Синяя птица Мориса Метерлинка: символистская пьеса-притча.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История искусств
  • 11 11 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 13.04.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение 3
Пьеса-притча М. Метерлинка «Синяя птица» 4
Заключение 10
Список использованной литературы 12

Фрагмент для ознакомления

ЗаключениеВ данной работе была проанализирована символистская пьеса бельгийского драматурга Мориса Метерлинка «Синяя птица».«Синяя птица» представляет собой парадоксальное, но гармоничное сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.Фольклорность проявляется в некоторых мотивах, так, например, путешествующие маленькие дети ассоциативно отсылают к немецкой сказке о Гензель и Гретель, в пьесе задействованы костюмы Золушки, Мальчика-с-пальчик и т. п. Но и вся тональность произведения пронизана немецкой фольклорностью с её добротой и юмором.Само название пьесы глубоко символично, даже вдвойне символично, поскольку в европейской культуре сложился устойчивый комплекс представлений о символике цвета и символике представителей животного мира. Так, синий цвет (на французскомbleu) является олицетворением, во-первых, всего небесного. Второй смысл этого символа – знание. Птица также глубоко символична. Более того, символ этот обретает дополнительное значение, когда в финале пьесы выясняется, что Синяя птица – это горлица, которая все это время находилась в домике Дровосека.Соединив символику цвета с символикой птицы можно сделать вывод, что основной идеей пьесы является поиск истины, которая же и составляет счастье.К теме поиска отсылает и основная сюжетная линии произведения – путешествие.«Синяя птица» заключает в себе несколько смысловых уровней-миров, а тот факт, что все происходящее случается в мире сновидений, позволяет приравнять эти уровни к уровням человеческого сознания. Таким образом, путешествие приобретает характер познания самого себя.Пьеса имеет кругообразную композицию: её начальная и финальная точки совпадают. Испытания, которые проходит Тильтиль, выступают аналогией обряда инициализации, который понимается как переход к взрослой жизни и духовное обогащение. Вместе тем, очевидно, что главным испытанием становится испытание страхом неизвестности, преодолеть который возможно только Знанием.Имеет значение тот факт, что в текст пьесы вводится образ молчания, как одного из обитателей Дворца Ночи. В «Синей Птице» его появление эпизодично, однако для М. Метерлинка молчание – очень важная категория. Раннюю драматургию М. Метерлинка исследователи называют «театром молчания».«Синяя птица» относится к более позднему периоду творчества драматурга, и здесь концепция молчания претерпевает изменения. Герои пьесы не погружаются в молчание, но стремятся преодолеть его. Это проявляется в коротких немногословных диалогах героев, которыми они заполняют время напряженного ожидания.Несмотря на общую глубокую символичность пьесы, её основные посылы, вложенные в речи таких персонажей, как Душа Света и Фея, сформулированы поразительно четко и однозначно до такой степени, что приобретают характер некоторой назидательности. Эта черта удачно перекликается со сказочными мотивами пьесы, поскольку именно для сказок характерно введение морального аспекта в виде некого подытоживания.В финале пьесы главные герои возвращаются туда, откуда началось их путешествие, но возвращаются они преображенными. В них открывается способность видеть красоту в обыденном.Синяя птица, подаренная больной девочке, улетает. Финал пьесы символичен и раскрывается в соотношении с продолжением «Синей птицы» – драмой «Обручение». Горлица, которая и есть Синяя птица, в европейской культуре является символом любви, которую отправится искать повзрослевший Тильтиль в пьесе-продолжении.Список использованной литературыЗингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй/ Б.И. Зингерман – Москва : Наука, 1979. – 392 с.Кошеренкова О. В. Символика цвета в культуре/ О.В. Кошеренкова // Аналитика культурологи. – 2015. - № 2 (32). – С. 156-163.Купцова О. Лекция о «Синей птице» [электронный ресурс] // Информационный сайт Электротеатра «Станиславский». – Москва, 2013-2017. Режим доступа: http://electrotheatre.ru/lekciya-olgi-kupcovoy-o-siney-pticeМаксимов В.И. Французский символизм – вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. –Санкт-Петербург; Москва : Симпозиум, 2000. - С. 329-346.Метерлинк М. Полное собрание сочинений / под ред. Н.М. Минского. – в4-х т., т. 2. – Петроград : Товарищество А. Ф. Маркс, 1915. – 248 с. Метерлинк М. Синяя птица [Электронный ресурс]// Электронная библиотека Максим Мошкова – Москва : Библиотека Мошкова, 2005-2017. Режим доступа: http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m4.txtШабалина А. С. Эстетика молчания в ранней драматургии Мориса Метерлинка/ А.С. Шабалина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2014. - № 2 (10). – С. 101-106.Шкунаева И.Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней / И.Д. Шкунаева – Москва: Искусство, 1973. – 447 с.Эрдынеева Е. Д. Концептуализация имени цвета bleu во французской картине мира/ Е.Д. Эрдынеева // MagisterDixit. – 2013. - № 1. – С. 68-83.Эткинд Е. Г. Метерлинк // История западноевропейского театра: в 8 т., т. 5. – Москва : Искусство, 1970. – 639 с.

Список использованной литературы
1. Зингерман Б. И. Очерки истории драмы ХХ века: Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй / Б.И. Зингерман – Москва : Наука, 1979. – 392 с.
2. Кошеренкова О. В. Символика цвета в культуре / О.В. Кошеренкова // Аналитика культурологи. – 2015. - № 2 (32). – С. 156-163.
3. Купцова О. Лекция о «Синей птице» [электронный ресурс] // Информационный сайт Электротеатра «Станиславский». – Москва, 2013-2017. Режим доступа: http://electrotheatre.ru/lekciya-olgi-kupcovoy-o-siney-ptice
4. Максимов В. И. Французский символизм – вступление в двадцатый век // Французский символизм. Драматургия и театр. – Санкт-Петербург; Москва : Симпозиум, 2000. - С. 329-346.
5. Метерлинк М. Полное собрание сочинений / под ред. Н.М. Минского. – в 4-х т., т. 2. – Петроград : Товарищество А. Ф. Маркс, 1915. – 248 с.
6. Метерлинк М. Синяя птица [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Максим Мошкова – Москва : Библиотека Мошкова, 2005-2017. Режим доступа: http://lib.ru/PXESY/METERLINK/m4.txt
7. Шабалина А. С. Эстетика молчания в ранней драматургии Мориса Метерлинка / А.С. Шабалина // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2014. - № 2 (10). – С. 101-106.
8. Шкунаева И. Д. Бельгийская драма от Метерлинка до наших дней / И.Д. Шкунаева – Москва: Искусство, 1973. – 447 с.
9. Эрдынеева Е. Д. Концептуализация имени цвета bleu во французской картине мира / Е.Д. Эрдынеева // Magister Dixit. – 2013. - № 1. – С. 68-83.
10. Эткинд Е. Г. Метерлинк // История западноевропейского театра: в 8 т., т. 5. – Москва : Искусство, 1970. – 639 с.

Вопрос-ответ:

Какую пьесу Мориса Метерлинка была проанализирована в работе?

В данной работе была проанализирована пьеса "Синяя птица" Мориса Метерлинка.

Что представляет собой пьеса "Синяя птица"?

Пьеса "Синяя птица" представляет собой символистскую пьесу бельгийского драматурга Мориса Метерлинка.

Какое сочетание формы и содержания присутствует в пьесе "Синяя птица"?

В пьесе "Синяя птица" присутствует парадоксальное, но гармоничное сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.

В каких мотивах проявляется фольклорность в пьесе "Синяя птица"?

Фольклорность проявляется в некоторых мотивах пьесы, например, путешествующие маленькие дети ассоциативно отсылают к немецкой сказке о Генз.

Какими особенностями обладает пьеса "Синяя птица"?

Пьеса "Синяя птица" обладает особенностью в сочетании символистской формы и философского содержания, а также фольклорными мотивами.

Какую пьесу анализирует статья?

Статья анализирует символистскую пьесу Мориса Метерлинка "Синяя птица".

Какие особенности есть в символистской пьесе "Синяя птица"?

Особенностью пьесы является сочетание детской фольклорной формы с глубоким философским содержанием.

Что символизирует синяя птица в пьесе Метерлинка?

Синяя птица в пьесе символизирует человеческую душу и стремление к совершенству.