Зимние календарные праздники

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 30 30 страниц
  • 39 + 39 источников
  • Добавлена 25.03.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Народный календарь зимних праздников 6
1.1. Особенности календаря восточных славян 6
1.2. Система зимних церковных праздников 9
Глава 2. Языческие традиции в системе народных зимних праздников восточных славян 18
2.1. Святочные обрядовые традиции 18
2.2. Масленица 25
Заключение 30
Список литературы 31
Фрагмент для ознакомления

Отмечается Масленица в течение недели перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря (в связи с чем, в церковной литературе называется Сырной неделей), и заканчивается Прощеным воскресеньем. Изначально масленичные гуляния напоминали древние языческие сатурналии. «По сказаниям церковных историков, в эти дни безумствовали, то есть надевали на себя личины (маски), костюмы, причем переряжались мужчины в женские костюмы, а женщины в мужской наряд, иногда мужчины наряжались в довольно странные костюмы (пугалами), чтобы казаться страшнее, и такая костюмировка (народный маскарад) служила на Масленице поводом к самому веселому разгулу, неистовству…».В дохристианскую эпоху праздник был приурочен к весеннему равноденствию и обряды проводились для стимуляции плодородия в новом году.Масленицу называли широкой, обжорной, а также разорительницей. Масленица отмечалась по всей России и была одним из самых ярких и популярных зимних празднеств широкого народного гуляния. Согласно старинному поверью, неучастие в масленичных гуляниях могло навлечь на человека беду.Дата Масленицы зависит от даты празднования Пасхи и меняется каждый год.Масленичная неделя была богата обрядовыми и театрализованными действами, а также традиционными игрищами и забавами. Главными атрибутами Масленицы являются собственно чучело Масленицы, катание на санях, кулачные бои, гулянья. Традиционным масленичным блюдом у русских являются блины (одним из названий праздника является Блинница), у украинцев и белорусов - вареники, сырники и колодка. Из соломы делалось чучело Масленицы, которое наряжали в женское платье и возили по улицам. В конце праздника Масленицу сжигали. Чучело Масленицы олицетворялоархаичное умирающее и воскресающее божество, ритуал провода и сжигания которого сообщал плодородие земле. Пепел от сожженного чучела разбрасывал по полям.Большинство масленичных обрядов было ориентировано на создание семей и продолжение рода (например, «целовник», смотры молодоженов - «столбы», катания с гор и на упряжках и т.п.).Особое место занимали так называемые поминальные обряды, посредством которых народ обращался к умершим предкам, которые могли повлиять на плодородие земли, а также покровительствовали роду (например, кулачные бои, скачки, обильные трапезы с блинами). Сложившееся мнение о том, что масленичные блины символизируют солнце, неверно, так как блины издревле были обрядовым поминальным блюдом в культуре восточных славян.Масленичная неделя делилась на Узкую Масленицу (первые три дня) и Широкую Масленицу (четверг, пятница, суббота и воскресенье). Если в первый период допускались хозяйственные дела, то на Широкую Масленицу все дела прекращались.Каждый день Масленицы имел свое наименование и обычаи. Первый день - понедельник - «встреча масленицы». Дети строили в этот день снежные горы и зазывали Масленицу с горы кататься и блинами угощаться. В первый день посещали родных, где за круговой чашей договаривалисьо катании по улицам на тройках.Устанавливались общественные ледяныегоры, качели, а также балаганы для скоморохов. В дни праздника молодожены приглашали в гости свекровь или тещу, которая учила невестку печь блины. Этот древний обычай считался великой честью, пренебрежение же оборачивалось кровной обидой.Вторник именовался - «заигрыши», во время которых девицы и парни ходили в гости, катались на горах и ели блины. На третий день масленицы - «лакомку» -зять приходил в дом тещи на блины. В «широкий» четверг продолжались катания по улицам, масленичные обряды, кулачные бои. Для катания сооружали огромные сани, в середине которых стоял столб с колесом. За этими санями ехал целый поезд с поющими и играющими ряжеными. Первоначально вместо столба возили дерево, разукрашенное разноцветными лоскутами и бубенцами.Кулачные бои («сам на сам» и «стенка на стенку») начинались с утра и продолжались до самого вечера.Пятница именовалась - «тещины вечерки», на которых уже зятья потчевали тещ блинами.В субботу проходили «золовкины посиделки», когда молодая невеста принимала в своем доме родственников и одаривала подарками.Дети строили снежные города с башнями и воротами и устраивали сражения, в которых участвовали и взрослые.Последний день Масленицы считался непосредственно «проводами зимы» (другие названия - «целовник», «прощеное воскресенье»).Таким образом, праздник Масленицы генетически связан сдревним аграрным календарем, в связи с этим, все масленичные обряды были ориентированы на плодородие, плодовитость скота, а также свадьбы и продолжение рода.Отметим, что уже к XIX - началу XX вв. масленичные гуляния стали лишь развлекательным мероприятием.Рассмотрим подробнее главные развлечения Масленицы, одним из которых являются молодежные катания с ледяных гор. Снежные горы заливались водой для образования льда и украшались елками, фонариками и т. п. К вечеру на горках собиралась вся деревенская молодежь. Катались на санках, рогожах, катульках (широких выдолбленных досках), корежках(деревянных корытах) и т.п.Каталисьобычно парами, девушка должна была поблагодарить парня за катание поцелуем. Если она этого не делал, санки «замораживала» до тех пор, пока катающиеся не поцелуются. Существовало поверье, согласно которому замужних женщин, принимавших участие в катании с гор,ждет хороший урожай льна.Другим массовым развлечением было катание на санях, которое называлось - «съездки», так как в немучаствовали жители всех соседних деревень. К катанию тщательно готовились: расчесывали лошадей, украшая хвосты и гривы лентами, а упряжь - бубенцами. Молодежь выезжала с утра, а семейные выезды осуществлялись ближе к вечеру. Выезд богатой семьи был чинным торжественным мероприятием: хозяин выводил лошадей, хозяйка укладывала в сани нарядные подушки, меховые постилки, украшала дугу лентами.После этого вся нарядно одетая семья садилась в сани. Съездкипродолжались пять-шесть часов, прерываясь застольями в домах родственников. Кулачные бои были главным развлечением молодых мужчин, которые демонстрировали свою удаль и силу.Интересно, что на команды делились по социальной или территориальной принадлежности. Так, шли «деревня на деревню» или монастырские крестьяне на помещичьих и т. п. Выбиралось место битвы, обговаривались правила, количество участников, избирался атаман. Участники боев серьезно готовились к битве: парились в бане, ели мясо и хлеб, даже прибегали к магии. Например, существовало поверье, что следует убить черную змею, взять ее язык и положить в левый сапог. Идя на бой, нельзя оглядываться и разговаривать с встречными людьми.Кулачные бои имели свои тактические приемы. Например, участники «стенки на стенку» держали фронт, выстраивались «свиньей», отступали в засаду и т. п. Бой кончался, когда стенка противника была разрушена.Традиция кулачных боев насчитывает много веков. Участие в кулачных боях было делом чести, а подвиги бойцов передавались из уст в уста.В последний день праздника – «прощеное воскресенье» - проводился ритуал проводов зимы, во время которого сжигалось чучело Масленицы, что символизировало ее похороны.Этот обряд был традиционным для северных, центральных губерний. В горящий костер бросали обрядовую поминальную пищу (блины или лепешки). В Поволжьев костер бросали масленичных кукол, с которыми сжигали все болезни и невзгоды.В южнорусских, среднерусских, западных губерниях происходило захоронение Масленицы. Прощеное воскресенье является последним днем перед Великим постом, когда верующий человек готовился к воздержанию, покаянию, очищению от грехов постом и исповедью. В этот день православные люди просили друг у друга прощение и прощались, так как на время Великого поста были запрещены приемы гостей, гулянья, свадьбы и т.п.Таким образом, в основе обрядовой сущности Масленицы лежит своеобразное слияние славянской мифологии и народного христианства: с одной стороны, Масленица символизирует победу весны над зимой, начало земледельческого календаря, а с другой – прощеное воскресенье готовит православных к Великому посту.ЗаключениеТаким образом, зимние календарные праздники представляют собой уникальное явление культуры русского народа, сложившееся на основе своеобразного переплетения христианской, языческой и фольклорной традиций и отразившее ее главную особенность – двоеверие, сохранение языческих обрядовых действий в христианском преломлении.Языческие обряды и праздники, связанные с земледельческим календарем, мифологическим олицетворением природы, своеобразно слились с христианской традицией и православным календарем.Помимо этого, каждая историческая эпоха оставляла свой след в народном календаре, который претерпел наиболее важные изменения в такие периоды, как крещение Руси, петровскиереформы, а также падение самодержавия. Обряды, определившие зимний праздничный календарь, были, с одной стороны, приурочены к датам православного календаря, а с другой – генетически связаны с циклом сельскохозяйственных работ, плодородием земли, а также продолжением рода.Подчеркнем, что к XXI в. народный календарь, объединивший различные культурные и исторические пласты, сохранил свою традиционную специфику, несмотря на то, что многие архаические обряды были забыты либо утратили древний глубокий смысл, ассимилировав с необрядовыми бытовыми формами (например, масленичные гуляния). Зимние праздники, как никакие другие,являются ярким образцом уникального переплетения языческой и христианской традиции.Список литературыАгапкина Т. А.Этнографические связи календарных песен. - М.: Индрик, 2000. - 336 с.Афанасьев А. Н.Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Индрик, 1994. - Т. 3. - 840 с.Бакланова Т. И., Стрельцова Е. Ю. Народная художественная культура. - М., 2000. - 344 с.Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - 668 с.Бузин В. С. Этнография восточных славян. - СПб.: Издательство Петербургского университета, 1997. - 96 с.Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология калядования. – М.,1982. - 256 с.Водоосвящение // Православная энциклопедия. Т. IX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - С. 140-148. - 752 с.Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.,1991. – 269 с.Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М., 2008. – 380 с.Забылин И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992. – 672 с.Зайковский В. Б. Народный календарь восточных славян. Восприятие времени через персонифицированные праздники, объединенные в пары // Советская этнография. Наука, 1994. - № 4. - С. 53–65Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с. Календарь народный/ Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М.: Международные отношения, 1999. - Т. 2. - С. 442 – 446Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. - М.: Терра, 1997. - 301 с.Калинский И. П. Васильев день // Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. –944 с. Коренева А. В. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале ХХ века // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, 2007. - №8. - С.114-120Коринфский А. А.Честная госпожа Масленица // Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - С. 157 - 169Костецкая В. И. Сравнительный анализ праздника рождество в русской и немецкой культурах // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. - №13. - С.95-97Максимов С. В.Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.Мир русской культуры / Науч. ред. А. Н. Мячин. - М.: Вече, 2004. - 608 с.Михайлов С. А. Народные праздники на Руси. – М, 2004. – 157 с.Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991. - 496 с.Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. - Архангельск: Общество изучения Русского Севера, 1913. - № 1. - С. 23–26Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. - 206 с.Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М.: Наука, 1999. - 725 с.Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. - М.: ИЭА РАН, 2000. - Т. Том 4. - 244 с.Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991. – 688 с.Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 782 с.Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский образ жизни / Под ред. О. А. Платонова. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - 944 с.Сев ритуальный / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2009. - Т. 4. - С. 607 - 609Снегирев Н. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1990. – 160 с.Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990. - 80 с.Толстая С. М. Полесский народный календарь. - М.: Индрик, 2005. - 600 с.Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 237 с.Шангина И. Н. Русские праздники. От Святок до святок. - Спб., 2004. – 270 с.Щедрование / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2012. - Т. 5. - С. 586–587Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респекс, 1996. - 560 с.Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. – М.,2000. – 512 с.Юдин В. Н. Дни величальные: страницы народного христианского календаря. - Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1992. - 318 с. Язычество древних славян // Россия: Иллюстрированная энциклопедия / Редактор-составитель к. и. н. Ю. А. Никифоров. - М.: ОЛМА Медиа Групп, Олма-пресс Образование, 2006. -С. 595 - 596

1. Агапкина Т. А.Этнографические связи календарных песен. - М.: Индрик, 2000. - 336 с.
2. Афанасьев А. Н.Поэтические воззрения славян на природу. - М.: Индрик, 1994. - Т. 3. - 840 с.
3. Бакланова Т. И., Стрельцова Е. Ю. Народная художественная культура. - М., 2000. - 344 с.
4. Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. - СПб.: Искусство-СПБ, 2001. - 668 с.
5. Бузин В. С. Этнография восточных славян. - СПб.: Издательство Петербургского университета, 1997. - 96 с.
6. Виноградова Л. Н. Зимняя календарная поэзия западных и восточных славян: генезис и типология калядования. – М.,1982. - 256 с.
7. Водоосвящение // Православная энциклопедия. Т. IX. - М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. - С. 140-148. - 752 с.
8. Громыко М. М. Мир русской деревни. - М.,1991. – 269 с.
9. Жданова А.С., Островская М.Д. Календарь народных примет, обычаев и обрядов. – М., 2008. – 380 с.
10. Забылин И. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992. – 672 с.
11. Зайковский В. Б. Народный календарь восточных славян. Восприятие времени через персонифицированные праздники, объединенные в пары // Советская этнография. Наука, 1994. - № 4. - С. 53–65
12. Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. - Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 592 с.
13. Календарь народный/ Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М.: Международные отношения, 1999. - Т. 2. - С. 442 – 446
14. Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. - М.: Терра, 1997. - 301 с.
15. Калинский И. П. Васильев день // Русский образ жизни. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. –944 с.
16. Коренева А. В. Календарные обычаи и обряды крестьян Воронежской губернии в начале ХХ века // Научные ведомости БелГУ. Серия: История. Политология. Экономика. Информатика, 2007. - №8. - С.114-120
17. Коринфский А. А.Честная госпожа Масленица // Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. - М.: Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. - С. 157 - 169
18. Костецкая В. И. Сравнительный анализ праздника рождество в русской и немецкой культурах // Сборники конференций НИЦ Социосфера, 2012. - №13. - С.95-97
19. Максимов С. В.Святки // Нечистая, неведомая и крестная сила. - СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. - 529 с.
20. Мир русской культуры / Науч. ред. А. Н. Мячин. - М.: Вече, 2004. - 608 с.
21. Михайлов С. А. Народные праздники на Руси. – М, 2004. – 157 с.
22. Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. - М.: Правда, 1991. - 496 с.
23. Неуступов А. Д. Святочные обычаи в Кадниковском уезде // Известия Архангельского Общества изучения Русского Севера. - Архангельск: Общество изучения Русского Севера, 1913. - № 1. - С. 23–26
24. Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. - 206 с.
25. Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. - М.: Наука, 1999. - 725 с.
26. Русские: народная культура (история и современность) / Отв. ред. И. В. Власова. - М.: ИЭА РАН, 2000. - Т. Том 4. - 244 с.
27. Русский народ: Его обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. /Под ред. М. Забылина. – М.: Просвещение, 1991. – 688 с.
28. Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. - М.: Наука, 1987. - 782 с.
29. Святая Русь. Большая Энциклопедия Русского Народа. Русский образ жизни / Под ред. О. А. Платонова. - М.: Институт русской цивилизации, 2007. - 944 с.
30. Сев ритуальный / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2009. - Т. 4. - С. 607 - 609
31. Снегирев Н. М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. - М., 1990. – 160 с.
32. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1990. - 80 с.
33. Толстая С. М. Полесский народный календарь. - М.: Индрик, 2005. - 600 с.
34. Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI - XIX веков.- М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. - 237 с.
35. Шангина И. Н. Русские праздники. От Святок до святок. - Спб., 2004. – 270 с.
36. Щедрование / Л. Н. Виноградова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / Под общей ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. - М. : Международные отношения, 2012. - Т. 5. - С. 586–587
37. Энциклопедия обрядов и обычаев / Составители: Л. И. Брудная, З. М. Гуревич, О. Л. Дмитриева. - СПб.: Респекс, 1996. - 560 с.
38. Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. – М.,2000. – 512 с.
39. Юдин В. Н. Дни величальные: страницы народного христианского календаря. - Саратов: Приволжское книжное изд-во, 1992. - 318 с.

Вопрос-ответ:

Что такое зимние календарные праздники?

Зимние календарные праздники - это праздники, которые отмечаются в зимний период года и имеют особую религиозную, национальную или народную значимость.

Какие особенности календаря восточных славян существуют в зимний период?

Особенности календаря восточных славян в зимний период включают отмечание ряда древних языческих традиций и праздников, а также церковные праздники, связанные с православной религией.

Какие зимние церковные праздники существуют?

В зимний период существует ряд церковных праздников, таких как Рождество Христово, Крещение Господне и Сырная неделя, которые отмечаются православными верующими.

Какие традиции связаны с праздником Масленицы?

С праздником Масленицы связаны традиции угощения блинами, различные забавы и игры, катание на санях, сжигание чучела Масленицы и т.д.

Как часто отмечается Масленица в православном календаре?

Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом, в сыропустную неделю православного календаря. Она является последним праздником перед началом поста.

Какие особенности календаря восточных славян?

Особенности календаря восточных славян включают различные зимние праздники, которые основаны на языческих и христианских традициях.

Что такое Масленица и когда она отмечается?

Масленица отмечается в течение недели перед Великим постом в сыропустную неделю православного календаря. Это праздник, связанный с обрядовыми традициями и символами, такими как блины.

Какие традиции связаны с праздником Масленицы?

Традиции, связанные с праздником Масленицы, включают готовку и употребление блинов, проведение различных игр и забавных соревнований, а также выезд на природу для проведения праздника.

Какие другие зимние праздники есть у восточных славян?

Помимо Масленицы, существуют и другие зимние праздники у восточных славян, такие как Рождество Христово, Коляда, Старый Новый год и другие. Каждый из них имеет свои особенности и традиции.

Почему Масленица связана с сыропустной неделей?

Масленица связана с сыропустной неделей, так как она отмечается в период перед Великим постом, когда сытная еда, включая масло, запрещена. Поэтому блины, где основной ингредиент - масло, являются символом прощания с праздничным периодом перед постом.