Классицизм в скульптуре 19 века в России
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 24.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Пути развития и идейное содержание классицизма в XIX в. 5
1.1. Идейные истоки классицизма в русской скульптуре XIX в. 5
1.2. Классицистические принципы в русской скульптуре XIX в. 9
Глава 2. Русская скульптура в XIX в.: мастера и произведения 14
2.1. Классицистическая скульптура в первой половине XIX в. 14
2.2. Классицистическая скульптура во второй половине XIX в. 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23
Творческой деятельности Ф. И. Шубина посвящена монография Н. А. Яковлевой «Ф. И. Шубин», в которой исследуется скульптурные портреты и монументально-декоративные скульптурные комплексы, созданные мастером.В 1761 г. Ф. Шубин был зачислен в Академию художеств. Его первым наставником стал Н.-Ф. Жилле. В 1765 г. Шубин получил Большую серебряную медаль за рисунок с натуры. 10 июля 1766 г. за барельеф по древнерусской истории «Об убиении в Киеве Олегом Аскольда и Дира» Шубин был отмечен Большой золотой медалью, дающей право на пенсионерскую поездку за границу во Францию и Италию. В Париже Шубин занимался у известного скульптора Ж.-Б. Пигаля.Летом 1770 г. в Италии Шубин исполняет портрет И. И. Шувалова, основателя и первого директора Академии художеств в Петербурге. Шувалов, довольный работой скульптора, заказал Шубину мраморные портреты Ф. Голицына, Алексея и Фёдора Орловых исамой императрицы. Н. А. Демидов заказал скульптору собственный портрет и портрет своей супруги, которые Шубин выполнил в форме парных бюстов из каррарского мрамора. В 1773 г. скульптор начал работу над портретом вице-канцлера А. М. Голицына. В70-егг. им были созданы мраморные бюсты жены сенатора М. Р. Паниной, промышленника И. С. Барышникова, братьев Чернышёвых, пятерых братьев Орловых, екатерининского полководца П. А. Румянцева-Задунайского.К 1774 г. относится мраморный бюст генерал-фельдмаршала З. Г. Чернышёва. В середине 70-х гг. Шубин выполняет пятьдесят восемь мраморных рельефных бюстов для Чесменского дворца(Александр Невский, Дмитрий Донской, Мстислав Удалой, Иван Грозный). В 1789-1790 гг.скульптор работал над статуей «Екатерина II – законодательница». В 1790е гг. Шубин создает портреты Ломоносова и Шварца, Потёмкина, Безбородко и Павла I, Репнина и Чичагова. Для Мраморного дворца онвыполнил несколько рельефов на античные темы и по рисункам Ринальди создал в мраморе статуи «Ночь» и «Весеннее равноденствие».В 1800 г.скульптор создаёт образ Павла I. Для большого каскада в Петергофе в 1802 г. Шубин создал бронзовую статую Пандоры.Одной из последних работ мастера стал портретный бюст Александра I, завершенный в 1801 г.Творчество Ф. И. Шубина испытало влияние сразу нескольких традиий. Это, во-первых, традиции русского народного искусства резьбы и традиции европейской пластики в лице Н.-Ф. Жилле в академические годы Шубина. В более позднем творчестве Ф. И. Шубин следовал традициям французской пластики третьей четверти XVIII века.В античном ваянии Шубин предпочитал эпоху императора Августа, когда римское искусство находилось под влиянием греческой классики. Недолгое пребывание Шубина в Лондоне позволило некоторым исследователям утверждать, что он посещал мастерскую известного английского скульптора Ж. Ноллекенса и в некоторой степени испытал его влияние.§ 10. Ф. П. ТолстойФ. П. Толстой родился в 1783 г. в семье начальника Кригс-комиссариата в Петербурге. Ф. П. Толстой был зачислен сержантом в Преображенский полк, поступил в Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Однако в 1804 г. он подал в отставку, окончив воинскую карьеру. В 1818 г. Ф. П. Толстой вступил в тайное общество – Союз Благоденствия, где был председателем Коренного Совета.Умер Ф. П. Толстой в 1873 г.Разносторонней творческой деятельности Ф. П. Толстого посвящено издание Государственного Русского музея «Федор Толстой», в котором исследовано скульптурное, графическое, живописное, медальерное и гравировальноеискусства мастера.Ещё учась в Морском корпусе, Толстой начал посещать Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя. В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у И. П. Прокофьева.В 1804 г. он подал в отставку и начал карьеру художника.Первые работы художника – барельефы на античные темы. В 1806 г. он создал рисунки «Доверие Александра Македонского врачу Филиппу», «Суд Париса», «Борьба Геракла» и др. За восковой барельеф «Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон» (1809 г.) Ф. П. Толстой был принят впочетные члены Академии художеств. К раннимгорельефам из розового воска относятся «Мальчик под покрывалом», «Купающиеся дети» (оба 1808-1809 гг.), «Душенька» (1808-1809 гг.). Мастер создает восковые портретыА. Ф. Дудиной, П. А. Толстого, К. А. Леберехта. В 1809 г.Толстой делает первую медаль «В память просветительной деятельности Чацкого», в 1813-1817 гг.–ряд медалей, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Самой известной его работой стала серия медальонов на темы Отечественной войны 1812 г.. Ф. П. Толстого вдохновляли античные образцы искусства, которые он полагал образцом той гармонии, которую стремился воплотить в своих работах.§ 11. И. И. ТеребеневИ. И. Теребенев родился в 1780 г. Обучался в Академии художеств. До 1805 г. жил в Петербурге, выполняя частные заказы. Затем И. И. Теребенев принял должность преподавателя гимназии в Твери. В 1870 г. И. И. Теребенев покинул гимназию, выйдя в отставку, и снова вернулся в Петербург. И. И. Теребенев умер в 1815 г. Творческой деятельности И. И. Теребенева посвящена монография А. Л. Каганович «И. И. Теребенев. 1780-1815», в которой дан широкий обзор творческого пути мастера.И. И. Теребенев обучался в Петербургской академии художеств, первоначально в классе живописи, однако затем перешел в класс скульптуры под руководство М. И. Козловского. Академию художеств он окончил в 1800 г. со званием художника и малой золотой медалью и был оставлен при академии пенсионером, однако, вскоре оставил академию. Ещё в годы пребывания в Академии он участвовал в работе по созданию рельефов для пьедестала памятника Петру I Б. К. Растрелли (1800 г.). Теребеневу принадлежит рельеф «Полтавская баталия». В 1807 г. Теребенев выполняет рельефы на античные сюжеты для дома Ильина на набережной Фонтанки, и для Аничкова дворца. Ключевыми работами мастера стали барельефы на здании Адмиралтейства, барельефы и статуи Нарвскихворот, и несколько статуй, созданных для залы в здании Биржи. На здании Адмиралтейства Теребеневым выполнена полоса барельефа «Заведение флота в России».Над аркой главного входа гении Победы со знаменами в руках также созданы Теребеневым. Фронтоны четырех портиков оформлены барельефами«Фемида, награждающая за воинские и морские подвиги»,«Венчание трудов художника», «Слава, венчающая науки» и «Слава, венчающая подвиги»,выполненными Теребеневым. Также Теребеневу принадлежит скульптура двух павильонов, выходящих на набережную Невы– фигуры со скрещенными знаменами над проездами.В барельефах И. И. Теребенева прослеживается влияние античных традиций.§ 12. Ф. Ф. КаменскийФ. Ф. Каменский Каменский родился в 1838 г. в семье генерал-майора, администратора Санкт-Петербургского лесного института. Будущий скульптор получил образование в Академии художеств. В 1873 г. он переселился на постоянное жительство в США, продолжая заниматься искусством. Скончался Ф. Ф. Каменский в 1913 г. в г. Клируотер (Clearwater) во Флориде.Сведения о творческом пути скульптора Ф. Ф. Каменского, рано эмигрировавшего в США, приведены в коллективном труде В. В. Ермонской, Г. Д. Нетунахиной и Т. Ф. Поповой «Русская мемориальная скульптура».В 1852-1860 гг.Ф. Ф. Каменский обучался в Академии художеств под руководством И.П. Витали и Н.С. Пименова. За композицию «Цинциннат принимает римских послов» в 1859 г.он был отмечен малой золотой медалью. За рельеф «Возвращение Регула из Рима в Карфаген» в 1860 г. Каменский был награжден большой золотой медалью и званием классного художника 1-й степени. В период с 1863 г. по 1869 г. он находился в Италии, в качестве пенсионера Академии художеств. В 1866 г. он создал мраморную скульптуру «Молодой скульптор». В 1867 г. была завершена статуя «Вдова». В 1872 г. была выполнена мраморная статуя «Первый шаг». В 1873 г. Ф. Ф. Каменский уехал в Америку, где занимался оформлением федерального здания в Канзасе, проектом «римские фонтаны» в Нью-Йорке, а также создал скульптуру Купидон для г. Тампа во Флориде.Список использованной литературыЕрмонская В. В., Нетунахина Г. Д., Попова Т. Ф. Русская мемориальная скульптура / В.В. Ермонская, Г.Д. Нетунахина, Т.Ф. Попова. – Москва : Искусство, 1978 – 312 с.Каганович А. Л. И. И. Теребенев. 1780–1815 / А.Л. Каганович – Москва : Искусство, 1956. – 148 с.Карпова Е. В. Иван Мартос известный и неизвестный… Портрет в творчестве скульптора / Е.В. Карпова – Санкт–Петербург : Государственный Русский музей, Palace Editions, 2005. – 48 с.Кривдина О. А. Марк Матвеевич Антокольский. «От России – для России» / О.А. Кривдина – Санкт–Петербург : Сударыня, 2008. – 560 с.Петинов Е. Ф. Федос Щедрин / Е.Ф. Петинов – Москва : Художник РСФСР, 1977. – 56 с.Петров В. Н. Михаил Иванович Козловский / В.Н. Петров – Москва : Изобразительное искусство, 1977. – 232 с.Рогачевский В. М. Федор Гордеевич Гордеев. 1744–1810 / В.М. Рогачевский – Москва : Искусство, 1960. – 114 с.Ромм А. Г. И. П. Прокофьев / А.Г. Ромм – Москва : Искусство, 1948. – 32 с.Федор Толстой. Русский альманах. – Санкт–Петербург : Palace Editions, Государственный Русский музей, 2008. – 156 с.Шмидт И. М. В. Демут–Малиновский / И.М. Шмидт – Москва : Искусство, 1960. – 210 с.Шмидт И. М. Русская скульптура второй половины XIX – начала XX века / И.М. Шмидт – Москва : Искусство, 1989. – 302 с. Яковлева Н. А. Ф. И. Шубин / Н.А. Яковлева – Москва : Художник РСФСР, 1984. – 96 с.
1. Антокольский М. М. Его жизнь, творения, письма и статьи / под ред. В.В. Стасова. – Санкт-Петербург, Москва : Издание М. О. Вольф, 1905. – 1046 с.
2. Власов В. Г. Стили в искусстве. Словарь: в 2-х т., т. 1 / В.Г. Власов – Санкт-Петербруг: Кольна, 1995. – 672 с.
3. Гуцевич А. Е. Русская усадьба в эпоху расцвета классицизма (конец XVIII–начало XIX вв.) / А.Е. Гуцевич // Вестник славянских культур. – 2008. – № 3–4. – С. 188-195.
4. Догонина Е. Медальоны Ф. П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. [Электронный ресурс] // электронный журнал «Маяк»: Пушкино, 2017. Режим доступа: http://inpushkino.ru/klub-kraevedov/medalony-f-p-tolstogo-posvyashchyonnye-otechestvennoy-voyne-1812-goda]
5. Домогацкая С. П. Судьба русской скульптуры во второй половине XIX- начале ХХ вв. / С.П. Домогацкая // Искусствознание. – 2014. - № 3-4. – С. 217-234.
6. Ильина Т. История искусств / Т. Ильина – Москва : Высшая школа, 2000. – 407 с.
7. Калугина О. В. Основные проблемы эволюции русской скульптуры конца XIX-начала ХХ века в контексте взаимоотношений московской и петербургской школ: дис. д-ра искусствоведения / О.В. Калугина. – Москва : 2012. – 351 с.
8. Морозова С. С. Образ античности в русской скульптуре конца XVIII-первой трети XIX века: автореферат дис. канд. искусствоведения / С.С. Морозова – Москва : ООО «МАКС пресс», 2005. – 24 с.
9. Прохоров С. А. Проблема синтеза искусств в архитектуре / С.А. Прохоров // Мир науки, культуры, образования. – 2012. - № 5. – С. 224-228.
10. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век / Н.И. Яковкина – Санкт-Петербург : Лань, 2002. – 576 с.
Вопрос-ответ:
Какие источники вдохновили русских скульпторов на создание классицистических произведений?
Идейные истоки классицизма в русской скульптуре XIX века можно найти в античности и ренессансе. Русские скульпторы были вдохновлены классическими образцами и идеалами красоты, которые они пытались воплотить в своих произведениях.
Какие принципы классицизма применялись в русской скульптуре XIX века?
В русской скульптуре XIX века применялись такие классицистические принципы, как симметрия, гармония пропорций, ясность композиции и выразительность изображаемых образов. Скульпторы стремились к совершенству формы и реалистичной передаче деталей.
Какие мастера и произведения классицистической скульптуры были известны в XIX веке?
В XIX веке наиболее известными мастерами классицистической скульптуры были Федор Федорович Шубин, Иван Мартос, Николай Пимоненко и другие. Их произведения включали в себя портреты выдающихся личностей, мифологические сюжеты и исторические композиции.
Какое идеальное стремление мы можем увидеть в работах Ф. Ф. Шубина?
В работах Федора Федоровича Шубина мы видим идеальное стремление к гармонии, красоте и совершенству. Он отличался проникновенностью и глубиной передачи чувств и эмоций в своих портретах и групповых композициях. Его произведения отличаются изящностью, пластичностью и выразительностью форм.
Как развивалась русская скульптура во второй половине XIX века?
Во второй половине XIX века русская классицистическая скульптура подверглась некоторым изменениям под влиянием новых течений и направлений, таких как реализм и символизм. Вместе с сохранением классицистических принципов, скульпторы начали более свободно интерпретировать форму и экспериментировать с композицией.
Какие источники вдохновения лежат в основе классицизма в русской скульптуре XIX века?
Идейные истоки классицизма в русской скульптуре XIX века можно найти в античности и ренессансе. Многие скульпторы рассматривали античные произведения и их идеалы как непреходящий образец красоты и гармонии. Они также вдохновлялись идеями классицизма, пропагандирующими универсальные идеалы, симметрию, ясность форм и сдержанность эмоций.
Какие принципы классицизма применялись в русской скульптуре XIX века?
Классицистические принципы в русской скульптуре XIX века включали стремление к гармонии, симметрии и ясности форм, использование идеалов античности и ренессанса, соблюдение пропорций и правильного взаимодействия частей композиции, ориентацию на эмоциональную сдержанность и универсальность образов.
Какие художники и произведения классицистической скульптуры можно найти в первой половине XIX века?
В первой половине XIX века классицистическую скульптуру представляли такие мастера, как Фидель Шубин, Иван Мартос, Иван Мартынов и другие. Их произведения воплощали идеалы классицизма, отличались строгостью форм и гармонией композиции.
Какая скульптура была популярна во второй половине XIX века в России?
Во второй половине XIX века в России популярностью пользовались классицистические скульптуры, созданные мастерами, такими как Марк Антокольский, Илья Логинов, Михаил Микешин, Александр Опекушин и другие. Их произведения характеризовались драматическими сюжетами, выразительностью и эмоциональностью.