теоретические основы организации культурно-досуговой работы с молодежью в г. владивостоке
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 17 + 17 источников
- Добавлена 13.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОСУГА 5
1.1. Понятие досуга, свободного времени 5
1.2. Функции и значение и досуга в жизни человека типология молодежных групп 6
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОСУГОВОГО ЗАВЕДЕНИЯ
ООО «АРТ» (НОЧНОЙ КЛУБ «САН-РЕМО») 10
2.1. Общая характеристика ООО «АРТ» 10
2.2. Экономический анализ деятельности ночного клуба «Сан-Ремо» 15
2.3. Анализ маркетингового исследования предоставления культурно-культурно-досуговых услуг в клубе «Сан-Ремо» и выявление проблем
в его деятельности 17
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАЗВИТИЯ ДОСУГОВЫХ УС ЛУГ В НОЧНОМ КЛУБЕ «Сан-Ремо» 23
3.1. Резюме проекта 23
3.2. Описание проекта 24
3.3. Финансирование проекта 27
3.4. Оценка социально-экономической эффективности проекта 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 40
Проведем расчет критического пути и критического времени проекта.Соответствующий путь — критический, то есть именно от продолжительности составляющих его работ зависит общая продолжительность проекта, хотя при изменении продолжительности любых работ проекта критическим может стать и другой путь.Дополнительные ресурсы позволяют добиться сокращения времени критических работ. Тогда стоимость этих работ возрастет, но общее время выполнения проекта уменьшится, что может привести к снижению общей стоимости проекта.Найдем критический путь при условии, что все работы совершаются в минимальное время (таблица14).Таблица 14 - Расчет критического пути и времениСтандартное время, днейМинимальное время, днейПри стандартном времени, руб.При минимальном времени, руб.АI.Разработка проекта222400018000БII.1 этап - подготовительный 212110010550ВIII.2 этап - чёткое распределение функций 2230003000ГIV.3 этап - усиление221857505000ДV. 4 этап - маркетинговыйСоздание службы маркетинга и разработка системы скидок44621700621700КVI. Проведение итогового собрания21320016001411672000659850Построение критического пути и критического времени по разработке проекта развития культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо» представим на рис.6.Рисунок6 -Сетевой график проекта с минимальными затратамиТаким образом, минимальное время, за которое может быть завершен проект – 11 дней. Критический путь Б-Г-Д-К. Работы А и Б лежат вне критического пути.Работы Б-Г-Д-К выполняется в минимальное время, а работыА-В (Б, В)-Д-К – в стандартное. Общая стоимость проекта составит: 672000руб., в минимальное, с помощью сокращения времени проекта с 11-ти до 9 дней – 659850 руб.В качестве еще одного мероприятия, которое позволит реализовать досуговые услуги ночного клуба предлагается создать дисконтный клуб с накопительной скидкой. Дисконтная карточка ночного клуба «Сан-Ремо» будет выдаваться постоянным клиентам (по решению директора клуба). Дисконтная карточка будет именная, что дополнительно повысит статус постоянных клиентов ночного клуба «Сан-Ремо». Система скидок по дисконтной карте «Сан-Ремо», что предлагается к введению, представлена в таблице 15. Скидки будут предоставляться только на досуговые услуги (на продажу товаров из бара и кухни скидки распространяться не будут). Таблица 15 - Размер скидок в зависимости от типа картыНазвание картыКоличество картСкидка, %Бизнес-время (предоставления скидок на все услуги – с 23.00 до 05.00)20015Серебряная 2005Голд10010Платинум5015-20 (в зависимости от вида услуги)Для получения дисконтной карты «Бизнес-время» клиент должен посетить ночной клуб «Сан-Ремо» не менее 3 раз за 2 месяца и в данное время с оплатой услуг в клубе на сумму не менее 3000 руб. каждый раз. Для получения карты «Серебряная» клиент должен в течении двух месяцев посетить ночной клуб «Сан-Ремо»не менее 3-х раз с оплатой услуг в клубе на сумму не менее 2500 руб. каждый раз. Для получения карты «Голд» клиент должен посетить ночной клуб «Сан-Ремо»не менее 3-х раз в два месяца с оплатой услуг в клубе на сумму не менее на сумму от 3500 руб. каждый раз. Для получения карты «Платинум» клиент должен посетить ночной клуб «Сан-Ремо»не менее 4-х раз в два месяца с оплатой услуг в клубе на сумму не менее5000 руб. каждый раз. Все затраты на реализацию проекта создания службы маркетинга в целях развития культурно-досуговых услугночного клуба «Сан-Ремо»приведены в табл. 16.Таблица 16 - Затраты на производство и реализацию проекта по созданию службы маркетингаПоказателиСумма, руб.1. Затраты на публикацию вакансии в СМИ и организацию процессанайма маркетолога (единоразово)211002. Затраты на основные технические средства для службы маркетинга (единоразово)211253. Расходы на оплату труда в месяц560004. Расходы на оплату труда в год672000Итого:714225Таким образом, затраты на реализацию проекта создания службы маркетинга в целях развития культурно-досуговых услуг ночного клуба «Сан-Ремо» с учетом единоразовых выплат по организации создания службы маркетинга и оплаты труда маркетолога в 2017 году составят 714225 руб., из них единоразовыми затратами станут статьи, описанные в таблицы под п. 1 и 2 и вместе они составят сумму: 42125 руб.3.4. Оценка социально-экономической эффективности проектаЭкономическая эффективность проекта по совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо»представляется расходами на создание в целом службы маркетинга.Чтобы внедрить проект совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо», рассчитаем издержки заведения на его реализацию. Произведем расчет затрат и представим их в табл. 17.Таблица 17 - Затраты ночного клуба «Сан-Ремо» на организацию и внедрениюпроекта совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо»№ п/пСтатья затратСумма, тыс. руб., 1 мес.Затраты, руб. / всего1. Единовременные затраты1.1Затраты на публикацию вакансии в СМИ и организацию процессанайма маркетолога-211001.2Затраты на основные технические средства для службы маркетинга -211252. Текущие затраты2.1Расходы на оплату труда 56000672000Итого затрат56000714125Как показал расчет из таблицы 17, за время реализации и внедрения проекта по совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо»компания понесет некоторые издержки, которые выражаются в расходах навведение дополнительной штатной единицы. В итоге издержки составят 714125 руб. на этапе реализации этапов проекта, в последствии сумма будет выражаться в текущих расходах и составит в год: 714125 – 42125 = 672000 руб. в год.Результаты расчетов экономической эффективности посозданию проектасведем в таблицу 18.Таблица 18 - Прогноз технико-экономических показателей эффективностиреализации и внедрения проекта по совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо» в 2017 г.№ п/пНаименование показателяЕд. изм.До проведения мероприятияПосле внедрения мероприятияОтклонения +/-%12345671.Выручка (без НДС)Тыс. руб.314458424518,3110060,3352.СебестоимостьТыс. руб.251964340151,488187,4353.Стоимость ОПФТыс. руб.163254220392,957138,9354.Численность работающихШт. ед.2020005.Фонд оплаты трудаТыс. руб.369498,2129,235,013556.Прибыль от реализацииТыс. руб.6249484366,921872,935Продолжение таблицы 1712345677.Рентабельность производства%0,250,30,05х8.Рентабельность продаж%0,200,30,1х9.Производительность трудаТыс. руб./чел.1572321225,95502,93510.ФондоотдачаТыс../руб.1,922,60,683511.Средняя заработная платаТыс. руб.18,4524,96,4535Следует отметить, что предложенный в данной работе проект по совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо» принесет, экономическая выгоду уже в ближайшие 4-6 месяцев. Технико-экономические показатели эффективности организации и проведения разработанного проекта для ночного клуба «Сан-Ремо» повысятся на 35%.ЗАКЛЮЧЕНИЕРазработка стратегии представляет собой сложный, итеративный процесс рассмотрения определенного количества альтернатив развития предприятия, постоянной переоценки и периодической проверки осуществляемой стратегии в зависимости от состояния среды деятельности.Исследование в работе проводилось на примере ночного клуб «Сан-Ремо» расположенномв гостинице «AZIMUT» г. Владивостока.В целом можно утверждать о том, финансовые показатели заведения имеет тенденцию к росту: увеличивая приток клиентов и сдерживая расходы, руководству ночного клуба удается планомерно увеличивать выручку от реализации и повышать прибыль. Даже несмотря на отрицательные макроэкономические тенденции прошедшего 2016 года, организации удалось не просто выстоять на плаву, но и продемонстрировать положительную тенденцию к росту, что говорит об устойчивости бизнеса.С этой целью в работе был разработан проекта по совершенствованию мероприятий, направленных на развитие проекта развития культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо». В соответствии с поставленной целью в проекте решены оперативные задачи проекта, которые заключаются в разработке и создании службы маркетинга и как следствие – усовершенствованиекультурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо», чтобы заинтересовать больше посетителей заведения и привлечь их большее число.Как показал расчет, за время реализации и внедрения проекта по совершенствованию культурно-досуговых услуг в ночном клубе «Сан-Ремо» компания понесет некоторые издержки, которые выражаются в расходах на введение дополнительной штатной единицы. В итоге издержки составят 714125 руб. на этапе реализации этапов проекта, в последствии сумма будет выражаться в текущих расходах и составит в год: 714125 – 42125 = 672000 руб. в год.Экономический эффект после внедрения проекта составит 35% прибыли в 2017 году по сравнению с показателями 2015 года.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВНормативно-правовые актыЗакон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (с изм. вступ. в силу от 03.07.3016 // http://ivo.garant.ru/#/document/10106035:0.Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (с изм. вступ. в силу от 03.07.3016). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 12.Монографии и учебная литератураАнтонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учеб. Пособие / Г.Д. Антонов. -М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-320с.Добреньков В.И.Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 624 с.Журавлев П.В. Персонал: словарь понятий и определений / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н. К. Маусов и др. М.: Экзамен, 2014. - 531 с. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов / Я. Зеленевский. -М.: Прогресс, 2014. - 311 с. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С.Виханский, А.И. Наумов. -5-е изд. - М.: Гардарика, 2014. - 576 с.Оконцева А.К. Город Владивосток / А.К. Оконцева. - М.: Доброе слово, 2015 -380 с.Потаев Г.А. Ландшафтная архитектура и дизайн: учеб. пособие/Г.А.Потаев - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.Сергеева В.П. Тьютор в образовательном пространстве/В.П. Сергеева, И.С. Сергеева, Г.В. Сороковых, Ю.В. Зиборова, Л.С. Подымова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с.Силласте Г.Г.Гендерная социология и российская реальность: Монография / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2016. - 640 с.Чеботарев Г.Н.Актуальные проблемы муниципального права: учеб. для магистрантов / Г.Н. Чеботарев, С.Г. Гуркова, К.А. Иванова, А.А. Мишунина; Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.Периодическая печатьЗавадский В. Нематериальная мотивация или как удержать сотрудника, не повышая зарплаты / В. Завадский // Кадровик. -2013. - №8. –С. 19-27.Зарецкий А.Д. Мотивация труда как фактор предупреждения противоречий инвестирования в человеческий капитал / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова, О.О. Апухтин // Экономика устойчивого развития. - 2014. - № 7. - С. 50-53.Кларк Т. Город как машина развлечений / Т. Кларк, Р. Ллойд // Вестник Удмуртского университета. - Серия 4: Философия. Социология. Психология. Педагогика. - Вып. 2. - 2016. – С. 120-127.Молочников Н.Р., Хуако А.Н. Организация и мотивация труда: зарубежный опыт // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 8. - С. 324-326. Интернет источникиОфициальный сайт города Владивостока / Молодежная политика // http://www.vlc.ru/life_city/youth_policy.ПРИЛОЖЕНИЕ2ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХза12 месяцев2016г.Коды Форма № 2 по ОКУД 0710002Дата (год, месяц, число) 14012016ОрганизацияООО «АРТ»_________________________________________по ОКПО31061797Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 7824090358Вид деятельностидеятельность ресторанов и кафепо ОКВЭД55.30Организационно-правовая форма / форма собственности ______________________Общество с ограниченной ответственностьюпо ОКОПФ / ОКФС 6516Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 385Адрес: ГОРОД ВЛАДИВОСТОК, УЛ. НАБЕРЕЖНАЯ, 9Дата утверждения Дата отправки (принятия) Наименование показателяКодстрокиЗа отчетныйпериодЗа аналогичный периодпредыдущего годаДоходы и расходы по обычным видам деятельности Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичныхобязательных платежей) 010 314458305863Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 020 251964245366Валовая прибыль 029 6249460497Коммерческие расходы 030 Управленческие расходы 040 3285435662Прибыль (убыток) от продаж050 2964024835Прочие доходы и расходы Проценты к получению 060 Проценты к уплате 070 36 Доходы от участия в других организациях 080 Прочие доходы 090 658 1646 Прочие расходы 100 18691990Прибыль (убыток) до налогообложения1402839324491Отложенные налоговые активы 141 Отложенные налоговые обязательства142 Текущий налог на прибыль 150 68145894Чистая прибыль (убыток) отчетного периода19021579 18597СПРАВОЧНОПостоянные налоговые обязательства (активы)200Базовая прибыль (убыток) на акцию201Разводненная прибыль (убыток) на акцию202 БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНСна1 января2016 г.Коды Форма № 1 по ОКУД 0710001Дата (год, месяц, число) 14012016ОрганизацияООО «АРТ»_________________________________________по ОКПО 31061797Идентификационный номер налогоплательщика ИНН 7824090358Вид деятельностидеятельность ресторанов и кафепо ОКВЭД 55.30Организационно-правовая форма / форма собственности ______________________Общество с ограниченной ответственностьюпо ОКОПФ / ОКФС 6516Единица измерения: тыс. руб. / млн руб. (ненужное зачеркнуть) по ОКЕИ 385Адрес: ГОРОД ВЛАДИВОСТОК, УЛ. НАБЕРЕЖНАЯ, 9Дата утверждения Дата отправки (принятия) АКТИВКод строки На начало отчетного года На конец отчетного периода 1 2 34 I.ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы 110 Основные средства 1201214113587Незавершенное строительство130341210118Доходные вложения в материальные ценности 135767767Долгосрочные финансовые вложения 140 Отложенные налоговые активы145 Прочие внеоборотные активы 150 ИТОГО по разделу I 1901632024472II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ Запасы 21010957241123в том числе:сырье, материалы и другие аналогичные ценности 211животные на выращивании и откорме 212 затраты в незавершенном производстве 213 готовая продукция и товары для перепродажи 21410930940980товары отгруженные 215 расходы будущих периодов 216263143прочие запасы и затраты 217Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 22031353243Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чемчерез 12 месяцев после отчетной даты) 230 в том числе:покупатели и заказчики 231 Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение12 месяцев после отчетной даты) 2406388771098в том числе:покупатели и заказчики 2412686241372Краткосрочные финансовые вложения25016593512Денежные средства260190907047Прочие оборотные активы 270ИТОГО по разделу II 290197343126023БАЛАНС300213 663150 4951 23 4 III. КАПИТАЛЫ И РЕЗЕРВЫ Уставный капитал4102121Собственные акции, выкупленные у акционеров411 Добавочный капитал 420 Резервный капитал 430 в том числе:резервы, образованные в соответствии с законодательством 431 резервы, образованные в соответствии с учредительными документами 432 Нераспределенная прибыль 4704863462806ИТОГО по разделу III 4904865562827IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 510 Отложенные налоговые обязательства515- - Прочие долгосрочные обязательства 520- - ИТОГО по разделу IV 590--V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА Займы и кредиты 610Кредиторская задолженность 62016500887668в том числе:поставщики и подрядчики 621 задолженность перед персоналом организации6224095237044задолженность перед государственными внебюджетными фондами623 задолженность по налогам и сборам62425862586прочие кредиторы62522498478авансы полученные 62811922139560Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов 630 Доходы будущих периодов 640 Резервы предстоящих расходов 650 Прочие краткосрочные обязательства 660 ИТОГО по разделу V 69016500887668БАЛАНС700213663150495Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетахАрендованные основные средства910в том числе по лизингу911Товарно-материальные ценности, принятые на ответственноехранение920Товары, принятые на комиссию930Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов940Обеспечение обязательств и платежей полученные950Обеспечение обязательств и платежей выданные960 Износ жилищного фонда970 Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичныхобъектов980 Нематериальные активы, полученные в пользование990 Генеральный директор ___________Артемов А.А.(подпись)(расшифровка подписи)Главный бухгалтер_______________Панфилова Г.А.(подпись)(расшифровка подписи)
1. Закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 г. N 2300-I (с изм. вступ. в силу от 03.07.3016 // http://ivo.garant.ru/#/document/10106035:0.
2. Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ (с изм. вступ. в силу от 03.07.3016). // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 12.
Монографии и учебная литература
3. Антонов Г.Д. Управление конкурентоспособностью организаций и территорий: учеб. Пособие / Г.Д. Антонов. -М.:НИЦ ИНФРА-М,2016.-320с.
4. Добреньков В.И.Социология: учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 624 с.
5. Журавлев П.В. Персонал: словарь понятий и определений / П.В. Журавлев, С.А. Карташов, Н. К. Маусов и др. М.: Экзамен, 2014. - 531 с.
6. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов /
Я. Зеленевский. -М.: Прогресс, 2014. - 311 с.
7. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: учебник / О.С.Виханский, А.И. Наумов. -5-е изд. - М.: Гардарика, 2014. - 576 с.
8. Оконцева А.К. Город Владивосток / А.К. Оконцева. - М.: Доброе слово, 2015 -380 с.
9. Потаев Г.А. Ландшафтная архитектура и дизайн: учеб. пособие/Г.А.Потаев - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 400 с.
10. Сергеева В.П. Тьютор в образовательном пространстве/
В.П. Сергеева, И.С. Сергеева, Г.В. Сороковых, Ю.В. Зиборова, Л.С. Подымова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 200 с.
11. Силласте Г.Г.Гендерная социология и российская реальность: Монография / Г.Г. Силласте. - М.: Альфа-М, 2016. - 640 с.
12. Чеботарев Г.Н.Актуальные проблемы муниципального права: учеб. для магистрантов / Г.Н. Чеботарев, С.Г. Гуркова, К.А. Иванова, А.А. Мишунина; Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
Периодическая печать
13. Завадский В. Нематериальная мотивация или как удержать сотрудника, не повышая зарплаты / В. Завадский // Кадровик. -2013. - №8. –
С. 19-27.
14. Зарецкий А.Д. Мотивация труда как фактор предупреждения противоречий инвестирования в человеческий капитал / А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова, О.О. Апухтин // Экономика устойчивого развития. - 2014. - № 7. - С. 50-53.
15. Кларк Т. Город как машина развлечений / Т. Кларк, Р. Ллойд // Вестник Удмуртского университета. - Серия 4: Философия. Социология. Психология. Педагогика. - Вып. 2. - 2016. – С. 120-127.
16. Молочников Н.Р., Хуако А.Н. Организация и мотивация труда: зарубежный опыт // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 8. - С. 324-326.
Интернет источники
17. Официальный сайт города Владивостока / Молодежная политика // http://www.vlc.ru/life_city/youth_policy.
Опубликовано
Опубликовано
КУРСЫ
по дисциплине "политическое самоопределение и активность молодежи"
Организация досуга молодежи на примере Программы Центра детского творчества "Океан"
Содержание
Введение
1. Теоретико -- методологические подходы к изучению педагогики досуга
1.1 Педагогика досуга
1.2 Виды и современные формы проведения свободного времени, классификации видов и форм деятельности
1.2.1 Понятие "свободное время", "свободное время" и их различия
1.2.2 Функции задачи и особенности досуга
1.3 Сфера досуга молодежи в современном мире
2. Организация досуга на примере Программы центра детского творчества "Океан"
2.1 Роль и место ВДЦ "Океан", в организации работы с молодежью
2.2 Педагогика океан досуга
2.3 Формы работы, применяемые в организации отдыха в ВДЦ "Океан"
2.4 Виды досуга в ВДЦ "Океан"
2.4.1 Воспитательного досуга
2.4.2 центр досуга
2.4.3 Развлечения досуг
2.4.4 Содержательный досуг
2.4.5 Туристического отдыха
Вывод
Список литературы
Введение
Сфера свободного времени и досуга всегда была объектом внимания ученого. Философия рассматривает свободное время в качестве пространства для осуществления специфических социальных процессов, выявляет истоки возникновения свободного времени и его взаимосвязь со временем рабочим, его социальную ценность. Социология и экономика осуществляют количественный и статистический анализ указанных процессов, исследуют характер и содержание свободного времени личности, деятельность социальных институтов досуга по его заполнить, аксиологию досуга. Психология обращает внимание на потребности и мотивы, которые определяют поведение и поступки человека в этой временной сфере.
В своей совокупности данные этих наук показывает, что свободное время является доминирующим пространством, в котором происходит физическое и духовное развитие человека.