Синяя птица Мориса Метерлинка: символистская пьеса-притча.
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Пьеса-притча М. Метерлинка «Синяя птица» 4
Заключение 10
Список использованной литературы 12
ЗаключениеВ данной работе была проанализирована символистская пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица».«Синяя птица» представляет собой парадоксальное, но гармоничное сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.Фольклорность проявляется в некоторых мотивах, так, например, путешествующие маленькие дети ассоциативно отсылают к немецкой сказке о Гензель и Гретель, в пьесе задействованы костюмы Золушки, Мальчика-с-пальчик и т. п. Но и вся тональность произведения пронизана немецкой фольклорностью с её добротой и юмором.Само название пьесы глубоко символично, даже вдвойне символично, поскольку в европейской культуре сложился устойчивый комплекс представлений о символике цвета и символике представителей животного мира. Так, синий цвет (на французскомbleu) является олицетворением, во-первых, всего небесного. Второй смысл этого символа – знание. Птица также глубоко символична. Более того, символ этот обретает дополнительное значение, когда в финале пьесы выясняется, что Синяя птица – это горлица, которая все это время находилась в домике Дровосека.Соединив символику цвета с символикой птицы можно сделать вывод, что основной идеей пьесы является поиск истины, которая же и составляет счастье.К теме поиска отсылает и основная сюжетная линии произведения – путешествие.«Синяя птица» заключает в себе несколько смысловых уровней-миров, а тот факт, что все происходящее случается в мире сновидений, позволяет приравнять эти уровни к уровням человеческого сознания. Таким образом, путешествие приобретает характер познания самого себя.Пьеса имеет кругообразную композицию: её начальная и финальная точки совпадают. Испытания, которые проходит Тильтиль, выступают аналогией обряда инициализации, который понимается как переход к взрослой жизни и духовное обогащение. Вместе тем, очевидно, что главным испытанием становится испытание страхом неизвестности, преодолеть который возможно только Знанием.Имеет значение тот факт, что в текст пьесы вводится образ молчания, как одного из обитателей Дворца Ночи. В «Синей Птице» его появление эпизодично, однако для М. Метерлинка молчание – очень важная категория. Раннюю драматургию М. Метерлинка исследователи называют «театром молчания».«Синяя птица» относится к более позднему периоду творчества драматурга, и здесь концепция молчания претерпевает изменения. Герои пьесы не погружаются в молчание, но стремятся преодолеть его. Это проявляется в коротких немногословных диалогах героев, которыми они заполняют время напряженного ожидания.Несмотря на общую глубокую символичность пьесы, её основные посылы, вложенные в речи таких персонажей, как Душа Света и Фея, сформулированы поразительно четко и однозначно до такой степени, что приобретают характер некоторой назидательности. Эта черта удачно перекликается со сказочными мотивами пьесы, поскольку именно для сказок характерно введение морального аспекта в виде некого подытоживания.В финале пьесы главные герои возвращаются туда, откуда началось их путешествие, но возвращаются они преображенными. В них открывается способность видеть красоту в обыденном.Синяя птица, подаренная больной девочке, улетает. Финал пьесы символичен и раскрывается в соотношении с продолжением «Синей птицы» – драмой «Обручение». Горлица, которая и есть Синяя птица, в европейской культуре является символом любви, которую отправится искать повзрослевший Тильтиль в пьесе-продолжении.Список использованной литературыЗингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй/ Б.И. Зингерман – Москва : Наука, 1979. – 392 с.Кошеренкова О. В. Символика цвета в культуре/ О.В. Кошеренкова // Аналитика культурологи. – 2015. - № 2 (32). – С. 156-163.Купцова О. Лекция о «Синей птице» [электронный ресурс] // Информационный сайт Электротеатра «Станиславский». – Москва, 2013-2017. Режим доступа: http://electrotheatre.ru/lekciya-olgi-kupcovoy-o-siney-pticeМаксимов В.И. Французский символизм – вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. –Санкт-Петербург; Москва : Симпозиум, 2000. - С. 329-346.Метерлинк М. Полное собрание сочинений / под ред. Н.М. Минского. – в4-х т., т. 2. – Петроград : Товарищество А. Ф. Маркс, 1915. – 248 с. Метерлинк М. Синяя птица [Электронный ресурс]// Электронная библиотека Максим Мошкова – Москва : Библиотека Мошкова, 2005-2017. Режим доступа: http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m4.txtШабалина А. С. Эстетика молчания в ранней драматургии Мориса Метерлинка/ А.С. Шабалина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2014. - № 2 (10). – С. 101-106.Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней / И.Д. Шкунаева – Москва: Искусство, 1973. – 447 с.Эрдынеева Е. Д. Концептуализация имени цвета bleu во французской картине мира/ Е.Д. Эрдынеева // MagisterDixit. – 2013. - № 1. – С. 68-83.Эткинд Е. Г. Метерлинк // История западноевропейского театра: в 8 т., т. 5. – Москва : Искусство, 1970. – 639 с.
1. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б.И. Зингерман – Москва : Наука, 1979. – 392 с.
2. Кошеренкова О. В. Символика цвета в культуре / О.В. Кошеренкова // Аналитика культурологи. – 2015. - № 2 (32). – С. 156-163.
3. Купцова О. Лекция о «Синей птице» [электронный ресурс] // Информационный сайт Электротеатра «Станиславский». – Москва, 2013-2017. Режим доступа: http://electrotheatre.ru/lekciya-olgi-kupcovoy-o-siney-ptice
4. Максимов В. И. Французский символизм – вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. – Санкт-Петербург; Москва : Симпозиум, 2000. - С. 329-346.
5. Метерлинк М. Полное собрание сочинений / под ред. Н.М. Минского. – в 4-х т., т. 2. – Петроград : Товарищество А. Ф. Маркс, 1915. – 248 с.
6. Метерлинк М. Синяя птица [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Максим Мошкова – Москва : Библиотека Мошкова, 2005-2017. Режим доступа: http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m4.txt
7. Шабалина А. С. Эстетика молчания в ранней драматургии Мориса Метерлинка / А.С. Шабалина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2014. - № 2 (10). – С. 101-106.
8. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней / И.Д. Шкунаева – Москва: Искусство, 1973. – 447 с.
9. Эрдынеева Е. Д. Концептуализация имени цвета bleu во французской картине мира / Е.Д. Эрдынеева // Magister Dixit. – 2013. - № 1. – С. 68-83.
10. Эткинд Е. Г. Метерлинк // История западноевропейского театра: в 8 т., т. 5. – Москва : Искусство, 1970. – 639 с.
Вопрос-ответ:
Какую пьесу Мориса Метерлинка была проанализирована в работе?
В данной работе была проанализирована пьеса "Синяя птица" Мориса Метерлинка.
Что представляет собой пьеса "Синяя птица"?
Пьеса "Синяя птица" представляет собой символистскую пьесу бельгийского драматурга Мориса Метерлинка.
Какое сочетание формы и содержания присутствует в пьесе "Синяя птица"?
В пьесе "Синяя птица" присутствует парадоксальное, но гармоничное сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.
В каких мотивах проявляется фольклорность в пьесе "Синяя птица"?
Фольклорность проявляется в некоторых мотивах пьесы, например, путешествующие маленькие дети ассоциативно отсылают к немецкой сказке о Генз.
Какими особенностями обладает пьеса "Синяя птица"?
Пьеса "Синяя птица" обладает особенностью в сочетании символистской формы и философского содержания, а также фольклорными мотивами.
Какую пьесу анализирует статья?
Статья анализирует символистскую пьесу Мориса Метерлинка "Синяя птица".
Какие особенности есть в символистской пьесе "Синяя птица"?
Особенностью пьесы является сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.
Что символизирует синяя птица в пьесе Метерлинка?
Синяя птица в пьесе символизирует человеческую душу и стремление к совершенству.