Интеграция России в мировую экономическую систему и проблемы обеспечения национальной экономической безопасности
Заказать уникальную курсовую работу- 54 54 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 15.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ В МИРОВУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ 5
1.1. Понятие, цель и приоритетные задачи обеспечения экономической безопасности России в условиях усиления глобализации 5
1.2. Состояние развития международных экономических отношений в настоящее время 14
1.3. Влияние факторов глобализации на экономическую безопасность России 17
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1. Оценка состояния внешнеэкономической безопасности страны 26
2.2. Проблемы экономической безопасности России 30
2.3. Оценка внешних угроз экономической безопасности России 33
ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 36
3.1. Стратегия обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции 36
3.2. Пути повышения экономической безопасности России 41
Заключение 47
Список использованной литературы 50
Внешние факторы связаны с привлечением ресурсов извне, необходимых для стабильного развития, что особенно актуально для России в условиях ограниченных возможностей для самостоятельного развития, обусловленных беспрецедентным разрушением основ экономического потенциала.К внешним факторам экономической безопасности относятся:- Развитие национальной структуры внешнеэкономических связей;- Участие страны в международных экономических организациях;- Факторы, определяющие привлекательность экономики страны для иностранных инвестиций;- Факторы "прозрачности" во внешнеэкономических операциях;- Имидж страны.Взаимосвязь и взаимодействие внешних и внутренних факторов обеспечивает функционирование целостной системы национальной экономики России на всех уровнях и во всех сферах. Изменения в характере или темпах развития одного или нескольких факторов обусловливают изменения в развитии других факторов и состояния системы национальной экономической безопасности в целом. Таким образом, даже краткий анализ сущности и содержания экономической безопасности с точки зрения обеспечения устойчивости и безопасности национальной экономики показывает, что эта проблема имеет важную теоретическую и практическую значимость.Для обеспечения стабильности общества, его самосохранения и развития, отражение возможных угроз экономической безопасности страны необходимым является выявление системы показателей-индикаторов экономической безопасности, имеющие научное обоснование и определенные количественные показатели. Среди внутренних угроз необходимо определить следующие: уровень падения объемов и эффективности отечественного производства, отсутствие среднего класса, темпы инфляции, уровень безработицы, активизация деятельности теневой экономики, ухудшение криминогенной ситуации в обществе.Среди внешних угроз, прежде всего, можно выделить предельно допустимый уровень государственного долга, зависимость национальной экономики и ее важнейших секторов от импорта, утрата позиций на мировом рынке. Оптимальная степень экономической безопасности достигается при условии, что весь комплекс показателей находится в рамках допустимых границ своих пороговых значений. Например, снижение темпа инфляции не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх допустимого предела; или снижение дефицита бюджета до порогового значения - полного замораживания капиталовложений и падению производства и т. Наряду с определенными показателями, целесообразным является введение такого индикатора экономической безопасности как потенциал компенсаций и предотвращения убытков. Экспертные прогнозы затрат, необходимых для возмещения убытков, вызванных теми или иными критическими ситуациями, дают возможность оценить и своевременно сформировать ресурсы общества, ориентированные на восстановление и обретения стабильности и устойчивости социально-экономического развития, а также на предупреждение последствий дестабилизации.Данный подход особенно актуален для обеспечения экономической безопасности России, экономика которой сильно пострадала от глобального финансового кризиса. С этой целью стратегии экономической безопасности предусматривают принципиально новые для нашей системы экономический анализ, расчетов и информации показатели - компенсационные ресурсы (потенциал прямых компенсаций) и общий компенсационный потенциал, прежде всего, как потенциал возмещения убытков. При этом компенсационные ресурсы, как и компенсационный потенциал в целом, могут быть охарактеризованы рядом количественных и качественных показателей, которые создают (по своей адекватности тем или иным критическим ситуациям) важны предельные значения для оценки степени экономической безопасности государства.Подытоживая анализ показателей экономической безопасности факторов и критериев, ее определяют, отметим, что стратегия экономической безопасности должна определять следующие основные приоритеты экономической политики государства:1. Приоритетным национальным экономическим интересом России должна стать ее энергетическая независимость, которой можно достичь путем создания альтернативной нынешней модели энергетической безопасности. Создание альтернативной системы поставок нефти и газа обеспечит наше государство независимыми источниками энергоресурсов.2. Приоритет национальных экономических интересов в финансовой, банковской и денежной сферах. Государственная поддержка банковского сектора, исходя исключительно из национальных экономических интересов. Дальнейшее улучшение делового климата, институциональной, финансовой инфраструктуры, поддерживает частные инвестиции. Это существенно для получения выгод от вступления в ВТО и обеспечения повышения производительности на уровне предприятий.3. Развитие отечественного предприятия, национального малого и среднего бизнеса, частной собственности. Фискальная политика России должна быть переориентирована на значительные государственные капиталовложения при сохранении финансовой дисциплины путем использования макроэкономического механизма, способствующего росту. Кроме того, Россия должна усилить усилия, направленные на реализацию среднесрочного бюджетирования и улучшения качества предоставляемых услуг в государственном секторе.4. Важным национальным интересом является осуществление кадровой политики: в правительстве, на предприятиях ключевые позиции должны занять национально сознательные и высокообразованные специалисты.5. Признание приоритетным во внешнеэкономической политике западного вектора. 3.2.ПутиповышенияэкономическойбезопасностиРоссииСистемаобеспеченияэкономическойбезопасностистранывусловияхтрансформацииобществафункционируеткакединыйкомплексгосударственныхорганов,тесносотрудничаютсобщественнымивтомчислеинформационно-аналитическими,научными,социологическими,пропагандистскими,общественно-политическимииконтрольнымииправоохранительнымиструктурами[9].Основнымиэлементамиуказаннойсистемыявляютсягосударственныеинегосударственныеучреждения,участвующиевобеспеченииэкономическойбезопасностивсоответствиисзаконодательством,нормативно-правовыеакты,регламентирующиеотношениявсфереэкономическойбезопасности.Важнымвопросомвсистемеобеспеченияэкономическойбезопасностистраныявляетсяопределениесодержанияиперечняугрозэкономическойбезопасности.Состояниеэкономическойбезопасностинаходитсяподвлияниеммножестваразличныхфакторов,которыелибопрепятствуютилиспособствуютобеспечениюбезопасности.Принеправильномилинесвоевременномрегулированиидействияфакторапроисходитегопереходотуправляемогосостояниякновому,дестабилизирующегоичастоегоповедениеможетбытьнепредсказуемаирассматриваетсякакугрозаэкономическойбезопасности.Исходяизреальнойситуациивроссийскойэкономикевпроцессееереформирования,можновыделитьследующиеключевыеэкономическиеугрозы:усилениеструктурнойдеформацииэкономики,снижениеинвестиционнойиинновационнойактивностиираспаднаучно-техническогопотенциала,тенденциякпревращениюРоссиивтопливно-сырьевуюперифериюразвитыхстран,усилениезависимостиотимпорта,бегствоизстранывалютныхресурсовикапиталов,углублениеимущественногорасслоенияобщества,роствнешнегодолга,чрезмернаяоткрытостьэкономикииееуязвимостьквнешнимугрозам,активнаякриминализацияэкономическихотношений.Формированиеэффективнойсистемыбезопасностидолжноопиратьсянасозданиекомплексногомониторинга,тоестьмногоуровневойиполномасштабнойсистемыотслеживаниядинамикивсехосновныхфинансово-экономическихпроцессоввстране.Очевиднасложностьсостоитвразработкеточныхкритериевиуровняпороговыхзначенийэкономическойбезопасности.Вметодикеуказано,чтоотбориндикаторовбылоосуществленосучетоммировогоопытаиразработокученых,ноприэтомнеконкретизированыисточники.Использованиебольшогоколичестваиндикаторовдляпостоянногомониторингапредставляетсложность,всвязисэтимдляоценкиэкономическойбезопасностистранынеобходимоиспользоватьэкспресс-оценку,основаннуюнаменьшемколичествеиндикаторовипозволяетоперативнодиагностироватькризисвэкономике.Подвлияниеммировогофинансовогокризисаправительстваицентральныебанкивзависимостиотособенностейкризисныхявленийвкаждойизстран,спецификиеехозяйственнойсистемыиособенностейгосударственногоуправленияосуществлялиантикризисныемеры,направленныенаподдержаниеустойчивостифинансовойсистемыстраны,обеспечениеликвидностибанковскойсистемы,поддержаниепроизводстваиэкономическогороста,атакжеминимизациисоциальныхпотерьработниковинаселения.Средизначительногоразнообразияантикризисныхмер,принимаемыхразличнымистранамимира,главноеместозанимаютмероприятия,направленныенаподдержкуреальногосектораэкономики,которыепозволятвосстановитьилиускоритьэкономическийрост,повыситьконкурентоспособность,сохранитьзанятостьнаселения.Средиантикризисныхинструментов,которыеприменялисьразличнымистранами,можновыделить:расширениепредложениякредитныхресурсов,поддержкамалогоисреднегобизнеса,стимулированияинвестицийиинноваций,поддержкаприоритетныхотраслей,поддержкаэкспортеров,налоговыельготыипрочее.Необходимоотметить,чтопрограммыантикризисныхмерразныхстранмираимеютсоциальнуюнаправленность.Ведьзалогомпослекризисногооживленияэкономикиявляетсяподдержкаиразвитиепотребительскогоспроса.Косновныммероприятиямсоциальнойполитикистранмира,которыебылинаправленынапреодолениенегативныхтенденциивследствиевлияниямировогофинансово-экономическогокризиса,можноотнести:стимулированиеиподдержкузанятостинаселения,снижениерасходовнаселения,примененияналоговыхстимулов,увеличениесоциальныхплатежейипрочее.Дляфинансированияантикризисныхмерразличнымистранамибылииспользованыследующиеисточники:-Увеличениедефицитагосударственногобюджетаврезультатепредоставленияряданалоговыхльгот;-Ростгосударственногодолга;-Использованиевалютныхрезервовдлявливанияликвидностивбанковскуюсистему(Корея),поддержкидоступакомпанийкликвидности(Бразилия)-Выпускказначейскихоблигаций;-Использованиесредствфондовсуверенногобогатстваилинациональныхфондов(Казахстан,Норвегия);-Использованиесредствгосударственныхиместныхбюджетов;-Использованиесредствгосударственныхбанковибанковразвития.Дляподдержкинациональногопроизводителявсекторе,былпринятрядзаконов,регулирующиедеятельностьпредприятийотдельныхотраслей(автомобильной,перерабатывающей,строительной,предприятийгорно-металлургическогокомплекса,аграрномсектореидругие).Необходимоотметить,чтопрактическаяреализациясредствантикризиснойполитикипроисходиланепоследовательно,внекоторыхслучаяхпромедлениесвведениемнеобходимойантикризиснойполитикиприводилокнарастаниюкризисныхявленийдоуровня,накоторомониуженемоглибытьпреодоленытолькопредусмотреннымиантикризиснымимерами,отдельныепринятыеантикризисныемерыостаютсятолькостратегическиминамерениями.ГлавнымвопросомдляправительстванасегодняшнийденьдолжностатьнедопущениядесинхронизациикризисавРоссиисмировойивовлечениеРоссиивдлительныйпериодэкономическойстагнации,чтоневозможнобезсозданияэффективногомеханизмаобеспеченияэкономическойбезопасностистраны.Осознаниеугрозразвитияреальногосектораэкономикитребуетвыработкииреализацииадекватнойполитикипопротиводействиюкризису.Дляобеспеченияэкономическойбезопасностистраныисниженияугрозвреальномсектореэкономикивусловияхкризисанеобходиморешитьрядзадач:-Поддержкаликвидностипредприятийреальногосектораэкономикиипредотвращенияихмассовогобанкротства;-Проведениеэффективнойимпортозамещающейпромышленнойполитикиинасыщениявнутреннегорынкапродукциейотечественныхтоваропроизводителей,впервуюочередьпотребительскогоназначения;-Проведениеэффективнойполитикиэнергосбережениявовсехотрасляхэкономики;-Государственнаяналоговаяподдержкаростапроизводствавведущихотрасляхэкономики;-Разработкаивнедрениенациональнойпрограммыразвитияреальногосекторапроизводства.Какпоказалпроведенныйанализ,насегодняшнийденьсуществуетостраянеобходимостьвсовершенствованиисистемыобеспеченияэкономическойбезопасностистраны.СистемаобеспеченияэкономическойбезопасностиРоссиивусловияхкризисадолжнавыполнятьрядспециальныхфункций.Срединих:своевременное,оперативноевыявление,прогнозированиеугрозэкономическойбезопасностиРоссии.Кчислутакихугрозвходяткаккризисныеидругиенегативныетенденцииипроцессыэкономического,политического,социального,техногенного,энергетическогоиэкологическогохарактера,такицеленаправленныедействия,тоестьпосягательства,извнеиизнутриобщества,представляющиеопасностьдляинтересовстраны;предупреждение,локализацияилинейтрализациявыявленныхпотенциальныхиреальныхугроздлястраны,спомощьюнеобходимыхзаконодательных,административных,экономических,информационныхмероприятий;непосредственнаяпротиводействиеносителямилиисточникамуказанныхугрозпосредствомреализациисоответствующихмеханизмов.Угрозыэкономическойбезопасностистранывреальномсектореэкономикибылиобнаруженывдокризисныйпериод,авовремякризисаусилилсяихвлияниенаэкономику,нонасегоднянепредставленокомплекснойсистемыпомониторингуугроз,определенияихоптимальногоуровняиконкретныхдействийпоихпредотвращениюилинейтрализации.ЗаключениеПодытоживаяанализпоказателейэкономическойбезопасностифакторовикритериев,ееопределяют,отметим,чтостратегияэкономическойбезопасностидолжнаопределятьследующиеосновныеприоритетыэкономическойполитикигосударства:1.Приоритетнациональныхэкономическихинтересоввфинансовой,банковскойиденежнойсферах.Государственнаяподдержкабанковскогосектора,исходяисключительноизнациональныхэкономическихинтересов.Дальнейшееулучшениеделовогоклимата,институциональной,финансовойинфраструктуры,поддерживаетчастныеинвестиции.ЭтосущественнодляполучениявыгодотвступлениявВТОиобеспеченияповышенияпроизводительностинауровнепредприятий.2.Развитиеотечественногопредприятия,национальногомалогоисреднегобизнеса,частнойсобственности.ФискальнаяполитикаРоссиидолжнабытьпереориентировананазначительныегосударственныекапиталовложенияприсохранениифинансовойдисциплиныпутемиспользованиямакроэкономическогомеханизма,способствующегоросту.Крометого,Россиядолжнаусилитьусилия,направленныенареализациюсреднесрочногобюджетированияиулучшениякачествауслугвгосударственномсекторе.3.Важнымнациональныминтересомявляетсяосуществлениекадровойполитики:вправительстве,напредприятияхключевыепозициидолжнызанятьнациональносознательныеивысокообразованныеспециалисты.Полученные в исследовании научные и практические результаты позволяют сделать следующие выводы:1. Экономическая безопасность государства является важной составляющей национальной безопасности, но в то же время, это сложная условно замкнутая система, которая имеет свою структуру, внутреннюю логику, что обусловливает актуальность и необходимость совершенствования методологии интегральной оценки уровня экономической безопасности государства с целью обеспечения адекватного реагирования на дестабилизирующие факторы.2. Анализ официальных подходов к интегральной оценки уровня экономической безопасности государства выявил ряд недостатков, которые сужают возможности их использования и обусловливают необходимость совершенствования методологических подходов. Определены недостатки касаются как состава индикаторов, так и методологии интегральной оценки (нормирование индикаторов, определение весовых коэффициентов, обоснование вектора пороговых значений), что приводит к некорректным результатам интегральной оценки.3. Методология интегральной оценки уровня экономической безопасности отличается использованием мультипликативной формы интегрального индекса; содержит ряд дополнительных новейших индикаторов, без учета которых оценка не является корректным; одновременным нормированием индикаторов и их пороговых значений по единой нормируя функцией; обоснованием вектора пороговых значений и формализованным определением весовых коэффициентов, что позволяет сравнивать в одном масштабе динамику интегрального индекса с интегральными пороговые значения, то есть корректно идентифицировать состояние экономической безопасности.4. В общем методология интегральной оценки уровня экономической безопасности позволяет- Оценить уровень экономической безопасности как конечный результат социально-экономического развития, то есть сделать поперечный срез состояния экономики, что является необходимым условием разработки целенаправленной стратегии развития;- Развернуть интегральный индекс в систему составляющих и индикаторов экономической безопасности с их весовыми коэффициентами для определения "узких мест", направления улучшения и разработки соответствующих мер в результате воздействия на структурные элементы.СписокиспользованнойлитературыАндреев С. Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Л. Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 01(055). С. 1–7. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdfБарановский А.И. Финансовая безопасность (методология оценки и механизмы обеспечения) / А.И. Барановский. - М. нац. торг.-экон. ун-т. - К .: - 2014. - 760 с.Варналий З.С. Экономическая безопасность: проблемы и приоритеты укрепления: Моногр. / З.С.Варналий, Д.Д. Буркальцева, А.С. Саенко. - М .: Знание, 2015. - 299 с.Власюк А.С. Теория и практика экономической безопасности в системе науки об экономике / О.С.Власюк. - Нац. ин-т проблем международной безопасности при СНБО: Моногр. - М., 2014. - 48 с.Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. — URL: http://politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.htm Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39. Губский Б.В. Экономическая безопасность: методология измерения, состояние и стратегия обеспечения: монография. /Б.В. Губский. - М .: Уралбудинформ, 2014. - 122 с.Ермошенко М. М. Финансовая безопасность государства: национальные интересы, реальные угрозы, стратегия обеспечения / М. М. Ермошенко. - М .: КНТЭУ, 2015. - 309 с.Жалило Я.А. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Приоритеты и проблемы имплементации / Я.А. Жалило. - Стратегия национальной безопасности в контексте опыта мирового сообщества. - М .: сатсанга, 2015 - 224 с.Илларионов А. Критерии экономической безопасности [Электронный ресурс]. - URL: www.iea.ru/article/publ/vopr/1998_10.pdf.Кваша И. М. Состояние энергетической безопасности (оценка и методология расчета) / И. М.Кваша. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.niss.gov.ua/public/File/2012_table/Pr6_25_05.pptКовальчук Т.Т. Экономическая безопасность и политика: из опыта профессионального аналитика / Т.Т.Ковальчук. - М.: Знание, 2016. - 638 с.Концепция экономической безопасности / подгот. В. М. Геец и др .; НАН, Ин-т. экон. прогнозирования. - М.: Логос, 2013. - 56 с.Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы [Электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossiivyzovy-i-ugrozyКузьменко В.В. Экономическая безопасность и устойчивое развитие: регион. аспект: монография / В.В.Кузьменко. Н. нац. ун-т экон. и торг. им. Михаила Туган-Барановского. - Донецк: ДонНеут, 2015 - 145 с.Лейва М.Состояние экономики России назвали угрозой в стратегии нацбезопасности. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rbc.ru/politics/19/01/2016/569df7109a79471dc08c2922Методика расчета уровня экономической безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.me.gov.ua.Методические рекомендации по оценке уровня экономической безопасности / под ред. С. И. Пирожкова. - М .: НИПМБ, 2016. - 42 с.Моделирование экономической безопасности: государство, регион, предприятие: монография / В.Н. Геец, Н.А. Кизим, Т.С. Клебанова, А.И. Черняк. - М .: ХНЭУ, 2016. - 240 с.Мунтиян В.И. Экономическая безопасность / В.И. Мунтиян. - М .: КВИЦ, 2015 - 462 с.Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. - М .: ЗАО «Бизнес-школа« Интел-Синтез », 2017. - 288 с.Петров И. Совбез России назвал главные угрозы для страны. Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: http://rg.ru/2016/01/19/sovbez-site.htmlПирожков С.И. Методические рекомендации по оценке уровня экономической безопасности / Под ред. акад. С.И. Пирожкова. - М .: НИПМБ, 2013. - 42 с.Подколзина И. А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследования / И. А. Подколзина // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 2016. - № 5. - C. 31.Пути повышения конкурентоспособности предприятий /Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.Саенко А. Методические подходы к оценке уровня обеспечения национальной экономической безопасности / А. Саенко // Сборник тезисов докладов II научно-практического семинара с международным участием (16-18 декабря 2016 года). - Т., 2016. - C. 200-201.Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранения и развитие / В. К. Сенчагов; Ин-т экономики РАН. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2012. - 128 с.Сидоренко-Стеценко Д. В. Сущность проблемы экономической безопасности и методы ее моделирования / Д. В. Сидоренко-Стеценко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.archive.nbuv.gov.ua.portalsoc_gumvchuN152N152p109-114.pdf.Система экономической безопасности государства / Под общ. ред. д.э.н., проф. Сухорукова А.И. / Нац. др.-т проблем международной безопасности при СНБО. - М .: ИД «Стилос», 2015. - 685 с.Черняк А.И. Методика определения внешнеэкономической безопасности // А.И. Черняк, А.В. Ставицкий. - Экономическая безопасность, разведка и контрразведка. - 2014. - № 1 (1). - С. 121Шлемко В.Т. Экономическая безопасность: сущность и направления обеспечения. / В.Т.Шлемко, И.Ф. Бинько. - М .: НИСИ, 2015 - 144 сЭкономическая безопасность России: общий курс: учебник. - Второй изд. / Под ред. В. К. Сенчагова. - М .: Дело, 2015. - 869 с.Экономическая безопасность: учебное пособие / А. Е. Корыстин, А. И. Барановский, Л. В. Герасименко. - КНУВС, 2015 - 400 с.Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. - М .: Экзамен, 2015. - 768 с.
1. Андреев С. Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Л. Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 01(055). С. 1–7. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
2. Барановский А.И. Финансовая безопасность (методология оценки и механизмы обеспечения) / А.И. Барановский. - М. нац. торг.-экон. ун-т. - К .: - 2014. - 760 с.
3. Варналий З.С. Экономическая безопасность: проблемы и приоритеты укрепления: Моногр. / З.С.Варналий, Д.Д. Буркальцева, А.С. Саенко. - М .: Знание, 2015. - 299 с.
4. Власюк А.С. Теория и практика экономической безопасности в системе науки об экономике / О.С.Власюк. - Нац. ин-т проблем международной безопасности при СНБО: Моногр. - М., 2014. - 48 с.
5. Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. — URL: http://politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.htm
6. Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
7. Губский Б.В. Экономическая безопасность: методология измерения, состояние и стратегия обеспечения: монография. /Б.В. Губский. - М .: Уралбудинформ, 2014. - 122 с.
8. Ермошенко М. М. Финансовая безопасность государства: национальные интересы, реальные угрозы, стратегия обеспечения / М. М. Ермошенко. - М .: КНТЭУ, 2015. - 309 с.
9. Жалило Я.А. Стратегия обеспечения экономической безопасности. Приоритеты и проблемы имплементации / Я.А. Жалило. - Стратегия национальной безопасности в контексте опыта мирового сообщества. - М .: сатсанга, 2015 - 224 с.
10. Илларионов А. Критерии экономической безопасности [Электронный ресурс]. - URL: www.iea.ru/article/publ/vopr/1998_10.pdf.
11. Кваша И. М. Состояние энергетической безопасности (оценка и методология расчета) / И. М.Кваша. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.niss.gov.ua/public/File/2012_table/Pr6_25_05.ppt
12. Ковальчук Т.Т. Экономическая безопасность и политика: из опыта профессионального аналитика / Т.Т.Ковальчук. - М.: Знание, 2016. - 638 с.
13. Концепция экономической безопасности / подгот. В. М. Геец и др .; НАН, Ин-т. экон. прогнозирования. - М.: Логос, 2013. - 56 с.
14. Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы [Электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossiivyzovy-i-ugrozy
15. Кузьменко В.В. Экономическая безопасность и устойчивое развитие: регион. аспект: монография / В.В.Кузьменко. Н. нац. ун-т экон. и торг. им. Михаила Туган-Барановского. - Донецк: ДонНеут, 2015 - 145 с.
16. Лейва М. Состояние экономики России назвали угрозой в стратегии нацбезопасности. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rbc.ru/politics/19/01/2016/569df7109a79471dc08c2922
17. Методика расчета уровня экономической безопасности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.me.gov.ua.
18. Методические рекомендации по оценке уровня экономической безопасности / под ред. С. И. Пирожкова. - М .: НИПМБ, 2016. - 42 с.
19. Моделирование экономической безопасности: государство, регион, предприятие: монография / В.Н. Геец, Н.А. Кизим, Т.С. Клебанова, А.И. Черняк. - М .: ХНЭУ, 2016. - 240 с.
20. Мунтиян В.И. Экономическая безопасность / В.И. Мунтиян. - М .: КВИЦ, 2015 - 462 с.
21. Основы экономической безопасности (Государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. - М .: ЗАО «Бизнес-школа« Интел-Синтез », 2017. - 288 с.
22. Петров И. Совбез России назвал главные угрозы для страны. Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: http://rg.ru/2016/01/19/sovbez-site.html
23. Пирожков С.И. Методические рекомендации по оценке уровня экономической безопасности / Под ред. акад. С.И. Пирожкова. - М .: НИПМБ, 2013. - 42 с.
24. Подколзина И. А. Проблемы дефиниции и оценки политического риска в зарубежных исследования / И. А. Подколзина // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. - 2016. - № 5. - C. 31.
25. Пути повышения конкурентоспособности предприятий /Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.
26. Саенко А. Методические подходы к оценке уровня обеспечения национальной экономической безопасности / А. Саенко // Сборник тезисов докладов II научно-практического семинара с международным участием (16-18 декабря 2016 года). - Т., 2016. - C. 200-201.
27. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранения и развитие / В. К. Сенчагов; Ин-т экономики РАН. - М.: ЗАО "Финстатинформ", 2012. - 128 с.
28. Сидоренко-Стеценко Д. В. Сущность проблемы экономической безопасности и методы ее моделирования / Д. В. Сидоренко-Стеценко. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http // www.archive.nbuv.gov.ua.portalsoc_gumvchuN152N152p109-114.pdf.
29. Система экономической безопасности государства / Под общ. ред. д.э.н., проф. Сухорукова А.И. / Нац. др.-т проблем международной безопасности при СНБО. - М .: ИД «Стилос», 2015. - 685 с.
30. Черняк А.И. Методика определения внешнеэкономической безопасности // А.И. Черняк, А.В. Ставицкий. - Экономическая безопасность, разведка и контрразведка. - 2014. - № 1 (1). - С. 121
31. Шлемко В.Т. Экономическая безопасность: сущность и направления обеспечения. / В.Т.Шлемко, И.Ф. Бинько. - М .: НИСИ, 2015 - 144 с
32. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник. - Второй изд. / Под ред. В. К. Сенчагова. - М .: Дело, 2015. - 869 с.
33. Экономическая безопасность: учебное пособие / А. Е. Корыстин, А. И. Барановский, Л. В. Герасименко. - КНУВС, 2015 - 400 с.
34. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. - М .: Экзамен, 2015. - 768 с.
Вопрос-ответ:
Какие цели и задачи стоят перед Россией при обеспечении экономической безопасности в условиях интеграции в мировую экономическую систему?
Целью обеспечения экономической безопасности России в условиях интеграции в мировую экономическую систему является сохранение и укрепление экономического потенциала страны, обеспечение стабильности национальной валюты, защита национальных интересов и суверенитета, повышение благосостояния граждан. Приоритетными задачами являются развитие конкурентоспособности национальной экономики, привлечение иностранных инвестиций, эффективное использование природных ресурсов, разработка и реализация национальной инновационной политики, разностороннее сотрудничество с другими государствами.
Каково состояние развития международных экономических отношений в настоящее время?
В настоящее время международные экономические отношения характеризуются высокой степенью взаимозависимости государств, усилением глобализации и интеграции экономик. В ходе глобализации происходит международная торговля, перемещение капитала, передача технологий и информации, что создает новые возможности и вызывает новые вызовы для развития национальных экономик. Развитие таких международных экономических институтов, как Всемирная торговая организация (ВТО), Международный валютный фонд (МВФ), также влияет на состояние и динамику мировой экономики.
Какие факторы оказывают влияние на обеспечение экономической безопасности России при интеграции в мировую экономическую систему?
На обеспечение экономической безопасности России при интеграции в мировую экономическую систему влияют различные факторы. К ним относятся политические риски, экономические риски, финансовые риски, инфраструктурные риски, технологические риски, социальные риски, экологические риски и другие. Также важным фактором является внешнее влияние, включая воздействие международных организаций, регулирующих экономические отношения, а также государств-партнеров и потенциальных конкурентов.
Каковы цели и задачи обеспечения экономической безопасности России?
Целями обеспечения экономической безопасности России являются: обеспечение устойчивого развития экономики страны, защита экономических интересов России на международной арене, обеспечение безопасности от внешних и внутренних угроз. Приоритетными задачами являются: развитие конкурентоспособных отраслей экономики, обеспечение энергетической независимости, защита интеллектуальной собственности, а также стабильность финансовой системы.
Какое состояние развития международных экономических отношений на данный момент?
На данный момент международные экономические отношения характеризуются усилением глобализации и ростом взаимозависимости стран в экономической сфере. С одной стороны, это открывает новые возможности для развития и сотрудничества, с другой стороны, появляются новые риски и угрозы. Важным элементом международных экономических отношений являются торговля, инвестиции, технологический обмен и финансовые потоки.
Какие факторы оказывают влияние на обеспечение экономической безопасности России?
В обеспечении экономической безопасности России наибольшее влияние оказывают следующие факторы: глобализация и интеграция в мировую экономическую систему, изменение политической обстановки в мире, экономические и финансовые кризисы, ресурсная зависимость, технологический прогресс, демографические и социальные изменения. Все эти факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на экономическую безопасность России.
Какие задачи стоят перед Россией в условиях интеграции в мировую экономическую систему?
Перед Россией в условиях интеграции в мировую экономическую систему стоят следующие задачи: укрепление экономической позиции России на международной арене, привлечение иностранных инвестиций, развитие экспорта, поддержка конкурентоспособности отечественных производителей, разработка и реализация согласованных международных экономических политик и соглашений, защита экономических интересов России.