Системно-деятельностный подход как основа формирования универсальных учебных действий.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 35 35 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 05.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Общая характеристика системно-деятельностного подхода в образовании. 5
1.1 Понятие системно-деятельностного подхода и его принципы 5
1.2 Роль системно-деятельностного подхода в формировании учебных действий и навыков 16
2 Значимость системно-деятельностного подхода при формировании УУД у обучающихся начальных классов 27
Заключение 32
Список использованных источников 34


Фрагмент для ознакомления

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способностей управлять своей интеллектуальной и познавательной деятельностью; овладение методологией познания, способами и стратегиями учения и познания; развитие символического, репрезентативного, творческого, логического мышления, произвольных внимания и памяти, продуктивного воображения, рефлексии.
Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию обучаемых на позицию других людей как партнеров в совместной деятельности и общении, умение слушать, вести диалог согласно целям и задачам общения, принимать участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками, на основании овладения невербальными и вербальными средствами коммуникации, которые позволяют осуществлять свободное общение на русском, иностранных и родном языках.
В следующей главе рассмотрим значимость системно-деятельностного подхода при формировании УУД у учащихся начальных классов.

Значимость системно-деятельностного подхода при формировании УУД у обучающихся начальных классов

Критерии педагогических нововведений представляют собой возможность творческого применения инновации в массовом опыте, высокую результативность, оптимальность. Новизна педагогического опыта состоит в системно-деятельностном подходе к проблеме, в оптимальном сочетании и отборе разных педагогических технологий, методов и форм обучения в целях формирования УУД.
Ключевыми словами системно-деятельностного подхода в целях формирования УУД, являются такие слова, как: думать, искать, приниматься за дело, сотрудничать, адаптироваться.
В рамках системно-деятельностного подхода УУД формируются на всех стадиях урока. Всё зависит от вида урока, выбора содержания учебного материала, поставленной цели, применяемых технологий, методов и форм обучения. Обучающиеся на всех стадиях урока включены в активную учебную деятельность, а учитель на протяжении всего урока выступает в роли советчика, консультанта и помощника.
Система деятельности направлена на то, чтобы знания обучающихся были итогом их собственных поисков. Вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетная цель заключается в развитии способностей ученика самому ставить учебные цели, проектировать способы их реализации, оценивать и контролировать свои достижения, говоря другими словами, "умение учиться".
Поэтому инновационный опыт имеет своей целью использование в комплексе технологий деятельностного типа, к которым, прежде всего, относятся технологии деятельностного метода (ТДМ); проблемно-диалогическая технология; технология проектного обучения; технология оценивания; элементы технологии критического мышления; технология продуктивного чтения.
Система деятельности предусматривает системное формирование УУД на базе технологии деятельностного метода обучения (ТДМ) как на уроках, так и во внеурочной деятельности
Для этого в рамках педагогического опыта реализуется надпредметный курс «Мир деятельности», который формирует "умения учиться" на базе освоения универсальных учебных действий. Это современная, актуальная учебная программа, которая способствует увеличению степени мотивации детей к осознанному и самостоятельному учению и создает условия для открытия ребенком секретов своей успешной учебы. А также помогает ученику проводить самооценку своих умений и знаний, учиться более результативно и увлеченно, что позволяет формировать системно УУД, увеличить качество образования согласно новым целям и задачам, которые поставлены ФГОС НОО.
На первой стадии у учителя есть возможность при исследовании разных учебных предметов организовывать выполнение обучающимися всего комплекса УУД, которые определены ФГОС. На всех уроках учащиеся постепенно приобретают первичный опыт постановки проблем и исследования ситуаций, проектирования и целеполагания, самооценки, самоконтроля и др.
Следующая стадия формирования УУД состоит в том, что учащиеся проходят надпредметный курс «Мир деятельности». Они знакомятся с методами исследования, алгоритмами выполнения всех главных шагов учебной деятельности – пробного учебного действия, фиксирования затруднения и выявления его причины, планирования и целеполагания, самооценки и самоконтроля и др.
Знания о методах выполнения УУД, которые были получены учащимися на уроках по курсу «Мир деятельности», они уже сознательно применяют, корректируют и отрабатывают на уроках по различным учебным предметам, которые проводятся по технологии деятельностного способа. Это обеспечивает системное прохождение учащимися третьей стадии формирования УУД.
Четвертая стадия – контроль сформированности УУД и его системное использование на практике в образовательной среде, – ученики проходят частично в рамках внеурочной деятельности, а частично – на предметных уроках.
Следовательно, метод формирования УУД через технологию деятельностного способа можно представить в виде схемы 2.1.


Рисунок 2.1 – Формирование УУД через технологию деятельностного метода

Педагогический опыт направлен на реализацию четырех параллельно развивающихся методических линий, таких как:
I. Организационно-рефлексивная (регулятивные УУД).
II. Коммуникативная (коммуникативные УУД).
III. Познавательная (познавательные УУД).
IV. Ценностная (личностные УУД).
Следовательно, можно заключить, что системообразующей, основной линией технологии деятельностного метода является организационно-рефлексивная линия, потому что именно здесь формируются и закладываются те умения и знания детей, которые определяют их "умение учиться", способность и готовность к саморазвитию, нужные для успешного вхождения в созидательную жизнь социума и самореализации. Остальные три линии являются сопровождающими, поддерживающими основную линию, но без них УУД, которые освоил ребенок, не принесут нужного эффекта.
Технология проектного обучения в полной степени может быть реализована через программу внеурочной деятельности «Решение проектных задач». Особенность этой программы состоит в реализации педагогической идеи формирования у младших школьников "умения учиться" – самостоятельно систематизировать и добывать новые знания. Цель программы состоит в создании позитивной мотивации к учебной деятельности и развитии познавательной среды через исследовательскую деятельность.
Особенность подхода к деятельности над проектами – двухкомпонентная организация проектной деятельности.
Компонент 1. Деятельность над темой (узнаём). Дети собирают данные по какому-то направлению исследуемой темы. По окончании они обмениваются приобретенными знаниями.
Компонент 2. Деятельность над проектами (делаем). Дети работают над различными проектами (коллажи, поделки, исследования, мероприятия), которые имеют какое-то отношение к теме. По окончании они представляют готовые проекты.
А также сочетание свободы выбора и общей дисциплины. Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от деятельности над темой к деятельности над проектами. Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.
Следовательно, технология проектного обучения способствует формированию регулятивных УУД (определение целей деятельности, составление плана действий по достижению итога творческого характера, деятельность по составленному плану с сопоставлением получающегося итога с исходным замыслом, понимание причин появляющихся затруднений и поиск методов выхода из ситуации); познавательных УУД (отбирать нужные источники информационных данных, отбирать и сопоставлять информацию, которая получена из разных источников); коммуникативных УУД (организовывать взаимодействие в группе, предвидеть последствия коллективных решений, оформлять свои мысли в письменной и устной речи, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее) и личностных УУД (в зависимости от выбранной тематики).
В системе деятельности обширно используют проблемно-диалогическую технологию, которая помогает также включить обучающихся в активную учебную деятельность, что способствует формированию УУД.
Проблемно-диалогическое обучение – это вид обучения, который обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися путем диалога, специально организованного учителем.
Цель проблемно-диалогической технологии состоит в обучении самостоятельному решению проблем.
Технология проектного обучения в полной степени может быть реализована посредством программы внеурочной деятельности «Решение проектных задач». Особенность такой программы состоит в реализации педагогической идеи формирования у младших школьников "умения учиться" –систематизировать и добывать новые знания самостоятельно. Цель программы состоит в создании позитивной мотивации к учебной деятельности и развитии познавательной деятельности через исследовательскую работу.
Следовательно, применение на уроках элементов технологии критического мышления способствует формированию УУД у обучающихся начальных классов, за счёт повышения мотивации, активизации мышления, способности к самовыражению.

Заключение

Следовательно, можно подвести следующие итоги.
Деятельностная форма итогов образования предполагает некоторые существенные изменения в образовании. К примеру, такие изменения коснутся системы оценки достижения планируемых итогов освоения основной образовательной программы, в том числе не только анализа индивидуальных достижений обучающихся, но и работы образовательного учреждения, педагога. Изменения в обязательном порядке будут затрагивать вопросы проектирования образовательного процесса с точки зрения его направленности на достижение требований Стандарта к итогам, в том числе и использование современных технологий деятельностного вида, к которым относятся технологии, которые основываются на уровневой дифференциации, на создании учебных ситуаций, на реализации исследовательской и проектной деятельности, на кооперации в обучении и др. Изменения будут заключаться и в подходах к оценке и пониманию педагогической профессиональной компетентности, потому что современный педагог должен уметь организовывать и проектировать образовательный процесс согласно системно-деятельностному подходу, уметь реализовывать и проектировать программу развития УУД у учащихся своего класса, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и метапредметных и личностных итогов освоения учениками основной образовательной программы.
Системно-деятельностный подход имеет своей целью развитие личности, формирование гражданской идентичности, помогает отследить и указывает на ценностные ориентиры, которые встроены в новое поколение стандартов российского образования.
Следовательно, исследование по рассматриваемой теме позволяет сделать вывод о том, что формирование УУД представляет собой целенаправленный, системный процесс, который реализуется через внеурочную деятельность и все предметные области. УУД, заданные стандартом, определяют акценты в отборе технологий, методов и форм обучения в организации и планировании образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей учащихся. Итоги усвоения УУД формулируются для каждого класса и представляют собой ориентир при организации мониторинга их достижения.
Итак, педагогический опыт оказывает положительное воздействие на формирование УУД у учащихся начальных классов, поскольку системно-деятельностный подход влечёт за собой преобразование сложившейся системы обучения и переводит обучаемого из объекта в субъект учебной деятельности. В рамках системно-деятельностного подхода учащийся овладевает УУД, что даёт возможность детям вырасти людьми, которые способны оценивать и понимать информацию, принимать решения, контролировать свою деятельность согласно поставленным целям, а это именно те качества, которые нужны человеку в современных условиях.
Система деятельности по теме не исчерпывает все проблемы, связанные с формированием УУД на базе системно-деятельностного подхода. Поэтому намечены следующие перспективы дальнейшего развития:
1. Продолжать работу по формированию УУД у учащихся начальных классов на базе системно-деятельностного подхода.
2. Проводить итоговую, промежуточную диагностики, анализировать их, оформлять полученные итоги.
3. Вносить коррективы в содержание.
4. Разрабатывать программу по формированию УУД у младших школьников.

Список использованных источников

Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2011.
Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.
Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Петерсон, Л. Г.Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» [Текст] / Л.Г, Петерсон - М.: Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011.
Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.
Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
Петерсон, Л. Г.Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» [Текст] / Л.Г, Петерсон - М.: Просвещение, 2010.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просвещение, 2011.
Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2011.
Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.
Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.














35





2

1. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. И. Аксенова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов/ А.Г. Асмолов // Практика образования.-2008.- №2.
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М., Просвещение, 2011.
4. Деятельностно-ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
5. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. — 2003.- N 6. — С. 30-39.
6. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
7. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
8. Петерсон, Л. Г.Программа для апробации надпредметного курса «Мир деятельности» [Текст] / Л.Г, Петерсон - М.: Просвещение, 2010.
9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. Пособие для учителя. Под ред.А.Г. Асмолова. М., Просвещение, 2011.
10. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Просве-щение, 2011.

Вопрос-ответ:

Какова основная идея системно-деятельностного подхода в образовании?

Основная идея системно-деятельностного подхода в образовании заключается в том, что обучение должно быть ориентировано на формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся. Этот подход предполагает, что учащийся активно взаимодействует с окружающим миром, осуществляет различные виды деятельности, находит связи и взаимосвязи между объектами и явлениями, развивает критическое мышление и самостоятельность.

Какие принципы лежат в основе системно-деятельностного подхода в образовании?

Основными принципами системно-деятельностного подхода являются: целостность, системность, активность, структурирование, рефлексия и деятельностная направленность. Целостность предполагает рассмотрение системы образования как единого организма, где каждый элемент взаимодействует и влияет на остальные. Системность подразумевает изучение систем и их элементов во взаимосвязи друг с другом. Активность предполагает активное участие учащихся в образовательном процессе. Структурирование предполагает создание ясной структуры в обучении. Рефлексия заключается в осознании учащимися своих действий и их результата. Деятельностная направленность означает ориентацию образования на осуществление конкретных действий и задач.

Какая роль системно-деятельностного подхода в формировании учебных действий и навыков у учащихся?

Системно-деятельностный подход играет важную роль в формировании учебных действий и навыков у учащихся. Он позволяет учащимся узнавать, анализировать, обобщать, изучать и применять новые знания и умения во время различных видов деятельности. Он также способствует развитию критического мышления, самостоятельности, коммуникативных навыков и способностей к сотрудничеству.

Какова основная характеристика системно-деятельностного подхода в образовании?

Системно-деятельностный подход в образовании — это методологически установленные принципы и методы обучения, основанные на представлении образовательного процесса как системы деятельности, включающей в себя не только учительскую деятельность, но и деятельность учащихся. Основная идея подхода заключается в том, что обучение должно быть функциональным и направленным на развитие умений и навыков, необходимых для успешной жизни в современном мире.

Что такое системно-деятельностный подход в образовании и какие принципы лежат в его основе?

Системно-деятельностный подход в образовании — это подход, основанный на представлении образовательного процесса как системы деятельности, включающей в себя не только учительскую деятельность, но и деятельность учащихся. Основными принципами системно-деятельностного подхода являются связанность, деятельностный подход, системность, интегративность, осознанность и активность учащихся.

Какая роль системно-деятельностного подхода в формировании учебных действий и навыков?

Системно-деятельностный подход играет важную роль в формировании учебных действий и навыков у обучающихся. Он позволяет рассматривать образовательную деятельность как целостный процесс, включающий в себя активную деятельность и самостоятельность учащихся. Подход способствует развитию критического и творческого мышления, саморегуляции, коммуникативных навыков и способностей к сотрудничеству.

Почему системно-деятельностный подход важен при формировании универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов?

Системно-деятельностный подход играет значимую роль в формировании универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся начальных классов. Он позволяет обучающимся научиться управлять своей деятельностью, осуществлять постановку и достижение целей, развивать самостоятельность, критическое мышление, коммуникативные навыки и умения сотрудничать. Подход направлен на формирование компетентностей, необходимых для успешной жизни и работы в современном обществе.

Что такое системно-деятельностный подход в образовании?

Системно-деятельностный подход в образовании – это педагогическая концепция, основанная на представлении образовательного процесса как системы взаимосвязанных элементов, в которой акцент делается на активной деятельности учащихся и на их умении применять полученные знания в практической деятельности.

Какие принципы лежат в основе системно-деятельностного подхода?

Основными принципами системно-деятельностного подхода являются: активность учащихся, целостность и связность образовательного процесса, индивидуальный подход к каждому ученику, развитие познавательных навыков, учет личностных особенностей обучающихся, применение разнообразных методов и форм работы.

Какую роль играет системно-деятельностный подход в формировании учебных действий и навыков?

Системно-деятельностный подход способствует формированию учебных действий и навыков у обучающихся. Благодаря активной деятельности, ученики сами осваивают новые знания и умения, применяют их на практике, что способствует более глубокому и устойчивому их усвоению.