONOMIC SCIENCES. – 2015. – № 6. – С. 194-199.

Электронные ресурсы
15. Сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/internal
16. Сайт Федеральной службы Государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_11/Main.htm
17. Сайт Центрального банка Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=vestnik
18. Электронный бюджет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://budget.gov.ru

Вопрос-ответ:

Какова сущность государственного долга и как его можно управлять?

Сущность государственного долга заключается в заемных обязательствах государства перед внутренними и внешними кредиторами. Управление государственным долгом включает разработку стратегии заемного финансирования, выбор оптимальных инструментов займа, контроль за погашением долга и оптимизацию его структуры.

Какие методы используются для управления государственным долгом?

Для управления государственным долгом применяются различные методы, включающие эмиссию облигаций, использование краткосрочных кредитов, привлечение займов от международных организаций, долгосрочное кредитование у коммерческих банков, а также реструктуризацию и консолидацию долга.

Каковы показатели эффективности расходов на управление государственным долгом?

Показателями эффективности расходов на управление государственным долгом являются коэффициенты долговой нагрузки, структура заемных обязательств, стоимость заемного финансирования, а также финансовые и экономические результаты деятельности, связанной с управлением долговыми отношениями.

Какие проблемы существуют в управлении государственным долгом России?

В управлении государственным долгом России существуют проблемы, связанные с высокой долей внешнего долга, несбалансированной структурой долговых обязательств, зависимостью от цен на нефть и газ, а также недостаточным использованием внутреннего рынка заемного капитала.

Какие перспективы управления государственным долгом России?

Перспективы управления государственным долгом России связаны с улучшением структуры заемных обязательств, развитием внутреннего рынка заемного капитала, привлечением инвестиций, укреплением финансовой устойчивости, а также эффективным использованием заемных средств для стимулирования экономического развития.

Какие методы используются для управления государственным долгом в РФ?

Для управления государственным долгом в РФ используются различные методы, такие как заключение сделок на внутреннем и внешнем финансовом рынке, эмиссия государственных ценных бумаг, привлечение кредитов и займов от международных финансовых организаций, а также использование средств из федерального бюджета.

Какие показатели эффективности расходов на управление государственным долгом в России?

Показатели эффективности расходов на управление государственным долгом в России включают в себя уровень процентных расходов от ВВП, долю удержания государственного долга в общем объеме государственных расходов, а также оценку степени рисков и стабильности выплат по государственному долгу.

Какие проблемы могут возникнуть при управлении государственным долгом России?

При управлении государственным долгом России могут возникать различные проблемы, такие как рост объема государственного долга, неэффективное использование средств из государственного бюджета, нестабильность в экономике, изменение внешних финансовых рынков и др. Эти проблемы требуют постоянного мониторинга и принятия соответствующих мер для их решения.