КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 49 49 страниц
  • 40 + 40 источников
  • Добавлена 25.03.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
Глава 1.Теоретические основы коррекции нарушений речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 5
1.1.Понятие сущность и формы дизартрии 5
1.2. Нарушение речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 9
1.3. Направление логопедической работы с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией 17
Глава 2. Диагностика нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией 25
2.1. Организация и методы исследования нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией 25
2.2. Анализ результатов изучения нарушений произношения у дошкольников со стертой дизартрией 30
Глава 3. Комплекс методических рекомендаций по коррекции речи у дошкольников со стертой дизартрией 35
3.1. Содержание работы по коррекции нарушений и развитию фонетической системы языка 35
3.2. Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношения 45
Заключение 48
Список литературы 50
Приложения 54


Фрагмент для ознакомления

Основными формами работы логопеда по коррекции нарушений формирования произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией являются: непосредственная образовательная деятельность детей, включающая в себя занятия с логопедом, а также организованную совместную деятельность всех специалистов конкретного детского сада; непосредственная работа с родителями, режимные моменты.Таким образом, мы смогли определить основное содержание работы логопеда по непосредственному формированию произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. Нами было установлено, что такая работа должна проходить по следующим основным направлениям: нормализация у ребенка функции дыхания, преодоление имеющихся нарушений голоса, преодоление имеющихся у ребенка артикуляционных расстройств, нормализация просодики ребенка, развитие его фонематического восприятия, развитие у ребенка неречевых функций.Кроме этого, можно предложить еще и рекомендации для воспитателе и родителей по формированию произносительной стороны речи у детей со стертой дизартрией.В данном процессе весьма важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал именно правильную речь, речь отчетливо звучащую, на примере которой и будет формироваться его собственная речь.Родители, чьим детям на логопедической комиссии был поставлен диагноз «дизартрия» обязательно должны учитывать, что динамика речевого развития их ребенка зависит непосредственно от характера его отношений ребенка со взрослыми, а также от специфики его общения с ними. При этом воспитатели и родители обязаны с особым вниманием относиться к самым даже незначительным успехам ребенка, весьма положительно оценивать его старание и усидчивость.Нами была разработана памятка родителям для эффективной организации занятий с детьми по заданию логопеда (см. приложение 3)Таким образом, на результативность всей логопедической работы по устранению дизартрии значимую роль играет как помощь родителей, так и взаимодополняющая деятельность логопеда и воспитателя. В связи с этим актуализируется необходимость путем использования различные формы взаимодействия помогать родителям ребенка понять и получить нужный необходимый багаж логопедических знаний, а также умений для непосредственного закрепления получаемых ребенком знаний в домашних условиях. Необходимо отметить, что описанные нами приёмы позволяют сделать всю логопедическую работу намного более разнообразной, интересной, а также результативной, вызвать у детей-дошкольников положительные эмоции и способствуют увеличению заинтересованности детей, а также их родителей в логопедических занятиях.3.2. Индивидуальная работа с детьми по коррекции нарушений звукопроизношенияКак уже нами отмечалось выше, в процессе коррекции нарушений звукопроизношения у детей-дошкольников применяется принцип индивидуального подхода к ребенку. В первую очередь для проведения коррекции выбираются именно те звуки, которые у данного ребенка наиболее приближены к их правильному произнесению, либо те, у которых артикуляционные уклады являются наиболее простыми.Все индивидуальные занятия по непосредственному заданию логопеда должны проводиться воспитателем по времени во второй половине дня. При этом воспитатель индивидуально занимается именно с теми детьми, фамилии которых были записаны логопедом в специальной тетради для проведения вечерних заданий. Занимаясь с ребёнком индивидуально, воспитатель при этом обязан четко помнить, что проговаривание всего намеченного фонетического материала по тетради обязательно должно осуществляться с выделения уже закреплённого у ребенка звука. Кроме того, весь речевой материал логопед также должен проговаривать достаточно чётко, громко, медленно и неизменно добиваться того же от конкретного ребенка. При этом весьма важно, чтобы все допускаемые ошибки детей были исправлены воспитателем достаточно корректно. Необходимо подчеркнуть, что манеры исправления допускаемые ошибок в речи детей-дошкольников вне занятий и во время самих занятий несколько отличаются друг от друга. Так, например, во время игр, а также бытовой деятельности не рекомендуется привлекать особого внимание детей к ошибкам в речи кого-либо из них, рациональнее это сделать как можно незаметнее для остальных детей. Если же ошибка ребенка возникла в процессе обращения его к воспитателю, то можно при этом реагировать следующим образом: «Ты же умеешь и можешь правильно сказать, ну-ка давай попробуй!» либо «Я не совсем понимаю тебя. Подумай, соберись с силами и скажи правильно». При исправлении ошибок детей непосредственно на занятиях, необходимо учитывать, что, во-первых, время занятия ограничено и выяснения того, как надо было сказать ребенку, со стороны воспитателя в ряде случаев является неуместным. Во-вторых, все внимание детей-дошкольников чаще всего приковано к речи отвечающего ребенка и поэтому незаметно, исправить допущенную им ошибку практически невозможно, да и не всегда нужно. И, в-третьих, логопедические занятия, в их отличии от случаев спонтанного неконтролируемого ребёнком-дошкольником общения, обязательно должны проходить при наибольшей мобилизации всего внимания отвечающего ребенка, с непосредственной установкой на его грамотную, чёткую речь. В связи с этим, ошибки, допущенные ребенком в ходе занятий воспитателем необходимо фиксировать моментально. При этом ошибки в произношении вне занятий необходимо фиксировать по возможности. Например, если конкретный ребёнок неправильно произносит звук [P], то в этом случае воспитатель может предложить ему следующее: «Повторяй за мной, выделяя при этом звук [P], следующие слова: гоРка, собиРать, стРоить, игРать». Для того, чтобы ребенок а индивидуальном логопедическом занятии говорил достаточно внятно и с минимальным числом фонетических ошибок, воспитателю необходимо своей чёткой, весьма громкой, а также неторопливой речью задавать ребенку тон. Успешность процесса нормализации речи ребенка, а также угасание имеющегося у него патологического рефлекса в первую очередь возможны исключительно при повышенном внимании конкретного ребёнка как к речи окружающих, так и к своей собственной речи. Вся индивидуальная работа с детьми, направленная на коррекцию звукопроизношения строится по заранее разработанному тематическому плану и обязательно включает следующие этапы работы (см. табл. 2):Таблица 2. Тематический план индивидуальной работы№Этапы работыКоличество занятий1.Диагностический22Подготовительный73.Постановка звука74.Автоматизация звука85.Дифференциация звука86.Итоговый контроль1Всего занятий31В приложении приведем конкретный пример содержания индивидуальной программы, направленной на коррекцию нарушений звукопроизношения. Данная программа рассчитана на одного из детей экспериментальной группы – Савелия Т. 5,7 лет. До года данный ребенок наблюдался у невролога по поводу ППС ЦНС. По характеру он является неусидчивым. По заключению логопедической диагностики ему был поставлен следующий диагноз: ФФН, стертая дизартрия.Тематический план индивидуальной работы с Савелием Т. приведен нами в приложении 4.Таким образом, нами было проведено экспериментальное обследование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, был также осуществлен анализ в результат эксперимента полученных результатов, непосредственно с учетом данных результатов были затем выработаны общие методические рекомендации относительно коррекции произносительной стороны речи детей-дошкольников.Кроме этого, мы сформулировали основные рекомендации для родителей и воспитателей по формированию произносительной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией. С нашей точки зрения, логопедическая работа при стёртой дизартрии с детьми-дошкольниками предусматривает также обязательное включение родителей, а также и воспитателей в коррекционную работу с конкретным ребёнком.ЗаключениеПод дизартрией принято понимать такое расстройство произносительной стороны речи, при которой непосредственно в результате органического (или функционального) поражения ЦНС вместе с нарушением звукопроизношения нарушается и просодическая организация речевого звукового потока. При наличии стертой дизартрии у ребенка искажается фонетическая окраска звуков, а также нарушается тон, высота, длительность, громкость и ритмико-интонационный уровень реализации высказывания. Данные расстройства является объектом рассмотрения как в коррекционной педагогике, так и в медицине.Основными симптомами стертой дизартрии является нарушение у ребенка звукопроизношения, а также просодической стороны речи. Данные симптомы определяются непосредственно характером и степенью выраженности проявлений дыхательных, артикуляционных, а также голосовых расстройств. При стертой дизартрии также подвержен нарушениям низший фонологический уровень языка.Дизартрию традиционно различают по степени ее выраженности, а именно: тяжёлая, средняя степень, лёгкая степень.При этом исследователи в зависимости от очага поражения выделяют пять форм дизартрии:бульбарная дизартрия, псевдобульбарная дизартрия, подкорковая дизартрия, а также мозжечковая и корковая дизартрия.У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией оказывается нарушенной как статика, так и динамика артикуляторных движений. В результате проведенного нами эксперимента было установлено, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией те нарушения, которые возникают при артикуляции звуков, препятствуют формированию четким и правильным кинестезиям, которые необходимы при становлении звукопроизношения у ребенка. Это неизменно влечет за собой недоразвитие фонематического слуха у ребенка, которое, в свою очередь, неизменно тормозит процесс формирования у дошкольника правильного произношения звуков. В связи с этим непосредственные проявления нарушений произношения у детей значительно различаются. Особенность нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией состоит в наличии многообразных дефектов произношения самых различных звуков, а также в разной степенинесформированности у ребенка фонематического восприятия.Система необходимого логопедического воздействия при стертой дизартрии в дошкольном возрасте должна носить комплексный характер, а именно: коррекцию звукопроизношения у детей, непосредственно сочетающуюся с формированием звукового анализа и синтеза, развитие лексико-грамматической стороны речи у дошкольников и связного высказывания. Одной из ведущих особенностей работы при этом должно являться сочетание основных логопедических занятий с дифференцированнымартикуляционным массажеми использованием специальной гимнастикой, применение логопедическойритмики, а в отдельных случаях и включение в данный комплекс общей лечебной физкультуры, а также физиотерапиии медикаментозного лечения.Вся логопедическая работа при стертой дизартрии у дошкольников обязательно проводится поэтапно.Непосредственно коррекционная работа по формированию произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией обязательно должна включать работу по нормализации речевого дыхания ребенка, его голоса, темпа-ритма, работу, направленную на преодоление артикуляционных расстройств, а также фонематического восприятия.Очень важен при этом является индивидуальный подход к каждому ребенку дошкольного возраста.Список литературыАрхипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 319 с.Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 270 с.Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. – М.: СПб. Библиополис, 2014. – 134 с.Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. - М.: Школа - пресс, 1999. - 78 с. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб., 2003. – 204 с.Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский; сост. Т.М.Лифанова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова.- М.: Айрис - пресс, 2015.- 96 с.Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией [Текст] / А.В. Дуплинская // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. - С. 85-91.Зуева, Л.Н. Логопедия для дошкольников [Текст]: Альбом 1. / Л.Н.Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО Изд-во Астрель, 2001. - 80 с.Зуева, Л.Н. Логопедия для дошкольников [Текст]: Альбом 2. / Л.Н.Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО Издательство Астрель, 2011. - 80 с.Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] / И.Б. Карелина //Дефектология. – 2000. - № 1. - С. 24-26.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 1995. – 100 с.Коноваленко, В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей [Текст]: дидакт. материал для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016. - 72 с.Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников [Текст]: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П.Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б.Терешкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 141 с.Краузе, Е. Логопедический массаж [Текст]: метод. пособие / Е. Краузе. - М.: Росмэн, 2012. - 97 с.Крепенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. [Текст] / О.И. Крепенчук, Т.А. Воробьева. - СПб.: Издат. дом Литера, 2016. - 64 с.Крупенчук, О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Издат. Дом «Литера», 2007. – 96 с.Логопедия [Текст]: учеб. для студ. /под ред. Волкова Л.С., Шаховская С. Н. – М.: Гуманит. изд. центр ДОС, 2002. – 680 с. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 18 – 20.Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Образование, 2004. - 94 с.Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей. - 1986. - №2. - С.20-28.Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии [Текст]: учеб. пособие / Л.В.Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: Образование, 1987. - 264 с.Лопатина, Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / Л.В. Лопатина. – СПб., 2009. - 463 c. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи [Текст]/С.А. Миронова. –М., 2007.-76 с.Поваляева, М.А. Комплексная диагностика нарушений при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д., 2006. – 212 с.Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2014. – 274 с.Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М., 1973.- 217 с.Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: учеб. пособие. / А.В.Семенович. - М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2005. - 283 с.Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии [Текст] / И.А.Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 8. – С. 43-57.Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - №4. – С. 24 -26.Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст]: метод. пособие / Т.А.Ткаченко. - М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. - 248 с.Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 2. – С. 36-41.Федосова, О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 6.- С. 32-43.Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2003. – 196 с.ПриложенияПриложение 1Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследованииИмя, Ф.ВозрастДанные анамнеза и мед. документацииПсихолого-педагогическая характеристикаЛогопедическое заключениеЭкспериментальная группа (ЭГ)Алексей К.5,8 летРожден путем «кесарево» сечениеНеусидчивый, достаточно быстро утомляется ФФН, бульбарная стертая дизартрияСвета М.6 летОтмечены достаточно частые простудные заболевания на первом году жизниАктивнаФФН, псевдобульбарная стертая дизартрияВалентина Б.5,9 летАсфиксия МалоактивнаФФН, корковая стертая дизартрияНаташа С.6 летРоды были затяжные, применялась химическая стимуляцияСпокойная, медлительная, заторможеннаяФФН, корковая стертая дизартрияСавелий Т.5,7 летДо года наблюдался у невропатологаНеусидчивыйФФН, псевдобульбарная стертая дизартрияАндрей К.6 летППЦНС, недоношенностьВозбудимый, активный, неусидчивыйФФН, корковая стертая дизартрияКатерина С.6 летЧастые простудные заболевания, до года стоял на учете у неврологаСпокойная, тихаяФФН, бульбарная стертая дизартрияДаниил К.6 летРожден путем «кесарево» сечениеНеусидчивый, достаточно быстро утомляетсяФФН, бульбарная стертая дизартрияМихаил Ф.5,8 летППЦНСНеусидчивыйФФН, корковая стертая дизартрияАнастасия И.6 летАсфиксияСпокойная, тихая, медлительнаяФФН, корковая стертая дизартрияГруппа детей с нормальным развитием речиСаша С.5,7 летЕстественные роды без патологийАктивный, подвижный, неусидчивыйНарушений не выявленоВера М.5,9 летРожден через «кесарево» сечениеСпокойная, тихаяНезначительные нарушения в соответствии с возрастомПавел К.5,9 летЕстественные роды без патологийУравновешенный и спокойныйНарушений не выявленоНикита М.6 летЕстественные роды без патологийАктивный, подвижныйНарушений не выявленоДиана Ж.5,8 летЕстественные роды без патологийАктивная, неусидчиваяНарушений не выявленоТарас В.5,5 летЕстественные роды без патологийАктивный, подвижныйНарушений не выявленоАртем Б.5,11 летРожден через «кесарево» сечениеСпокойный, в меру активныйНарушений не выявленоНикита М.6 летРоды затяжные, химическая стимуляцияАктивный, подвижныйНарушений не выявленоАлексей В.5,7 летЕстественные роды без патологийАктивный, подвижныйНарушений не выявленоВероника А.5,9 летЕстественные роды без патологийАктивная, но усидчиваяНарушений не выявленоПриложение 2Выявленные нарушения произносительной стороны речиРебенок Нарушение произносительной стороны речиАлексей К.; Катерина С.; Даниил К.Голос у ребенка глухой, слабый, истощающийся; гласные и звонкие согласные несколько оглушены (Б-П, Д-Ти др.) Тембр речи можно оценить как измененный по типу открытой гнусавости (Б-М, Д-Ни др.). Артикуляция гласных при этом приближена к нейтральному звуку [э]. Артикуляция у ребенка согласных упрощена; смычные и Р заменяются щелевыми (П-Ф, Т-С). При этом упрощается характер щели у щелевых; в речи преобладают именно глухие плоскощелевые звуки. Света М.; Савелий Т.Голос у ребенка сиплый, слабый и хриплый. Тембр речи изменен по типу закрытой гнусавости, особенно можно наблюдать гнусавость гласных заднего ряда ([у], [о]), а также твердых согласные со сложным артикуляционным укладом ([р], [ш], [л], [ж], [ц]). При этом артикуляция гласных и согласных несколько сдвинута назад. Смычные согласные и [р] ребенком заменяются при произношении на щелевые ([т-с], [п-ф]), щелевые согласные преобразуются в плоскощелевые, также страдает артикуляция согласных со сложными укладами ([ш], [ж], [р], [л], [ц], [с], [з], [ч]), артикуляция твердых согласных страдает в этом случае несколько больше, нежели мягких.Валентина Б.; Наташа С.; Андрей К.; Михаил Ф.; Анастасия И.У ребенка отмечаются расстройства выбора слогов, которые реализуются в речи. Имеют место языковые фонематические обобщения, а также смешения признаков согласных по способу и месту образования; глухости – звонкости, а также твердости – мягкости. Наблюдается определенный распад ритмических слоговых структур слов, возрастает напряженность речи, а также степень ее локализации. Темп речи в ряде случаев замедляется, возникают персеверации и замены щелевых согласных в составе слога на смычные, звонких - на глухие, а также мягких – на твердые. Стечения согласных у данных детей упрощаются непосредственно за счет пропусков; аффрикаты расщепляются на составные звукиПриложение 3Памятка родителям для эффективной организации занятий с детьми по заданию логопедаДля эффективного закрепления результатов логопедической работы ваши дети обязательно нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время таких занятий (примерно 15-20 мин) должно обязательно быть закреплено в режиме дня ребенка. Наличие постоянного времени занятий дисциплинирует вашего ребенка, а также помогает успешному усвоению им учебного материала. Желательно также сообщать ребенку о том, какие задания ему предстоит выполнить завтра.Занятия с ребенком также могут проводиться во время прогулок или поездок. Но отдельные виды занятий непосредственно требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также всякое отсутствия отвлекающих факторов.Важно приучать ребенка к самостоятельному выполнению логопедических заданий. Не следует при этом спешить в процессе показа, как нужно выполнять конкретное задание, даже если ваш ребенок был огорчен неудачей. Помощь ребенку всегда должна носить своевременный, а также разумный характер.Необходимо четко определить, кто конкретно из взрослого окружения ребенка будет с ним вести занятия по заданиям логопеда; необходимо также выработать единые требования к ребенку и условиям проведения занятий.При получении задания у логопеда необходимо внимательно ознакомиться с его содержанием, убедиться в том, что оно вами правильно понято. В случаях некоторых затруднений необходимо проконсультироваться с воспитателем либо логопедом.Подберите наглядный либо игровой материал, который вам будет необходим для занятий. Продумайте, какой именно материал вы сможете изготовить вместе с ребенком.Будьте всегда терпеливы с ребенком, относитесь внимательно к нему во время всех занятий. Вы должны быть всегда доброжелательны с ребенком, участливы, но при этом достаточно требовательны. Необходимо стимулировать ребенка к дальнейшей работе, поощрять все его успехи, учить ребенка преодолевать трудности.Как работать со звуком:Проговорите изучаемый звук совместно с ребенком. Обязательно выясните, как располагаются зубы, губы, язык при произнесении конкретного звука.Используете ли вы голос при произнесении данного звука.Совместно с ребенком найдите слова, которые начинаются с этого звука, далее придумайте те слова, где данный звук встречается в начале слова, в середине либо в конце.Нарисуйте ту букву, которая обозначает данный звук в тетради (альбоме), вылепите ее также из пластилина, вырежьте из плотной бумаги, сконструируйте данную букву из счетных палочек.Нарисуйте те предметы, которые непосредственно начинаются на этот звук.В тетради напишите совместно с ребенком по образцу данную букву по клеточкам.Придумайте для ребенка игры со звуком, над которым в данный момент ведется работа.Проговорите речевой материал на данный звук.Приложение 4Индивидуальная программа работы с ребенкомДанная программа рассчитана на одного из детей экспериментальной группы – Савелия Т. 5,7 лет. До года данный ребенок наблюдался у невролога по поводу ППС ЦНС. По характеру он является неусидчивым. По заключению логопедической диагностики ему был поставлен следующий диагноз: ФФН, стертая дизартрия.Тематический план индивидуальной работы с Савелием Т. приведен нами ниже.Первый этап. Диагностический – предусмотрено 2 занятия: 1) Беседа с родителями данного ребенка; 2) Проведение индивидуального обследования данного ребенка:- обследование его артикуляционного аппарата;- обследование моторики его артикуляционного аппарата;- обследование у ребенка состояния его мимической мускулатуры;- выявление у ребенка состояния его общей, а также мелкой моторики;- обследование произношения ребенком звуков;- обследование у ребенка особенностей слоговой структуры;- обследование у ребенка особенностей фонематического слуха;- обследование у ребенка особенностей звукового анализа слова;- выявление состояние и особенностей импрессивной речи ребенка ;- обследование у ребенка сформированности активного словаря;- обследование сформированности у ребенка грамматического строя речи;- обследование сформированности связной речи данного ребенка.На основе проведенных нами обследований было сделано следующее заключение: Фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное стертой формой дизартрии.Подготовительный этап работы с Савелием включает в себя 7 занятий.Содержание и направления данного этапа:Непосредственная выработка, ловкости, четкости, а также правильности всех артикуляционных движений ребенка, а также координирование работы у ребенка органов дыхания и голосообразования Савелич.1. Работа по нормализация мышечного тонуса язык и губ данного ребенка (Савелия Т.).2. Выработка осознанного владения мимической мускулатурой лица ребенком, активизация его движений его лицевой мускулатуры.3. Постановка у Савелия правильного дыхания, а также голоса В рамках данного направления происходит активизация движений гортани, а также голосовых связок ребенка, нормализация его носового дыхания. Очень важна также выработка сильной, а также плавной воздушной струи, необходима активизация работы мышц мягкого неба и глотки ребенка.Развитие мелкой моторики ребенка во многом способствует снятию у него напряженности, имеющейся скованности движений у ребенка; также важна работа над темпом и переключением непосредственно от одного движения к другому.Этап постановки звука включает в себя 7 занятий.- реализация объединения отработанных движений, а также положений органов артикуляционного аппарата данного ребенка;- создание у ребенка артикуляционной базы для конкретного звука;- проведение отработка произношения ребенком изолированного звука;- постановка ребенку правильного произношения звука в его фразовой речи.При постановке звуков у ребенка необходимо использовать следующие основные способы: - постановка звука у ребенка по подражанию (при этом применять слуховой, зрительный, а также тактильно-вибрационный контроль);- постановку звука у ребенка с механической помощью (то есть дополнительно использовать зонды и шпатели);- постановка звука у ребенка с применением артикуляционной гимнастики (необходимо сформировать умение ребенка последовательно воспроизводить упражнения для получения в итоге нужного уклада);- постановка звука у ребенка с применением опорного звука (то есть использование видоизменения артикуляционного уклада с целью получения нового звука);- применение смешанного способа постановки звука у ребенка.Этап автоматизация звука включает в себя 7 занятий.Введение уже поставленного ребенку звука в слоги:1. соединение уже поставленного ребенку звука с гласными в прямые слоги типа [сы], [Са], [со], [с].2. Соединение уже поставленного ребенку звука с гласными в обратные слоги [ыс], [аc], [ос], [ус];3 соединение уже поставленного звука у ребенка в слоги, в которых звук расположен между гласными: [асы], [аса], [асo], [асу];4. Соединение уже поставленного у ребенка звука в слоги со стечением согласных: [ста], [смa], [ска], [сны], [ско].Введение уже поставленного у ребенка звука в слова. Название, а также проговаривание картинок с этим звуком (не менее 60 слов):1 звук расположен в начале слова;2. звук расположен в середине слова;3. данный звук расположен в конце слова.Введение уже поставленного у ребенка звука непосредственно в предложения:1. отраженное проговаривание определенного предложения;2. сопряженное проговаривание определенного предложения;3. самостоятельное проговаривание определенного предложения.Введение уже поставленного у ребенка звука непосредственно в связную речь ребенка:1. автоматизация конкретного звука в потешках;2. автоматизация конкретного звука в чистоговорках;3. автоматизация конкретного звука в стихотворениях.Введение правильно сформированного у ребенка звука в tuj собственной речи:1. составление небольших рассказов по серии иллюстраций;2. составление небольших рассказов по иллюстрации;3 составление небольших рассказов на заданную тему.Этап дифференциации звуков - состоит из 7 занятий.- Зрительное умение различать ребенком звуки по артикуляционному укладу (находясь перед зеркалом каждый ребенок наблюдает имеющуюся разницу в артикуляции звуков).- Воспроизведение ребенком звуков с опорой на ручную модель, карточки-символы.- Воспроизведение ребенком звуков по их акустическим признакам, исключая при этом зрительный контроль.- Дифференциация ребенком звуков в слогах.- Дифференциация ребенком звуков в словах.- Соотнесение ребенком слов и предоставленных логопедом картинок.Заучивание ребенком стихов, которые насыщены нужными для работы звуками.Проведение итогового контроля как заключительного этапа работы - 1 занятие, непосредственно включает в себя:- презентацию конкретным ребенком собственной речи;- выступление данного ребенка перед другими детьми и родителями. При этом происходит проверка как четкость, так и правильность произношения всех звуков речи ребенка.

Список литературы

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 224 с.
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 319 с.
3. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2011. – 270 с.
4. Белякова, Л.И. Логопедия. Дизартрия [Текст] / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. – М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
5. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст] / А.И. Богомолова. – М.: СПб. Библиополис, 2014. – 134 с.
6. Васильева, С.А. Логопедические игры для дошкольников [Текст] / С.А.Васильева, Н.В.Соколова. - М.: Школа - пресс, 1999. - 78 с.
7. Винарская, Е.Н. Дизартрия [Текст]: учеб.-метод. пособие / Е.Н. Винарская. - М.: АСТ Астрель: Транзиткнига, 2005. - 125 с.
8. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Е.Н. Винарская. – М.: Просвещение, 1999. – 160 с.
9. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб., 2003. – 204 с.
10. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский; сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 2015. – 96 с.
11. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова.- М.: Айрис - пресс, 2015.- 96 с.
12. Дуплинская, А.В. О речевом дыхании детей с дизартрией [Текст] / А.В. Дуплинская // Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. - С. 85-91.
13. Зуева, Л.Н. Логопедия для дошкольников [Текст]: Альбом 1. / Л.Н.Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО Изд-во Астрель, 2001. - 80 с.
14. Зуева, Л.Н. Логопедия для дошкольников [Текст]: Альбом 2. / Л.Н.Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: ООО Издательство Астрель, 2011. - 80 с.
15. Карелина, И. Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] / И.Б. Карелина //Дефектология. – 2000. - № 1. - С. 24-26.
16. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи [Текст] / Г.А. Каше. – М., 1995. – 100 с.
17. Коноваленко, В.В. Автоматизация свистящих звуков у детей [Текст]: дидакт. материал для логопедов / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2016. - 72 с.
18. Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников [Текст]: диагностика, занятия, упражнения, игры / авт.-сост. Н.П.Мещерякова, Л.К.Жуковская, Е.Б.Терешкова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 141 с.
19. Краузе, Е. Логопедический массаж [Текст]: метод. пособие / Е. Краузе. - М.: Росмэн, 2012. - 97 с.
20. Крепенчук, О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. [Текст] / О.И. Крепенчук, Т.А. Воробьева. - СПб.: Издат. дом Литера, 2016. - 64 с.
21. Крупенчук, О. И. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств [Текст] / О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева. – СПб.: Издат. Дом «Литера», 2007. – 96 с.
22. Логопедия [Текст]: учеб. для студ. /под ред. Волкова Л.С., Шаховская С. Н. – М.: Гуманит. изд. центр ДОС, 2002. – 680 с.
23. Лопатина, Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами [Текст] / Л.В. Лопатина // Дефектология. – 2003. – № 1. – С. 18 – 20.
24. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - СПб.: Образование, 2004. - 94 с.
25. Лопатина, Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] // Дошкольное воспитание аномальных детей. - 1986. - №2. - С.20-28.
26. Лопатина, Л.В. Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии [Текст]: учеб. пособие / Л.В.Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых. - Л.: Образование, 1987. - 264 с.
27. Лопатина, Л.В. Система дифференцированной коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией [Текст] / Л.В. Лопатина. – СПб., 2009. - 463 c.
28. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: Сфера, 2006. – 288 с.
29. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи [Текст]/С.А. Миронова. –М., 2007.-76 с.
30. Поваляева, М.А. Комплексная диагностика нарушений при дизартрии у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д., 2006. – 212 с.
31. Понятийно-терминологический словарь логопеда [Текст] / под ред. А.С. Самойлова. – М., 2014. – 274 с.
32. Правдина, О.В. Логопедия [Текст] / О.В. Правдина. - М., 1973.- 217 с.
33. Семенович, А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста [Текст]: учеб. пособие. / А.В.Семенович. - М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2005. - 283 с.
34. Смирнова, И.А. Логопедическая работа со школьниками при дизартрии [Текст] / И.А.Смирнова // Дошкольная педагогика. - 2003. - № 8. – С. 43-57.
35. Соботович, Е.Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики [Текст] / Е.Ф. Соботович, А.Ф. Чернопольская // Дефектология. - 1974. - №4. – С. 24 -26.
36. Ткаченко, Т.А. Логопедическая энциклопедия [Текст]: метод. пособие / Т.А.Ткаченко. - М.: ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2008. - 248 с.
37. Федосова, О.Ю. Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О.Ю. Федосова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 2. – С. 36-41.
38. Федосова, О.Ю. Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии [Текст] / О.Ю.Федосова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 6.- С. 32-43.
39. Филичева, Т.Б. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст]: учеб. пособие / Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 1993. - 124 с.
40. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / Г.В. Чиркина. – М.: Владос, 2003. – 196 с.

Вопрос-ответ:

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это нарушение речи, которое проявляется в затруднениях в артикуляции звуков, мелкой моторике речевого аппарата и координации движений при произношении слов. Данный вид дизартрии характеризуется легкостью дистанцирования и отсутствием выраженных нарушений в слуховом анализаторе. В таких случаях работа логопеда направлена на коррекцию произношения и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Как проявляется нарушение речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией наблюдаются затруднения при произношении звуков, слов и фраз. Речь может быть нечеткой, неразборчивой, монотонной. Дети могут неправильно артикулировать звуки, пропускать или искажать звуки в словах. Также у них может быть слабая мелкая моторика речевого аппарата, что влияет на точность и скорость произношения. Логопедическая работа с такими детьми направлена на устранение этих недостатков и развитие полноценной речи.

Какие формы дизартрии могут быть у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией могут быть разные формы нарушения речи. Одна из них - гипокинетическая форма, характеризующаяся замедленными и неравномерными движениями речевого аппарата. Другая форма - атаксическая, которая проявляется в потере координации движений и трудностях в точном артикулировании звуков. Также может быть спастика, при которой возникают мышечные спазмы, затрудняющие движения речевого аппарата. Логопедическая работа в таких случаях направлена на коррекцию нарушений и развитие нормальной речи.

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это нарушение артикуляции речи, которое проявляется в дефектах произношения звуков без видимых анатомических или физиологических отклонений.

Какие формы выпускаются коррекционных занятий для детей дошкольного возраста со стертой дизартрией?

Для коррекционной работы с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией доступны различные формы занятий, такие как индивидуальные занятия с логопедом, групповые занятия в логопедическом кабинете или в детском саду, а также домашние задания для регулярной практики.

Какие виды нарушений речи могут наблюдаться у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей дошкольного возраста со стертой дизартрией могут наблюдаться следующие нарушения речи: замена звуков, искажение звуков, осиплость или грубость голоса, монотонность, слабая выразительность и неразвитая артикуляционная пластичность.

Каково направление логопедической работы с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией?

Направление логопедической работы с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией включает в себя комплексные занятия по развитию артикуляторной сферы, обучение правильному произношению звуков и укреплению речевого аппарата, коррекцию речевой деятельности, а также развитие фонематического слуха и фонематической сознательности.

Как проходит диагностика нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией?

Диагностика нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией проводится с помощью организации специальных исследований и методов, таких как аудиологическое обследование, оценка слуха и артикуляционной пластичности, тестирование уровня развития речи и фонематического слуха, анализ фонематической сознательности. Это позволяет определить характер и степень нарушения речи и разрабатывать индивидуальные программы коррекционной работы.

Что такое стертая дизартрия?

Стертая дизартрия - это одна из форм нарушений артикуляционной речи у детей дошкольного возраста. Она характеризуется усложнением восприятия и воспроизведения звуков, что ведет к неверной артикуляции слов и звуковых сочетаний.

Как проявляется нарушение речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией?

У детей с стертой дизартрией наблюдается неправильное произношение отдельных звуков и звуковых сочетаний. Они могут заменять, искажать, пропускать или переставлять звуки в словах. Также, у них может быть нарушена интонация, ритм и темп речи.

Какая логопедическая работа проводится с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией?

Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией направлена на коррекцию артикуляционного беспорядка и улучшение общей речевой активности. В основе логопедической работы лежат комплексные упражнения, игровые занятия, работа с речевыми образцами и звуковыми анализаторами.

Как проходит диагностика нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией?

Диагностика нарушений речи у дошкольников со стертой дизартрией осуществляется с помощью различных методов исследования. Это могут быть анализ речи, аудиометрия, анализ артикуляционных движений и другие тесты и наблюдения. Цель диагностики - определить характер и степень нарушений и разработать индивидуальную программу коррекционно-логопедической работы.