Взаимодействие государства и предприятий

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория организации
  • 40 40 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 12.03.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Функционирование предприятий в современной время 4
1.1. Сущность работы организации 4
1.2. Экономическая модель предприятия 6
1.3. Роль организации в экономике и обществе 10
2. Взаимодействие государства и предприятий 15
2.1. Государственная поддержка как фактор развития малого и среднего бизнеса 15
2.2.Особенности развития конкурентной политики государства в крупном бизнесе 26
2.2. Финансовое взаимодействия государства и предприятий 31
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложения 40
Фрагмент для ознакомления

Программа развития конкуренции в Российской Федерации, которая определяет основные направления и приоритеты конкурентной политики до 2012 г., утверждена Распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р. Достижение целей конкурентной политики предполагает решение задач по общему улучшению конкурентной среды за счет:- развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры; -сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров;- совершенствования антимонопольного регулирования;- реализации мер развития конкуренции в отдельных отраслях.Для выполнения Плана мероприятий, которые Программой развития конкуренции в Российской Федерациипредусмотрены, в 2010 г. были приняты следующие нормативные правовые акты:- Федеральный закон от 27.12.2009 N 374-ФЗ "О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", дополнивший ст. 32 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ч. 4.1, в соответствии с которой за принятие решения об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;- Федеральный закон от 05.04.2010 N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций".Обеспечить в пределах своей компетенции реализацию Программы развития конкуренции в Российской Федерации поручено федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.Координацию работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации Программы, в том числе при разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ развития конкуренциии федеральных органов исполнительной власти, осуществляет Минэкономразвития России.Федеральные органы исполнительной власти обязаны ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации Программы. Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, которая получена от федеральных органов исполнительной власти, в свою очередь обязано представлять в Правительство Российской Федерации ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад о ходе реализации Программы.Также Минэкономразвития России поручается на основании показателей эффективности осуществления конкурентной политики, предусмотренных Программой, проводить анализ социально-экономических последствий реализации Программы. Ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, Минэкономразвития России должно представлять соответствующий доклад в Правительство РФ.Федеральным арбитражным судам РФ поручено ежегодно, до 1 марта года, следующего заотчетным, представлять в Минэкономразвития России сведения о количестве установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства по РФ. Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции. Оно обеспечивает оперативное и непосредственное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Не допускается недобросовестная конкуренция, которая связана с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.Компетентным в области контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в Российской ФедерацииОрганом в настоящее время является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).ФАС России выполняет следующие основные функции:обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;предупреждает недобросовестную конкуренцию, монополистическую деятельность, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами;осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов, в случаях, предусмотренных федеральными законами.ФАС России осуществляет свою деятельность во взаимодействии, как с федеральными, так и с региональными органами исполнительной власти, органами государственной власти соответствующих субъектов РФ, общественными объединениями, органами местного самоуправления, и иными организациями.Так, например, в процессе выявления и пресечения деятельности картелей участвуют органы внутренних дел и органы прокуратуры, антимонопольные органы, функции и полномочия которых в этой сфере определены законодательством РФ.Развитие межведомственного взаимодействия антимонопольных, правоохранительных и судебных органов является важным фактором, который определяет эффективность работы, проводимой по противодействию картельной практики антимонопольными органами.Основными целями антимонопольной политики государства являются: формирование единого экономического и правового пространства, обеспечение экономической свободы предпринимательской деятельности, создание конкурентной среды на товарных и финансовых рынках. Эти цели реализуются принятием специальных антимонопольных законов, а также путем контроля за его выполнением.2.2. Финансовое взаимодействия государства и предприятийЛюбой бизнес начинается с вложений денежных средств. В нормативных документах применяются различные термины, отражающие отношения поддержки государством хозяйствующих субъектов (Приложение 1).Что касается целевого финансирования - то это средства, получаемые организацией от государства в виде государственной помощи, от других предприятий или физических лиц для финансирования мероприятий целевого назначения.Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень средств, относящихся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251). Однако основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь. Предусмотрены следующие виды государственной помощи (Приложение 2).1) субвенции - это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;2) субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) - это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).Комплекс мер по оказанию финансовой помощи и приоритетное направление для расходования бюджетных средств по субсидированию хозяйствующих субъектов устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами (ст. 3 Закона N 209-ФЗ).В настоящее время Россия, как и большинство стран, поддерживает сельское хозяйство. В рамках программ осуществляется поддержка начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих хозяйств, оказывается помощь и в создании центров, которые занимаются сортировкой и переработкой овощей и фруктов.В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государственную помощь могут получать как физические, так и юридические лица. Государственную помощь, получаемую сельскохозяйственными организациями, можно разделить на два основных направления:- на компенсацию части затрат на уплату процентов по долгосрочным и краткосрочным кредитам и займам;- на компенсацию затрат на приобретение внеоборотных (племенного стада) и оборотных активов (элитных семян, средств химизации, минеральных удобрений и др.).Однако в соответствии с региональными программами субсидии предоставляются также и на продукцию при определенном уровне ее производства и реализации. Приведем пример размера и структуры государственной сельскохозяйственным организациям Пензенской области в Приложении 3.Кроме того, в планах косвенных мер стимулирования развития малого бизнеса в Пензенском регионе можно отметить инновационный проект под названием «Обучение через предпринимательство», реализуемый в Пензенской области с 2010 года. Проект направлен на развитие у школьников старших классов деловых качеств, творческой самореализации, умения работать в команде, на совершенствование компетенций, в которых заинтересованы сегодняшние работодатели. В процессе такого обучения ученики приобретают понимание бизнеса, которое со временем позволит им начать свое собственное дело. Основной принцип данного проекта – стимулировать учащихся к самостоятельной работе, выполняя проекты, предполагающие взаимодействие с реальными фирмами и предприятиями, которые становятся «наставниками» для групп учеников на два года. Таким образом, в каждом регионе проводится активная работа по стимулированию создания и развития субъектов малого бизнеса по разработанным программам. Кроме того, основные мероприятия государственной поддержки, реализуемой в регионах, направлены на развитие и модернизацию производственной базы предприятий малого бизнеса, внедрение новых технологий и повышение производительности труда. Рост малых предприятий благодаря мерам поддержки показан на диаграмме Приложения 3Приведенные данные статистики свидетельствуют о том, что проводимая местными органами власти работа по стимулированию развития малого бизнеса хотя и имеет масштабный характер и широкий спектр инструментов воздействия, но все же является недостаточно эффективной.Малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, поэтому государственная политика, направленная на поддержку предпринимательства, всячески пытается способствовать интенсивному росту данного сектора экономики. Поскольку в настоящее время прикладывается множество усилий для его финансирования через конкретные программы, тема получения финансовой помощи от государства является особенно актуальной у малых и средних предприятий. Однако, зачастую, желая помочь малому и среднему звену, государство ставит хозяйствующего субъекта в неблагоприятные для него условия, при которых он, вместо того чтобы воспользоваться государственной помощью на развитие своего бизнеса, оказывается затянут в долгие, мучительные, требующие дополнительных финансовых затрат судебные тяжбы по вопросам налогового учета полученных от государства субсидий. Расходовать субсидию субъект предпринимательства может только на развитие бизнеса. Получив от государства субсидию, организация должна не только суметь грамотно ею распорядиться и удачно инвестировать в развитие своего бизнеса, но и не ошибиться в учете полученных денежных сумм. Используя инновационные механизмы стимулирования развития малых предприятий можно добиться значительного улучшения качества экономической среды региона.При динамичных структурных изменениях в национальной экономике именно преимущества малого бизнеса в наибольшей степени проявляются в рыночных условиях. Малые предприятия различных сфер деятельности получают специальную поддержку через программы содействия наукоемкому малому бизнесу, венчурный капитал. Таким образом, можно сделать заключительный вывод, что малый инновационный бизнес выступает связующим звеном между фундаментальными исследованиями и производством. Он может обеспечить диффузию знаний, участие в материальном воплощении нового продукта и выводе его на рынок.ЗаключениеВ настоящее время с серьезнейшими экономическими вызовами, порожденными мировым экономическим кризисом Россия столкнулась наряду со многими странами. Уровень и степень этих особенностей различны для разных отраслей и регионов. Но в любом случае организацию необходимо рассматривать как социально-экономический институт, отличающийся спецификой ведения хозяйственной деятельности, обусловленной особенностями исполнения производственных, организационных и управленческих функций в современных условиях относительной ограниченности ресурсов, а также относительно сильного влияния культурно-национальных традиций.Изменения в условиях хозяйствования на рубеже 21 века повышают уровень регулирования рыночной экономики и одновременно внешние риски. Информация о тенденциях изменений структуры ресурсов и эффективность их использования нужна руководителю, чтобы понимать их последствия для развития предприятия в будущем, причинно-следственные связи и влияющие на изменение результатов факторы. Параметры бизнеса должны быть в центре внимания руководителя в первую очередь потому, что отражают результаты принятых решений, позволяют оценить их последствия и будущие возможности.Подводя итог, можно сказать следующее: организация представляет собой сложный и многосторонний организм, развитие которого оказывает различное воздействие как на экономику страны, так и на общество.В процессе написания работы было выявлено, что имеются факторы, которые негативно влияют на эффективность выполнения функции защиты конкуренции. К ним в основном относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Также выявлено, что регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести на соответствующем товарном рынке к существенному искажению конкурентной среды. Кроме того, несовершенная нормативно-правовая база служит препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.Внесем предложения по совершенствованию государственной конкурентной политики:В целях совершенствования антимонопольного законодательства необходимо повысить экономическую обоснованность принимаемых антимонопольным органом решений. Для этого необходимо изменить порядок установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта. Доминирующее положение должно устанавливаться не только поразмера доли хозяйствующего субъекта на рынке, а по результатам анализа совокупности факторов. Необходимо повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, формализовать и регламентировать процедуру их проведения. Для этого в федеральном законе следует установить основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.Следует пересмотреть подход к осуществлению контроля за экономической концентрацией. Необходимо сократить количество рассматриваемых антимонопольным органом сделок, не влияющих на состояние конкурентной среды, что позволит повысить качество рассмотрения сделок, которые могут повлечь ограничение конкуренции путем возникновения или усиления доминирующего положения. Для этого необходимо отменить обязанность по согласованию сделок, совершаемых внутри одной группы лиц, и увеличить пороговые значения стоимости активов для согласования сделок. Кроме того, необходимо поставить вопрос о поиске альтернативных стоимости активов предприятия критериев, которые должны отражать степень влияния компании на рынок.4. Создавая максимально благоприятные условия для ведения малого и среднего бизнеса, необходимо реализовать мероприятия, направленные на снижение административного давления. Прежде всего, это касается необходимости усиления защиты прав предпринимателей при проведении проверок, исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел в отношении субъектов предпринимательской деятельности, упрощения порядка выдачи и продления лицензии и замены ряда видов деятельности страхованием гражданской ответственности, сокращения перечня наименований продукции, подлежащей обязательной сертификации (замена декларированием соответствия).В мире меняется экономическая ситуация и бизнесмены, пытаясь обеспечить будущее своему бизнесу, сталкиваются с новыми проблемами. При этом для преодоления кризисных явлений, эффективного функционирования предприятия требуются максимальная мобилизация резервов экономического роста, приведение в действие организационно-экономических и социально-психологических принципов управления.Таким образом, задачи курсовой работы можно считать выполненными.Список использованной литературыГражданский кодекс РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗФедеральный закон от 24.07.07 г. №209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. №153-ФЗ) // Консультант+Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика организации (предприятия, фирмы). М.: Феникс, 2012. С.17.Менеджмент организации: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. д.п.н., проф. Иванова С.Г. - М.: Наука, 2010. - 450 с.Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ.ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: учеб.пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. – Под ред. А.П. Агаркова. - М.: Дашков и К°, 2012 – 271 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/115570Батурин, В.К. Общая теория управления [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 488 c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117038 Гавриленко, В. М. Менеджмент [Электронный ресурс] : учеб.пособие. - М.: А-Приор, 2010. - 192 c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56333Зерчанинова, Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб.пособие / Т. Е. Зерчанинова. - М.: Логос, 2012. - 302 с. - (Новая университетская библиотека)Коробко, В.И.Теория управления [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, . - 384с. c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117160/. - Загл. с экрана.Приложения

1. Гражданский кодекс РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ
2. Федеральный закон от 24.07.07 г. №209-ФЗ. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. от 05.07.2010 г. №153-ФЗ) // Консультант+
3. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"
4. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика организации (предприятия, фирмы). М.: Феникс, 2012. С.17.
5. Менеджмент организации: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. д.п.н., проф. Иванова С.Г. - М.: Наука, 2010. - 450 с.
6. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2004. 1168 с.
7. Агарков, А.П. Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: учеб. пособие / А.П. Агарков, Р.С. Голов, А.М. Голиков. – Под ред. А.П. Агаркова. - М.: Дашков и К°, 2012 – 271 с. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/115570
8. Батурин, В.К. Общая теория управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 488 c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117038
9. Гавриленко, В. М. Менеджмент [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - М.: А-Приор, 2010. - 192 c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56333
10. Зерчанинова, Т. Е. Исследование социально-экономических и политических процессов: учеб. пособие / Т. Е. Зерчанинова. - М.: Логос, 2012. - 302 с. - (Новая университетская библиотека)
11. Коробко, В.И.Теория управления [Электронный ресурс]: учеб. пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012, . - 384с. c. - Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/117160/. - Загл. с экрана.

Вопрос-ответ:

Что такое функционирование предприятий в современной время?

Функционирование предприятий в современное время - это процесс осуществления деятельности организации, направленной на достижение поставленных целей и задач. Включает в себя организацию производственных процессов, управление ресурсами, контроль над финансовыми показателями и другие аспекты работы предприятия.

Какую роль играет организация в экономике и обществе?

Организация играет важнейшую роль в экономике и обществе. Она создает рабочие места, производит товары и услуги, участвует в формировании национального дохода и налоговых поступлений. Организация также влияет на социальное и экономическое развитие региона и страны в целом.

Какая государственная поддержка существует для малого и среднего бизнеса?

Государство предоставляет различные формы поддержки для малого и среднего бизнеса. Это может быть финансовая помощь, льготы на налоги, консультационная поддержка, обучение и образовательные программы, содействие в получении кредитов и гарантий. Такая поддержка направлена на стимулирование развития и укрепления сектора малого и среднего предпринимательства.

Какие особенности развития конкурентной политики государства в крупном бизнесе?

Развитие конкурентной политики государства в крупном бизнесе имеет свои особенности. Это включает меры по борьбе с монополизмом, защиту прав потребителей, регулирование цен и тарифов, антимонопольный контроль, содействие конкуренции на рынке и создание условий для появления новых игроков. Государство также может устанавливать правила и нормы для предотвращения недобросовестной конкуренции и защиты интересов предпринимателей.

Какими финансовыми взаимодействиями обладают государство и предприятия?

Финансовые взаимодействия государства и предприятий включают в себя уплату налогов и сборов, получение и использование государственных субсидий, кредитов, инвестиций. Государство также осуществляет контроль и регулирование финансовой деятельности предприятий, создает финансовые инструменты и условия для финансовой устойчивости и развития бизнеса.

Какова сущность работы организации?

Сущность работы организации заключается в производстве товаров и услуг, удовлетворяющих потребности населения. Организация выполняет определенные функции, такие как планирование, организация процессов производства, управление ресурсами и контроль. Она также обеспечивает своего работника рабочим местом, заработной платой и социальными гарантиями.

Какая роль организации в экономике и обществе?

Организация играет важную роль в экономике и обществе. Она создает рабочие места, увеличивает производство и добавляет стоимость к товарам и услугам. Организации также способствуют развитию экономического роста и улучшению уровня жизни. Они также могут влиять на социальное и культурное развитие общества через свои программы корпоративной социальной ответственности.

Как государство поддерживает малый и средний бизнес?

Государство осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса через различные меры. Это может включать в себя предоставление финансовых субсидий, налоговые льготы, программы обучения и консультирования, создание специальных инфраструктурных объектов и т.д. Такие меры направлены на стимулирование развития и роста малых и средних предприятий, которые являются важным источником экономического роста и создания рабочих мест.

Каковы особенности развития конкурентной политики государства в крупном бизнесе?

Развитие конкурентной политики государства в крупном бизнесе имеет свои особенности. Государство может устанавливать антимонопольное законодательство, контролировать слияния и поглощения компаний, устанавливать ограничения на формирование монополий. Также государство может способствовать конкуренции через создание стимулов для новых игроков на рынке, обеспечивание равных условий для всех участников рынка и так далее.

Какая сущность работы организации?

Сущность работы организации заключается в создании и реализации товаров или услуг на рынке. Организация объединяет людей, оборудование и ресурсы, чтобы достичь поставленных целей и удовлетворить потребности потребителей. Она выполняет различные функции, такие как производство, продажи, маркетинг, финансы, управление и др. Работа организации направлена на получение прибыли и удовлетворение интересов ее собственников.

Как государственная поддержка влияет на развитие малого и среднего бизнеса?

Государственная поддержка является важным фактором развития малого и среднего бизнеса. Государство может оказывать помощь предпринимателям в виде финансовых субсидий, льгот по налогам, предоставлении гарантий и займов, обучении и консультировании. Эти меры способствуют снижению рисков и затрат для предпринимателей, что позволяет им расширять свою деятельность, создавать новые рабочие места и вносить вклад в экономическое развитие страны. Государственная поддержка также способствует повышению конкурентоспособности малых и средних предприятий на рынке.