Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей в общеобразовательной организации

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная педагогика
  • 38 38 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.02.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ 6
1.1Неполная семья как объект социально-педагогической деятельности 6
1.2Социально-педагогический анализ детско-родительских отношений 12
1.3Особенности работы социального педагога с неполными семьями 19
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕЙ 25
2.1.Методика работы социального педагога с неполной семьей 25
2.2.Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38

Фрагмент для ознакомления

Социальный педагог не может решить все проблемы для семьи, он должен только активировать его в решении семейных проблем. Для достижения осведомленности о проблеме, создать условия для ее успешного решения с использованием различных форм и методов работы.На основе анализа социального педагога плана работы школы и говорить, работать с неполными семьями, используя различные формы и методы, но наиболее эффективным социально-педагогической консультации, педагогическое образование родителей, преподавателей и студентов, уход за больными, анкетирование и посреднических переговоров ,Метод консультирования включает в себя обеспечение практического обучения или помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Его цель - способствовать оптимизации семейных отношений на основе изучения взаимодействия членов семьи.Общие предпосылки для успешного исхода консультирования родителей - создание доверительных отношений с ними. Основанием для доверительных отношений являются уважение, одобрение родителей, заинтересованных в решении проблемы, признание обоснованности их опасений по поводу студента.Необходимо разработать примерные тематические лекции для родителей.Цели рекомендации и консультативной работы с семьями:- Координация воспитательных воздействий на студента;- Психолого-педагогическая поддержка родителей;- Улучшение их образования и общей культуры;- Формирование социальной активности родителей.Эффективность социального педагога зависит от того, насколько уверенно родители смогут действовать на основе информации и рекомендаций, которую они получили.Педагогические, психологические и юридические знания, полученные родителями, должны быть тесно связаны между собой с возможностью их практического применения в области образования. Это, в свою очередь, приводит к отбору содержания и форм организации образования. Наиболее распространенными формами работы в условиях учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического и среднего специального образования, являются: родительские собрания, лекции в форме родительского университета, социально-педагогическая мастерская, которые работают по плану в учебном заведении.Воспитательная работа с родителями основывается:- Родители поддерживают потребности;- Потребности студентов в компетенции родителей;- Существует прямая связь между качеством семейного воспитания и социальных проблем общества.Цель этой деятельности - совершенствование нормативно-правовой, психолого-педагогической культуры родителей. Образование Цели - встреча родителей:-С закономерности развития и сложности формирования идентичности в подростковом и юношеском возрасте;-Проблемы студентов и пути их решения;-Пути, методы, формы и способы эффективного взаимодействия с взрослыми детьми;-Законы и нормативные акты о правовой защите ребенка;-Права и обязанности родителей.Воспитательная работа носит превентивный характер. Она исходит из предположения о дефиците знаний и навыков родителей по воспитанию своих детей. Эта деятельность направлена ​​на повышение психолого-педагогической культуры родителей, расширение и восстановление их образовательного потенциала, вовлечение семьи в процессе социальной интеграции воспитания детей. Одним из необходимых условий лекций - опора на личного образовательного опыта. Связь может осуществляться в форме легкой беседы, разговор, диалог. Субъекты лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной как для родителей, так и для преподавателей и студентов. Это своего рода профилактика детской безнадзорности. Важно, чтобы эта работа была проведена в сотрудничестве с педагог-психолог, куратор группы.Повышение педагогической культуры родителей посредством коллективных и индивидуальных форм работы. Среди них, в практике школ получили широкое распространение лекций, дискуссий и конференций. Менее часто используемые формы, такие как круглые столы, дискуссии, семинары, [12, с.11].Эффективной формой педагогического образования в пользу разговора. Во время интервью родители не только получают теоретические знания, но и научиться применять их в практике семейного воспитания. В ходе бесед анализировались педагогические ситуации, которые заставляют родителей думать о решении различных проблем образования, искать правильные пути их решения [18, с.45].Посещение семьи на дому является одной из форм профилактической работы.Социальный педагог должен помнить, что дом - чисто личное пространство человека и вторгнуться возможно только в случае возникновения чрезвычайной ситуации или по приглашению заранее предупреждая о своем визите. Если это семья, которая является фактором риска, рекомендуется посетить семьи был проведен совместно с инспектором по делам несовершеннолетних по месту жительства студента [12, с.14].Для анализа ситуации семьи используется для заполнения семейной карты (Приложение A).Для оценки семейного и бытового положения семьи должен быть первичным обследования условий жизни семей (Приложение Б).Опросом методы исследования включают в себя метод допроса. Анкетирование может быть открыта, когда субъект указывает свой выход (первое имя и др.), А также закрыты, в котором конкретный ответчик неизвестен. Этот метод позволяет охватить довольно большое количество людей [19, с.142].Пример анкеты обследования может служить для определения отношений родитель-ребенок в семье с одним родителем.Посредничество предполагает ознакомление родителей принять активное участие в жизни учебного заведения.Посредничество преследует следующие цели:-Для организации семейного досуга;-Активизация различных ведомств и служб по совместному решению проблем конкретной семьи;-Предоставление информации о семейной социальной защиты;-Измерить влияние на родителей, которые отказываются воспитывать своих детей или предоставление им негативное воздействие через родительский актив.Приобщение родителей к активному участию в жизни учебного заведения проводится по направлениям:-создание и работа родительских комитетов, попечительских советов;-регулярные встречи родителей;-переписка с родителями-нерезидентов студентов;-участие родителей в работе со студентами в различных клубах, лекционные залы, спортивные и секции путешествия и т.д. [12, с.18].Чтобы исправить количество неполных семей, чтобы эффективно использовать список неполных семей (Приложение Б).Это следует из приведенного выше исследования эффективности методов и форм работы с неполными семьями консультируемся, анкетирование, уход за больными, образование, посредничество, разговор.2.2 Анализ результатов исследованияИсследование социально - педагогической работы с неполной семьей проводилось на базе средней школы.Цель исследования состояла в том, чтобы исследовать формы и методы работы социального педагога в работе с неполной семье и методического выбора материала для оказания помощи в работе социального педагога с видом семьи.Для достижения этой цели необходимо реализовать следующие задачи:1.Анализ источников, используемых для этой проблемы;2.Выявить основные направления деятельности социального педагога в неполных семьях;3.Определить особенно отношения родитель-ребенок в неполных семьях;4.Подобрать методический материал, чтобы помочь социальному педагогу в неполных семьях.Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ документов, анализ теоретических источников, анализ опыта социального педагога с неполными семьями, поговорите с социальным работником.Интервью было организовано с социальным работником учреждения Юльевич О.А., в ходе которого они определили основные направления работы социального педагога с неполной семьей:1.Образовательная область включает в себя помощь в обучении и образовании.Помощь в обучении, направленных на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.Помощь в области образования, в первую очередь проводится с родителями - путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций.2.Психологическое направление включает в себя два компонента: социально - педагогической коррекции и поддержки.Поддержка направлена ​​на создание благоприятного климата в семье в период кратковременного кризиса.Коррекция происходит в основном, когда есть психологическое насилие над ребенком в семье.План работы с неполной семьей была проанализирована. Там, где были определены основные методы и формы работы с неполной семьей: обследования, консультации, посредничество, социально - педагогического образования, беседы, патронаж.Исследование проводится в основном для сбора первичной информации о семье. В соответствии с условиями, используемых для описания профиля родитель-ребенок отношений в родительской семье (Приложение Д). Этот профиль позволяет представить общую картину взаимоотношений в семье. Что в будущем, очень важно, чтобы выбрать направление работы с этой семьей.Часто используется в работе с методом консультирования неполной семьи. Социальный педагог дает консультации по вопросам семейного права; межличностного взаимодействия в семье; Он информирует о существующих образовательных методов, ориентированных на конкретную семью; объясняет родителям, как создать условия, необходимые для нормального развития и воспитания ребенка в семье.Во время консультации социального педагога необходимо найти ответы на следующие вопросы:-Каковы ожидания семьи пришли на консультацию? (Задавайте вопросы о том, кто послал на консультацию к кому они адресованы ранее).-Какова актуальность проблемы семьи? (Например, студент не может справиться с требованиями учебного заведения).-Какова ситуация в семье сейчас?-Как и ранее в семье справиться с трудностями и проблемами?Каковы пути их решения?-Как семья взаимодействия на текущей задаче? (Необходимо уточнить, что происходит на уровне поведения, мыслей, чувств).-Может ли ситуация стать еще хуже? Что может сделать проблему хуже?-Каковы положительные стороны в этом вопросе?Другой метод для работы с семьей является социально-педагогического образования родителей.Социальный педагог школы примерные темы лекций были даны для консультаций (Приложение Д).Одним из наименее эффективных методов работы с неполной семьи может выбрать метод посредничества.предоставление семьям информации о социальной защите - одна из областей посредничества было выделено. При анализе плана работы социального педагога с неполной семьей.Для выполнения этих методов с неполными семьями использует такие формы работы, как посещение семей на дому (патронаж) и беседы с родителями.Перед тем как социальный работник, идя к семье, следующие задачи:-Исследование - предоставить информацию об условиях студенческой жизни;-Исследования - изучение возможных факторов риска: социальные, медицинские, бытовые;- Диагностический;-Адаптация и реабилитация - обеспечение конкретных образовательных, социальной и образовательной помощи посредничества.-Контроль - оценка состояния семьи после оказания помощи анализа реабилитационных мероприятий, реализации рекомендаций социального родительского педагога.Для разговора необходимо выбирать вопросы, которые будут обсуждаться: это может быть вопросы о размножении каких-либо фактов и событий, поясняющие этические концепции, сравнение и анализ конкретных форм поведения. При использовании разговор в качестве специалиста должно привести его задавать вопросы не только себя, но и дети.До начала переговоров необходимо планировать ряд вопросов и планировать последовательность (Приложение Е).Таким образом, при анализе методов и форм работы с неполной семьей социальный педагог школы социально-педагогическая деятельность в отношении семей с одним родителем будет эффективным, если:-метод работы будут исследования, социально-педагогические консультации, педагогическая просвещение родителей и посредничество;-Основной формы работы будут интервью и визиты на дом семьи (патронат)ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате исследований были выполнены свою основную задачу, и сделать следующие выводы:-Семья - это полноценный институт социального образования, и он сталкивается с задачей преодоления отчуждения детей в результате развода, ювенильный беременности, отказ от детей и так далее.-Для семей с одним родителем включают семей с нарушением структуры. Что является препятствием для адаптации семьи в обществе.-Семейное положение влияет на его адаптацию в обществе и ее положение в обществе. И в соответствии с характеристиками семейства можно отнести к тому или иному типу.-Неполная семья относятся к числу семей, находящихся в опасности, так как нарушена структура семьи и что, в свою очередь, имеет определенные трудности и проблемы образования и воспитания детей.-Неполные семьи в воспитании ребенка необходимо уделять гораздо больше внимания, так как ответственность за всестороннее гармоничное развитие личности ребенка ложится на плечи одного из родителей.-Особенность работы социального педагога с неполными семьями заключается в выборе форм и методов работы с видами семьи.Гипотеза исследования: социально-педагогическая деятельность в отношении семей с одним родителем будет эффективным, если-метод работы будут исследования, социально-педагогические консультации, педагогическая просвещение родителей и посредничество;-основной формой работы будут интервью и визиты на дом семьи (патронат)Для проведения исследования были использованы следующие методы: анализ документов, анализ теоретических источников, анализ опыта социального педагога с неполными семьями, поговорите с социальным работником.Исследование проводилось на базе школы.При анализе социально-педагогической деятельности социального педагога с неполной семьи были выявлены и методы работы с неполными семьями следующие основные формы: анкетирование, интервью, уход за больными, социально-педагогического образования и консультирования, посредничества.Представляется, что эти методы и формы работы с этой категорией домохозяйств являются наиболее эффективными, так как они составляют социально-педагогический опыт работы с неполными семьями.Таким образом, гипотеза исследования подтверждается.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАндрюшева, Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение, 2008г.,№2 – 132 с.Балыгин, М.М. Образ жизни и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение, 2008, №3 – 145 с.Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе/ Е.Б. Бреева.- М.: Просвещение, 2009 – 467 с.Буянов, М.И.Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра/ М.И. Буянов.- М.: Просвещение,2008 – 368 с.Вавилова, Л.Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьей и профилактике семейного неблагополучия / Л.В. Вавилова // Социально-педагогическая работа изд. Май 2009 – 75с.Валентас М., Прокофьева, Л. М. Отцы и дети после развода /М. Валентас, Л.М.Прокофьева // Демоскоп, 2011-№9- 109 с.Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика : учеб.пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: «Академия», 2009 – 440 с.Гарбузов, В.И. Особенности психотерапии в семье /В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия, Л.,2008 – 95 с.Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях // Социологические исследования, 2011,№11 – 86 с.Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров.- М.: «Академия», 2010 – 568 с.Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова – М.: Просвещение, 2009 – 453с.Капелевич Т.С., Дедук, О.Ю. Социально- педагогическая и психологическая работа с семьей : учеб.-методич. пособие/ Т.С. Капелевич, О.Ю. Дедук.- Мн.: РИПО, 2010 – 50с.Кодекс о браке и семье СТ. № 63 - Минск: Амалфея, 2009- 54с.Козлов Н.И. Истинная правда или учебник психолога по жизни/ Н.И. Козлов.- М.:2008- 315 с.Левко М.И. Работа с семьей / М.И. Левко. –Просвещение, 2006- 145 с.Личко, А.Е. Психотерапия и акцентуация у подростков/ А.Е. Личко. – Л., Просвещение,2008 – 678 с.Марковская ,И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб., 2010- 240 с.Настольная книга для родителей/ Сост. В.З. Солоухин. – М.: СПб., 2011 – 543с.Наумчик, В.Н. Социально-педагогическая проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент [Текст]/ В.Н. Наумчик. – Мн.; Праздников, 2005 – 576 с.Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.:Просвещение, 2004 – 456 с.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 Андрюшева, Е.В. Семья и здоровье подростка / Е.В. Андрюшина // Народонаселение, 2008г.,№2 – 132 с.
2 Балыгин, М.М. Образ жизни и здоровье детей раннего возраста // Здравоохранение, 2008, №3 – 145 с.
3 Бреева, Е.Б. Дети в современном обществе/ Е.Б. Бреева.- М.: Просвещение, 2009 – 467 с.
4 Буянов, М.И.Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра/ М.И. Буянов.- М.: Просвещение,2008 – 368 с.
5 Вавилова, Л.Б. Сотрудничество школы и социально-педагогической службы по работе с семьей и профилактике семейного неблагополучия / Л.В. Вавилова // Социально-педагогическая работа изд. Май 2009 – 75с.
6 Валентас М., Прокофьева, Л. М. Отцы и дети после развода /М. Валентас, Л.М.Прокофьева // Демоскоп, 2011-№9- 109 с.
7 Василькова Т.А., Василькова Ю.В. Социальная педагогика : учеб.пособие / Т.А. Василькова, Ю.В. Василькова. – М.: «Академия», 2009 – 440 с.
8 Гарбузов, В.И. Особенности психотерапии в семье /В.И. Гарбузов // Семейная психотерапия, Л.,2008 – 95 с.
9 Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполных семьях // Социологические исследования, 2011,№11 – 86 с.
10 Захаров, А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров.- М.: «Академия», 2010 – 568 с.
11 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования [Текст] / О.А. Карабанова – М.: Просвещение, 2009 – 453с.
12 Капелевич Т.С., Дедук, О.Ю. Социально- педагогическая и психологическая работа с семьей : учеб.-методич. пособие/ Т.С. Капелевич, О.Ю. Дедук.- Мн.: РИПО, 2010 – 50с.
13 Кодекс о браке и семье СТ. № 63 - Минск: Амалфея, 2009- 54с.
14 Козлов Н.И. Истинная правда или учебник психолога по жизни/ Н.И. Козлов.- М.:2008- 315 с.
15 Левко М.И. Работа с семьей / М.И. Левко. –Просвещение, 2006- 145 с.
16 Личко, А.Е. Психотерапия и акцентуация у подростков/ А.Е. Личко. – Л., Просвещение,2008 – 678 с.
17 Марковская ,И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми/ И.М. Марковская. – СПб., 2010- 240 с.
18 Настольная книга для родителей/ Сост. В.З. Солоухин. – М.: СПб., 2011 – 543с.
19 Наумчик, В.Н. Социально-педагогическая проблема «трудных» детей. Теория. Практика. Эксперимент [Текст]/ В.Н. Наумчик. – Мн.; Праздников, 2005 – 576 с.
20 Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога [Текст] / Р.В. Овчарова. – М.:Просвещение, 2004 – 456 с.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты исследуются в теоретической части статьи?

В теоретической части статьи исследуются такие аспекты, как неполная семья как объект социально педагогической деятельности, социально педагогический анализ детско-родительских отношений и особенности работы социального педагога с неполными семьями.

Какие проблемы рассматривает статья в контексте социально педагогической работы с неполной семьей?

Статья рассматривает проблемы социально педагогической работы с неполной семьей, включая особенности работы социального педагога, методику работы и анализ детско-родительских отношений.

Что такое неполная семья и почему она является объектом социально педагогической деятельности?

Неполная семья - это семья, в которой родители живут раздельно или один из родителей отсутствует. Она является объектом социально педагогической деятельности, так как в ней могут возникать определенные сложности и проблемы, которые требуют вмешательства и поддержки со стороны социального педагога.

Какие методы и формы работы социального педагога с неполной семьей рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные методы и формы работы социального педагога с неполной семьей, но конкретные подробности о них можно найти в разделе "Формы и методы работы социального педагога с неполной семьей" в главе 2.

Какие особенности детско-родительских отношений анализируются в статье?

В статье анализируются особенности детско-родительских отношений с точки зрения социально педагогического аспекта. Детско-родительские отношения в неполной семье могут иметь свои особенности и проблемы, которые рассматриваются в статье.

Что такое социально-педагогическая деятельность с неполной семьей?

Социально-педагогическая деятельность с неполной семьей - это комплекс мероприятий и программ, направленных на помощь и поддержку семей, в которых отсутствует один или оба родителя. Целью такой деятельности является содействие адаптации и социализации детей, улучшение семейного климата, предоставление необходимой поддержки и консультаций родителям.

Какие особенности работы социального педагога с неполными семьями?

Работа социального педагога с неполными семьями имеет свои особенности. Во-первых, социальный педагог должен быть готов к работе с различными формами неполных семей (одинокие родители, приемные семьи и т.д.) и учитывать их специфические потребности. Во-вторых, социальный педагог должен уметь создавать доверительные отношения со всеми членами семьи, чтобы эффективно оказывать помощь и поддержку. Кроме того, он должен иметь соответствующие знания и навыки в области работы с неполными семьями, чтобы предоставить родителям необходимую информацию и консультации.

Какие формы и методы работы социального педагога с неполной семьей существуют?

Социальный педагог может использовать различные формы и методы работы с неполной семьей. Некоторые из них включают индивидуальные консультации и поддержку родителей, проведение семейных тренингов и мастер-классов, организацию групповых занятий для детей из неполных семей, сотрудничество с другими специалистами (психологами, врачами и т.д.), а также организацию социальных мероприятий для семейного общения и поддержки.