Личностные качества как детерминанта социальной активности старшеклассников

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Прикладная психология с использованием SPSS
  • 94 94 страницы
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 20.02.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 6
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 10
1.1. Социальная активность как сознательная и целенаправленная деятельность индивида 10
1.2. Место и роль личностных качеств в структуре личности 19
1.3. Социальная активность старшеклассников 22
1.4. Роль личностных качеств в формировании социальной активности старшеклассников 33
Выводы по главе 39
II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 41
2.1. Организация и процедура исследования 41
2.2. Методы и методики исследования 43
2.3. Результаты исследования 48
2.3.1. Результаты описательной статистики 48
2.3.2. Результаты сравнительной статистики 56
2.3.2. Результаты корреляционной статистики 59
Выводы по главе 64
3. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 66
3.1. Актуальность разработанной программы 66
3.2. Структура программы 67
3.3. Содержание этапов реализации программы 67
Выводы по главе 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ А.1 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А.2 86
ПРИЛОЖЕНИЕ А.3 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А.4 88
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 94

Фрагмент для ознакомления

Таким образом, можно сказать, что социальной активности юношей способствует альтруизм, однако такое выраженное свойство доброжелательности как сдержанность, открытость новому, направленность на доминирование и самостоятельность поступков может препятствовать социальной активности у юношей.Социальной активности девушек способствует чувство собственной значимости, чувство долга, забота о других, доброта.В результате корреляционного анализа подтвердилась основная гипотеза о существовании взаимосвязи между личностными качествами старшеклассников и их социальной активностью. В нашей работе мы подробнее рассмотрели только те взаимосвязи, которые соответствуют выдвинутым гипотезам. Для каждого уровня социальной активности юношей и девушек соответствуют личностные качества и определенная направленность личности. Нашли своё подтверждение частные гипотезы о том, что социальной активности старшеклассников способствуют такие личностные качества как экстраверсия, эмоциональность, открытость, доброжелательность, альтруизм, направленность личности на доброту и препятствует направленность на гедонизм, безопасность.Третья задача заключалась в разработке программы развития социальной активности старшеклассников. Развивающая программа представляет собой курс занятий, где основным инструментом программы является психологический тренинг.В ходе работы применяются следующие методы: сюжетно-ролевая игра, деловая игра, профориентационные игры, тренинговые упражнения, дискуссии, анализ ситуаций.Цель программы:развитие социальной активности, формирование психологической готовности к жизненному самоопределению старшеклассников.Задачи развивающей программы представлены на слайде.Развивающая программа состоит из трёх блоков: информационный, коррекционно – развивающий и тренинговый.Программа рассчитана на 34,5 часов, занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю. Развивающая программа рассчитана на старшеклассников.Анализ полученных результатов показал, что выдвинутые гипотезы нашли подтверждение, задачи научного поиска успешно решены, цель исследования достигнута. Спасибо за внимание!Я готова ответить на ваши вопросы.

1. Абрамова С.В. Педагогические условия формирования социальной ак-тивности личности // Альманах современной науки и образования. – 2013. № 1 (68). C. 10-14.
2. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. Учеб. пособие. – М.: Академия, 2012. - С.18-21.
3. Антонова Н.В., Белоусова В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности // Вестник московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова.  – Сер.: Педагогика и психология. – 2011. – № 2. – С. 79-93.
4. Баранов Ю.В. Социализация: традиции и новации. – М.: Двор, 2012.
5. Башкатов И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М.: Информпечать, 2000. 336 с.
6. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации. История и современность. – М.: МПСИ, 2013. – 216 с.
7. Богомолова Н.Н. Основы социально-психологической теории. Учебное пособие: А.А. Богалев, Р.Б. Гительмахер и др. / Под общей ред. А.А. Богалева и А.Н. Сухова. – М.: Международная педагогическая академия, 2012.
8. Борисова Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. – 2011. – Вып. 1 (103). – С. 131-136.
9. Бубнова С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нели-нейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. – 2011. – № 5. – С. 38 – 44.
10. Буреломова А.С. Социально-психологические особенности ценностей современных подростков: дисс. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 195с.
11. Волегов В.С. Профессиональный комплекс в самоопределении личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2013. – №3 (15). – С.137-143.
12. Воронков Б.В. Психиатрия детского и подросткового возраста. – СПб.: Наука и Техника, 2012. – 288с.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека. М. Издательство Смысл; Изд-во ЭКСМО, 2013.
14. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Процесс социализации личности // Вестник УРАО. – 2008. – № 5.
15. Гальченко В.В. Актуальные проблемы развития социальной активности населения на местном уровне // Мир науки, 2013. – №4.
16. Гинзбург М. Р. Психология личностного самоопределения: автореф. дисс. … канд. психол. наук / М. Р. Гинзбург. М., 1996. – 60 с.
17. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е.И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов / Л.В. Куликов. – СПб.: Питер, 2010. – 283с.
18. Готтхард Б. Современное общество. Общество риска, информационное общество, общество знаний. – М.: Логос, 2009. – 247 с.
19. Губин Ю.Н. Модель формирования социальной активности старшеклассников Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 2. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 38 – 42.
20. Демидова С. А., Сорокина И. Р. Развитие социальной активности под-ростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.
21. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. пособие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. – Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. – 142 с.
22. Дубровина И.В. Формирование личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 1989. – 168 с.
23. Емельянова Т. Г. Социальная активность в профессиональном самоопределении студентов.- Ижевск,2006.-С. 153-156
24. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности / Г.Е. Залесский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 183с.
25. Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной российской молодежи // Вестник МГИМО. – 2012. – №6 (27). – С.250-258.
26. Зборовский Г. Е. Общая социология. – М.: Гардарики, 2004. – 234 с.
27. Знаков В.В. Макиавеллизм. Психологическое свойство личности и методика его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 5.
28. Иванов А.В. Методика формирования социальной активности учащего-ся: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: , 2013. — 329 с.
29. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009 . – 576 с.
30. Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. – СПб.: Питер, 2013. – 304 с.
31. Керкис С.С. К вопросу о формировании социальной активности подростков // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2008. – № 3. – С. 238-241.
32. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ро-стов-на-Дону: «Феникс», 2012. – 510 с.
33. Коган В.З. Человек в потоке информации. – Новосибирск: Наука (Сибирское отделение), 1981. – 186 с.
34. Коновалова Л.В. Социализация современной молодежи как социальная и научная проблема // Контекст и рефлексия: философия о мире и чело- веке. – 2014. – № 6. – С. 58-76.
35. Кузнецова В.Т. Исследование психолого-педагогического развития коммуникативных способностей студентов // Вестник Сибирского федерального университета. – 2011. – №3. – С. 43 – 46.
36. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл. 2011. – С. 611-641.
37. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. – 583с.
38. Мудрик А. В. Социальная педагогика. − М. : Изд-во «Академия», 2007. − 368 с.
39. Наркевич Н. Ю. Формирование социальной активности школьников в условиях взаимодействия семьи и школы: дисс. … к. пед. н.: 13.00.01. – Новгород, 2007. – 140 с.
40. Олейников Ю.В. Судьба инфантильного социума // История и современность. – 2012. – №2. – С.47-74.
41. Пешкова Л.Н. Становление ценностных ориентаций подростков как психолого-педагогическая проблема // Вестник бурятского государ-ственного университета. – 2009. - №1. – С. 160 – 163.
42. Пилипчевская Н.В. Изучение социальной активности студентов педаго-гического вуза: теория и практика // Вестник ТГПУ. – 2008. – Вып. 2 (76). – С. 15-19.
43. Платонов К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 254с.
44. Практикум по возрастной психологии / Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. СПб.: Речь, 2012. – 688с.
45. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 2011. – 672с.
46. Пряжников Н.С., Румянцева Л.С. Самоопределение и профессио-нальная ориентация учащихся. Учебник – М.: Издат. центр «Академия», 2013 – 208с.
47. Психологические тесты. / Под ред. А.А. Карелина. Т.1. М., 2000.
48. Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пу-зырея. — М.: Издательство Московского университета, 2012. — 288 с.
49. Пятунин В. А. Девиантное поведение несовершеннолетних: со-временные тенденции / В. А. Пятунин. – М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2010. – 282с.
50. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации че-ловека. – М.: Речь, 2007. – 365 с.
51. Ромм M.B. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. – Новосибирск: Наука, 2002. – 173 с.
52. Серегин А.Н. Управление формированием социальной активности сту-денческой молодежи вузов России. Автореф. Дис. …канд. социол. наук. М.: 2009.
53. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
54. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Социальная активность личности (уровни, критерии, типы и пути ее развития) // Знание. Понимание. Умение. – 2015. – № 4. – С. 164 – 177.
55. Слободчиков В.И. Психология развития человека / в соавт., 2000; 2-е изд., 2013.
56. Социальная педагогика. Словарь (А-О) / Автор составитель Мардахаев Л.В. — М: УЦ Перспектива, 2011. — 244с.
57. Сырцова А. Н. Митина О. В. Возрастная динамика временных ориента-ций личности // Вопросы психологии. 2013. № 2. С. 41–54.
58. Тожибоева Х. . Педагогические основы развития социально-активной личности // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 26-28.
59. Цаубулина Ю. А. Взаимосвязь личностного и профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте: магистерская диссертация; Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, Институт социальных и политических наук, Кафедра психологии развития и педагогической психологии. – Екатеринбург, 2015. – 87 с.
60. Черепанова Л. Г. Личностное становление в юношеском возрасте через участие в волонтерской деятельности // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.). Т. II. — Пермь: Меркурий, 2011. – С. 25-28.
61. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Социокультурный механизм саморегуляции в политической жизни молодежи // Социология власти. 2011. № 6. С. 137.
62. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы / Ю.А. Шерковин // Психологический журнал. – 2012. – Т.3. – № 5. – С. 135-145.
63. Щуркова Н. Е., Рагозина Л. Д. Классное руководство: формирование жизненного опыта у учащихся. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 160 с.

Вопрос-ответ:

Какие подходы существуют к изучению личностных качеств и социальной активности старшеклассников?

В статье рассматриваются два основных подхода к изучению личностных качеств и социальной активности старшеклассников. Первый подход связывает личностные качества с социальной активностью, рассматривая их как детерминанты последней. Второй подход рассматривает личностные качества и социальную активность как взаимосвязанные явления, взаимодействующие друг с другом.

Что такое социальная активность?

Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность индивида, направленная на взаимодействие с другими людьми и обществом в целом. Это может быть участие в общественных организациях, социальные и культурные мероприятия, активное участие в школьной жизни и т.д.

В чем место и роль личностных качеств в структуре личности?

Личностные качества занимают важное место в структуре личности. Они определяют поведение, отношение к себе и окружающим, способность к самореализации и адаптации. Личностные качества формируются в процессе взаимодействия с окружающей средой, образованием и опытом.

Какова роль личностных качеств в формировании социальной активности старшеклассников?

Личностные качества играют важную роль в формировании социальной активности старшеклассников. Они определяют интересы, мотивы и цели деятельности, способствуют развитию коммуникативных навыков и умений, формированию убеждений и ценностных ориентаций. Личностные качества также помогают старшеклассникам преодолевать трудности и препятствия, проявлять инициативу и лидерские качества.

Каковы выводы по главе, посвященной роли личностных качеств в формировании социальной активности старшеклассников?

Выводы, сделанные в данной главе, показывают, что личностные качества являются важным фактором в формировании социальной активности старшеклассников. Они определяют их настроение, мотивацию и цели, способствуют активному участию в школьной и общественной жизни. Однако, для более полного понимания этого процесса требуется дальнейшее исследование и анализ.

Что такое личностные качества и как они влияют на социальную активность старшеклассников?

Личностные качества представляют собой особенности индивида, включающие его характер, мотивы, установки и способы поведения. Они оказывают существенное влияние на социальную активность старшеклассников, определяя их готовность к взаимодействию с окружающими людьми, уровень адаптации в социальных средах и способность к самореализации.

Какое место занимают личностные качества в структуре личности?

Личностные качества являются важной составляющей структуры личности. Они определяют поведение и способности индивида, формируют его ценности и мотивы. Личностные качества взаимодействуют с другими компонентами личности, такими как интеллект, эмоции, потребности. Взаимодействие личностных качеств с другими аспектами личности формирует уникальность каждого человека.

Что представляет собой социальная активность старшеклассников?

Социальная активность старшеклассников - это сознательная и целенаправленная деятельность, направленная на взаимодействие с окружающим миром и людьми. Эта активность может проявляться в участии в школьных и внешкольных мероприятиях, общении с одноклассниками и учителями, волонтерской работе и других сферах жизни.

Какие личностные качества играют роль в формировании социальной активности старшеклассников?

В формировании социальной активности старшеклассников важную роль играют такие личностные качества, как коммуникабельность, эмоциональная устойчивость, лидерские способности, толерантность, инициативность и ответственность. Эти качества позволяют старшеклассникам активно взаимодействовать с окружающими, успешно решать общественные задачи и влиять на свою социальную среду.

Что такое личностные качества?

Личностные качества - это особенности индивида, которые определяют его поведение, мышление и отношение к окружающему миру.