Нарушение слоговой структуры слова у детей с дизартрией и дислалией

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 19 19 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 28.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ с НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ (ДИЗАРТРИЯ И ДИСЛАЛИЯ) 3
1.1. Слоговая структура слова и ее формирование в онтогенезе 3
1.2. Особенности нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией 10
ЛИТЕРАТУРА 18

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, исследователи А. Н. Винарская, Г. А. Каше, Г. Е. Левина, А. К. Маркова, А. Н. Усанова и др., причинами нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей считают слабость акустико-гностических процессов, недоразвитие речедвигательного анализатора, нарушения звукопроизношения с атипичными компенсаторными механизмами артикуляции, отсутствие чувства предела слова и слога (светится нышко - светит солнышко). К тому же в целом отсутствие восприятия ритмичности речи приводит к тому, что ребенок со значительными затруднениями овладевает ритмико-мелодической структурой слова, вследствие чего лексема еще долгое время не находит свое послоговое выражение.Рассмотрим, какие именно виды нарушений звуко-слоговой структуры слов наблюдаются у детей с дизартрией и дислалией. Спектр указанных отклонений достаточно широк и может варьироваться от легкой степени, когда ребенок, спеша выразить собственное мнение, выпускает слоги или искажает слова, к тяжелому, характеризующемуся неспособностью безошибочно сказать слово даже простой слоговой структуры. Как отмечают исследователи Б. Киттерман, Р. Е. Левина, А. К. Маркова и др., тот или иной вид деформации слоговой структуры слова коррелирует с особенностями развития ряда неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений, способности к серийно -последовательной обработки информации, линейного поэлементного анализа языковых единиц, вероятного прогнозирования, упреждающего синтеза, генерализации, различных видов контроля.У детей чаще всего фиксируются такие нарушения звуко-слоговой структуры слов: перестановки, добавления, элизии, ассимиляции (от лат. А asimilatio -слитие, усвоение), персеверации (от лат. perservatio - упорство) и контаминации (от лат. contaminatio - смешивание) [4].Перестановки проявляются в нарушении последовательности слогов в слове и часто связаны с полным или недостаточным пониманием детьми семантики того или иного слова (летефон - телефон).Добавление чаще всего проявляются в привлечении ребенком лишней слогообразующей гласной, преимущественно при стечении согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (масило - масло). А. К. Маркова [14] видит причину таких нарушений в чрезмерном привлечении внимания ребенка к звуковой составляющей слов, когда он при произношении пытается разделить каждую лексему на отдельные звуки (сытол - стол). По мнению М. X. Швачкина, при произнесении слов со стечением согласных в артикуляционном аппарате ребенка происходит «взрыв», что приводит к образованию «рудиментарного слога» в виде добавления гласного звука.Элизии же, наоборот, выражаются в виде сокращения составляющей контура слова путем выпадения слогообразущей гласной громкой (чаще безударной), одного или нескольких слогов (зино - козленок, вари - аквариум). Такие нарушения Г. М. Лямина объясняла недостаточным умением ребенка приспосабливать движения органов артикуляционного аппарата к звуко- двигательным эталонам услышанной речи. Это подтверждается тем, что варианты стечения согласных в русском языке очень фонетически разнообразны, поэтому их усвоение является достаточно сложным.С. Н. Цейтлин [23] определила, что наибольшее количество элизий приходится на совпадение согласных в сочетании: а) сонорный + глухой - выпадает сонорный (кубок - клубок, туба - труба) б) сомкнутый + щелевой - выпадает щелевой (вок - волк, пать - спать). Наиболее выраженные проявления элизий можно наблюдать у детей, в речи которых используются преимущественно слова-фрагменты (ик - кубик) или отдельные звукоподражания для обозначения предметов, ситуаций, действий (би-би - машина, ехать, машина едет), а иногда слова, которые совсем не соответствуют лексемам родного языка (тюна - чашка).Исследования А. Н. Гвоздева, Т. Г. Егорова, Б. Киттермана и др. доказали, что сила произнесения безударных слогов в слове неодинакова, а потому, как правило, при произношении слов ударный состав сохраняется. При совпадении согласных восприятие детьми слоговой структуры особенно затруднено, что и приводит к пропускам слогов. Н. И. Жинкин [7] объяснял возникновение элизий тем, что при произношении многосложного слова или лексемы со стечением согласных глотка ребенка не успевает почувствовать составляющие модуляции или чувствует их слишком слабо, что, в свою очередь, не позволяет четко определить звуко- слоговую структуру.Ассимиляции проявляются в уподоблении одного слога другому (дедедик - медведик). При этом ребенок часто повторяет ритмический набросок слова (папата -лопата), что является самым простым способом заполнения составляющей контура слова доступными для произношения ребенка звуками. В своих трудах С. Н. Цейтлин [23] упоминает о дистантной ассимиляции, когда один звук воздействует на другой в зависимости от способа преодоления преграды или места препятствия выдыхаемого воздуха (Наня - Надя).Одним из видов нарушений слоговой структуры слов являются персеверации, при которых ребенок инертно застревает на том или ином составе слова (ба-ба-бушка - бабушка). Педагогам и родителям следует быть особенно внимательными, когда персеверации наблюдаются на первом слоге, ведь это может привести к возникновению у ребенка темно-ритмических нарушений судорожного характера - заикания.Еще одним из видов нарушений слоговой структуры слов являются контаминации, которые проявляются в слиянии целых слов или их частей в одно слово (ябуш - яблоко и груша).В наиболее сложных случаях нарушения слоговой структуры становятся психологическим барьером для общения детей. При необходимости произнести многосложное или сложное для произношения слово они замолкают или заменяют название предмета его описанием или определенным жестом.Итак, если в нормальном онтогенезе элизии слогов преодолеваются до 2 л. 3 мес, добавление количества и уподобление слогов исчезает до 2,5 г., а сокращение стечений согласных - до трех лет, то в условиях дизонтогенеза нарушения слоговой структуры наблюдаются в течение дошкольного и младшего, а в случаях сложных речевых недостатков и среднего школьного возраста, что приводит к значительным трудностям в усвоении детьми навыков звукового и звуко- буквенного анализа, в овладении предметами языкового цикла, к нарушению общения в целом, возникновению негативных психологических наслоений. Именно поэтому для каждого учителя-логопеда формирования звуко-слоговой структуры слов у детей является таким необходимым и важным направлением коррекционно-развивающей работы.Таким образом, овладение слоговым составом слова не стоит в прямой зависимости от овладения отдельными звуками. Неумение воспроизвести слоговую структуру слова удерживается дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Изолированное произнесение звука и произнесение его в составе слова представляют для ребенка с дизартрией задачи разной трудности.У детей со стертой дизартрией отмечается взаимозависимость между нечеткими артикуляционными образами и слуховыми дифференциальными признаками звуков, что приводит к искажению формирования фонематического слуха. Недостаточность фонематического слуха уже в раннем возрасте тормозит созревание фонетического слуха, призванного следить за последовательностью слоговых рядов в речи ребенка.Мы, в отличие от некоторых авторов, подчеркиваем также, что в произношении детей с дислалией и фонетико-фонематическим недоразвитием речи слоговой контур слова не искажается. Если же такой дефект имеет место, значит перед нами ребенок с одним из нарушений, затрагивающих все компоненты языковой системы.ЛИТЕРАТУРААгранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2000.Артеменко О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. // М.: Изд – во РАЕ - № 8, 2011. – 133 с.Бондарко Л.В. Звуковой строй современного русского языка Учебное пособие. — М.: Просвещение, 1977. — 176 с.ВолосатоваЕ.Л., Шереметьева Е.В. Комплексная дифференциациястертой дизартрии и дислалииу детей старшего дошкольного возраста Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 8Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей двух - трех лет. Магистерская дисс. РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.,2007.Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа, 1959. - Вып.4.Лепетченко М. В. Логопедія. Дизартрія : навчально-методичний посібник [для студ. спец. 6.010105 Корекційна освіта] / М. В. Лепетченко – Д., 2015. – 36 с.Логопсихология: учебно-методическое пособие / авт.-сост. С.В. Лауткина. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 173 с. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2 С.49-53.Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с недоразвитием речи : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. : спец. 13.00.03 „Коррекционная педагогика» / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с.Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1969. - №5.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. –365 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 сРібцун Ю. В. До питання диференційної діагностики дислалії та мінімальних проявів дизартрії / Ю. В. Рібцун // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова : зб. наук. пр. – № 21. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. – С. 226–230. Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М. Фонетика современного русского языка, 2010.Соботович Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии [извлечения и тексты] : [учебн. пособие] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – в 2 тт. Т. І. – С. 208–213.Современный русский литературный язык / Под ред. П. А.Леканта — М., 2009гТитова Т.А. Нарушение звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003.Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. - М., 2001.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М, 2000.Шарапова Э.В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении // ПНиО. 2015. №6 (18) С.44-48. Fee J. & Ingram D. Reduplication as a strategy of phonological development // J. Child Language. V.9, N 1, Fcbr.1982.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2000.
2. Артеменко О.Н. Нарушения звукопроизношения у дошкольников с минимальными дизартрическими расстройствами // Международный журнал экспериментального образования. // М.: Изд – во РАЕ - № 8, 2011. – 133 с.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи [текст] / Александр Николаевич Гвоздев. - СПб.: „Детство-Пресс», 2007.-472 с.
4. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста. — СПб., 2008.
5. Жинкин Н. И. Механизмы речи [текст] / Николай Иванович Жинкин. -М. : Директ-Медиа, 2008. - 1104 с.
6. Итигина М.Л. Взаимосвязь слоговой структуры слова и объема активного словаря в речи детей двух - трех лет. Магистерская дисс. РГПУ им. А. И. Герцена. - СПб.,2007.
7. Левина Р.Е. Нарушение слоговой структуры слова у детей // Специальная школа, 1959. - Вып.4.
8. Макарова Н.В. Основные проявления недостаточности звукопроизносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. №2 С.49-53.
9. Маркова А. К. Особенности овладения слоговым составом слов у детей с недоразвитием речи : автореф. дисс. на соискание уч. степени канд. пед. наук. : спец. 13.00.03 „Коррекционная педагогика» / А. К. Маркова. - М., 1963. - 19 с.
10. Маркова А.К. Овладение слоговым составом слова в раннем возрасте // Вопросы психологии. - 1969. - №5.
11. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 2009. –365 с.
12. Понятийно-терминологический словарь логопеда [текст] / под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – 400 с
13. Рібцун Ю. В. До питання диференційної діагностики дислалії та мінімальних проявів дизартрії / Ю. В. Рібцун // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова : зб. наук. пр. – № 21. – К. : НПУ імені М. П. Драгоманова, 2012. – С. 226–230.
14. Соботович Е. Ф. Проявление стертых дизартрий и методы их диагностики / Е. Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская // Хрестоматия по логопедии [извлечения и тексты] : [учебн. пособие] / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Гуманит. изд. центр «Владос», 1997. – в 2 тт. Т. І. – С. 208–213.
15. Титова Т.А. Нарушение звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003.
16. Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. - М., 2001.
17. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. - М, 2000.
18. Шарапова Э.В. Инновационные методы развития слоговой структуры слова у детей в дошкольном образовательном учреждении // ПНиО. 2015. №6 (18) С.44-48.
19. Fee J. & Ingram D. Reduplication as a strategy of phonological development // J. Child Language. V.9, N 1, Fcbr.1982.


Вопрос-ответ:

Что изучает первая глава диссертации "Нарушение слоговой структуры слова у детей с дизартрией и дислалией"?

Первая глава диссертации "Нарушение слоговой структуры слова у детей с дизартрией и дислалией" изучает теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с нарушением речи дизартрией и дислалией.

Как формируется слоговая структура слова в онтогенезе?

Синтез слоговой структуры слова происходит в онтогенезе через постепенное развитие речевого аппарата и звуковой анализ речи.

Какие особенности нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией?

Особенности нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией заключаются в нарушении преобразования звуковой структуры слова в слоговую, а также в затруднениях в артикуляции и произношении определенных звуков и звукосочетаний.

Какие исследователи занимались проблемой нарушений слоговой структуры у детей?

Исследователями, занимавшимися проблемой нарушений слоговой структуры у детей, были: А.Н. Винарская, Г.А. Каше, Г.Е. Левина, А.К. Маркова, А.Н. Усанова и другие.

Какие причины могут быть связаны с нарушениями слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией?

Причинами нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией могут быть связаны с нарушениями работы речевого аппарата, затруднениями в артикуляции и проникновением ошибочных звуковых связей.

Какие причины могут быть у нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией и дислалией?

Причинами нарушений слоговой структуры слова у детей с дизартрией и дислалией могут быть: А Н Винарская, Г А Каше, Г Е Левина, А К Маркова, А Н Усанова, и другие исследователи указывают на различные причины таких нарушений, такие как нарушения звукопроизношения и артикуляции звуков, задержка речевого развития, слабость мышц артикуляционного аппарата и т. д.

В чем заключаются особенности нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией?

Особенности нарушений слоговой структуры у детей с дизартрией и дислалией могут быть различными. Например, исследователи отмечают нарушения звукопроизношения и артикуляции звуков, задержку речевого развития, слабость мышц артикуляционного аппарата и другие физические проблемы, которые могут влиять на формирование слоговой структуры слова.

Как формируется слоговая структура слова в онтогенезе?

Формирование слоговой структуры слова происходит в процессе онтогенеза. Вначале дети учатся выделять и произносить звуки. Затем они начинают сочетать звуки в слоги. Постепенно, с развитием речи, слоговая структура слова становится более сложной и ребёнок учится формировать и использовать слоги правильно.

Каково теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с нарушением речи?

Теоретическое обоснование проблемы коррекции нарушения слоговой структуры слова у детей с нарушением речи основано на исследованиях различных авторов, таких как А Н Винарская, Г А Каше, Г Е Левина, А К Маркова, А Н Усанова и др. Эти исследования позволяют понять причины таких нарушений и разработать эффективные методы и программы коррекционной работы.