Особенности нарушений звукопроизношения у дошкольников с триноналией
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 11 + 11 источников
- Добавлена 18.02.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 5
1.1 Классификации речевых расстройств у детей младшего школьного возраста 8
1.2 Формы ринолалии и особенности звукопроизношения 12
1.3 Открытая ринолалия 13
1.4 Закрытая ринолалия 15
1.5 Смешанная ринолалия 18
1.6 Расстройства голоса при ринолалии 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙ 22
2.1 Принципы обследования детей с ринолалией 22
2.2. Схема комплексного обследования детей с ринолалией 24
2.3 Выдержки из речевых карт детей с ринолалией 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31
Патологический механизм смыкания усиливается врожденной асимметрией скелета лица и полостей гортани. Анатомический дефект нёба и глотки приводится к функциональному расстройству голосового аппарата;неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларикгеальным способом. Смыкание осуществляется на уровне гортани и озвучивается трение воздуха о края голосовых складок. В этом случае гортань принимает на себя дополнительную функцию артикулятора, что вредит голосовым складкам;особенности поведения лиц с ринофонией и ринолалией. Пождростки и взрослые, стесняясь своей дефектной речи, разговоривают тихим голосом. Максимально ограничивают речевое общение в микросреде, что снижает возможность развития силы голоса и расширение его диапазона[9].Учитывая сказанное выше, невозможно не увидеть важность коррекции голоса у детей, страдающих ринолалией. Основные задачикоррекционно-педагогической работы — нормализация резонанса, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения. Меры, способствующие улучшению голоса детей до пластической операции нёба, следующие: постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РИНОЛАЛИЕЙВопросы диагностики речевых дефектов нуждаются в правильном выявлении патологических симптомов, характеризующих перенесенное ребенком заболевание. Положительное решение задач коррекции зависит от правильности и своевременности определения речевых нарушений. Важными факторами являются степень тяжести и время начала коррекционных упражнений.Существуют разнообразные методы исследования. Например, изучение медицинской документации, педагогическое наблюдение за детьми в условиях свободного общения и на специальных занятиях, беседы с врачами, родителями, детьми. Объективными методами исследования являются назофарингоскопия и рентгенография.В процессе выявления и лечения всех речевых нарушений необходимо соблюдать основные принципы логопедии. 2.1 Принципы обследования детей с ринолалиейПринципы обследования детей с ринолалиейзвучат так:Принцип комплексности. Ринолалия, возникшая на почве врожденных расщелин верхней губы и нёба – сложное речевое нарушение. Оно требуют комплексного медико-психолого-педагогического подхода дляего преодолению. В обследовании таких детей принимают участие такие специалисты как логопед, хирург, ортодонт, педиатр, ЛОР. невролог, генетик, психолог. Причиной тому является то, что расщелины являются причиной анатомических расстройств речевого аппарата, которые ведут к функциональным проблемам, так, например, органические нарушения в строении органов артикулами требуют обязательной консультации хирурга-стоматолога. В дооперационный период хирург является ведущим специалистом, как и в послеоперационный период, так как наблюдение у хирурга является обязательным. Нарушения зубного ряда, сопровождающие расщелину, могут мешать полному корректированию расстройства, что требует заключение ортодонта.В процессе обследования необходимо получить заключение оториноларинголога. – нет ли воспалительных процессов, полипов, аденоидов, искривления носовой перегородки, выявить уровень снижения слуха. Консультация педиатра нужна, чтобы планировать нагрузку на логопедических занятиях.Осмотр невролога и психолога для выявления нарушений в состоянии центральной нервной системы (ЦНС). Из вышесказанного следует вывод, что для максимально успешного коррекционного воздействия на детей с ринолалией требуется совместная работа специалистов разного профиля.2. Принцип системного подхода. Речь – сложная функциональная система. Все компоненты речи находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Важно обратить внимание на возможное наличие вторичных проявлений. Следует уделить внимание обследованию фонематического восприятия, лексико-грамматического строя речи, общему уровню речевого развития ребенка, чтобы исключить присутствие фонетико-фонематического или общего недоразвития речи, задержки речевого развития.3.Принцип индивидуального подхода. Задачи логопеда состоят из конкретного определения речевых особенностей ребенка во всех случаях.4.Принцип учета ведущей деятельности возраста. При обследовании детей с ринолалиейприемы и материал обследования различаются из-за возраста детей. Так, например, при обследовании дошкольникаиспользуются игрушки, речевы игры, красочный дидактический материал, соответствующий возрасту. Само обследование может проводиться в игровой форме.Для полной картины нарушений, медико-психолого-педагогичсская диагностика включает в себя изучение данных анамнеза, логопедического и психолого-педагогического статуса.2.2. Схема комплексного обследования детей с ринолалиейАнализ речевых расстройств начинается с разговора с родителями. Далее следует этап исследования медицинской документации. Могут быть основой расстройства речи различного уровня тяжести разнообразные воздействия во внутриутробном периоде развития. Также следует изучить все неблагоприятные воздействия и во время родов, и в первые годы жизни ребенка. Ринолалия выступаетне только в комплексе заболеваний, но и как самостоятельное нарушение. Так же данный дефект иногда сопровождается такими расстройствами, как дизартрия, задержка речевого развития. Стараясь добыть максимально точнуюинформацию о дефекте, на этапе оценки анамнеза нельзя ни обратить внимание на наследственность. Следует учесть отрицательные воздействия на ребенка, разнообразные неблагоприятные последствия, возникшие в период внутриутробного развития, а также и при рождении.Данныеанамнеза:тип расщелин;данные о сроках хирургического вмешательства;наследственность. Рассматриваются по прямой линии, по косвенной линии. Наличие у родственников расстройств в артикуляционном аппарате;история предыдущих беременностей; история беременности, в результате которой появился ребенок с речевыми нарушениями;протекание беременности: наличие токсикозов в первом и втором триместре, указать травмы в первой и второй половине беременности; действия и контактирование с вредными веществами, химикатами до и после наступления беременности;перенесенные острые и хронические заболевания матери во время беременности;подробности о резус-конфликте, стрессовых ситуаций ипсихических травм;информация о родах: характер протекания родов (срочные, недоношенность), время, наличиеасфиксии, родовых травм и т.д.;информация о раннем физическом развитии ребенка: головку начал держать…, сидетьв…, ходить в…;информация о речевом развитии: гуление появилось в…, лепетв …и т.д.;информация о занятиях с логопедом (место, продолжительность, динамика);осмотры специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра,оториноларинголога, невролога[10].Выдержки из речевых карт детей с ринолалиейРечевая карта 1:Олег Р., 5 лет, оперирован – врожденная двусторонняя расщелина верхней губы и нёба. Произведена хейлопластика в 1 месяц, одномоментная пластика нёба в четыре года. Из анамнеза: наследственной патологии не выявлено. Олег от первой беременности, сопровождавшейся токсикозом. Перенесено ОРВИ во втором. Раннее физическое развитие без особенностей. Раннее речевое развитие протекало с задержкой. Гуление появилось своевременно. Лепет отсутствовал. Занятия с логопедом по месту жительства – 4 месяца. Положительной динамики не наблюдалось.Состояние голосовой функции. При прoверкекачеcтвапрoизнесения гласных звуков с пoмoщью фoнендoскопа были выявлены незначительные нарушения тембра гoлоса, выраженные в виде гиперназализации. При произнесении гласных |а|, |o|, |э| гиперназализацияoтсутствoвала. Назальный oттенoк был oтмечен в момент произнесении звуков |и|, |у|.Незначительная гиперназализация гласных звуков связана с наличием сквoзного дефекта в переднем oтделетвердого неба и расщелины альвеoлярногоoтростка.Страдает мелодико-интонационная выразительность речи. Снижена разбoрчивость, четкость, внятность речи. Лексико-грамматический строй без особенностей.В заключении выявлено речевое нарушение – ринолалия.Рекомендации:продолжать индивидуальные занятия с логопедом в амбулаторных условиях.Речевая карта 2:Оля И., 5 лет,oперирована по поводу врoжденнойcквoзной расщелины верхней губы и нёба cлева. Хейлопластика в 2,5 месяца, одномоментная пластика нёба в 4 года. Из анамнеза: наследственной патологии не выявлено. Ребенок от третьей беременности. Беременность сопровождалась обморочными состояниями, с угрозой выкидыша в первой половине. Первые две беременности закончились медицинскими абортами. Первые срочные роды. В соматическом статусе отмечены частые простудные заболевания, функциональные изменения сердечнососудистой системы, отягощенный легочный анамнез. По данным электроэнцефалографического исследования выявлено усиление пульсации, расширение боковых желудочков мозга. Раннее физическое развитие соответствует возрасту. В раннем речевом развитии отмечена бедность лепета.На дооперационном этапе обучение с логопедом не проводилось. К занятиям приступили через месяц после операции.Состояние голосовой функции. Голос тихий, слабый, неполетный, истощающийся по мере говорения. Снижена внятность и эмоциональная выразительность речи.Не соблюдается расстановка смысловых акцентов и логических ударений.Патологический артикуляционный стереотип, приводящий к несформированности слуховых дифференцировок у детей с ринолалией. в данном случае усугубляется слабостью напряжения мышц, аритмичностью движений, быстрой утомляемостью речевой мускулатуры. Такие осложнения в структуре фонетического дефекта являются дополнительным фактором, увеличивающим вероятность расстройства фонематического восприятия.Нарушение интонационной выразительности при чтении стихотворений, несоблюдение темпо - ритмической организации речи, слабая выраженность эмоциональных оттенков также являются характерным признаком дизартрии.Заключение: ринолалия, стертая дизартрия, рекомендованы индивидуальные занятия с логопедом в амбулаторных условиях[11].Речевая карта 3:Михаил., 4 года, была oперацияврoжденнойcквoзной расщелины верхней губы и нёба cлева. Потерпел хейлопластику в 7 месяцев. Пластика одномоментная(нёба) в 3,5 года. Из анамнеза: наследственная патология не обнаружена. Беременность протекала спокойно, угроз выкидыша не было. Первая беременность закончилась благополучно, Михаил – ребенок от второй беременности. В соматическом статусе простудных заболеваний не отмечено, нарушений в организме матери не выявлено. По данным электроэнцефалографического исследования выявлена пульсации в пределах нормы. Раннее физическое и речевое развитие соответствует возрасту.На дооперационном этапе обучение с логопедомпроводилось в течение пяти месяцев. Выявлена положительная динамика. Вернулись к занятиям через две недели после операции.Состояние голосовой функции. Голос тихий, слегка непонятный. Немного снижена эмоциональная сторона речи.Не соблюдается расстановка смысловых акцентов и логических ударений.Нарушения звуков у пациента соответствует звукам детей с ринолалией, не имеющие выраженных дизартрических проявлений. Осложнения фонетической структуре расстройства рассматриваются как дополнительные факторы, что увеличивает возможность расстройств фонематического восприятия.Нарушение интонационной выразительности при чтении стихотворений не выявлено, однако не соблюдаетсятемпо - ритмической организация речи. Отмечалась слабая выразительность эмоциональных оттенков, что является типичным признаком дизартрии.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе была изучена проблема формирования интонационной выразительности у детей младшего школьного возраста, рассмотрены дефекты речи, встречающиеся у детей данной возрастной категории. Исследованы формы ринолалии и особенности звукопроизношения. Так же был произведен анализ работпо развитию интонации у детей младшего школьного возраста с ринолалией, изучение клинических и психолого-педагогических данных. Приведены выдержки из речевых карт детей дошкольного возраста с ринолалией.В ходе изучения было выявлено, что для понимания специфических особенностей структуры не только данного (ринолалия), но и всех речевых дефектов в целом, правильной организации комплексного воздействия и определения путей совершенствовании коррекционной работы с детьми с речевыми расстройстваминеобходимо полное изучение всех данных. Логопед должен уметь определить, какие компоненты речевой системы страдают, какова степень тяжести нарушения, что первично в структуре дефекта, а что вторично.Родители детей любого возраста должны понимать, что речевые заболевания наносят огромный вред развитию ребенка в социуме. Именно поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать дефекты. Необходимо вовремя выявлять данные расстройства и начинать коррекционную работу с помощью логопеда.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫМетоды обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993.–304 с.ХватцевМ.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М., 1989.–307 с.Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. - М., 1990.–129 с. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, каф.сурдопедагогики. - Л., 1959, т. 171. С. 56-59.Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. - М.: Мнемозина, 2003. - 150 с.Василенко Ю.С. Нарушения голоса у детей и подростков / Ю.С. Василенко, С.Е. Уланов // Вестник оториноларингологии–1984.–№6.–С. 10-12.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. М., 1936.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений-- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
1. Методы обследования речи детей / Г.В. Чиркина, Л.Ф. Спирова, Е.Н. Российская и др.–М.: Аркти, 2003.–240 с.
2. Волкова Г.А. Психолого-логопедическое обследование детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - СПб.: Сайма, 1993.–304 с.
3. Хватцев М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. - М., 1989.–307 с.
4. Вильсон Д.К. Нарушение голоса у детей. - М., 1990.–129 с.
5. Орфинская В.К. Типы моторной и оптической алалии / В.К. Орфинская // Ученые записки ЛГПИ имени А. И. Герцена, каф. сурдопедагогики. - Л., 1959, т. 171. С. 56-59.
6. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. - М.: Мнемозина, 2003. - 150 с.
7. Василенко Ю.С. Нарушения голоса у детей и подростков / Ю.С. Василенко, С.Е. Уланов // Вестник оториноларингологии–1984.–№6.–С. 10-12.
8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев.- М.: АПН РСФСР, 1981.-300 с.
9. Сереброва Н. И. Из опыта работы с детьми-ринолаликами в послеоперационный период. — В кн.: Нарушение речи у дошкольников. М., 1969.
10. Гуцман Г. Логотерапия при оперированной небной расщелине. — В кн.: Вопросы логопедии. М., 1936.
11. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учеб, заведений -- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
Вопрос-ответ:
Какие расстройства речи могут быть у детей младшего школьного возраста?
У детей младшего школьного возраста могут быть различные расстройства речи, включая разные формы ринолалии и нарушения голоса.
Что такое открытая ринолалия?
Открытая ринолалия - это форма ринолалии, при которой звукопроизношение сопровождается недостаточным прикрытием задней стенки глотки, что приводит к некорректному звучанию звуков.
Каковы особенности звукопроизношения у детей с триноналией?
У детей с триноналией наблюдаются особенности в звукопроизношении, связанные с нарушением интонационной выразительности. Это может проявляться в неправильном акцентировании, интонационной монотонности и других особенностях речи.
Как можно классифицировать речевые расстройства у детей младшего школьного возраста?
Речевые расстройства у детей младшего школьного возраста можно классифицировать по форме ринолалии и особенностям звукопроизношения. Это могут быть открытая, закрытая или смешанная ринолалии.
Какие могут быть расстройства голоса при ринолалии?
При ринолалии могут наблюдаться различные расстройства голоса, которые могут проявляться в неправильном наклоне голоса, длительном напряжении голосовых связок и других особенностях голоса.
В каком возрасте у детей начинаются особенности звукопроизношения с триноналией?
Особенности звукопроизношения с триноналией могут начинаться у детей уже в дошкольном возрасте.
Что такое ринолалия и какие формы она может иметь?
Ринолалия - это нарушение звукопроизношения, характеризующееся включением резонансных свойств носовой полости при произнесении звуков. Она может иметь несколько форм: открытую, закрытую и смешанную.
Какие расстройства голоса могут возникать при ринолалии?
При ринолалии могут возникать различные расстройства голоса, такие как носовое звучание, изменение высоты и силы голоса, нечеткое артикулирование звуков и др.
Какие классификации существуют для речевых расстройств у детей младшего школьного возраста?
Для речевых расстройств у детей младшего школьного возраста существует несколько классификаций, включающих различные типы расстройств, такие как дизартрия, дислалия, ринолалия и другие.