Представления теологии о происхождении и развитии жизни.
Заказать уникальный реферат- 16 16 страниц
- 19 + 19 источников
- Добавлена 06.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Проблема происхождения жизни в религиозных и философских системах 4
2. Современное понимание происхождения жизни в теологии 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
Иными словами, вся христианская мысль должна иметь своей целью преодоление отчужденности человека от бога. Де Шарден пытается переосмыслить роль личности в христианской догматике с учетом новых требований времени, но используя основные постулаты христианской ортодоксии. Так, на пример, появление на земле индивидуализированного зла в отдельном человеческом «Я» он считает первородным грехом. Но тут же пишет, что «не будет ли подлинным человеческим грехом грех лишь того человека, который уже позднее достигнет некоторой полноты сознания и ответственности».Французский теолог рассматривает всю историю мира как неоконченный акт творения. В связи с этим падение, творение и искупления человека приобретают динамические характеристики. Человек при своем рождении оказывается отчужденным от бога, затем по ходу своего развития он может вновь приобщить свою индивидуальность к божественной сути. Понимая мир как постоянный акт творения, де Шарден выходит из методологических затруднений, связанных с необходимостью учета значения индивидуального «Я» в приобщении к абсолюту. Ведь если рассматривать универсум статистически, как это делалось в традиционной схоластике, то индивидуальной личности человека не остается места в слиянии индивида с божественным, тогда личность в итоге этого слияния должна исчезать. Если творение динамично и не окончено, то личность человека выступает необходимым условием как этап развития самого индивида на пути к богу.Попытка рассмотреть жизнь через призму человека принадлежит Ж.-П. Сартру.Центральным понятием для экзистенциалистов выступило понятие экзистенции как специфического способа существования человека в мире. Каждый человек уникален, и он конструирует мир в соответствии со своими представлениями о нем. Человек экзистенциалистов должен постоянно делать себя человеком, отстаивать свой способ существования. Общим для всего движения является различение аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, «самости» и аутентичности конформистскому - унифицированному, анонимному, безличному и безответственному - существованию «как все», отказ от наивной веры в научно-технический прогресс, стоическая вера в возможности индивида противостоять любым формам социальных манипуляций и насилия и, придавая смысл внешним обстоятельствам и своему существованию в мире, порывать с «необходимостью факта», утверждать в мире порядок экзистенции. Существуя «как все», не развивая свою самость, человек отчуждается от себя. Большинство экзистенциалистов признают огромный вклад Маркса в понимание человека и разделяют его концепцию отчуждения, но только в том, что касается общественных условий. Сартр, на пример, не считает, что человек превращается в «вещь». Через труд и действие он превосходит материальные условия, борется с отчуждением и, «несмотря ни на что, отвоевывает территории». Чтобы стать реальными условиями практики, материальные условия должны переживаться как «частные ситуации».Иными словами человек отчужден тогда, когда сам этого захочет. По мнению того же Сартра, человек должен постоянно бороться с обстоятельствами, делать выбор. Отчуждение, таким образом, стоит рассматривать, как стремление человека отказаться от реализации самого себя, желание «не быть», существовать в чужом ему мире. Только желание самого человека определяет отчужден он или нет.Один из ведущих представителей этого философского направления Мартин Хайдеггер рассматривал проблемы отчуждения под углом «бездомности» и «отрешенности» современного человека: «бездомность становится судьбой мира… То, что Маркс в сущностном и весомом смысле опознал вслед за Гегелем как отчуждение человека, уходит своими корнями в бездомность новоевропейского человека». Причем эта «бездомность» дана на уровне бытия, т.е. необходимого следствия исторического процесса. Современный человек главной своей функцией имеет опредмечивание действительности, основным средством при этом выступает техника. Именно техника и опредмеченный ею мир скрывают от человека истинную сущность бытия и само содержание человеческой жизни. Человек, не знающий свое истинное место в бытие, оказывается бездомным, отчужденным от мира и самого себя. Другой важной характеристикой современного человека является, по мнению Хайдеггера, отрешенность. Отчасти отрешенность обусловлена бездумностью наших современников. Человек безразличен к тому, что происходит вокруг него, к самому себе и другим людям. Итак, техника есть сила господствующая над человеком. Отрешенность, как и отчуждение от бытия, делают нас бездомными. Но отчуждение можно преодолеть, для этого просто необходимо делать то, что изначально дано человеку, а именно, мыслить.Сартра нельзя считать теологом в полном смысле этого слова, тем более, что сам он открыто признавался в своем атеизме и основывал на нем свою философскую систему. Однако его идеи имели широкий резонанс, с одной стороны с точки зрения полемики с его взглядами, с другой стороны с позиции их осмысления для понимания природы жизни в рамках современной теологии. В начале XX века религиозная мысль переживает некий ренессанс на почве исследования природы человека. Открытия естественных наук «отобрали хлеб» у религии в плане примата на объяснения бытия материального мира, но в области человека оставалось еще множество не разведанных тайн и пробелов, которые не без успеха пытались заполнить религиозные философы. Один из таких философов Г. Марсель как раз и пытался вывести экзистенциальную трактовку личности на основе сверхъестественных начал. Основы личности он понимает традиционно в рамках ее божественной природы, но сама диалектика ее существования в его понимании имеет некоторую специфику. Личность, согласно Марселю, проявляет себя, прежде всего, в во внутренних противоречия самого человека. Как он пишет: «Присутствие личности необходимо, хотя бы для того, чтобы служить сознанию трамплином для отрицания».В личности человека Марсель видит принципиальное условие для осуществления рефлексии. Личность существует тогда, когда человек может что-то противопоставить себе в себе самом. Во внутренней диалектике человека проявляется его суть: «Что такое я? Это моя жизнь, на сей раз выступающая против самой себя и имеющая единственную привилегию самоотрицания». Развитие личности возможно только в рамках этого противоречия, от его разрешения, а точнее сказать, от попыток его разрешения зависит развитие и характерные черты каждой индивидуальности. Между тем, очевидно, что должно быть в личности что-то, что она и будет отрицать. Марсель это объясняет тем, что у личности есть выбор: быть или иметь. Желание «иметь» продуцируется современным материальным миром, который есть следствие грехопадения. «Иметь» отражает в себе отчужденную суть человека и его бытия в мире. В то же время «быть» есть стремление истинной сути человека выразить себя, голос божественного начала. Г. Марсель очень метко в своей концепции подмечает неоднородность личности человека, прозорливо возводит категории личностного выбора в ряд системообразующих факторов личности. Также он в унисон с некоторыми авторами считает, что отчуждение как характеристика современного мира является важнейшим препятствием на пути развития личностного начала в человеке.Наконец, нельзя не отметить постмодернизм как современное философское направление. Так представитель этого направления Э. Левинас рассматривает мироздание скорее в ключе М. Хайдеггера, понимания мир как проявление человеческой жизни. Главная проблема современной цивилизации, по Левинасу, заключается в укоренении костного метафизического мышления, другими словами, европейской интеллектуальной традиции. Господство такого типа мышления обуславливает существование соответствующего эму типа цивилизации. Этот тип он описывает через категорию тотальности. Тотальность есть определенная социальная среда, в которую погружен индивид и которая унифицирует мышление человека. Человек привыкает оценивать свои мысли с позиции общественного успеха и определенной выгоды. В тотальности формируется специфическая интеллектуальная идеология, основная задача которой навязывать взгляды на мир. Тотальная система как бы заставляет жить индивида в ней помимо его желания.Левинас не связывает тотальную систему с какими-то проявлениями общественной жизни. Наоборот, сама общественная жизнь определяется характеристиками это тотальной системы, которая в основе своей есть описание способа мышления. Отчуждение человека тоже итог развития этого способа мыслить. Отчужденность, таким образом, есть атрибутивная характеристика тотального способа мышления, который в свою очередь полностью властвует над человеком на протяжении многих лет. Таким образом, на современном этапе нет единого философского подхода к пониманию происхождения вселенной. Развитие физики дало законченную картину мира в форме теории Большого взрыва, но многое еще остаётся непонятным даже на физическом уровне познания. Многие вопросы с развитием физики для философии просто отпали. Однако имеют место быть оригинальные теории, которые совершенно не в классическом ключе рассматривают происхождение вселенной, как развитие человека, или как развитие мира символов. ЗАКЛЮЧЕНИЕВопрос о происхождении жизни в рамках философии будет актуальным всегда независимо от успехов физики и других наук в данном вопросе. Как представляется, данная проблема настолько фундаментальная, что ее просто невозможно решить усилиями конкретной науки.В развитии философских представлений о происхождении жизни можно условно выделить два этапа. На первом от зарождения философии до появления науки на заре Нового времени философия пыталась найти ответ на вопрос о происхождении жизни и ее структуре, основная масса концепций зародилась именно в это время. С появлением науки эта задача в большей степени делегируется ей. Теория Гегеля в этом смысле является как бы подведением итога развития всей метафизики, больше таких масштабных теорий мироустройства в рамках философии мы не знаем. На втором современном этапе происхождение жизни рассматривается в ином ракурс, что лучше всего выражено у М. Хайдеггера и его представлении о бытии как характеристики человеческого существования. Вселенная рассматривается в большей степени как арена для человека и также оценивается ее происхождение. В современном постмодернизме вопрос о вселенной вообще отходит на второй план, определяясь как контекстуальный, а иногда и просто незначительный. Главный вывод, который можно сделать заключается в том, что происхождение жизни является отнюдь не только вопросом естественных наук. Для философии он продолжает сохранять свою актуальность и значение. Причем, именно философии способна разрешить те трудности, которые сегодня стоят перед теоретической физикой в отношении понимания процессов развития вселенной и дать толчок новому витку понимания мира. Теология в данном отношении играет весьма заметную роль, так как множество теорий о происхождении живого возникли именно в ее рамках. Однако в данном случае также стоит подчеркнуть тот момент, что теологию все же не стоит ограничивать исключительно рамками догматики и ее описания определенной религии. Множество философов, которые прямо не имели отношения к определенной концепции, тем не менее, оказали значительное влияние на формирование богословие и развитие его представлений о природе жизни и человека.Теология продолжает играть колоссальное значение не только как способ вписать религию в философскую картину мира, но как довольно оригинальный, пусть и спорный, способ отношения к реальности. Стоит еще раз подчеркнуть тот факт, что именно теология является важнейшим признаком развитости религии.Теологические концепции происхождения и развития жизни определяются не только тем, что в научном осмысление этого сложнейшего вопроса есть белые пятна, но и тем, что теологический взгляд на природу вещей позволяет осветить их с нового ракурса.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Августин Аврелий. Исповедь. М.: АСТ, 2003. – 487 с.Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье и Возрождение. М.: Петрополис, 1994. – 367 с.Гегель. Феноменология духа. Система наук. Ч. 1 – М.: Соцэкгиз, 1959. – 834 с.Железнова, Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Вост. лит., 2005. – 289 с.Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.Лао-Цзы. Дао дэ цзин. [перевод с китайского] М.: Медков, 2007. – 347 с.Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб.: Университет. кн., 2000. – 387 с.Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница: учебное пособие. Москва: Университет. Книжный дом, 2007. – 214 с.Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 сОриген. О началах. СПб.: Амфора, 2007. – 267 с.Платон. Федр/ Диалоги. М.: Мысль, 2000. – 297 с.Плотин. Трактаты. М.: Греко-латинский каб. (ГЛК) Ю. А. Шичалина, 2007. – 276 с.Сартр Ж.-П. Трансцендентное Эго. СПб.: Наука, 2001. – 348 с.Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: АСТ, 2003. – 314 с.Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.Фома Аквинский. О сущности и сущем. М., 1998. – 365 с.Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. / Бытие и время. М.: Республика, 1993. 438 сШохин В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.: Вост. лит., 2004. – 367 с.Экхарт М. О свершении времен. СПб.: Университет. кн., 2001. – 123 с.
2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье и Возрождение. М.: Петрополис, 1994. – 367 с.
3. Гегель. Феноменология духа. Система наук. Ч. 1 – М.: Соцэкгиз, 1959. – 834 с.
4. Железнова, Н. А. Учение Кундакунды в философско-религиозной традиции джайнизма. М.: Вост. лит., 2005. – 289 с.
5. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 519 с.
6. Лао-Цзы. Дао дэ цзин. [перевод с китайского] М.: Медков, 2007. – 347 с.
7. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. СПб.: Университет. кн., 2000. – 387 с.
8. Майоров Г. Г. Теоретические основания философии Г. В. Лейбница: учебное пособие. Москва: Университет. Книжный дом, 2007. – 214 с.
9. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с
10. Ориген. О началах. СПб.: Амфора, 2007. – 267 с.
11. Платон. Федр/ Диалоги. М.: Мысль, 2000. – 297 с.
12. Плотин. Трактаты. М.: Греко-латинский каб. (ГЛК) Ю. А. Шичалина, 2007. – 276 с.
13. Сартр Ж.-П. Трансцендентное Эго. СПб.: Наука, 2001. – 348 с.
14. Тейяр де Шарден П. Божественная среда. М.: АСТ, 2003. – 314 с.
15. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.:Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - 304 с.
16. Фома Аквинский. О сущности и сущем. М., 1998. – 365 с.
17. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. / Бытие и время. М.: Республика, 1993. 438 с
18. Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э.-II в. н.э. М.: Вост. лит., 2004. – 367 с.
19. Экхарт М. О свершении времен. СПб.: Университет. кн., 2001. – 123 с.
Вопрос-ответ:
Что такое теология?
Теология - это наука о Боге и религии, занимающаяся изучением и интерпретацией религиозных текстов, верований и практик.
Какие религиозные и философские системы предлагают свои представления о происхождении жизни?
Различные религии и философские системы имеют свои представления о происхождении жизни. Например, в христианстве считается, что жизнь была дана Богом, в буддизме - что она является результатом кармического процесса, в атеизме - что она возникла естественным путем эволюции.
Какое современное понимание происхождения жизни предлагает теология?
Современная теология предлагает различные теории и гипотезы о происхождении жизни. Одна из них - теория интеллектуального дизайна, которая предполагает, что сложность и совершенство жизни не могут быть объяснены только эволюцией, и за их сотворение отвечал некий разумный дизайнер. Другая теория - теория теологической эволюции, которая утверждает, что эволюция является проявлением божественного творчества и присуща Божественной природе.
Что пытается переосмыслить Де Шарден в христианской догматике?
Де Шарден пытается переосмыслить роль личности в христианской догматике с учетом новых требований времени, но при этом используя основные постулаты христианской ортодоксии. Он стремится преодолеть отчужденность человека от Бога и подчеркнуть важность личного опыта веры и духовного возрождения.
Какие основные постулаты христианской ортодоксии использует Де Шарден в своей переосмыслении роли личности в христианской догматике?
Основные постулаты христианской ортодоксии, используемые Де Шарденом, включают веру в Бога-Творца, образование мира через Божественное Слово, понятие о грехопадении и необходимость спасения через жертву Иисуса Христа.
Какие представления о происхождении и развитии жизни существуют в религиозных и философских системах?
В разных религиозных и философских системах существуют различные представления о происхождении и развитии жизни. В некоторых религиях, например, христианстве, верится в творение мира и живых существ Богом. В других философских системах, таких как дарвинизм, считается, что жизнь развивалась из простейших организмов в результате естественного отбора. Есть также концепции, в которых происхождение жизни объясняется божественной силой или космическими энергиями.
Какое современное понимание происхождения жизни предлагает теология?
В современной теологии существует несколько различных подходов к пониманию происхождения жизни. Некоторые теологи придерживаются идеи творения Богом, но могут предполагать, что эволюция была частью этого процесса. Другие теологи трактуют рассказ о творении в библейских текстах как символическое выражение духовных истин, а не буквальное описание физических событий. Есть также теологи, которые предполагают, что происхождение жизни может быть объяснено научными методами, но признают присутствие божественного начала в этом процессе.
Какие основные постулаты христианской ортодоксии использует Де Шарден в своих представлениях о роли личности в христианской догматике?
Де Шарден пытается переосмыслить роль личности в христианской догматике с учетом новых требований времени, но при этом основывается на основных постулатах христианской ортодоксии. Он подчеркивает значимость личного отношения человека к Богу и стремится преодолеть отчужденность между ними. Де Шарден исходит из идеи об участии личности в сотворении мира Богом и включения каждого человека в план Божий. Он считает, что через переживание личного отношения к Богу человек может достичь единения с Богом и воплотить божественные принципы в своей жизни.