Особенности постнеклассической науки
Заказать уникальный доклад- 13 13 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 12.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Развитие научного познания 3
2. Характеристики постнеклассической науки 7
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 14
Позволим себе сразу же отвернуть подобный сценарий событий как неприемлемый. Во-вторых, гуманитарная наука с позиции собственной методологии и познавательной ниши может попытаться опровергнуть постмодернистскую гносеологическую ориентацию. Данный путь возможен, но спорен. С одной стороны многие явления в общественной жизни все еще поддаются фиксации традиционными классическими методами, позитивизм достаточно уверенно зарекомендовал себя как методологическую парадигму, а социальная система отвечает многим параметрам классических теорий. Наконец, не смотря на то, что постмодернизм является лидером интеллектуальной жизни и современной науки, он не стал таковым в жизни социальной. Многие исследователи считают, что современная жизнь далеко не соответствует стандартам, заявленным мыслителями постмодерна, что постмодернизм – это только познавательная ориентация, но отнюдь не полноценная теория новой общественной системы. С другой стороны растущие тенденции виртуализации общественной жизни в первую очередь за счет развития компьютерных технологий и сетей, обособление человека, прогресс шоу-индустрии, все растущее желание людей «быть не собой» говорят о возможном скором приходе некого постмодернистского мессии, и человечество перейдет в эпоху постмодерна. Есть еще и третий путь. Он состоит в частичном отказе от классической парадигмы, с явной позитивистской ориентацией и формирование новой парадигмы, которая будет способна противостоять деструктивным веяниям постмодернизма. Постмодернизм несет в себе разрушительную тенденцию для классической науки, так как полностью ее отрицает. Но при этом в этом есть и положительный импульс обновления, который заставит гуманитарные науки отказаться от устаревших воззрений, закостеневших теорий, принявших характер догм, адаптироваться к новым веяниям в социальной жизни. Как представляется, именно третий путь является наиболее перспективным. Остается только ответить на вопрос, есть ли у науки методология, которая смога бы описывать действительность вне классических понятий, таких как материя, время, пространство, личность и т.д. Все это понятия уже подверглись жесточайшей критики со стороны постмодернизма, и во многом эта критика справедлива и аргументирована. Оценивая постмодерн как исторический этап в развитии человеческой мысли, нельзя не рассмотреть предпосылки в его развитии на предыдущих стадиях развития культуры.Не смотря на определенную степень уникальности, постмодерн отнюдь нельзя назвать каким-то исключительным явлением в рамках человеческой истории. Более того, как будет описано ниже, моменты критического отношения к господствующей культурной парадигме в форме ее отрицания возникают в истории чуть ли не циклично. За все время развития культуры и человеческой мысли, равно как и определенного способа такого развития, возникали периоды кризиса, которые подвергали резкой критике и сомнению господствующую модель познания. В некотором роде можно сказать, что постмодерн вполне закономерное явление, коему соответствует целый набор объективных предпосылок. Сам этот процесс довольно трудно описать в традиционных терминах в силу его многофакторности и культурной всеохватности. Однако мы постараемся выделить в его развитии ряд этапов, которые характеризовались сменой самой культурной парадигмы познания. При всей своей условности предлагаемая классификация вполне способна проиллюстрировать определенные закономерности в развитии постмодерна как современного этапа в развитии процесса познания.Вместе с тем, пожалуй, главной характеристикой современного этапа развития науки выступает его крайняя противоречивость. Это четкий признак того, что этап это только начинает свое формирование, и говорить о сложившейся новой парадигме научного знания представляется преждевременным.Также стоит помнить о том, что изменения, происходящие в науке под влиянием постмодерна, представляют собой, если можно так сказать, частный случай общего кризиса социально-гуманитарных наук. Как представляется, говорить о каких-либо изменениях в научной парадигме в отрыве от общих тенденций в социальном познании будет бесполезной тратой времени. Постмодерн затрагивает сами основы научного познания в комплексе, что также требует и комплексного решения проблем, которые постмодерн вызывает.Как бы то ни было, главный вывод, который нас заставляет сделать развитие постнеклассической науки, заключается в том, что классическая наука переживает существенный кризис, который, по сути, ставит под сомнения адекватность науки как формы познания. Чтобы наука осталась в ряду наук о человеке и обществе, необходим значительный пересмотр ее базовых концепций и положений.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАристотель. Политика. М.: Мысль, 1995. – 187 сКун Т. Структура научных революций. М., 2009. — 310 с.Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.— М.: Наука, 1967.Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с., с. 456Поппер К. Избранные работы из книги: Логика и рост научного знания. -- М.: Прогресс, 1983Светлов В.А. Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.1 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с.Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф. В.П. Римского. - Белгород: Белгородский госуниверситет, 2007Эйдельман М.С. Аксиоматика природы: истинные основания науки. - 14-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: журнал АП, 2007. - 56 с
1. Аристотель. Политика. М.: Мысль, 1995. – 187 с
2. Кун Т. Структура научных революций. М., 2009. — 310 с.
3. Лакатос И. Доказательства и опровержения. Как доказываются теоремы. Пер. И. Н. Веселовского.— М.: Наука, 1967.
4. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003. - 1280 с., с. 456
5. Поппер К. Избранные работы из книги: Логика и рост научного знания. -- М.: Прогресс, 1983
6. Светлов В.А. Философия и методология науки: учеб. пособие. Ч.1 / В.А. Светлов, И.А. Пфаненштиль. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2011. – 768 с.
7. Философия науки: актуальные историко-научные и методологические проблемы: монография / под ред. проф. В.П. Римского. - Белгород: Белгородский госуниверситет, 2007
8. Эйдельман М.С. Аксиоматика природы: истинные основания науки. - 14-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург: журнал АП, 2007. - 56 с
Вопрос-ответ:
Что такое постнеклассическая наука?
Постнеклассическая наука - это новая эпоха в развитии научного познания, которая отличается от классической науки своими особенностями и подходами.
Какие характеристики присущи постнеклассической науке?
Постнеклассическая наука характеризуется неопределенностью, нелинейностью, нестабильностью и контекстуальностью знания. Она также учитывает социокультурные и этические аспекты и признает субъективность истинности.
Какое отношение гуманитарная наука имеет к постнеклассической науке?
Гуманитарная наука может попытаться опровергнуть постмодернистскую гносеологическую ориентацию постнеклассической науки. Однако это спорный путь, так как некоторые явления в общественной жизни все еще поддаются фиксации и требуют классических методов исследования.
Какие особенности развития научного познания привели к возникновению постнеклассической науки?
Особенности развития научного познания, такие как неопределенность, сложность и взаимосвязанность явлений, привели к необходимости перехода от классической науки к постнеклассической науке. Это позволяет ученому лучше понять и объяснить сложные и динамичные системы.
Какие проблемы возникают при применении постнеклассических подходов в науке?
Проблемы при применении постнеклассических подходов в науке включают сложность анализа нелинейных систем, неопределенность результатов и необходимость учета контекстуальных факторов. Также возникают этические вопросы и проблемы субъективности истинности.
Что такое постнеклассическая наука?
Постнеклассическая наука - это новый этап развития научного познания, который отличается от классической науки своими характеристиками и методологией исследования.
Какие особенности есть у постнеклассической науки?
Постнеклассическая наука отличается от классической науки такими особенностями, как синтетический подход, междисциплинарность, неразрывность теории и практики, открытость для новых идей и изменений, участие субъекта исследования в процессе познания.
Какие проблемы возникают при развитии постнеклассической науки?
Развитие постнеклассической науки сопровождается рядом проблем, таких как сложность исследования глобальных проблем, неопределенность результатов, неточность математических моделей, особенности интерпретации данных, необходимость использования синтетических и многомерных методов.
Как постнеклассическая наука взаимодействует с гуманитарными науками?
Постнеклассическая наука и гуманитарные науки могут взаимодействовать и дополнять друг друга. Гуманитарная наука может попытаться опровергнуть постмодернистскую гносеологическую ориентацию, но такой путь спорен. Оба направления науки признают важность междисциплинарности и открытость для новых идей.
Как влияет постнеклассическая наука на развитие общественной жизни?
Постнеклассическая наука вносит важный вклад в развитие общественной жизни. Ее особенности, такие как синтетический подход и междисциплинарность, позволяют более полно учитывать сложность и взаимосвязанность явлений, что способствует более эффективному принятию решений и управлению обществом.
Какие особенности имеет постнеклассическая наука?
Постнеклассическая наука характеризуется мультидисциплинарностью, концептуальной гибкостью, принципом открытого исследования, учетом контекстуальных факторов, отсутствием жестких рамок и методов.
Как развивается научное познание в современности?
В современности научное познание развивается в направлении постнеклассической парадигмы, которая отличается от классической науки своей гибкостью, учетом множества факторов и взаимосвязей, а также применением новых методов и подходов.