место анны ахматовой в русской поэзии
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 18.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Жизнь и творческая периодизация Анны Андреевны Ахматовой 4
2. Тематика лирики Анны Ахматовой. 8
Заключение 16
Список литературы 18
Поздняя лирика (особенно та, которая имеет почти дневниковый характер) проявляется усилением ахматовской фрагментации. Этот прием в ранней лирике свидетельствовал о раздробленности и израненностииндивидуального чувства, о жестокой любовной драме, теперь свидетельствует о последней расколотости мира, которого, может, уже и нет. Такое изображение не случайно, поздние стихи, подчеркнутые особенным мраком, отмечены мимолетными знаками – о «тайном знании», о «последнем часе», о «бездонных пропастях сознанья». Ее поздняя лирика еще больше концентрируется на казалось бы ничего незначащих мелочах. Ахматова всматривается в эти приметы, мелочи с какой-то грустью и одновременной надеждой и благодарностью. В последние годы жизни Анна Андреевна много работает. Кроме создания стихов, она занималась переводами, писала мемуарные эссе, готовила книгу о Пушкине… Все это опровергает устойчивую версию об угасании таланта поэта.Подводя итог изученному материалу, можно сделать вывод, что творчество Анны Ахматовой внесло неоценимый вклад в русскую литературу. Анна Андреевна по праву считается родоначальником женской поэзии. «Я научила женщин говорить…» В литературе появился новый взгляд на события происходящие в жизни. Ахматова раскрыла мир душевных переживаний, женской судьбы. Эти трагические мотивы раскрыты не только в любовной лирике поэта, но и в военной лирике, где отдельно звучит голос опустошенных, доведенных до отчаяния матерей. В этой же военной лирике происходит эволюция звучания от общенационального до трагизма огромной напряженности. Еще одной чертой, отличающей лирику Ахматовой, становится острый психологизм, который с годами только усиливается в творчестве поэта. В этом несравненном психологизме постоянно напряженного и психологического чувства Ахматова была прямой наследницей великой русской литературы. Творческий путь Ахматовой, начавшись с акмеизма, пришел с течением напряженно прожитой жизни к реалистичности и историзму, сохранив при этом неповторимую музыкальность. Главным индивидуальным художественным открытием Ахматовой была прежде всего любовная лирика. Но не менее ярко и талантливо, с переплетение традиционного для Анны Андреевны психологизма, раскрывается патриотическая, гражданская тема в лирике. Особое значение занимает так же и тема поэтического мастерства. Поэзия рождается из всего, что существует вокруг: из звуков и запахов леса, молчания сосен, «дымовой завесы тумана», «ночной тишины». Все это - музыка жизни, который может услышать каждый, а поэт улавливает в этой череде жизни неуловимое и начинает творить. И никого не обманет кажущаяся легкость такого ремесла, и не «беспечное житье» поэта, потому что душа его - в каждом творении. Еще одной яркой чертой лирики Ахматовой является проявление стихии фольклора. В.М. Жирмунский в работе «Творчество Анны Ахматовой» пишет: «... использование тематики и образности, стилистических и стиховых особенностей женской песни приводит к полному отождествлению переживаний автора и его судьбы с судьбой лирического героя"; в связи со стихотворением Ахматовой на смерть Александра Блока (1921) он замечает: "Образность и стиль старинного народного причитания и народная форма стиха свободно используются здесь в соответствии с замыслом торжественного всенародного оплакивания смерти поэта". И далее В. М. Жирмунский делает общий вывод: "... определяющее значение для творчества Ахматовой в целом имели не столько отдельные случаи жанровой и тематической стилизации (от причитания до частушки), сколько широкое использование языка и стиля народной поэзии, а тем самым народного восприятия действительности" Резюмируя все сказанное, можно отметить:творчество Ахматовой прочно связано с русской классиками, прежде всего с Пушкиным. Она показывает классики перед лицом модернистского «авангарда»;лирика Анны Андреевны пронизана фольклорным началом, чем близка опять-таки к творчеству Пушкина, а также к Гете;особенно можно отметить стремление лирики к эпосу, что отдельно отмечает, например, Жирмунский;за время трудного творческого пути Ахматова обрела гражданскую страсть, высокий трагизм и человеческую мудрость, сохранив при этом преданность своему поколению.ЗаключениеЖизненный и творческий путь Анны Андреевны был сложным. Как ярко загорелась ее звезда в первые годы творчества, и как тяжело ударила судьба потом. Творчество Ахматовой неразрывно связанно с ее судьбой и переживаниями, с трагедиями, потрясшими Россию и весь мир. Подводя итог, можно выделить три этапа в творчестве поэта. 1 этап – ранний – с 1912(некоторые исследователи отмечают и 1907, и 1909 год) по 1917 годы. Лирика первого периода практически вся является любовной поэзией. 2 этап – 1920 – 1930 годы. Это время довольно замкнутого творческого процесса. Время, когда наиболее часто Ахматова обращается к потаенной духовной жизни. Стихи наполнены психологизмом. 3 этап – 1940-1960 годы. Самый сложный период в творческой жизни Анны Андреевны. Это время, когда ее поэзия расцветает новыми мотивами. Любовная лирика уступает место патриотической. Можно сделать вывод, что творчество Анны Ахматовой внесло неоценимый вклад в русскую литературу. Анна Андреевна по праву считается родоначальником женской поэзии. «Я научила женщин говорить…» В литературе появился новый взгляд на события происходящие в жизни. Ахматова раскрыла мир душевных переживаний, женской судьбы. Эти трагические мотивы раскрыты не только в любовной лирике поэта, но и в военной лирике, где отдельно звучит голос опустошенных, доведенных до отчаяния матерей. В этой же военной лирике происходит эволюция звучания от общенационального до трагизма огромной напряженности. Творчество Ахматовой прочно связано с русской классиками, прежде всего с Пушкиным. Она показывает классики перед лицом модернистского «авангарда»; лирика Анны Андреевны пронизана фольклорным началом, чем близка опять-таки к творчеству Пушкина, а также к Гете.Особенно можно отметить стремление лирики к эпосу, что отдельно отмечает, например, Жирмунский. За время трудного творческого пути Ахматова обрела гражданскую страсть, высокий трагизм и человеческую мудрость, сохранив при этом преданность своему поколению.Пережив гибель блистательного поколения творческой интеллигенции "Серебряного века", Ахматова завершила целую эпоху русской культуры, стала хранительницей лучших традиций и передала трагический опыт своего поколения поэтам 60-80-х годов. Список литературыГончарова Н. «Анна Ахматова: еще одна попытка комментария». Вопросы литературы. 1999. № 1.ЖирмунскийВ.. Преодолевшие символизм. - Русская мысль, 1916, № 12, стр.; перепечатано в книге: Вопросы теории литературы. Л., изд. "Academia", 1928, с. 480Кормилов С.И. (ред) История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена./ М.: Высшая школа, 1998. – с. 612Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991. – Гл.4 с. 519Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой) // Ахматова А. Собр. соч. в 2-х т. - Т. 1. - М., 1990.-с.318Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3 кн. – М.: Время, 2007.Я научила женщин говорить/Анна Ахматова. – М.: Эксмо,2009. – с.432
1. Гончарова Н. «Анна Ахматова: еще одна попытка комментария». Вопросы литературы. 1999. № 1.
2. Жирмунский В.. Преодолевшие символизм. - Русская мысль, 1916, № 12, стр.; перепечатано в книге: Вопросы теории литературы. Л., изд. "Academia", 1928, с. 480
3. Кормилов С.И. (ред) История русской литературы XX века (20-90-е годы). Основные имена./ М.: Высшая школа, 1998. – с. 612
4. Павловский А.И. Анна Ахматова: Жизнь и творчество. М., 1991. – Гл.4 с. 519
5. Скатов Н. Книга женской души (О поэзии Анны Ахматовой) // Ахматова А. Собр. соч. в 2-х т. - Т. 1. - М., 1990.-с.318
6. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой: В 3 кн. – М.: Время, 2007.
7. Я научила женщин говорить/Анна Ахматова. – М.: Эксмо,2009. – с.432
Опубликовано
Опубликовано
Стилистическое использование антонимов в поэзии А. А. Ахматовой
Содержание
Введение
Глава Й. Использование антонимов как средства стилистические
1.1 Стилистические функции антонимов
1.2 Понятие о лексических антонимах
1.3 Типы антонимов по структуре
1.4 Антонимия и полисемия. Различные признаки антонимов
1.5 Антонимические ряды и их виды
Глава ЙЙ. Стилистическое использование антонимов в поэзии А. А. Ахматовой
Вывод
библиография
Введение
особое место в русском языке занимают антонимы - слова, противоположные по значению. Антонимия отражает существенную сторону системных связей в русской лексике. Современная наука о языке рассматривает антонимию как крайний, предельный случай противопоставленности слов по содержанию. В то же время, для антонимических отношений характерно семантическое различие.
Существование антонимов в языке обусловлено характером нашего восприятия действительности во всей ее противоречивой сложности, в единстве и борьбе противоположностей. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены, но и тесно связаны между собой.
Антонимия представляет собой одну из существенных измерений лексико-семантической системы различных языков.
Целью диссертационной работы является:
- изучить литературу, раскрывающую суть понятия "антоним";
- проанализировать использование антонимов в поэзии А. А. Ахматовой.
Предметом рассмотрения в курсы работа стилистическое использование антонимов в поэзии А. А. Ахматовой.
Цели:
- понятие о лексике и лексикологии;
- проанализировать связь антонимов и полисемии;
- рассмотреть и обобщить функции использования антонимов в русском языке;
-анализировать стилистическое использование антонимов в поэзии А. А. Ахматовой.
Система средств, воплощающих принцип контраста, в лингвистике базируется на антонимии, поэтому рассмотрение состава антонимов, употребляемых автором, и особенностей их употребления занимает важнейшее место в изучении системы контраста.Давайте вернемся к антонимии как одно из средств воплощения контраст. Мы определяем антонимы языковые и речевые, контекстуальные, так называемых контекстно противопоставляемые слова, то есть "такие пары слов, которые не являются антонимами в системе языка, но в определенных условиях вступает в смысловые отношения, организованные по типу антонимических отношений" [Виноградов 1996:165].