Достоевский как представитель русского экзистенциализма
Заказать уникальное эссе- 7 7 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 19.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Наиболее полно проблема свободного выбора человека между добром и злом разворачивается в «Легенде о Великом инквизиторе», где писатель утверждает свободу человека, как высшее его достоинство, как присутствие человеческого и божественного в человеке.Система великого инквизитора завершает процесс перерождения свободы в «безграничный деспотизм», исследование которого занимает значимое место в произведениях Достоевского. Программа инквизиторабазируется на идее земного рая. Но этот рай, обещанный инквизитором, может быть достигнут только ценой отказа от свободного духовного начала в человеке, поскольку последнее обусловлено свободой, на ней зиждется. Поэтому зажалостью инквизитора скрывается ненависть к людям; желание поработить его, лишив свободы выбора.Именно с точки зрения ценности добра, совершенного в условиях свободной воли, Ф. М. Достоевский создает образ Христа в «Легенде о Великом инквизиторе», его действия являются предельным выражением свободы – Христос не борется с инквизитором, он является, исцеляет, воскрешает, то есть совершает созидательные поступки.Таким образом, и для человека свобода становится не только высшей ценностью, но и своего рода нравственным долгом, системой координат, в которой призван существовать человек.При этом все те или иные аспекты экзистенциальной философии Ф. М. Достоевского объединяются вокруг одной осевой идеи «единичного человека». Писатель отказывается «выводить тип» или «классифицировать», его герои – зачастую страдающие, даже неприятные люди, тем не менее, по мнению, Ф. М. Достоевского заслуживают любви и милосердия. Вместе с тем, Ф. М. Достоевский, поднимая вопросы о сущности человеческого бытия каждого отдельного человека, далеко не всегда (или практически никогда) не предлагает на них ответы. Так, например, в романе «Преступление и наказание» мы не увидим нравственного возрождения героя, поскольку задача произведения заключается не в этом. Поэтому в рамках экзистенциализма, значение Ф. М. Достоевского определяется умением ставить самые больные вопросы современного ему общества. Этой задаче – показать конкретного единичного человека в его конкретной ситуации сложного нравственного выбора – подчинено и композиционное построение произведений Ф. М. Достоевского. Композиция всегда носит замкнутый и однопроблемный (хотя и с множеством рассматриваемых аспектов) характер, его герои сталкиваются с определенной нравственной ситуацией, погружаются в нее, затягивая в нее всех остальных персонажей. Однако нравственного очищения так и не происходит, поскольку писателя интересует вопрос «как и почему это происходит?», а не «чем это закончится». Таким образом, Ф. М. Достоевский внес весомый вклад в развитие русского экзистенциализма, направив его на исследование нравственной природы конкретной индивидуальной личности.Список использованной литературыДостоевский Ф. М. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. – Москва : Правда, 1982 г. – 684 с.Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Том 5. – Ленинград :Наука, 1989. – 587 с..Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.Запека О. А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского / О.А. Запека // Вестник славянских культур. – 2009. - № 3. – С. 14-20.Павленко А. Н. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «подполья»/ А.Н. Павленко. // Вестник славянских культур. – 2015. - № 1(35). – С. 11-26.
1. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 12 томах. Том 4. – Москва : Правда, 1982 г. – 684 с.
2. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Том 5. – Ленинград : Наука, 1989. – 587 с..
3. Евлампиев И. И. Концепция человека в русском экзистенциализме / И.И. Евлампиев. // Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И. Герцена. – 2005. - № 10. – С. 122-134.
4. Запека О. А. Идея свободы в этических построениях Ф. М. Достоевского / О.А. Запека // Вестник славянских культур. – 2009. - № 3. – С. 14-20.
5. Павленко А. Н. Достоевский и рождение русского экзистенциализма. Человек из «подполья» / А.Н. Павленко. // Вестник славянских культур. – 2015. - № 1(35). – С. 11-26.
Вопрос-ответ:
Какие проблемы рассматривает статья?
Статья рассматривает проблему свободного выбора человека между добром и злом, а также процесс перерождения свободы в деспотизм.
Что автор утверждает о свободе человека?
Автор утверждает, что свобода человека является его высшим достоинством и состоит в присутствии человеческого и божественного внутри каждого человека.
Что представляет собой система великого инквизитора?
Система великого инквизитора представляет собой процесс перерождения свободы в безграничный деспотизм.
Какую роль играет Ф. М. Достоевский в русском экзистенциализме?
Ф. М. Достоевский является представителем русского экзистенциализма и отражает проблему свободного выбора и перерождения свободы в своих произведениях, особенно в Легенде о Великом инквизиторе.
Какие аргументы приводит автор в статье?
Автор приводит аргументы в пользу того, что свобода человека является высшим достоинством, а система великого инквизитора приводит к деспотизму и отрицанию этой свободы.
Какую проблему Достоевский разворачивает в своей статье "Легенда о Великом инквизиторе"?
Наиболее полно проблема свободного выбора человека между добром и злом разворачивается в "Легенде о Великом инквизиторе".
Что писатель утверждает о свободе человека?
Писатель утверждает, что свобода человека является его высшим достоинством, а также присутствием человеческого и божественного в нем.
Какую систему завершает великий инквизитор?
Система великого инквизитора завершает процесс перерождения свободы в безграничный деспотизм.
Что исследуется в статье о Достоевском?
В статье исследуется процесс перерождения свободы в безграничный деспотизм, который происходит в системе великого инквизитора.