Инновационные решения в государственном и административном управлении
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 22.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1 Теоретические основы инновационного управления 4
1.1 Понятие и сущность инновационного управления 4
1.2 Роль инновационной деятельности в управлении 11
Глава 2. Инновационные решения в государственном и административном управлении 21
2.1 Инновационные решения в государственном управлении 21
2.2 Инновационные решения в административном управлении 26
Заключение 32
Список литературы 33
Главная цель реформ обозначена как необходимость рассмотрения управленческих функций в контексте оказания публичных услуг человеку, гражданину, населению и повышения качества жизни населения.
Характерными чертами муниципального управления как вида функциональной деятельности являются его особенности, отличающие его от производственного (корпоративного) менеджмента, а также от менеджмента в сфере государственного управления. Они направлены на удовлетворение потребностей населения в различных муниципальных услугах, обустройстве территории, создании условий для воспроизводства и развития самого человека. В этом контексте деятельность исполнительных органов местного самоуправления можно рассматривать как вид социального менеджмента.
Как организатор муниципального хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории, оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Безусловно, реализация экономических функций местного самоуправления требует создания соответствующей основы. В качестве такой основы муниципальное образование должно иметь в собственности основные фонды производственного и непроизводственного назначения, природные, человеческие и финансовые ресурсы.
Ключевая задача муниципальной экономической политики состоит в оптимизации соотношений между объемом муниципальных услуг и потребностью в имуществе и финансовых средствах. Организация устойчивого развития муниципального образования на современном этапе сопряжена с реализацией системы долгосрочного комплексного управления экономикой территории. В структуре экономики любой территории (города, района и т.д.) в определенных пропорциях сочетается наличие предприятий и организаций различных форм собственности и отраслевых направлений. Развитие экономической базы указанных субъектов хозяйствования во многом зависит от темпов роста развития территории в целом, также от структуры экономики территории и целостности ее развития, от четкой организации системы местного самоуправления, регламентации ее функций, прав и ответственности.
В настоящее время актуальным представляется изучение современных методов и приемов управления с позиций их применения органами местного самоуправления в своей деятельности, прежде всего методов стратегического управления и маркетингового подхода как его важной составляющей.
Маркетинг на уровне муниципального образования относится к категории муниципального маркетинга. При этом следует подчеркнуть, что муниципальный маркетинг характеризуется как социально-ориентированный маркетинг, так как цели муниципальной деятельности носят в основном социальный характер.
Маркетинговый подход в сфере муниципального управления должен быть нацелен на формирование органами местного самоуправления условий для максимального удовлетворения нужд потребителей муниципальных услуг (в отличие от маркетинговой деятельности в предпринимательстве, создающей благоприятные предпосылки для сбыта продукции). Так, население муниципального образования заинтересовано в постоянном и стабильном повышении уровня и качества жизни; коммерческие и некоммерческие организации, функционирующие на территории муниципального образования, - в формировании благоприятной среды для финансово-хозяйственной деятельности, в том числе в развитии всех компонентов инфраструктуры; инвесторы - в создании и развитии благоприятного инвестиционного климата; туристы (гости) - в развитии качественных гостиничных, транспортных, торговых, культурно-досуговых, информационных и других услуг.
В региональном маркетинге товарно-рыночные отношения рассматриваются в различных аспектах:
«регион как товар» - исследуются вопросы формирования имиджа региона, повышения его инвестиционной привлекательности, его привлекательности для квалифицированной рабочей силы, повышения привлекательности региона как территории туризма и др.;
«производство и региональный бизнес как товар» - определяются направления повышения инвестиционной привлекательности региона, перераспределения ресурсов на федеральном и региональном уровне в интересах региональных отраслей и предприятий, приоритеты целевой поддержки отраслей и предприятий, повышения привлекательности региона для квалифицированной рабочей силы и др.;
«региональный интеллектуальный потенциал как товар», «тури стический потенциал региона как товар» и т.п.
Главные цели регионального маркетинга позволяют определить стратегические направления развития территории:
улучшение/сохранение конкурентоспособности расположенных в регионе предприятий промышленности и сферы услуг;
улучшение степени идентификации граждан с территорией своего проживания;
привлечение в регион новых предприятий, ресурсов;
создание уровня известности за пределами региона.
Муниципальный маркетинг представляет собой основу формирования и реализации долгосрочной концепции комплексного социально-экономического развития территории, постепенного преодоления негативных явлений и тенденций и решения различных проблем социального и экономического характера.
Совокупность видов маркетинговой деятельности в области муниципального управления определяет функции муниципального маркетинга. Основные из них - это сбор информации, маркетинговые исследования рынка муниципальных услуг, сегментация рынка муни ципальных услуг, позиционирование муниципальной услуги, реклама и связи с общественностью, планирование деятельности местных органов власти по формированию и развитию потенциала и конкурентоспособности муниципального образования, а также реализация соответствующих мероприятий.
Сбор информации и маркетинговые исследования рынка муниципальных услуг должны проводиться по основным объектам маркетинговой деятельности: население, организации, инвесторы, туристы и гости с целью выявления наиболее перспективных и востребованных муниципальных услуг. На базе этих исследований следует провести сегментацию рынка и позиционирование муниципальных услуг, прежде всего тех, на которые имеется неудовлетворенный спрос.
Под сегментированием рынка муниципальных услуг понимается условная разбивка данного рынка на группы таким образом, чтобы все члены групп одинаково реагировали на мероприятия муниципального маркетинга. Цель сегментации рынка муниципальных услуг состоит в максимальном проникновении на отдельные его сегменты вместо того, чтобы распылять усилия по всему рынку. Очевидно, что критерии сегментации рынка муниципальных услуг отличны от критериев сегментации для потребительских товаров и продукции производственного назначения. В качестве критериев сегментации в муниципальном маркетинге могут использоваться различные составляющие потенциала муниципального образования: производственно-экономический, инвестиционный, инновационный, трудовой. А также рыночная инфраструктура, производственная инфраструктура, социальная инфраструктура, природные ресурсы, туристический, экологический, экспортно-импортный.
Выбор правильного критерия сегментации в существенной мере влияет на эффективность муниципального маркетинга. С помощью выбранных критериев осуществляется сам процесс сегментации рынка муниципальных услуг. После этого необходимо решить, какие из проанализированных рыночных сегментов муниципальных услуг можно рассматривать в качестве целевых рынков.
Позиционирование муниципальной услуги на рынке - это обработка услуги и придание ей характеристик, отвечающих нуждам потребителей целевого сегмента. Успешное позиционирование муниципального образования способствует формированию ресурса развития. Эти ресурсы можно либо искусственно создать, либо купить, привлечь или обменять и т.д.
Муниципальная система является открытой системой, она включает в себя три подсистемы: управляющую подсистему – органы местного самоуправления, подсистему связи - информационную систему и объекты управления.
В качестве уровней управления во внутригородском маркетинге необходимо выделить: муниципальный макроуровень, мезоуровень и микроуровень, в качестве продуктовых объектов управления: потоки товаров и услуг; объекты предпринимательской деятельности (организации); муниципальные мезосистемы.
Все три рассматриваемых продуктовых объекта управления формируются в ответ на спрос населения муниципального образования и тесно связаны с особенностями города, а именно:
преобладающим социальным характером связей, которыми обусловлена его целостность, что позволяет рассматривать город как социум;
высокой концентрацией коммуникационного взаимодействия;
определяющим характером влияния параметров населения на формирование фактической городской среды.
Система муниципального маркетинга характеризуется определенными принципами, которым необходимо следовать во время маркетинговых исследований: целевая ориентация, комплексность системы, гибкость, адаптация и активное воздействие на рынок.
В настоящее время наблюдается инновационная направленность экономических процессов, что предъявляет новые требования к содержанию, организации, формам и методам различных видов управленческой деятельности, в том числе маркетинговой. Новый подход к пониманию маркетинговой концепции основывается на все более тесной связи с так называемыми целевыми группами, главным фактором успеха становится степень соответствия продукта требованиям рынка.
В инновационном маркетинге проявляется отход от однотипных стандартизированных решений в сторону большей адаптации маркетинговых решений под запросы индивидуальных потребителей и условий конкретных рынков. Это и является основным содержанием инновационного маркетинга.
В настоящее время целесообразно внедрять в практику работы местных органов власти различные технологии инновационного маркетинга, например, проведение маркетинговых исследований рынка инноваций (новых муниципальных услуг), анализ инноваций с позиции потребителя, позиционирование инноваций на рынках и репозиционирование, тестирование рынка инноваций, разработку программы по формированию рекламных кампаний (социальная реклама) и анализ ее эффективности.
Таким образом, активное применение технологий маркетинга в муниципальном управлении создаст условия для максимального удовлетворения нужд потребителей муниципальных услуг. В частности, для повышения уровня и качества жизни населения, для осуществления предпринимательской деятельности. Это, в конечном итоге, будет способствовать укреплению экономических основ местного самоуправления (которые составляют имущество, находящееся в муниципальной собственности, средства местных бюджетов, имущественные права муниципальных образований) и стабильному развитию муниципального образования.
Заключение
Главное в государственном управлении – это адаптация его механизма к изменениям условий воздействия, динамике развития общества и потребностей людей. Материальную базу государственного управления составляют его ресурсы (органы, их руководство и персонал, финансы, АСУ и др.), которые определяют его эффективность или качество. В современных условиях формирования в России сильного, жизнеспособного демократического государства, стабильность общества и устойчивое развитие экономики невозможны без широкой поддержки населения, без его социальной интеграции. Для достижения эффективного функционирования государственных институтов должны быть обеспечены благополучие и достойная жизнь граждан как условие развития демократии и формирования гражданского общества.
Завершая анализ основных результатов реализации муниципальной реформы, следует отметить, что, по данным опросов общественного мнения, в течение последних пяти лет, большая часть опрошенных россиян, как и прежде, связывают свои надежды на улучшение качества жизни с перспективами развития местного самоуправления в стране. И это вполне обосновано, поскольку именно в муниципальных образованиях должно формироваться чувство общего интереса и ответственности местных жителей, которые призваны быть способны не только самостоятельно решать свои дела, но и контролировать деятельность избранных ими органов и должностных лиц муниципальной власти. Справедливости ради признаем, что пока этот процесс осуществляется еще недостаточно динамично, последовательно и эффективно, а порой – и с огромными трудностями. Однако, несмотря на все издержки переходного периода, процесс продвижения муниципальной реформы, несомненно, отличает явно выраженный поступательный и безальтернативный характер.
Список литературы
Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул, Б.М. Карпов, В.Б. Перевязкин, М.К. Старовойтов. СПб. : АНО ИПЭВ, 2008.
Белоганов, В.А., Стафеева, Р.С. Теория государственного и административного управления // Аспирант, 2014. – № 1. - С. 34-38.
Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. : Экономика, 2008. 312 с.
Деменко А.Е. Организационно-методический инструментарий инновационного развития системы государственного управления : дис. … канд. экон. наук. Ханты-Мансийск, 2015. С. 8.
Имиджевая политика Российской Федерации: теория и практика регионов.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 02-04 июля 2012 г. / под ред. А.В. Кузьмина. – Улан-Удэ: изд-во ВСГУТУ, 2012 – 274с.
Инновационный потенциал региональной экономики в системе экономических циклов : монография / Гродская Г.Н., Егоров К.Ю., Королева Е.Н. [и др.]; науч.ред. А.П. Жабин. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. 364 c.
Лаврова, В.В. Оценка влияния социально-экономической дифференциации на развитие регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. – № 34. - С. 39-43.
Местное самоуправление: Учебное пособие / Васильев В.И. – М.: Юринформцентр, 1999 – 453 с.
Молчанова, Н.П. Методологические основы управления федеральным округом // Региональная экономика: теория и практика, 2011. – № 37. - С. 11-20.
Российский федерализм: теория и практика: Учебное пособие / Хакимов Р.С. – Казань: КЦФПП, 2011 – 204с.
Российский федерализм: теория и практика: Учебное пособие / Хакимов Р.С. – Казань: КЦФПП, 2011 – 204с.
Система государственного и административного управления: Учебное пособие / Халиков М.И. – Москва: Флинта, 2008 – 447 с.
Сулакшин, С.С. Нет сфер жизни вне ответственности государства // Научный эксперт, 2010. – № 9. - С. 89.
Теория государственного управления: Учебник / Атаманчук Г.В. – М.: Омега-Л, 2013 – 525 с.
Хасаев Г.Р., Ашмарина С.И. Основные тренды развития и перспективы повышения конкурентоспособности системы высшего образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2014. № 8 (118). С. 62.
Цыреторов, А.И. Федеральные округа в системе территориального управления России, 2012. – № 2. - С. 194-196.
Wollmann H. “Evaluation in public-sector reform: Toward a ‘third wave’ of evaluation?” In: HellmutWollmann (ed.) 2003, Evaluation in Public Sector Reform, Cheltenham/Northampton: Edgar Elgar, pp.1-11.
Osbome D., Gaebler T. Reinventing Government. How the Entrepreneurial Spirit is Transforming the Public Sector. N.Y. : A PlumeBook, 1992. – С. 1-26.
Клищ Н.Н. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих.URL: http://www.hse.ru/data/320/668/1234/20060405_klish.doc (дата обращения: 20.01.2017).
Bozeman В.,Straussman J. Public Management Strategies: Guidelines for Managerial Effectiveness. San Francisco, 1991, p. 214.
Considine M. The corporate management framework as administrative science: a critique // Australian Journal of Public Administration. 1988.Vol. 47, №1. P. 4 – 18.
Инновационный потенциал региональной экономики в системе экономических циклов : монография / Гродская Г.Н., Егоров К.Ю., Королева Е.Н. [и др.]; науч. ред. А.П. Жабин. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. 364 c.
Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. : Экономика, 2008. 312 с.
34
СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Подсистема стратегического управления
Подсистема оперативного управления
Контрольная подсистема
ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Институциональные объекты управления
Инновационные программы
Инфраструктурные объекты управления
Инновации
Нетехнологические
Технологические
Управленческие
Продуктовые
Инновации в государственном управлении
Процессные
2. Белоганов, В.А., Стафеева, Р.С. Теория государственного и административного управления // Аспирант, 2014. – № 1. - С. 34-38.
3. Гребнев Е.Т. Управленческие нововведения. М. : Экономика, 2008. 312 с.
4. Деменко А.Е. Организационно-методический инструментарий ин-новационного развития системы государственного управления : дис. … канд. экон. наук. Ханты-Мансийск, 2015. С. 8.
5. Имиджевая политика Российской Федерации: теория и практика регионов.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 02-04 июля 2012 г. / под ред. А.В. Кузьмина. – Улан-Удэ: изд-во ВСГУТУ, 2012 – 274с.
6. Инновационный потенциал региональной экономики в системе экономических циклов : монография / Гродская Г.Н., Егоров К.Ю., Королева Е.Н. [и др.]; науч.ред. А.П. Жабин. Самара : Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2010. 364 c.
7. Лаврова, В.В. Оценка влияния социально-экономической диффе-ренциации на развитие регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность, 2010. – № 34. - С. 39-43.
8. Местное самоуправление: Учебное пособие / Васильев В.И. – М.: Юринформцентр, 1999 – 453 с.
9. Молчанова, Н.П. Методологические основы управления федеральным округом // Региональная экономика: теория и практика, 2011. – № 37. - С. 11-20.
10. Российский федерализм: теория и практика: Учебное пособие / Хакимов Р.С. – Казань: КЦФПП, 2011 – 204с.
11. Российский федерализм: теория и практика: Учебное пособие / Хакимов Р.С. – Казань: КЦФПП, 2011 – 204с.
12. Система государственного и административного управления: Учебное пособие / Халиков М.И. – Москва: Флинта, 2008 – 447 с.
13. Сулакшин, С.С. Нет сфер жизни вне ответственности государства // Научный эксперт, 2010. – № 9. - С. 89.
14. Теория государственного управления: Учебник / Атаманчук Г.В. – М.: Омега-Л, 2013 – 525 с.
15. Хасаев Г.Р., Ашмарина С.И. Основные тренды развития и перспективы повышения конкурентоспособности системы высшего образования // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2014. № 8 (118). С. 62.
16. Цыреторов, А.И. Федеральные округа в системе территориального управления России, 2012. – № 2. - С. 194-196.
Вопрос-ответ:
Что такое инновационное управление?
Инновационное управление - это подход к управлению, основанный на внедрении инноваций в организации и процессы государственного и административного управления. Оно направлено на повышение эффективности и конкурентоспособности организации, а также на поиск и внедрение новых решений и подходов.
Какую роль играет инновационная деятельность в управлении?
Инновационная деятельность играет важную роль в управлении, поскольку позволяет организациям быть более гибкими и адаптивными к изменениям внешней среды. Она способствует поиску новых решений, развитию новых технологий, улучшению качества услуг и продукции, а также повышению продуктивности и эффективности труда.
Какие инновационные решения применяются в государственном управлении?
В государственном управлении применяются различные инновационные решения, такие как внедрение электронного правительства, использование автоматизированных систем управления, анализ данных для принятия решений, разработка новых законов и регуляций, а также совершенствование системы государственных услуг и взаимодействия с гражданами и бизнесом.
Какие инновационные решения применяются в административном управлении?
В административном управлении применяются различные инновационные решения, такие как автоматизация и цифровизация рабочих процессов, внедрение системы управления качеством, разработка новых методов и технологий обучения и развития персонала, а также использование новых информационных систем для улучшения коммуникации и взаимодействия внутри организации.
Как инновационное управление способствует реформам в государстве?
Инновационное управление способствует реформам в государстве, поскольку оно позволяет привнести новые и эффективные подходы к управлению, разработке политик и реализации проектов. Оно помогает повысить эффективность и ответственность государственных органов, сократить бюрократию, повысить прозрачность и эффективность решений, а также улучшить обслуживание граждан и бизнеса.
Что такое инновационное управление?
Инновационное управление - это специальный подход к управлению, в основе которого лежит поиск и внедрение новых и эффективных решений в организации или государственном управлении.
Какая роль инновационной деятельности в управлении?
Инновационная деятельность играет ключевую роль в управлении, так как позволяет организации или государству обновлять свои структуры и процессы, улучшать продукты и услуги, повышать эффективность и конкурентоспособность.
Какие существуют инновационные решения в государственном управлении?
В государственном управлении применяются различные инновационные решения, например, внедрение электронного государственного управления, использование аналитических систем для принятия решений, автоматизация бизнес-процессов, электронное голосование и другие.