Развитие физических качеств детей младшего школьного возраста при занятиях плаванием
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 51 + 51 источник
- Добавлена 05.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. Особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста (9-11 лет) 8
1.1. Психолого-педагогические и морфофункциональные отличия детей младшего школьного возраста (9-11 лет) 8
1.2. Влияние физических качеств на динамику спортивных результатов в плавании 12
1.3. Средства и методы развития физических качеств у пловцов 9-11 лет 15
1.4. Методы контроля над уровнем развития физических качеств у детей 9-11 лет занимающихся плаванием 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 29
2.1. Характеристика базы исследования, контингент испытуемых 29
2.3. Организация исследования 30
2.3. Методы исследования 35
Выводы по второй главе 36
ГЛАВА 3. Влияние уровня развития физических качеств у детей младшего школьного возраста (9-11 лет) на качественные и количественные показатели в плавании 37
3.1. Динамика развития физических качеств у детей в опытной и контрольной группе 37
3.2. Зависимость уровня развития выносливости, силы, скоростных способностей, гибкости и координации у детей младшего школьного возраста (9-11 лет) на качественные и количественные показатели при занятиях плаванием 44
Выводы по третьей главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
ВЫВОДЫ 53
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 61
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 62
ПРИЛОЖЕНИЕ В 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
Ловкость испытуемых мы оценивали по их способности попадать мячом в конкретную цель на стене, а также по прыжкам со скакалкой. В таблице 11 и на рис. Г5 Приложения Г отражены результаты испытания соскакалкой. Таблица 11Результаты испытуемыхв прыжках со скакалкой, число раз за 30 сДо экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа37,2±0,4441,73±0,77p˂0,05ЗначимЭкспериментальная группа36,93±0,6849,87±0,95p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05Значим Анализ результатов показывает, что и в той и в другой группе наблюдался статистически значимый прогресс в выполнении упражнения. При этом и разница в результатах между экспериментальной и контрольной группами также оказалась статистически значимой. Число попаданий мячом по цели также значимо выросло в обеих группах (таблица 12, рис. Г5 Приложения Г).Таблица 12Результаты испытуемых по попаданию мячом в цель, число раз из 10 До экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа6,67±0,397,73±0,32p˂0,05ЗначимЭкспериментальная группа6,80±0,28,53±0,17p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05Значим Таким образом, мы оценили уровень и характер развития физических качеств у детей их контрольной и экспериментальной группы. Перейдем к анализу влияния этих изменений на показатели в спортивном плавании.Зависимость уровня развития выносливости, силы, скоростных способностей, гибкости и координации у детей младшего школьного возраста (9-11 лет) на качественные и количественные показатели при занятиях плаваниемДля выявления влияния уровня развития выносливости, силы, скоростных способностей, гибкости и координации у детей младшего школьного возраста (9-11 лет) на качественные и количественные показатели при занятиях плаванием мы использовали ряд простых тестов:плавание вольным стилем на 50, 200, 400 м;скольжение по воде на груди;число гребков на дистанции 50 м;время преодоления дистанции 50 м с досочкой при работе одних лишь ног.Результаты теста на преодоление дистанцийв 50, 200 и 400 м отражены в таблицах13-15.Мы видим, что при плавании на 50 м вольным стилем дети из контрольной группы показали незначимый рост результатов, когда как в случае с экспериментальной группой он оказался значимым. До проведения эксперимента результаты теста статистически не отличались, а после эксперимента показали значимые отличия (таблица 13, рис. Г6, приложение Г). Таблица 13Результаты испытуемых в плавании на 50 м вольным стилем, минДо экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа1,43±0,081,21±0,08p>0,05Не значимЭкспериментальная группа1,22±0,071,01±0,005p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05ЗначимАналогичными оказались результаты при преодолении 200-метровой дистанции (таблица 14, рис. Г6, приложение Г). Таблица 14Результаты испытуемых в плавании на 200 м вольным стилем, мин До экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа5,25±0,264,79±0,22p>0,05Не значимЭкспериментальная группа5,01±0,174,04±0,09p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05Значим При анализе результатов испытания на преодоление 400-метровой дистанции мы также видим, что значимые результаты показала только экспериментальная группа (таблица 15, рис. Г7, приложение Г).Таблица 15Результаты испытуемых в плавании на 400 м вольным стилем, мин До экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа9,47±0,269,25±0,28p>0,05Не значимЭкспериментальная группа9,43±0,278,53±0,13p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05Значим При этом результаты контрольной группы до и после эксперимента не имели достоверных отличий и прогресс в данном случае является незначительным. Эти три теста показывают, что преимущества детей, которые занимались по специальной методике значительно выше. Аналогичный по своей сути результат был получен в тесте на скольжение на груди, тесте на число гребков припреодоление дистанции в 50 м и в тесте на 50-метровый заплыв с использованием только досочки и ног. Эти результаты показаны в таблицах 16-18.Мы видим, что все приведенные тесты, оценивающие прогресс испытуемых в плавании демонстрируют отсутствие значимого прогресса в показателях у контрольной группы, наличие прогресса у экспериментальной группы. Во всех тестах, касающихся плавания до эксперимента различия были незначительными, когда как после эксперимента приобрели существенный характер. Так, при скольжении по воде на груди дети из контрольной группы продемонстрировали в прогресс 0,87 м. Для экспериментальной группы это значение составило 3,53 м (таблица 16, рис. Г7, приложение Г). В первом случае результат оказался незначимым, а во втором – статистически достоверным.Таблица 16Результаты выполнения испытуемыми упражнения на скольжение по воде на груди, м До экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа4,20±0,305,07±0,32p>0,05Не значимЭкспериментальная группа3,80±0,267,33±0,27p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05Значим Число гребков при преодолении дистанции 50 м вольным стилем в контрольной группе снизилось в среднем с 62,53 до 60,67 гребков (прогресс 1,86 гребков), а в экспериментальной – с 63,13 до 54,33 гребков (прогресс 8,8 гребков). В первом случае результат оказался незначимым. Во втором – значимым (рис. Г7, приложение Г, таблица 17). Таблица 17Число гребков, выполняемых спортсменами при преодолении дистанции в 50 м вольным стилемДо экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа62,53±0,7060,67±0,68p>0,05Не значимЭкспериментальная группа63,13±0,5354,33±0,83p˂0,05ЗначимТаблица 17 (продолжение)Значимость различийp>0,05Не значимp˂0,05ЗначимПри этом и в испытании со скольжением и в испытании с числом гребков на дистанции отличия между группами были не значимыми до эксперимента и приобрели статистически достоверные различия после него. Результаты испытания на преодоление спортсменами расстояния в 50 метров при помощи ног и досочки оказались аналогичными тем, что были показаны во всех предыдущих испытаниях в плавании, т.е. результаты контрольной группы оказались недостоверными, а экспериментальная группа показала статистически значимый рост (таблица 18).Таблица 18Время преодоления спортсменами расстояния в 50 метров при помощи ног и досочкиДо экспериментаПосле экспериментаЗначимость различийКонтрольная группа2,19±0,142,08±0,15p>0,05Не значимЭкспериментальная группа2,05±0,091,74±0,05p˂0,05ЗначимЗначимость различийp>0,05Не значимp˂0,05ЗначимТаким образом, мы наглядно подтвердили, что физическая подготовка спортсменов-пловцов 9-11 лет существенно влияет на их успехи спортивном плавании. Мы полагаем, что следует расширять подобные исследования, вводить общую физическую подготовку в тренировочную программу всех пловцов. Важным моментом должен стать промежуточный контроль. В случае проведения промежуточного контроля возможно выявление и устранение различных недостатков в подготовке, определение отстающих спортсменов, введение в их программу тренировок индивидуальных элементов, способствующих развитию наименее сформированных навыком. Так, в случае с нашим исследованием промежуточный контроль мог бы помочь перераспределить силы спортсменов на развитие выносливости и силы, когда как ловкость и гибкость имела в данных группах меньшее значение ввиду особенностей развития детей 9-11 лет. Выводы по третьей главеАнализируя полученные результаты мы можем сделать вывод о том, что прогресс в физическом развитии детей наблюдался и в контрольной и в экспериментальной группе, но в последней он был значительнее и отмечался по всем тестовым позициям. В контрольной группе статистически значимые различия отсутствовали в тестах на гибкость, в тесте Купера, беге на 30 м, всех плавательных дисциплинах. Согласно анализу полученной информации лишь тесты на гибкость не продемонстрировали значимых различий между результатами контрольной и экспериментальной группы. Что касается разница между конечными результатами в контрольной и экспериментальной групп, мы видим, что она была статистически не значима только в тестировании на гитбкость. Такие результаты дают нам право говорить об эффективности применения указанного выше комплекса упражнений для развития у детей 9-11 лет ловкости, выносливости, гибкости, силы и быстроты. Результатов тестирования в воденаглядно подтвердили, что физическая подготовка спортсменов-пловцов 9-11 лет существенно влияет на их успехи в спортивном плавании. Особенно важно при этом развивать выносливость, силу и быстроту пловцов.Одним из важных мероприятий в тренировочном процессе должны стать промежуточные тестирования, которые создают условиях для адаптации программы подготовки к тем или иным особенностям спортсменов. Учитывая рост нагрузки в связи с дополнительными тренировками, крайне важно вести врачебный контроль за состоянием спортсменов. ЗАКЛЮЧЕНИЕОздоровительное, лечебное и гигиеническое значение плавания в жизни человека, и особенно ребенка, трудно переоценить. Плавание само по себе оказывает на организм человека всестороннее воздействие, способствуя развитию различных физических качеств. Вместе с тем с точки зрения спортивных тренировок развитие ловкости, силы, гибкости, выносливости и быстроты является важным компонентов процесса подготовки спортсмена к соревнованиям. Безусловно, современная практика спортивного плавания, а также различные научные исследования указывают на то, что результаты мирового уровня доступны лишь особо одаренным спортсменам, имеющим ярко выраженные врожденные задатки к достижениям на определенных соревновательных дистанциях. Огромное внимание уделяется также и развитию этих природных данных, без которого невозможно успешное выступление спортсмена на соревнованиях высокого уровня.Всвоей работы мы рассмотрели основные аспекты физического воспитания детей 9-11 лет посредством плавания, а также привели результаты исследования. Мы убедительно доказали влияние степени развитие физических качеств ребенка на его успехи в спортивном плавании. Нами было выявлено, что комплексная программа общей физической подготовки, обращенная на развитие пяти наиболее важных в плавании качеств, а именно силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, способствует более успешному овладению основными приемами плавания, развитию скоростных качеств спортсменов, позволяет им дольше сохранять работоспособность в воде. Очень важно, чтобы данная программа была адаптирована под вид спорта, в нашем случае под плавание, учитывала необходимость тренировки тех или иных вяжущих мышц.Результаты исследования могут быть использованы для разработки комплексной программы по подготовке детей в рамках различных школ плавания, а также имеют перспективы по расширению и дальнейшему изучению, поскольку затрагивают ряд важнейших вопросов в современной спортивной науке. Одним из важнейших, на наш взгляд, направлений в данной теме следует считать вопросы реабилитации спортсменов 9-11 лет в условиях интенсивного тренировочного процесса. .ВЫВОДЫИсходя из всего вышесказанного, мы можем сделать ряд выводов:Морфофункциональные и психофизиологические особенности младших школьников предполагают целый спектр важных изменений, затрагивающих все системы организма и дающие возможность спортивному тренеру совершенствовать тренировочный процесс, вводя новые виды упражнений, основываясь на улучшенной координационной способности воспитанников. Это обусловлено, прежде всего, особенностями формирования внимания и мышления у детей 9-11 лет, появлением у них способностью к освоению сложных движений, к длительному поддержанию работоспособности в процессе тренировочных нагрузок. Общая физическая подготовка – это крайне важный элемент тренировочного процесса в любом виде спорта. Для детей 9-11 лет, занимающихся спортивным плаванием, ввиду их возрастных особенностей актуальным является развитие выносливости, быстроты и силы. Следует также обращать внимание на развитие ловкости и гибкости. Наиболее эффективными для физического развития детей, занимающихся плаванием можно считать комплексы, содержащие в себе упражнения, направленные на развитие силы, выносливости и быстроты. Обязательным условием при этом является составление комплекса упражнений согласно биомеханике плавательных движений.В процессе проведения эксперимента нами было доказано, что введение в тренировочный процесс двух дополнительных тренировок по физической подготовке, программа которых составлена специально для спортсменов-пловцов, дает возможность в значительной степени ускорить как общее физическое развитие детей, так и формирование у него навыков и качеств, важных для достижения успехов в плавании. Так, дети, которые занимались по специальной программе, имели значительные преимущества на конечном тестировании перед детьми, которые занимались только плаванием. В том числе эти преимущества распространились и на преодоление водной дистанции в 50, 200 и 400 метров различными способами, а также в тесте на скольжение по воде. Практически во всех тестах на ловкость, выносливость, силу, быстроту и гибкость спортсмены из экспериментальной группы показали статистически значимый прогресс, когда как испытуемые из контрольной группы при наличии некоторого роста показателей в целом значимые результаты показывали значительно реже. Практически отсутствовал значимый прогресс в тестах на ловкость, что говорит о возрастной гибкости детей, показатели которых итак находятся на достаточно высоком уровне. Результатов тестирования в плавании наглядно подтвердили, что физическая подготовка спортсменов-пловцов 9-11 лет существенно влияет на их успехи спортивном плавании. Особенно важно при этом развивать выносливость, силу и быстроту пловцов.ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПо результатам проведенного эксперимента нами были разработаны следующие практические рекомендации:Тренировочный процесс должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, уровнем развития и подготовки спортсмена, составляться согласно биомеханике тех движений, которые используются наиболее часто.В тренировочном процессе у спортсменов 9-11 лет важно чередовать упражнения на выносливость и силу с упражнениями игрового характера, с гимнастикой. Важно разнообразить тренировки.Для каждого этапа подготовки должны существовать конкретные задачи. Очень важно дробить этапы на несколько подэтапов и на каждом из них проводить контрольные исследования с целью коррекции мероприятий по подготовке спортсмена к соревнованиям.Наиболее важными в плавании являются выносливость, сила и быстрота. Необходимо также обращать внимание на развитие ловкости и гибкости воспитанников. Следует отметить, что для спортсменов 9-11 лет развитие последних двух качеств, как правило, менее актуально, что связано с возрастными особенностями ребенка. Для поддержания гибкости и ловкости следует отвести около 20 минут в неделю, а остальное время направить на развитие трех наиболее важных качеств.В тренировочном процессе в обязательном порядке должны быть предусмотрены простые упражнения, которые могут выполняться спортсменами вне зала в процессе самостоятельной подготовки.Важно проводить врачебный контроль за состоянием спортсменов, предусмотреть реабилитационные мероприятия. Особенно это важно при интенсивных тренировках.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе: Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменский государственный университет, 2013. – 264 с. Безруких М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. : Академия, 2009. – 416 с. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учр. Нач. исредн. проф. подготовки/ А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с. Бочаров, М. И. Спортивная метрология: учеб.пособие / М. И. Бочаров. – Ухта : УГТУ, 2012. – 156 с. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с. Васильева Е.И., В 19 Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для иностранных студентов.- ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник/ А.А. Васильков. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 381 с. Викулов А.Д. Плавание: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/ Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с. Гришина Ю.А. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: Учебное пособие/ Ю.И. Гришина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2014. – 249 с. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002. – 512 с. Евсеев Ю.И. Физическая культура – изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 382 с. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 528 с. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с. Жабаков, В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической культуры: учебное пособие / В.Е. Жабаков, Т.В. Жабакова. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. – 195 с. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство тюменского государственного университета, 2011. – 324 с. Зернов В.И., Ярошевич В.Г. Плавание: Метод.пособие. – Мн.: ГИПП ПРОМПЕЧАТЬ, 1998. – 88 с.Капилевич Л.В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие / Л.В.Капилевич – Томск: Томск, 2012. – 144 с. Курс лекций по спортивной метрологии: Учебно-методическое пособие/ Сост. О.С. Красникова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 92 с. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательногоупражннеия: Учебное пособие/ В.Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2013. – 368 с. Маклакова А.Г.. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с. Маклауд Й. Анатомия плавания/ Й. Маклауд; Пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск: Попурри, 2012. – 200 с. Максимова С.С., Щенникова А.Г., Дружинина О.Ю. «160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики»: учеб.пособие. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «УдГУ», Ижевск, 2012. – 208 с. Марцинковская Т.Д. Психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марцинковская. – М.: издательсикй центр «Академия», 2013. – 400 с. Мельникова О. А. - Плавание. Теория. Методика. Практика: учеб.пособие / О.А. Мельникова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учебник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с. Плавание. Книга тренера И.П. Нечунаев. – М.: Эксмо, 2012. – 272 с. Попов Е.Б. Основы педагогики/ Е.Б. Попов. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафйина (МГЮА), 2017. – 132 с. Спортивное плавание: путь к успеху. В 2-х книгах. Книга 2/ Под общ.ред. В.Н. Платонова. – М.: Советский спорт, 2012. – 544 с.Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В. Е. Степанов. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: Учебник для студентов учреждений высш. образования/ А.А. Литвинов, В.В. Козлов, Е.В. Ивченко/ под ред. А.А. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с. Толстова О.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч. 1. – 131 с. Легкоатлетические прыжки в школе: учебное пособие: - 2-е. – Екатеринбург, Урал. Гос. пед. ун-т, 2016. – 62 с. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний. Учеб.пособие. – Ставрополь: Изд. СГМУ, 2001. – 224 с. Основы психологии: учеб.пособие/ Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. – 2-е изд., перераб. – М.: Флинта, 2015. – 132 с. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с. Плавание/ Под ред. В.П. Платонова. – Киев: Олимпийская литературы, 2000. – 497 с. Плавание: Учебник для вузов/ Под общ.ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 528 с.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с. Сорокина И.Р. Теория обучения и воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 115 с. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб.для студ. сред, и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учебн. Заведений. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с. ПРИЛОЖЕНИЕ АПочасовое планирование в рамках общей физической подготовке в контрольной группе№Наименование разделов, темКоличество часовВсегоТеорияПрактика1Вводное занятия, контрольные испытания2112Упражнения на гибкость3,5-3,53Упражнения на ловкость3,5-3,54Упражнения на быстроту3,5-3,55Упражнения на силу3,5-3,56Дыхательная гимнастика3,5-3,57Подвижные игры3,5-3,58Контрольные испытания1-1ИТОГО24123ПРИЛОЖЕНИЕ БПочасовое планирование в рамках общей физической подготовке в экспериментальной группе№Наименование разделов, темКоличество часовВсегоТеорияПрактика1Вводное занятия, контрольные испытания2112Упражнения на гибкость3-33Упражнения на ловкость3-34Упражнения на быстроту3-35Упражнения на силу6-66Дыхательная гимнастика1-17Подвижные игры3-38Контрольные испытания1-1ИТОГО24123ПРИЛОЖЕНИЕ ВБланк регистрации результатов исследованияИФ испытуемого ________________Пол, возраст испытуемого ________ Дата и время проведения тестирования ______Этап эксперимента _____________________________________________________________________________________ТестыРезультатПодтягивания на высокой (для мальчиков) и на низкой (для девочек) перекладине, число раз за 1 минутуОтжимания в упоре лежа (для девочек – в упоре на скамейке), число раз за 1 минутуДинамометрия на ведущей руке, кгНаклон туловища вперед из положения стоя, смСтоя в 30 см от стены коснутся стены руками, не прогибаясь в пояснице, баллы1. Доставание до стены двумя руками по всей поверхности ладоней;2. Доставание до стены двумя руками, частью ладоней;3. Доставание до стены двумя руками, кончиками пальцев;4. Нет касания со стеной.Захват кистей в замок:1. Захват кистей в замок; 2. Касание пальцев с наложением 3–5 см друг на друга; 3. Касание подушечками пальцев; 4. Разрыв кистей 1–7 см; 5. Разрыв кистей 8 и больше см.Угол между поверхностью и голенью при приседании без отрыва стоп, градАмплитуда разгибания голеностопного сустава, градПрыжки на двух ногах через скакалку в течение 30 с, число разМетание мяча в точку на стене, располагающуюся на расстоянии 2 м от пола с расстояния в 5 м, число попаданийПлавание 50 м вольным стилем, минПлавание 200 м вольным стилем, минПлавание 400 м вольным стилем, минСкольжение на груди, мЧисло гребков по дистанции 50 м. вольным стилем, кол-во гребковТест на преодоление дистанции 50 м вольным стилем с использование досочки и работы ног, минПРИЛОЖЕНИЕ ГРис. Г1.Число подтягиваний на перекладине до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (справа);Отжимания до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах (слева)Рис. Г2. Показатели динамометрии до и после эксперимента в контрольной и экспериментальной группах, кг (справа); Результаты теста «Наклон туловища вперед», см (слева)Рис. Г3.Результат теста «Касание стены руками», баллы (слева); Захват кистей за спиной, баллы (справа)Рис. Г4.Угол между поверхностью и голенью при приседании, градусы(слева); Амплитуда разгибания голеностопа, градусы (справа)Рис. Г5. Результаты испытуемых в прыжках со скакалкой, число раз за 30 с(слева); Результаты испытуемых по попаданию мячом в цель, число раз из 10 (справа)Рис. Г6. Результаты испытуемых в плавании на 50 м вольным стилем, мин (слева), результаты испытуемых в плавании на 200 м вольным стилем, мин (справа)Рис. Г7. Результаты испытуемых в плавании на 400 м вольным стилем, мин (слева), результаты выполнения испытуемыми упражнения на скольжение по воде на груди, м (справа)Рис. Г8. Число гребков, выполняемых спортсменами при преодолении дистанции в 50 м вольным стилем
2. Безруких М.М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер. – М. : Академия, 2009. – 416 с.
3. Бишаева А.А. Физическая культура: учебник для учр. Нач. исредн. проф. подготовки/ А.А. Бишаева. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с.
4. Бочаров, М. И. Спортивная метрология: учеб.пособие / М. И. Бочаров. – Ухта : УГТУ, 2012. – 156 с.
5. Бочкарева С.И. Физическая культура: учебно-методический комплекс (для студентов экономических специальностей) / С.И. Бочкарева, О.П. Кокоулина, Н.Е. Копылова, Н.Ф. Митина, А.Г. Ростеванов. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2011. – 344 с.
6. Васильева Е.И., В 19 Физическое развитие детей: учебно-методическое пособие для иностранных студентов.- ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России. – Иркутск: ИГМУ, 2013. – 32с.
7. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания: Учебник/ А.А. Васильков. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 381 с.
8. Викулов А.Д. Плавание: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 367 с.
9. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учеб.заведений/ Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, М.Н. Маринич и др.; Под ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320 с.
10. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.
11. Гришина Ю.А. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: Учебное пособие/ Ю.И. Гришина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2014. – 249 с.
12. Дубровский В.И. Спортивная медицина: Учеб.для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2002. – 512 с.
13. Евсеев Ю.И. Физическая культура – изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2005 – 382 с.
14. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 528 с.
15. Ефимова Н.С. Основы общей психологии: Учебник/ Н.С. Ефимова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. – 288 с.
16. Жабаков, В.Е. Педагогическое мастерство учителя физической культуры: учебное пособие / В.Е. Жабаков, Т.В. Жабакова. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. – 195 с.
17. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 208 с.
18. Закирова А.Ф. Основы педагогической герменевтики: авторский курс лекций: Учебное пособие. – Тюмень: Издательство тюменского государственного университета, 2011. – 324 с.
19. Зернов В.И., Ярошевич В.Г. Плавание: Метод.пособие. – Мн.: ГИПП ПРОМПЕЧАТЬ, 1998. – 88 с.
20. Капилевич Л.В. Научные исследования в физической культуре: учебное пособие / Л.В.Капилевич – Томск: Томск, 2012. – 144 с.
21. Курс лекций по спортивной метрологии: Учебно-методическое пособие/ Сост. О.С. Красникова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – 92 с.
22. Курысь В.Н. Биомеханика. Познание телесно-двигательногоупражннеия: Учебное пособие/ В.Н. Курысь. – М.: Советский спорт, 2013. – 368 с.
23. Маклакова А.Г.. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
24. Маклауд Й. Анатомия плавания/ Й. Маклауд; Пер. с англ. С.Э. Борич. – Минск: Попурри, 2012. – 200 с.
25. Максимова С.С., Щенникова А.Г., Дружинина О.Ю. «160 игр для детей младшего школьного возраста на уроках гимнастики»: учеб.пособие. – Ижевск: ФГБОУ ВПО «УдГУ», Ижевск, 2012. – 208 с.
26. Марцинковская Т.Д. Психология: Учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ Т.Д. Марцинковская. – М.: издательсикй центр «Академия», 2013. – 400 с.
27. Мельникова О. А. - Плавание. Теория. Методика. Практика: учеб.пособие / О.А. Мельникова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 80 с.
28. Начинская С.В. Спортивная метрология: Учебник. – 4-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
29. Плавание. Книга тренера И.П. Нечунаев. – М.: Эксмо, 2012. – 272 с.
30. Попов Е.Б. Основы педагогики/ Е.Б. Попов. – Оренбург: Оренбургский институт (филиал) московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафйина (МГЮА), 2017. – 132 с.
31. Спортивное плавание: путь к успеху. В 2-х книгах. Книга 2/ Под общ.ред. В.Н. Платонова. – М.: Советский спорт, 2012. – 544 с.
32. Ступницкий В.П. Психология: Учебник для бакалавров/ В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В. Е. Степанов. – М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. – 520 с.
33. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Плавание: Учебник для студентов учреждений высш. образования/ А.А. Литвинов, В.В. Козлов, Е.В. Ивченко/ под ред. А.А. Литвинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 272 с.
34. Теория и методика физической культуры: Учебник/ Под редакцией Курамшина Ю.Ф. – 2-е изд, испр. - М.: Советский спорт, 2004. – 464 с.
35. Толстова О.С. Педагогические технологии: учебное пособие. – Кинель: РИО СГСХА, 2016. – Ч. 1. – 131 с.
36. Легкоатлетические прыжки в школе: учебное пособие: - 2-е. – Екатеринбург, Урал. Гос. пед. ун-т, 2016. – 62 с.
37. Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний. Учеб.пособие. – Ставрополь: Изд. СГМУ, 2001. – 224 с.
38. Основы психологии: учеб.пособие/ Е.А. Овсянникова, А.А. Серебрякова. – 2-е изд., перераб. – М.: Флинта, 2015. – 132 с.
39. Педагогический словарь: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
40. Плавание/ Под ред. В.П. Платонова. – Киев: Олимпийская литературы, 2000. – 497 с.
41. Плавание: Учебник для вузов/ Под общ.ред. Н.Ж. Булгаковой. – М.: Физкультура и спорт, 2001. – 400 с.
42. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. 3-е изд. – М.: Академия, 2007. – 528 с.
43. Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 456 с.
44. Сапин М.Р., Сивоглазов В. И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384 с.
45. Сорокина И.Р. Теория обучения и воспитания: учебно-методическое пособие / И.Р. Сорокина; Владим. гос.ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 115 с.
46. Смирнов В.М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта: Учеб.для студ. сред, и высш. учебных заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 608 с.
47. Смирнова Е.О. Детская психология : учебник / Е.О. Смирнова. – М.: КНОРУС, 2016. – 280 с.
48. Теория физической культуры и спорта. Учебное пособие /Сиб. федер. ун-т; Сост. В.М. Гелецкий. − Красноярск: ИПК СФУ, 2008. − 342 с.
49. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учебн. Заведений. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
50. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005. – 349 с.
51. Швырев А.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии/ А.А. Швырев; под общ.ред. Р.Ф. Морозовой. – Изд. 5-е, стереот. – Ростов н/Дону: Феникс, 2012. – 411 с.
Вопрос-ответ:
Какие особенности развития физических качеств есть у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста (9-11 лет) характеризуются определенными психолого-педагогическими и морфофункциональными особенностями. Они находятся в стадии активного роста и развития, имеют большую энергию и выносливость. Однако, в этом возрасте еще не сформированы некоторые физические качества, такие как сила и координация движений, которые требуют дополнительной тренировки и развития.
Как влияют физические качества на динамику спортивных результатов в плавании?
Физические качества играют важную роль в достижении высоких спортивных результатов в плавании. Например, выносливость позволяет длительное время плавать на большие расстояния, а сила помогает преодолевать сопротивление воды и делать мощные толчки ногами. Также важными являются гибкость и координация движений, которые позволяют выполнять различные технические элементы плавания с наибольшей эффективностью.
Какие существуют средства и методы развития физических качеств у пловцов возрастом 9-11 лет?
Среди средств и методов развития физических качеств у пловцов этого возраста важную роль играют различные тренировочные упражнения и игры в воде. Например, для развития выносливости пловцы могут выполнять длительные дистанции и специальные циклические упражнения, такие как плавание на руках. Для развития силы могут использоваться упражнения с применением гантелей или специальных снарядов. Помимо этого, тренировки должны включать различные и разносторонние упражнения, направленные на развитие гибкости, координации и быстроты движений.
Какие физические качества развиваются у детей младшего школьного возраста при занятиях плаванием?
Занятия плаванием влияют на развитие таких физических качеств у детей младшего школьного возраста, как сила, выносливость, гибкость, координация движений и общая физическая подготовка.
Какие педагогические и морфофункциональные отличия есть у детей младшего школьного возраста?
Дети младшего школьного возраста, в возрасте от 9 до 11 лет, характеризуются развитием психологических и физиологических функций, таких как высокий уровень активности и подвижности, более развитая координация движений, формирование постоянных навыков и восприятия. Они стремятся к самостоятельности и обладают большей стабильностью психики и мышления.
Как влияют физические качества на динамику спортивных результатов в плавании у детей младшего школьного возраста?
Физические качества, такие как сила, выносливость и гибкость, существенно влияют на динамику спортивных результатов у детей младшего школьного возраста в плавании. Развитие этих физических качеств помогает повысить скорость и техничность плавания, что в свою очередь влияет на улучшение спортивной результативности и достижение высоких показателей в соревнованиях.
Какие средства и методы используются для развития физических качеств у пловцов в возрасте от 9 до 11 лет?
Для развития физических качеств у пловцов в возрасте от 9 до 11 лет используются различные средства и методы, такие как упражнения на развитие силы, выносливости и гибкости, технические упражнения, игровые элементы и стартовая подготовка. Кроме того, важной частью тренировочного процесса является развитие координации движений и общей физической подготовки через разнообразные упражнения и игры.
Какие физические качества развиваются у детей младшего школьного возраста при занятиях плаванием?
При занятиях плаванием у детей младшего школьного возраста развиваются различные физические качества, такие как выносливость, сила, гибкость, координация движений и выносливость сердечно-сосудистой системы.
Какие особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста нужно учитывать при занятиях плаванием?
При занятиях плаванием с детьми младшего школьного возраста необходимо учитывать их психолого-педагогические особенности, такие как развитие мышления, внимание и памяти, а также морфофункциональные особенности, включающие в себя рост, вес и физиологические возможности.