Алкогольная девиация в студенческой среде

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 71 71 страница
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 08.04.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведение в социологии 8
1.1 Ретроспективный анализ теоретических концепций социальной девиации 8
1.2. Современное представление о социальной девиации 36
1.3. Социальные факторы, провоцирующие девиантное поведения в подростковой среде 40
Глава 2. Отношение подростков к алкогольной девиации: результаты социологического исследования 48
2.1. Обоснование программы исследования 48
2.2. Вторичный анализ результатов социологических исследований по проблеме девиации в подростковой среде 49
2.3 Описание и результаты авторского исследования 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 71

Фрагмент для ознакомления

Приоритетным направлением данной работы выступает создание системы профилактики различных видов девиантного поведения, включающей в себя целостное обеспечение процессов социализации подростков, организацию их досуга, профессионального самоопределения. Важным аспектом здесь выступает опережающее воздействие на исключение причин возникновения девиантности, посредством влияния на ценностные ориентации подростков. В связи с этим актуальным представляется вовлечение подростковой молодежи в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, позволяющие проявить лучшие качества данной социальной группы. Актуальным представляется организация досуга подростков и «вторичной занятости», создание условий для самореализации подростков в социально одобряемых сферах деятельности, вовлечение в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, волонтерские движения, позволяющие подростковой молодежи проявить свои лучшие качества.Второй способ предотвращения и коррекции девиантного поведения в подростковой среде связан с совершенствованием социальных норм и санкций в высших учебных заведениях. Как правило, социальный контроль здесь осуществляется с помощью «жестких» институциональных форм (экзамены, зачеты, ведение учета посещаемости) и предполагает использование преимущественно негативных санкций (выговор, предупреждение об отчислении). В целях совершенствования социального контроля, предполагается переориентироваться с негативных санкций на позитивные (материальное поощрение, благодарность), которые стимулируют интерес к учебе, способствуют развитию самоконтроля и тем самым препятствуют возникновению специфических девиаций. Третий способ предполагает повышение ответственности всех уровней администрации школы, учебного заведения. Это обусловлено спецификой деятельности администрации, которая устанавливает многие нормы и правила в ВУЗе, контролирует их соблюдение, вводит санкции за их невыполнение. В конечном итоге эта структура следит за уровнем преподавания в ВУЗе, оценивает поведение подростков и несет ответственность за их воспитательное, образовательное и культурное совершенствование. Таким образом, социальный контроль в вузе и профилактику девиантного поведения подростков следует рассматривать в контексте общегосударственной концепции социального контроля как комплексный процесс, включающий в себя такие компоненты, как:комплексность – привлечениие специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций);системность – единство учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы;расширение возможных форм участия подростков в профилактической деятельности правоохранительных органов; приоритет первичной профилактики – упор на превентивную работу; социальное партнерство – привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей подростков, прошедших специальную подготовку и обучение – будущих психологов, социологов, социальных работников;обратная связь – осуществление мониторинга проявлений девиаций в подростковой среде, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий, исследование динамических характеристик распространенности девиантного поведения в подростковой среде; индивидуальная работа – учет индивидуальных особенностей, склонностей, талантов подростков.Итак, социальный контроль в вузе представляется как единый комплексный процесс, включающий в себя ряд блоков методов превенции и коррекции проявлений девиантного поведения в подростковой среде. Таким образом, девиантное поведение является весьма актуальной формой социальной активности для молодежи. Наиболее полно это выражено в рамках образовательного процесса, что нельзя считать чем-то удивительным, ибо именно эта форма деятельности, как уже отмечалось, является общей для всех молодежных групп. В последнее время возросла частота различных форм девиации среди молодежи, при этом большинство из них носят негативных социальный характер. Проблема девиантного поведения среди молодежи и отношения к нему интересна не только с академической точки зрения, но и с позиции конкретных управленческих решений, чтобы девиации негативного характера не стали нормой молодежного поведения. Конкретные черты девиантного поведения будут рассмотрены ниже.Глава 2. Отношение подростков к алкогольной девиации: результаты социологического исследования2.1. Обоснование программы исследованияВ рамках данной работы был проведен анализ данных эмпирического исследования с целью выявление конкретных характеристик девиантного поведения, связанного с алкоголизмом, в молодежной среде и отношения подростков к девиантному поведению.Для более подробного описания проблемы прилагаются результаты двух исследований. Одно представляет собой вторичный анализ итогов крупного исследования, посвященному выявлению характеристик отклоняющегося поведения подростков. Второе исследование было проведен автором данной работы для уточнения характеристик и форм проявления девиации в молодежной среде.Авторское исследование было проведено в марте-апреле 2013 года на предмет изучения форм девиации молодежной среде в рамках учебного процесса. Как было показано в теоретической части данной работы, обучения является общей деятельностью для большинства молодежи и проявление девиантного поведения в его рамках выражается наиболее полно. Генеральной совокупностью выступили все подростки города. Выборочная совокупность составила 300 человек, подростков различных школ. При таком объеме выборки мы не можем гарантироваться репрезентативность данных исследования, поэтому его результаты будут отражать только самые общие тенденции по проблеме исследования. Отбор респондентов производился методом простой случайной выборки из генеральной совокупности.Исследование проводилось методом массового опроса респондентов по формализованной анкете. 2.2. Вторичный анализ результатов социологических исследований по проблеме девиации в подростковой средеВ качестве источника анализа вторичной информации по проблеме девиации использовались данные исследования «Подросток-2015», проведено в 2015 году в Свердловской области, один из разделов которого был посвящен изучения проблем алкогольного девиантного поведения, а также мониторинг мнения подростков в Архангельске. Исследование «Подросток-2015» определило, что подростки отвергают наркоманию, по крайней мере, на уровне самооценки и следуют в этом отношении ожиданиям общественного мнения. Кроме того, исследование показывает в целом критическое отношение подростков к алкоголю – осуждали и не употребляли алкоголь 82% подростков, однако в данном отношении можно подозревать подростков в неискренности. Но отношение каждого девятого – безразличное. Признались, что употребляют алкоголь 3% респондентов. Почти столько же (4%) дали промежуточные ответы – «осуждают, но занимаются»; «одобряют, но не занимаются». [17]Результаты мониторинга, проведенного М.В. Леонтьевой, позволяют определить количество юношей и девушек, знающих вкус алкоголя (т.е. употребляющих алкоголь регулярно или пробовавших хотя бы однократно): 34% юношей и 10% девушек – подростокы вузов; в училищах и техникумах, соответственно, 22% и 7,7%; среди школьников знают вкус наркотиков 4,4% и 9,1%.[36]Исследованием установлено, что на первом месте в качестве источника знаний об алкоголе респонденты во всех учебных заведениях отметили средства массовой информации, на втором – родителей, на третьем – друзей (табл. 1). В группе подростков и молодежи, употребляющих или пробовавших алкоголь хотя бы раз, большинство впервые узнало о алкоголе также из СМИ; на 2-м месте в качестве средства получения информации о спиртных напитках отмечены друзья, на 3-м - те, кто сам употребляет или пробовал алкоголь. [36]Таблица 1. Осведомленность об алкоголе(в процентах к числу опрошенных)Источник информации Школы Средние специальные учебные заведенияВысшие учебные заведения юношидевушкиюношидевушкиюношидевушкиДрузья1115,719,619,731,326,5Родители 15,628,314,418,728,123,4Педагоги 1112,62,25,72319,5СМИ85,786,878,783,867,779,3Те, кто употребляет или пробовал3,23,113,19,123,511,8В целом, анализ девиантного поведения в образовательных учреждениях выявил высокий уровень приобщения подростков и молодежи к потреблению алкогольных напитков.Результаты обоих исследований однозначно показывают, что уровень девиантного поведения в подростковой среде весьма высок. При этом девиантное поведении принимает крайние формы делинквентного плана. По полученным данным нет оснований говорить о так называемой положительной девиации среди молодежи. К сожалению, девиация среди молодежи все чаще принимает социально опасные формы, которые вредя обществу и самой молодежи. Можно отметить, что различные формы девиантного поведения не только весьма распространены среди молодежи, но и пользуются популярностью.Однако отметим, что данные исследования были проведены более десяти лет назад, и их результаты могут существенно измениться применительно к современному положению дел. Авторское исследование в этом смысле поможет некоторым образом скорректировать данные о девиантных формах поведения молодежи. 2.3 Описание и результаты авторского исследованияПо итогам проведения авторского исследования были получены следующее результаты.Всего в исследовании приняло участи 66,6% женщин и 33,3% мужчин. 65% респондентов родом из города, 35% из села. Большинство респондентов 35,5% обучается на третьем курсе. 15% респондентов оценили свой уровень доход как высокий, 66% имею средний доход, 19% имеют низкий доход. По мнению респондентов «хорошо учиться и стать профессионалом» самая важная задача во время обучения (59%). Второй по значимости аспект – поиск будущей работы и установление контактов с потенциальными работодателями (34%). На третьем месте по важности – приобретение навыков взрослого поведения (25%). Меньшее значение респонденты придают участию в студенческих мероприятиях и творческой реализации (16%), поиску друзей и будущего супруга (9%), веселому время препровождению (6%).Таблица 2. Самое важное во время обучения Вариант ответаПроцент ответивших1Хорошо учиться, стать, настоящим профессионалом в избранной сфере552Установить контакты с потенциальными работодателями323Научиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себя214Быть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творчески135Общаться со сверстниками, завести друзей, будущего супруга, завести семью86Весело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебы77Другое 18Затрудняюсь ответить3Рисунок 1.УспеваемостьКак видно из распределения, большинство респондентов демонстрирует весьма высокую успеваемость, хотя при этом стоит отметить, что тут велика доля субъективизма и намеренного завышения собственных спехов. Рисунок 2. Виды девиации Большинство респондентов (43%) считает, что самой частой формой девиации в рамках учебного процесса является появление на занятиях в состоянии опьянения, на втором месте (26%) находится грубость с преподавателем. Остальные формы являются для подростков менее значимыми. Отметим, что появление на занятиях в пьяном виде не обязательно встречается повсеместно, как можно заключить из результатов. Скорее всего, подростокы просто не отождествляют иные формы с аморальным и девиантным поведением.Непосредственно под девиантным поведением респонденты понимают «любое отклонение от нормы» (63,4%), для 10,6% - девиантное поведение — это «негативное отклонение от нормы», еще 26% опрошенных затруднились с ответом. Таким образом подтверждается гипотеза о том, что девиация является распространенной формой поведения среди молодежи. При этом стоит подчеркнуть тот факт, что респонденты не рассматривают употребление алкоголя как проявление какой-то серьезной формы девиации. Для них в этом отношении гораздо большее значение представляет конфликт с преподавателем. Отметим, что у подростков достаточно адекватное восприятие девиантного поведения, но большой процент респондентов, затруднившихся с ответом, говорит о том, что у значительной части подростков не сформирована позиция в отношении девиантного поведения, что закономерно сказывается на их оценках роли девиации в обществе. Далее представлены представления подростков о конкретных видах девиации.Рисунок 3.Восприятие подростками форм девиацииРезультаты по данному признаку подтверждают предположение о том, что алкогольная девиация рассматривается подростками, главным образом, как проявление негативных социальных черт в поведении. Так практически 90% респондентов считает проституцию формой девиации, и только 35% считают таковым героизм. Сюда же можно отнести суицид воровство и пьянство, которые также оцениваются как виды девиации. Гениальность и лидерство также не воспринимаются как отклоняющееся поведения. В данном смысле гипотеза о понимании девиации только в негативном ключе также находит свое подтверждение.В подростковой среде наиболее распространено злоупотребление алкоголем. На существование данного явления в ВУЗе указали 91,6% опрошенных. Причем, в большей степени данной девиации подвержены подростки – сельчане (по сравнению с представителями городской молодежи), особенно те, кто проживает в студенческом общежитии. Рисунок 4.Причины употребления алкоголяОсновная причина потребления алкоголя имеет явную социальную природу: 41% респондентов употребляет их за компанию. Около 30% использует их, чтобы снять стресс, что также косвенно имеет социальную обусловленность. В целом же этот признак показывает значение социальных факторов девиантного поведения.Высказывание «Люди пьянствуют и спиваются потому, что жизнь очень трудная» вызвало скорее отрицательную реакцию со стороны подростков.Рисунок 5.Люди пьянствуют и спиваются потому, что жизнь очень труднаяВ целом позиция респондентов в этом отношении не определенная, так как в совокупности примерно 59% респондентов не имеет четкого мнения по данному вопросу. Однако можно фиксировать легкую тенденцию к отрицанию данного утверждения, в общем с ним не согласны 49% опрошенных. Согласно проведенному исследованию большинство подростков употребляют пиво и слабоалкогольные напитки 1 раз в неделю (45,8%), по праздникам употребляют 16,7% респондентов, каждый день употребляют 13,2%. Только 14,5% подростков не употребляют пиво и слабоалкогольные напитки.Полученные данные в этом отношении весьма тревожат, так как большинство респондентов употребляет алкоголь каждую неделю, что отражает рост его потребления в молодежной среде. Очевидно, что именно алкоголизм является самой распространенной формой девиации среди молодежи. Хулиганство и воровство также широко распространено, по мнению подростков в их среде (85,5% и 66,5% соответственно). Этот факт также горит о широкой распространенности делинквентного поведения среди молодежи.Большинство согласны с тем, что «человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество» – варианты «да» и «скорее да» выбрали 5,3% и 48,9% соответственно; варианты «скорее нет» и «нет» 22,9% и 5,7% соответственно. В данном случае также находит подтверждение гипотеза о том, что самые негативные формы девиантного поведения имеет место быть и в подростковой среде. Отношение к связи алкоголя и хулиганства в целом неоднозначное.Рисунок 6.Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков.Большинство респондентов (81,5%) занимают неопределенную позицию по данному вопросу, что говорит о разнице между этими двумя формами отклоняющего поведения в общественном сознании. Влияние социокультурной среды на поведение подростков выражается в том, что представители города, по сравнению с выходцами из села, более агрессивны, терпимее относятся к воровству. Среди них почти в два раза чаще встречаются те, кто полагает, что можно ударить человека только за то, что «по-другому до него не доходит». Подростки с высоким уровнем дохода, в большей степени, чем их малообеспеченные коллеги, оправдывают противоправные способы решения проблем (40,5% и 19,1% соответственно).Алкоголизм среди подростков достаточно распространен – 11% респондентов считают что «широко распространен» и 49,3% - «иногда встречается». В целом более половины респондентов говорят о том, что злоупотребление алкоголем, так или иначе, имеет место быть в подростковой среде, не будет существенной ошибкой утверждать, что ситуация такова и в отношении всей молодежи в целом. При сопоставлении с данными по употреблению алкоголя все это показывает весьма тревожную тенденцию развития негативного алкогольного девиантного поведения в молодежной среде. На основании анализа результатов исследования можно констатировать, что в целом по массиву опрошенных у четвертой части подростков есть друзья, которые употребляют алкоголь. При этом здесь прослеживается определенная тенденция. Если среди учащихся 2 курсов они есть у 17,6% респондентов, то среди подростков 4 курса – у 30,5% опрошенных. В связи с этим закономерно, что чем старше респонденты, тем лояльнее они относятся к алкогольной форме девиации. Среди обеспеченных подростков меньше тех, кто категорически осуждает алкоголизм, больше равнодушных к данной проблеме и тех, кто полагает, что употребление спиртных напитков – это распространенный стиль поведения современной молодежи.Рисунок 7.Отношение к употреблению алкоголяКак можно видеть, большинство (59%) осуждает алкоголь, но велико число и тех, кот нейтральной к ней относится (27,8%). В целом же подобное равнодушие к алкоголю косвенно свидетельствует о том, что некоторые формы девиации, причем негативного плана, вполне распространены в молодежной среде. Отчасти эти данные противоречат предыдущим признакам, так при осуждении алкоголя многие подростки имеют друзей, злоупотребляющих данным пороком. Несмотря на негативное отношение к алкоголю, среди подростков есть те, кто имеет опыт употребления наркотических средств (25,7%). Есть предположение, что здесь явно имеется тенденция к увеличению числа пробовавших алкоголь. Большинство респондентов в качестве основной причины, побудившей первый раз попробовать алкоголь, называет гедонизм – стремление испытать новые ощущения (33,9%), получить удовольствие (30,8%). Данные причины вполне типичны для подростков, для которого именно стремление к новому и желание получить удовольствие выступают движущими мотивами. Как представляется, именно эти причины станут движущими для всех форм девиантного поведения в молодежной среде. Рисунок 8.Виды помощи человеку, страдающего алкоголизмом По итогам данного вопроса можно сказать, наркомания все же считается респондентами заболеванием, но при этом большое значение уделяется и моральной поддержки больных, так что значение социальных факторов также велико.Рисунок 9.Работа по снижению девиантного поведения Большинство (47%) опрошенных видят проявление работ по профилактике алкогольного девиантного поведения. Однако отметим, что в совокупности 53% либо не видят такой работы, либо не замечают ее и сомневаются в ее наличие, что в целом можно оценивать как негативный фактор девиантного поведения. При этом сами подростки теряются в вопросе о том, кто именно влияет на снижения уровня алкогольной девиации в подростковой среде. Так, 29,5% опрошенных видят правоохранительные органы в качестве органа, контролирующего деятельность в процессе обучения и влияющего на постепенное снижение уровня негативного девиантного поведения. Чуть меньше в качестве контролирующих органов набрали «администрация школы» (25,3%), «подростки» (23,6%) и преподаватели» (15,9%). Таким образом, все в совокупности должны влиять на поведение подростков и способствовать снижению уровня девиации в подростковой среде. Отношение к девиантному поведению прослеживается через призму ценностных ориентаций респондентов. Таблица 3. Ценность для подростков отдельных видов деятельностиМестоВид деятельности%1.Общение, круг друзей572.Партнеры, семья533.Свободное время, хобби 434.Школа365.Профессия и работа346.Природа337.Искусство27На первом месте для молодежи традиционно остаются общения и друзья. Именно эти факторы и определяют в том числе и девиантное поведение. Отметим, что учеба занимают отнюдь не первые позиции, что в целом также предсказуемо.Таким образом, в завершении нашего исследования отметим несколько наиболее очевидных тенденций в развитии отношения к девиации в подростковой среде:- алкогольное девиантное поведение весьма развито в молодежной среде, что закономерно прослеживается на примере подростков как наиболее представительной его части;- алкогольное девиантное поведение оценивается подростками с позиции социальной полезности, что достаточно типично. Девиация представляется респондентам как негативное с точки зрения социальной морали поведение. Понятие так называемой позитивной девиации нивелируется респондентами, а часто вообще не рассматривается;- в молодежной среде достаточно широко распространены самые негативные формы девиантного поведения, такие как алкоголь, наркомания, что не может не провоцировать тревожные тенденции в молодежной среде;- в целом молодежь негативно оценивает девиацию, но при этом отчетливо прослеживается тенденция к равнодушию в отношении девиантного поведения;- алкогольное девиантное поведение больше прослеживается в среде состоятельной молодежи, что, очевидно, объясняется их материальными возможностями.Относительно других социальных характеристик различие в оценке девиантного поведения незначительны. В итоге можно сказать, что проблема девиации в молодежной среде весьма актуальна. При этом самой молодежью вполне адекватно оценивается угроз этого распространения и негативно обозначается сама девиация, но все более выражено равнодушное отношение ко всем этим процессам, что не может не настораживать.ЗАКЛЮЧЕНИЕ1. В современном обществе происходят глубокие социально-экономические преобразования, затронувшие все сферы жизни взрослых и детей, наряду с позитивными изменениями имеется немало социальных проблем, которые способствуют росту негативных явлений, отклонение от норм общественной жизни. Резкое снижение востребованности духовных ценностей, имущественное неравенство, деформирование семейных ценностей, безработица, сложная криминогенная обстановка, которые приводят к усилению социальной и психологической дезориентации и дезадаптации не только взрослых, но и подростков. Ситуация осложняется функционированием взаимоисключающих ценностей и ценностных установок по причине взаимодействия нормативной культуры и разнообразных девиантных субкультур. 2. Проблема девиантного поведения является одной из традиционных для современной социологии. Однако значение ее продолжает оставаться весьма злободневным, что определяется рядом факторов. С одной стороны нет окончательной ясности в том, что следует считать девиантным поведением. Следствием данного вопроса выступает разделение девиантного поведение на положительное и негативное, но это не дает окончательного решения, так как пока нельзя точно объяснить ситуации. Когда эти два типа совпадают.3. С другой стороны социальные последствия девиантного поведения настолько широки и важны для общественного целого, что девиация уже давно не является просто академической проблемой, но проблемой социальной, которая выступает одним из критериев современного государственного управления. Особенно ярко все эти последствия проявляются в молодежной среде. 4. В целом мы можем констатировать негативное отношение молодежи к различным форам девиантного поведения, но при этом имеет место быть признание со стороны самой молодежи, что оно крайне распространено в средемолодых людей. Итоги исследования вполне четко показывают нам, что девиации все больше определяют жизнь современной молодежи, что в будущем будет иметь множество последствий негативного плана. 5. Очевидно, что сама молодежь данную проблему не решит, необходимо вмешательство со стороны государственной власти и социальных служб, при этом также очевидно, что девиация развивается не только в рамках молодежной среды и многие стандарты такого поведения молодежью просто заимствованы и более старших возрастных групп. Девиантное поведение продолжает оставаться важнейшей проблемой современного российского общества, что четко видно на примере молодежи, и эта проблема все еще ждет адекватной реакции и соответствующих мер. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАбеляр П. Диалог между философом, иудеем и христианином. М.: Аттик, 1994. – 174 с.Абеляр П. История моих бедствий. М.: Аттик, 1994. – 314 с.Августин Аврелий. Исповедь. М.: АСТ, 2003. – 487 с.Аврелий Августин. О граде божьем. М.: АСТ, 2003. – 305 с.Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. – 349 с.Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. М.: Петрополис, 1994. – 336 с.Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье и Возрождение. М.: Петрополис, 1994. – 367 с.Аристотель. Поэтика – М.: Мысль, 1983. – 187 с.Бахтин М.М. Тетралогия: [Сборник]. М.: Лабиринт, 1998. – 380 с.Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М.:  Республика, 1995. - 375 с.Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – 310 с.Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: АСТ, 2006. – 350 с.Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: Моск. филос. фонд (МФФ), 1998. – 365 с.Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: АСТ, 1998. – 378 с.Безруких А., Ефимова О. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1998; Образ жизниподростков воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения. – Воронеж, 1999.Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.Вишневский Ю.Р. Исследование девиантных форм поведения подростковой молодежи Свердловской области / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я.Пучков // Университетское управление. – 2002. – № 3-4(10-11). – С. 40Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М.: 1965. – 464 с. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я.И. Гилинский. – СПб., 2000.Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб., 2004.Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи: Социологический аспект // Вестник МГУ. Серия 19. Социология и политология. – 2009. – №3.Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. – Саратов, 2009.Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Пер. с фр. – М., 2014.Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Минск, 2015.Заверткина Е.Г., Миронова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2016.Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология: перспективы, проблемы, методы. – М., 2012. – С.48-49Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 2016.Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. – 2013. - №1Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. – Казань, 2010.Крылова М.А. Девиантное поведение подростков // Высшее образование в регионе: Коллективная монография. / Отв. ред. И.В. Налетова. – Тамбов, 2012;Конфуций. Луньюй: М.:: Эксмо, 2012. – 434 с.Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М., 2015Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие. – М., 2010.Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. –Ставрополь, 2014.Лао-Цзы. Дао дэ цзин. - М.: Медков, 2007. – 347 с.Леонтьева М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и подростков Архангельска // Социс. – 2014. - № 12. – С. 106Линдсей Г., Холл К.С. Теории личности. К.: PSYLIB, 2015. – 562 с.Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социс. – 2012. - № 3. – С. 104-114.Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 2006. – 134 с.Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции // Вестник МНЭПУ. – М., 2011Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого. Москва: АСТ, 2007. – 487 с.Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Мн.: ООО "Попурри", 2014. -- 704 с.Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - №9Платон. Диалоги. М.: Мысль, 2010. – 297 с.Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М., 2011.Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема. – Казань, 2014Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – Мн., 20й1.Смелзер Н. Социология. – М., 2009.Сысоева В.А. Социология. Социальный контроль и девиантное поведение. – М., 2012Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: АСТ, 2008. – 345 с.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - 304 с.Фрейд З. Я и Оно. - М.: АСТ. 2015. – 156 с.Шипова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социс. – 2014. - №11Энциклопедия. Т 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта+, 2012. – 464 с.ПРИЛОЖЕНИЕ 1АнкетаПросим вас принять участи в исследовании, посвященном изучению девиантного поведения. Все данные будут использоваться в обобщенном виде, анонимность гарантируетсяЧто для вас является самым важным в ходе обучения?Хорошо учиться, стать, насколько это возможно, настоящим профессионалом в избранной сфереПодыскать себе будущую работу, установить контакты с потенциальными работодателямиНаучиться самостоятельной жизни, приобрести навыки взрослого поведения, ответственности за себяБыть активным, принимать участие в студенческих мероприятиях, реализовать себя творческиОбщаться со сверстниками, завести друзей, возможно - будущего супруга, завести семьюВесело и разнообразно проводить время, чтобы было, что вспомнить после окончания учебыДругое___________________________Затрудняюсь ответить.Какова ваша успеваемость за последнее время?5 и 44 и 3 3 и 2Какие формы девиантного, аморального поведения подростков в процессе обучения встречаются вам чаще всего?появление на занятиях в состоянии алкогольного опьяненияналичие задолжностейгрубость с преподавателемиспользование шпаргалкиприход на занятия неподготовленнымпропуск занятийдругое_______________Что вы понимаете под девиантным поведением?любое отклонение от нормынегативное отклонение от нормы затрудняюсь ответитьЧто из перечисленного является, на ваш взгляд, девиантным поведением?да, являетсянет, не являетсязатрудняюсь ответитьПроституцияГероизм КоррупцияСуицидЛидерство ВоровствоГениальностьПьянство ТабакокурениеКаковы, на ваш взгляд, причины употребления алкогольных напитков?улучшить настроениеснять стресс, забыть о проблемахза компаниюдругое_____________затрудняюсь ответитьСогласны ли вы с высказыванием: «Люди пьянствуют и спиваются потому, что жизнь очень трудная»7.1. согласен7.2 скорее согласен7.3 скорее не согласен7.4 не согласен7.5 затрудняюсь ответить8. Как часто вы потребляете пиво и слабоалкогольные напитки?8.1 каждый день8.2 раз в неделю 8.3 по праздникам вообще не употребляю 9. Как вы оцениваете распространенность хулиганства и воровства в молодежной средеШироко распространено Распространено мало Вообще не имеет местоЗатрудняюсь ответитьХулиганствоВоровство 10. Согласны ли вы с высказыванием: «Человек, если знает, что он останется незамеченным, склонен присвоить чужое имущество».10.1. согласен10.2 скорее согласен10.3 скорее не согласен10.4 не согласен10.5 затрудняюсь ответить11.Согласны ли вы с высказыванием: «Хулиганство – это, как правило, следствие употребления спиртных напитков»11.1. согласен11.2 скорее согласен11.3 скорее не согласен11.4 не согласен11.5 затрудняюсь ответить12. Как вы считаете, распространена ли наркомания в подростковой среде? 12.1 широко распространена 12.2 иногда встречается12.3 вообще не встречается12.4 затрудняюсь ответить 13. Есть ли у вас друзья, которые употребляют наркотики?13.1 есть, много13.2 есть, мало13.3 вообще нет13.4 затрудняюсь ответить14. Есть ли у вас опыт потребления наркотиков?14.1 есть14.2 нет 15. Что заставляет людей попробовать наркотики?15.1 компания15.2 стремление испытать что-то новое15.3 стремление получить удовольствие 15.4 сложная жизненная ситуация 15.5 другое_______________15.6 затрудняюсь ответить16. Какие виды помощи следует оказывать человеку, больному наркоманией?16.1 моральная поддержка16.2 помощь профессионального психолога16.3 медицинская помощь16.4 материально-финансовая поддержка16.5 изменение отношения в обществе к наркомании 16.6 другое17. Следует ли легализовать проституцию?17.1 да17.2 нет17.3 затрудняюсь ответить18. Какие положительные стороны могут быть в легализации проституции?18.1 дополнительный источник дохода18.2 уменьшение числа преступлений сексуального характера18.3 снижения уровня распространения специфических заболеваний18.4 другое______________18.5 затрудняюсь ответить20. Как вы относитесь к потере нравственных ориентиров в молодежной среде?20.1 положительно20.2 безразлично20.3 негативно20.4 крайне отрицательно 20.5 затрудняюсь ответить21. Можете ли вы сказать, что наблюдаете проведение воспитательных работ в вашем учебном заведении по профилактике негативного девиантного поведения?21.1 да21.2 нет21.3 не знаю 22. Кто, на ваш взгляд, влияет на снижение девиации в подростковой среде?22.1 правоохранительные органы 22.2 подростокы и преподаватели 22.3 администрация вуза22.4 родители учащихся22.5 другое__________________22.6 затрудняюсь ответить23. Какие ценности являются дл вас наиболее важными? (не более 3-х вариантов)23.1 общение, друзья23.2 партнеры, семья23.3 свободное время, хобби23.4 школа23.5 профессия и работа23.6 природа23.7 искусство23.8 другое____________23.9 затрудняюсь ответить Пожалуйста, расскажите немного о себе 24. Пол24.1 Мужской24.2 Женский 25. Откуда Вы родом:25.1 Город25.2 Село26. Курс обучения___________27. Как бы вы оценили ваш семейный доход27.1 высокий27.2 средний27.3 низкий27.4 затрудняюсь ответитьСпасибо за Ваши ответы!

1. Абеляр П. Диалог между философом, иудеем и христианином. М.: Аттик, 1994. – 174 с.
2. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Аттик, 1994. – 314 с.
3. Августин Аврелий. Исповедь. М.: АСТ, 2003. – 487 с.
4. Аврелий Августин. О граде божьем. М.: АСТ, 2003. – 305 с.
5. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М.: Канон, 1995. – 349 с.
6. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. Античность. М.: Петрополис, 1994. – 336 с.
7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье и Возрождение. М.: Петрополис, 1994. – 367 с.
8. Аристотель. Поэтика – М.: Мысль, 1983. – 187 с.
9. Бахтин М.М. Тетралогия: [Сборник]. М.: Лабиринт, 1998. – 380 с.
10. Бердяев Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М.: Республика, 1995. - 375 с.
11. Бердяев Н.А. Смысл творчества // Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. – 310 с.
12. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.: АСТ, 2006. – 350 с.
13. Бланшо М. Неописуемое сообщество. М.: Моск. филос. фонд (МФФ), 1998. – 365 с.
14. Бланшо М. От Кафки к Кафке. М.: АСТ, 1998. – 378 с.
15. Безруких А., Ефимова О. Знаете ли Вы своего ученика? – М., 1998; Образ жизни
подростков воронежских вузов в конце 90-х годов: особенности и тенденции изменения. – Воронеж, 1999.
16. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М., 1994.
17. Вишневский Ю.Р. Исследование девиантных форм поведения подростковой молодежи Свердловской области / Ю.Р. Вишневский, Л.Н. Боронина, А.Я.Пучков // Университетское управление. – 2002. – № 3-4(10-11). – С. 40
18. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2 т. Т. 2. М.: 1965. – 464 с.
19. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х-ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление / Я. Гилинский, В. Афанасьев, Н. Бараева; отв. ред. Я.И. Гилинский. – СПб., 2000.
20. Девиантность, преступность, социальный контроль / Я.И. Гилинский. – СПб., 2004.
21. Димов В.М. Проблемы девиантного поведения российской молодежи: Социологический аспект // Вестник МГУ. Серия 19. Социология и политология. – 2009. – №3.
22. Добрин К.Ю. Социология девиантного поведения подростков. – Саратов, 2009.
23. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд. Пер. с фр. – М., 2014.
24. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. – Минск, 2015.
25. Заверткина Е.Г., Миронова М.Н. Коррекция девиантного поведения подростков: учебно-методическое пособие. – Ярославль, 2016.
26. Инкельс А. Личность и социальная структура // Американская социология:
перспективы, проблемы, методы. – М., 2012. – С.48-49
27. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово, 2016.
28. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социс. – 2013. - №1
29. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Ю.Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. – Казань, 2010.
30. Крылова М.А. Девиантное поведение подростков // Высшее образование в регионе: Коллективная монография. / Отв. ред. И.В. Налетова. – Тамбов, 2012;
31. Конфуций. Луньюй: М.:: Эксмо, 2012. – 434 с.
32. Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения // Социология сегодня. – М., 2015
33. Кравченко А.И. Социология: Учеб. пособие. – М., 2010.
34. Крапивко Е.Н. Социокультурные девиации современной молодежи в контексте дезинтеграции общества // Общество и личность: интеграция, партнерство, социальная защита: Материалы I Международной научно-практической конференции. –Ставрополь, 2014.
35. Лао-Цзы. Дао дэ цзин. - М.: Медков, 2007. – 347 с.
36. Леонтьева М.В. Мониторинг девиантного поведения учащихся и подростков Архангельска // Социс. – 2014. - № 12. – С. 106
37. Линдсей Г., Холл К.С. Теории личности. К.: PSYLIB, 2015. – 562 с.
38. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия / Р.К. Мертон // Социс. – 2012. - № 3. – С. 104-114.
39. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 2006. – 134 с.
40. Мкртумова И.В. Дихотомия типов девиации в различных социальных институтах: специфика и особенности социальной конструкции // Вестник МНЭПУ. – М., 2011
41. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого. Москва: АСТ, 2007. – 487 с.
42. Ницше Ф. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Мн.: ООО "Попурри", 2014. -- 704 с.
43. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социс. – 2008. - №9
44. Платон. Диалоги. М.: Мысль, 2010. – 297 с.
45. Рабочая книга практического психолога: пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, Л.Г. Лаптева. - М., 2011.
46. Рахматуллин Э.С. Девиантное поведение как социальная проблема. – Казань, 2014
47. Румянцева Т.Г. Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке. – Мн., 20й1.
48. Смелзер Н. Социология. – М., 2009.
49. Сысоева В.А. Социология. Социальный контроль и девиантное поведение. – М., 2012
50. Торндайк Э. Бихевиоризм. М.: АСТ, 2008. – 345 с.
51. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2010. - 304 с.
52. Фрейд З. Я и Оно. - М.: АСТ. 2015. – 156 с.
53. Шипова А.Н. Социология отклоняющегося поведения // Социс. – 2014. - №11
54. Энциклопедия. Т 21. Общество. Ч.1. Экономика и политика. – М.: Аванта+, 2012. – 464 с.



Вопрос-ответ:

Что такое алкогольная девиация?

Алкогольная девиация - это форма социальной девиации, связанная с употреблением алкоголя и приводящая к отклонениям от норм и ценностей общества.

Какие теоретические концепции изучения социальной девиации существуют?

Существует множество теоретических концепций, одна из них - ретроспективный анализ, который позволяет рассмотреть и проанализировать теории социальной девиации, разработанные в прошлом. Это помогает понять и объяснить девиантное поведение в настоящем времени.

Каково современное представление о социальной девиации?

Современное представление о социальной девиации включает в себя понимание, что она является результатом взаимодействия различных социальных факторов, таких как неравенство, социальная мобильность, культурные нормы и т.д. Также учитывается роль индивида в формировании своего девиантного поведения.

Какие социальные факторы провоцируют девиантное поведение в подростковой среде?

В подростковой среде социальные факторы, провоцирующие девиантное поведение, могут быть различными, например, негативное влияние школьной среды, проблемы в семье, влияние сверстников, доступность алкоголя и прочее.

Каковы результаты социологического исследования отношения подростков к алкогольной девиации?

Результаты социологического исследования показали, что отношение подростков к алкогольной девиации может быть разным, но в целом они относятся к ней негативно и осознают ее вредность. Однако, некоторые подростки все равно употребляют алкоголь, часто под влиянием внешних социальных факторов.

Что такое алкогольная девиация?

Алкогольная девиация - это форма девиантного поведения, связанная с неправомерным или чрезмерным употреблением алкоголя.

Какие теоретические концепции социальной девиации существуют?

Теоретические концепции социальной девиации включают в себя ретроспективный анализ теорий, таких как структурно-функциональный подход, социально-конфликтный подход и символический интеракционизм.

Каково современное представление о социальной девиации?

Современное представление о социальной девиации включает в себя понимание девиантного поведения как результат социальных факторов и взаимодействия между индивидом и обществом.

Какие социальные факторы провоцируют девиантное поведение в подростковой среде?

Социальные факторы, которые могут провоцировать девиантное поведение в подростковой среде, включают в себя негативный социальный влияние сверстников, семейные проблемы, отсутствие социальной поддержки и низкий уровень образования.

Какое отношение подростки имеют к алкогольной девиации?

Результаты социологического исследования показывают, что отношение подростков к алкогольной девиации может быть разнообразным, от положительного и активного участия в употреблении алкоголя до отрицательного отношения и активного противодействия этому явлению.