Театр абсурда, манифесты и практика, идеи и формы.
Заказать уникальный реферат- 14 14 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Театр абсурда: история, эстетика и художественные принципы 5
2. Анализ пьесы «В ожидании Годо» С. Беккета 9
3. Анализ пьесы Э. Ионеско «Лысая певица» 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
» И получает ответ: «Её прическа не изменилась».Однако же Ионеско решил выбрать именно такое название. Следует полагать, что сделано это было сознательно и с умыслом. Можно предположить, что называя пьесу именем персонажа, которого в самой пьесе нет, драматург делает подсказку зрителю: в пьесе будет идти речь о том, чего не существует. Встает закономерный вопрос: чего нет в пьесе Э. Ионеско «Лысая певица»? Ответ – взаимопонимания. Герои пьесы не понимают друг друга, их диалоги нелогичны, они задают бессмысленные вопросы и получают не менее бессмысленные ответы. Складывается своего рода пародия на кантианскую философию. И. Кант в «Критике чистого разума пишет: «Умение ставить разумные вопросы есть уже важный и необходимый признак ума или проницательности. Если вопрос сам по себе бессмыслен и требует бесполезных ответов, то кроме стыда для вопрошающего он имеет иногда еще тот недостаток, что побуждает неосмотрительного слушателя к нелепым ответам и создает смешное зрелище». Впрочем, пародия эта своей сатирической стороной обращена не к великому немецкому философу, а к современному обществу.С этой позиции, нелепые с точки зрения логики диалоги персонажей несут в себе двойной смысл. Во-первых, они иллюстрируют степень распада коммуникативных связей в обществе. Во-вторых, метафорически демонстрируют, как сильно общество удалились от истины – ведь задавая неверные вопросы и получая неверные ответы, человек все глубже и глубже погружается в абсурд.Причина взаимонепонимания (как антипод взаимопониманию) персонажей коренится в замкнутой цепочке предпосылок, в которых трудно установить, какая из них первична по отношению к другой. С одной стороны, девальвация языка, о которой упоминалось в первом параграфе, привела к нарушению коммуникативных связей между людьми, с другой стороны не умение слушать друг друга усугубляет ситуацию. «Лысая певица» – это не только трагедия непонимающих друг друга людей, это и трагедия людей, не умеющих и не желающих друг друга слышать. Эта трагическая реальность становится ещё более беспощадной, поскольку Ионеско помещает её в уютную повседневную среду английского чаепития. Тем самым драматург подчеркивает, как глубоко укоренилась эта реальность в обществе, что люди умудряются сохранить видимость нормальной жизни.Типичное для театра абсурда расщепление формы с содержанием в «Лысой певице» приобретает характер противопоставления английской буржуазной обстановки (формы) с тотальным одиночеством человека (содержание), которое он создает собственными руками.ЗаключениеВ работе были проанализированы идеи и содержание абсурдного театра, а также рассмотрены пьесы основоположников данного направления, пьеса С. Беккета «В ожидании Годо» и пьеса Э. Ионеско «Лысая певица».Хотя театр абсурда относится к авангардным течениям в искусстве, корни его глубоко традиционны. Абсурдная драма зародилась в 50-е гг. ХХ в. в Европе, как ответ на укоренившиеся ещё в XIX в. рациональную картину мира и рациональный тип мышления.Свои идейные истоки театр абсурда берет из французского экзистенциализма, который развивал идею абсурдности человеческого бытия. Эстетически концепция абсурдного театра исходит из традиции балаганных театров и шутовства.Большое значение в театре абсурда имеет принцип парадокса, которым обозначается метод дифференциации формы и содержания, который может применяться на различных уровнях. Особенно наглядно принцип парадокса проявляется в языке абсурдной драмы. На первый взгляд бессмысленные диалоги становятся попыткой драматургов освободить язык от власти людей, которые, наводнив его множественностью и неоднозначностью смыслов, практически обесценили его значение.Также принципами построения драмы абсурда является отказ от предыстории, открытая концовка, круговая композиция и т.д.Основоположники драмы абсурда С. Беккет и Э. Ионеско воплотили два начала абсурдного театра. Беккет стал выразителем его апокалиптического, трагичного начала. Его пьеса «В ожидании Годо» пронизана эсхатологическими настроениями и содержит множество параллелей с библейскими образами. Э. Ионеско в своей пьесе «Лысая певица» иллюстрирует трагедию современного человечества – трагедию утраты взаимопонимания и, как следствие, абсолютного одиночества человека. Ионеско противопоставляет образ уютного буржуазного мира трагической бессмыслице диалогов героев. Список использованной литературыБеккет С. В ожидании Годо [электронный ресурс] // Электронная библиотека Librebook. – 2014-2017. Режим доступа: http://librebook.ru/en_attendant_godot/vol1/1Ионеско Э. Лысая певица [электронный ресурс] // Электронная библиотека Librebook. – 2014-2017. Режим доступа : http://librebook.ru/la_cantatrice_chauve/vol1/1Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост. С. Исаева. – Москва : ТПФ «Союзтеатр», 1992. – 288 с.Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – Москва :ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. – 416 с.Кант И. Критика чистого разума. – Москва :Эксмо-Пресс, 2015. – 116 с.Николаенко Т. Н. Пьеса С. Беккета «В ожидании Годо» в контексте поиска литературных соответствий/ Т.Н. Николаенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 3-II. – С. 51-56.Сорина Г. В. Пространство абсурда: особенности коммуникации/ Г.В. Сорина // Пространство и Время. – 2014. - № 2 (16). – С. 103-111.Тремаскина И. В. Театр абсурда: философские и эстетические корни. Основные художественные принципы/ И.В. Тремаскина // Вестник Мордовского университета. – 2008. - № 3. – С. 93-98.Шервашидзе В. В. Эстетика парадокса в театре абсурда/ В.В. Шервашидзе // Вестник университета дружбы народов. – 2013. - № 3. – С. 5-9.Эсслин М. Театр абсурда / под ред. Е.С. Алексеева. – Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2010. – 527 с.
1. Беккет С. В ожидании Годо [электронный ресурс] // Электронная библиотека Librebook. – 2014-2017. Режим доступа: http://librebook.ru/en_attendant_godot/vol1/1
2. Ионеско Э. Лысая певица [электронный ресурс] // Электронная библиотека Librebook. – 2014-2017. Режим доступа : http://librebook.ru/la_cantatrice_chauve/vol1/1
3. Как всегда – об авангарде: Антология французского театрального авангарда / сост. С. Исаева. – Москва : ТПФ «Союзтеатр», 1992. – 288 с.
4. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. – Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. – 416 с.
5. Кант И. Критика чистого разума. – Москва : Эксмо-Пресс, 2015. – 116 с.
6. Николаенко Т. Н. Пьеса С. Беккета «В ожидании Годо» в контексте поиска литературных соответствий / Т.Н. Николаенко // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2007. - № 3-II. – С. 51-56.
7. Сорина Г. В. Пространство абсурда: особенности коммуникации / Г.В. Сорина // Пространство и Время. – 2014. - № 2 (16). – С. 103-111.
8. Тремаскина И. В. Театр абсурда: философские и эстетические корни. Основные художественные принципы / И.В. Тремаскина // Вестник Мордовского университета. – 2008. - № 3. – С. 93-98.
9. Шервашидзе В. В. Эстетика парадокса в театре абсурда / В.В. Шервашидзе // Вестник университета дружбы народов. – 2013. - № 3. – С. 5-9.
10. Эсслин М. Театр абсурда / под ред. Е.С. Алексеева. – Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2010. – 527 с
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи и принципы лежат в основе театра абсурда?
Основные идеи и принципы театра абсурда включают отказ от логики и нелогичное развитие действия, эксплорацию бессмыслицы и абсурда, а также подчеркивание бессмысленности человеческого существования.
Какая история и развитие у театра абсурда?
Театр абсурда возник в 1950-х годах в Европе и имел своими предшественниками и вдохновителями дадаистов и сюрреалистов. Основными драматургами этого направления были Сэмюэл Беккет, Юджин Ионеско, Жан Жене и другие.
Какую роль играет пьеса "В ожидании Годо" в театре абсурда?
Пьеса "В ожидании Годо" является одной из самых известных и значимых пьес театра абсурда. Она иллюстрирует основные принципы этого направления, такие как бессмыслицу, отсутствие сюжета и непоследовательность действия.
Что можно сказать об анализе пьесы "Э. Ионеско. Лысая певица"?
Анализ пьесы "Лысая певица" Э. Ионеско позволяет увидеть характерные черты театра абсурда, такие как бессмыслицу диалогов, повторение банальностей, противопоставление обыденного и абсурдного. Пьеса ставит под вопрос конвенции театрального искусства и вызывает смешанные эмоции у зрителя.
Почему пьеса "Э. Ионеско. Лысая певица" имеет такое название?
Название пьесы "Лысая певица" было выбрано драматургом Э. Ионеско, и, хотя в самой пьесе нет персонажа с таким именем, оно может быть именно подсказкой. Появление такого названия можно рассматривать как ещё один элемент абсурда и десакрализации, которые присущи театру абсурда.
Что такое театр абсурда?
Театр абсурда - это течение в театральном искусстве, которое возникло во второй половине 20 века. Оно характеризуется необычными формами и содержанием пьес, а также использованием сюрреалистических и абсурдных приемов. Главная идея театра абсурда заключается в том, чтобы показать бессмыслицу и хаос в человеческой жизни, а также отсутствие определенности и значимости.
Какие есть манифесты театра абсурда?
Один из самых известных манифестов театра абсурда был написан Сэром Джоном Гальсуорси в 1953 году. В нем он заявлял о необходимости создания театра, который отказывается от традиционной психологической характеристики персонажей и линейности сюжета, а также переносит основное внимание с действия на слово. Другими известными манифестами театра абсурда являются манифесты самого Самюэля Беккета и Эжена Ионеско.
Какие принципы лежат в основе театра абсурда?
Основные принципы театра абсурда включают использование необычных и нелинейных форм пьес, нарушение классических драматургических правил, эксперимент с языком и сюжетом, а также поиск смысла и значимости в бессмыслице и случайности. Важно также отметить принципы отказа от эмоциональных проявлений и прямой коммуникации с зрителем.
Какие идеи и формы встречаются в пьесе "В ожидании Годо" С. Беккета?
В пьесе "В ожидании Годо" встречаются такие идеи, как бессмыслица человеческого существования, неопределенность времени и пространства, отсутствие цели и смысла, а также тщетные попытки найти ответы и решения. Формально пьеса является циклической и повторяющейся, с персонажами, которые ждут и ничего не делают. Также присутствуют элементы фарса и комические ситуации.
Какие идеи и принципы лежат в основе театра абсурда?
Театр абсурда базируется на идеи бессмыслицы и нелогичности мира, выраженной через драматические ситуации. Основные принципы включают отказ от логической сюжетной линии, повторение, монотонность, фарс, символизм, а также использование образов и диалогов, не имеющих конкретного смысла.
Какой смысл и назначение названия пьесы "В ожидании Годо"?
Вероятно, выбор названия "В ожидании Годо" был сделан сознательно и с умыслом. Пьеса "В ожидании Годо" не показывает самого персонажа под названием Годо, а скорее иллюстрирует человеческую жизнь, которая оказывается в ожидании чего-то неопределенного и бесполезного. Название может быть простым намеком на бессмысленность и пустоту человеческого существования, где люди ожидают чего-то, но никогда не получают.
Что является главным символом в пьесе Э. Ионеско "Лысая певица"?
В пьесе "Лысая певица" главным символом является прическа. Прическа, которая является стилистическим акцентом и выделяет каждого персонажа пьесы, имеет глубокий смысл и символизирует замкнутость и пустоту их миров. Преследуя идеалы красоты, персонажи становятся буквально пустыми головами, не имеющими собственного содержания и идей, и при этом они не осознают свою нелепость.