психолого-педагогического исследования группы как коллектива.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 35 35 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 07.04.2017
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование группы как коллектива 6
1.1 Психология групп 6
1.2 Состояние проблемы развития группы как коллектива 8
1.3 Особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе 14
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование группы как коллектива 22
2.1 Организация и методы эмпирического исследования 22
2.2 Результаты эмпирического исследования и их анализ 24
2.3 Рекомендации по развитию группы как коллектива 27
Выводы по второй главе 31
Заключение 33
Список использованных источников 35




Фрагмент для ознакомления

Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень межличностных отношений1.А. Артём4Популярные2.Б. Стёпа2Игнорируемые3.Б. Зарина4Популярные4.Б. Соня2Игнорируемые5.Б. София1Отвергаемые6.К.Ваня2Игнорируемые7.К. Даша3Предпочитаемые8.К. Илья1Отвергаемые9.К. Серёжа1Отвергаемые10.Куз. Серёжа4Популярные11.Н. Семен 4Популярные12.Д. Света2Игнорируемые13.Г. Кирилл3Предпочитаемые14.З. Вера2Игнорируемые15.П. Дима1Отвергаемые16.О. Аня2Игнорируемые17.М. Яна3Предпочитаемые18.И. Слава1Отвергаемые19.М. Саша1Отвергаемые20.О. Оля4ПопулярныеПредставим полученные данные в виде диаграммы (рисунок 2).Рисунок 2 – Анализ показателей по методике «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Таким образом, полученные результаты анализа особенностей формирования умения работать в коллективе позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели «Игнорируемые» и «Отвергаемые». Это свидетельствует о недостаточном уровне развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза основана на предположении о том, что развитие группы как коллектива в детском саду находится низком уровне, подтверждена.2.3 Рекомендации по развитию группы как коллективаВ задачи формирования умения работать в коллективе в старшем дошкольном возрасте должно входить: 1) создать доброжелательную атмосферу, где бы проявлялось внимание к каждому ребенку;2) обучениедошкольников правилам и нормам поведения в группе;3) обучение детей совместнойигровой деятельности;4) развитие умений и навыков детей планировать в коллективе совместную деятельность;5) повышение культуру общения детей;6) формирование организаторских способностей у дошкольников.На занятиях по формированию умения работать в коллективе в старшем дошкольном возрасте важно соблюсти доброжелательную атмосферу в группе с уважением к детям, не забывать учитывать индивидуальные черты каждого из детей. Важно сформировать у дошкольников осознание этики поведения в группе. В целях формирования умения работать в коллективе в старшем дошкольном возрасте нужно вовлекать их в совместную деятельность: игровую, трудовую и учебную. Через совместную деятельность они научатся осознано соблюдать общие нормы поведения, подчиняться общим правилам, установленным в группе, согласованно действовать и совместными усилиями добиваться поставленной цели.Формирование умения работать в коллективе длительный и сложный процесс. Для начала стоит объединить небольшое количество детей в игровой деятельности. Организатором таких объединений является воспитатель. Играя в общие игры, дошкольники начинают преследовать общую цель, в процессе чего они научаются договариваться между собой, испытывая радость от общения. Воспитатель должен всячески поощрять и поддерживать такие объединения. В целях сплочения детей можно использовать небольшие подвижные игры. Далее первые объединение нужно попытаться сделать более прочными и длительными по времени. Группы начинают возрастать по численности. Тем самым дети становятся более самостоятельными и повышаются организаторские способности. Игровая и трудовая деятельность становится более сложной. Игры должны быть направлены на развитие инициативы, самоорганизации и самоконтроля. Для реализации вышеописанных задачдети должны осознать собственную значимость и усвоить конкретные способы их практического осуществления. Условием этих задач является целенаправленное развитие произвольного, волевого поведения детей в разных видах деятельности.Значение воспитатель должен уделить формированию у дошкольников организаторских навыков, умению справедливо и терпеливо разрешать споры и конфликты, считаться с мнением коллектива. Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями, можно использоватьхудожественные произведения, рассматривание живописных картин и иллюстраций с соответствующей тематикой, атакже проведение этических бесед.У детей старшего дошкольного возраста необходимо создать навыки толерантногоотношения друг другу. Методы формирования толерантности в старшем дошкольном возрасте можно разделить на три группы:1. Методы, направленные на развитие нравственного сознания: 1) в методе обсуждение можно использовать небольшие рассказы, сказки с заостренной этнической темой, через которые посредством волшебных образов ребенок усваивает этические нормы; 2) художественная литература, которая может оказать положительное влияние на ребенка. Посредством художественной литературы важно воздействовать на чувства детей, а не только на сознание. Ставя себя на место героев, и сопереживая им, ребенок научается сочувствовать другим людям и понимать их; 3) наглядные методы – это рассматривание и обсуждение живописных картин, иллюстраций, мультфильмов, через которые дети могут понять поведение людей.2. Методы создания у дошкольников социального опыта:1) метод формирования у детей положительного и нравственного поведения;2) целенаправленное наблюдение, организованное педагогом с последующим обсуждением;3) пример взрослого, являющегося для детей авторитетом.3. Методы, направленные на формирование нравственных чувств, эмоций и отношений у старших дошкольников.Формирование толерантности в старшем дошкольном возрасте проходит в три этапа: 1. Информирование ребенка об основных законах и требованиях совместного человеческого существования. Стоит вместе с ребенком рассмотреть конвенцию о правах ребенка. 2. На этом этапе формирования толерантности у ребенканачинает формироваться эмоционально-оценочное отношение к поведению окружающих людей. Дошкольники могут самостоятельно вспомнить или представить ситуации, в которых нарушение права живого существа или примеры нетерпимости по отношению к ним, апотом совместно обсудить их. Хорошосовместно с детьми разобрать эти ситуации и примеры и выяснить, кто поступил правильно, а кто нет, и как можно было бы поступить по-другому. Можно использовать следующие методы: личный пример педагога, родителей; использование картин, иллюстраций и т.д.3. На этом этапе у дошкольника должно уже сформироватьсяустойчивое толерантное поведение и самостоятельное суждение о собственных действиях и поступках. Должно сформироваться этическое самосознание.Дошкольники могут вспомнить ситуации из собственной жизни, когда они поступали правильно, а когда, наоборот, неправильно. Потом при совместном обсуждении разобрать данные ситуации и пофантазировать над тем, как можно было бы поступить по-другому. Дети должны понимать, что от поведения каждого из них зависит многое. Дошкольникамстоит показать, как можно противостоять насилию, жестокости, несправедливости и как сделать так, чтобы можно было бы не допустить такого. Рассказать, как можно встать на чью-либо сторону, защитить интересы чужие свои, если возникнет такая необходимость. На этом этапе можно использовать следующие методы: игровая итрудоваядеятельность; поощрение проявлений ребенком толерантности; создание ситуаций, предполагающих толерантное поведение. В заключение занятия формирования умения работать в коллективе в старшем дошкольном возрасте: дети должны уметь самостоятельно создавать объединения, регулироватьгрупповые взаимоотношения, оценивать поведение членов групп, когда они, например, по своему усмотрению могут и не принять кого-то в игру или исключить из нее. Ребенок должен осознавать себя как часть общего коллектива. Выводы по второй главе1. Изучение литературы посвященной проблеме развития группы как коллектива, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова), «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова). 2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей формирования умения работать в коллективе у детей старшего дошкольного возраста с использованием вышеописанных методик.3. Определив уровень межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте по методике «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова), мы сделали выводы, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформирвоанности межличностных отношений. 4. Определив уровень межличностных отношений в старшем дошкольном возрасте по тесту «Треугольники» (Т.Л Завьялова), мы сделали выводы, что у детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформирвоанности переключаемости межличностных отношений. 7. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что развитие группы как коллектива в детском саду находится низком уровне.ЗаключениеЦелью работы стало изучение особенностей развития группы как коллектива.Для достижения поставленных целей были решены следующие задачи: 1. Изучитьпсихологию групп.2. Проанализировать состояние проблемы развития группы как коллектива.3. Изучитьособенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе.4. Провести эмпирическое исследование группы как коллектива.5. Дать рекомендации по развитию группы как коллектива.Таким образом, в первой главе была изучена психология групп, проанализировано состояние проблемы развития группы как коллектива и изучены особенности взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Группа представляет собой собрание людей, которые обладают едиными нормами, ценностями и идеалами и общим мнением по различным поводам.2. Для того чтобы сформировать у дошкольника умения работать в коллективе он должен стать активным субъектом образовательного и воспитательного процесса, в котором является полноправным партнером, как педагога, так и своих сверстников, для чего следует в образовательном и воспитательном процессе использовать различные формы взаимоотношений старших дошкольников по типу сотрудничества.Взаимодействия детей старшего дошкольного возраста в коллективе формируются следующим образом: 1) вступает в общение со сверстником ради игры или деятельности; 2) познавательные потребности заставляют ребенка обратиться к сверстнику, в котором ребенок находит слушателя, ценителя, и источник сведений; 3) далее дошкольник начинает сравнивать себя со сверстником, с его возможностями и в тоже время хотеть быть им оцененным; 4) для того чтобы заполучить оценку сверстника он начинает демонстрировать свои умения, знания и личностные качества; 5) основной мотивацией общения становится качества дошкольника в соответствии со свойством сверстника быть их ценителем.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование особенностей формирования умений работать в коллективе у старших дошкольников, и составлен психодиагностический комплекс, куда вошли следующие методики «Социометрический опросник» (М.А. Панфилова), «Метод вербальных выборов» (Е.О. Смирнова).Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей формирования умений работать в коллективе у старших дошкольников с использованием вышеописанных методик. Таким образом, результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том,что развитие группы как коллектива в детском саду находится низком уровне.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.Список использованных источниковАбрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С.Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культура, 2015. – 240 с.Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50Воспитательная работа в саду [Электронный ресурс] URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/366-vospitatelnaya-rabota-v-detskom-sadu.htmlДарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб.пособие для высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 264 с.Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : изд-во УРАО, 1999. 175 с.Люблинская А. А.. Активность и направленность дошкольника. // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:: Институт практической психологии, 2016. -304 с.Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2008 .— 460 с.Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.Реньш М.А. Организационная психология. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. - 255 с.Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие Центр педагогического образования, 2007 г., 112 стр., Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.Фатхутдинов Р.А Производственный менеджмент. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. — 491 с.Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2009. - 401 с.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2012. - 672 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
3. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. – М.: Академический Проект; Культу¬ра, 2015. – 240 с.
4. Бузарова Е.А., Четыз Т.Н. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. // Вестник Адыгейского государственного университета. -№ 3, 2015. – С. 1-11
5. Волошина Л. Н., Галимская О. Г., Гущина Т. Ю. Актуальные проблемы дошкольного образования. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 7, 2011. – С. 48-50
6. Воспитательная работа в саду [Электронный ресурс] URL: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/366-vospitatelnaya-rabota-v-detskom-sadu.html
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для высш. учеб, заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013. 264 с.
8. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: Московский психолого-социальный институт, НПО МОДЭК, 2013. - 376 с.
9. Занковский А.Н. Организационная психология. М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. М. : изд-во УРАО, 1999. 175 с.
11. Люблинская А. А.. Активность и направленность дошкольника. // Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.:: Институт практической психологии, 2016. -304 с.
12. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2013. - 456 с.
13. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Российское педагогическое агентство, 2016. - 374 с.
14. Организационное поведение: учебник для вузов / под ред. Г. Р. Латфуллина, О. Н. Громовой. - СПб.: Питер, 2008 .— 460 с.
15. Психология детей дошкольного возраста. // Под ред. Запорожца А.В., Эльконина Д.Б. - М.:Наука,2013. - 237 с.
16. Реан. А. А. Психология человека: от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. - 656 с.
17. Реньш М.А. Организационная психология. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2009. - 255 с.
18. Репина М. А., Мухина Т. К. Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1267-1269.
19. Римашевская Л. С., Технология развития навыков сотрудничества у старших дошкольников: Учебно-методическое пособие Центр педагогического образования, 2007 г., 112 стр.,

20. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2011. - 460 с.
21. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. - М.: Академия, 2017. - 480 с.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия», 2011. - 336 с.
23. Усова А.П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
24. Фатхутдинов Р.А Производственный менеджмент. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2003. — 491 с.
25. Шаграева О.А. Детская психология. - М.: Владос, 2001. - 319 с.
26. Шевырёва М. И. Формирование навыков сотрудничества у детей 5–7 лет посредством моделирования // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 70-72.
27. Яшкова А.Н., Сухарева Н.Ф. Возрастная психология. - Саранск, 2009. - 401 с.






Курсы

Проблема формирования коллектива детей

Введение

детей, коллектив дошкольного педагогического

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемый в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально - личностному развитию воспитанников. Среди этих требований относятся: развитие положительного отношения ребенка к себе и к другим людям, коммуникативной и социальной компетентности детей; создание условий для формирования у ребенка положительной "я", приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, развитие у детей чувства ответственности за другого человека.

Все эти качества можно развить у детей через формирование коллектива детей.

Вопросы для подготовки детей коллектива, особенности группы детского сада и межличностных отношений в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - все это представляет исключительный интерес.

Актуальность этой проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий в формировании коллектива детей.

Проблемой развития коллектива детей занимались многие отечественные педагоги и психологи.

Теоретические основы концепции воспитания в коллективе были разработаны Господь.На. Крупской и A. C. Макаренко. Макаренко A. S. считается коллектив, в качестве органической частью социалистического общества. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и отношений. Творческое развитие идей А. С. Макаренко получило в работах В. А. Сухомлинского, Т. е. Конниковой, Л. И. Новиковой, A. V. Мудрика и др.

Авторы (Bi, Ананьев, Л. И. Божович, P. S. Буря, A. V. Запорожец) указывает на то, что совершенствование процесса нравственного воспитания детей дошкольного возраста - важная задача дошкольной педагогики на современном этапе нашего общества, и решается он путем нахождения ребенка в коллективе.

Работая с детьми из подготовительной группы, мы столкнулись с проблемой формирования коллектива детей. Дети подготовительной группы из разных садов. В группе были также дети, которые малы или не посещали детский сад. В связи с этим, возникают трудности формирования коллектива детей.