Развитие пространственных представлений у дошкольников в ходе профилактики дисграфии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 28 28 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 25.02.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
1. Психофизиологическая структура процесса письма 6
2. Формирование пространственных представлений в онтогенезе 13
3. Развитие пространственных представлений у дошкольников в ходе профилактики дисграфии 17
Заключение 27
Список литературы 29

Фрагмент для ознакомления

Все вышесказанное подтверждает зависимость процесса усвоения письма от уровня формирования пространственных представлений.Дети, страдающие от оптической дисграфией, нуждаются в особом уходе логопедии, поскольку ошибки, что ребенок дошкольного возраста в письме признается, не могут быть преодолены с помощью традиционных методов и приемов. Коррекционная работа осуществляется логопедом, занимает много времени, и сочетая эту работу с процессом школьного обучения включает в себя ребенка с большим дополнительным бременем.Многие преподаватели и родители детей с оптической дисграфией, попросить о помощи, когда нарушение уже работает и логопедом, чтобы справиться с проблемой сложных неудачных попыток родителей и учителей, чтобы решить эту проблему самостоятельно. Пропущенные сроки в коррекционной работы и обучении не будут автоматически компенсированы в дальнейшей жизни, и отставание возникла уже требует более сложных и специальных усилий по его преодолению. Как и в случае многих других заболеваний, ранней диагностике и своевременной помощи значительно повышает шансы на успех.Таким образом, задолго до того, как происходит обучение грамоте ребенка, даже в дошкольном возрасте, должны работать, чтобы предотвратить оптическую дисграфию, которая включает в себя формирование визуальных и пространственных представлений. В противном случае, в школу приходит явно не готовый к письму ребенок, а также последствия нарушения буквы, которые неизбежно будут происходить, то вы не можете преодолеть в течение многих лет.[6,c.45-53]Таким образом, мы определили взаимосвязь между мастерством процесса записи и уровня развития пространственных представлений. Таким образом, работа по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста является необходимым условием для успешного освоения процесса написания в начальной школе. Прерывание этих навыков приводит к ошибкам в письме, что указывает на наличие дисграфии. Предотвратить появление дисграфии возможно только, если дети дошкольного возраста последовательно и систематически проводят работу по формированию пространственных представлений.Подходы к развитию пространственных представлений у дошкольников в ходе профилактики дисграфииПри устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Речь выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, алмаз, полукруг), различающихся по цвету и размеру, а также предлагает детям подобрать куски одного и того же цвета, той же формы и размера, сходные по цвету и форме, разные по форме и цвету.Вы можете предложить работу для соотношения форм и форм реальных объектов (круг - арбуз, овал - дыня, треугольник - крыша дома, полукруг - месяц), а также цветов и форм реальных объектов.Следует использовать следующие мероприятия для развития зрительной памяти:1. Игра "Что не было?". На столе расширяется 5-6 объектов, изображений, что дети должны запомнить. Затем спокойно удаляется из одного из них. Дети называют, что не сделал.2. Дети 4-6 сохраненные изображения, затем отбирают их среди других 8-10 картинок.3. Запомните буквы, цифры или фигуры (3-5), а затем выбрать их среди других.4. Игра "Что изменилось?". Речь выкладывает 4-6 изображает детям запомнить последовательность их расположения. Затем терапевт спокойно меняют свое местоположение. Дети должны сказать, что изменилось, и восстановить их местоположения.5. Расставьте буквы, цифры, цифры в исходной последовательности.Исключив дисграфия необходимо обратить внимание на работу по формированию пространственных представлений и речи, обозначающих пространственные отношения.В процессе формирования пространственных представлений необходимо учитывать особенности и последовательность формирования пространственного восприятия и пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру оптико-пространственного гнозиса и праксиса, состояние этих функций у детей дисграфия.Пространственная ориентация включают в себя два типа ориентации тесно связаны между собой: ориентацию в своем собственном теле и в окружающей среде.правый и левый первая Дифференциация происходит в первой сигнальной системе, а затем разработаны с увеличением взаимодействия со второй сигнальной системой. Первоначально фиксированный словесное обозначение правой руки, а затем - левая.Ориентация детей в окружающей среде развивается также в определенной последовательности. Первоначально положение объектов (влево или вправо) определяет ребенка только тогда, когда они находятся на стороне, т.е. ближе к правой или левой рукой. В этом различии направления реакции сопровождаются длинными руками и правого или левого глаза. Позже, когда фиксированные голосовые обозначения, эти движения тормозятся.Ориентацию развитие в окружающую среду осуществляется в следующей последовательности:1. Определение пространственного положения объектов по отношению к ребенку, т.е. для себя.2. Определение пространственных отношений объектов в сторону: "Покажите мне, что объект находится справа от вас, влево", "Положи книгу справа, слева от него".Если ребенок затрудняется в выполнении этой задачи, указано: вправо, что означает близко к правой руке, а слева - ближе к левой руке.3. Определение пространственных отношений между объектами или изображений 2-3.Предлагается взять правой рукой книгу и положил ее рядом с правой рукой, левую руку, возьмите блокнот и положил его в левой руке, и ответить на вопрос: "Где книга, справа или слева записная книжка?".В будущем эта задача выполняется с помощью инструкций терапевт речи: положить карандаш справа от ноутбука, ручка слева от книги; сказать, где ручка по отношению к книге - справа или слева, где есть карандаш вправо или влево.Далее следуют три пункта и предложили работу: "Положите книгу перед собой, слева от нее лежал карандаш справа - ручку" и т.д.Важно уточнить пространственное расположение цифр и букв. Дети Дисконтные карты с различными фигурами и задания к ним:1. Написать письмо справа или слева от вертикальной линии.2. Поместите круг справа от площади, слева от площади, чтобы положить конец.3. Точка Розыгрыш нижние голосовые инструкции - крест справа от точки - окружности.4. Определить правую и левую стороны объектов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.На данном этапе, в то время как работа по разработке визуального анализа изображений и символов на элементах, которые составляют их синтез, определение сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.Исключив оптический дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза проводится и работа по голосу относятся к этим отношениям: на понимание и использование предложных конструкций, наречий.Отличное место с устранением дисграфии является работа по уточнению и дифференциации оптических изображений смешанных букв.Для лучшего усвоения из них относятся к любым подобным же образом объекта: О обручем 3 змейки Ж с жуком, P с баром, есть уши и т.д. Различные тайны писем, чувствуя облегчение букв и обучения их, элемент дизайна, реконструируют, срисование.Буквенные, смешанные в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слоги, слова, в предложениях, текст.После тренировки мы проводили детей легко обладали мелкую моторику, различают вправо, влево, вверх, вниз. После этого вы можете перейти к результату работы.Таким образом, устранение оптической дисграфии осуществляется методов, направленных на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных понятий и их словесных символов, развитие визуального анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешанных букв с максимальным использованием различных анализаторов.ЗаключениеНаша работа была направлена ​​на определение основных направлений и содержания работы по формированию пространственных представлений у детей дошкольного возраста.В результате анализа теоретических источников, мы обнаружили, что трехмерное представление может быть связано с основой, на которой строится весь комплекс высших психических процессов - письма, арифметики, чтения и т.д.Онтогенез пространственных представлений происходит в четкой последовательности в соответствии со структурой пространственных представлений. Следовательно, нарушение одного из звеньев приводит к трудностям в овладении письменной форме.Запись представляет собой сложную структуру, и процесс овладения графическими навыками письма зависит от уровня формирования пространственных представлений. Абортированные пространственные представления приводят к нарушениям письма (дисграфия) у детей дошкольного возраста. Чтобы избежать этого вам нужно, прежде в дошкольном возрасте обратить внимание на развитие пространственных представлений, признавая при этом последовательность формирования пространственных представлений в онтогенезе.Для успешного усвоения детьми дошкольного возраста письмо должно быть использование руководящих принципов и содержания работы, направленной на формирование пространственных представлений.Понимание механизмов дисграфии и ее эффективной коррекции требуют психолого-педагогического изучения специфических ошибок письма, особенно разговорный язык, а также нейропсихологических анализ других психических функций дошкольников.Дошкольники с дисграфией по характеру написания расстройств, особенно устной речи и других психических функций представляют собой гетерогенную группу.Комплексный (психологический, педагогический и нейропсихологический) подход к анализу дисграфии детей показывает отношения специфические ошибки письма закономерные, особенно разговорный язык и другие психические функции.Список литературыАзова О. И. Дизорфография. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 362 с.Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азова. - М, 2006. - 24 с.Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2009.Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. М., 2004.Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Просвещение, 2002.Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 2007.Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук у детей с задержкой речевого развития // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. М., 2002.Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 2009.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 2008.Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у детей начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инстВоронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2008.Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М.,2005.Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 2005. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959.Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М.: Учпедгиз, 1952.Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 2005.Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2002.Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л.: изд-во «Наука», 1987.Каштанова С.Н., Константинова Н.В. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997.Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004. Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.263-273.Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 2007. – 172 с. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2005. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 504 с. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 84 с. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.58-66.Лыков В.М. Дисграфия //Начальная школа, 1974, № 4. – С. 74-78.Львов М. Р. Орфография и русский язык / М. Р. Львов. - М., 2003. - 475 с.Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 2005. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма. Дисс... канд. пед. наук. – М., 2009. – 153 с. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.:КАРО, Дельта+, 2004.Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным письмом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. -54 с.Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия /У Вопросы психологии. М. 1960. №2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи у учащихся/Под ред. В.В.Давыдова, Т.А. Нежновой. – М, 1998. С.103-104.

Список литературы

1. Азова О. И. Дизорфография. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 362 с.
2. Азова, О. И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук / Ольга Ивановна Азо¬ва. - М, 2006. - 24 с.
3. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2009.
5. Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму //Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств: Методические материалы научно-практической конференции «Центральные механизмы речи», посвященной памяти профессора Н.Н. Трауготт./ Отв. ред. М.Г. Храковская. – СПб., 2001. – С. 195 – 211.
6. Баренцева Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. Опорные конспекты 16 занятий. М., 2004.
7. Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. —М.: Просвещение, 2002.
8. Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 2007.
9. Бот О. С. Игры и упражнения для тренировки тон¬ких движений пальцев рук у детей с задержкой речево¬го развития // Обучение и воспитание детей с наруше¬ниями речи. М., 2002.
10. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М.: Школа-Пресс, 2009.
11. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. М., 2008.
12. Волоскова Н. Н. Формирование графо-моторного компонента письма у детей начальных классов // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ под общ. ред. канд. пед. наук, доцента О.Б. Иншаковой. - М: Московкий психолого-социальный инст
13. Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1 – 4 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 2008.
14. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо М.,2005.
15. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 2005.
16. Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. – М., 1959.
17. Гурьянов Е.В., Щербак М.К. Психология и методика обучения письму в букварный период. – М.: Учпедгиз, 1952.
18. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. — М.: Просвещение, 2005.
19. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 2002.
20. Зиндер Л.Р. Очерк общей теории письма. – Л.: изд-во «Наука», 1987.
21. Каштанова С.Н., Константинова Н.В. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4;
22. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. – СПб., Издательский дом «Мим», 1997.
23. Лалаева Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. Материалы 1-й Международной конференции Российской ассоциации дислексии. – М., 2004.
24. Лалаева Р.И. Дисграфия.// Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.263-273.
25. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Дифференциальная диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – СПб.: «Образование», 2007. – 172 с.
26. Логопедия: Учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. Под. ред. Л.С. Волковой. - 2-е изд. - М.: Просвещение: Владос, 2005.
27. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Изд-во МГУ, 2009. – 504 с.
28. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2010. - 84 с.
29. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. //Логопедия. Методическое наследие/ Под ред. Л.С. Волковой. Книга IV – М., 2003. – с.58-66.
30. Лыков В.М. Дисграфия //Начальная школа, 1974, № 4. – С. 74-78.
31. Львов М. Р. Орфография и русский язык / М. Р. Львов. - М., 2003. - 475 с.
32. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. - Санкт-Петербург, фирма "Стройлеспечать", 2005.
33. Немцова Н.Л. Зеркальные ошибки письма. Дисс... канд. пед. наук. – М., 2009. – 153 с.
34. Парамонова Л.Г. Правописание. Шаг за шагом. – СПб.:КАРО, Дельта+, 2004.
35. Парамонова, Л. Г. Как подготовить дошкольника к овладению грамотным пись¬мом. Профилактика дизорфографии : учебно-методич. пособие / Л. Г. Парамо¬нова. - СПб.: Детство-Пресс, 2008. -54 с.
36. Прищепова И.В. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.
37. Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия /У Вопросы психологии. М. 1960. №2.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2005.
39. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: Нарушение и восстановление: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005.
40. Эльконин Д.Б. Развитие устной и письменной речи у учащихся/Под ред. В.В.Давыдова, Т.А. Нежновой. – М, 1998. С.103-104.

Вопрос-ответ:

Что такое дисграфия?

Дисграфия - это расстройство письма, которое проявляется в трудностях с написанием букв и слов, а также в нечетком почерке. Она может быть вызвана различными факторами, включая недостаточное развитие пространственных представлений.

Как формируются пространственные представления у дошкольников?

Пространственные представления формируются у дошкольников в ходе игр и упражнений, направленных на развитие координации и моторики. Важными методами развития пространственных представлений являются рисование, конструирование, лепка и игры с различными предметами.

Как профилактика дисграфии может способствовать развитию пространственных представлений у дошкольников?

Профилактика дисграфии включает в себя специальные упражнения и игры, которые помогают развивать пространственные представления у дошкольников. Например, детям предлагается выполнять задания по расположению предметов на линейке или рисовать буквы с определенными размерами и пропорциями. Это способствует формированию правильных пространственных представлений, которые затем могут быть использованы при письме.

Какие результаты показывают исследования, подтверждающие связь между развитием пространственных представлений и процессом письма?

Несколько исследований показывают, что у детей с недостаточно развитыми пространственными представлениями чаще возникают трудности с написанием букв и слов. Они чаще допускают ошибки в направлении и последовательности движений при письме, а также в размерах и пропорциях букв. Это подтверждает важность развития пространственных представлений для успешного процесса письма.

Какова психофизиологическая структура процесса письма?

Психофизиологическая структура процесса письма включает в себя такие элементы, как зрительные восприятия, двигательные навыки, координацию движений, внимание и память. Все эти компоненты взаимодействуют при написании, и их развитие является важным для успешного усвоения навыков письма.

Какие пространственные представления формируются у детей в онтогенезе?

В онтогенезе формируются пространственные представления о размере, форме, положении и направлении объектов. Дети учатся ориентироваться в пространстве, определять расстояния между объектами, ориентироваться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Все эти представления влияют на развитие письма и могут быть использованы для профилактики дисграфии.

Как развиваются пространственные представления у дошкольников в ходе профилактики дисграфии?

Профилактика дисграфии у дошкольников направлена на развитие и совершенствование пространственных представлений. Это может включать игровые упражнения и задания, направленные на развитие ориентировки в пространстве, восприятие размера и формы объектов, учебные задания по рисованию и конструированию, которые требуют от детей пространственного мышления и координации движений.

Какова зависимость процесса усвоения письма от формирования пространственных представлений?

Существует зависимость между усвоением процесса письма и формированием пространственных представлений. Дети, у которых не развиты достаточно пространственные представления, могут испытывать трудности в усвоении навыков письма. Поэтому развитие пространственных представлений является важным компонентом профилактики дисграфии у детей.

Что нужно делать детям, страдающим от оптической дисграфии?

Дети, страдающие от оптической дисграфии, нуждаются в специальной помощи. Часто им назначают индивидуальные занятия с логопедом или специалистом по развитию мелкой моторики. Также может быть полезно проведение тренировок и упражнений, направленных на развитие глазно-ручной координации и пространственных представлений.

Какая психофизиологическая структура процесса письма?

Психофизиологическая структура процесса письма включает в себя такие компоненты, как моторная активность, визуальное восприятие, пространственное представление, координация движений и когнитивные функции. Все эти компоненты взаимодействуют между собой в процессе написания текста.

Какие пространственные представления формируются у детей в онтогенезе?

В онтогенезе у детей формируются различные пространственные представления. Например, представление о вертикали и горизонтали, представление о направлении движения (вправо, влево), представление о размере и пропорции объектов, представление о пространственных отношениях (над, под, рядом и т.д.). Все эти представления развиваются с помощью различных упражнений и игр, которые способствуют развитию пространственного мышления у детей.