Поэтика романа А. Грина

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Литература
  • 60 60 страниц
  • 84 + 84 источника
  • Добавлена 13.06.2017
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение 3
Глава 1. Жанровые особенности произведения А. Грина «Джесси и Моргиана» 5
1.1. Роман «Джесси и Моргиана: история изучения 5
1.2. Художественное пространство и время в романе «Джесси и Моргиана» 21
Глава 2. Художественный мир романа «Джесси и Моргиана» 30
2.1. Система персонажей в романе 30
2.2. Сюжетная схема 45
Глава 3. Композиция романа 50
3.1. Основные приемы построения 50
3.2. Соотношение сюжета и композиции в романе 53
Заключение 57
Список литературы 59

Фрагмент для ознакомления

Кульминация наступает в ХХ главе, когда Джесси получает письмо от Гервак, которая сообщает ей имя отравительницы. Джесси отправляется к Моргиане. Развитие действие здесь максимально напряжено и ускорено: порывистый ветер, мчащийся автомобиль, эмоциональный надрывный разговор сестер, бегство Джесси в лес и ее чудесное спасениеДетреем и Евой и т.п. В этой кульминационной главе максимально обнажена вся острота конфликта. В главе ХХIIнаступает развязка — прозрение Джесси и самоубийство Моргианы, положившее конец всем противоречиям.Роман «Джесси и Моргиана» имеет постпозицию (последняя— ХХIVглава), в которой автор описывает дальнейшую судьбу Джесси Тренган, события, произошедшие после развязки и решения сюжетного конфликта.Подчеркнем, что в романе «Джесси и Моргиана» каждая мельчайшая деталь (от пейзажной зарисовки и портретной характеристики героев до отдельного предмета (например, зеркала или флакона с ядом) выполняет свою функцию в характеристике того или иного персонажа и развитии основного действия.Роман начинается с интригующего рассказа о гадании на зеркалах, которые, как мы писали ранее, выполняют в тексте символическую функцию. Не случайно главные героини видят в них совсем не то, что ожидают. Например, расстроенная словами Моргианы Джесси видит в зеркале миловидную, улыбчивую барышню, а Моргиана, совершившая страшное преступление, вдруг видит в зеркале не привычное уродливое лицо, а усталую бледную женщину, что свидетельствует о ее внутреннем конфликте, приведшем сначала к духовной (отравление сестры), а потом и к физической гибели. Отражения словно существуют отдельно от героинь.Подчеркнем, что действие романа начинается весной, на фоне которой автор рисует психологический портрет Джесси: «Ее профиль вызывал в душе образ втянутого дыханием к нижней губке лепестка, а фас был подобен звонкому и веселому «здравствуйте». В понятие красоты, по отношению к Джесси, природа вложила свет и тепло, давая простор лучшим чувствам всякого смотрящего на нее человека…».Образы Моргианы и «Зеленой флейты», на наш взгляд, соотнесены так же, как и полученный ей яд, присланный во флаконе от духов. Моргиана сама скажет об этом, мысленно обращаясь к прежней обитательнице дома — прекрасной танцовщице Харите Мальком, любовнице отца: «Харита Мальком, этот дом — твой опустевший флакон; на месте благоухания твоей жизни — я поселилась здесь, бесцветная и угрюмая, как яд; такая же сильная, как он, потому что живу одной мыслью». Преступная мысль об отравлении сестры настолько глубоко проникла в сознание Моргианы, что стало частью ее самой. Символичен момент ее прихода в комнату Джесси с флаконом яда в кармане: Джесси заметила, что блеск дверной ручки померк, вслед за этим на пороге появилась Моргиана, темная сущность которой явилась умертвить все живое. Первой умерла вода в стакане Джесси, в которую убийца плеснула яд. Джесси сразу же заметила эту перемену: «Но что с моей водицей?.. Смотри-ка!.. Она умерла!.. Была как шампанское, и вот — грустно молчит».Моргиана же, напротив, бесповоротно встала на путь преступления, объясняя это тем, что сама стала ядом, которым отравила Джесси. Она калечит одну из купающихся в озере красавиц, испытывая ненависть к ее прелести и молодости, затем пытается убить Гервак, изготовившую яд шантажистку. Даже приняв решение покончить с собой, Моргиана хотела сделать это в доме Джесси, чтобы потрясение окончательно погубило сестру, и они умерли вместе.Интересен тот факт, что размышления и мечты Джесси связаны с будущим, в то время как Моргиану мучают воспоминания прошлого (беременность матери и изображение каторжника, история Хариты Мальком).Отметим, что в основе развития действия романа лежит цепь случайностей, благодаря которым на сцене появляются новые персонажи, происходит неожиданный поворот событий и т.п. Например, случайное спасение Отилии Гервак погубило Моргиану, случайно покалеченная Моргианой девушка появляется в финале на ее могиле, случайно слетевшая шляпа Джесси, найденная Детреем, связала их судьбы и т.п.Эти случайности дополняли систему персонажей и способствовали дальнейшему развитию событий в рамках авторского замысла, о чем мы будем говорить далее.Финал романа написан согласно сложившейся гриновской традиции: зло повержено, а добро торжествует не только в рамках представленных событий и героев, но во всем мире. Девушка, искалеченная Моргианой за свою красоту, приходит к ней на могилу с цветами и благодарностью за те деньги, что Моргиана передала ей с целью отвести от себя какие-либо подозрения. Добро в романе Грина абсолютно, великодушно, всепрощающе. «Выход из сложной ситуации, — подчеркивают критики, — типично гриновский: его герои могут летать, ходить по воде, передавать мысли на расстоянии и т.д., что, как известно, нисколько не нарушает у Грина логики художественного действия. Фантазм, связанный с волевым преодолением смертельной болезни, тоже сюжетно функционален: он ярче освещает зло. В итоге добро убедительно торжествует, а зло заслуженно наказывается. Моргиана погибает от своих же происков».Сюжет романа является концентрическим, в связи с тем, что развитие действия в нем основано на взаимосвязи эпизодов, которые имеют причинно-следственную связь, мотивирующую появление в произведении новых персонажей и, как следствие, новых сюжетных линий. Ярким примером является сцена с унесенной ветром шляпкой Джесси, которая будет найдена Детреем. Здесь, помимо включения в сюжет нового героя, получает развитие и новая сюжетная линия, основанная на возникших между героями любовных отношениях. Изначально в произведении представлен конфликт между Джесси и Моргианой, который, бесспорно, является главным, так как концентрирует в себе основные постулаты философии А. Грина, а появление новых сюжетных линий способствует развитию действия и воплощению авторского замысла.История с получением флакона с ядом, вводит в роман Оливию Гервак и сюжетную линию, основанную на конфликте, возникшем между Гервак и Моргианой (попытка шантажа и покушение на убийство), который приводит к самоубийству Моргианы.Сюжетная линия, связанная с покалеченной Моргианой девушкой, которая в финале появляется на ее могиле с целью отблагодарить за помощь, вновь выражает авторскую веру в высоконравственную природу человека, главными составляющими которой являются доброта, благородство, великодушие и т.п.Таким образом, на наш взгляд, сюжет романа «Джесси и Моргиана» является многолинейным. В романе можно выделить основные сюжетные события, определяющие его целостность и единство. Прежде всего, это отравление Джесси — событие, выполняющее проблемную функцию в развитии сюжета, затем появление шантажистки Гервак в «Зеленой флейте», которое привело, в конце концов, к развязке (гибель Моргианы) и др.Встреча Джесси с Детреем, как и появление в романе двойников Джесси, на наш взгляд, выполняет уже идейную функцию, выражая авторскую мысль о многоликости Красоты и Добра в мире, а также об их способности к совершенствованию человеческой природы и мира, в целом (вспомним, как меняется Детрей после встречи с Джесси и женитьбы на ней).В романе присутствуют так называемые «вечные» мотивы, которые являются сквозными в творчестве Грина. Прежде всего, это мотив борьбы Добра и Зла в мире и душе человека, а также мотив преобразующей силы любви, преступления и наказания, следующего за ним, и т.п.Целостность романа достигается определенным соотношением сюжета и композиции, о чем пойдет речь в следующей главе.Глава 3. Композиция романа3.1.Основные приемы построенияКомпозиция литературного произведения представляет собой определенное соотношение его частей в рамках стройной и целостнойавторской системы, обусловленное конфликтом.Существуют различные виды и приемы построения сюжета. Самым распространенным является линейное расположение событий в строгой хронологической последовательности. Такой вид композиции именуют прямым или фабульным.С одной стороны, события в романе «Джесси и Моргиана» выстроены согласно законам фабульной композиции. Однако Грин использует такой прием построения произведения, как ретроспекция, делая отступления в прошлое (например, воспоминания Моргианы о беременности матери и о Харите Малькольм). Эти моменты предшествуют завязке и объясняют причины сложившегося конфликта между главными героинями.В основе построения композиции может находиться контраст или антитеза. В романе «Джесси и Моргиана» как раз и противопоставлены красота и уродство, Добро и Зло. Более того, этот контраст заявлен в самом названии романа, что подчеркивает его основополагающую функцию.Существует такой тип композиции, как тематическая композиция, когда основу сюжета составляют отношения центральных персонажей. На наш взгляд, в романе «Джесси и Моргиана» имеет место одна из разновидностей подобной композиции, в рамках которой с помощью приема антитезы сопоставлены два героя.Композиция подразделяется на внешнюю (архитектонику), которая членит произведение на абзацы, главы и т.п. Согласно законам ее построения, в романе Грина выделено XXIV главы.Внутренняя композиция предполагает определенное построение сюжета, системы персонажей, организацию художественного времени и пространства, использование различных композиционных приемов (диалогов, монологов, портретных характеристик, пейзажей и т.п.).В повествовании использованы следующие композиционные приемы: ретроспекция (воспоминания Моргианы), описания (пейзажные, портретные), диалоги (беседы главных героинь, а также разговоры Джесси и Евы) и монологи (размышления Джесси или внутренние монологи Моргианы), психологический параллелизм (вспомним появление в тексте портретов Леди Годивы и Джоконды), лирические отступления (например, рассуждения повествователя о красоте и безобразии), вставные рассказы (например, история Хариты Малькольм).Грин уникальным образом сочетает в романе реалистические, романтические и символические традиции, что позволило критикам говорить о монтажности композиции его прозаических произведений.«“Монтажность” композиции произведенийГрина, — подчеркивают современные исследователи, — в таком случае проявляет разные свойства его прозы: сочетание реалистического иромантического, импрессионистического и экспрессионистического, сквозное значение лингвопоэтических деталей, символов, «эмблем»,характерных для писателя, совмещение и различение точек зрения героя и повествователя,значение пространственно-временных планов,«схематизм» повествования и психологизм, сложности отношений героя с миром и собой».Ценностные ориентиры главных героев в романе «Джесси и Моргиана» являются типическим для большинствапроизведений Грина. Это поиск истинного дома, движение к которому происходит в условиях смешения реального и фантастического смысловых пластов. В результате, Джесси и Детрей обретают свой дом, свое место в жизни в Покете.Присутствие в романе сквозных символов творчества Грина (символ дома, зеркала, дороги, окна и т.п.) ещё раз доказывает сверхтекстовое единство его произведений в рамках целостности композиционного и сюжетного построения произведения.3.2.Соотношениесюжета и композиции в романеВ жанре романа композицияпредставлена чередованием подъемов и спадов напряжения сюжетного действия, что мы наблюдаем в «Джесси и Моргиане». Моменты наивысшего напряжения действия именуют в литературоведении мотивами, в связи с тем, что они наделены глубоким содержательным смыслом. Благодаря мотивам — своеобразным опорным точкам композиции — более глубоко раскрываются сюжетные пласты, идейная проблематика произведения и т.п.Композиционные мотивы обычно совпадают с такими составляющими сюжета, как кульминация и развязка. Это происходит в условиях динамического развития сюжета, с минимальным использованием внесюжетных элементов и композиционных приемов. Когда сюжет основан на перипетиях, связанных с резкими поворотами в судьбе персонажей, они и являются мотивами произведения (например, в античных трагедиях, в приключенческих романах и др.).Мотивы могут занимать различное местоположение в произведении, так как они тесно связаны с развитием сюжетного конфликта. В качестве мотива может выступать какая-либодеталь (например, зеркало в романе «Джесси и Моргиана»), котораяорганизуют целостность произведения.В качестве опорных точек в произведении, построенном на антитезе,могут выступать моменты максимального проявления антитетичности. Ярким примером композиции, пронизанной различными повторяющимися элементами сюжета — мотивами — является роман «Джесси и Моргиана».Мотивы композиции непосредственно связаны с развитием сюжета, представляя собой наиболее эффективные художественные приемы.Помимо основного сюжета, в композиции того или иного произведения могут присутствовать так называемые внесюжетные элементы, которые иногда важнее, чем сам сюжет.Сюжет произведения в этом соотношении выступает в качестве динамической стороны композиции произведения, тогда как внесюжетные элементы — явление статическое.Среди главных разновидностей внесюжетных элементов выделяют описание (пейзажи, портреты), авторские отступления, а также вставные эпизоды (или вставные сюжеты). Пейзажи в романе Грина выполняют символическую функцию. Например, описание «Зеленой флейты», затерянной в диком, зловещем лесу, на наш взгляд, непосредственно связано с образом угрюмой, замкнутой Моргианы. Портреты персонажей являются ассоциативными и передают не только авторское отношение к героям: они представлены в рамках творческой концепции Грина. В связи с этим, отрицательные персонажи отталкивающе безобразны, в то время как положительные — изящны и прекрасны. Следующим, не менее популярным, внесюжетным элементом являются лирические отступления — размышления автора или повествователя на разные темыфилософского, лирического, автобиографического и т.п. характера. В романе «Джесси и Моргиана» авторские отступления представлены размышлениями повествователя о природе и истинной сущности красоты и уродства, о добре и зле и т.п. В них отчетливо прослеживается авторская позиция и философия творчества Грина, окончательно сложившаяся ко времени написания исследуемого произведения.Вставные эпизоды романа переносят читателя в другое время и место действия с другими персонажами. Прежде всего, это история Хариты Малькольм, благодаря которой в романе вновь возникает противопоставленность мира красоты, изящества танцовщицы Хариты, которую, как в клетке, пытались обманом удержать в «Зеленой флейте», угрюмому и уродливому миру Моргианы.К внесюжетным элементам также относят изображение душевного состояния героя, его размышлений, которые не связаны напрямую с действием основного сюжета, однако способствуют раскрытию характера персонажа. Ярким примером являются многочисленные философские рассуждения Джесси о мироустройстве, о браке, об искусстве, представленные в виде монологов героини и свидетельствующиео её душевном богатстве, её начитанности, постоянной работе над собой, в противоположность Моргиане, жизнь которой сконцентрирована только на мысли об ее уродстве и ненависти к любому проявлению красоты.Могут быть внесюжетные мотивы, т.е. не связанные с основными событиями, но связанные с идейным содержанием произведения, помогающие более ярко представить основной конфликт.К действиям героев относятся не только их поступки. Можно выделить также и вербальные действия, т.е. рассуждения героев — монологи, а также их реплики в диалогах. В романе «Джесси и Моргиана» множество внутренних монологов, которые играют важную роль, определяя и объясняя поступки тех или иных героев и, соответственно, дальнейший ход событий. Например, монологи Моргианы, Джесси, Детрея и т.п.Таким образом, при анализе композиционной организации произведения следует учитывать не только выбранные автором композиционные приемы, но и соотношение сюжета и внесюжетных элементов, порой определяющих развитие основного конфликта, а также играющих большую роль в понимании идейной основы романа.В романе Грина «Джесси и Моргиана» сюжет и внесюжетные элементы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют на протяжении всего произведения, определяя дальнейшему развитию основного конфликта, раскрытию характеров персонажей, мотивации их поступков и т.п.Подчеркнем, что внесюжетные элементы появляются в сюжете не случайно и хаотично, а имеют строгую смысловую обусловленность. Например, портреты Джесси и Моргианы с первых строк романа определяют сюжетный конфликт.Закономерно, что в условиях динамического сюжета численность и значимость внесюжетных элементов невелика. При адинамическом сюжете, основную роль играют именно внесюжетные элементы.Таким образом, события в романе «Джесси и Моргиана» излагаются в хронологический последовательности, однако важная роль принадлежит внесюжетным элементам, которые помогают читателю понять истинную сущность сюжетного конфликта, выходящую за рамки детективного жанра.ЗаключениеТаким образом, несмотря на то, что интерес к творчеству А. Грина привел к формированию целой науки, получившей название — гриноведение, многие его произведения (в частности, роман «Джесси и Моргиана») оказались недостаточно изученными. На наш взгляд это связано, во-первых, с тем, что роман рассматривался в рамках детективного приключенческого жанра, а во-вторых, исследовался вне контекста творческой философии Грина, уже сложившейся к этому периоду.На страницах нашей работы мы попытались рассмотреть особенности сюжета и композицииромана «Джесси и Моргиана» и проследить его связь с другими произведениями Грина, действие которых разворачивается в Гринлэнде — художественном пространстве, созданном автором в рамках своеобразной и уникальной творческой концепции.Помимо этого, особое внимание было уделено поэтике романа, которая до сих пор остается не изученной. Дальнейшего внимательного исследования требуют и такие категории гриновского художественного метода, как поэтическая идеализация (основной творческий прием Грина), художественное время и пространство, мифопоэтичность и символичность образов и деталей и т.п.Ярким примером этому является роман «Джесси и Моргиана» в аспекте основного конфликта, своеобразия композиционного построения произведения, а также соотношения сюжета и внесюжетных элементов. Система персонажей, равно как и специфика художественного времени и пространства в романе может быть исследована только в рамках творческой философии Грина (категорий Гринлэнда), иначе понимание авторской идеи будет искаженным и далеким от истины.Роман «Джесси и Моргиана» интересен и важен для изучения, так как отражает всю специфику гриновской прозы в аспекте ее сверхтекстового единства, обусловленного сквозными деталями, образами, мотивами, а также художественного метода писателя и особенностей его поэтики.Критик Варламов подчеркивал, что Грин предельно дидактичен, так как в основе его романов представлена строгая система ценностей, непосредственно связанная с идеалами автора— «рыцаря мечты», как назвал Грина исследователь Вихров.Мечта в гриновской прозе есть не что иное, как стремление изначально положительного персонажа (вспомним, что характер и идеалы Джесси представлены на первых страницах романа) к высшим человеческим ценностям, носителем которых он, собственно, и является, в противопоставлении с бездушием, коварством излобностью отрицательных героев, которые даже внешне отталкивающе непривлекательны (вспомним портрет Моргианы).Основной темой прозаического творчества Грина, и романа «Джесси и Моргиана» в том числе, является проблема нравственного выбора героями того или иного пути, а также последствия этого выбора (торжество Добра и самоуничтожение Зла). Грин стремился показать естественность и органичность доброты, духовного богатства и красоты, мечты и любви, сострадание для человека, а также разрушительность зла, жестокости, ненависти и т.п.«Автор больше чем верит в могущество добрых начал жизни,— подчеркивают гриноведы, — он его знает».Источники (перечисление первоисточников, например — собрание сочинений Грина), Словарно-справочная литература, Научная литература, Авторефераты диссертаций. Список литературыИсточникиГрин А. Джесси и Моргиана. — М.: Росмэн, 2001. — 252 с.РГАЛИ, фонд А. С. Грина. — №127. Оп. 1, ед. хр. 189. — С. 19Собрание сочинений: В 5 т. / А. С. Грин. — М.: Художеств. лит., 1991Т. 5: Бегущая по волнам; Джесси и Моргиана; Дорога никуда: Романы / [Сост. с науч. подгот. текста В. Россельса; Примеч. А. Ревякиной, Ю. Первовой]. — М.: Художеств. лит., 1997. — 604 с.Словарно-справочная литератураАверинцев С. С. Символ // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов.энциклопедия, 1983. — 730 с.Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — 6-е изд. — М, 2009. — 496 с.Научная литератураАлиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. Грина // Лит. Азербайджан. — 1970. — №7. — С. 148-151Алиев Э. От реализма к романтизму // Учен.зап. Азерб. пед ин-т языков. Сер.язык и литература. — 1973. — № I. — С. 77-84Амлинский Вл. В тени парусов. Перечитывая Александра Грина // А. С. Грин. Новеллы. — М.: Московский рабочий, 1984. — С. 5 — 22Анибал Б. А. Грин. Фантастические новеллы // Новый мир. — 1935. — №4. — С. 267-269Антонов С. Александр Грин // Антонов С. От первого лица. — М.: Сов.писатель, 1973. — С. 90-130Арнольди Э. Беллетрист Грин // Звезда. — 1963. — №12. — С. 176-182Арский А. С. Грин. Рассказы // Наш журнал. — 1910. — №3. — С. 14-15Ахундов М. Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука 1982. — 178 с.Булычева В. П. Творчество А. Грина в контексте приключенческой прозы // Приволжский научный вестник, 2014. — №6 (34). — С.101-105Варламов А. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.Варламов А.Н. Александр Грин. М.: Молодая гвардия, 2008. — 123 с. (Жизнь замечательных людей)Варламова В.А. Путешествие в страну Гринландию. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым. — Симферополь: СОНАТ, 2005. — 112 с.Васюченко И. В. Одинокий игрок // Ковчег. — Ростов-на-Дону, 2007. — № XIII(2). — С. 148 — 209.Вдовин А. Миры А. Грина // Урал. — 2000. — № 8. — С.172-177 Вихров В. Александр Грин // А. Грин. Избранное: в 2 т. — Симферополь: Крымиздат, 1962. — Т. 1. — С. 5 — 32Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. — М. — 1980.Т. 1. — C. 3 — 34Горнфельд А. А. Грин. Искатель приключений // Русское богатство. -1917. — №6-7. — С. 279-282Горнфельд А. А. С. Грин. Рассказы // Русское богатство. — 1910. — №3. — С. 145-147Грачев В. И. Творчество и личность писателя неоромантика Александра Грина в контексте современной культурологии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. — №2. — С.331-343Грин Н. А. Пролив бурь // Современный мир. — 1913. — № 6. — С. 273-274Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. — Феодосия: Издат. дом «Коктебель», 2005. — 400 с.Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. — Феодосия: Издательство «Коктебель», 2005. — 400 с.Дунаевская И.К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина // Рига: Знание, 1988. — 168 с.Елясина Е. А. «Монтажность» композиции рассказа А. Грина «Крысолов» // Известия Самарского научного центра РАН, 2012. — №2-3. — С.715-721Зелинский К. А. Грин // Грин А. Фантастические новеллы. — М., 1934. — С. 5-36Зелинский К. Грин А. // В изменяющемся мире. — М.: Советский писатель, 1969. — С.163-168Калицкая В. П. Моя жизнь с Александром Грином. Воспоминания.Письма. — Коктебель: Издат. дом «Коктебель», 2010. — 256 с.Кобзев Н. А., Загвоздкина Т. Е. Поэтика прозы Александра Грина: Монография. — Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2006. — 160 с. Кобзев Н.А. «Роман Александра Грина: проблематика, герой, стиль». — Кишинев,1983. — 140 с.Ковский В. Е. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками. — Коктебель, 2012. — 560 с.Ковский В.Е. «Настоящая внутренняя жизнь» (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Е. Реалисты и романтики. — М. — 1990. — С.239 — 329Ковский В.Е. Александр Грин: Преображение действительности. — Фрунзе: Мектеп, 1967. — 128 с.Ковский В.Е. Возвращение к А. Грину // Вопросы литературы. 1981. — №10. — С. 45 — 81Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина. — М.: Наука, 1969. — 296 с.Козлова Е.А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01. — Псков, 2004. — 204 с.Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. — Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. — 236 с.Кудрин В. Миры А. Грина // Наука и религия. — 1993. — №9. — С.46-47.Лелевич Г. А. Грин. На облачном берегу // Печать и революция. — 1925. — №7. -С. 270-271Литвинов Е. Некоторые особенности повествования в прозе А. Грина // Идейно-художественное многообразие советской литературы 1960-80-х годов. — МГУ. — 1991. — С.67-75.Литвинов Е. Проза А. Грина. — Познань,1977. — 176 с.Литературное наследство. Т. 93. Из истории советской литературы 1920-1930-х годов. — М.: Наука, 1983. — 759 с. Логвин Г. Идеализация в поэтике А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 1987. — № 3. — С.70-72.Лопуха А.О. Поэтическое в художественном мире А. С. Грина // Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные и теоретические исследования. — Петрозаводск. — 1989. — С.142-149.Лопуха А.О. Эстетический идеал и специфика его выражения в творчестве А. С. Грина. — М. — 1987. — 21с.Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с.Михайлова Л.А. Грин А. С. Жизнь, личность, творчество. — М.,1980.— 216 с.Николаев Н. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 139 с.Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. — М.: Советский писатель, 1965.Парамонова Т. А. Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство. — Самара, 2009. — 267 с.Парамонова Т. А. Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А. С. Грина (на примере функционирования локусов «Лисс» и «Зурбаган») // Известия Самарского научного центра РАН, 2008. — №6-1. — С.279-287Паустовский К. Александр Грин // Год XXII. Альманах пятнадцатый. — М., 1939. — С. 410-430Плютова М. И. Живые картины в рассказах А. С. Грина «Фанданго» и «Искатель приключений» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. — №3. — С.260-264Потапова И.В. Философская направленность романов А. Грина // Советская литература в прошлом и настоящем. — МГУ, 1990. — С.73-84.Прохоров Е.И. А. Грин. — М., 1970. — 119 с.Ревич В. А. Нереальная реальность // Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. — М.: ИВ РАН, 1998. — 354 с.Роскин А. Судьба писателя-фабулиста // Художественная литература, 1935. — №4. — С. 4-8Россельс В.М. А. Грин: Из неизданного и забытого // Литературное наследство. — 1965. — Т.74. — С.629 — 649Саидова М.В. Метафоричность романтических новелл А. Грина: Ритмика и мелодика романтической новеллы А. С. Грина // Сб. науч. работ аспирантов фак-та русского языка и литературы Тадж. ун-та. — 1972. Вып. З. — С. 52-86Саидова М.В. Поэтика А. С. Грина. Дис. на соиск. степ.канд. филол. наук. — Душанбе, 1974. — 245с.Сандлер В. Воспоминания об А. Грине. — Л.: Лениздат, 1988. — 630 с.Слонимский М. Книга воспоминаний. — М.; Л.: Сов.писатель, 1966. — 248 с. Тарасенко Н.Ф. Последний лучник. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. — 175 с. Фомин А.А. Ассоциативные связи литературного онима и аксиология художественного образа, 2001. — 228 с. Хайлов А.И. В стране А. Грина // Дон. 1963. — № 12. — С.171-174Харчев В.В. Поэзия и проза Александра Грина. — Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. -256 с.Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М.: Наука, 1970. — 392 с.Хрулев В.И. Романтизм А. Грина (эволюция и сущность). — Уфа, 1994. — 258 с.Хрулев В.И. Условный и реальный мир в творчестве А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 1976.— №6. — С. 3-13Хрулев В.И. Философско-эстетические и художественные принципы романтизма А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. –1971. — №1. — С.3-13Шарифова С. Ш. Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение // Известия Самарского научного центра РАН, 2011. — №2-5. — С.1236 — 1245Шевцова Г.И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект). Автореф. дис. на соиск. степ, канд. филол. наук. — Елец, 2003. — 21 с.Щеглов М.А. Корабли Александра Грина // Щеглов М.А. Литературно-критические статьи. — М., 1965. — 234 с.Щеглов М.А. Любите людей: Статьи. Дневники. Письма. — М.: Советский писатель, 1987. — 512 с.Яблоков Е.А. А.С. Грин в жизни и творчестве. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 112 с.Яблоков Е.А. Хор солистов: Проблемы и герои русской литературы первой половины XX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. — 774 с.Авторефераты диссертацийХрулев В.И. Романтизм А. Грина в его развитии. Автореф. дис. на соиск. степ.канд. филол. наук. — М.,1970. — 21 с.Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя: Автореф. дис. на соиск. степ.канд. филол. наук. — Вологда, 2004. — 21 с.Собрание сочинений: [В 6 т.] / А. С. Грин; [Сост. В. И. Бугров; Худож.К. Ю. Комардин].— Екатеринбург: КРОК-центр, 1993


Источники

1. Грин А. Джесси и Моргиана. — М.: Росмэн, 2001. — 252 с.
2. РГАЛИ, фонд А. С. Грина. — №127. Оп. 1, ед. хр. 189. — С. 19
3. Собрание сочинений: В 5 т. / А. С. Грин. — М.: Художеств. лит., 1991
4. Т. 5: Бегущая по волнам; Джесси и Моргиана; Дорога никуда: Романы / [Сост. с науч. подгот. текста В. Россельса; Примеч. А. Ревякиной, Ю. Первовой]. — М.: Художеств. лит., 1997. — 604 с.

Словарно-справочная литература

5. Аверинцев С. С. Символ // Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 730 с.
6. Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика: Учебник; Практикум / Л. Г. Бабенко, Ю. В. Казарин. — 6-е изд. — М, 2009. — 496 с.

Научная литература

7. Алиев Э. О некоторых малоизвестных произведениях А. Грина // Лит. Азербайджан. — 1970. — №7. — С. 148-151
8. Алиев Э. От реализма к романтизму // Учен. зап. Азерб. пед ин-т языков. Сер. язык и литература. — 1973. — № I. — С. 77-84
9. Амлинский Вл. В тени парусов. Перечитывая Александра Грина // А. С. Грин. Новеллы. — М.: Московский рабочий, 1984. — С. 5 — 22
10. Анибал Б. А. Грин. Фантастические новеллы // Новый мир. — 1935. — №4. — С. 267-269
11. Антонов С. Александр Грин // Антонов С. От первого лица. — М.: Сов. писатель, 1973. — С. 90-130
12. Арнольди Э. Беллетрист Грин // Звезда. — 1963. — №12. — С. 176-182
13. Арский А. С. Грин. Рассказы // Наш журнал. — 1910. — №3. — С. 14-15
14. Ахундов М. Д. Концепция пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. — М.: Наука 1982. — 178 с.
15. Булычева В. П. Творчество А. Грина в контексте приключенческой прозы // Приволжский научный вестник, 2014. — №6 (34). — С.101-105
16. Варламов А. Александр Грин. Биография. — М.: ЭКСМО, 2010. — 544 с.
17. Варламов А.Н. Александр Грин. М.: Молодая гвардия, 2008. — 123 с. (Жизнь замечательных людей)
18. Варламова В.А. Путешествие в страну Гринландию. Музеи Грина. Феодосия. Старый Крым. — Симферополь: СОНАТ, 2005. — 112 с.
19. Васюченко И. В. Одинокий игрок // Ковчег. — Ростов-на-Дону, 2007. — № XIII(2). — С. 148 — 209.
20. Вдовин А. Миры А. Грина // Урал. — 2000. — № 8. — С.172-177 
21. Вихров В. Александр Грин // А. Грин. Избранное: в 2 т. — Симферополь: Крымиздат, 1962. — Т. 1. — С. 5 — 32
22. Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А. С. Собр. соч.: В 6 т. — М. — 1980.Т. 1. — C. 3 — 34
23. Горнфельд А. А. Грин. Искатель приключений // Русское богатство. -1917. — №6-7. — С. 279-282
24. Горнфельд А. А. С. Грин. Рассказы // Русское богатство. — 1910. — №3. — С. 145-147
25. Грачев В. И. Творчество и личность писателя неоромантика Александра Грина в контексте современной культурологии // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. — №2. — С.331-343
26. Грин Н. А. Пролив бурь // Современный мир. — 1913. — № 6. — С. 273-274
27. Грин Н. Н. Воспоминания об Александре Грине. — Феодосия: Издат. дом «Коктебель», 2005. — 400 с.
28. Грин Н.Н. Воспоминания об Александре Грине. — Феодосия: Издательство «Коктебель», 2005. — 400 с.
29. Дунаевская И.К. Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве А. Грина // Рига: Знание, 1988. — 168 с.
30. Елясина Е. А. «Монтажность» композиции рассказа А. Грина «Крысолов» // Известия Самарского научного центра РАН, 2012. — №2-3. — С.715-721
31. Зелинский К. А. Грин // Грин А. Фантастические новеллы. — М., 1934. — С. 5-36
32. Зелинский К. Грин А. // В изменяющемся мире. — М.: Советский писатель, 1969. — С.163-168
33. Калицкая В. П. Моя жизнь с Александром Грином. Воспоминания. Письма. — Коктебель: Издат. дом «Коктебель», 2010. — 256 с.
34. Кобзев Н. А., Загвоздкина Т. Е. Поэтика прозы Александра Грина: Монография. — Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2006. — 160 с. 
35. Кобзев Н.А. «Роман Александра Грина: проблематика, герой, стиль». — Кишинев,1983. — 140 с.
36. Ковский В. Е. Жизнь Александра Грина, рассказанная им самим и его современниками. — Коктебель, 2012. — 560 с.
37. Ковский В.Е. «Настоящая внутренняя жизнь» (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Е. Реалисты и романтики. — М. — 1990. — С.239 — 329
38. Ковский В.Е. Александр Грин: Преображение действительности. — Фрунзе: Мектеп, 1967. — 128 с.
39. Ковский В.Е. Возвращение к А. Грину // Вопросы литературы. 1981. — №10. — С. 45 — 81
40. Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина. — М.: Наука, 1969. — 296 с.
41. Козлова Е.А. Принципы художественного обобщения в прозе А. Грина: развитие символической образности: диссертация кандидата филологических наук: 10.01.01. — Псков, 2004. — 204 с.
42. Корман Б. О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов // Корман Б. О. Избранные труды по истории и теории литературы. — Ижевск: Изд-во Удмуртского университета, 1992. — 236 с.
43. Кудрин В. Миры А. Грина // Наука и религия. — 1993. — №9. — С.46-47.
44. Лелевич Г. А. Грин. На облачном берегу // Печать и революция. — 1925. — №7. -С. 270-271
45. Литвинов Е. Некоторые особенности повествования в прозе А. Грина // Идейно-художественное многообразие советской литературы 1960-80-х годов. — МГУ. — 1991. — С.67-75.
46. Литвинов Е. Проза А. Грина. — Познань,1977. — 176 с.
47. Литературное наследство. Т. 93. Из истории советской литературы 1920-1930-х годов. — М.: Наука, 1983. — 759 с. 
48. Логвин Г. Идеализация в поэтике А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 1987. — № 3. — С.70-72.
49. Лопуха А.О. Поэтическое в художественном мире А. С. Грина // Жанр и композиция литературного произведения. Историко-литературные и теоретические исследования. — Петрозаводск. — 1989. — С.142-149.
50. Лопуха А.О. Эстетический идеал и специфика его выражения в творчестве А. С. Грина. — М. — 1987. — 21с.
51. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с.
52. Михайлова Л.А. Грин А. С. Жизнь, личность, творчество. — М.,1980.— 216 с.
53. Николаев Н. Роман Александра Грина: Проблематика, герой, стиль. — Кишинев: Штиинца, 1983. — 139 с.
54. Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. — М.: Советский писатель, 1965.
55. Парамонова Т. А. Проза А.С. Грина как сверхтекстовое единство. — Самара, 2009. — 267 с.
56. Парамонова Т. А. Система индивидуально-авторских локусов как механизм создания сверхтекстового единства прозы А. С. Грина (на примере функционирования локусов «Лисс» и «Зурбаган») // Известия Самарского научного центра РАН, 2008. — №6-1. — С.279-287
57. Паустовский К. Александр Грин // Год XXII. Альманах пятнадцатый. — М., 1939. — С. 410-430
58. Плютова М. И. Живые картины в рассказах А. С. Грина «Фанданго» и «Искатель приключений» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, 2012. — №3. — С.260-264
59. Потапова И.В. Философская направленность романов А. Грина // Советская литература в прошлом и настоящем. — МГУ, 1990. — С.73-84.
60. Прохоров Е.И. А. Грин. — М., 1970. — 119 с.
61. Ревич В. А. Нереальная реальность // Перекресток утопий. Судьбы фантастики на фоне судеб страны. — М.: ИВ РАН, 1998. — 354 с.
62. Роскин А. Судьба писателя-фабулиста // Художественная литература, 1935. — №4. — С. 4-8
63. Россельс В.М. А. Грин: Из неизданного и забытого // Литературное наследство. — 1965. — Т.74. — С.629 — 649
64. Саидова М.В. Метафоричность романтических новелл А. Грина: Ритмика и мелодика романтической новеллы А. С. Грина // Сб. науч. работ аспирантов фак-та русского языка и литературы Тадж. ун-та. — 1972. Вып. З. — С. 52-86
65. Саидова М.В. Поэтика А. С. Грина. Дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. — Душанбе, 1974. — 245с.
66. Сандлер В. Воспоминания об А. Грине. — Л.: Лениздат, 1988. — 630 с.
67. Слонимский М. Книга воспоминаний. — М.; Л.: Сов. писатель, 1966. — 248 с.
68. Тарасенко Н.Ф. Последний лучник. — Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. — 175 с.
69. Фомин А.А. Ассоциативные связи литературного онима и аксиология художественного образа, 2001. — 228 с. 
70. Хайлов А.И. В стране А. Грина // Дон. 1963. — № 12. — С.171-174
71. Харчев В.В. Поэзия и проза Александра Грина. — Горький, Волго-Вятское кн. изд-во, 1975. -256 с.
72. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. — М.: Наука, 1970. — 392 с.
73. Хрулев В.И. Романтизм А. Грина (эволюция и сущность). — Уфа, 1994. — 258 с.
74. Хрулев В.И. Условный и реальный мир в творчестве А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. — 1976.— №6. — С. 3-13
75. Хрулев В.И. Философско-эстетические и художественные принципы романтизма А. Грина // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. –1971. — №1. — С.3-13
76. Шарифова С. Ш. Современные тенденции развития романа и их влияние на жанровое смешение // Известия Самарского научного центра РАН, 2011. — №2-5. — С.1236 — 1245
77. Шевцова Г.И. Художественное воплощение идеи движения в творчестве А. С. Грина (мотивный аспект). Автореф. дис. на соиск. степ, канд. филол. наук. — Елец, 2003. — 21 с.
78. Щеглов М.А. Корабли Александра Грина // Щеглов М.А. Литературно-критические статьи. — М., 1965. — 234 с.
79. Щеглов М.А. Любите людей: Статьи. Дневники. Письма. — М.: Советский писатель, 1987. — 512 с.
80. Яблоков Е.А. А.С. Грин в жизни и творчестве. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 112 с.
81. Яблоков Е.А. Хор солистов: Проблемы и герои русской литературы первой половины XX века. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. — 774 с.

Авторефераты диссертаций

82. Хрулев В.И. Романтизм А. Грина в его развитии. Автореф. дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. — М.,1970. — 21 с.
83. Проза А. Грина: музыка в художественном сознании писателя: Автореф. дис. на соиск. степ. канд. филол. наук. — Вологда, 2004. — 21 с.
84. Собрание сочинений: [В 6 т.] / А. С. Грин; [Сост. В. И. Бугров; Худож. К. Ю. Комардин]. — Екатеринбург: КРОК-центр, 1993

Вопрос-ответ:

Какие жанровые особенности присутствуют в романе "Джесси и Моргиана" А. Грина?

Роман "Джесси и Моргиана" А. Грина относится к жанру психологической прозы. В произведении акцент делается на внутренний мир героев, их мысли, переживания и психологические конфликты. Также в романе присутствуют элементы романтического жанра, в котором особое внимание уделяется любовной истории главных героев.

Какое художественное пространство и время представлены в романе "Джесси и Моргиана"?

Художественное пространство романа "Джесси и Моргиана" А. Грина охватывает различные географические места, включая сельскую местность и городские пейзажи. Время действия романа также разнообразно, охватывая период от детства главных героев до зрелого возраста.

Какова система персонажей в романе "Джесси и Моргиана"?

В романе "Джесси и Моргиана" А. Грина присутствует богатая система персонажей. Главными героями являются Джесси и Моргиана, чья любовная история является основным сюжетным поворотом. Кроме того, в романе встречаются различные второстепенные персонажи, которые дополняют общую картину произведения.

Каковы основные приемы построения композиции в романе "Джесси и Моргиана"?

Основными приемами построения композиции в романе "Джесси и Моргиана" А. Грина являются монтаж и флэшбэки. Автор использует эти приемы для создания динамики и разнообразия в сюжете. Монтажные приемы позволяют переключаться между разными событиями и временными периодами, а флэшбэки позволяют раскрывать прошлое героев и объяснять их текущие действия и отношения.

Как соотносится сюжет и композиция в романе "Джесси и Моргиана"?

В романе "Джесси и Моргиана" А. Грина сюжет и композиция тесно взаимосвязаны. Сюжет развивается в соответствии с логикой композиции, а композиция подчиняется сюжетным поворотам и развитию персонажей. Это создает ощущение цельности и гармонии в произведении, делая его художественно завершенным.

Какие жанровые особенности есть в романе "Джесси и Моргиана" А. Грина?

Роман "Джесси и Моргиана" А. Грина имеет элементы психологического развития персонажей, романтической любовной истории и философских рассуждений. Важными особенностями являются интериоризация, монологическое повествование и внутренний мир героев.

Какие особенности художественного пространства и времени присутствуют в романе "Джесси и Моргиана" А. Грина?

В романе "Джесси и Моргиана" пространство и время тесно связаны с внутренними состояниями героев. Автор использует символическое пространство, которое отражает эмоциональное и психологическое состояние персонажей. Время в романе также подчинено внутренним событиям и душевным переживаниям героев, а не хронологическому порядку событий.

Какие приемы построения и композиции использует А. Грин в романе "Джесси и Моргиана"?

А. Грин использует различные приемы построения, такие как использование монтажа, флэшбэков, параллельного рассказа и повторов. Композиция романа организована таким образом, чтобы подчеркнуть внутренний мир героев и их эмоциональные переживания. Соотношение сюжета и композиции в романе также служит главной цели - изображению психологической борьбы и развития героев.