Особенности сталинского ампира в архитектуре Петербурга 1930-1950 годов
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 14 + 14 источников
- Добавлена 21.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1 Сталинский ампир как явление архитектуры XX века 6
1.1 История появления стиля 6
1.2 Характерные черты сталинского ампира 7
2 Особенности архитектуры сталинского ампира на примере памятников архитектуры Санкт-Петербурга 12
2.1 Характеристика зданий сталинского ампира в Санкт-Петербурге 12
2.2 Влияние сталинского ампира на современный стиль в архитектуре 14
Заключение 17
Список использованных источников 19
Приложение 1 21
Структурная основа – формирование зависимости между контекстами, которые не зависят друг от друга, а зависят только от принципов. Проследив данную структуру, можно провести анализ и привнести в нее современность, следует только уровнять показатели. Для этого нужно ввести требуемые показатели, и получим интерактивность, она обладает всеми этими качествами (рис. 1.10).
Главная причина исчезновения конструктивизма в 30-е годы - изменившаяся политическая ситуация, то есть причина внешняя, которая не связана с профессиональными внутренними проблемами. Развитие конструктивизма было остановлено искусственным путем. Пристрастии Сталина к классической архитектуре теперь играли намного более важную роль, чем прославившая в 1920 годы пролетарская аскетичность и целесообразность форм. Но в тот период, когда в нашем государстве авангард постепенно сходил на нет, на Западе он стал базисом формирования архитектуры.
Проанализировав критерии формирования семантического пространства ХХ века, можно составить модель развития архитектуры ХХ века (см. рис.1.11).
Следовательно, можно представить, что было бы, если бы не запрет на авангардное движение в 1930 годы.
Составив модель развития архитектуры России и Запада ХХ века, можно сопоставить те тенденции, которые проходили на Западе, в то время как в России «сталинский ампир» набирал обороты, и русское наследие конструктивистов (рис. 1.12).
Современная архитектура в своих поисках опирается на многие принципиальные решения функционализма, а также органической архитектуры.
Сопоставив критерии формирования западной архитектуры ХХ века и нереализованное наследие конструктивистов и супрематистов, можно вывести главыне аспекты формирования архитектурной среды на сегодняшний день, например, структура, конструкция, композиция и функция. Следовательно, есть структура формирования городского пространства (рис. 1.13). Анализируя получившиеся критерии, получаем модель, которая учитывает все три критерия – социальный, архитектурный, природный. Данный анализ можно трактовать как методику организации современного пространства города. Она заключается в следующем:
1 шаг:
Поиск работ супрематистов.
Анализ работ.
Выявление закономерностей.
Моделирование.
2 шаг:
Анализ архитектуры Запада ХХ века.
Сопоставление с русским конструктивизмом.
Выявление основных принципов формирования пространства.
3 шаг:
Определение инструментария.
Моделирование пространства на основании выявленных принципов (см. рис. 1.14).
Следовательно, из проведенного анализа можно спланировать процесс формирования современной архитектуры. Спроецировав главные аспекты формирования архитектуры за пределами бывшего СССР, можно представить модель, по которой могла бы развиваться российская архитектура. Сформулированная гипотеза может быть адаптирована почти к любому архитектурному проекту, главное – задать необходимые характеристики.
Заключение
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать ряд выводов.
Новая система формообразования в архитектуре, закрепившаяся в России после европейского влияния, дала толчок для формирования новых архитектурных школ и взглядов. Проекты А. Воронихина, А. Захарова, В. Стасова в городской архитектуре изменили не только современный облик, но и стали основой для переосмысления значения архитектурного комплекса одного или нескольких построек в контексте городской архитектурно-пространственной среды.
Свой второй расцвет, наряду с другими архитектурными стилями, ампир в русской архитектуре, получил в середине 20 века, представ в сочетании с символической группой элементов советского наследия и римской триумфальной атрибутикой. Размах грандиозного и масштабного проекта по воплощению прообраза идеального города Сталина воплощался, согласно архитектурным проектам группы мастеров под руководством И. Жолтовского, Б. Иофана, Г. Захарова, А. Щусева и других создателей исторических памятников советской архитектуры.
Именно сформировавшийся эталон античной помпезности использовался в создании архитектурного декора периода 1930-1950-х годов 20 века. Основными деталями являлись античные мотивы и образы, природные узоры, элементы имперской власти, военная тематика, символы идеологии и стремления к победе.
Переняв наследие предыдущих эпох, сталинский ампир 1930-1950-х годов стал своеобразным продолжением возвеличивания русского народа, его величия и силы. В отличие от архитектурных моделей прошлого, сталинский ампир стал распространяться не только на здания государственного значения, но и повсеместно, с целью увековечить идеалы народа и власти. В основу декора в этот период входят сочетания растительных узоров и идеологических символов. Объединяет эти два сюжета и присутствие человеческой фигуры или группы фигур, которые предстают перед зрителем в позах трудящихся на благо страны героев. Переняв из европейского декорирования изобилующие плодородные формы, советские архитекторы воплощают в уже устоявшихся образах новое видение, они вплетают в пространства гирлянд виноградные лозы, опоясывают победные венки пшеничными колосьями, завершая композиции добавлением красных звезд, победных факелов и советской символики – серпа и молота.
Сталинская архитектура, созданная мастерами советской архитектурной школы, впитала в себя поиск, эклектическое начало, метод расширения границ и возможностей. Создаваемая из классических античных образцов, она являет собой симбиоз старого и нового, многовекового наследия и авторских приемов. Сталинский ампир – пример высококачественного мастерства освоения новых форм, материалов, широкого распространения возможностей одного государства. Это не только создание архитектурных новшеств, но и сплочение национальных взглядов и идей, достижение вершин с помощью всеобщей работы на благо страны и общества.
Сталинский ампир поистине великое продолжение архитектуры Российской империи, внесший огромный вклад в развитие и укрепление исторического архитектурного наследия. Это пример самоотверженной борьбы и великих достижений, которых сегодня, к сожалению, в архитектуре увидишь не часто. Художественная форма в архитектурном декоре все больше уходит на второй план, не получая должного развития, и не имея поддержки в архитектурной среде. С каждым годом она вытесняется сильнее, заменяясь простыми, шаблонными композициями, или вовсе не получает возможности пробиться среди тенденций минимализма и упрощения.
Список использованных источников
Аркин Д.Е. Классицизм и ампир в Москве / Д.Е. Аркин // Архитектура СССР. 1935.-№ 10-11. - С. 82-89.
Аронов А. Отечественная культура в период тоталитаризма (30-50 -е годы XX века)/ А. Аронов. М., 2007.
Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления. М.: КомКнига, 2010. – 496 с.
Волчок Ю.П. «Пролетарская классика» – универсальное понятие для осмысления и обобщения архитектуры периода 1930-1950-х годов / Ю.П. Волчок //Academia. Архитектура и строительство – 2009. – № 4. – С. 27-30.
Голомшток И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.
Гюнтер X. Железная гармония (Государство как тотальное произведение искусства) / X. Гюнтер // Вопросы литературы. - 1992. - № 1- С. 27 – 41.
Иконников А.В.Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2-х томах. М., 2002.
Калмыкова А.Л., Копшев, В.К., Терешкин, А.В.История архитектуры: учебное пособие. Саратов, 2013.
Медведев В. Ю. Стиль и мода в дизайне: Учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – СПб. : СПГУТД, 2002. – 146 с.
Михайлов С. М. История дизайна: Учеб. для вузов – в 2-х т. / С. М. Михайлов. – 2-е изд. исправл. и доп. – М.: Союз дизайнеров России, 2002 -2003.
Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Выпуск I. - М.: Мосгорархив, 1996. - 544 с.
Орельская О.В. Архитектура послевоенных лет в Нижнем Новгороде/ О.В.Орельская // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления. -М.: НИИТИАГ РААСН , КомКнига, 2010.-с.251- 264.
Розенталь Р., Рацка Х. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Рацка; пер. с англ., предисловие и указатели Д. В. Сильвестрова. – М.: Искусство, 1971. – 249 с.
Хмельницкий Д.С. Зодчий Сталин / Хмельницкий Д. С. – М.: Новое литературное издание, 2007. – 312 с.
Приложение 1
Рисунок 1.1 - Дом Советов
Рисунок 1.2 – Светлановская площадь
Рисунок 1.3 – Станция «Автово»
Рисунок 1.4 – Вокзал в Царском селе
Рисунок 1.5 – Дом со шпилем
Рисунок 1.6 – Сталинские «высотки»
Рисунок 1.7 – «Кировские» дома
Рисунок 1.8 – Казанский собор
Рисунок 1.9 – Александрийская колонна
Рисунок 1.10 - Анализ супрематистов. Работы К. Малевича
Рисунок 1.11 - Архитектура XX века [2, с. 46]
Рисунок 1.12 - Структура формирования постконструктивистской среды
Рисунок 1.13 - Структура формирования современной среды
Рисунок 1.14 - Апробация методики
2
3
7
6
17
1
19
1
2. Аронов А. Отечественная культура в период тоталитаризма (30-50 -е годы XX века)/ А. Аронов. М., 2007.
3. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления. М.: КомКнига, 2010. – 496 С.
4. Волчок Ю.П. «Пролетарская классика» – универсальное понятие для осмысления и обобщения архитектуры периода 1930-1950-х годов / Ю.П. Волчок //Academia. Архитектура и строительство – 2009. – № 4. – С. 27-30.
5. Голомшток И. Тоталитарное искусство. - М.: Галарт, 1994. - 296 с.
6. Гюнтер X. Железная гармония (Государство как тотальное произведение искусства) / X. Гюнтер // Вопросы литературы. - 1992. - № 1- С. 27 – 41.
7. Иконников А.В.Архитектура XX века. Утопии и реальность. В 2-х томах. М., 2002.
8. Калмыкова А.Л., Копшев, В.К., Терешкин, А.В.История архитектуры: учебное пособие. Саратов, 2013.
9. Медведев В. Ю. Стиль и мода в дизайне: Учеб. пособие / В. Ю. Медведев. – СПб. : СПГУТД, 2002. – 146 с.
10. Михайлов С. М. История дизайна: Учеб. для вузов – в 2-х т. / С. М. Михайлов. – 2-е изд. исправл. и доп. – М.: Союз дизайнеров России, 2002 -2003.
11. Московский архив: Историко-краеведческий альманах. Выпуск I. - М.: Мосгорархив, 1996. - 544 с.
12. Орельская О.В. Архитектура послевоенных лет в Нижнем Новгороде/ О.В.Орельская // Архитектура сталинской эпохи: Опыт исторического осмысления. -М.: НИИТИАГ РААСН , КомКнига, 2010.-с.251- 264.
13. Розенталь Р., Рацка Х. История прикладного искусства нового времени / Р. Розенталь, Х. Рацка; пер. с англ., предисловие и указатели Д. В. Сильвестрова. – М.: Искусство, 1971. – 249 с.
14. Хмельницкий Д.С. Зодчий Сталин / Хмельницкий Д. С. – М.: Новое литературное издание, 2007. – 312 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имеет сталинский ампира в архитектуре Петербурга в период с 1930 по 1950 годы?
Особенности сталинского ампира в архитектуре Петербурга в период с 1930 по 1950 годы включают использование монументальных форм, богатую отделку и декоративные элементы, такие как статуи, колонны и пилястры. Здания в стиле сталинского ампира обычно имеют большие размеры и могут включать в себя различные архитектурные решения, такие как угловые башни, выступы и арки.
Какова история появления стиля сталинского ампира?
Стиль сталинского ампира появился в Советском Союзе в 1930-х годах и был направлен на создание символической архитектуры, которая выражала власть и могущество государства. Он получил свое название от имени Иосифа Сталина, который поддерживал и способствовал развитию данного стиля. В характерные черты сталинского ампира входили барочные формы, богатая отделка и использование символической идентификации, такой как звезды и фигуры советских лидеров.
В чем заключаются характерные черты сталинского ампира в архитектуре?
Характерные черты сталинского ампира в архитектуре включают использование монументальных форм и богатую декоративную отделку, такую как статуи, колонны и пилястры. Здания в стиле сталинского ампира обычно имеют большие размеры и могут использовать разнообразные архитектурные приемы, чтобы создать впечатление величия и мощи. В этом стиле также используются символические элементы, такие как звезды и фигуры советских лидеров.
Какие здания в стиле сталинского ампира можно найти в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге можно найти несколько зданий, построенных в стиле сталинского ампира. К ним относятся Хлопинский дом, Здание Главного штаба ВМФ, Отель "Астория", Метро "Адмиралтейская" и др. Эти здания отличаются богатой декоративной отделкой, использованием колонн, пилястр и других архитектурных элементов сталинского ампира.
Чем был вызвано появление сталинского ампира в архитектуре Петербурга?
Появление сталинского ампира в архитектуре Петербурга было вызвано политическими и идеологическими факторами. В то время Сталинский режим стремился создать величественный и внушительный образ государства, который мог бы подчеркнуть его власть и величие. Таким образом, сталинский ампир стал инструментом пропаганды и символом мощи и престижа Советского государства.
Какие особенности можно выделить в архитектуре сталинского ампира?
В архитектуре сталинского ампира можно выделить несколько характерных черт. Одной из таких черт является использование пропорций и декоративных элементов, которые придают зданиям величественный и монументальный вид. Также сталинский ампир отличается использованием классических архитектурных форм, таких как колонны, полуколонны и пилястры. Еще одной особенностью является использование буржуазных элементов в декоре зданий, что делает их более роскошными и дорогими.
Какие здания в Санкт-Петербурге можно отнести к архитектуре сталинского ампира?
В Санкт-Петербурге существует несколько зданий, которые можно отнести к архитектуре сталинского ампира. Одним из самых известных примеров является здание Ленинградского метрополитена, которое было построено в 1950-х годах и имеет все характерные черты сталинского ампира. Еще одним примером является здание Ленинградского государственного университета, которое было построено в 1940-х годах и также имеет величественный вид и характерные архитектурные формы. Также к архитектуре сталинского ампира относятся здания на площади Восстания и площади Александра Невского.
Что такое сталинский ампир в архитектуре?
Сталинский ампир - это стиль архитектуры, который был популярен в Советском Союзе в 1930-1950 годах. Он получил свое название в честь Иосифа Сталина и характеризуется использованием признаков имперского стиля, таких как богатая декоративность, монументальность и грандиозность. Особенности сталинского ампира включают использование колонн, пилястр, памятниковой архитектуры, орденов и многочисленных декоративных элементов.
Какие черты характеризуют сталинский ампир?
Стальниский ампир отличается несколькими чертами. Во-первых, это грандиозность и монументальность зданий. Строения в стиле сталинского ампира обычно имеют огромный размер и сложную архитектурную композицию. Во-вторых, это богатая декоративность. Здания украшены колоннами, пилястрами, резьбой, статуями, орденами и другими декоративными элементами. Еще одной характерной чертой сталинского ампира является использование памятниковой архитектуры, что придает зданиям важность и величие.
Какие особенности архитектуры сталинского ампира можно наблюдать в Санкт-Петербурге?
В Санкт-Петербурге можно увидеть различные здания в стиле сталинского ампира. Одним из примеров является Здание Главного штаба ВМФ на Петроградской набережной. Оно имеет пилястры, статуи, арки и другие декоративные элементы, характерные для этого стиля. Еще одним примером является Здание Ленинградского Военного комендантства на площади Восстания. Оно также имеет монументальную архитектуру с использованием колонн и пилястр. Такие здания создают впечатление величия и важности.
Какие особенности присущи сталинскому ампиру в архитектуре Петербурга?
Особенности сталинского ампира в архитектуре Петербурга 1930-1950 годов включают в себя использование монументальных размеров, выразительных фасадов и роскошных деталей. Присущие ему характеристики – это прямоугольная форма зданий, украшенные пилястрами, пилястриками и колоннами, а также наличие больших окон, балконов и лепнины. Отметим, что еще одной важной особенностью является использование мрамора, гранита и других дорогих материалов в отделке фасадов.