Формирование представления о природе у детей младшего возраста в процессе эксперентирования.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Экология
  • 67 67 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 21.04.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего возраста 6
1.2. Место экспериментирования в формировании представлений о природе у детей младшего возраста 9
1.3. Особенности организации экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста 19
Выводы по главе I 23
Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА 24
2.1. Диагностика исходного уровня представлений о природе у детей младшего возраста 24
2.2. Программа опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего возраста 26
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 34
Выводы по главе II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 60

Фрагмент для ознакомления

Со стороны воспитателя важно не только привлекать детей к уходу за растениями в процессе осуществления опыта, но и четко ставить цели, задачи опыта и помогать детям делать вывод на каждом этапе осуществления эксперимента. Необходимо обратить внимание детей на всходы растений, на первые листочки, на первые цветы, на различия между растениями. Интересной формой ухода за растениями и работы с детьми в индивидуальном порядке является дежурство, когда воспитанники по одному или вдвоем ухаживают за растениями (поливают, протирают и т.д.) под руководством воспитателя.Краткосрочные опыты – это наиболее часто используемый вид экспериментальной деятельности. Этот вид экспериментов доступен детям и более младшего возраста. План опытно-экспериментальной работы для второй младшей группы (3-4 года), который был разработан нами на основе программы А.И. Ивановой «Живая экология» с целью корректировки уровня представлений о природе у детей представлен в таблице 2.Таблица 2Годовой план опытно-экспериментальной работы для второй младшей группы (3-4 года) [6, 10, 24, 28, 30, 33, 49]№Тема занятияЦель занятияОборудованиеСентябрь1Вкус и запах водыЗакрепить знания воспитанников о том, что чистая вода не имеет вкуса, цвета, запахаТри стакана с чистой водой на каждого ребенка, ложечки, салфетки, сахар, соль, приятно пахнущий объект (долька апельсина, листочек мяты и т.д.)2Форма и прозрачность водыЗакрепить знания воспитанников о том, что чистая вода не имеет вкуса, цвета, запахаПрозрачные емкости разных форм – бутылки, квадратные и округлые емкости, ложки, камни (меньше размера емкостейОктябрь3Разные состояния водыОбъяснить детям, что вода может быть жидкой, газообразной, твердой, что снег, лед и пар – это вода. Рассказать детям о временах годаТермос с кипятком, вода в стаканах, лед, зеркальце4Поведение различных предметов в водеПоказать детям, что предметы могут тонуть и плавать в воде, что лед легче водыШирокие емкости с водой. Резиновые игрушки, камень, песок, кусочки льда, вата, крышки от бутылок(пластмассовые), деревянные палочки (сухие)Ноябрь5Свойства разных состояний водыОбъяснить детям, что жидкая вода текучая, снег и лед – твердая форма воды, а пар легкий. Подробнее рассказать детям о временах годаТермос с кипятком, термометр для воды, снег, лед, стакан с водой, дуршлаг6Свойства снегаПоказать детям, что снег может быть хрупким, липким, холоднымСнег (минусовая погода, снег не липкий), водаДекабрь7Воздух невидим и прозраченОбъяснить детям, что воздух не имеет цвета и его нельзя увидетьПолоски бумаги, пушинки, веер8Воздух находиться везде вокруг нас, он легкийОбъяснить детям, что воздух находиться везде вокруг нас и что он легкийШарики воздушные, мыльные пузыри, емкость с водой, губки для мытья посуды, трубочки для коктейляЯнварь9Свойства пескаПознакомить детей со свойствами песка, а именно с весом, формой, структурой, растворимость в водеСухой песок, стаканы с водой, подносы, лопатки, палочки2.3. Анализ результатов экспериментальной работыНами проводились занятия с 23 детьми в возрасте от 2,8 до 4 лет (10 мальчиков, 13 девочек) по адаптированной программе А.И. Ивановой «Живая экология», цели, задачи и план которой указаны выше. Часть детей попала во вторую младшую группу детского сада из групп раннего возраста (9 детей – №3, 4, 12-14, 22, 23), а часть ранее не посещала дошкольные учреждения (14 детей). Дети, посещавшие детский сад ранее обучались по комплексной программе «Радуга» (Якобсон С.Г. и др, 2014 год), в которой экологическом образованию не уделялось должного внимания.На первом этапе реализации эксперимента мы провели диагностику, которая показала низкий уровень представлений о природе у детей. Результаты диагностики представлены в таблице 3.Таблица 3Результаты первичной диагностики уровня представлений о природе у испытуемыхНомер испытуе-могоПолНомер вопроса123456789101112131М12110001013512М23220110112303М11002002102214М03112111102305М12111001012306М02011111013217М22212001112308М11202111202419М0310111110231Продолжение таблицы 310М021111101033011Ж012200011132112Ж123220002123113Ж212221122023014Ж221320020124115Ж043111100036116Ж231000011124017Ж132101111123018Ж114210021134119Ж243211121124020Ж023120010123121Ж123111110033022Ж232121111123023Ж1431100111220Мы видим, что практически все дети испытывали трудности при ответе на вопросы, не понимали основных закономерностей, не владели базовыми знаниями о природе. Общее число баллов, полученное каждым испытуемым,показано на рис. 2. При анализе рисунка мы можем констатировать, что лишь трое из 23 детей (13%) продемонстрировали знания, чуть выше критического уровня в 20 баллов. Максимальный балл составил 24, минимальный – 12. Средний балл по номерам вопросов в % от максимального балла показан на рис. 3. Мы видим, что наибольшие затруднения вызвали вопросы, связанные с временами года, частями растений, различиями между живой и неживой природой. Интересно, что лучший результат дети показали на вопросах №11 и №12, т.е. о частях тела животных и человека. Возможно, это связано с тем, что части тела человека ребенок изучает под руководством родителей, т.к. ему необходимо еще до достижения 3 лет понимать простые просьбы, например «Дай мне руку». У многих детей также имеются домашние животные, что обуславливает относительно хороший уровень знаний о строении тела животного.Рис. 2. Общее число баллов, полученных каждым испытуемым в результате выполнения заданий первичного контроляВысок процент результативных ответов по вопросам, связанным с отличиями мальчиков и девочек, в породами деревьев, а также с временами суток.Результаты промежуточного контроля, осуществляемого на этапе окончания блока опытов о неживой природе представлены в таблице 4. Следует уточнить, что по результатам диагностики были внесены изменения в план занятий по экологическому воспитанию и был осуществлен упор на самые проблемные вопросы.В таблице 4 видны очевидные улучшения, связанные с интенсификацией обучения по проблемным вопросам. Очевидный прогресс виден при анализе рис. 4, где отображено общее количество баллов, полученных воспитанниками на этапе промежуточного контроля. Из 23 детей нет ни одного, кто выполнил бы задание менее чем на 20 баллов. Максимальный балл составил 35, а минимальный – 21. Рис. 3. Средний балл, полученный испытуемыми в зависимости от вопросаТаблица 4Результаты промежуточногоконтроля уровня представлений о природе у испытуемыхНомер испытуе-могоПолНомер вопроса123456789101112131М2521011221361Продолжение таблицы 42М36111111313403М25212112212404М27112112203415М23111113202316М36122112223317М25122002202308М25211112211209М142021123122110М261111122233011Ж172301123032012Ж252211122131013Ж262221132035114Ж381321122125015Ж163211123131116Ж262120012223117Ж172121122224018Ж273211133245119Ж262211131125120Ж264221121021021Ж252221121146122Ж372121122246023Ж3841111322330Дети, посещавшие сад ранее имеют чуть больший прогресс, связанный, вероятно, с отсутствием периода адаптации. Так, воспитанники, посещавшие детский сад с 1,5-2-летнего возраста продемонстрировали средний балл в 28,7 (+ 11,0%), а «домашние дети» - в 25,7 (+8,8%). Отличия в прогрессе между мальчиками и девочками, напротив, сгладились. Мальчики показали средний результат в 24,4 балла (+ 9,1%), девочки – в 28,3 балла (9,8%). Рис. 4. Общее число баллов, полученных каждым испытуемым в результате выполнения заданий промежуточного контроляСредний балл по номерам вопросов в % от максимального балла при первичной и промежуточной диагностике показан на рис. 5.Мы видим, что по проблемным вопросам №1, 2, 8, 9 и 10 виден рост результатов. Так, результат по первому вопросу о временах года (вопроса №1) составил уже 51,1% от максимального против 25% имевшихся ранее. По второму вопросу о временах года (вопрос №2) результат с 19,2% возрос до 49,3%; по вопросу о неживой природе (вопрос №8) – 34,8% и 71,1% соответственно, по вопросу об объектах живой природы - 27,5% и 69,6% соответственно, а по вопросу о частях растения – 21,7 и 34,8%. На этапе промежуточного контроля сложности у детей возникали с вопросами о частях растения (№10), различиях между мальчиками и девочками (№13), видами птиц (№5), домашних животных (№6), породами деревьев (№3). Остаются проблемными вопросы о временах года.Рис. 5. Средний балл, полученный испытуемыми в зависимости от вопроса при первичном и промежуточном контролеРезультаты итоговой диагностики показаны в таблице 5. Таблица 5Результаты промежуточного контроля уровня представлений о природе у испытуемыхНомер испытуе-могоПолНомер вопроса123456789101112131М36313112214612М37343113323413М3743211334251Продолжение таблицы 54М27322113323615М36423113222616М37322112224717М28222112312718М310311113341219М263221133344110М263111123236111Ж273431123232112Ж263231122433113Ж272221132134114Ж3103421123226115Ж263231133233116Ж262221133423117Ж373321123324118Ж283311133245119Ж364231132225120Ж264221123424121Ж384221133246122Ж373521132246123Ж3943311334341Мы видим, что прогресс в части представлений о природе у детей сохраняется. Часть детей при приблизилась к высокому уровню знаний, хотя барьер в 70% правильных ответов так никто и не преодолел (рис. 6).В результате итогового контроля выявлено, что окончательно сгладилась разница между детьми, посещавшими детский сад ранее и «домашними» детьми. Средний балл у первых составил 19,6 (+ 9,3 от промежуточного контроля), у вторых – 18,1 (+8,6 от промежуточного контроля). Разница в 3 балла наметилась между мальчиками (средний балл – 20,2) и девочками (средний балл 17,3), что составило плюс 11,1 и плюс 7,5 от промежуточного контроля соответственно. Общий прогресс среднего балла (разница среднего балла про итоговом и первичному контролю) у девочек составил 17,3, у мальчиков – 20,2, у детей, посещавших ранее детский сад – 19,6, не посещавших – 18,1. Рис. 6. Общее число баллов, полученных каждым испытуемым в результате выполнения заданий итогового контроляСредний балл по первичной, промежуточной и итоговой диагностике показан на рис. 7.Средний балл по всей группе на этапе первичного контроля составлял 17,1 балл, промежуточного – 26,6 (+ 9,5 от первичного контроля), итогового – 35,7 (+ 9,1 от промежуточного и + 18,6 от первичного контроля).Рис. 7. Средний балл, полученный испытуемыми в зависимости от вопроса при первичном, промежуточном и итоговом контролеВ итоге, не смотря на тот факт, что на помощь детям в области усвоения материала о различиях времен года была оказана очень большая, видно, что данная область сильно отстает от остальных. Вероятно, это связано со сложностью задания №2, а также с возрастными особенностями детей. Выводы по главе IIЭкологическому воспитанию детей во многих современных общих программах дошкольного образования уделяется мало времени, а экспериментированию в рамках этого направления воспитания – еще меньше. Этот подход в корне неверен, т.к. именно экспериментирование является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте по мнению большого числа педагогов.По результатам исследования мы выявили, что отсутствие последовательного, системного, объемного обучения детей основным понятиям о живой и неживой природе дает о себе знать дефицитом знаний в этой области. Следует напомнить, что возрастная группа 3-4 года (вторая младшая) в программе экологического образования «Живая экология» А.И. Ивановой является третьим в череде последовательных этапов обучения основам природоведения – второй младшей группе предшествуют группы раннего возраста и первая младшая группа. Вероятно, именно недостаток занятий по природоведению сказался и на том, что ни один из испытуемых не достиг высокого результата в освоении программы, хотя некоторые дети приблизились к этому рубежу. Можно также с уверенностью сказать о пользе первичного и промежуточного контроля знаний детей, т.к. именно эти виды контроля позволяют скорректировать работу в области экологического воспитания дошкольников и получить лучшие результаты.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ условиях ухудшения экологической ситуации, роста численности населения, опасных предприятий, загрязняющих окружающую среду, заболеваемости и смертности среди населения большую роль играет экологическое образование детей, в том числе и в дошкольный период.Особенности младшего дошкольного возраста таковы, что дети познают мир через игру и экспериментирование. Причем последний вид деятельности считается рядом специалистов ведущим. Большую роль играет экспериментирование и в обучении детей основам природоведения.Сегодня существует целый ряд общеобразовательных программ для дошкольных образовательных учреждений, но ни в одной из них должным образом не разработаны модули, посвященные знаниям о природе. Именно поэтому педагоги вынуждены использовать так называемые парциальные программы, среди которых программа И.А. Ивановой «Живая экология», имеющая большое число достоинств, среди которых четкость изложения, этапность и последовательность работы в области экологического воспитания, ясная система оценки результатов. Дополнив данную программу и использовав цепочку из опытов с объектами живой и неживой природы, мы провели эксперимент, который показал, что:Эксперимент имеет большое значение в обучении детей основам природоведения. Усиление опытно-экспериментальной работы позволило в значительной степени сгладить недостатки в обучении детей основам природоведения.Наибольшие затруднения вызывают у детей вопросы, связанные с временами года и сопоставлением различных объектов живой и неживой природы со сменой времен года. Вероятно здесь следует обратить внимание на возрастные особенности детей 3-4 лет и тот факт, что умение выстраивать причинно-следственные связи в данном возрасте лишь формируется.Большой проблемой обучения детей в данной группе являлся тот факт, что ранее они обучались лишь в рамках основной программы, где экологическому воспитанию отводилось мало места, либо не обучались вовсе. Именно тем, что в обучении были пропущены важные ступени объясняется факт трудностей в области освоения детьми программы второй младшей группы.Тем не менее, удалось достичь значительного прогресса, что, в большей мере, обусловлено усиленным опытно-экспериментальным компонентом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВI. Нормативно-правовые актыПриказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70512244/#block_1000 (дата обращения: 20.12.2016).Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.12.2016).II. Учебная и научная литератураАксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2011. – 128 с. Асташина Н. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. – М.: Учитель, 2014. – 96 с.Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Пространство проектных инициатив. Методическое пособие. – М.: Русское слово - учебник, 2015. – 144 с.Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик»/ под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2015. – 217 с. Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 335 с.Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.Долгачева В.С. Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство. Пособие для педагога. – М.: Владос, 2012. – 120 с.Докукина О.С., Лепе П.Л., Никитина Т.А., Пахомова И.Ю. Проектная деятельность как средство повышения познавательной активности детей дошкольного возраста. – М.: Московский центр качества образования, 2013. – 320 с.Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. 12Зенина Т.Н.. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечение. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 112 с.Зенина Т.Н.. Наблюдение дошкольников за растениями и животными. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 64 с.Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. – М.: Учитель, 2014. – 88 с.Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с. Листик, Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования /Е. Листик //Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 112-117.Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А.Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с. Марфенин, Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? /Н.Н. Марфенин // Экологическое образование. – 2010. - №3. – С. 11-18. Марцинковская Т.Д. Психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2015. – 240 с.Махотин С. Прогулки по лесу. – М.: Даръ, Белый город, 2013. – 144 с. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.Мосягина Л.И. Дидактический материал к занятиям по экологии для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет). – М.: Детство-Пресс, 2016. – 24 с. Мосягина Л.И. Экологическое воспитание. Парциальная программа для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет). – М.: Детство-Пресс, 2016. – 48 с. Николаева C.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 224 с. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 c. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – М.: Академия, 2013. – 272 с. Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). – СПб.: Паритет, 2008. – 128 с. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: Норма, 2014 – 85с. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.researcher.ru/methodics/method/gum_napravl/a_8moct.html (дата обращения - 08.03.2017). Поддьяков Н.Н. Исследовательская активность ребенка. – [Электронный ресурс]. – URL: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf (дата обращения - 08.03.2017). Поддьяков Н.Н. Мышление ребенка в процессе экспериментирования со сложными объектами. – [Электронный ресурс]. – URL: http://raketa166.at.ua/publ/poddjakov_a_n_myshlenie_doshkolnikov_v_processe_ehksperimentirovanija_so_slozhnymi_obektami/1-1-0-9 (дата обращения - 08.03.2017).Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 1995. – 245 с.Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 304 с. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения /Л.В. Рыжова //Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №2. – С. 36-41.Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебник. – М.: Академия, 2013. – 224 с. Семенова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.М. Семенова// Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 17-21. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 12-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ А.В. Хаярова // До- школьная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 12-16. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: Сфера, 2010. – 144 с. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 96 с. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Екжанова Е.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга». – М.: Просвещение, 2014. – 232 с. ПРИЛОЖЕНИЕ АДидактические материалыРис. А1. Дидактические карточки «Времена года»Рис. А2. Дидактические карточки «Деревья»Рис. А3. Дидактические карточки «Время суток»Рис. А4. Дидактическая карточка «Растение»Рис. А5. Дидактическая карточка «Животное»Рис.А6. Дидактическая карточка «Мальчики и девочки»ПРИЛОЖЕНИЕ БПротокол диагностики представлений о природе детей младшего дошкольного возрастаДата ________; Возраст ребенка ____, лет; Ф.И. ребенка __________________ВопросРезультатПокажи на карточке где зима, весна, лето, осеньЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬОбвести правильные ответыКакие из карточек относятся к зиме, к весне, к лету, к осени0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12Число правильных ответов (от 0 до 12)Какие деревья изображены на рисункахСОСНА, ЕЛЬ, ДУБ, БЕРЕЗАКакие деревья узнаны ребенком?Каких домашних животных ты знаешь? ____________________________________________Указать какие домашние животные известны ребенкуКаких птиц ты знаешь? ___________________________________________Указать какие птицы известны ребенкуПокажи на какой карточке нарисован день?ВЕРНО, НЕВЕРНОУказать верно ли ответил ребенок на вопросПокажи на какой карточке нарисована ночь?ВЕРНО, НЕВЕРНОУказать верно ли ответил ребенок на вопросЧто здесь относится к неживой природе?___________________________________________Указать какие объекты неживой природы нашел ребенокЧто здесь относится к живой природе?____________________________________________Указать какие объекты живой природы нашел ребенокКакие части растения ты знаешь?____________________________________________Указать какие части растений знает ребенокКакие части тела животного ты знаешь?____________________________________________Указать какие части тела животных знает ребенокКакие части тела человека ты знаешь?____________________________________________Указать какие части тела человека знает ребенокГде на карточке изображен мальчик, а где девочка?ВЕРНО, НЕВЕРНОУказать верно ли ответил ребенок на вопросИТОГОКоличество баллов – «__________»

I. Нормативно-правовые акты
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 года №1155«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». – [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/70512244/#block_1000 (дата обращения: 20.12.2016).
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 20.12.2016).
II. Учебная и научная литература
3. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2011. – 128 с.
4. Асташина Н. Организация эколого-исследовательской деятельности младших школьников. Путешествия в мир природы. – М.: Учитель, 2014. – 96 с.
5. Вагнер И.В. Проектный калейдоскоп в программе воспитания и социализации младших школьников. Пространство проектных инициатив. Методическое пособие. – М.: Русское слово - учебник, 2015. – 144 с.
6. Вариативная примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик»/ под ред. Г.Г. Кравцова. – М.: Левъ, 2015. – 217 с.
7. Гончарова Е.В. Теория и технологии экологического образования дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 335 с.
8. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое посо¬бие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 144 с.
9. Долгачева В.С. Обучение общественно полезному труду. Комнатное цветоводство. Пособие для педагога. – М.: Владос, 2012. – 120 с.
10. Докукина О.С., Лепе П.Л., Никитина Т.А., Пахомова И.Ю. Проектная деятельность как средство повышения по¬знавательной активности детей дошкольного возраста. – М.: Московский центр качества образования, 2013. – 320 с.
11. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения/ Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013. – 464 с.
12. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. 12
13. Зенина Т.Н.. Ознакомление детей раннего возраста с природой: занятия, наблюдения, досуг и развлечение. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 112 с.
14. Зенина Т.Н.. Наблюдение дошкольников за растениями и животными. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 64 с.
15. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 80 с.
16. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.
17. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 161 с.
18. Костюченко М.П. Исследовательская деятельность на прогулках. – М.: Учитель, 2014. – 88 с.
19. Крылова Н.М. Детский сад – Дом радости. Примерная образовательная программа дошкольного образования инновационного, целостного, комплексного, интегративного и компетентностного подхода к образованию, развитию и саморазвитию дошкольника как неповторимой индивидуальности/ Н.М. Крылова. – 3-е изд., перераб. и доп. в соответствии ФГОС ДО. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 264 с.
20. Листик, Е. Организация взаимодействия родителей и детей в ДОУ на основе детского экспериментирования /Е. Листик //Дошкольное воспитание. – 2010. - №9. – С. 112-117.
21. Лопатина А., Скребцова М. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания/ А.Лопатина, М. Скребцова. – 2-е изд. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
22. Марфенин, Н.Н. Чему и как учить для устойчивого развития? /Н.Н. Марфенин // Экологическое образование. – 2010. - №3. – С. 11-18.
23. Марцинковская Т.Д. Психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марцинковская. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с.
24. Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2015. – 240 с.
25. Махотин С. Прогулки по лесу. – М.: Даръ, Белый город, 2013. – 144 с.
26. Микляева Н.В. Интерактивная педагогика в детском саду. – М.: Сфера, 2012. – 128 с.
27. Мосягина Л.И. Дидактический материал к занятиям по экологии для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет). – М.: Детство-Пресс, 2016. – 24 с.
28. Мосягина Л.И. Экологическое воспитание. Парциальная программа для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 4 лет). – М.: Детство-Пресс, 2016. – 48 с.
29. Николаева C.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2012. – 224 с.
30. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 256 c.
31. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования дошкольников. – М.: Академия, 2013. – 272 с.
32. Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Система работы в младшей группе детского сада. Для работы с детьми 3-4 года. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 112 с.
33. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года). – СПб.: Паритет, 2008. – 128 с.
34. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: Норма, 2014 – 85с.
35. Поддьяков Н.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.researcher.ru/methodics/method/gum_napravl/a_8moct.html (дата обращения - 08.03.2017).
36. Поддьяков Н.Н. Исследовательская активность ребенка. – [Электронный ресурс]. – URL: http://creativity.ipras.ru/texts/Poddiakov_Detsky%20sad.pdf (дата обращения - 08.03.2017).
37. Поддьяков Н.Н. Мышление ребенка в процессе экспериментирования со сложными объектами. – [Электронный ресурс]. – URL: http://raketa166.at.ua/publ/poddjakov_a_n_myshlenie_doshkolnikov_v_processe_ehksperimentirovanija_so_slozhnymi_obektami/1-1-0-9 (дата обращения - 08.03.2017).
38. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Волгоград: Перемена, 1995. – 245 с.
39. Проектный метод в организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. – М.: Детство-Пресс, 2013. – 304 с.
40. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования: книга для педагогов и родителей /Л.В. Рыжова. - Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2013. – 221 с.
41. Рыжова Л.В. Выбор форм организации занятий как одно из условий успешного обучения /Л.В. Рыжова //Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №2. – С. 36-41.
42. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. Учебник. – М.: Академия, 2013. – 224 с.
43. Семенова Т.М. Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников [Текст] / Т.М. Семенова// Дошкольная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 17-21.
44. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студентов учреждений высшего образования/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Слестенина. – 12-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 608 с.
45. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
46. Хаярова, А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира/ А.В. Хаярова // До- школьная педагогика: журнал. – 2012. – №10. – С. 12-16.
47. Циновская С.П. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Дошколка.ру»/ С.П. Циновская. – М.: Издательство «Экзамен», 2015. – 239 с.
48. Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. – М.: Сфера, 2010. – 144 с.
49. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М.: Сфера, 2010. – 96 с.
50. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Екжанова Е.А. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Радуга». – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

Вопрос-ответ:

Какие психолого-педагогические особенности у детей младшего возраста влияют на формирование представлений о природе?

Дети младшего возраста обладают высокой пластичностью мышления и быстрой адаптивностью к новой информации, что способствует формированию представлений о природе. Они еще не имеют стандартных знаний и легко принимают новую информацию, также они активно познают мир через игру и экспериментирование.

Как экспериментирование способствует формированию представлений о природе у детей младшего возраста?

Экспериментирование позволяет детям младшего возраста изучать и понимать природу через собственные наблюдения и опыты. Они могут самостоятельно проводить простые эксперименты и делать выводы о том, как работает природа. Это помогает им развить логическое мышление и процессы абстрагирования.

Какие особенности организации экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста?

Детям младшего дошкольного возраста необходимо создавать условия для свободного и самостоятельного экспериментирования. Они должны иметь доступ к различным материалам и инструментам для проведения экспериментов. Взрослые должны быть готовы поддерживать и стимулировать их интерес и любопытство, а также помогать им анализировать полученные результаты и делать выводы.

Какие выводы можно сделать по главе I "Теоретические аспекты формирования представлений о природе у детей младшего возраста"?

Из главы I можно сделать вывод, что дети младшего возраста имеют определенные психолого-педагогические особенности, которые влияют на формирование представлений о природе. Экспериментирование играет важную роль в этом процессе, так как позволяет детям познавать мир через собственные опыты. Организация экспериментальной деятельности требует создания подходящих условий и поддержки со стороны взрослых.

Какие особенности у детей младшего возраста влияют на формирование представлений о природе?

Дети младшего возраста еще не имеют сформированных знаний и легко принимают новую информацию о природе. У них высокая пластичность мышления и быстрая адаптивность к новой информации. Они активно познают мир через игру и экспериментирование. Эти особенности способствуют формированию представлений о природе.

Какие особенности детей младшего возраста учитываются при формировании представлений о природе?

Особенности детей младшего возраста, такие как активность, любопытство, непосредственность восприятия, формирование первичных образов и представлений с помощью сенсорных ощущений, учитываются при формировании представлений о природе. Дети в этом возрасте лучше усваивают информацию через наблюдение, игру и экспериментирование.

Какое место занимает экспериментирование в формировании представлений о природе у детей младшего возраста?

Экспериментирование играет важную роль в формировании представлений о природе у детей младшего возраста. Оно позволяет детям самостоятельно исследовать окружающий мир, делать открытия, экспериментировать с различными материалами и явлениями природы. Это помогает детям лучше понять и усвоить основные понятия и законы природы.

Как организовывается экспериментальная деятельность у детей младшего дошкольного возраста?

Организация экспериментальной деятельности у детей младшего дошкольного возраста требует учета их особенностей. Детям предлагаются простые и доступные эксперименты, они самостоятельно активно участвуют в их проведении, наблюдают за результатами, задают вопросы, объясняют явления и делают выводы. Кроме того, детям предоставляется возможность свободно экспериментировать и исследовать мир в игровой форме.