психолого-социальная работа с пожилыми людьми в условиях специализированного учреждения на примере кцсоне

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 67 67 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 28.04.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы социального обслуживания пожилых людей 6
1.1.Особенности реализации нормативно-правовой базы для пожилых людей 6
1.2.Развитие системы социального обслуживания пожилых людей 15
1.3.Социальные услуги для пожилых представляемые в КЦСОНЕ 20
1.4.Психолого-социальная особенности лиц пожилого возраста 22
Глава 2.Социальная работа с пожилыми по оказанию социальных услуг на Консультативном отделении 30
2.1.Анализ отделения и комплекса услуг, предоставляемых пожилым 30
2.2.Потребности пожилых людей в психолого-социальных услугах 37
2.3.Исследование удовлетворенности пожилыми людьми социальными услугами полученных на консультативном отделении 44
Глава 3.Рекомендации по совершенствованию социальной работы с пожилыми людьми на консультативном отделении 57
3.1.Использование технологий психолог - социального обслуживания 57
3.2. Проведение профилактической работы 61
Заключение 64
Список литературы 67

Фрагмент для ознакомления

Все позволяет говорить о том, что пожилые люди высокую потребность в оказании медико - социальных услуг.Проведение исследование позволило сделать вывод о том, что социальная работа с пожилыми людьми с их точки зрения положительна, эффективна и в достаточной мере удовлетворяет потребности в социальных услугах. Работа КЦСОНЕ может быть признана в целом эффективной. Однако, исследование, проведенное в целях оценки эффективности системы социальной работы, использования технологий и кадрового потенциала позволяет также выявить и недостатки, которые присутствуют в системе в настоящее время и требуют решения:- у людей достаточно высока потребность в медико - социальном обслуживании, особенно тех, кто проживает в сельской местности;в поле зрения МКУ КЦСОНЕ находятся только те граждане, которые сами обращаются за социальной помощью, остальные - не охвачены вниманием социальных служб, профилактическая работа в этом направлении очень слаба.Так же нами было проведена беседа среди обслуживаемых клиентов отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов с целью определения эффективности предоставляемых социальных услуг. Изучалось отношение клиентов к получаемой помощи, мнение об услугах и их качестве, а также желание или возможности получать какие-либо дополнительные услуги.Таблица 9. - «Как пожилые люди узнали о работе МКУ КЦСОНЕОт работников Центра9(85%)Из разговора с обслуживаемыми5(9%)По радио2(3%)Случайно2(3%)Таки образом, можно сказать, что специалисты и социальные работники занимаются выявлением потенциальных клиентов, но в то же время реклама деятельности МКУ КЦСОНЕв СМИ находится на очень низком уровне.Таблица 10. - «Какие услуги вы получаете в МКУ КЦСОНЕНадомное обслуживание5(30%)Материальная помощь10(17%)Консультации по различным вопросам5(9%)Таким образом, большинство респондентов получают услуги надомного отделения. Возможно, что обслуживаемые информируются только об услугах отделения социальной помощи на дому и не знают, что ещё может им оказать Центр, каким образом повлиять на улучшение их жизни, т.е. необходимо обратить внимание на взаимодействие между отделениями и более полное информирование обслуживаемых.Ответы на вопрос: «Что вы можете сказать об уходе, который получаете от социальных работников?», получились такими - уход хороший, обслуживанием довольны, были высказаны благодарности в адрессоциальных работников. Подавляющее большинство на вопрос о том, «Насколько благожелательны социальные работники в общении; ответили, что с ними легко общаться, легко располагают к себе, выслушивают все просьбы, очень бесконфликтные, уважительные, внимательные, но несколько человек затруднились ответить на этот вопрос.Таблица 11. - «Учитываются ли ваши нужды и потребности теми, кто оказывает вам социальные услуги?»Учитываются11(93%)Не учитываются4(7%)Таким образом, положительно ответили большинство обслуживаемых, остальные отметили, что учитывается не всё, что необходимо, иногда стыдно просить помыть пол или что-то ещё, т.е. необходимо обратить внимание на оказание дополнительных услуг, разъяснение пользования ими.Таблица 12. - «Какие трудности в общении Вы испытываете?»Варианты ответовКоличество выборов (в том числе в %)а) Отсутствие речи0б) Затрудненная речь3(5%)в) Слабое зрение8(66 %)г) Глухота4(6 %)д) Проблемы с памятью15(26 %)е) Некоммуникабельность2(3%)г) Другое (укажите, что именно)0Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее большими трудностями в общении пожилых людей является слабое зрение и проблемы с памятью, меньшее количество респондентов выделяют глухоту и затрудненную речь, наименьшая часть отмечают неумение общаться.Был задан в анкете и такой вопрос: «Считаете ли вы, что служба социальной помощи должна уделять вам больше внимания?» высказывания были следующими:5 человек считают, что внимание со сторонысоциальной помощи им уделяется достаточно, т.к. они ещё сами стремятся что-то делать. Один респондент указывает на то, что не хватает общения; один клиент сетует на то, что внимания не хватает в выходные дни; один человек считает, что внимания должно быть больше, не указывает в чём это должно проявляться. Те, кому не хватает внимания в выходные, это обслуживаемые командой и можно предположить, что это пожилые люди 1 степени сложности обслуживания и у них есть потребность и зависимость от социальных работников.Таблица 13. - «Какие дополнительные услуги хотелось бы вам получать?»а) Помощь на дому16(27%)б) Организация культурных мероприятий11(19 %)в) Услуги парикмахера12(21%)г) Услуги юриста2(3 %)д) Ремонт обуви8(14%)е) Телефон доверия, психолог11(19 %)г) Другое (укажите, что именно)0Таким образом, необходимо изучать потребности клиентов в оказании помощи на дому и продумать вопрос об организации досуга и проведения культурных мероприятий, т.к. это для них важно - это и общение друг с другом, и ощущение себя не одиноким.Таблица 14.- В каких видах социально-бытовых услуг Вынуждаетесь?В доставке продуктов, лекарств,промтоваров22 %В уборке квартиры15%Мытье, стрижка, смена белья6%Помощь в посещении больницы,11 %прогулкеВ получении документов, справок42 %Таким образом, было выявлено, что большинство клиентов получают помощь в получении документов, справок, 22% в доставке продуктов, лекарств, промтоваров, 15 % в уборке квартиры, помощь в посещении больницы, прогулке 11%.Таблица 15. Информируют ли Вас социальные работники об изменениях в законодательстве РФ в социальном обслуживании граждан в Российской Федерации.Информируют10(93%)Не информируют(7%)Таким образом, положительно ответили большинство обслуживаемых, остальные отметили, что им их интересует качество обслуживания, а не изменения в законодательстве.Таблица 16. Оценка качества предоставленных услуг УслугиВысокоеСреднееНизкоеПокупка и доставка продуктов клиентам отделения63%34 %3%покупка и доставка горячих обедов10%60%30%помощь в приготовлении пищи59%32%9%подготовка продуктов питания для приготовления пищи59%32%9%покупка и доставка промышленных товаров75%20%5%покупка и доставка средств санитарии и личной гигиены75%20%5%покупка и доставка медикаментов85%13%2%Таким образом, большинство пожилых людей высоко оценили качество предоставленных услуг КЦСОНЕ.Выводы.МКУ КЦСОНЕ является подведомственным учреждением Управления социальной защиты населения. Организационно-правовая форма - государственное учреждение. Деятельность предприятия - предоставление социальных услуг без обеспечения проживания.Кадровый состав работников может быть охарактеризован как высокопрофессиональный. Работающие люди в основном женщины среднего возраста, они имеют достаточный стаж работы. Социально - психологический климат в коллективе - стабильный, достаточно благоприятныйОпределить степень эффективности проводимых мероприятий с позиции МКУ ЦСО позволил опрос пожилых людей, являющихся клиентами социальных работников, для выявления технологий социальной работы, которые показывают себя как наиболее эффективные. Помимо проведения опроса эффективность оказания социальных услуг с позиции МКУ ЦСО была оценена через расчет количества пожилых людей, которые сопровождаются одним социальным работником. По результатам проведения анализа были выявлены основные проблемы, стоящие перед МКУ ЦСО в настоящее время.Глава 3.Рекомендации по совершенствованию социальной работы с пожилыми людьми на консультативном отделении3.1.Использование технологий психологj - социального обслуживанияВ результате выполненного анализа в гл.2 были выявлены следующие основные проблемы в сфере организации социальной работы с пожилыми людьми:Проблема 1.у людей достаточно высока потребность в медико - социальном обслуживании, особенно тех, кто проживает в сельской местности;Проблема 2. демографическая ситуация в МКУ КЦСОНЕусложняется, наблюдается тенденция старения населения, что характеризуется увеличением числа людей, которые нуждаются в социальной поддержке, что проявляется в возрастании нагрузки на социальных работников;Проблема 3. в поле зрения МКУ КЦСОНЕ находятся только те граждане, которые сами обращаются за социальной помощью, остальные - не охвачены вниманием социальных служб, профилактическая работа в этом направлении очень слаба.Для решения обозначенных проблем возможно рекомендовать следующее:увеличить количество сотрудников осуществляющих социальное обслуживание на дому, привлечь к данной проблеме волонтерские движения, студентов специальностей социальной работы;повысить уровень квалификации сотрудников с возможностью изучения технологий психологического общения с пожилыми одинокими клиентами;необходимо пересмотреть стоимость предоставляемых услуг для граждан, пенсия которых незначительно превышает прожиточный минимум;для доставки продуктов и товаров первой необходимости необходимо создание единой транспортной и складской логистики;модернизировать систему надомного обслуживания населения на основе новейших достижений в сферах: интерактивных коммуникаций; средств передачи данных; вычислительной техники; организации труда; оптимизации бизнес-процессов, что позволит высвободить время для большего общения с клиентом;увеличить объем и ассортимент социальных услуг, повысить их качество, внедрить услугу постоянный уход за нуждающимися в нем гражданами;для контроля выполнения заказа и учета времени социального работника необходимо внедрение компьютерной технологии приема,обработки и контроля доставки заказов на товары и услуги, на базе новейших планшетных компьютеров (ПК) с установленным на них специализированным программным обеспечением (СПО), что позволяет:сократить время передачи корректировки заказа от клиента к соцработнику для его исполнения;в режиме реального времени передать заказ другому соцработнику в случае необходимости;руководству учреждений социального обслуживания населения в любое время получить точную информацию о месте нахождения, роде и результативности деятельности каждого социального работника.Внедрение Автоматизированной информационной системы (АИС) позволяет:в режиме реального времени принимать от потенциальных поставщиков информацию о наличии, ценах и качественных характеристик максимально широкого круга товаров и услуг и передавать ее на ПК социальных работников для предоставления клиенту;привлечь к обеспечению клиентов достаточно широкий круг поставщиков;в режиме реального времени принимать и снимать с ПК социальных работников заказы клиентов и обрабатывать их исполнение;отслеживать потребности клиентов с учетом их индивидуальных особенностей;формировать соответствующие статистические и отчетные документы о востребованности услуг и пожеланиях клиента, что является реализацией положений государственной концепции создания электронного правительства, закрепленной в различных нормативных актах Российской Федерации и г. Томска;собирать отзывы клиентов о поставленных конкретным поставщиком товарах и услугах и учитывать их в дальнейшем;создание, за счет средств компаний-инвесторов, разветвленной сетимобильных пунктов концентрации заказов, оборудованных персональными боксами клиентов и находящихся в шаговой доступности от места проживания клиентов, что позволит:сократить время доставки заказа социальным работником от места получения сформированного заказа до места жительства клиента;учитывать поступающие от поставщиков товары в электронном виде, путем электронной маркировки каждого заказа;концентрировать поставленные различными поставщиками в адрес одного клиента товары в индивидуальном боксе клиента, откуда их забирает обслуживающий клиента социальный работник;в короткий срок перевозить такой мобильный пункт на новое место при изменении распределения клиентов по территории района.Учитывая результаты проведенных исследований, с целью улучшения качества обслуживания пожилых людей на дому можно предложить:привлекать студентов по специальности социальная работа, которые проходят практику в учреждении;проводить активную работу по выявлению одиноких пожилых людей, нуждающихся в помощи;более активно использовать СМИ, которыми пользуются пожилые люди (газеты, местное телевидение);при планировании дополнительных услуг, которые могут быть оказаны пожилым людям, учитывать индивидуальные потребности клиента;оказывать помощь квалифицированного психолога с выездом на дом к пожилому человеку.Ожидаемыми результатами реализации указанных мероприятий по модернизации социального обслуживания граждан пожилого возраста станут специализация социальных услуг, технологизация оформления и доставки товаров, которые приведут к тому, что:сократятся расходы живого труда на снабжение обслуживаемыхграждан продуктами питания, лекарственными средствам и услугами ЖКХ, на другие услуги, не требующие тесного общения с клиентом;повысится качество обслуживания, так как клиенты получат именно те товары, которые они заказывали (а не те, которые можно найти в ближайших магазинах);сузится поле для возможных злоупотреблений, так как автоматизированная информационная система будет отбирать поставщиков товаров в соответствии с объективными критериями;социальное обслуживание, сохраняя и повышая уровень достигнутых обеспечивающих услуг, в то же время будет развивать непосредственную работу с человеком, шире предоставлять гражданам коммуникативно - психологическую поддержку.Психолого-социальная работа за последнее время становится все более актуальной. Место профессиональной деятельности социального работника может быть охарактеризовано как динамичное. Связано это с тем, что в процессе оказания социальной помощи работник принимает на себя разноплановые роли, которые определяются разными факторами: типом социального учреждения, характером услуг, целями и задачами, прогнозируемыми результатами. Именно по этой причине функции социальных работников могут меняться и расширяться с течением времени. Это определено тем, что в определенных ситуациях деятельность носит характер оказания медицинской, социальной, юридической и иных видов помощи, в ряде случае представляет собой морально - психологическую поддержку или коррекционно - педагогическую деятельность.Психолого-социальная работапредполагает использование разных форм и методов. Реализация работы осуществляется через цепь учреждений, среди которых выделяются центры медико-социального обслуживания, стационары дневного пребывания, учреждения и специальные дома для пожилых людей.Имея необходимые личностные и профессиональные качества, социальные работники способны улучшать жизнь пожилых людей.Выбираемая технология психолого - социального обслуживания для обоснования ее применения сравнивается с используемой в настоящее время технологией социального обслуживания, для чего проводится анализ, представленный в таблице17. Основой для выполнения сравнения является балльная оценка на уровне 10 баллов (максимум).3.2. Проведение профилактической работыПрофилактика - это одна из форм социальной работы, которая позволяет устранять проблемы на этапе их зарождения. Профилактика представляет собой своевременные действия, которые направлены на преодоление противоречий в представлении пожилых людей о желаемой жизни и жизни реальной.В целом социальная профилактика делится на общую; первичную, вторичную, третичную.Общая профилактика предполагает использование комплексного подхода, который позволяет предотвратить возможные проблемы.Первичная профилактика направлена на предупреждение еще не определенной проблемы.Вторичная профилактика ориентирована на реабилитацию и социальную адаптацию, также как и третичная профилактика, однако, в последней предусмотрены медицинские и социальные показания.Врамкахреализации профилактической работы возможноиспользование нейтрализующих, компенсирующих, предупреждающих, устраняющих и контролирующих мероприятий.В качестве профилактических мероприятий возможно использование методов, которые будут ориентированы на работу с пожилыми людьми на данномэтапе,реализуянейтрализующие, компенсирующие иконтролирующие функции. Предлагаемые мероприятия позволят не только оценивать текущее состояние пожилых людей, но и за счет вовлечения в круг общения людей, не охваченных социальной поддержкой, выявлять тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи на данном этапе, что позволит предупредить возможные проблемы. Отдельно необходимо отметить то, что многие люди в этом возрасте страдают от одиночества - вовлечение их в круг общения позволит им чувствовать себя полноценно в среде своих ровесников.Также предлагается, проводит ориентированные профилактические мероприятия, которые подстраиваются в работе под определенного человека. Для примера можно использовать так называемую модель «третьего возраста» для конкретного человека. Конечно, для социального работникаэто существенная дополнительная нагрузка, вовлечение в новую сферу деятельности, однако, такая работа в случае адресности будет очень результативной.Выводы.В главе представлены мероприятия по повышению качества социального обслуживания населения. Каждое предлагаемое мероприятие, которое может быть рассмотрено и применено в практике деятельности ЦСО, позволит оптимизировать и работу социальных работников, и улучшить качество обслуживания, и найти индивидуальный подход к каждому клиенту. Так как каждое из предлагаемых мероприятий ориентировано на решение конкретных выявленных проблем, то необходимо отметить то, что они учитывают особенности проведения работы в отдельно взятом направлении.ЗаключениеПодводя итоги проведенному исследованию, можно сделать вывод, что социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по оказанию помощи, социальной поддержке слабо защищенным слоям населения, а так же гражданам попавшему в трудную жизненную ситуацию в виде социально-бытовых, медицинских, психологических, педагогических, правовых, материальных услуг, с целью социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудном жизненном положении.В результате изучения социального обслуживания пожилых людей был сформулирован основной подход к его организации, ориентированный на изменение психологической установки пожилого человека с пассивной на активную. В таком случае важной составляющей деятельности социального работника становиться психологическая работа с пожилым человеком в направлении изменения установки пожилых и старых клиентов. В рамках этой установки пожилой человек должен воспринимать себя с позиции субъекта социальной работы.Среди психологических особенностей пожилых людей можно отметить то, что пожилые люди являются группой, которая подвергается стереотипным представлениям, приписываниям и ожиданиям, чаще всего - негативным. Несмотря на различия, свойственные каждой возрастной категории, необходимо заметить, что большее значение при работе с пожилыми людьми имеет не фактический возраст человека, а его самоощущение.По результатам исследования социального обслуживания пожилых людей на дому были выявлены два направления работы: 1)работа с семьей пожилого человека; 2) работа непосредственно с пожилым человеком с привлечением специалистов разных профилей.Для анализа эффективности социального обслуживания пожилыхлюдей на дому, осуществляемого «ККЦСОН», было проведено анкетирование - выборочное интервью граждан пожилого возраста, получателей надомного социального обслуживания, на дому (опросный лист заполнялся со слов респондента). Исследование было нацелено на изучение потребности в социальных услугах на дому, отношение респондентов к оказанию помощи и уходу со стороны государственных органов и изучение удовлетворенности одиноких пожилых людей качеством предоставляемых социальных услуг на дому.Наиболее популярной услугой является услуга покупки товаров первой необходимости, в т.ч. лекарственные средства, организация медицинского обслуживания и оплата коммунальных услуг. Однако среди респондентов имеются такие, которые хотели бы получать дополнительные услуги, такие как: услуги по содействию в обеспечении ухода с учетом состояния здоровья, оказанию психологической помощи на дому, а не с доставкой клиента в центр, сопровождение социальным работником клиента на прогулку, в парк, театр, на кладбище. Оценка качества предоставляемых услуг показала, что клиенты в основном довольны качеством предоставляемых услуг, но указывают на некоторые недостатки: ограниченное временя для общения, высокая стоимость услуг.Учитывая результаты проведенных исследований, с целью улучшения качества обслуживания пожилого населения было рекомендовано: организовать мероприятия по внедрению компьютерной технологии приема, обработки и контроля доставки заказов на товары и услуги; привлечение волонтеров и студентов по специальности социальная работа к оказанию социального обслуживания; при планировании дополнительных услуг учитывать индивидуальные потребности клиента; более активно использовать СМИ, которыми пользуются пожилые люди.Реализация перечисленных в работе мероприятий позволит сократить время на обслуживание граждан, высвободить время для общения с клиентами, повысить качество обслуживания, повысить уровень достигнутых обеспечивающих услуг, шире предоставлять гражданам коммуникативно-психологическую поддержку.В результате изучения технологий социальной работы, были выявлены технологии, направленные на работу с пожилыми людьми:-социальная адаптация пожилых людей;-реабилитация пожилых людей;-геронтологическая поддержка пожилых людей;-индивидуальное консультирование;-медико-социальная поддержка;-приемные семьи для пожилых людей;-адресная социальная помощь;-институты взаимопомощи пожилых людей;В процессе анализа требований к людям, работающих в сфере социальной работы с пожилыми людьми, были выявлены следующие профессиональные качества: это высокий уровень образования, культуры, знания по широкому кругу значимых проблем в сфере педагогики, психологии. Специалист по социальной работе должен быть хорошо подготовленным профессионалом, умело вести работу среди населения, в экстремальных условиях найти правильное решение. Способность к перенесению больших психологических и моральных нагрузок, компетентность и соответствие требованиям стандартов. Социальная работа - это профессиональная деятельность, в которой часто личные качества определяют эффективность работы. Список литературыКонституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 7805.02.2014№ 2-ФКЗ, от 21.07.2014№11-ФКЗ).// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/105642/(дата обращения: 08.05.2016) Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от "О государственной социальной помощи" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». Федеральный закон от 28.12.2013 №442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочноправовойсистемы«КонсультантПлюс»Альперович В.Д. Социальная геронтология / В.Д.Альперович. - Д .: Феникс, 2013. - 557 с.Артюхов А.Т. Образ жизни пенсионеров по возрасту и состоянию здоровья / А.Т.Артюхов. - М.: Бек , 2015. - 125 с.Баркер, Р. Словарь социальной работы / Р. Баркер. - М.: Институт социальной работы, 2014. - 134 с.Григорьев С.И., Гусляков Л.Г., Ельчанинов В.А. Теория и методология социальной работы. - М.: Норма, 2014. - 156 с.Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. СПб. : Питер, 2014. -350 с.Гуслова М.Н. Теория и методика социальной работы: учебник для нач. проф. образования / М.Н.Гуслова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 160 с.Дыскин А.А., Решетов А.Л. Здоровье и труд в пожилом возрасте.Киселева Т. Г., Бобик Т. В. Исследование социально-психологических проблем пожилых людей // In Situ.- 2015. - № 1. - С. 117- 125.Корчагина Л. М. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб.-методич. пособие.- ГОУ ДПО "Рязанский обл. ин-т развития образования".- Рязань, 2011. - С.132-146.Котова Д. В. Социальная работа в Швеции и России: сравнительный аспект //Социально-экономическое развитие российского общества: современные тенденции /Сборник научных статей по материалам межвузов. науч.-практич. конф. - 2016. - С. 28- 34.М.: Дело, 2013. - 160 с.Социально-образовательная работа в регионе с групприска. Монография/научныередакторы С.М , с°е С.С. Лебедева. СПБГИПСР, СПб., 2009.Лебедева С.С. Инвалиды и лица пожилого возраста: социально-педагогический аспект. Монография. – СПБГИПСР, СПБ., 2015. – 126с.Максимова С. Г. Социально-психологические особенности лиц позднего возраста / С.Г. Максимова. - М. : Барнаул, 2010. - 99 с.Медведева Г. П. Этические основы социальной работы : учеб. для вузов / Г. П. Медведева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Академия, 2012. - 288 с.Моздокова Ю. С. Социальная работа с пожилыми людьми в России и зарубежных странах / Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук сборник научных трудов. - Таганрог, 2012. - С. 254264.Оганян К. М. Социальная работа с пожилыми людьми // В книге: Теория и практика управления в социальной работе. - СПб.: Питер, 2015. - С. 158-162.Павленок П. Д. Методология и теория социальной работы : учеб. пособие / П. Д. Павленок . - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 267 сПисарева А.В. Пожилые люди, в социальной структуре современной России / А.В. Писарева. - М. : Российская академия наук, 2010. 30 с.Рахматуллина Ю. Д. Социальная работа с пожилыми людьми // В сборнике: Образование и наука: современное состояние и перспективы развития / Сборник научных трудов по материалам междунар. науч.- практич. конф.: в 6 частях./ Министерство образования и науки Российской Федерации. 2014. - С. 102-119.Рева И. В. Экономическая и социальная эффективность организации лечебной помощи в Японии / И. В. Рева, Т. А. Полещук, А. Н. Гульков, Ю. И. Гайнуллина, В. В. Усов, Е. А. Сон, А. Р. Ким, Г. В. Рева // Успехи современного естествознания. - 2015.- № 1- 3.- С. 373- 381.Салпагаров А. А. Социальная работа с пожилыми и старыми людьми // В сборнике:Наука сегодня:теоретические и практические аспекты Междунар. науч.-практич. конф./ Научный центр "Олимп".- М. - 2015. - С. 479.Скворцова Е. В. Социальная работа с пожилыми людьми в условиях центра социального обслуживания // Научный поиск. - 2014. - № 2.1. - С. 14-22.Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность: учеб. пособие / под ред. А.А.Козлова. - М. : КНОРУС, 2015. - 368 с.Социальная работа: теория и практика : учеб. пособие / под ред. А.С. Сорвиной. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 450 с.Спирина М. О. Организационная специфика волонтёрского движения: сравнение опыта России и Франции // Экономическая социология. - 2015. - № 2. - С. 24- 54.Старцева О. Н. Опыт взаимодействия науки, образования и социальной практики в социальной работе с пожилыми людьми / О.Н. Старцева, И.Ф. Албегова // Вестник социально-политических наук. - 2012. - № 11. - С. 98- 102.Технологии социальной работы с лицами пожилого возраста и инвалидами: учебник / Г.Ф. Нестерова, С.С. Лебедева, С.В. Васильев. – М.: Академия, Московские учебники, 2011. – 320 с.Тетерский С. В. Введение в социальную работу : учеб. пособие / С. В. Тетерский . - М. : Академический Проект, 2012. - 496 с.Технологии социальной работы / под общ.ред. Е.И.Холостовой. - М. : ИНФРА-М, 2014. -400с.Технологии социальной работы: учебн. пособие для ВУЗов под ред. И.Г. Зайнышева. - М. : «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2011. - 260 с.Технология социальной работы : учеб. / под ред. А.А.Чернецкой. Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 400 с.Тюкин О. А. Социальное обслуживание пожилых людей: проблемы и тенденции // Идеи и идеалы. - 2015. - № 1 (23). - С. 112- 119.Тяпкина Т. Ю. Исторические аспекты формирования системы социального обслуживания населения в России // В сборнике: Актуальные проблемы истории, теории и практики социальной работы и социального образования / Сборник научных статей студентов и преподавателей кафедры теории и методологии социальной работы. - М. - 2015. - С. 132- 140.Федорова Г. Г., Баутина М. А. Социальная работа по предупреждению насилия над пожилыми людьми // В сборнике: Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Материалы II междунар. науч.-практич. конф./ Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена, кафедра социальной педагогики. - 2012. - С. 168- 172.Холостова Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми: учеб. для бакалавров. - М., 2014. - 256 с.Целых М. П. Организационный контекст современной социальной работы в США // Известия ЮФУ. Технические науки. 2013. - № 10 (147). - С. 163- 168.Чернова О. А. Исторические и медико-социальные аспекты пребывания пожилых людей в домах престарелых / О.А. Чернова, Я.С. Коновалов, А.Н. Ильницкий, И.В. Лебедев // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - С. 24.Шапарь, В.Б. Методы социальной психологии / В.Б. Шапарь. - Ростов н/Д. : Феникс, 2013. - 285 с.Шестак О.И. Социология: Учебное пособие /О.И. Шестак. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2012. - 155 с.ПриложениеПриложение 1.Первое направление - демография клиентов КЦСОНЕ:Укажите количество полных лет?Проживаете ли Вы самостоятельно (с мужем/женой), не используя постороннюю помощь?Достаточен ли Ваш доход (пенсия, пр.поступления) для удовлетворения собственных нужд и потребностей?Как давно возникла потребность в помощи при ведении домашних дел?Какие виды социально-бытовых услуг для Вас наиболее необходимы?Какой вид психолого-социального обслуживания Вам необходим?Нуждаетесь ли Вы в услугах психологической реабилитации?Какие мероприятия Вы могли бы предложить для повышения качества и доступности социального обслуживания?Имеют ли пожилые люди свободный доступ к необходимым социальным услугам?Какие критерии Вы считаете важными при оценке доступности и качества социальных услуг?Приложение 2 Анкета для пожилых людей при оценке эффективности социального обслуживания на дому по анализу удовлетворенности качеством оказания социальных услуг в организациях социального обслуживания Мы хотим узнать, как Вы оцениваете качество работы организации социального обслуживания, в которой Вам оказывают социальные услуги. Просим Вас с пониманием отнестись к анкетированию и внимательно ответить на задаваемые вопросы. Выберите один из вариантов на каждый вопрос. При этом не нужно указывать свое имя, Ваши личные данные нигде не прозвучат. Ваше мнение нам очень важно и будет учтено в дальнейшей работе. 1. Как пожилые люди узнали о работе МКУ ЦСО? а) от работников центра; б) из разговора с обслуживаемыми гражданами; в) по радио; г) случайно. 2. Какие услуги вы получаете в МКУ ЦСО?а) Надомное обслуживание; б) Материальная помощь; в) Консультации по различным вопросам.3. Учитываются ли ваши нужды и потребности теми, кто оказывает вам социальные услуги? а) Учитываются б) Не учитываются 4. Какие трудности в общении Вы испытываете? а) Отсутствие речи; б) Затрудненная речь; в) Слабое зрение; г) Глухота; д) Проблемы с памятью; е) Некоммуникабельность; г) Другое (укажите, что именно); 5. Какие дополнительные услуги хотелось бы вам получать? а) Помощь на дому; б) Организация культурных мероприятий в) Услуги парикмахера; г) Услуги юриста; д) Ремонт обуви; е) Телефон доверия, психолог; г) Другое (укажите, что именно). 6. В каких видах социально-бытовых услуг Вы нуждаетесь? а) В доставке продуктов, лекарств, промтоваров; б) В уборке квартиры; в) Мытье, стрижка, смена белья; г) Помощь в посещении больницы, прогулке; д) В получении документов, справок. 7. Информируют ли Вас социальные работники об изменениях в законодательстве РФ в социальном обслуживании граждан в Российской Федерации. а) Информируют; б) Не информируют. 8. Повлияло ли на обслуживание Вас социальным работником в связи с изменениями в законодательстве? а) Повлияло; б) Не повлияло. 9. Оцените качество предоставленных услуг МКУ ЦСО. а) высокое; б) среднее; г) низкое.

Список литературы
1. Конституция Рос. Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 7805.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от "О ветеранах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.ru/105642/(дата обращения: 08.05.2016)
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
5. Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от "О государственной социальной помощи" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант».
6. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [Электронный ресурс] / Официальный сайт справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

министерство образования российской федерации

Федерального государственного образовательного учреждения

образования

"Санкт-Петербургский государственный экономический университет"

Кафедра "Теории и социальной практики"

РАБОТА

Тема: Социальная поддержка одиноких лиц пожилого возраста (на базе Спб ГБУ "КЦСОН Курортного р-на")

Заведующий кафедрой d. м. н., профиль Овчаренко С. А.

Научный руководитель d. м. н., профиль Овчаренко С. А.

Дипломник студентка 6 курса

форма обучения заочная

специальность социальная помощь

Степанова Екатерина Анатольевна

"16" января 2014 года

Санкт-Петербург

2014 год,

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Социальные аспекты проблемы одиночества пожилых людей

1.1 Пожилых людей, социальной общности

1.2 Одиночество пожилых людей как социальная проблема

1.3 Социальная помощь одиноким с пожилых людей

Глава 2. Опыт одиночества пожилыми людьми в учреждениях социального обслуживания (на базе Спб ГБУ "КЦСОН Комплекса района")

2.1 Организация, структура и анализ деятельности центра

2.2. Деятельность специалиста по социальной работе на примере отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого растет и инвалидов

2.3 Социально-обусловленных причин чувства одиночества пожилых людей (на материалах анкетного опроса)

ВЫВОД

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ЗАПРОС

Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема одиночества пожилых людей во всем мире носит универсальный характер. В России на фоне массовой бедности населения, проблемы одиночества пожилых людей стоит особенно остро. Одиночество пожилых людей проявляется как невостребованность, отчужденность в обществе, их чувство собственной неполноценности, бесполезности. В этой связи, поиск эффективных путей преодоления одиночества в пожилом возрасте является актуальной проблемой на сегодняшний день. Характерно, что в последние 20 лет численность престарелых в возрасте 85 лет и старше увеличилась более чем вдвое, в то время как население России уменьшилось.