Волевая готовность дошкольников к школьному обучению

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 50 50 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 28.04.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ 14
1.1Понятие волевой готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению 14
1.2 Особенности волевой готовности старших дошкольников к школьному обучению 19
1.2 Методы диагностики волевой готовности к школьному обучению 23
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 31
2.1.Организация и ход исследования 31
2.2 Анализ результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 32


Фрагмент для ознакомления

Таким образом, мы видим, что при достаточном уровне сформированности уровня логического мышления, способности к обобщению ,и при хорошем уровне речевого развития дети демонстрируют недостаточную сформированность волевой сферы. Наша гипотеза не подтвердилась. Результаты исследования показывают, что дети могут иметь достаточно хороший уровень развития логики и речи, но не обладать достаточной способностью к волевым усилия, умению удерживать цель и действовать в соответствии с правилом. Это говорит о том, что при подготовке к школьному обучению необходимо уделять время не только формированию умственных способностей ребенка, речевому развитию, но и волевой сфере.Выводы по второй главе. Нами было организовано эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня эмоционально-волевой готовности старших дошкольников. В ходе исследования мы определяли уровень логического мышления, способности к обобщениям, речевого развития по методике А. Ивановой, а также уровень сформированность эмоционально-волевой сферы по методике Н.Н. Гуткиной «Домик» и методике А.Л. Венгер «Образец и правило».Результаты показали, что при достаточно хорошем уровне логического мышления, высокой способности к обобщению и хорошем уровне развития речи дети обладают низким уровнем волевой готовности. Они с трудом могут действовать по образцу и следовать правилу.Результаты не подтвердили выдвинутой гипотезы. При хорошем уровне сформированности логических операций, при хорошем речевом развитии, дети могут обладать низкой волевой готовностью к обучению. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной работы по развитию волевой сферы на этапе подготовке ребенка к обучению в школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕПериод начала обучения всегда сложен для дошкольника. Он требует от ребенка мобилизации всех сил и ресурсов. В этот период идет активная адаптация ребенка к условиям школьного обучения. Ребенок начинает принимать условия школы.поставленные задачи. При этом особое значение играет волевая готовность ребенка к обучению в школе. Под волевой готовностью понимается умение ребенка сознательно направлять свои усилия на выполнение действий, особенно познавательного характера, преодолевать трудности, действовать по образцу, соблюдать правила. Эти умения формируются у ребенка к завершению дошкольного возраста постепенно. И большую роль в их формировании значит игровая деятельность. Однако в последние годы психологи указывают на тот факт, что излишнее увлечение интеллектуальной подготовкой дошкольников к школе,отсутствие возможности «доиграть», приводит к тому, что уровень волевой готовности детей недостаточен. Это проявляется в том, что дети не умеют действовать по образцу, не умеют планировать, не могут соблюдать правила.В результате, даже при хороших показателях развития мышления и речи, у них наблюдаются трудности в обучении.Нами было проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление уровня развития логического мышления и речи, и сформированность волевой готовности. Мы определяли уровень логического мышления, способности к обобщениям, речевого развития по методике А. Ивановой, а также уровень сформированность эмоционально-волевой сферы по методике Н.Н. Гуткиной «Домик» и методике А.Л. Венгер «Образец и правило». Большинство детей группы обладают хорошим уровнем развития логического мышления. Они на высоком уровне справились с заданием по методике А. Ивановой. Правильно разложили картинки, составили логичные, последовательные, полные и интересные рассказы. Среди группы не было детей, которые не справились бы с данной методикой. Однако с заданиями на развитие волевой сферы дети испытывали выраженные затруднения. Более половины детей при выполнении методики «Домик» Н.Н. Гуткиной продемонстрировали значительное снижение качества выполнения образца. Абсолютно правильно работу не выполнил ни один ребенок, у всех были помарки или неточности. Также в группе присутствует небольшой процент детей, которые выполнили задание крайне плохо. Еще большие затруднения вызвала методика А.Л. Венгер «Образец и правило». Полностью с работой никто из детей не справился, более половины детей выполнили работу частично. Были и такие, кто совсем не выполнил задание. Это говорит о том, что детям сложно удерживать в памяти инструкцию и действовать в соответствии с установленными правилами, что также свидетельствует о недостаточном развитии волевой сферы. Таким образом, результаты показали, что при достаточно хорошем уровне логического мышления, высокой способности к обобщению и хорошем уровне развития речи дети обладают низким уровнем волевой готовности. Они с трудом могут действовать по образцу и следовать правилу. Результаты не подтвердили выдвинутой гипотезы работы. При высоком уровне сформированности логических операций, при хорошем речевом развитии, дети могут обладать низкой волевой готовностью к обучению, испытывать выраженные сложности с действиями по образцу и удержанием в памяти инструкции. Такие данные свидетельствует о необходимости проведения специальной работы по развитию волевой сферы, как важного компонента школьной готовности, на этапе подготовке ребенка к школьному обучению. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1.Алмазов Б.Н.,Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних./Алмазов Б.Н.,-Свердловск, 1986.- 124с.;2.Александровская Э.М., Социально-психологические критерии адаптации к школе./ Александровская Э.М., - М.: Педагогика, 2008. -153с.; 3.Артюхова И.С., В первом классе – без проблем./Артюхова И.С., -М.: Чистые пруды, -2008. -32с.;4.Бабаева Т.И., У школьного порога / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, - 2006. -№6, - С. 13 - 15.;5.Бочарова В.Г., Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. / Безруких М.М. , Филонов Г.Н. - М.: ЦСП РАО, 1994.- 12 с.;6. Богданович Н. Г., Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб.пособие. / Богданович Н. Г., Кедярова Е. А., - Иркутск: Иркутский университет, 2005. - 100 с.;7.Божович Л. И.,Личность и ее формирование в детском возрасте./Божович Л.И., - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.;8.Венгер Л. А., Как дошкольник становится школьником?/Венгер Л. А., // Дошкольное воспитание. -1995. - № 8. С. 66-74.;9.Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 4-х тт./ Выготский Л.С. – М.;Педагогика, 1983. – Т. 4.-с. 54.;10. Выготский Л.С., Лекции по психологии./ Выготский Л.С. -СПб.: Союз, -2006. -144 с.;11. Г.Н. Гришина, Реализация принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях современного образовательного пространства. /Г.Н. Гришина, Н.Н. Дружинина // Начальная школа, - 2014, - №1, - с. 22-28; 12.ГуткинаН.И., Психологическая готовность к школе./Гуткина Н.И,- М.: Академический проект, 2000. -184с.;13.Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию./ Гиппенрейтер Ю.Б., -М.: МГУ, -1988. -320 с.;14.Гейци Э.Д., Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2.; режим доступа: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1478;15.Дорожевец Т.В. , Изучение школьнойдезадаптации. / Дорожевец Т.В., -Витебск, 1995. - 182с;16.Закон "Об образовании" Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации, [электронный ресурс], режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/297417.Запорожец А.В., Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики./[ Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой], -М.: Знание, 1980. – 257 с.;18.Кулагина И.Ю., Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет./Кулагина И.Ю., - М. : Изд-во МРАО, 1999. - 175с;19. Конева О.Б., Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / Конева О.Б., - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.;20. Кабанова И.В., Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. [электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15.; режим доступа: URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf 21.Мардахаев Л.В., Словарь по социальной педагогике./Мардахаев Л.В., -М.: Издательский центр «Академия»,2002. -с. 221.;22.Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты./Матвеева Л.Г. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, -1996.- 320 с.;23.Мечинская Н.А., Проблемы учения и умственного развития школьника./ Мечинская Н.А., -М.:Гардарики, 2009. -143с.;24.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. / Мудрик А.В. -М.: Институт практической психологии,1997. -с. 147;25.Мухина В.С., Возрастная психология: Учеб.для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. . -3-е изд., стер./ Мухина В.С., -М.: AcademiA, 1998. -455 с.;26. Омельченко Е. М., Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. /Омельченко Е.М. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. –2009, -№2, -с. 68-76;27. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. -240с.;28. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие [электронный ресурс] / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007; режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole-?showall=129.Психология. Словарь./ [под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. - М.: Политиздат, 1990, -с. 10;30.Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. - № 2021/11-13 [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_587/doc587a655x671.htm31.Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., [под ред. М.М.Безруких]. - М.: Эксмо, 2010. -640 с.;32.Рабочая книга школьного психолога./ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. [Под ред. И.В.Дубровиной]. - М.: Просвещение, - 1991.;33.Салмина Н.Г., Показатели готовности детей к школе и ее диагностика./ Салмина Н.Г. // Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы", -М. : Знание , 1987. - С. 340-343.;34.Семенака С. И. , Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. / Семенака С. И., - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с.;35. Санькова О.А. К вопросу психологической готовности детей к обучению в школе/ Санькова О.А. // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. - Орел: ОГУ, 2006. - с. 115-116.;36. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /[Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер.] – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010. - 768с.;37.Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. / Шакурова М.В., - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 93с.;38. Эльконин Д.Б., Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981. – 152 с.;39.Юдина С.Ю., Когда школьник становится учеником/ Юдина С.Ю., // Начальная школа до и после . - 2010.- №8.- С.62-64.;40.Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб.пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 184с.;41.Яркина Т.Ф., Радуйся жизни и помоги жизни. /Яркина Т.Ф.//Социальная работа.,-1992. - №1.-65 с.ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика исследования интеллекта А. Ивановой .Методика предназначена для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. Материал: 3-4 сюжетные картинки, предъявляемые в неправильной последовательности. Инструкция: «Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых нарисовано какое-то событие. Порядок картинок перепутан, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как ты считаешь нужным, а потом расскажи по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено». Оценка:Высокий уровень – если ребенок все сделал правильно или же при неправильной раскладке картинок сочинил логичную версию рассказа.Средний уровень – если картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов. Низкий уровень – если ребенок не справился с заданием.Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если:не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;выложенная испытуемым последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу);каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными – в результате рассказа не получается;на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.В случае если наблюдаются феномены, описанные в пунктах 4 и 5, требуется дополнительная проверка интеллектуальных способностей ребенка, т.к. подобные нарушения характерны для детей с ЗПР. Методика «Домик» Н.Н. ГуткинойМетодика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающую домик, отдельные детали которого составлены из прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Методика рассчитана на детей 5,5–10 лет. Материал. Картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.Ход работы. Взрослый кладет перед ребенком картинку и предлагает ему точно срисовать домик.Инструкция испытуемому: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую картинку, которую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут листок с «Домиком») Не торопись, будь внимательным, постарайся, как чтобы твой рисунок был точно такой же, как этот на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует – правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности (это необходимо отметить психологу). Обработка экспериментального материала производится путем подсчета балов, начисляемых за ошибки. Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов. Ошибками считаются: а) отсутствие, каких либо детали рисунка. (4 балла). Оцениваемые детали: правая половина забора, левая половина забора, дым, труба на крыше, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика; б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в 2 раза при относительно произвольном сохранении размера всего рисунка. (3 балла за каждую увеличенную деталь);в) неправильно изображенный элемент рисунка. (2 балла). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.г) неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл): расположение забор не на одной общей с основанием дома линии, а как бы в подвешенном в воздухе или ниже основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30 градусов отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его;д) отклонение прямых линий более чем на 30 градусов от заданного направления. (1 балл).е) разрывы между линиями в тех местах где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). Если линии штриховки крыши не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за штриховку в целом, а не за каждую линию штриховки отдельно;ж) залезание линий одна на другую. (1 балл за каждое залезание). В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др. При интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0». Если же ребенок 10 лет получает более 1 балла – это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психологических сфер.При анализе рисунка следует обратить внимание на характер линий, которые могут говорить как о развитии мелкой моторики, так и о личностных особенностях ребенка.Методика «Рисование по точкам» или «Образец и правило», Л.А. ВенгерМетодика направлена на выявление умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних авторов. Результаты ее выполнения отражают также уровень развития наглядно-образного мышления 6-летних детей.Материалом служат книжечки с заданиями.На первой странице книжечки записываются данные о ребенке и дата проведения обследования. После того как детям розданы книжечки, проверяющий, держа в руках такую же, говорит:«У вас у всех такие же книжечки, как у меня. Видите, здесь были точки (проверяющий указывает пальцем на вершины треугольника, изображенного на второй странице); их соединили так, что получился такой рисунок (проверяющий проводит пальцем по сторонам треугольника). Рядом тоже есть точки (указываются точки справа от треугольника-образца). Вы сами соедините их так, чтобы получился точно такой же рисунок, как тут (проверяющий снова указывает на образец). Здесь есть лишние точки, вы их оставите, не будете соединять. А теперь посмотрите, точки все одинаковые или разные?». Образцы заданий к методике «Образец и правило»Когда дети ответят, что точки разные, проверяющий говорит:«Правильно, они разные. Одни точки — как маленькие крестики, другие — как маленькие треугольники, есть точки как маленькие кружки. Вам нужно запомнить правило: нельзя проводить линию между одинаковыми точками. Нельзя проводить линию между двумя кружками, или между двумя крестиками, или между двумя треугольниками. Линию можно проводить только между двумя разными точками. Если какую-то линию вы проведете неправильно, скажите нам (имеются в виду проверяющий и ассистент), мы сотрем ее резинкой. Когда нарисуете эту фигурку, переверните страницу и будете рисовать следующую. Правило остается таким же: нельзя проводить линию между двумя одинаковыми точками».Затем детям предлагают приступить к выполнению задания. По ходу выполнения проверяющий и ассистент следят за тем, чтобы не была пропущена какая-либо задача, чтобы, окончив решение очередное задачи, каждый ребенок переходил к следующей, по просьбе детей стирают указанные ими линии. Никакие дополнительные разъяснения детям не даются, все их действия поощряются (даже в случае неверного решения). По просьбе ребенка ему может быть индивидуально повторена инструкция, может быть разъяснено, что наличие в изображенной фигуре двух одинаковых точек не запрещено правилом; единственное требование состоит в том, чтобы такие точки не были соединены отрезком («линией»). Пассивных детей нужно ободрять, стимулировать, объясняя, что «лучше решить задачу с ошибкой, чем вовсе не решить», и т. п.Оценка результатовЗа каждую из шести задач ставится оценка, которая может колебаться в пределах от 0 до 2 баллов.В случае если в задаче нарушено правило и неправильно воспроизведен образец, ставится 0 баллов.В случае если нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 1 балл.В случае если не нарушено правило, но неправильно воспроизведен образец, также ставится 1 балл.В случае если не нарушено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла.Если при выполнении какой-либо задачи ребенок провел хотя бы одну линию не между заданными точками, за эту задачу ставится 0 баллов (за исключением тех случаев, когда имеется лишь небольшая неточность, вызванная моторными или сенсорными трудностями). В случае, когда ребенок сам ставит дополнительные точки, а затем проводит между ними линию, выполнение задания также оценивается 0 баллов.Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) не снижают оценки.Суммарный балл (СБ) выводится путем суммирования баллов, полученных за все 6 задач. Он может колебаться в пределах от 0 (если за все задачи получено 0 баллов) до 12 баллов (если за все задачи получено 2 балла). ПРИЛОЖЕНИЕ БСводные таблицы результатов по группе испытуемыхСводная таблица результатов по Методике А. Ивановой№ п пИмя ребенкаУровень примечание1Элина АВысокий2Катя БВысокий3Ваня БСреднийПотребовались наводящие вопросы4Эдик ВВысокий5Владик КВысокий6Вера МВысокий7Дина НВысокий8СашаНВысокий9Настя НВысокий10Данила НСреднийПотребовались наводящие вопросы11Рома РВысокий12Павлик РВысокий13Данил СВысокий14Никита СВысокий15Ярослав ТВысокий16Марина УВысокий17Ульяна УВысокий18Гриша ШВысокий19Никита ШВысокий20Самира ЯВысокийСводная таблица результатов по Методике Н. Н. Гуткиной «Домик»№ п пИмя ребенкаБаллы1Элина А12Катя Б33Ваня Б34Эдик В65Владик К96Вера М97Дина Н98СашаН99Настя Н310Данила Н111Рома Р912Павлик Р313Данил С914Никита С315Ярослав Т916Марина У917Ульяна У618Гриша Ш119Никита Ш320Самира Я9Сводная таблица результатов по Методике А.Л. Венгер «Образец и правило»№ п пИмя ребенкаБаллы1Элина А62Катя Б63Ваня Б64Эдик В05Владик К66Вера М67Дина Н68СашаН49Настя Н610Данила Н611Рома Р612Павлик Р413Данил С614Никита С615Ярослав Т616Марина У617Ульяна У018Гриша Ш419Никита Ш620Самира Я4


1. Алмазов Б.Н., Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних./Алмазов Б.Н., -Свердловск, 1986.- 124с.;
2. Александровская Э.М., Социально-психологические критерии адаптации к школе./ Александровская Э.М., - М.: Педагогика, 2008. -153с.;
3. Артюхова И.С., В первом классе – без проблем./ Артюхова И.С., -М.: Чистые пруды, -2008. -32с.;
4. Бабаева Т.И., У школьного порога / Т.И. Бабаева // Дошкольное воспитание, - 2006. -№6, - С. 13 - 15.;
5. Бочарова В.Г., Научный статус социальной педагогики и ее отношение к практике. / Безруких М.М. , Филонов Г.Н. - М.: ЦСП РАО, 1994.- 12 с.;
6. Богданович Н. Г., Психологическое обследование ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. / Богданович Н. Г., Кедярова Е. А., - Иркутск: Иркутский университет, 2005. - 100 с.;
7. Божович Л. И.,Личность и ее формирование в детском возрасте./Божович Л.И., - СПб.: Питер, 2008. - 398 с.;
8. Венгер Л. А., Как дошкольник становится школьником?/ Венгер Л. А., // Дошкольное воспитание. -1995. - № 8. С. 66-74.;
9. Выготский Л.С., Собрание сочинений: В 4-х тт./ Выготский Л.С. – М.; Педагогика, 1983. – Т. 4.-с. 54.;
10. Выготский Л.С., Лекции по психологии./ Выготский Л.С. -СПб.: Союз, -2006. -144 с.;
11. Г.Н. Гришина, Реализация принципа преемственности дошкольного и начального школьного образования в условиях современного образовательного пространства. /Г.Н. Гришина, Н.Н. Дружинина // Начальная школа, - 2014, - №1, - с. 22-28;
12. Гуткина Н.И., Психологическая готовность к школе./Гуткина Н.И,- М.: Академический проект, 2000. -184с.;
13. Гиппенрейтер Ю.Б., Введение в общую психологию./ Гиппенрейтер Ю.Б., -М.: МГУ, -1988. -320 с.;
14. Гейци Э.Д., Проблема подготовки детей к школе как один из аспектов реформы образования. [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. – 2005. – № 2.; режим доступа: URL: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=1478;
15. Дорожевец Т.В. , Изучение школьной дезадаптации. / Дорожевец Т.В., -Витебск, 1995. - 182с;
16. Закон "Об образовании" Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации, [электронный ресурс], режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn-ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2974
17. Запорожец А.В., Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики./[ Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой], -М.: Знание, 1980. – 257 с.;
18. Кулагина И.Ю., Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет./ Кулагина И.Ю., - М. : Изд-во МРАО, 1999. - 175с;
19. Конева О.Б., Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие. / Конева О.Б., - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 32 с.;
20. Кабанова И.В., Исследование особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста с легкой умственной отсталостью. [электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15.; режим доступа: URL: http://sibac.info/archive/guman/9(12).pdf
21. Мардахаев Л.В., Словарь по социальной педагогике./ Мардахаев Л.В., -М.: Издательский центр «Академия»,2002. -с. 221.;
22. Матвеева Л.Г. Что я могу узнать о своем ребенке? Психологические тесты./ Матвеева Л.Г. - Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, -1996.- 320 с.;
23. Мечинская Н.А., Проблемы учения и умственного развития школьника./ Мечинская Н.А., -М.:Гардарики, 2009. -143с.;
24. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. / Мудрик А.В. -М.: Институт практической психологии,1997. -с. 147;
25. Мухина В.С., Возрастная психология: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. . -3-е изд., стер./ Мухина В.С., -М.: AcademiA, 1998. -455 с.;
26. Омельченко Е. М., Современные подходы к изучению проблемы готовности к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста. /Омельченко Е.М. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2009, - №2, -с. 68-76;
27. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1987. -240с.;
28. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка к школе: методическое пособие [электронный ресурс] / под ред. Л.Ю.Слепцовой. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2007; режим доступа: http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/1187-psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-adaptaczii-rebyonka-k-shkole-?showall=1
29. Психология. Словарь. / [под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. - М.: Политиздат, 1990, -с. 10;
30.Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. - № 2021/11-13 [электронный ресурс]; режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_587/doc587a655x671.htm
31. Расти первоклашка: энциклопедия для родителей / М.М. Безруких, Т.А. Параничева, Л.А.Леонова и др., [под ред. М.М.Безруких]. - М.: Эксмо, 2010. -640 с.;
32. Рабочая книга школьного психолога./ И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М.Борисова и др. [Под ред. И.В.Дубровиной]. - М.: Просвещение, - 1991.;
33. Салмина Н.Г., Показатели готовности детей к школе и ее диагностика./ Салмина Н.Г. // Тезисы Всесоюзной конференции “Научно-практические проблемы школьной психологической службы", -М. : Знание , 1987. - С. 340-343.;
34. Семенака С. И. , Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. / Семенака С. И., - М.: АРГТИ, 2004. - 188 с.;
35. Санькова О.А. К вопросу психологической готовности детей к обучению в школе/ Санькова О.А. // Актуальные вопросы подготовки специалиста в контексте современных преобразований: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. - Орел: ОГУ, 2006. - с. 115-116.;
36. Физиология развития ребенка: Руководство по возрастной физиологии /[ Под ред. М.М. Безруких, Д.А. Фарбер.] – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010. - 768с.;
37. Шакурова М.В., Методика и технология работы социального педагога. / Шакурова М.В., - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 93с.;
38. Эльконин Д.Б., Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.,1981. – 152 с.;
39. Юдина С.Ю., Когда школьник становится учеником/ Юдина С.Ю., // Начальная школа до и после . - 2010.- №8.- С.62-64.;
40. Яницкий, М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики: учеб. пособие для вузов/ М.С. Яницкий. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999. - 184с.;
41. Яркина Т.Ф., Радуйся жизни и помоги жизни. / Яркина Т.Ф.//Социальная работа., -1992. - №1.-65 с.

Вопрос-ответ:

Что такое волевая готовность дошкольников к школьному обучению?

Волевая готовность дошкольников к школьному обучению - это психологическая готовность, которая включает в себя умение контролировать свои действия, сосредотачиваться на выполнении заданий, преодолевать трудности и подчинять свою волю целям обучения.

Какие особенности волевой готовности старших дошкольников к школьному обучению?

У старших дошкольников волевая готовность к школьному обучению формируется более осознанно. Они уже могут контролировать свои действия, вырабатывать стратегии преодоления трудностей и сосредотачиваться на выполнении задач.

Как можно диагностировать волевую готовность дошкольников к школьному обучению?

Диагностика волевой готовности дошкольников к школьному обучению может проводиться с помощью различных методов, таких как наблюдение за их поведением во время выполнения задач, тестирование и анкетирование родителей и педагогов.

Какие методы диагностики волевой готовности к школьному обучению наиболее эффективны?

Наиболее эффективными методами диагностики волевой готовности дошкольников к школьному обучению являются наблюдение за их поведением во время выполнения задач и анкетирование родителей и педагогов, так как эти методы позволяют получить информацию о реальных действиях и умениях ребенка, а также о его эмоциональном и психологическом состоянии.

Какие компоненты психологической готовности к школьному обучению включает в себя волевая готовность?

Волевая готовность является одним из компонентов психологической готовности к школьному обучению. Она включает в себя такие компоненты, как умение контролировать свои действия, концентрироваться на задачах, преодолевать трудности, развивать самодисциплину и мотивацию к обучению.

Какими методами можно выявить волевую готовность дошкольников к школьному обучению?

Для выявления волевой готовности дошкольников к школьному обучению можно использовать различные методы диагностики, такие как наблюдение за поведением ребенка, беседа с ним, проведение игровых ситуаций, анализ результатов выполнения заданий и тестирование. Эти методы позволяют оценить уровень развития волевых качеств, таких как настойчивость, самоконтроль, умение преодолевать трудности, а также оценить готовность ребенка к самостоятельной деятельности и выполнению заданий в школе.

Какие особенности волевой готовности старших дошкольников к школьному обучению?

У старших дошкольников уже проявляются некоторые особенности волевой готовности к школьному обучению. Например, они уже начинают осознавать себя как отдельную личность, имеют некоторую самостоятельность и умение самостоятельно преодолевать трудности. Однако, волевая готовность старших дошкольников все еще находится в процессе формирования, их способность к самоконтролю и настойчивости может быть еще не совершенной. Поэтому важно развивать эти качества у детей перед поступлением в школу.

В чем заключается понятие волевой готовности как компонента психологической готовности к школьному обучению?

Волевая готовность является одним из компонентов психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Она включает в себя способность ребенка к самоконтролю, настойчивости, сосредоточению внимания, умению преодолевать трудности. Волевая готовность позволяет ребенку эффективно выполнять задания в школе, справляться с трудностями учебного процесса, самостоятельно организовывать свою деятельность. Поэтому развитие волевой готовности является важной задачей перед поступлением в школу.