16426 Судовая электрическая станция
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 09.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Расчет судовой электростанции 5
1.1. Расчет мощности электростанции 5
1.2. Расчет мощности и выбор трансформаторов 12
1.3. Выбор источников электроэнергии судовой электростанции 15
1.4. Расчет мощности и выбор аварийного генератора 17
1.5 Выбор аккумуляторных батарей 18
2. Выбор электрооборудования 20
2.1 Выбор схемы электроснабжения судна 20
2.2 Разработка схемы распределения электроэнергии 23
2.3 Выбор шин главного распределительного щита 25
2.4 Выбор кабелей 25
2.5. Выбор коммутационных аппаратов 30
2.6. Выбор измерительных приборов 35
3. Проверка оборудования электроэнергетической системы на работоспособность в условиях короткого замыкания 37
3.1. Расчет токов короткого замыкания 37
3.2. Проверка выбранного электрооборудования 41
3.3. Проверка шин главного распределительного щита 41
4. Определение изменения напряжения при пуск двигателя 42
5. Выбор средств автоматизации электростанции 44
6. Конструктивная разработка главного распределительного щита электростанции 45
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Также длясинхронизации генераторов установим синхроноскоп. Для контролясопротивления изоляции для сетей 220 и 380 В установим мегомметры. Дляответственных приемников с током более 20 А установим амперметры.Для генераторной панели:амперметр (щитовой аналоговый)EQ96-K − амперметр переменного тока.Система измерения − электромагнитная с подвижным сердечником. Класс точности 1.5. Габаритные размеры 96 × 96 мм. Диапазон измерений – 0 − 600 А (используя измерительный трансформатортока). Частота тока 45 − 60 Гц. Потребляемая мощность − 0,5 ВА. Отклонение стрелки прибора – 0 − 90°.Вольтметр (щитовой аналоговый)EQ96-X переменного напряжения. Система измерения − электромагнитная с подвижным сердечником. Класс точности − 1.5. Габаритные размеры 96 × 96 мм. Диапазон измерений –40 − 800 B. Частота тока – 40 − 60 Гц. Потребляемая мощность − 0,5 ВА. Отклонение стрелки прибора – 0 − 90°.Ваттметр (щитовой)WQ96-X − ваттметр переменного тока. Система измерения − магнитоэлектрический прибор с встроенным активным или реактивным преобразователем, помещенными в стандартный корпус. Класс точности − 1.5. Габаритные размеры – 96 × 96 мм. Диапазон измерений тока −непосредственно или через трансформатортока 1A или 5A. Диапазон измерений напряжения – 100 − 480 В. Частота тока – 45 − 65 Гц. Отклонение стрелки прибора – 0 − 90°.Частотомер (щитовой аналоговый) FQ96-X. Стрелочный частотомер, состоящий из магнитоэлектрического приборас встроенной электроникой. Класс точности − 0.5. Габаритные размеры – 96 × 96 мм. Диапазон измерений напряжения – 100 − 440 В. Частота тока – 45 − 55 Гц. Отклонение стрелки прибора – 0 − 90°.Синхроноскоп (прецизионный светодиодный)RSQ3. Точность 2 электрических градуса. Разрешение10 электрических градусов. Максимальнаяразность по частоте − без ограничения. Частотный диапазон 40 − 70 Гц. Входное напряжение – 380 – 415В.Щитовой мегомметрAAL111. Габаритные размеры 96 ×96 × 85,5 мм. Напряжение сети до 440В. Диапазон измерений 0 – 10мОм. Отклонение стрелки прибора 0 − 90°. Амперметры для ответственных приёмников с током более 20 А.Выбор трансформаторов тока для генераторов (475,3 А)ASK 231.5. Номинальное напряжение 600В. Частота 50 Гц. Номинальный первичный ток 750 А. Номинальный вторичный ток 5 А. Класс точности 0.5. Номинальная вторичная мощность 5 ВА. Размер шины 30 × 10мм.Условия выбора ИТГ:(1,2 ÷ 1,5)Iраб = 1,3∙475,3 = 617,89А ≤ I1ном = 750 А;Uраб = 380 В ≤ Uном = 600 В; Р2 ≤ Р2ном,гдеIраб − рабочий ток в цепи; Uраб − рабочее напряжение в цепи; Р2– мощностьнагрузки вторичной цепи. Нагрузка трансформатора тока:гдеRконт = 0,1 Ом − сопротивление контактов; сопротивление проводов:где l − длина проводов в один конец, k = 2 − коэффициент при установке трансформатора в каждую из трех фаз,S− сечение провода, удельное сопротивление меди:где Т=50 °С – температураокружающей среды.3. Проверка оборудования электроэнергетической системы на работоспособность в условиях короткого замыкания3.1. Расчет токов короткого замыканияВэлектросистемахтрехфазногопеременноготокавозможныодно-, двух- итрехфазныекороткиезамыкания. ОднофазныеидвухфазныеКЗотносятсякнесимметричным, трехфазные—ксимметричнымрежимамработысистем. КаждомуизэтихрежимовсоответствуютопределенныетокиКЗ. ВсистемахпостоянноготокарассматриваюттолькодвухфазныеКЗ. ТрехфазныеСЭЭСподразделяютнасистемысзаземленнойисизолированнойнейтралью. Однофазныезамыканиявтакихсистемах (накорпуссудна) связаныснезначительнымитокамиКЗ, таккакониограничиваютсябольшимисопротивлениямиизоляциидвухдругихфазотносительнокорпусасудна. Замыканияприэтомбыстрообнаруживаютсяиустраняютсяобслуживающимперсоналомвцеляхпредотвращениядвухфазногозамыканиянакорпуссудна. ДвухфазныеКЗмеждудвумяфазамисистемы (чащевсеговкоробкахвыводов, назажимахподключениякабелейилиповрежденииизоляциикабелей) обычносопровождаютсяэлектрическойдугойипереходятвтрехфазные. ПоэтомудляСЭЭСрассчитываюттрехфазноеКЗ. ПроектированиелюбойСЭЭСдолжносопровождатьсярасчетамитоковКЗ.Проверим электрооборудование проектируемой СЭС наработоспособность в условиях короткого замыкания. Расчет будет вестись для трёхфазного металлического замыкание как наиболеетяжёлое.Для этого, используя схему распределения энергии, составимоднолинейную принципиальную схему и выберем точки короткого замыкания.Для проверки автоматического выключателя генератора точку короткогозамыкания выберем на кабеле генератора. Для проверки шин точку короткогозамыкания выберем на шинах ГРЩ.Рисунок 3.1 – Однолинейная принципиальная схема ГРЩ.На основании однолинейной принципиальной схемы составим схемузамещения (рис. 3.2), которая получится путём замены элементов схемы ихиндуктивными и активными сопротивлениями.Асинхронную нагрузку судовой электростанции на схеме замещенияпокажем в виде эквивалентного двигателя М, подключённого к шинам ГРЩ.Мощность эквивалентного двигателяSм = (0,7 – 1)∙ΣSg,где ΣSg− суммарная мощность параллельно работающихгенераторов.Сопротивление эквивалентного двигателя в относительных единицахопределяется по формулеZд = Rд* + jХд = 0,08 + j0,16.Сопротивления в схеме замещения выразим в относительных единицах.В качестве базисных величин выберем: базисную мощностьSб = ΣSgном, кВт, где суммарная полная мощность всех генераторов, которыемогут питать точку КЗ. Базисноеноминальное линейное напряжение генераторовUб=Ug В.Составляем схему замещения и нумеруем точки КЗ в соответствии с расчетной схемой.Вычисляем сопротивления элементов и наносим на схему замещения.Рисунок 3.2 – Схема замещения для расчета токов КЗЛиния от генератора: КНР (1х240мм²)Для автоматов:1SF: Для кабельных линий:КЛ1: Для ступеней распределения: Упрощаем схему замещения, вычисляем эквивалентные сопротивления на участках между точками КЗ и наносим их на схему:Вычисляем сопротивления до каждой точки КЗ и заносим в таблицу 3.1:Определяем коэффициенты КУ и q: - ударные коэффициенты; - коэффициент действующего значения ударного тока.Определяем 3 фазные и 2 фазные токи КЗ и заносим в «Ведомость»:- действующие значения ударного тока:Таблица 3.1 – Сводная ведомость токов КЗТочка КЗК1151,422,38153,0456,7641,014,016,23К2198,727,51200,597,221,012,113,151К322632,64228,346,9241,011,4462,033.2. Проверка выбранного электрооборудованияАвтоматический выключатель генератора А3795Бр:Iу. доп. = 100 кА, Iy = 6,23 кА, Iу. доп.> Iy,следовательно выбранный аппарат удовлетворяет проверке.3.3. Проверка шин главного распределительного щитаСборные шины ГРЩ должны быть проверены на динамическуюстойкость при КЗ по условию:δрасч ≤ δдоп,где δрасч − расчетное максимальное напряжение в материале шин,определяемое исходя из полученного значения тока короткого замыкания; δдоп= 140∙106 Н/м2 − допустимое напряжение для медных шин.Расчетное максимальное напряжение меньше допустимого.4. Определение изменения напряжения при пуск двигателяОтличительной особенностью СЭЭС является наличие в них асинхронных короткозамкнутых двигателей, мощность которых соизмерима с мощностью генераторов.Отсутствие коллектора у асинхронных короткозамкнутых электродвигателей дает возможность запускать их без пусковых реостатов, применяя простейшие схемы пуска. Однако пусковой ток в процессе разгона таких двигателей в 5-7 раз больше номинального и является в основном индуктивным (с коэффициентом мощности, равным 0,4—0,5). Если мощность электродвигателя составляет, например, 30 % мощности синхронного генератора, то в момент пуска ток двигателя по отношению к номинальному току генератора будет составлять 150-200%. При набросе подобных индуктивных токов синхронные генераторы сильно размагничиваются (под действием магнитного потока реакции якоря) и на некоторое время снижаютнапряжение, что принято называть провалом напряжения. Согласно Правилам Регистра РФ, провалы напряжения в СЭЭС не должны превышать 25-30% номинального. Напряжение в начальный момент после включения нагрузки и установившиеся напряжение:,где и – ЭДС установившегося и переходного режима, можно считать, что ;– индуктивные сопротивления обмоток статора генератора в различных режимах; – индуктивное сопротивление двигателя.Тип генератора ГМС 13-41-12 – 320 кВт. Параметры электродвигателя: Постоянная времени обмотки возбуждения генератора Время достижения минимального значения напряжения:Значение минимального напряжения:Максимальный провал напряжения:Изменение напряжения на шинах ГРЩ превышает 15 %, поэтому будемиспользовать схему пуска ЭД подруливающего устройства с ограничениемпускового тока.5. Выбор средств автоматизации электростанцииДля автоматизации СЭС выберем систему фирмы DEIF PPM-3.Система управления электростанцией PPM-3 представляет собой микропроцессорные контроллеры, содержащие необходимый набор функций необходимый для управления судовыми электростанциями. Система обеспечивает функции управления, контроля и защиты основных дизель-генераторов. Система производит измерение всех необходимых параметров электростанции с отображением на ЖК дисплее.Рисунок 5.1 –Блок автоматики PPM-3.РРМ-3 обеспечит: − контроль и управление генераторными агрегатами, обеспечениеодиночной или параллельной работы агрегатов; − синхронизацию работы ГА, распределение активной нагрузки, пуск иостановку резервных ГА при изменении нагрузки электростанции; − предварительный выбор очередности автоматического пуска ГА и ихподключение к шинам; − управление частотой вращения ГА; − обеспечение параллельной работы генераторов; − защиту генератора, самоконтроль системы управления; − при отказе одного из работающих ГА автоматическое отключение групп неответственных приёмников.6. Конструктивная разработка главного распределительного щита электростанцииСтруктураГРШсудовыхэлектростанцийвобщемслучаедолжнаобеспечивать: параллельнуюираздельнуюработугенераторов, установленныхнаэлектростанции; приемэлектроэнергииотбереговойэлектросистемы; передачуэлектроэнергиикГРЩдругихэлектростанций, передачуэлектроэнергиикприемникамилиРЩ, подключеннымкГРЩ; возможностьвыполненияпрофилактическихосмотровиремонтовприотсутствиинапряжениянарабочихместах.ГРЩобычносостоитизотдельныхчастей, которыепринятоназыватьсекциями. Пофункциональнымпризнакамсекцииподразделяютнагенераторные, распределительные, управленияипитаниясберега.Генераторные секции предназначеныдляконтроля, защитыиуправленияработойодногогенератора, атакжепередачиэлектроэнергииотгенераторанасборныешиныГРЩ.Распределительные секции предназначеныдляконтроля, защитыиуправленияпередачей (распределением) электроэнергииотшинГРЩкприемникамилиРЩ.При конструктивной разработке ГРЩ исходными данными является схема распределения электроэнергии, выбранное оборудование ГРЩ и распределение фидеров по секциям сборных шин ГРЩ. На стадии конструктивной разработки уточняется количество панелей ГРЩ с учетом габаритных размеров коммутационных аппаратов.Для каждого генератора в составе ГРЩ выделяют отдельную панель.В цепях, где ставят пакетные выключатели и предохранители, последние должны стоять между выключателем и шинами.Распределительное устройство для потребителей 220 В переменного тока конструктивно объединяется с ГРЩ.При размещении на панелях ГРЩ оборудования следует руководствоваться требованиями Правил РМРС [1].В состав ГРЩ включаем следующие панели:− генераторные панели (ГП1–ГП4), для каждого генератора отдельнаяпанель, всего 4 панели;− распределительные панель потребителей 380В (РП1 − РП2 380В); − распределительная панель потребителей 220В (РП3 220В).Рисунок6.1 –Схема главного распределительного щита.На генераторной панели установлены: − амперметр с переключателем для контроля тока в 3 фазах; − вольтметр с переключателем для измерения напряжения между фазамигенератора; − автоматический выключатель генератора; − частотомер; − ваттметр.На ГП1 устанавливаем синхроноскоп для выполнения ручной точнойсинхронизации генераторов при включении на параллельную работу.На распределительных панелях (РП1– РП2) устанавливаем мегомметр − прибор контроля состояния изоляции электросистемы.Исполнение ГРЩ − защищенное.На высоте 1000 мм устанавливаем горизонтальные деревянные поручни.Над каждой генераторной панелью устанавливаем светильник, получающийпитание от генератора перед главным выключателем. Измерительные приборырасполагаем на высоте 1500 − 1850 мм. ГРЩ в сборе монтируется наамортизационную раму.ЗаключениеВ курсовом проекте произведен расчет судовой системы электроснабжения грузового танкера водоизмещением 40000 тонн. Для выполнения поставленной задачи, в процессе проектирования объекта исходя из требуемой степени надежности электроснабжения потребителей электроэнергии, выбран вариант схемы электроснабжения, разработана схема распределительной сети электроснабжения.В курсовом проекте рассмотрен вариант определения силовой электрической нагрузки, выбраны тип и количество генераторов, устанавливаемых на судне, выбраны аппараты защиты, компенсирующая установка, провода и кабели, используемые для качественного энергообеспечения электроприемников.Приведены организационно технические мероприятия по охране труда при проведении работ в электроустановках до 1 кВ. Список использованной литературыПруссаков, А.В.Судовые автоматизированные электроэнергетические системы: метод, указания к курсовому проектированию для курсантов 4-го курса электромеханического факультета. - Изд. 2-е, испр. и дои. - СПб.: Иэд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2011. - 76 с.Яковлев Г. С.Судовыеэлектроэнергетическиесистемы: Учебник. - 5-еизд., перераб. идоп. - Л. Судостроение, 2007. - 272 с., ил. Справочниксудовогоэлектротехника / Подред. Г. И. Китаенко. JL: Судостроение, 1992, 234 с.Электрическаязащитасудовогоэлектрооборудования / Е. А. Калязинидр. JL: Судостроение, 1983.Правила классификации и постройки морских судов. - СПб.: Российский морской регистр судоходства, 2010. -Т. 2. — Ч. ХЦ XV. - 505 с. Лемин Л.А., Пруссаков А.В., Григорьев А.В. Эксплуатация судовых систем электроснабжения: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2009. - 180 с.
2. Яковлев Г. С.Судовыеэлектроэнергетическиесистемы: Учебник. - 5-еизд., перераб. идоп. - Л. Судостроение, 2007. - 272 с., ил.
3. Справочниксудовогоэлектротехника / Подред. Г. И. Китаенко. JL: Судостроение, 1992, 234 с.
4. Электрическаязащитасудовогоэлектрооборудования / Е. А. Калязинидр. JL: Судостроение, 1983.
5. Правила классификации и постройки морских судов. - СПб.: Россий¬ский морской регистр судоходства, 2010. -Т. 2. — Ч. ХЦ XV. - 505 с.
6. Лемин Л.А., Пруссаков А.В., Григорьев А.В. Эксплуатация судовых систем электроснабжения: учеб. пособие. - СПб.: Изд-во ГМА им. адм. С.О. Макарова, 2009. - 180 с.
Вопрос-ответ:
Как проводится расчет мощности судовой электростанции?
Для расчета мощности судовой электростанции необходимо учитывать энергопотребление судна, его тип и размеры, а также предусмотреть запас мощности для работы различных электроустройств и систем. Расчет проводится по специальным методикам и нормативам.
Как выбираются трансформаторы для судовой электростанции?
Выбор трансформаторов для судовой электростанции осуществляется на основе расчета мощности и требуемых параметров электроэнергии. Необходимо учесть электрические характеристики судовой электрической сети, типы энергопотребляющих устройств и другие факторы.
Как выбрать источники электроэнергии для судовой электростанции?
Выбор источников электроэнергии для судовой электростанции зависит от требований к работе судна, его особенностей и энергопотребления. Могут использоваться дизель-генераторы, газотурбинные установки или другие источники энергии.
Как выбирать аккумуляторные батареи для судовой электростанции?
При выборе аккумуляторных батарей для судовой электростанции необходимо учитывать их емкость, тип, технические характеристики и надежность. Также важно оценить потребность в резервной энергии и возможность замены или дозарядки батарей в процессе работы судна.
Как выбрать схему электроснабжения судна?
Выбор схемы электроснабжения судна зависит от его размеров, назначения и требований к надежности электрооборудования. Может использоваться центральная или децентрализованная схема электроснабжения, в зависимости от потребностей.
Как осуществляется расчет судовой электростанции?
Расчет судовой электростанции осуществляется с учетом необходимой мощности и энергоемкости судна, а также требований к надежности и безопасности электроснабжения. Сначала определяется общая мощность, затем выбираются источники электроэнергии, трансформаторы, аварийный генератор и аккумуляторные батареи. Результаты расчета используются для разработки схемы электроснабжения и выбора электрооборудования.
Как происходит расчет мощности электростанции на судне?
Расчет мощности электростанции для судна производится на основе суммарной потребности в электроэнергии на борту. Учитываются энергозатраты на основные системы (навигация, механизмы, освещение и т. д.), а также на дополнительные системы и приборы. Надежность и резервирование энергоснабжения также учитываются при расчете.
Как выбираются трансформаторы для судовой электростанции?
Выбор трансформаторов для судовой электростанции зависит от нескольких факторов, включая мощность электростанции, напряжение питания и требования к надежности. Трансформатор должен обеспечивать необходимую передачу энергии, а также быть компактным и эффективным. При выборе также учитываются требования к изоляции, защите от короткого замыкания и другие технические характеристики.
Как выбираются источники электроэнергии для судовой электростанции?
Выбор источников электроэнергии для судовой электростанции зависит от требований к надежности и резервированию энергоснабжения. Источниками могут быть генераторы судовой электрической станции, аккумуляторные батареи, а также системы аварийного энергоснабжения, например, аварийные генераторы. Выбор осуществляется с учетом общей мощности, потребности в энергии и других факторов.
Как производится расчет мощности судовой электрической станции?
Для расчета мощности судовой электрической станции необходимо учесть потребности всех электроприводов и потребителей на судне. Расчет осуществляется на основе полной потребляемой мощности, учитывая различные режимы работы и запас мощности для обеспечения надежности и аварийных ситуаций.
Как выбрать трансформаторы для судовой электрической станции?
Выбор трансформаторов для судовой электрической станции производится на основе расчетной мощности и требований к номинальным напряжениям. Также учитывается номинальный ток, эффективность трансформатора и его габариты, чтобы подобрать оптимальное решение в рамках размеров судна и требуемой надежности электроснабжения.
Как выбрать аккумуляторные батареи для судовой электростанции?
Выбор аккумуляторных батарей для судовой электростанции производится на основе требуемой емкости, напряжения и длительности автономной работы. Также учитывается тип аккумулятора (гелевый, свинцово-кислотный и т.д.), его срок службы, зарядное напряжение и производительность зарядного устройства.