диагностика творческого мышления
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 16.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 5
1.1.Понятие и характеристика творческого мышления в психологии 5
1.2. Специфика творческого мышления в юношеском возрасте 11
Выводы по главе 1. 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 15
2.1. Организация эмпирического исследования в юношеском возрасте 15
2.2. Результаты исследования и их анализ 19
Выводы по главе 2. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников 29
Следовательно, для диагностики творческого мышления недопустимо использовать тесты интеллекта, т.к. они ограничены нахождением единственного правильного ответа из ряда предлагаемых и регламентированы по времени.Наиболее полная диагностика творческого мышления достигается за счет исследования его вербальной и невербальной составляющих.Диагностические методики направлены на измерение шаблонности или стереотипности ответов, которая отражается в употреблении слов и образов в устоявшейся ассоциативной связи. Индикатором творческого мышления служит удаленность ответов от стереотипов.В ходе диагностики оценивается следующие основные показатели:продуктивность как отношение числа ответов к числу заданий;оригинальность как обратная величина частоте встречаемости ответов.уникальность с точки зрения количества не встречающихся ранее идей по отношению к общему количеству ответов.Выводы по главе 1С точки зрения когнитивного подхода, в основе творческого мышления лежат процессы переработки информации и знания. Основным механизмом запуска творческого мышления является проблемная ситуация. Основными параметрами творческого мышления являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность и ассоциативность. Период юношеского возраста характеризуется максимальной интенсивностью творческого мышления, которая выражается в оперировании абстрактными категориями, выдвижении эвристических гипотез и воображении. Указанные особенности творческого мышления являются базой для таких процессов, как самосознание, предвосхищение своего будущего и становление мировоззрения. Проблема диагностики творческого мышления стол же неоднозначна, как и проблема его природы и сущности. При проведении исследования, базирующегося на понимании творческого мышления как дивергентного мышления на вербальном и образном уровнях оптимально применение методик, разработанных в рамках этого же подхода.
1. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление? – М.: ИФРАН, 1993. – 195 с.
2. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1983. – 172 с.
3. Брушлинский, А.В. О субъекте мышления и творчества // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. – М.: Молодая Гвардия, 1997. - С. 88-97.
4. Вертгеймер, М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987. – 336 с.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском развитии. СПб., 1997.
6. Гезелл, А. Педология раннего возраста / А. Гезелл. - Москва-Ленинград, УЧГИЗ, 1932.
7. Глебова, М.В. Психолого-педагогические условия развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: дис. … канд. психол. наук / М.В. Глебова. – СПб., 2000. – 270 с.
8. Д.А. Донцов, М.В. Донцова. Психологические особенности юношеского (студенческого) возраста ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. № 2/2013
9. Де Боно, Э. Латеральное мышление. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. – 320 с.
10. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2002.- 368 с.
11. Завалишина, Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал. – 1991. – Т. 12. – С. 16-26
12. История зарубежной психологии. 30–60-е годы XX века: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М., 1986. C. 232–293
13. Кашапов, М.М. Об акмеологических основах создания структурно-функциональной теории творческого мышления профессионала // Ярославский Психологический Вестник. – 2007. – Выпуск 22. – С. 26-39.
14. Коган, И.М. Творческий поиск: энерго-мотивационный аспект // Вопросы психологии. – 1992. – № 1-2. Режим доступа: www.voppsyl.ru/4y/AUTHORS/koganim.php
15. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980, Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб., 2002.
16. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 512 с.
17. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Психология развития и возрастная психо- логия. М., 2011.
18. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М.: ВДАДОС, 2001 - 607 с.
19. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Педагогика, 1972. – 208 с.
20. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. – 1989. – №6. – с. 29-33.
21. Методы психологической диагностики. Вып. 2. / Под ред. А.Н. Воронина – М., Изд-во ИПРАН, 1994. – 181 с.
22. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития. М., 2012
23. Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. — 3-е изд. — М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1. Общие основы психологии. — 688 с.
24. Николаева Е.И. Психология детского творчества. СПб. «Речь», 2006,- 219 с.
25. Обухова, Л.Ф. Развитие дивергентного мышления в детском возрасте / Л.Ф. Обухова, С.М. Чурбанова – М., 1994. – 80 с.
26. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 694 с.
27. Психология креативности / Любарт Т., Мишуру К., Торджман С., Зенасни Ф.: пер. с фр. – М.: «Когито-Центр», 2009. – 215 с.
28. Психология человека от рождения до смерти / Под общ. ред. А.А. Реана. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002, - 656 с.
29. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. – 720 с.
30. Семенов, И.Н. Рефлексивная психология творчества: концепции, экспериментатика, практика // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2005. – Т. 2. – № 4. – С. 65-72.
31. Сокальский Э. А. Юность – время пробы творческих сил и стартов в будушее Статья подготовлена в рамках внутривузовского гранта ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» № 789 от 2012 г.].
32. Стернберг Р., Григоренко, Е. Инвестиционная теория креативности // Психологический журнал. – 1998. – Том 19. – № 2. – С. 144-160.
33. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. СПб.: ИМАТОН, 1998. – 158 с.
34. Урбан, К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе // Иностранная психология. – 1999. – № 1. – с. 41-51.
35. Ушаков, Д.В. Психология творчества: творчество и "дарвиновский" способ его определения // Психологический журнал. – 2000. – № 3. – С. 103-110.
36. Холодная, М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования. – СПб.: ПИТЕР, 2002 – 272 с.
37. Храмцова Е.В. Исследование творческого мышления современных старшеклассников электронное научное издание (электронный научно-педагогический журнал). The Emissia.Offline Letters. 2008. Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2008/1270.htm
38. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна; вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1995. - 416 с.
39. Юркевич, В.С. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая Гвардия, 1997. – С. 127-142.
40. Guillford, J. P. The nature of human intelligence. – New York, 1967. –
41. Mednich, S.A. The assosiative basis of the creative process // Psychol. Review. – 1969. – № 2. – P. 220-232.
42. Sternberg, R.G., & Lubart, T.I. (1993), Creative giftedness: A multivariate investment approach, Gifted Child Quarterly. – 37(1). –p. 7-15.
43. Torrance, E.P. creative intelligence and “an agenda for the 80’s» // Art education. –1980. – Vol. 33(7). – P. 8.
44. Torrance, E.P. Guiding creative talent – Englewood Cloffs. – N.Y.: Prentice-Hall, 1962.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Психолого-педагогические основы развития творческого мышления младших школьников
1.1 Понятия мышления. Проблема развития творческого мышления
1.2 Условия формирования творческого мышления младших школьников
2 опытно-экспериментальная работа по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики
2.1 Диагностика уровня развития творческого мышления младших школьников
2.2 Анализ и результат экспериментальной работы по развитию творческого мышления младших школьников на уроках математики
ВЫВОД
СПИСОК литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: В сегодняшнее время значение личного ориентированного образования является ребенок - ученик. И в качестве глобальной цели зрения человека культуры: личность свободную, гуманную, духовную, творческую. Главное в личности - устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенциалов, в особенности творческих, к укреплению веры в себя и возможность реализовать собственное "Я".
Основной ценностью гуманистического личностно-ориентированного оборудования выступает творчество как способ развития человека в культуре. Творческая ориентация обучения и воспитания позволяет осуществлять личностно-ориентированное образование как процесс развития и удовлетворения потребностей человека как субъекта жизни, культуры и истории.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих людей. Развитие у младших школьников творческого мышления одна из важнейших задач сегодня в школе. Желание реализовать себя, показать свои способности, это дать начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и "я".
Научно - теоретическая значимость исследования:
- доказана положительная роль развития творческого мышления в процессе обучения младших школьников; - разработана и экспериментально проверена эффективность методики, направленной на развитие творчества учащихся начальных классов.
- изучить основные особенности творческого мышления. - рассмотреть некоторые психолого-педагогические принципы развития творческого мышления.