Вставные конструкции в киносценариях Ю.Н.Тынянова
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 04.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Сущность вставных конструкций и ремарок 5
1.1. Вставные конструкции с точки зрения синтаксиса. Их функции 5
1.2. Понятие ремарки и её соотношение с явлением вставных конструкций 11
2. Особенности использования ремарок и вставных конструкций в киносценариях Ю.Н. Тынянова 15
2.1. Творчество Ю.Н. Тынянова и формализм в русском кинематографе 15
2.2. Особенности ремарок в киносценарии Ю.Н. Тынянова «Шинель» и рассказе «Подпоручик Киже» 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 25
Начинался великий гнев» [2, с. 26].
Градация наблюдается и в описании процесса осмысления поручиком Синюхаевым приказа, согласно которому он был мёртв. Данная градация также отразилась в предложениях, выполняющих функцию ремарки. Так, первая реакция Синюхаева описана следующим образом: «Ощущая руку, лежащую на эфесе, некоторое стеснение от туго стянутых портупейных ремней, тяжесть сегодня утром насаленной косы, он как будто и был жив, но вместе с тем он знал, что здесь что-то неладно, что-то непоправимо испорчено. Он ни разу не подумал, что в приказе ошибка» [2, с. 40]. Первое предложение в данном отрывке отражает переживания Синюхаева и отражают его напряжённый внутренний монолог. Второе предложение отражает авторскую оценку, так автор подчёркивает, что Синюхаеву и в голову не пришло, что приказ может быть неверным.
Далее о Синюхаеве говорится следующее: «Во всяком случае он портил все фигуры развода, стоя столбиком на площади. Он даже не подумал шелохнуться» [2, с. 41]. Здесь автор от описания действий, происходящих вокруг, вновь обращается к неподвижной фигуре поручика. Намеренно повторяется основа предложения: «Он не подумал». В этом раскрывается сущность анекдотичного образа поручика, который привык выполнять приказы и напрочь забыл о том, что такое мыслительный процесс.
Исходная точка развития процесса преображения Синюхаева наблюдается в следующем отрывке: « В большом порядке, в сером аккурате, лежал солдатский С.-Петербург с пустынями, реками и мутными глазами мостовой, вовсе ему незнакомый город. Тогда он понял, что умер» [2, с. 43]. Таким образом, выстраивается цепочка бездействий Синюхаева. Он не подумал – он не подумал – он понял, что умер. В этой анекдотичной истории раскрывается участь поручика, который полностью отдаёт себя службе и внутренне умирает, полностью потеряв человеческую волю, не способный действовать и сопротивляться вопреки приказам, даже казалось бы самым нелепым и абсурдным.
Таким образом, в киносценарии «Шинель» Тынянов раскрывает гротескную составляющую гоголевского рассказа, и представляет мир, деформированный взглядом главного героя – Акакия Акакиевича. В связи с этим, ремарки в его сценарии большей частью отражают внешность и поведение. Среди ремарок, представленных в сценарии, можно выделить кинесические ремарки, содержащие преувеличенные действия Акакия Акакиевича и его реакцию на действия других персонажей, а также интроспективные, указывающие на его эмоциональное состояние. Рассматривая сценарий Тынянова, и изображения в нём персонажей и обстановки, необходимо помнить о том, что все они представлены с точки зрения искажённого сознания главного героя. В связи с этим, и в сценарии, и в снятом по нему фильме присутствует гнетущая атмосфера.
В «Поручике Киже» представлены предложения, выполняющие функции ремарок. Так как функции ремарки и вставных конструкций схожи, то сложность составляет определение того, ремарки или вставки содержатся в «Поручике Киже». С точки зрения формального уровня, данные конструкции оформлены как отдельные предложения. Отсутствие скобок и тире не даёт права в полном смысле назвать их вставками. Скорее они больше приближены к ремаркам, так как данный рассказ целиком отражает особенности киносценария, и наименование ремарок здесь будет более уместно. Однако ремарки не противопоставляются прямой речи героев, так как в данном случае представлено не драматическое, а повествовательное произведение. Данные конструкции выполняют одновременно информативную и эмоционально-оценочную функции.
Заключение
Подведём итоги по проделанной работе.
Явления вставных конструкций стало предметом исследования уже в XVIII веке в трудах Ломоносова, Востокова и др. Однако вплоть до 60-х гг. XX века конструкции вставки объединяли с вводными конструкциями. В современной лингвистике данных два явления чётко разграничены. Так, вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказыванию. Основной функцией вставных конструкций – является информативное дополнение. Помимо этого, конструкции вставки могут выполнять чисто служебную функцию при оформлении ссылок на источник цитаты и пр. На структурном уровне вводные слова оформляются чаще всего запятыми, а вставочные конструкции скобками или тире. Оформляться вставки могут как придаточные части предложения, как члены предложения, сохраняющие синтаксическую связь, либо как полностью не связанные с предложением конструкции.
В художественном тексте вставные конструкции имеют не только функцию дополнительной информации, но и эмоционально-экспрессивную функцию, которая основывается на двуплановости вставки. Данная двуплановость основана на контрасте основного линейного повествования и субъективно-авторского плана изложения.
Ремарка является частью драматического произведения, которая не относится к речи действующих лиц. В конце XIX – начале XX вв. ремарка вырастает из чисто вспомогательного характера. Так, появляются ремарки, отражающие авторскую оценку, имеющие эмоционально-экспрессивную оценку. В современной лингвистике выделяют следующие виды ремарок: интроспективные, просодические и кинесические. Ремарка в теории кинодраматургии определяется как относительно краткое, но точное описание того, что должно быть изображено на экране. В кинодраматургии выделяют театрально-драматические, повествовательно-прозаические и поэтико-лирические ремарки.
Рассматривая функциональную составляющую вставных конструкций и ремарок, можно выделить следующие общие положения. Во-первых, и вставки и ремарки выполняют функцию информативного дополнения. Однако при этом, вставки не связываются с остальным высказыванием в связи с тем, что говорящий решает добавить какую-либо информацию уже после того, как была сформулирована мысль. Ремарки не включены в общий текст в связи с особенностями драматического произведения, основная часть которого построена на речи действующих лиц, тогда как описание действий, внешности героев, обстановки и прочего – может быть выведено только в качестве отдельных вставных элементов в форме ремарок.
Во-вторых, и ремарки и вставные конструкции могут выражать авторскую оценку и иметь эмоционально-экспрессивную окраску. традиционной функцией ремарок является описание места и времени действия, внешнего вида героя, психологического состояния персонажа, мизансценировки.
Ю.Н. Тынянов был представителем формальной школы и входил в ОПОЯЗ (Общество изучения теории поэтического языка). Формалисты внесли большой вклад в становлении отечественного кинематографа. Сам Ю.Н. Тынянов стал автором статей «О сценарии», «О сюжете и фабуле в кино», «Об основах кино» и др. На практиве Тыняновом были написаны киносценарии к кинофильму «Шинель» в 1926 году и фильму о декабристах «С. В. Д.» («Союз великого дела») в 1927 году в соавторстве с Ю.Оксманом. «Подпоручик Киже» был задуман им как сценарий для немого кино, однако был издан в форме рассказа. Экранизация этого рассказа была впоследствии осуществлена в 1934 году.
В киносценарии «Шинель» Тынянов раскрывает гротескную составляющую гоголевского рассказа, и представляет мир, деформированный взглядом главного героя – Акакия Акакиевича. В связи с этим, ремарки в его сценарии большей частью отражают внешность и поведение. Среди ремарок, представленных в сценарии, можно выделить кинесические ремарки, содержащие преувеличенные действия Акакия Акакиевича и его реакцию на действия других персонажей, а также интроспективные, указывающие на его эмоциональное состояние. Рассматривая сценарий Тынянова, и изображения в нём персонажей и обстановки, необходимо помнить о том, что все они представлены с точки зрения искажённого сознания главного героя. В связи с этим, и в сценарии, и в снятом по нему фильме присутствует гнетущая атмосфера.
В «Поручике Киже» представлены предложения, выполняющие функции ремарок. Так как функции ремарки и вставных конструкций схожи, то сложность составляет определение того, ремарки или вставки содержатся в «Поручике Киже». С точки зрения формального уровня, данные конструкции оформлены как отдельные предложения. Отсутствие скобок и тире не даёт права в полном смысле назвать их вставками. Скорее они больше приближены к ремаркам, так как данный рассказ целиком отражает особенности киносценария, и наименование ремарок здесь будет более уместно. Однако ремарки не противопоставляются прямой речи героев, так как в данном случае представлено не драматическое, а повествовательное произведение. Данные конструкции выполняют одновременно информативную и эмоционально-оценочную функции.
Список использованных источников и литературы
Источники:
Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / Под ред. Р.Копыловой. – М.: РИИИ, 2001. – 268 с.
Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. – М.: Художественная литература, 1985. – 110 с.
Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. – 488 с.
Тынянов Ю.Н. Шинель. // Киноведческие записки. – 2013. - №104/105. – С. 37-61.
Литература:
Афанасьева Е.А. Структура вставных конструкций в поэзии Саши Чёрного. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №11. – С. 60-66.
Бабайцева В.В. Структурно-семантическое направление в современной русистике. // В.В. Бабайцева. Избранное. 1995-2005. – М., Ставрополь: СГУ, 2005. – С. 266-298.
Барр Ж.-М. Теория драматургии: ВГИКовский конспект. [Электронный ресурс] URL: https://www.proza.ru/2008/05/07/64 (дата обращения: 1.03.2017).
Борботько Л.А. Авторские метатексты как способ портретирования драматических персонажей (на материале драматургии постмодернизма). // Вестник ТГУ. – 2012. - №12 (116). – С. 247-249.
Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М.: Агар, 2000. – 416 с.
Дубровина С.Н. Первичный и вторичный текст: роль и функции ремарок в театре Сэмюэля Беккета. // Rhema. Рема. – 2010. - №2. - С. 16-28.
Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – С.117-139.
Иванова Т.Г. Ремарка как средство передачи авторского замысла. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №27. – Т. 8. – С. 45-49.
Ковалёва А.О. Сценарий в русском кино 1910-1920-х гг. К истории вопроса. // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2013. - №3. – С.
Кулаковский М.Н. Функции вставных конструкций в художественном тексте. // Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №1. – Т. 1. – С. 88-92.
Левченко Я. Контуры ненаписанной теории: кинематографический сюжет русских формалистов. // НЛО. – 2008. - №92. – С. 90-104.
Лыков К.А. Вставные конструкции со значением наименования в книге Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». – 2014. - №3. – Т.1. – С. 191-199.
Нуралиева К.З. Вставные конструкции в коммуникативно-экспрессивных синтаксических единицах разговорной речи в художественной прозе первой половины XX века. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - №6-2. – С. 137-139.
Огудов С.А. Принципы гротескной композиции Гоголя в сценарии Ю.Н. Тынянова и фильме «Шинель». // Вестник НГПу. – 2008. - №7. - С. 90-97.
Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М. : Яз. славян. культуры, 2001. – 510 с.
Прияткина А.Ф. Синтаксис осложнённого предложения. – М.: «Высшая школа», 1990. – 490 с.
Севрюгина Е.В. Присоединение – вводные конструкции – вставные конструкции. // Преподаватель XXI век. – 2012. - №4. – Т. 2. – С. 324-327.
Современный русский литературный язык. / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа. – 2009. – 560 с.
Современный русский язык: Учебник / Под ред. Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
Сэпман. И. Ленинградская формальная школа и кинематограф (к вопросу о взаимодействии литературы и кино). [Электронный ресурс] URL: http://teatr-lib.ru/Library/Imena/Imena_1/ (дата обращения: 28.02.2017).
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
Трофимов Н.С. Текстово-семантические функции и прагматический потенциал вставных конструкций. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 59. – С. 153-160.
Чалова Л.В. Стилистические функции ремарок в пьесах Б. Шоу. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. - №2. – С. 123-128.
Эйхенбаум Б.М. Теория «формального метода». [Электронный ресурс] URL: http://www.opojaz.ru/method/method_intro.html (дата обращения: 1.03.2017).
2
Источники:
1. Поэтика кино. Перечитывая «Поэтику кино». / Под ред. Р.Копыловой. – М.: РИИИ, 2001. – 268 с.
2. Тынянов Ю.Н. Подпоручик Киже. – М.: Художественная литература, 1985. – 110 с.
3. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. – 488 с.
4. Тынянов Ю.Н. Шинель. // Киноведческие записки. – 2013. - №104/105. – С. 37-61.
Литература:
5. Афанасьева Е.А. Структура вставных конструкций в поэзии Саши Чёрного. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2007. - №11. – С. 60-66.
6. Бабайцева В.В. Структурно-семантическое направление в современной русистике. // В.В. Бабайцева. Избранное. 1995-2005. – М., Ставрополь: СГУ, 2005. – С. 266-298.
7. Барр Ж.-М. Теория драматургии: ВГИКовский конспект. [Электронный ресурс] URL: https://www.proza.ru/2008/05/07/64 (дата обращения: 1.03.2017).
8. Борботько Л.А. Авторские метатексты как способ портретирования драматических персонажей (на материале драматургии постмодернизма). // Вестник ТГУ. – 2012. - №12 (116). – С. 247-249.
9. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М.: Агар, 2000. – 416 с.
10. Дубровина С.Н. Первичный и вторичный текст: роль и функции ремарок в театре Сэмюэля Беккета. // Rhema. Рема. – 2010. - №2. - С. 16-28.
11. Журчева О.В. Жанровые и стилевые тенденции в драматургии ХХ века: Учебное пособие. – Самара: Изд-во СамГПУ, 2001. – С.117-139.
12. Иванова Т.Г. Ремарка как средство передачи авторского замысла. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. - №27. – Т. 8. – С. 45-49.
13. Ковалёва А.О. Сценарий в русском кино 1910-1920-х гг. К истории вопроса. // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2013. - №3. – С.
14. Кулаковский М.Н. Функции вставных конструкций в художественном тексте. // Ярославский педагогический вестник. – 2014. - №1. – Т. 1. – С. 88-92.
15. Левченко Я. Контуры ненаписанной теории: кинематографический сюжет русских формалистов. // НЛО. – 2008. - №92. – С. 90-104.
16. Лыков К.А. Вставные конструкции со значением наименования в книге Владимира Познера «Прощание с иллюзиями». – 2014. - №3. – Т.1. – С. 191-199.
17. Нуралиева К.З. Вставные конструкции в коммуникативно-экспрессивных синтаксических единицах разговорной речи в художественной прозе первой половины XX века. // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. - №6-2. – С. 137-139.
18. Огудов С.А. Принципы гротескной композиции Гоголя в сценарии Ю.Н. Тынянова и фильме «Шинель». // Вестник НГПу. – 2008. - №7. - С. 90-97.
19. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. - М. : Яз. славян. культуры, 2001. – 510 с.
20. Прияткина А.Ф. Синтаксис осложнённого предложения. – М.: «Высшая школа», 1990. – 490 с.
21. Севрюгина Е.В. Присоединение – вводные конструкции – вставные конструкции. // Преподаватель XXI век. – 2012. - №4. – Т. 2. – С. 324-327.
22. Современный русский литературный язык. / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Высшая школа. – 2009. – 560 с.
23. Современный русский язык: Учебник / Под ред. Н.С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Логос, 2002. – 528 с.
24. Сэпман. И. Ленинградская формальная школа и кинематограф (к вопросу о взаимодействии литературы и кино). [Электронный ресурс] URL: http://teatr-lib.ru/Library/Imena/Imena_1/ (дата обращения: 28.02.2017).
25. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учебное пособие. / Вступ. статья Н.Д. Тамарченко; Комм. С.Н. Бройтмана при участии Н.Д. Тамарченко. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 334 с.
26. Трофимов Н.С. Текстово-семантические функции и прагматический потенциал вставных конструкций. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. - № 59. – С. 153-160.
27. Чалова Л.В. Стилистические функции ремарок в пьесах Б. Шоу. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2010. - №2. – С. 123-128.
28. Эйхенбаум Б.М. Теория «формального метода». [Электронный ресурс] URL: http://www.opojaz.ru/method/method_intro.html (дата обращения: 1.03.2017).
Вопрос-ответ:
Что такое вставные конструкции в киносценариях?
Вставные конструкции в киносценариях - это фрагменты текста, которые вводятся в основной текст для дополнительного описания ситуации, действия или персонажей. Они выполняют функцию расширения и уточнения информации.
Какие функции выполняют вставные конструкции в киносценариях?
Вставные конструкции выполняют несколько функций. Они могут использоваться для создания атмосферы, передачи эмоционального настроя, развития сюжета, уточнения деталей сцены, предоставления информации о персонажах и др.
Что такое ремарка в киносценарии и как связана она с вставными конструкциями?
Ремарка в киносценарии - это примечание, которое содержит дополнительную информацию о сцене, действии или персонаже. Она может быть представлена в виде вставной конструкции. Таким образом, ремарка является одним из видов вставных конструкций и выполняет функцию уточнения и расширения информации в сценарии.
Какие особенности использования ремарок и вставных конструкций в киносценариях Ю.Н. Тынянова?
Ю.Н. Тынянов использовал ремарки и вставные конструкции в своих киносценариях, чтобы создать особую атмосферу и передать эмоциональную составляющую сцены. Он использовал эти средства для подчеркивания деталей сцены, развития сюжета и характеристики персонажей.
Какие особенности имеют ремарки в киносценарии Ю.Н. Тынянова "Шинель" и рассказе "Подпоручик Киже"?
В киносценарии "Шинель" и рассказе "Подпоручик Киже" Ю.Н. Тынянов использовал ремарки для создания особой атмосферы и передачи настроения. Они были написаны с большой детализацией и содержали много дополнительной информации о сценах, персонажах и их внутреннем мире. Ремарки играли важную роль в создании образов и передаче эмоций.
Какие функции выполняют вставные конструкции в киносценариях Ю. Н. Тынянова?
Вставные конструкции в киносценариях Ю. Н. Тынянова выполняют несколько функций: они могут использоваться для описания действий, намекать на эмоциональное состояние персонажей, создавать атмосферу и передавать внутренние мысли героев.
Как можно охарактеризовать использование ремарок в киносценариях Ю. Н. Тынянова?
Использование ремарок в киносценариях Ю. Н. Тынянова можно охарактеризовать как художественное средство, которое помогает создать особую атмосферу и передать эмоциональное состояние персонажей. Ремарки также позволяют углубиться во внутренний мир героев и раскрыть их мысли.
В чем особенность ремарок в киносценарии Ю. Н. Тынянова "Шинель"?
В киносценарии Ю. Н. Тынянова "Шинель" ремарки играют особую роль. Они помогают передать настроение, эмоциональное состояние главного героя, а также создают особую атмосферу вокруг событий. Ремарки в данном киносценарии помогают создать эффект напряжения и подчеркнуть важность происходящего.
С каким явлением связаны вставные конструкции в киносценариях Ю. Н. Тынянова?
Вставные конструкции в киносценариях Ю. Н. Тынянова связаны с явлением ремарки. Ремарка представляет собой вставку в текст, которая помогает передать дополнительную информацию или создать определенную атмосферу. Вставные конструкции с точки зрения синтаксиса выполняют функцию группировки предложений и создания особых структурных единиц в тексте.
Какое влияние оказали ремарки Ю. Н. Тынянова на развитие русского кинематографа?
Ремарки Ю. Н. Тынянова оказали значительное влияние на развитие русского кинематографа. Они стали одним из характерных приемов формализма, который активно использовался в советском кино. Эти ремарки помогали создавать особый художественный стиль и передавать внутренние монологи и мысли героев. Такое использование ремарок стало одной из особенностей русского кинематографа и внесло свой вклад в его развитие.
Какую функцию выполняют вставные конструкции в киносценариях Ю.Н. Тынянова?
Вставные конструкции в киносценариях Ю.Н. Тынянова выполняют функцию создания различных перспектив, точек зрения и настроений в тексте. Они позволяют автору передать дополнительные смысловые акценты и эмоциональные нюансы, а также создать дополнительные слои текста. Кроме того, вставные конструкции могут организовывать плавный переход от одной сцены к другой или служить между сценами связующим звеном.
Какое понятие используется для описания ремарок в киносценариях Ю.Н. Тынянова?
Понятие "ремарка" используется для описания специфической явления вставных конструкций в киносценариях Ю.Н. Тынянова. Ремарки представляют собой краткие комментарии, которые автор вставляет в текст сценария для того, чтобы дополнить или пояснить действие, поведение персонажей или создать определенную атмосферу. Ремарки рассматриваются в контексте синтаксической структуры текста и выполняют синтаксическую и эстетическую функции.