Идеи и педагогические теории известнейших ученых-педагогов
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 5 + 5 источников
- Добавлена 31.03.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Педагогические идеи В. Ратке 4
2. Педагогические взгляды и деятельность Я.А.Коменского 4
3. Педагогические воззрения И.Г. Песталоцци 6
4. Педагогические идеи Дж. Локка 7
5. Педагогические идеи Ж-Ж. Руссо 8
6. Педагогические идеи Л.Ф. Магницкого 10
8. Педагогические взгляды и деятельность П.Ф. Лесгафта 13
9. Педагогические взгляды и деятельность А.С. Макаренко 14
10. Педагогические идеи А. Дистерверга 14
11. Характерные особенности педагогических взглядов на образование взрослых в деятельности П.Ф. Каптерева, Н.И. Пирогова 15
12. Педагогические идеи К.Н. Вентцеля 16
13. Педагогические идеи В.Н. Татищева 17
14. Реформаторская педагогика Дж. Дьюи 18
15. Педагогические идеи П.П. Блонского 19
Заключение 21
Список использованных источников 22
Ф. Каптерев при анализе статуса школыпредложил идею автономности педагогического процесса, который был бы свободен от давления государства и церкви. Важным условиемподобнойсвободы,по его мнению, должно стать школьное самоуправление и независимость педагогов. Руководство школой должно сосредоточится в руках педагогического совета, а не директора. Должна гарантироваться свобода союзов и собраний для учительства и улучшение их материального и правового положения. С данных позиций учитель разработал ключевые вопросы теории педагогического процесса, определив его место в формировании личности свободного гражданина и социального деятеля. Ученый считал, общечеловеческое содержание педагогические идеалы должныдоминировать над социальными, различающиеся для каждого сословия. Н.И. Пирогов в своих педагогических произведениях выдвинул идею о воспитывающем обучении, целью которого усматривал в подготовке к жизни высоконравственнойличности с широким интеллектуальным кругозором, был противником ранней специализации в обучении детей и настаивал на начальной общеобразовательной подготовке. Онсформулировал идею о необходимости создания в стране сети образовательных учреждений для обучения женщин. Среди методов воспитательного воздействия педагог выделял пример, убеждение, поощрение, наказание, нокрайне негативно относился к телесным наказаниям, которые существовали в школах его времени. Н.И. Пирогов выступал за расширение сети начальных школ, поддерживал автономию университетов, разрабатывал вопросы методики преподавания в высшей школе.12. Педагогические идеи К.Н. ВентцеляГлавными сочинениями К.Н. Вентцеля в которых он выразил свои педагогические идеибыли«Освобождение ребенка», «Новые пути воспитания и образования детей», «Этика и педагогика творческой личности». В своих работах он критикует старую школу, свидетельствует оогромной любви к детям, стремлении развить их творчество посредством поиска новых путей воспитания.Основной целью воспитания по К.Н.Вентцелюявляется выработка в детях не стадной и массовой нравственности, а свободной и творческой.Воспитание и образование не должно служить никакой внешней цели, оно должно служить лишь самому себе. Цель воспитания должна вытекать из сущности того, кого воспитывают и образовывают. В своемтруде«Теория свободного воспитания и идеальный детский сад» К. Н. Вентцельсформулировал принципы свободного воспитания дошкольников. Он предложил создать вместе с «домом свободного ребенка» дошкольное учреждение, которое он назвал«идеальным детским садом». Подобный детский сад, как он считал, является педагогической общиной, в которой воспитатель и ребенокявляютсядвумя равноправными единицами. Подобное объединениедолжно стать, по словам К. Н. Вентцеля«маленькой хозяйственной единицей, трудовой ассоциацией, в строительстве и жизни которой дети принимают самое активное участие».Такое место должно стать местом счастья, радости и свободы, где удовлетворяются каждый запрос, в частности нравственный, научный и эстетический. Для педагоганеприемы все программы, планы, расписания учителей.А взамен онпредложил присматриваться к планам, мечтам самих дошкольников и к их свободному выбору. Всем членамподобной педагогической общины необходимо научится прислушиваться друг к другу, вместе творить и импровизировать без предварительной подготовки.13. Педагогические идеи В.Н. ТатищеваВ. Н. Татищев кроме исторических и философских работ написалнесколькозанимательных педагогических произведений: «Записка об учащихся и расходах на просвещение России», «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах».По мнению В.Н. Татищева, ребенка нужно обучать ремеслу уже с десяти лет, что является главной задачей профессионального обучения. Он Татищев разделил науки на нужные, полезные, щегольские (увеселяющие), любопытные (тщетные) и вредные. Самымосновным в светском (научном) образовании для него являлисьнавыки правильного и складногонаписания.Далееидут арифметика, немецкий язык, русская история и география, законы гражданские и воинские своего отечества и др. Данный курс довольно широк и отличается не только математическо-реальной, но и профессиональнойспецификой. Кроме того, в нем имеются в качестве учебных предметов и артиллерия, фортификация, воинские законы.14. Реформаторская педагогика Дж. ДьюиПо Дж. Дьюи, ребенок является солнцем, вокруг которого должны концентрироватьсяметоды образования, исходной точкой, центром всего. По мысли педагога, настоящая цель приобретения знаний, заключается в нахождении пути их добывания. Обучение благодаря деланию – такой путь, предлагает реформаторская педагогика, котораясвязывает школу и ученика с общественной жизнью. Образование должно опираться на исследовательский метод, которыйспособствует самостоятельному формулированию и решению проблемы и стимулируеткогнитивную активность, которая связывает освоение мира с индивидуальным опытом.Свои взглядыДж. Дьюи воплотил в школе-лаборатории, которую открыл в 1898 г. в Чикаго. Данная экспериментальная школа должна была быть воспитывающей и обучающей средой, которая выполняет функции упрощения трудных жизненных явлений, выбора для анализа наиболее схожих моментов человеческой жизни, содействия выравниванию общественных различий. Ядромучебной жизни явился ручной труд, позволивший организовать активную общественную деятельность школьников. ДжДьюи полагал, что сама организация обучения и взаимодействия педагога и обучающихся диктует естественную дисциплину в школе.Школьное образованиеосновываетсяна правильном развитии ребенка в дошкольном возрасте и потому работа с малышами должна быть ориентирована на научение их все делать самостоятельно.15.Педагогические идеи П.П. БлонскогоС точки зренияП.П.Блонского, создание новой школы должно было явиться основой дляформирования нового общества.С 1912 по 1916 гг.П.П.Блонский публикует свои первые статьи. В них он выражал неудовлетворенность деятельностью Московского психологического общества и содержанием журнала «Вопросы философии и психологии», который, по его мнению, был оторванным от современной реальности и ориентировалсяв большей степени на идеалистическую и религиозную философию и психологию. Именно этот факт привел к сотрудничеству ученого с педагогической прессой.В 1922 г. Н.К. Крупская привлекает П.П.Блонского к составлению образовательных программ для школы. Его совместная работа с женой вождя в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета (ГУСа) очень заметно повлияла на него инаправила его взгляды в сторону марксизма.В трудные годы, когда полыхала гражданская войнаП.П. Блонскиймного работаети пишет сои крупные труды среди которых стоит выделить такие как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерк научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год он публикуетбольше 100произведений, которые печатались даже в Северной Америке и Германии. Например, первые советские учебники для средней и высшей школы. Как справедливо отметил профессор Н.А. Рыбникова: «П.П. Блонский этого периода был наиболее читаемым автором, с которым по успеху едва ли может сравниться другой современный педагог».ЗаключениеЦелью реферата стало описание основных идей и педагогических теорий известнейших ученых-педагогов, оказавших влияние на развитие образования в России и во всем мире.Таким образом, в реферате были описаны педагогические идеи таких мыслителей вложивших значимый вклад в развитие педагогики, как В.Ратке, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Локк, Л.Ф.Магницкий, И.Г.Песталоцции, И.Ф.Гербарт, Ф.А.В.Дистервег, К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, Н.И.Пирогов, П.Ф.Лесгафт, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, В.Н.Татищев, Дж. Дьюи, П.П.Блонский. Описав основные идеи и педагогические теории известнейших ученых-педагогов, оказавших влияние на развитие образования в России и во всем мире, можно заключить, что развитие педагогики является многовековым практическим опытом воспитания, который закреплен в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике; философских, обществоведческих, педагогических и психологических трудах; текущей мировой и российской практике воспитания;результатах специально организованных педагогических экспериментов; опыте педагогов-новаторов, которые предложилуникальные идеи и системы воспитания в современных стремительно меняющихся условиях.Список использованных источниковДжуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.Латышина Д.Л. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
1. Джуринский А.Н. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
2. Латышина Д.Л. История педагогики. - М.: ВЛАДОС, 2000. – 432 с.
3. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 1983.
4. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2005. – 240 с.
5. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.
Вопрос-ответ:
Какие педагогические идеи были предложены В. Ратком?
В. Ратк предложил идеи о воспитании детей с учетом их индивидуальности, о необходимости развития творческого мышления и способностей каждого ребенка.
Какие педагогические взгляды и деятельность отличали Я. А. Коменского?
Я. А. Коменский стал основателем системы общего образования для всех, предлагая использовать новые методы обучения, включая образование на основе наблюдений и опыта, а также использование игровых элементов в учебном процессе.
Какие педагогические идеи выдвинул И. Г. Песталоцци?
И. Г. Песталоцци разработал концепцию практического образования, согласно которой ученики должны быть активными участниками образовательного процесса и применять полученные знания на практике.
Какие педагогические идеи были предложены Ж. Ж. Руссо?
Ж. Ж. Руссо выступал за естественное развитие ребенка и использование принципа самообразования. Он также подчеркивал важность свободы и равенства в образовательном процессе.
Какие педагогические взгляды и деятельность отличали А. С. Макаренко?
А. С. Макаренко придерживался идеи о коллективном воспитании детей и развитии их самостоятельности и ответственности. Он акцентировал внимание на формировании коллективного духа и солидарности в группе.
Какие педагогические идеи были у В. Ратка?
В. Ратк разработал концепцию научной организации образования, основанную на принципах наблюдения и опыта, а также предложил систему классификации и методы обучения.
Какие педагогические идеи предложил Я. А. Коменский?
Я. А. Коменский предлагал образование, основанное на практическом опыте и наблюдении, заинтересовался воспитанием и образованием детей всех социальных слоев.
Какие педагогические воззрения разделял И. Г. Песталоцци?
И. Г. Песталоцци придавал большое значение развитию нравственности и чувств детей, а также активизации их интереса к учению через разнообразные методы обучения и воспитания.
Какие педагогические идеи высказывал Дж. Локк?
Дж. Локк считал, что воспитание должно быть основано на наблюдении и понимании индивидуальности каждого ребенка, а не на строгой дисциплине и формалитете.
Какие педагогические идеи выдвинул Ж. Ж. Руссо?
Ж. Ж. Руссо признавал врожденное благополучие ребенка и выступал за естественное развитие его способностей через самостоятельное исследование и опыт.