Особенности связной монологической речи у дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 51 + 51 источник
- Добавлена 03.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 7
1.1.Характеристика связной монологической речи 7
1.2.Развитие связной монологической речи у детей в онтогенезе 13
1.3.Особенности связной монологической речи детей с ОНР 17
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 23
2.1.Выявление уровня сформированности связной речи детей дошкольного возраста с ОНР 23
2.2.Описание формирующего эксперимента по обучению связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР 30
2.3Анализ результатов исследования 35
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Развитие связной монологической речи - предложения связывания в заявлении, в словаре - это работа смысловой стороны речи, грамматика - это формирование языковых обобщений.Последовательное осуществление преемственности в изучении родного языка не может полагаться только на прошлое, но и сосредоточить внимание на дальнейшем развитии речевых навыков.Занятия предназначены для детей в возрасте от 6 до 7 лет. Работа ведется в подгруппах по 5 человек, продолжительностью 30-35 минут.Для развития связной речи детей с ОНР внедрена программа, которая строится по принципу «от простого к сложному», соответствует задачам развития связной речи и учитывает специфику детей с ОНР. Программа состоит из 12 занятий, по 4 занятия в каждой из трех серий. Упор в первой серии занятий делается на работу над предложением (сложносочиненные, затем сложноподчиненные). Во второй серии занятий упор делается на обучение составлению разных видов рассказов, а в третьей работа над пересказом. Сначала детям даѐтся возможность научиться составлять отельные предложения, затем идет переход к обучению практического употребления сложносочинѐнных предложений с союзами «и», «а» (дети должны овладеть умением устанавливать последовательность событий и правильно выражать это словами – «начался дождь, и дети пошли в группу», «яблоко – это фрукт, а морковка – овощ»). Затем, постепенноусложняются предложения («Мальчик заплакал, потому что потерял шарик». «Вова купил большой мяч, чтобы играть в футбол»). Далее дети учатся передавать в речи последовательность выполняемых действий («Алѐша встал со стула, подошѐл к шкафу и взял книги»). Дальнейшее совершенствование повествовательной формы речи включает обучение составлению разных видов рассказов: -по серии картинок, -по сюжетной картинке, -по вопросам, -на заданную тему; -пересказ. Работа над пересказом строится следующим образом: -Подробный пересказ. Воспитывается навык полного и последовательного изложения мыслей. -Выборочный пересказ. Воспитывается навык выделить более узкую тему от текста. -Творческий пересказ. Он воспитывает воображение, учит детей использовать впечатления из собственного жизненного опыта и определять своѐ отношение к теме. Любому виду пересказа предшествует анализ текста (смысл этого текста, без чего пересказ невозможен). Первая серия занятий построена на темах, окружающих ребенка в повседневной жизни, тем самым активизируя и мотивируя его речевую деятельность (Овощи, фрукты, одежда, посуда, животные).Вторая серия занятий построена на принципах обучения различных видов рассказов, а третья опирается на материалы русских народных сказок.Цель обучающих систем: развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР.Задачи:1.Развивать образную связную монологическую речь детей. Познакомить детей со средствами художественной выразительности (эпитеты, сравнения, фразеологизмы).2. Активизировать лексическую и грамматическую стороны речи детей3. Развивать связную монологическую речь детей:-пересказ произведений;-творческое рассказывание (на тему предложенную логопедом, коллективное творчество, на самостоятельно выбранную тему);-составление описательных рассказов (по картинам, по серии сюжетных картин, рассказов - загадок: по игрушкам, по предметам, по картинкам).4.Развивать выразительную речь детей.5.Развивать умственные способности детей.Конспект занятий представлен в Приложении 2.Ожидаемые результатыК концу обучения дети должны быть в состоянии:1) насколько это возможно без помощи логопеда, чтобы повторить текст, чтобы придумать новые эпизоды сказок, чтобы написать свои собственные, быть описательные рассказы, основанные на изображениях.2) внимательно прислушиваться к классной комнате учителя, чтобы действовать по предлагаемому плану, поставляется самостоятельно выполнять умственные задачи.Методы: в процессе набора дополнительных методов, используемых, адекватным объектом исследования: наблюдения, интервью, эксперимент, сравнительный анализ.В ходе занятий используются такие методы, как объяснение, вопросы, образец голоса, демонстрация наглядных пособий, упражнений, оценка речи и др.Во время занятий следует постоянно создавать ситуации, которые поощряют ребенка к производству речевых высказываний, развивать желание поделиться своим опытом, рассказать о событиях жизни.Способы применения различных методов и их собственного выбора меняются на разных этапах обучения, в зависимости от стоящих перед нами проблемами, степень подготовленности детей, уровень их активности, независимости и т.д.Система включает в себя использование уроков в классе для развития связной монологической речи. Мотивация общения основывается на интересах детей речевой деятельности.Игровая мотивация используется для увеличения интенсивности обучения связной монологической.Педагоги определяют принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах.В рамках подготовки к мотивации базируется на сюжетно-ролевой игре, основанной на сюжете, и история должна быть интересной для детей и в то же время следует поощрять детей к речевой деятельности.2.3 Анализ результатов исследованияВ ходе контрольного этапа исследования была поставлена цель: изучить активизацию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР, после того, как был проведён формирующий этап эксперимента.Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:Провести диагностические исследования в группе после констатирующего эксперимента;Осуществить математическую обработку данных;Проанализировать и сравнить полученные результаты.Для реализации цели, дети дошкольного возраста с ОНР, после проведения занятий по сказкам, были протестированы при помощи той же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.Результаты исследования экспериментальной группы на контрольном этапе исследования представлены в таблице №4.Таблица №4№Имя ребёнкаКол-во баллов за заданиеОбщее кол-во балловУровень развития1234561Света К.44334321Высокий2Иван И.43344321Высокий 3Сергей Д.34332217Средний 4Юра Г.32232214Недостаточный 5Артём Д.33433218Средний 6Коля Р.32322214Недостаточный7Оля М..2121129Недостаточный 8Марина С.33333217Средний9Дима Я.2111117Низкий 10Миша В.32232214Недостаточный Итак, по результатам исследования связной речи детей экспериментальной группы, мы получили следующие данные:С высоким уровнем развития речи в группе 2 ребенка;Со средним уровнем развития связной речи в подгруппе 3 детей;С недостаточным уровнем речевого развития 4 детей.С низким уровнем развития 1 ребенок Следовательно, в группе после проведенной коррекционной работы по активизации связной речи при использовании сказки преобладают дети со средним и недостаточным уровнями развития связной речи.Данные результаты исследования группы мы представили на диаграмме №2:Диаграмма №2: «Обследование связной речи у детей с ОНР»ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2В ходе экспериментального исследования с целью выявления эффективности использования сказок для формирования связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР, мы подтвердили гипотезу исследования.Для того, чтобы определить уровень связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, мы подобрали методики обследования связной речи, предложенные В. П. Глуховым, который включает в себя шесть задач:1.Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;2.Составление предложения по трем;3.Пересказ текста;4.Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок.5.Сочинение рассказа на основе личного опыта.6.Составление рассказа-описания.В конце эксперимента, мы получили следующие результаты:1.На первом этапе экспериментального исследования не было детей с высоким уровнем развития связной речи, а после использования на занятиях сказки двое детей показали высокий уровень развития связной речи, что составляет 20%;2.Со средним уровнем развития связной речи на первом этапе было 30% детей, результаты не изменились после того, как был проведён формирующий эксперимент;3.С низким уровнем развития связной монологической речи на первом этапе составляла 50% детей, после проведения формирующего эксперимента количество детей составило 40%;На первом этапе экспериментального исследования было 30% детей с низким уровнем развития связной речи, но после проведения контрольного эксперимента остался один ребенок.На основании этих данных, можно сделать вывод о том, что целенаправленная работа по формированию связной монологической речи у детей дошкольного возраста с ОНР будет более эффективной при использовании сказки.ЗАКЛЮЧЕНИЕСвязная речь – одно из сложных явлений в речевом развитии ребенка. Несформированность связной речи отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает коммуникативные потребности, препятствует овладению знаниями. Вследствие этого главной задачей обучения детей в дошкольном образовательном учреждении является овладение умениями и навыками связной речи. Детям с речевыми нарушениями с целью их дальнейшего успешного обучения в школе нужно уделять особое внимание. По проблеме исследования анализ литературных данных показал, что вопросам развития связной монологической речи дошкольников уделяется большое внимание в отечественной дошкольной педагогике и психологии. В то же время, проблема целенаправленного формирования связной монологической речи у детей с ОНР недостаточно отражена в логопедической литературе. Целью исследования являлось разработка, обоснование, апробация и определение эффективности логопедической работы по преодолению нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Для достижения поставленной цели были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ № . Экспериментальном исследовании состояло из несколько этапов: констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.В ходе проведения констатирующего эксперимента полученные данные позволяли определить уровень развития связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР.С дошкольниками экспериментальной группы была проведенаработапо развитию связной монологической речи с помощью сказки. С контрольной группой детей была проведена работа по традиционной системе.Занятия по развитию связной монологической речи с экспериментальной группой детей проводились по конспектам Гуськовой А.А..После формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент.Анализ полученных результатов показал, что повышение уровня развития связной монологической речи у детей экспериментальной группы, является более выраженным, чем в контрольной группе детей, поэтому проведённая работа по развитию связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью сказки, была эффективной.Таким образом, задачи поставленные в курсовой работе были выполнены, цель, заключающаяся в развитие связной монологической речи детей дошкольного возраста с ОНР с помощью сказки достигнута, гипотеза подтверждается.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.Андреев Н.Д. Языковые стили и подъязыки в устной речи // Теория и практика лингвистического описания. - Горький, 2010. – С.5-43. 2.Ахманова О.О. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 2011. – 608 с. 3.Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с. 4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 128 с. 5.Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи // Нарушение речи и голоса детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.,2009. - C.81-88. 6.Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л., 2011. - 176 с. 7.Баранникова И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М.: Просвещение, 2009-2010. - Часть 1 - 176 с. и Часть 2. - 175 с. 8.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 255 c. 9.Воробьева В.В. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - №4. - 2010. - С.40- 46. 10.Воробьева В.В. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 2009. - С.74-80. 82 11.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. - М.: ACT, Астрель, 2012. - 158 с. 12.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2012. - 640 с. 13.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: АСТ, Харвест, 2008. - 400 с. 14.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению навыков и умений у детей дошкольников с ОНР // Дефектология. - 2011. - №2. - С.60-65. 15.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 480 с. 16.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с. 17.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста // Дефектология. - №2. - 2013. - С.56-73. 18.Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. - №6. - 2008. - С.51- 56. 19.Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. - №6. - 2010. - С.63-70. 20.Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР при обучении их пересказу // Дефектология. №1. 2010. - С.69-77. 21.Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 2012. С.160-166. 22.Жукова Н.С. Процессы системного усвоения русского языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Л., 2009. - 21 с. 23.Гриншпун Б.М., Селиверстов Д.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логоработы над связной речью // Дефектология. - 2012. - №3. - С.81-85. 24.Домородская З.А. Особенности описаний детей шести лет. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под. ред. Т.А. Ладыженской. - М.: НИИ АПН СССР, 2009. - С.31-39. 25.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с ОНР. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с. 26.Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с. 27.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с. 28.Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 144 с. 29.Колповская И.К. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Изд-во АПН СССР, 2012. - 112 с. 30.Корицкая Е.П., Шишкович Т.А. Формирование развернутой описательно- повествовательной речи у детей с III уровнем ОНР // Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид. - М., 2012. - С.181-189. 31.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: ЕЕМедиа, 2012 - 171 с. 32.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2009. - 160 с. 33.Ладыженская Т.А. Связная речь (методика развития речи на уроках русского языка). - М.: Просвещение, 2010. - 157 с. 34.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Диалектика, 2011. - 340 с35. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: КомКнига, 2013. - 248 с. 36.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2009. - 214 с. 37.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: Союз, 2011. - 222 с. 38.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М.: Владос, 2012. - 304 с. 39.Линченко Н. Новые краски «Радуги». Альбом картинок с заданиями по развитию речи // Дошкольное воспитание. № 16-17. 2013. 40.Мастюкова Б.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска. - М.: Институт практической психологии, 2012. - С.162-175. 41.Нечаева О.А. Функциональные-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурятинское книжное издательство, 2009. - 270 с. 42.Новиковская О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с. 43.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. - СПб.: ТРИЗ - ШАНС, 2011. - 39 с. 44.Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с. 45.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 713 с. 46.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2009. - 144 с. 47.Программно-методические рекомендации: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. – 192 с. 48.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 74 с. 49.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР. / Дефектология. - 2010. - №1. - С.62-67. 50.Табаченко Т.С., Фомина Е.П. Характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР // Логопедический бюллетень: Сб. науч. ст. / Сост. Л.И. Прокопьева. - М., 2009. №1. - С.35-70. 51.Смирнова И.В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 320 с.
2.Ахманова О.О. Словарь лингвистических терминов. - М.: Советская энциклопедия, 2011. – 608 с.
3.Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 218 с.
4.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: Детство-Пресс, 2011. - 128 с.
5.Балаева В.И. Модельное обучение речевым навыкам старших дошкольников с задержкой речи // Нарушение речи и голоса детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.,2009. - C.81-88.
6.Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи. - Л., 2011. - 176 с.
7.Баранникова И.В., Варковицкая Л.А. Русская речь в картинках. - М.: Просвещение, 2009-2010. - Часть 1 - 176 с. и Часть 2. - 175 с.
8.Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 255 c.
9.Воробьева В.В. Обучение детей с ТНР первоначальному навыку описательно-повествовательной речи // Дефектология. - №4. - 2010. - С.40- 46.
10.Воробьева В.В. Особенности связной речи школьников с моторной алалией // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского и С.Н. Шаховской. - М.: Просвещение, 2009. - С.74-80. 82
11.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие. - М.: ACT, Астрель, 2012. - 158 с.
12.Выготский Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2012. - 640 с.
13.Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: АСТ, Харвест, 2008. - 400 с.
14.Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-воспитательная работа по закреплению навыков и умений у детей дошкольников с ОНР // Дефектология. - 2011. - №2. - С.60-65.
15.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-Пресс, 2009. - 480 с.
16.Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2011. - 144 с.
17.Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста // Дефектология. - №2. - 2013. - С.56-73.
18.Глухов В.П. Исследование состояния связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Дефектология. - №6. - 2008. - С.51- 56.
19.Глухов В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР // Дефектология. - №6. - 2010. - С.63-70.
20.Глухов В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР при обучении их пересказу // Дефектология. №1. 2010. - С.69-77.
21.Горюнова Т.П., Минашина В.С., Сереброва Н.И. Работа над грамматическим строем речи у детей с разным уровнем речевого развития // Нарушение речи у дошкольников / Сост. Р.А. Белова-Давид. - М., 2012. С.160-166.
22.Жукова Н.С. Процессы системного усвоения русского языка при нарушенном и нормальном развитии детской речи: Автореф. дис...канд. пед. наук. - Л., 2009. - 21 с.
23.Гриншпун Б.М., Селиверстов Д.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логоработы над связной речью // Дефектология. - 2012. - №3. - С.81-85.
24.Домородская З.А. Особенности описаний детей шести лет. Характеристика связной речи детей 6-7 лет / Под. ред. Т.А. Ладыженской. - М.: НИИ АПН СССР, 2009. - С.31-39.
25.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников с ОНР. - М.: Просвещение, 2013. - 112 с.
26.Жинкин Н.И. Психолингвистика. - М.: Лабиринт, 2009. - 288 с.
27.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
28.Данилова Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития. - СПб: Детство-Пресс, 2011. - 144 с.
29.Колповская И.К. Педагогическое наблюдение за детьми с тяжёлыми нарушениями речи. - М.: Изд-во АПН СССР, 2012. - 112 с.
30.Корицкая Е.П., Шишкович Т.А. Формирование развернутой описательно- повествовательной речи у детей с III уровнем ОНР // Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Беловой-Давид. - М., 2012. - С.181-189.
31.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. - М.: ЕЕМедиа, 2012 - 171 с.
32.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. - СПб.: Союз, 2009. - 160 с.
33.Ладыженская Т.А. Связная речь (методика развития речи на уроках русского языка). - М.: Просвещение, 2010. - 157 с.
34.Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей. Избранные труды. - М.: Диалектика, 2011. - 340 с
35. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. - М.: КомКнига, 2013. - 248 с.
36.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2009. - 214 с.
37.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: Союз, 2011. - 222 с.
38.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Зорина С.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с ЗПР. - М.: Владос, 2012. - 304 с.
39.Линченко Н. Новые краски «Радуги». Альбом картинок с заданиями по развитию речи // Дошкольное воспитание. № 16-17. 2013.
40.Мастюкова Б.М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи // Обучение и воспитание детей группы риска. - М.: Институт практической психологии, 2012. - С.162-175.
41.Нечаева О.А. Функциональные-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). - Улан-Удэ: Бурятинское книжное издательство, 2009. - 270 с.
42.Новиковская О.А. 1000 игр, заданий и упражнений для развития речи. – М.: АСТ, Сова, Харвест, 2009. – 256 с.
43.Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. - СПб.: ТРИЗ - ШАНС, 2011. - 39 с.
44.Развитие речи детей. Пособие для воспитателей детского сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2012. - 223 с.
45.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 713 с.
46.Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи: Учебное пособие для вузов. - М.: Академия, 2009. - 144 с.
47.Программно-методические рекомендации: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2009. – 192 с.
48.Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - 74 с.
49.Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с ОНР. / Дефектология. - 2010. - №1. - С.62-67.
50.Табаченко Т.С., Фомина Е.П. Характеристика уровней речевого развития у детей с ОНР // Логопедический бюллетень: Сб. науч. ст. / Сост. Л.И. Прокопьева. - М., 2009. №1. - С.35-70.
51.Смирнова И.В. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. - СПБ.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. - 320 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет связная монологическая речь у дошкольников с ОНР?
Связная монологическая речь у дошкольников с ОНР характеризуется определенными особенностями. Во-первых, они испытывают трудности в формировании полноценных предложений и используют простые и короткие высказывания. Во-вторых, у них наблюдается недостаточная связность и логичность речи, а также нарушения в синтаксической структуре предложений. Кроме того, дошкольники с ОНР имеют проблемы с использованием союзов и связующих слов, что затрудняет понимание и выражение связной монологической речи.
Как происходит развитие связной монологической речи у детей в онтогенезе?
В онтогенезе развитие связной монологической речи у детей происходит постепенно. Вначале дети начинают формировать простые высказывания, затем они учатся добавлять дополнительную информацию и использовать союзы для связи предложений. Со временем, у детей развивается способность строить более сложные речевые конструкции и логически связывать свои мысли. Однако у детей с ОНР этот процесс может быть замедлен или нарушен, что требует специальной коррекционно-развивающей работы.
Какие особенности наблюдаются в связной монологической речи детей с ОНР?
У детей с ОНР наблюдаются определенные особенности в связной монологической речи. Они часто используют простые и неполные предложения, имеют трудности с логичностью и когерентностью речи. Кроме того, дети с ОНР могут испытывать проблемы с выбором и использованием союзов и связующих слов, что затрудняет понимание и выражение связной монологической речи. Для улучшения речевых навыков у этих детей необходима специальная коррекционно-развивающая работа.
Какие особенности связной монологической речи у дошкольников с ОНР?
У дошкольников с ОНР наблюдаются определенные особенности связной монологической речи. Они могут проявляться в недостаточной логической связности, поверхностном или отсутствующем описательном содержании, затрудненном использовании сложных предложений, отсутствии навыков планирования и структурирования речи.
Как развивается связная монологическая речь у детей в онтогенезе?
Развитие связной монологической речи у детей происходит постепенно. В начальном возрасте дошкольники произносят отдельные слова и выражения, которые практически не связаны между собой. Постепенно они осваивают навык связного высказывания, начинают использовать простые предложения и соединители для связи фрагментов речи. К концу дошкольного возраста дети уже способны выстраивать логически связные и структурированные монологические высказывания.
Какие особенности связной монологической речи наблюдаются у детей с ОНР?
У детей с ОНР особенности связной монологической речи проявляются в ограниченном объеме активной лексики, отсутствии грамматической связности, неправильном использовании соединителей, затрудненном планировании и структурировании высказывания.
Какой уровень сформированности связной речи может быть у детей с ОНР?
У детей с ОНР уровень сформированности связной речи может быть ниже, чем у детей без таких нарушений. Они могут испытывать трудности в строении длинных и сложных предложений, а также в организации связных и целостных высказываний.
Как проводится работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР?
Работа по развитию связной речи у дошкольников с ОНР может включать использование специальных методик и игровых форм обучения. Основными задачами такой работы являются расширение активного словаря ребенка, развитие навыков использования соединителей, тренировка организации и структурирования речи.
Как выглядит связная монологическая речь у дошкольников?
Связная монологическая речь у дошкольников характеризуется тем, что ребенок может высказываться в форме монолога, то есть самостоятельно строить и поддерживать речевую связь в пределах одной темы или ситуации.
Как развивается связная монологическая речь у детей в онтогенезе?
Развитие связной монологической речи у детей происходит постепенно. Вначале дети склонны использовать простые и повторяющиеся фразы, а со временем учатся строить более сложные и связные высказывания. В основе развития связной монологической речи лежит формирование словарного запаса, грамматических навыков и навыков организации высказывания.
Какие особенности имеет связная монологическая речь у детей с ОНР?
У детей с нарушениями речи (ОНР) наблюдаются особенности в развитии связной монологической речи. Возможно недостаточное развитие словарного запаса, ограниченность грамматических навыков, а также затруднения в организации и поддержании связности высказывания. В связи с этим, развитие связной монологической речи у детей с ОНР требует особого внимания и коррекции.
Каким образом можно развивать связную монологическую речь у дошкольников с ОНР?
Развитие связной монологической речи у дошкольников с нарушениями речи можно осуществлять через систематическую речевую практику. Необходимо использовать разнообразные упражнения и игры, направленные на расширение словарного запаса, улучшение грамматических навыков и развитие навыков организации и поддержания связности высказывания. Также важно индивидуальное подход к каждому ребенку и работа с ними в небольших группах или индивидуально.