Гуманизм в социокультурном плане современности
Заказать уникальный доклад- 10 10 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 12.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Доклад 3
Список литературы 14
Неподлинное существование, согласно концепции Хайдеггера, невозможно устранить за счет преобразования среды.В условиях неподлинного существования и философствования человек «приходит в состояние отчуждения». Неподлинный способ существования, при котором человек погружен в диктующий его поведение мир вещей, Хайдеггер называет существованием в «Меn», т. е. в безличном «Ничто», определяющим обыденное человеческое существование. Выдвинутое в Ничто человеческое существо, благодаря открытости Ничто, приобщается к ускользающему сущему, т. е. получает возможность постичь сущее. Ничто отсылает нас к сущему, являясь условием возможности раскрытия сущего. Наше любопытство по отношению к Ничто порождает метафизику, которая у него обеспечивает выход познающего субъекта за пределы сущего».На современном этапе гуманизм чаще всего обозначается в контексте морального смысла, он является символом мягкости, доброты, сердечности. Гуманизм является характеристикой человеческих отношений между сильными и слабыми, начальниками и подчиненными, предпринимателями и рабочими, мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми, педагогами и учителями, врачами и больными и т.п. Как отмечают современные философы, современный гуманизм – это своего рода остаток христианских идеалов, начисто убитых рыночными условиями жизни. Гуманизм сегодня сведен к жалости и сочувствию, что, согласно мнению Б. Маркова, связывает гуманизм с насилием, несправедливостью. Культ гуманности чаще всего процветает в те времена, когда общество оказывается охваченным жестокостью. Практическое воплощение идеалов современного гуманизма сегодня таит в себе определенные опасности. Гуманизм стал инструментом манипуляции, который успешно используют политические институты, государственная власть. Если раньше противоречие человека и государства носило вещественный и зримый характер, то сегодня государство "с человеческим лицом" выдает себя за лучшего друга человека. Гуманизм сегодня является большой политикой и в этой связи он нуждается в критико-идеологической рефлексии. В качестве примера можно привести контроль за тем, как соблюдаются права человека. В ряде случаев, очевидно, что он выходит за рамки морального осуждения и представляет собой форму политической репрессии. Гуманизм, человек и человечность являются сегодня не только общечеловеческими идеалами и базовыми ценностями, ориентирующими наше движение вперед, но и конкретно-историческими реалиями, которые могут иметь сильные отличия друг от друга в разных пространственно-временных отрезках истории человечества. Современный гуманизм в развитых странах обладает специфическим характером. Он лучше всего раскрывается в терминах современной медицины и означает обезболивание, понимаемое в самом широком смысле этого слова. Гуманизм и морализм как идеалы остаются бессильными, а при попытке их силового воплощения нередко оказываются репрессивными. Дилемма силы и справедливости решается с помощью современной технологии отбеливания, анестезии, гуманизации силы. В частности, речь идет о комфорте в тюрьмах, сотрудничестве в школах, профилактике болезней, компьютерной войне, спекуляции на бирже. Однако весь парадокс заключается в том, что именно в демократических государствах часто случаются акты насилия и терроризма, возрождается явление расизма. То есть, гуманизм имеет оборотную сторону, не случайно Ницше призывал к осторожному к нему отношению. Современный мир скорее можно назвать постгуманистическим. Критическое отношение к классическому представлению о гуманизме наиболее ярко высказал М. Хайдеггер. Он видел кризис эпохи именно в чрезмерно завышенной самооценке человека и считал легкомысленным ждать спасения от гуманизма.М. Хайдеггер стремился выявить, каковыми являются основополагающие установки мышления европейцев, ставшие причиной нежелательного состояния европейской цивилизации. М. Хайдеггер полагал, что очень важная мыслительная культура была создана триста лет назад, однако была дана установка на её преодоление. И эта установка привела к тому, что Европа оказалась в «гуманистическом» тупике, из которого сейчас предстоит найти выход. М. Хайдеггер очень подробно размышлял над такими вопросами, как пути развития человечества, движения человеческого общества.Список литературыБрагина, Л.М., Варьяш, О.И., Володарский, В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./Л.М. Брагина и др. – М.: Высшая школа, 1999. - 472 с. Гайденко П.П. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера как форма обоснования философского иррационализма // Вопросы философии. — 1963. — № 2. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета// http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspxЛосев, А.Ф. Эстетика Возрождения./А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. -624 с. Марков Б.В. Ницше и гуманизм. http://libelli.ru/works/nizhum.htmМартынов, В.Ф. Мировая художественная культура./В.Ф. Мартынов. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010./Электронный ресурс// http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txtНовая философская энциклопедия.//http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8789/%E2%80%9C%D0%9EСергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]Фромм, Э. Бегство от свободы./Э. Фромм. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. – М., 1991.// http://philosophy.ru/library/heideg/humanism.html Хайдеггер М. Что значит мыслить.// http://philosophy.ru/library/heideg/thought.htmlХайдеггер М. Вещь.// http://philosophy.ru/library/heideg/th.html Хайдеггер. М. Хайдеггер М. Что такое метафизика.// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.
1. Брагина, Л.М., Варьяш, О.И., Володарский, В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./Л.М. Брагина и др. – М.: Высшая школа, 1999. - 472 с.
2. Гайденко П.П. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера как форма обоснования философского иррационализма // Вопросы философии. — 1963. — № 2.
3. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета// http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx
4. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения./А.Ф. Лосев. – М.: Мысль, 1982. -624 с.
5. Марков Б.В. Ницше и гуманизм. http://libelli.ru/works/nizhum.htm
6. Мартынов, В.Ф. Мировая художественная культура./В.Ф. Мартынов. – Минск: Тетра Системс, 1997. - 320 с.
7. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010./Электронный ресурс// http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
8. Новая философская энциклопедия.//http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8789/%E2%80%9C%D0%9E
9. Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]
10. Фромм, Э. Бегство от свободы./Э. Фромм. – М.: Академический проект, 2007. - 272 с.
11. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. – М., 1991.// http://philosophy.ru/library/heideg/humanism.html
12. Хайдеггер М. Что значит мыслить.// http://philosophy.ru/library/heideg/thought.html
13. Хайдеггер М. Вещь.// http://philosophy.ru/library/heideg/th.html
14. Хайдеггер. М. Хайдеггер М. Что такое метафизика.// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.
Вопрос-ответ:
Какова концепция Хайдеггера относительно неподлинного способа существования?
Согласно концепции Хайдеггера, неподлинный способ существования, при котором человек погружен в диктующий его поведение мир вещей, он называет существованием в Меn т е в безличном Ничто, определяющим обыденное человеческое существование.
Что происходит с человеком в условиях неподлинного существования и философствования?
В условиях неподлинного существования и философствования человек приходит в состояние отчуждения, где он теряет связь с собой и ощущение своей сущности.
Как Хайдеггер видит преобразование среды и устранение неподлинного существования?
Согласно Хайдеггеру, неподлинное существование невозможно устранить за счет преобразования среды. Преобразование внешнего мира не позволяет вернуть человеку его подлинность, поскольку неподлинность идет от самого человека и его способа существования.
Какое влияние оказывает неподлинное сущестование на поведение человека?
Неподлинный способ существования оказывает влияние на поведение человека, диктуя его действия и ограничивая его свободу выбора. Человек становится подчиненным миру вещей и теряет свою индивидуальность и автономию.
Как Хайдеггер определяет неподлинное существование?
Хайдеггер определяет неподлинное существование как способ существования, при котором человек утрачивает связь с его собственным существом и становится отчужденным от себя. Он описывает это состояние как существование в Меn т е в безличном Ничто, где человек подчиняется обыденному окружающему миру и его потребностям.
Что такое гуманизм в социокультурном плане современности?
Гуманизм в социокультурном плане современности - это философское направление, которое акцентирует внимание на ценности человеческой жизни, достоинстве личности, свободе и равенстве людей. Оно пропагандирует идеи толерантности, социальной справедливости и уважения к правам каждого человека.
Каким образом согласно концепции Хайдеггера невозможно устранить неподлинное существование?
Согласно концепции Хайдеггера, неподлинное существование невозможно устранить за счет преобразования внешней среды. Он считает, что причина неподлинности заключается не во внешних обстоятельствах, а в самом человеке и его отношении к себе, другим людям и миру в целом. Поэтому, чтобы преодолеть неподлинное существование, необходимо изменить свое внутреннее отношение к жизни и стать осознанным существующим индивидом.
Что такое отчуждение в условиях неподлинного существования и философствования?
Отчуждение в условиях неподлинного существования и философствования - это состояние, когда человек чувствует себя оторванным от своей собственной сущности, страдает от потери связи с самим собой и окружающим миром. Он не находит смысла и цели в своей жизни, испытывает чувство пустоты и неполноценности.
Что такое существование в Меn т е в безличном Ничто?
Существование в Меn т е в безличном Ничто - это концепция Хайдеггера, описывающая неподлинный способ существования, при котором человек полностью погружен в повседневность, подчиняется множеству вещей и обстоятельств, не обращая внимания на собственное истинное "Я". В этом состоянии он теряет свое уникальное начало и превращается в безличное существо, лишенное смысла и цели.