Методика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 23.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретические особенности изучения речи детей со стертой дизартрией 5
1.1. Особенности развития речи детей дошкольного возраста 5
1.2. Особенности развития речи детей с дизартрией 14
2. Направления коррекционной работы со школьниками, страдающими стертой дизартрией 17
2.1. Организация коррекционной работы у детей с дизартрией 17
2.2. Логопедические игры, используемые при работе с дошкольниками, страдающими стертой дизартрией 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 1. Рисунки-символы при коррекции звукопроизношения… 27
Для того, чтобы расширить объем атрибутивного словаря для развития активного словаря прилагательных используются игры на обогащение словарного запаса прилагательных, с помощью которых обозначается цвет, вкус, форму, качественные характеристики предметов: «Угадай о чем я говорю», «Загадай предмет»; «Съедобное несъедобное»; «Учимся отгадывать и загадывать загадки»; «Отгадывание предмета по описанию его признаков» например: грушажелтая, сладкая, вкусная; помидор красный, круглый, сочный [16]. Для введения слов-прилагательных в семантическое поле и уточнения парадигматических связей данного слова в системе парадигматических связей внутри семантического поля, возможно использование следующих игр: «Чем отличаются?» (Чашка низкая, а стакан высокий; Помидор большой, а тыква еще больше); «Сравни» (используются такие параметры, как вкус, цвет, величина) по вкусугорчицу и мед; по цвету снег - сажу; по величинедерево - куст; по ширинедорогу - тропинку; по возрастудедушку и мальчика; по весугиря - пушинка; по размерудом –шалаш. Уточнение связи прилагательного и существительного. Игра «Какой?» «Какая?» «Какое?» «Какие?».Для того, чтобы обогатить словарь антонимов логопедом используютсянебольшие рассказы, которые носят нравоучительный характер. По содержанию они должны быть увлекательными, понятными детям. Изначально от детей необходимо, чтобы они уловили смысл рассказа, могли рассказать о герое, какой он: добрый или злой, аккуратный или неряшливый. Расширение пассивного и активного словаря детей предусмотрено программой дошкольного воспитания, следовательно, в работу включается и воспитатель на занятиях по развитию речи, а также во время прогулок и экскурсий.Согласование прилагательного с существительным среднего рода, множественного числа дошкольникам с дизартрией дается трудно, поэтому к этим категориям следует переходить на 8-10 занятии, когда другие грамматические категории уже условно хорошо усвоены. 2.2.Логопедические игры, используемые при работе с дошкольниками, страдающими стертой дизартриейВ современной методической литературе по логопедии в работе с детьми дошкольного возраста, страдающими дизартрией, рекомендуется проведение разных игр. В литературе опубликовано большое количество апробированных на практике разнообразных игр, знание их, умение использовать в целях коррекции дизартрии у детей – в этом заключаетсяодна из ключевых задач логопеда[2].Игровой материал условно может быть разделен на три части:1. Подготовительные игры и упражнения.2. Игры для формирования правильного звукопроизношения.3. Потешки,чистоговорки, считалки.Последовательность коррекционной работы при дизартрии состоит из подготовительных упражнений, постановки звука определенным приемом, автоматизации и дифференциации нового звука изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Именно этот главный принцип, которого следует придерживаться при подборе игр для логопедической работы с ребенком.1. Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому к его воспроизведения. Подбор игр необходимо осуществлять в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т.е. умение различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам. Далее для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. И лишь после этого следует переходить к развитию фонематического слуха, т.е. умению слышать составные части слова.Кподготовительнымтакже можно отнести игры на развитие дыхания и голоса, так как они необходимы в коррекционной работе дизартрии, и могут быть полезны в случаях нарушения темпа и плавности речи и различных расстройствах голоса.2. Игры для формирования правильного звукопроизношения. Они подбираются на различные звуки и группы звуков, наиболее часто искажающиеся у детей. На данном этапе используются игры для автоматизации и дифференциации различных звуков в принятой последовательности.3. Потешки, чистоговорки, считалки подобраны на теже звуки и группы звуков, что и в предыдущем разделе. Повторение вслед за логопедом, или выученные наизусть потешки, чистоговорки, считалочки могут использоваться для автоматизации и дифференциации определенных звуков в самостоятельной речи детей [13].Таким образом, можно сделать вывод о том, что игры могут быть использованы как для формирования правильной речи у детей, так и для коррекции различный ее несовершенств, в частности, дизартрии.Для детей с недостатками звукопроизношения, в первую очередь, могут быть рекомендованы игры на развитие слухового внимания, фонематического слуха, артикуляционной моторики и соответственно дефекту игры на формирование определенных групп звуков(их постановка, автоматизация, дифференциация). Закрепление правильного звукопроизношения можно проводить на материале потешек, чистоговорок и загадок.У детей со стертой дизартрией страдает и звукопроизношение, что проявляется в заменах одного звука другим, в частности, звука [С] на [Ш]. Опасность данной проблемы заключается не только в нарушении звукопроизношения, но и в дальнейшем нарушении фонематического слуха, что может стать причиной трудностей в процессе усвоения письма, и чтения. Поэтому очень важно, в процессе постановки звуков, развивать и тренировать речь, важное внимание здесь отводится играм [5]. «Подними флажок»Цель: выделение на слух звука «Р» в ряду звуков.Логопед называет ряд звуков: м, н ,р, п. Дети поднимают флажок только на звук «р».Можно использовать игры и упражнения, направленные на устный анализ слов. Например: детям предлагается определить место звука «т» в слове «КОТЫ», сколько слогов в слове, назвать первый слог, второй слог, назвать звуки первого слога, второго, найти, в каком слоге находиться звук «т». «Угадай что звучит»Цель: развивать слуховое восприятие, память.Начинать необходимо с неречевых звуков. Для этого следует взять любой предмет, издающий звук. Далее предложить ребенку закрыть глаза и угадать чем издается звук. Это способствует развитию слухового внимания, формированию представления ребенка о звучании различных предметов.«Жмурки»Цель: развивать слуховое внимание, различать направления звука.Ребенок с закрытыми глазами старается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик. «Постучим»Цель: развивать слуховое внимание, восприятие, обучать чувству ритма.У детей с дизартрией не достаточно развит навык восприятия и воспроизведения. Очень важно обратить внимание на то обстоятельство, что в речи также присутствует ритмический рисунок. В данной связи дети «проглатывают» окончания, неправильно произносят слова, осуществляют замену слогов.Задание: простучать любой ритм, попросить ребенка повторить. Когда у ребенка начинает хорошо получаться выполнять задание, игру следует усложнить – повторить ритм необходимо с закрытыми глазами. «Правильный банан»Цель: развивать фонематический слух, восприятие, представления.В процессе выполнения упражнения следует переходить от неречевых звуков к речевым. Таким образом, у ребенка формируется внимание к правильному произношению слов. Необходимо показать ребенку какой-либо предмети спросить, правильно ли было слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно. Можно произнести слово так, как это является характерным для ребенка. Как правило, ребенок знает, что слово произнесено неправильно, поэтому он может различить правильный вариант ответа.ЗаключениеПоложительные результаты логопедической работы могут быть достигнуты, если соблюдены следующие основные принципы:осуществляется поэтапное взаимосвязанное формирование всех компонентов речи;реализуется системный подход к анализу речевого дефекта;применяется регуляция психической деятельности детей с помощью развития коммуникативной и обобщающей функций речи.В современной литературе большое внимание отводится вопросам совершенствования организации и методики логопедической работы с дошкольниками со стертой дизартрией. Содержание коррекционно-логопедической работы по формированию и развитию словаря детей с дизартрией опирается на следующие важнейшие педагогические принципы. Коррекционное воздействие при стертой дизартрии должно быть осуществлено в контексте той или иной деятельности ребенка, являясь средством, которое ориентирует его активность. Л.С. Выготским предложено выделять в развитии ребенка два ключевых уровня: уровень актуального развития и уровень потенциального развития. Используя данное положение, можно выделить основную стратегическую линию в процессе коррекционной работы с дошкольниками, страдающими стертой дизартрией. Необходимо осуществлять обучение ребенка от выполнения задания с помощью педагога к ее самостоятельному решению. Реализация данной идеи является возможной при постепенном усложнении предъявляемого обучающего материала. Список литературыАлексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. – М.: Академия, 2009. – 262с.Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480с.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М.: ООО Астрель, 2014. – 366с.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214с.Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2010. – 504с.Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 20077. – 272с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720с.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160с.Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2015. – 280с.Тарасова М.В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда практика // Логопед. 2012. № 4. С. 118- 122. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 416с.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 240с.Хватцев М.Е. Методика воспитания нормального произношения // Нарушение голоса и звуко- произносительной стороны речи. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. С. 128-148. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 250с.Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1964. – 672с.Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2014. – 144с. Приложение 1. Рисунки-символы при коррекции звукопроизношения
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 2012. – 352с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 480с.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Том 1: Психологическое развитие ребенка. – М.: Педагогика, 1986. – 344с.
5. Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. – М.: Просвещение, 1974. – 226с.
6. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. Психологический словарь. – М.: ООО Астрель, 2014. – 366с.
7. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214с.
8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический проект, 2010. – 504с.
9. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 20077. – 272с.
10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. – 720с.
11. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 160с.
12. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. – М.: Издательская группа «Прогресс», 2015. – 280с.
13. Тарасова М.В. Проблема дизартрии: взгляд логопеда практика // Логопед. 2012. № 4. С. 118- 122.
14. Ушакова Т.Н. Психолингвистика. – М.: ПЕР СЭ, 2016. – 416с.
15. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2013. – 240с.
16. Хватцев М.Е. Методика воспитания нормального произношения // Нарушение голоса и звуко- произносительной стороны речи. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. С. 128-148.
17. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2014. – 250с.
18. Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1964. – 672с.
19. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности и культуры устной речи. – М.: АРКТИ, 2014. – 144с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности есть у развития речи детей дошкольного возраста?
Развитие речи у детей дошкольного возраста характеризуется постепенным приобретением навыков произношения звуков, расширением словарного запаса, формированием грамматической структуры предложений и развитием коммуникативных навыков.
Какие методики используются при логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией?
При логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией используются различные методики, такие как артикуляционная гимнастика, развитие фонематического слуха, упражнения на усвоение звукопроизношения и другие.
Как организуется коррекционная работа у детей с дизартрией?
Коррекционная работа у детей с дизартрией организуется с помощью индивидуальной работы с логопедом, проведения специальных упражнений и игр, а также использования речевых аппаратов и других средств воздействия, направленных на улучшение произношения и развитие речи.
Какие логопедические игры используются при работе со школьниками со стертой дизартрией?
При работе со школьниками со стертой дизартрией используются различные логопедические игры, такие как "Найди звук", "Распознай пропущенный звук", "Собери слово", "Построй предложение" и другие, которые помогают развивать и улучшать произношение звуков и формировать правильную речь.
Какие особенности есть у развития речи детей с дизартрией?
У детей с дизартрией есть особенности в произношении звуков, они могут испытывать трудности в контроле речевых органов, а также возникают проблемы с формированием грамматической структуры предложений и развитием коммуникативных навыков.
Что такое дизартрия?
Дизартрия - это нарушение артикуляции, вызванное поражением центральной нервной системы. Оно проявляется в трудностях при движении речевых органов, что приводит к нечеткому произношению звуков и затрудненному образованию слогов и слов.
Какие особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста?
У детей старшего дошкольного возраста развитие речи происходит на основе уже сформировавшихся фонетических и грамматических навыков. Они улучшают свое произношение, учатся образовывать грамматически правильные предложения и усваивают новые слова и понятия.
В чем заключаются особенности развития речи у детей с дизартрией?
У детей с дизартрией происходят нарушения в подвижности речевых органов, что приводит к затруднениям в произношении звуков и формировании слов. Они могут иметь сложности с образованием слогов и плохо выговаривать некоторые звуки.
Как организовать коррекционную работу с детьми с дизартрией?
Для организации коррекционной работы с детьми с дизартрией необходимо проводить занятия с логопедом, который поможет развить и улучшить произношение звуков и научиться правильно образовывать слова. Также важно проводить специальные упражнения и игры, направленные на тренировку речевых органов и улучшение артикуляции.
Какие логопедические игры используются при работе с детьми с дизартрией?
При работе с детьми с дизартрией используются различные логопедические игры, например, игры на развитие артикуляционных движений, где дети тренируют движение своих речевых органов. Также проводятся игры на развитие слухового восприятия и анализа звуков, чтобы помочь детям правильно различать и произносить звуки.
Каковы теоретические особенности изучения речи детей со стертой дизартрией?
Изучение речи детей со стертой дизартрией основано на знании особенностей развития речи детей дошкольного возраста и детей с дизартрией. Понимание этих специфических аспектов позволяет логопеду эффективно применять методики коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.