Особенности развития воображения дошкольников посредством сказкотерапии

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Прикладная психология с использованием SPSS
  • 66 66 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 05.03.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретическое исследование проблемы развития воображения дошкольников средствами сказкотерапии 6
1.1. Психологические особенности личности дошкольников 6
1.2. Психологические особенности развития творческого воображения дошкольников 12
1.3. Роль сказки в психическом развитии ребёнка-дошкольника 22
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы развития воображения дошкольников средствами сказкотерапии 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 40
2.3. Рекомендации по развитию воображения дошкольников с помощью сказкотерапии 46
2.4. Анализ результатов исследования 52
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 66

Фрагмент для ознакомления

Соотношение детей с разным уровнем развития воображения на словесном материале отражено на рисунке 3.По представленным данным видно, что у четверых детей (20%) диагностируется уровень воображения на высоком уровне. Сочиненные сказки таких отличаются оригинальностью, разнообразием, детальным описанием сюжета, персонажей. Такие дети формулируют замысел до начала сочинения и следуют ему, в основном в их сказках присутствуетзачин, кульминация и развязка.У пятерых детей (30%) диагностируется низкий уровень развития воображения на словесном материале.Их сказки однообразны и часто представляют собой пересказ уже знакомой сказки. Дети не формулируют замысел, не выделяют этапы развития сюжеты, слабо описывают персонажей и места действия. Рис. 3. Соотношение детей с разным уровнем развития воображения на словесном материале.У остальных детей (55%) уровень развития воображения на словесном материале средний.Эти дети формулируют замысел после сочинения или в процессе сочинения, часто нарушают, меняют замысел. Содержание их сказок не оригинальное, часто дети пересказывают знакомую сказку, привнося что-то новое, персонажи и их действия в основном стереотипны, однообразны, в структуре сказки выделяются отдельные компоненты, при описании персонажей и мест действия называются отдельные характеристики.На основании данных проведенной диагностики уровня развития воображения детей на изобразительном, практическом и словесном материале, их способности создавать оригинальные образы, можно заключить, что дошкольникам для развития воображения требуются специально разработанные здания.2.3. Рекомендации по развитию воображения дошкольников с помощью сказкотерапииРекомендации педагогам и психологамРаботу с дошкольниками по сказкотерапии можно осуществлять по следующим выделенным этапам:- Пальчиковые игры;- Упражнения на развитие речевого дыхания;- Сказкотерапевтическое рисование;- Метод групповое рассказывание сказок «А что потом?»;- Метод рассказывание сказок и историй;- Метод «Самостоятельное сочинение сказок и кратких историй».Метод «Пальчиковая игра» очень полезна не только для развития воображения, но и для развития мелкой моторики пальцев рук. Дети, проговаривая стихотворение находятся в сказке изображают животных, цветы ветер и т.д. Для удобства в работе с детьми я необходимо составить картотеку пальчиковых игр.Упражнения на дыхание можно включать в физкультурно - оздоровительную гимнастику; во время занятий, в организующий момент или в физкультминутки. Упражнения лучше проводятся в игровой форме, тогда дети выполняют их с интересом и удовольствием. Метод сказкотерапевтическое рисование. У многих детей после чтения сказки возникает желание нарисовать сказку. Можно создать альбомы «Мой любимый сказочный герой», «Сказочная, волшебная страна». Дети в своих работах изображают сказочных героев, и звездное небо, и волшебную поляну и сказочные буквы, и заколдованные цифры. Ребята по своим рисункам рассказывают и придумывают истории и сказки, выбирают самый красивый и интересный рисунок. Такие занятия являются замечательным средством для проявления детского творчества и фантазии.Метод группового рассказывания сказок «А что потом?» Каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Например воспитатель говорит детям: «Сегодня мы превратимся в маленьких гномиков и отправимся с вами в волшебную страну «Рассказию». Царица Рассказии очень любит слушать сказки. Давайте расскажем нашу любимую сказку «Теремок». Воспитатель начинает сказку, а каждый ребёнок продолжает и говорит по 2-3 фразы. Все дети внимательно слушают, если кто-то затрудняется , то помогают.Приём рассказывание сказок и историй - это пересказывание сказок, рассказывание сказок. В работе используются приёмы связанные с погружением в сказку. Пример «Я добрая фея пришла к вам в гости и сегодня все вмести мы отправимсяна волшебную поляну сказок. Я расскажу вам одну интересную сказку (историю) Было это так…..». Далее обращаясь к ребятам, предложить, кто ещё хочет рассказать свою сказку (историю). Дети с удовольствием рассказывают придуманные ими сказки, а также стараются описать те чувства, которые возникали в их сказочной истории.Метод «Групповое сочинение сказок и кратких историй» – это составление творческого рассказа и ребёнку необходимо придумать содержание, правильно выстроить повествование, подобрать словесную форму, соответствующую этому содержанию. Важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащать ее новыми впечатлениями. С этой целью используются игры и упражнения «Перевертыши», «Загадки-отгадки», «Что бы это значило?», «На что это похоже?», «Что из этого можно нарисовать?», «Продолжи рассказ». Например, воспитатель или ребенок говорит первую фразу (В некотором царстве, в некотором государстве...), следующий ребенок присоединяет к сказанной фразе свою одну или две фразы (текст предыдущего участника не повторяется), и так далее. Желательно, чтобы групповая сказка сложилась не более чем за три круга (т.е. каждый участник выступал в качестве сказочника не более 3 раз) и имела свой конец (4).При выборе сказки следует использовать простые, хорошо знакомые детям сказки с интересным, познавательным сюжетом. Возможно использование элементов сюжета, а не сказки в целом. В атмосфере сказки дети становятся более раскованными, открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность к выполнению различных заданий.Работа над сказкой не требует предварительной подготовки и происходит поэтапно. I этап — аналитический. Ознакомление с содержанием сказки. II этап — оперативный. Дети должны научиться не только воспринимать содержание сказок по-своему, но и творчески изменять содержание событий. III этап — введение морального правила. Выбор гуманного решения, которым дети должны пользоваться в дальнейшей жизни. Принципиальное отличие сказкотерапии от других проективных методик заключается в том, что результат невозможно предусмотреть, он всегда индивидуален.Приёмы работы со сказкой 1. Анализ сказок и сказочных ситуаций. Этот приём можно применять как в форме индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, во время которой каждый ребёнок выражает своё мнение относительно той или иной сказочной ситуации. 2. Рассказывание сказок. Ребёнку или группе детей предлагают рассказать сказку от первого или третьего лица, от имени других действующих лиц, участвующих в сказке. 3. Переписывание сказок. Переписывая сказку, дописывая свой конец или добавляя необходимых персонажей, ребёнок сам выбирает вариант развития событий, наиболее соответствующий его внутреннему состоянию. 4. Постановка сказок с помощью кукол. Работая с куклой, ребёнок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. 5. Составление сказок. Ребёнок может составлять сказку, самостоятельно выбирая тему, или продолжать её по заданной первой фразе.Занятия для детей представлены в Приложении.Рекомендации родителямСтарайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребенка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент. Ни в коем случае не заставляйте ребенка сидеть и слушать, ведь малыши очень неусидчивы, поэтому можно добиться обратной реакции. Желательно, чтобы ребенок сидел с Вами и рассматривал картинки в тексте, показывал, что он там видит. Выбирая сказку для чтения ребенку, старайтесь, чтобы текст соответствовал его словарному запасу, иначе он не захочет ее слушать и может вообще решить, что чтение – малоинтересное занятие. Не торопитесь, читайте выразительно, отчетливо, чтобы ребенок хорошо слышал слова и фразы. Старайтесь обсудить с ребенком прочитанное (и в этом, конечно, тоже помогут иллюстрации!), чтобы он лучше понял текст, прочувствовал описываемые события. Это способствует не только речевому, но и эмоциональному развитию ребенка, побуждая его к рассуждению, сопереживанию. Попробуйте вместе с ребенком «изобразить» персонажей - это может стать хорошей основой для сюжетно-ролевых игр. Не забывайте хвалить ребенка за ответы, помните: поощрение – мощная мотивация.Если ребенок сам выбрал какую-либо сказку и попросил Вас почитать, старайтесь никогда не отказывать ребенку. Даже если у вас совсем мало времени, прочитайте ему всего несколько страниц и пообещайте продолжить позже. Заметьте, что даже у самых маленьких детей могут формироваться свои предпочтения: какую-то сказку ему захочется слушать много раз, а другая не понравится сразу. Уважайте вкусы ребенка, учитывайте его мнение. То же касается и объема текста, который дети способны освоить – всё зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его состояния здоровья, эмоциональной и физической утомляемости. Увеличивайте объем постепенно и откладывайте чтение, как только он начинает отвлекаться. Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать ее. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки нарисованные и вырезанные, тени на стене. Во время работы со сказкой можно включать дидактические игры. Например, «Новые сказки» Основными задачами данной игры является развитие творческого воображения, фантазии связной речи. Возьмите хорошо знакомую сказку. Вспомните последовательность событий в ней, уточните, где происходит действие, какие герои встречаются. И вдруг в сказке что-то стало по-другому: изменилось место действия или появился новый герой. Например, в сказке «Репка» изменим место действия и отправим всех героев на стадион или в кино. А что произойдет, если там появится еще и злой волшебник или бабочка. Вариантов множество.Читая или рассказывая ребенку сказку необходимо показать, как она Вам интересна и доставляет удовольствие. Используйте жесты, мимику, эмоции, тогда Ваше чтение будет эмоционально окрашено и еще больше привлечет интерес ребенка. Как только Вы заметите снижения интереса у ребенка предложите отложить чтение до следующего раза, попросив ребенка запомнить на каком моменте Вы остановились. Постарайтесь после прочтения сказки нарисовать понравившейся персонаж или сюжет. Если Вы читаете книгу на ночь, помните, что у рассказа должен быть счастливый конец иначе ребенок может не спокойно спать. Сказка помогает формировать у ребенка основы нравственности, морали, по законам которой ему предстоит жить, помогает в формировании у ребенка музыкального слуха, любви к природе, к родной земле, способствует развитию речи, мышления, фантазии, креативности. Не забывайте читать детям сказки, откройте для них этот удивительный, волшебный, сказочный мир.Выводы по главе 21. Результаты диагностики показали, что воображение у дошкольников развито на среднем уровне. При преобразовании нереального в реальноедети используют формальное устранение несоответствия. Дети еще плохо видят целое раньше частей и дают ответы описательного типа, перечисляют детали рисунка. Надситуативно-преобразовательные творческие решения дети производят, в основном, с элементом простейшего символизма. Детское экспериментирование развито на среднем уровне. В среднем, дети придумывают два предмета. 2. У дошкольников средне выраженные способности создавать оригинальные образы. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.3. У дошкольников средний уровень развития воображенияна словесном материале. В среднем, дети формулируют замысел после сочинения, часто нарушают, меняют замысел. Содержание сказок не оригинальное, дети пересказывают знакомую сказку, персонажи и их действия в основном стереотипны, однообразны, в структуре сказки выделяются отдельные компоненты, при описании персонажей и мест действия называются отдельные характеристики.4. На основании данных проведенной диагностики уровня развития воображения детей на изобразительном, практическом и словесном материале, их способности создавать оригинальные образы, были разработаны рекомендации педагогам и психологам. Показаны приёмы работы со сказкой: анализ сказок и сказочных ситуаций, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, составление сказок. Приведены примеры занятий с детьми на основе сказкотерапии. Также были разработаны рекомендации родителям.2.4. Анализ результатов исследованияРезультаты комплекса методик В. Синельникова, В. Кудрявцева, проведенных с дошкольниками на контрольном этапе исследования, представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты диагностики уровня развития воображения покомплексу методик В. Синельникова, В. Кудрявцева на контрольном этапе исследования№Исп.полвозрастСолнце в комнатеСкладная картинкаКак спасти зайкуДощечкаОбщий балл1.А.Меланаж5,631133202.Б. Лизаж5,931324223.Б. Сашам5,741233224.Г. Ладаж6,23724165.Д. Ульянаж5,82822146.Ж. Викаж63823167.З. Варяж5,641135238.К. Кириллм6,12725169.К. Колям5,8310231810.К. Софьяж5,738341811.М. Вадимм5,426231312.М. Дашаж5,927231413.М. Пашам5,8411342214.О. Игорьм6,127221315.П. Максимм5,6413342416.П. Полинаж6,226341517.Р. Викаж5,838231618.С. Артемм627231419.Т. Аринаж6,139231720.Ч. Женям6372214Хср.2,98,82,43,417,4σ0,752,280,490,883,59По результатам диагностики можно сказать, что воображение у дошкольников развито на уровне выше среднего. При преобразовании нереального в реальноедети используют содержательное устранение несоответствия. Дети еще достаточно хорошо видят целое раньше частей и дают ответы описательного и комбинирующего типа. Надситуативно-преобразовательные творческие решения дети производят, в основном, как с элементом простейшего символизма, так и в преобразовательном. Детское экспериментирование развито на среднем уровне. В среднем, дети придумывают три предмета. Соотношение детей с разным уровнем развития воображения отражено на рисунке 4.Рис. 4. Соотношение детей с разным уровнем развития воображения на контрольном этапе исследования.По представленным данным видно, что у 8-х детей (40%) диагностируется воображение высокого уровня. Они умеют отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации, дают ответы комбинирующего типа, сохраняя целостность изображения при сгибании рисунка, имеют надситуативный подход к задаче, выраженные способности к экспериментированию с преобразующимися объектами. У остальных детей (60%) уровень развития воображения средний. При преобразовании нереального в реальноетакие дети используют формальное устранение несоответствия, они дают ответы описательного типа, перечисляют детали рисунка. Надситуативно-преобразовательные творческие решения производят с элементом простейшего символизма, экспериментирование развито на среднем уровне.Детей с низким уровнем развития воображения нет.Результаты по методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченкона контрольном этапе исследования представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты диагностики по методике «Дорисовывание фигур»на контрольном этапе исследования№Исп.полвозрастБалл№Исп.полвозрастБалл1.А.Меланаж5,6311.М. Вадимм5,422.Б. Лизаж5,9312.М. Дашаж5,923.Б. Сашам5,7213.М. Пашам5,834.Г. Ладаж6,2214.О. Игорьм6,135.Д. Ульянаж5,8215.П. Максимм5,636.Ж. Викаж6316.П. Полинаж6,227.З. Варяж5,6317.Р. Викаж5,838.К. Кириллм6,1218.С. Артемм629.К. Колям5,8219.Т. Аринаж6,1310.К. Софьяж5,7320.Ч. Женям62Х среднее2,5Станд. откл., σ0,51По результатам диагностики можно сказать, что у дошкольников способности создавать оригинальные образы выше среднего уровня. Дети дорисовывают большинство фигурок, дают схематичные, иногда детализированные, иногда оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы).Соотношение детей с разным уровнем развития воображениякак способности создавать оригинальные образы отражено на рисунке 5.По представленным данным видно, что у 50% детей средний уровень развития способности создавать оригинальные образы. Эти дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.У 50% детей диагностируются высоко развитые способности создавать оригинальные образы. Эти дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычноцентральным элементом рисунка.Рис. 5. Соотношение детей с разным уровнем развития воображениякак способности создавать оригинальные образы на контрольном этапе исследования.Результаты по методике «Сочинение сказки» (О. М. Дьяченко)на контрольном этапе исследования представлены в таблице 6.Таблица 3Результаты по методике «Сочинение сказки» на контрольном этапе исследования№Исп.Наличие замыслаУстойчивость замыслаПринятие задачиРазнообразиеСтруктурная организованностьДетализированностьОбщий балл1.А.Мелана222223132.Б. Лиза323233163.Б. Саша322222134.Г. Лада232112115.Д. Ульяна122221106.Ж. Вика332122137.З. Варя323232158.К. Кирилл213221119.К. Коля3221231310.К. Софья3322321511.М. Вадим3322221412.М. Даша2212131113.М. Паша3322331614.О. Игорь2121231115.П. Максим3232331616.П. Полина3222231417.Р. Вика2221211018.С. Артем3222221319.Т. Арина2232231420.Ч. Женя32112211Хср.2,552,152,151,72,152,313σ0,600,590,590,470,590,732,00Результаты диагностики показали, что у дошкольников уровень развития воображенияна словесном материале выше среднего. В среднем, дети формулируют замысел до или после сочинения, иногда нарушают, меняют замысел. Содержание сказок не оригинальное, дети пересказывают знакомую сказку, персонажи и их действия в основном оригинальны, разнообразны, в структуре сказки выделяются отдельные компоненты, при описании персонажей и мест действия называются отдельные характеристики.Соотношение детей с разным уровнем развития воображения на словесном материале отражено на рисунке 6.По представленным данным видно, что у 8-х детей (40%) диагностируется уровень воображения на высоком уровне. Сочиненные сказки таких отличаются оригинальностью, разнообразием, детальным описанием сюжета, персонажей. Такие дети формулируют замысел до начала сочинения и следуют ему, в основном в их сказках присутствуетзачин, кульминация и развязка.У остальных детей (60%) уровень развития воображения на словесном материале средний.Эти дети формулируют замысел после сочинения или в процессе сочинения, часто нарушают, меняют замысел. Содержание их сказок не оригинальное, часто дети пересказывают знакомую сказку, привнося что-то новое, персонажи и их действия в основном стереотипны, однообразны, в структуре сказки выделяются отдельные компоненты, при описании персонажей и мест действия называются отдельные характеристики.Рис. 6. Соотношение детей с разным уровнем развития воображения на словесном материале на контрольном этапе исследования.Для выявления значимости динамики развития воображения у дошкольников от констатирующего этапа в контрольному был проведен сравнительный статистический анализ результатов с помощью t-критерия Стьюдента. Результаты представлены в таблице 7.Таблица 7Результаты сравнительного статистического анализаПарные разностиtЗначимостьСреднееСтд. отклонениеСтд. ошибка среднего95% доверительный интервал разности среднихНижняя границаВерхняя границаСолнце в комнате-0,550,510,11-0,79-0,31-4,82,000Складная картинка-1,351,090,24-1,86-0,84-5,54,000Как спасти зайку-0,650,490,11-0,88-0,42-5,94,000Дощечка-1,10,790,18-1,47-0,73-6,24,000Общий балл-3,651,980,44-4,58-2,72-8,24,000Дорисовывание-0,550,600,14-0,83-0,27-4,07,001Наличие замысла-0,350,490,11-0,58-0,12-3,20,005Устойчивость замысла-0,450,600,14-0,73-0,17-3,33,004Принятие задачи-0,30,470,11-0,52-0,08-2,85,010Разнообразие-0,350,490,11-0,58-0,12-3,20,005Структурная организованность-0,350,490,11-0,58-0,12-3,20,005Детализированность-0,30,470,11-0,52-0,08-2,85,010Общий балл-2,11,480,33-2,79-1,41-6,33,000Как видно из таблицы по всем методикам отмечается значимая положительная динамика в ответах. У детей после проведения занятий со сказкотерапией значительно улучшились способности к преобразованию "нереального" в "реальное", сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование, способности к экспериментированию, способности создавать оригинальные образы. У них значительно повысился уровень развития воображения на словесном материале.Таким образом, использование сказкотерапии является эффективным средством развития воображения у дошкольников.ЗаключениеЦелью данного исследования являлось изучение особенностей развития воображения дошкольников посредством сказкотерапии. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования было подчеркнуто, что воображение понимается как психический процесс, который преображает данное и порождает на этой основе новые образы, позволяет представлять результат труда до его начала. Воображение работает на том этапе познания, когда неопределенность ситуации весьма велика.Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и моделирования элементов опыта, схематизации и детализации образов. Так как для развития воображения дошкольный возраст является сензитивным периодом, то именно в тогда необходимо активно развивать воображение, которое будет служить фактором развития мышления (интеллекта и речи).Сказка оказывает всесторонне влияние на психическое развитие ребенка дошкольника. Сказки позволяют ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя различные роли, оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей.Сказкотерапия использует метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Находясь в сказочном пространстве, человек может выйти за рамки своего обычного восприятия и обнаружить пути решения своих проблем.В качестве материалов используются различные сказки: развивающие и обучающие, народные художественные, диагностические, психологические, психокоррекционные, медитативные сказки.Результаты эмпирического исследования показали, что воображение у дошкольников развито на среднем уровне. При преобразовании нереального в реальноедети используют формальное устранение несоответствия. Дети еще плохо видят целое раньше частей и дают ответы описательного типа, перечисляют детали рисунка. Надситуативно-преобразовательные творческие решения дети производят, в основном, с элементом простейшего символизма. Детское экспериментирование развито на среднем уровне. В среднем, дети придумывают два предмета. У детей средне выраженные способности создавать оригинальные образы. Дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы. У дошкольников средний уровень развития воображенияна словесном материале. В среднем, дети формулируют замысел после сочинения, часто нарушают, меняют замысел. Содержание сказок не оригинальное, дети пересказывают знакомую сказку, персонажи и их действия в основном стереотипны, однообразны, в структуре сказки выделяются отдельные компоненты, при описании персонажей и мест действия называются отдельные характеристики.На основании данных проведенной диагностики уровня развития воображения детей на изобразительном, практическом и словесном материале, их способности создавать оригинальные образы, были разработаны рекомендации педагогам и психологам. Показаны приёмы работы со сказкой: анализ сказок и сказочных ситуаций, рассказывание сказок, переписывание сказок, постановка сказок с помощью кукол, составление сказок. Приведены примеры занятий с детьми на основе сказкотерапии. Были разработаны занятия для детей, также были разработаны рекомендации родителям.После проведения занятий была проведена повторная диагностика уровня развития воображения у детей.статистический сравнительный анализ показал, что по всем методикам у детей отмечается значимая положительная динамика в ответах. У детей после проведения занятий со сказкотерапией значительно улучшились способности к преобразованию "нереального" в "реальное", сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения, способности превращения задачи на выбор в задачу на преобразование, способности к экспериментированию, способности создавать оригинальные образы. У них значительно повысился уровень развития воображения на словесном материале.Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: использование сказкотерапии является эффективным средством развития воображения у дошкольников.Результаты данного исследования могут быть использованы в развивающей и коррекционной работе с дошкольниками, а также быть основой для дальнейших исследований.Список литературыБожович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352с.Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 416 с.Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.Венгер, Л.А. Психология: учеб.пособие для уч-ся пед. уч-щ. / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. – 335 с.Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Сфера, 2008. – 125 с.Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. – СПб.: Речь, 2006. - 263 с.ЖатсельА. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир – Пресс, 2006. – 140 с.Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.Захарова А.В. Генезис самооценки. //Дисс... докт. психол. наук. – М., 1989. – 412 с.Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. – 220 с.Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2003.-192с.Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.КрутецкийВ.А. Психология: Учебник для пед. уч-щ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995. – № 9 – с. 52-59, № 10 – с. 62-69.Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников – СПб., 2003. – 110 с.Маклаков, Г.А. Общая психология: Учебник для вузов / Г.А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Марцинковская Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с.Никандров, В В. Психология: учебник / В.В. Никандров. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 сНиколаева, Е.И. Психология детского творчества /Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2006. – 220 с.Николаенко Н.Н. Психология творчества. Серия: Современный учебник.-СПб.: Речь — 2007. — 288 стр.Обухова, Л.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.С. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ. 2007. – 406 с.Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000. – 512 с.Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / [Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др.] / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб., 2003. – 368 с.Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб.заведений / ред.-сост. Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 380 с.Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы: материалы XV Всероссийской научно-практической конференции педагогов, психологов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 303с.Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб.пособие для студ. пед. вузов/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012. — 368 с.Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Широкова Г.А. – Ростов – на – Дону, 2003. – 256с.Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с.Приложение

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: Институт практической психологии, 1995. – 352с.
2. Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.
4. Венгер, Л.А. Психология: учеб. пособие для уч-ся пед. уч-щ. / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. – 335 с.
5. Ветлугина Н. А. О теории и практике художественного творчества детей.// Дошкольное воспитание. - 2005. - №5.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1997. – 220 с.
7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М.: Сфера, 2008. – 125 с.
8. Ефимкина Р.П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография. – СПб.: Речь, 2006. - 263 с.
9. Жатсель А. Воображение / А. Жатсель. – М.: Фаир – Пресс, 2006. – 140 с.
10. Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником // Психология дошкольника. Хрестоматия/ Сост. Г.А. Урунтаева - М.: изд. «Педагогика», 1998.- 138 с.
11. Захарова А.В. Генезис самооценки. //Дисс... докт. психол. наук. – М., 1989. – 412 с.
12. Зинкевич - Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. – 220 с.
13. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
14. Иванова Н. И. Воображение и творчество детей. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №10.
15. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты за-нятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2003.-192с.
16. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006. – 160 с.
17. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для пед. уч-щ / В.А. Крутецкий. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1980. – 352 с.
18. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. – 1995. – № 9 – с. 52-59, № 10 – с. 62-69.
19. Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников – СПб., 2003. – 110 с.
20. Маклаков, Г.А. Общая психология: Учебник для вузов / Г.А. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
21. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / Марцинков-ская Т.Д. – М.: Гардарики, 2001. – 255с.
22. Наговицын А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. - М.: Генезис, 2011. - 336 с.
23. Никандров, В В. Психология: учебник / В.В. Никандров. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 912 с
24. Николаева, Е.И. Психология детского творчества /Е.И. Николаева. СПб.: Речь, 2006. – 220 с.
25. Николаенко Н.Н. Психология творчества. Серия: Современный учеб-ник.-СПб.: Речь — 2007. — 288 стр.
26. Обухова, Л.С. Возрастная психология: Учебник для вузов / Л.С. Обухова. – М.: Высшее образование; МГППУ. 2007. – 406 с.
27. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000. – 512 с.
28. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / [Е.З. Басина, Л.В. Берцфаи, Е.А. Бугрименко и др.] / Под ред. Д.Б. Эльконина и А.Л. Венгера. – М.: Педагогика, 1998. – 135 с.
29. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
30. Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. – СПб.: Питер, 2004. – 160 с.
31. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. – СПб.: Речь, 2007. – 296 с.
32. Прусакова О.А., Сергиенко Е.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопр. психол.. 2006. - № 4. - С. 24 – 35.
33. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб., 2003. – 368 с.
34. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений / ред.-сост. Т.Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001. – 380 с.
35. Развитие способностей ребенка: теория, практика, перспективы: мате-риалы XV Всероссийской научно-практической конференции педаго-гов, психологов / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 303с.
36. Речицкая Е.Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха: Учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Е.Г. Речицкая, Е.А. Сошина. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с.
37. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2007. – 350с.
38. Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
39. Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе. — М.: Генезис, 2012. — 368 с.
40. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. — Ярославль, 1996.
41. Телегин М.В. Теория и практика диалогического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: МГППУ, 2006.
42. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.
43. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – СПб.: Питер, 2013. – 384с.
44. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Широкова Г.А. – Ростов – на – Дону, 2003. – 256с.
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. Учебное пособие для студентов: Сост. Эльконин Д.Б. – М., 2008. – 384 с

Вопрос-ответ:

Какие психологические особенности личности дошкольников описываются в третьей главе?

В третьей главе описываются психологические особенности личности дошкольников, такие как их эмоциональная лабильность, низкий уровень самоконтроля, склонность к иррациональному мышлению, высокая плотность и насыщенность эмоциональных состояний.

Какие психологические особенности развития творческого воображения дошкольников описываются в третьей главе?

В третьей главе описываются такие психологические особенности развития творческого воображения дошкольников, как представления о предметах и их свойствах, способность к синтезу и анализу, владение пространственно-временными понятиями, представления об абстрактных понятиях и метафорическом мышлении.

Какую роль выполняет сказка в психическом развитии ребенка дошкольника, согласно третьей главе?

Согласно третьей главе, сказка выполняет значительную роль в психическом развитии ребенка дошкольника. Она способствует развитию фантазии, воображения, эмоционального мира, формированию социальных навыков, пониманию моральных ценностей, развитию речи и логическому мышлению.

В каком разделе эмпирического исследования рассматривается организация сказкотерапии для дошкольников?

Организация сказкотерапии для дошкольников рассматривается в разделе II главы II эмпирического исследования. В этом разделе приводятся методы, применяемые в сказкотерапии, а также описывается опыт проведения сеансов сказкотерапии с дошкольниками.

Какие особенности психологического развития дошкольников обнаружились в результате эмпирического исследования?

Результаты эмпирического исследования показали, что сказкотерапия способствует развитию психологических особенностей дошкольников, таких как улучшение воображения, эмоционального состояния, социальных навыков и речи, а также повышение самооценки и саморегуляции.

Какие есть особенности развития воображения дошкольников?

Основные особенности развития воображения дошкольников заключаются в том, что они активно используют воображение для создания своих миров и ролевых игр. В этом возрасте дети еще не имеют явного различия между реальным и вымышленным, поэтому их воображение может быть очень богатым и фантастическим. Также стоит отметить, что воображение у детей развивается преимущественно через игру и творческую деятельность.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - это метод психологической помощи, в котором используются сказки для лечения и развития психических функций у человека. Этот метод основан на предположении о том, что сказки могут активировать воображение и саморегуляцию пациента, помогая ему улучшить свое состояние и справиться с проблемами.

Какая роль сказки в психическом развитии дошкольников?

Сказки играют важную роль в психическом развитии дошкольников. Они помогают развить у детей воображение, логическое мышление, эмпатию и социальные навыки. Сказки также способствуют формированию моральных ценностей и этических принципов у детей. Через сказки дошкольники могут выражать свои эмоции, осознавать себя и раскрывать свой творческий потенциал.

Какие психологические особенности развития творческого воображения у дошкольников?

Развитие творческого воображения у дошкольников имеет свои особенности. В этом возрасте дети могут создавать и описывать свои собственные миры и истории, они могут с легкостью переключаться от одной роли к другой. Творческое воображение у детей также связано с зрительным и пространственным мышлением, они могут визуализировать свои идеи и представлять их в конкретной форме.