Функция метафоры в текстах

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 07.02.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Метафора как средство выразительности 4
1.1.Понятие метафоры 4
1.2.Классификация метафор и функции метафор 10
1.3.Особенности функционирования метафор в художественном тексте 14
Выводы по главе 1 17
Глава 2. Метафоры в творчестве С.А. Есенина 18
2.1. Особенности есенинской метафоры как тропа 18
2.2. Функции метафор в творчестве С.А. Есенина 25
2.3. выводы по главе 2 31
Заключение 32
Список использованной литературы 33
Фрагмент для ознакомления

Нами отмечены такие примеры:Куй, кузнец, рази ударом, Пусть с лица струится пот. Зажигай сердца пожаром, Прочь от горя и невзгод! [11,216]Метафора «зажигай сердца пожаром», употребленная в строках стихотворения «Кузнец», отражает пламенное выражение, наполненное эмоциями! Образ огня поэт наделяет живостью и чувствами.В результате анализа нескольких стихотворений, мы можем сделать вывод, что метафоры общеязыкового характера часто встречаются в творчестве С. А. Есенина.Итак, творчество С.А. Есенина изобилует использованием метафор, это говорит о том, чтопоэт оставил своим читателям и исследователям богатое и выразительное поэтическое наследство. Лирические строки поэта наполнены богатыми и многогранными способами выражения внутреннего мира самого поэта и его лирических героев, они отличаются живописностью образов.2.2. Функции метафор в творчестве С.А. ЕсенинаЕсенин обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия:Несказанное, синее, нежное.Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя - поле безбрежное Дышит запахом меда и роз.[24]Все богатство словесной живописи у Есенина подчинено единственной цели - дать читателю почувствовать красоту окружающей жизни:Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе.В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе.Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. [12,204] В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью, находится в движении, изменении, в бесконечном развитии.Часто используем в творчестве С.А. Есенина прием олицетворения: черемуха «спит в белой накидке», «туча кружево в роще связала», «улыбнулась солнцу сонная земля», «заря окликает другую» и так далее. Заря, реки, дороги, небо, болота, кусты, месяц, травы - все в стихах Есенина живое, чувствующее. Природа у Есенина играет всеми цветами радуги: синий, лимонный, желтый, золотой, алый, красный, голубой. Примеров использования излюбленных цветов поэта – синий, золотой, голубой – бесчисленное множество. Именно в этом секрет неожиданной смелости многих красочных эпитетов в стихах поэта.Яркость олицетворений в стихотворениях поэта настолько значима, настолько выразительна, что зачастую становятся основой для неожиданной метафоры, вплетаются в ее основу, сопутствуют ей. Тяготение к конкретности свойственно лирике поэта: метафора зачастую имеет природную направленность, близка фольклорному началу, песенна. И это не удивительно, потому что поэт берет для своей лирики образы деревенского мира, мира природы. Например, образ луны-лягушки:Золотою лягушкой лунаРаспласталась на тихой воде.Словно яблонный цвет, сединаУ отца пролилась в бороде. [24]Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить себя.Строй сравнений, образов, метафор, всех словесных средств взят из крестьянской жизни, родной и понятной:Тянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлеба И с хрустом мысленно кусая огурцы, За ровной гладью вздрогнувшее небо Выводит облако из стойла под уздцы.[24]Там, где, казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают внезапно воображение, где на первый взгляд в природе нет броских, запоминающихся картин и многое давно уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски:Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает.А по двору метелица Ковром шелковым стелется. [24]О способности поэта раскрывать на основе сходства явлений внешне предметной и психической жизни, пользоваться различными приемами метафоризации, выпуклого конкретно - вещественного выражения переживаний, идущими чаще всего от народной загадки и песни, много писалось в критике и в исследовательской литературе, обосновывался вывод о том, что с годами есенинская конкретно - предметная образность видоизменялась, качественно обогащалась и совершенствовалась, пополнялась новыми приемами и формами.Поэт улавливает запах вишен и моха от поднимающейся как бы из глубины леса луны, он даже слышит, как:Нежно охает ячменная солома, Свисая с губ кивающих коров. [24]Неповторимую, но хрупкую красоту поэт пытается продлить через метафору, отсюда слияние женского образа с пейзажем:С алым соком ягод на коже, Нежная, красивая, была На закат ты розовый похожа И как снег лучиста и светла. [24]Обращение к сравнительной поэтике раскрывает глубинную, пожалуй, генетическую связь образов, символов, поэтических реалий, окружающих есенинского героя. Это и образ страдания - сердца, преображенный Есениным в разветвленную метафору, вовлекшую в свое поле образы глаз, лица, волос и т.д. Это и образ коня - судьбы с трагическим финалом, судьбы звезды, осенней темной ночи, пути - дороги, времени:Что когда - то было ясно соколу пора - времечко, Что летал - то млад - ясен сокол по поднебесью. [24]Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Поэт писал о любви к животным, осуждал жестокое обращение с ними.Эти образы используются в поэзии С. Есенина и как традиционные литературно-фольклорная символика. В стихотворении «Русь» вороны - вестники несчастья:Понакаркали черные вороны:Грозным бедам широкий простор.Иногда поэт метафорически использует и характерную для русской народной поэзии форму параллелизма:Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.В произведениях Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:Тихо в чаще можжевеля по обрыву.Осень - рыжая кобыла - чешет гриву. [24]Желтый цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с рыжей кобылой. Но осень не только «рыжая кобыла», рыжий - сходство по цвету, она еще и действует как лошадь – «чешет гриву», она наполнена жизнью, закономерной, простой и настоящей.На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы: лапы, морды, рыла, когти, клювы:Волны белыми когтями Золотой скребут песок…Клен и липы в окна комнат, Ветки лапами забросив, Ищут тех, которых помнят…Чистит месяц в соломенной крышеОбоймленные синью рога…[24]Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие, неповторимость образов С.А. Есенина.Поэт наделяет их животных, птиц, растения, деревья, природные явления человеческими качествами:И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше не о ком…[12,56]Как и в реальной действительности, поэтическом мире Есенина время и пространство связаны с движением (восход поливает красной водой капустные грядки, болото курит облаком, ветер пляшет, мрак синим лебедем выплыл из рощи).В ранних стихах Есенина есть немало привычных слуху метафор, созвучий и других элементов поэтического орнамента, а вместе с тем порой удачно найденные слова, аллитерации придают простому сопоставлению, образу какую - то первозданность. Например:Сонный сторож стучит Мертвой колотушкой.В сочетании эти эпитеты усиливают и создают эффект деревенской умиротворенной тишины.Для поэта природа - это чудесный и необъятный храм, в котором все прекрасно. Любовь к земле, к лугам и травам, лесам и озерам проникнуты строки стихов. В них звучат задушевные мелодии, как бы передающие дыхание самой природы: порывы ветра, шепот листьев, пение птиц. Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в обновлении, в гармоническом единении с человеком.Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных исканий Есенина.2.3. Выводы по главе 2Проанализировав использование различных видов метафоры в поэзии С.А. Есенина, мы сформулировали следующие выводы:1. Метафора поэта строится на сближения образов человека и природы, неодушевленного и одушевленному, неживого и живого.2. Метафора поэта является именной или глагольной, каждая из которых в свою очередь может быть олицетворяющейся или неолицетворяющейся.4. В творчестве поэта можно отметить развернутые метафоры, общеязыковые и индивидуально-авторские. При анализе 18 поэтических текстов стихотворений поэта мы обнаружили исчерпывающие примеры всех типов метафор. 5. Метафора С.А. Есенина отличается поэтической насыщенностью, образностью, выразительностью и неповторимостью. ЗаключениеВ художественном тексте метафора выполняет разные функции: может дать новое именование объекту, исполнять номинативную функцию, или функцию фиксации значения, может воздействовать на воображение читателя (так называемая функция воздействия), может формировать образное представление о мире, то есть реализовывать инструментальную функцию, делать образ наглядным и ярким – это изобразительная функция, представлять собой индивидуально-авторскую модель мира, то есть исполнять моделирующую функцию, может помогать осознавать, создавать предположение о сущности объекта – гипотетическая функция.Функции метафоры относительно самостоятельны, в конкретных текстах они могут переплетаться между собой и в зависимости от речевой ситуации значимость той или иной функции может уменьшаться или возрастать.Творчество С.А. Есенина изобилует использованием метафор, это говорит о том, чтопоэт оставил своим читателям и исследователям богатое и выразительное поэтическое наследство. Лирические строки поэта наполнены богатыми и многогранными способами выражения внутреннего мира самого поэта и его лирических героев, они отличаются живописностью образов.Нами рассмотрено восемнадцать стихотворений поэта на разную тематику: пейзажная лирика, любовная, философская. Мы постарались обнаружить максимальное количество разнообразных метафор и оценить их функцию в каждом конкретном случае. Задачи исследовательской работы решены, цель достигнута. Список использованной литературыАбуашвили А. Сергей Есенин. Душа. Лира. Кавказ // Современное есениноведение.- 2011.- № 18.- С. 11-16.Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс. Вступительная статья [Текст] / Н.Д. Арутюнова. // Теория метафоры.− М., 1990. − С. 5-32.Арутюнова Н. Д., Журинская М. А Теория метафоры: Сборник.М.: Прогресс, − 1990. − 512 с.Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория-и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. — 4-е изд., испр. -М.: Флинта: наука, 2006. 496 с.Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.Борзых Л.А. Лирика С.А. Есенина: многообразие растительного мира // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности: материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009. - С. 246 – 251.Булахтина О.Н. Особенности эпистолярного наследия С.А. Есенина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. -2014.- № 1.- С. 12-16. Васильева Н.С. Выразительные средства лирики Сергея Есенина. Хабаровск: ХГУ. – 36 с. 9. Голованёва М. А. О реализации функций метафоры в драматическом тексте. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 8 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 39-41. Дайсави, Х. К. Сравнение в поэтическом идиостиле (на материале поэзии С.Есенина и В. Маяковского): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.02.01 «Русский язык» / Дайсави Хуссейн Кадим Маджди ; [Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2014. - 24 с.Есенин С.: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство «Молодая гвардия», М., 1989.Есенин С.А. Собрание сочинений. Под редакцией Е.А. Есениной, С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., 1970, 320 с.Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.Краснова Ю. С. Моделирование семантики метафоры в риторическом пространстве текста С. А. Есенина.Современные исследования социальных проблем. - № 12. – 2012. – С. 182-192.Ларин Б. А. О лирике как разновидности художественной речи [Текст] / Б. А. Ларин. − 1925. – С. 43-51.Никольский А. Диалектизмы в языке С. Есенина (материалы для «Есенинской энциклопедии») // Современное есениноведение: Научно-методический журнал. Рязань, 2008. №8. С.90 – 93.Образы животных в творчестве С. Есенина // Вестник ЦМО МГУ. Серия «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». 2011. №1. С. 80 – 84. Овинников Д. А. Певец России : истоки творчества, мастерство поэта,причины гибели С. А. Есенина / Дмитрий Овинников. – М.; Тула: ТулГУ, 2004. - 423 с. Поэтика Есенина. Методическое пособие для студентов филол-х фак-в унив-в. Челябинск: Челябинский гос.университет, 2014. — 155 с. Савченко, Т. К. Есенин и русская литература XX века: влияния, взаимовлияния, литературно-творческие связи / Т. К. Савченко. – М.: Русскiй мiръ, 2014. - 558 с. Суимбетова О.Г. «Живое» и «Железное» в лирике С. А. Есенина // Молодой ученый.- 2015.- № 2.- С. 606-608. Хализев В.Е.Теория литературы. - М.: 2004. - 405 с.23. Черников А.П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С.Есенина // Литература в школе.- 2015.- № 1.- С. 2-8.Электронныересурсыhttp://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin132.htmlhttp://iph.ras.ru/elib/1452.htmlhttp://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/METAFORA.htmlhttp://homepages.tversu.ru/~ips/3_03.htm

1. Абуашвили А. Сергей Есенин. Душа. Лира. Кавказ // Современное есениноведение.- 2011.- № 18.- С. 11-16.
2. Арутюнова Н. Д. Метафора и дискурс. Вступительная статья [Текст] / Н.Д. Арутюнова. // Теория метафоры.− М., 1990. − С. 5-32.
3. Арутюнова Н. Д., Журинская М. А Теория метафоры: Сборник.М.: Прогресс, − 1990. − 512 с.
4. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория-и практика: Учебник; Практикум / Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. — 4-е изд., испр. -М.: Флинта: наука, 2006. 496 с.
5. Бельская Л.Л. Песенное слово: Поэтическое мастерство Сергея Есенина. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
6. Борзых Л.А. Лирика С.А. Есенина: многообразие растительного мира // Литературоведение на современном этапе: Теория. История литературы. Творческие индивидуальности: материалы Международного конгресса литературоведов. К 125-летию Е.И. Замятина. - Тамбов: Издательский дом ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009. - С. 246 – 251.
7. Булахтина О.Н. Особенности эпистолярного наследия С.А. Есенина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. -2014.- № 1.- С. 12-16.
8. Васильева Н.С. Выразительные средства лирики Сергея Есенина. Хабаровск: ХГУ. – 36 с.
9. 9. Голованёва М. А. О реализации функций метафоры в драматическом тексте. Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2008. № 8 (15): в 2-х ч. Ч. II. C. 39-41.
10. Дайсави, Х. К. Сравнение в поэтическом идиостиле (на материале поэзии С.Есенина и В. Маяковского): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук: специальность 10.02.01 «Русский язык» / Дайсави Хуссейн Кадим Маджди ; [Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2014. - 24 с.
11. Есенин С.: Образ. Стихи. Эпоха. Прокушев Ю.Л. Издательство «Молодая гвардия», М., 1989.
12. Есенин С.А. Собрание сочинений. Под редакцией Е.А. Есениной, С.А. Васильева. Издательство «Правда», М., 1970, 320 с.
13. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения.- М.: Флинта, Наука, 2000 - 248 с.
14. Краснова Ю. С. Моделирование семантики метафоры в риторическом пространстве текста С. А. Есенина. Современные исследования социальных проблем. - № 12. – 2012. – С. 182-192.
15. Ларин Б. А. О лирике как разновидности художественной речи [Текст] / Б. А. Ларин. − 1925. – С. 43-51.
16. Никольский А. Диалектизмы в языке С. Есенина (материалы для «Есенинской энциклопедии») // Современное есениноведение: Научно-методический журнал. Рязань, 2008. №8. С.90 – 93.
17. Образы животных в творчестве С. Есенина // Вестник ЦМО МГУ. Серия «Филология. Культурология. Педагогика. Методика». 2011. №1. С. 80 – 84.
18. Овинников Д. А. Певец России : истоки творчества, мастерство поэта, причины гибели С. А. Есенина / Дмитрий Овинников. – М.; Тула: ТулГУ, 2004. - 423 с.
19. Поэтика Есенина. Методическое пособие для студентов филол-х фак-в унив-в. Челябинск: Челябинский гос.университет, 2014. — 155 с.
20. Савченко, Т. К. Есенин и русская литература XX века: влияния, взаимовлияния, литературно-творческие связи / Т. К. Савченко. – М.: Русскiй мiръ, 2014. - 558 с.
21. Суимбетова О.Г. «Живое» и «Железное» в лирике С. А. Есенина // Молодой ученый.- 2015.- № 2.- С. 606-608.
22. Хализев В.Е. Теория литературы. - М.: 2004. - 405 с.
23. Черников А.П. «Это муза не прошлого дня». Художественные искания С.Есенина // Литература в школе.- 2015.- № 1.- С. 2-8.
Электронные ресурсы
24. http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/esenin132.html
25. http://iph.ras.ru/elib/1452.html
26. http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/METAFORA.html
27. http://homepages.tversu.ru/~ips/3_03.htm

Вопрос-ответ:

Какая функция метафоры в текстах?

Метафора в текстах выполняет функцию выразительности. Она помогает передать сложные или абстрактные идеи более ярко и образно.

Какие особенности функционирования метафор в художественном тексте?

Метафоры в художественном тексте имеют свои особенности. Они могут быть более сложными и необычными, чем в научных или публицистических текстах. Они играют важную роль в создании образности и эмоционального оттенка произведения.

Какие классификации метафор выделяются?

Выделяются различные классификации метафор в зависимости от их функций. Например, метафоры могут быть олицетворяющими, сравнительными, аллегорическими и т.д. Каждая из них выполняет свою роль в тексте.

Каковы особенности есенинской метафоры?

Есенинская метафора имеет свои особенности. Она часто яркая, образная и эмоциональная. Есенин использовал метафоры для создания своего стиля и передачи своего мировосприятия.

Какие функции метафор выполняются в творчестве С. А. Есенина?

В творчестве С. А. Есенина метафоры выполняют различные функции. Они помогают передать эмоции, создать образность, усилить выразительность и привлечь внимание читателя. Метафоры играют важную роль в формировании стиля и художественного воздействия его текстов.

Какую роль играет метафора в текстах?

Метафора играет важную роль в текстах, так как она позволяет передать сложные и абстрактные концепции, используя образы и ассоциации из реального мира. Она помогает сделать текст более выразительным и запоминающимся.

Как можно классифицировать метафоры и какие у них функции?

Метафоры можно классифицировать по различным признакам: по сфере использования, по природе сравнения, по степени переноса значения. Функции метафор в текстах могут быть разными: описательная, выразительная, сравнительная, символическая, аллегорическая и т.д.

Какие особенности функционирования метафор можно наблюдать в художественных текстах?

В художественных текстах метафоры часто используются для создания образности и эмоциональности. Они могут передавать глубокие смыслы, создавать атмосферу, вызывать эмоции у читателя.

Чем особенна метафора в творчестве Сергея Есенина?

Метафора в творчестве Есенина характеризуется особой образностью и эмоциональностью. Он часто использовал природные мотивы и сравнения, чтобы передать свои чувства и переживания. Есенинские метафоры проникнуты лиризмом и сильными эмоциями.

Какие функции выполняют метафоры в творчестве Сергея Есенина?

Метафоры в творчестве Есенина выполняют различные функции. Они помогают передать его внутренний мир, выразить эмоции и переживания. Метафоры также создают образы и атмосферу в его стихотворениях, делая их более яркими и запоминающимися.

Какова функция метафоры в текстах?

Функция метафоры в текстах заключается в использовании образных сравнений для передачи сложных идей или эмоций. Метафоры позволяют создать более яркий и запоминающийся образ, заставляя читателя или слушателя воспринимать информацию на более глубоком уровне.

Какие есть классификации метафор и какие функции они выполняют?

В зависимости от классификации метафоры, они могут выполнять разные функции. Например, метафоры-сравнения используются для сопоставления двух объектов или явлений, метафоры-переносы позволяют перенести значение одного объекта на другой, а метафоры-символы создают образ или символическую ассоциацию. В итоге, функции метафор в текстах могут быть разнообразными: от создания эмоциональной окраски до передачи сложных аспектов концепции.