Научно-теоретические основы исследования фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 36 36 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 21.05.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы исследования фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН 5
1.1. Развитие фонематической стороны речи в онтогенезе 5
1.2. Современные представления о ФФН 12
1.3. Состояние фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН 16
Глава II. Исследование фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН 28
2.1. Цели и задачи эксперимента 28
2.1. Характеристика испытуемых 28
2.3. Методика диагностики детей с ФФН 28
Заключение 36
Список литературы 39
Фрагмент для ознакомления

Лебедева, М.Фомичова и др.), некоторыми приемами вокальных методик (Е.Малютин, Л.Работнов и др.), материалами исследований зарубежных фониатров и логопедов (Г.Гутцман, В.Во, Д.Тарно, Д.Эйзенсон и др.) и результатами практического опыта работы, в 1970-е годы О.Алмазова предложила методическую систему восстановления голоса у детей в случае органических заболеваний гортани. В контексте проблемы преодоления ринолалии интересна авторская характеристика различных форм ринофонии и комплексный метод преодоления ее, который заключается в сочетании ортофоничних упражнений с психотерапией, лечебной физкультурой и рядом лечебно-профилактических мероприятий. Значительный вклад в решение проблемы преодоления ринолалии сделала Г.Чиркина, которая на основе многолетнего изучения этой категории детей в конце 1980-х годов разработала методические рекомендации по комплексной психолого-педагогической коррекции этого речевого нарушения. По Г.Чиркиной, логопедическая работа по преодолению ринолалии должна иметь комплексный характер и быть направлена не только на коррекцию фонематических расстройств, но и на развитие лексики, грамматики и грамматического мышления на фоне коррекционного психологического воздействия. Исходя из указанного, проанализировав методы и приемы, которые используются в практической логопедии, можно выделить основные принципы и направления коррекционной работы по преодолению ринолалии: - Учет механизмов расстройства речи и особенностей симптоматики (состояния небно-глоточного смыкания, анатомо-функциональной сохранности артикуляционных органов, дыхания, состояния артикуляторного базы, слухового контроля, уровня фонематического слуха и т.д.), что подчеркивает необходимость в формировании артикуляционных укладов заново; - опора на сохраненные анализаторы и их функции, развитие потенциальных функциональных возможностей кинестетического, слухового, зрительного аппарата; - использование физиологического дыхания с целью перевоспитания его в речевое диафрагмальное с ротовым выдохом; - параллельность в работе над формированием речевого дыхания и формированием артикуляционных укладов; - использование физиологической взаимозависимости и взаимодействия мышечных групп речевого аппарата в работе по развитию артикуляционного праксиса; - учет готовности артикуляционной базы звуков для определения последовательности постановки их; - учет возрастных и компенсаторных возможностей ребенка с ВНГП; - обеспечение систематичности и параллельности логопедической и психокоррекционной работы. То есть система коррекционной работы по развитию фонематически правильной речи у детей дошкольного возраста с ВНГН обязательно должна обеспечить: развитие подвижности мягкого неба, устранение назального тембра голоса, воспитание правильной артикуляции всех звуков, развитие фонематического восприятия. Содержание логопедической работы по каждому разделу может варьировать в зависимости от того, прооперирован ли ребенок, работал ли с ним логопед до операции, насколько длительной была подготовительная работа, готов ли он психологически к логопедическим занятиям и др. После операции логопед должен помочь ребенку овладеть речью в анатомически новых условиях. Для всех пациентов логопедические занятия после уранопластики являются обязательными и проводятся с учетом предоперационной работы и эффективности операции. Методы работы модифицируют в зависимости от особенностей речи пациента с учетом его психического статуса. Однако неизменными остаются основные принципы, цели, задачи и требования к результатам логопедической коррекции [14]. Предложенные Л.Вансовской критерии дают возможность четко разграничить нарушение речи при ринолалии и оценить эффективность коррекционного воздействия по двум позициям: устранение назализации и преодоление недостатков артикуляции. Речь ребенка с ринолалией после логопедической коррекции может быть оценена как: - нормальная или близкая к норме - сложившимся является звукопроизношение и устранена назализация; - значительно улучшенная речь - сложившейся является звукопроизношение при умеренной назализации; - улучшенная речь - сложившейся является артикуляция не всех звуков на фоне умеренной назализации; - без улучшения - несформированной является артикуляция звуков при гиперназализации. Только комплексное медицинское и психолого-педагогическое воздействие на развитие ребенка с врожденными несрастаниями губы и неба, использование интегральных реабилитационных технологий обеспечат возможность успешной интеграции их в современном обществе. ГлаваII.ИсследованиефонематическойстороныречиудошкольниковсФФН2.1.МетодикадиагностикидетейсФФНКдиагностическимметодикампредъявляютсяспециальныетребования,например:осуществлениеотбораматериалаиусловийвыполнениясучетоммаксимальнойдоступностидлядетейповсемпараметрам,включениевметодикисерииоднородныхзадачит.п.Диагностическиеметодикипредусматриваютсистемноевлияние,котораяможетсостоятьизнесколькихвзаимосвязанныхблоков.Каждыйблокимеетсвоицели,задачи,методы,приемы,стратегиюитактику.Всоответствиистребованиямивозможныотработки,адаптацияимодификациясуществующихметодикдиагностикиречи[16].Разрабатываясодержаниеэкспериментальныхзадач,воспитателируководствуютсянеобходимостьюобеспеченияестественныхдлясвязнойречиусловий,вкоторыхможнобылобывполноймеревыявитьсложившиесяуребенкаречевыенавыки,исоответствиемзадачвозрастнымособенностямиинтересаммладшихдошкольников.Подбираяих,мыпредполагалиналичиекоммуникативнойзадачидляиспытуемого.Л.Трофименко[11]разработанаметодикаобследованиясловоизменениясиспользованиемупражнений-задач:-Необходимопредложитьребенкупревратитьединственноечислосуществительноговмножество(коза-козы,рука-руки,листок-листьяит.п..);-Использованиесуществительныхвродительном,творительномпадежейбезпредлогов(Уменяестькарандаш.Уменянет...Ярисую...);-Использованиеформыродительногопадежавмножественномчисле(многое?Стол,окно,лампа.)-Согласованиеприлагательныхисуществительных(назватьцветпредметов:платья,неба,солнца.)-Согласованиечислительных2и5ссуществительными(рисунок,шапка,бант.).Дляисследованиясловообразованияиспользуюттакиеупражнения-задачи:-Образованиеуменьшительно-ласкательныхсловспомощьюсуффиксов(Стул,миска,сани,шапкаит.д..)-Образованиеназванийдетенышей(Уутки,укошки,угуся.)-Образованиеприлагательныхотсуществительных(Чтоизчегосделано?(стаканизстекла)Стекло,дерево,мех,резина,бумага.)-Ребенокотвечаетнавопрос:чей?Чье?Чьи?Чья?(Маминасумка.Бабушкинопальто.)-Образованиеглаголовспомощьюприставок(уходит,входить,выходить);-Образованиеглаголовсовершенноговида(Чтосделал?Рисует,убирает,стирает.)Еслиребенокнеможетвыполнитьзаданиесвоегоуровня,емупредлагаютсязаданияменьшейсложности.Результатыречевойдиагностикилогопедобязанзанестивлогопедическуюкарту,какосновнойдокумент,удостоверяющийуровеньразвитиявсехсторонречи,аименно:уровеньзвукопроизношения,особенностиграмматическогострояречи,развитиесвязнойречи,развитиепассивногоиактивногословаря.Взависимостиотправильностиисамостоятельностиоценивалосьвыполнениезадачпотремуровням:-Высокийуровень(от2до3баллов)-выполняетвсезаданияправильно;-Среднийуровень(от1до2баллов)-выполняетвсезаданияправильно,послестимуляцииипоощрения;-Низкий(0-1балл)-частичновыполняетвсезадачи,послестимуляцииипоощрения.Дляизучениясвязнойречидетейможнопроводитьнаблюдениезасвободнымобщениемдетей.Впроцессеисследованияфиксируетсявпротоколаххарактеробщения,инициативность,умениевступатьвдиалог,поддерживатьивестиего,слушатьсобеседника,понимать,ясновыражатьсвоимысли.Входенаблюдениятакжеобращаетсявниманиенаналичиеследующихпараметров:содержание:ориентациявзадании,ориентациянавзрослого,ориентациянапартнера-сверстника;диалогическиеотношения:инициативность,влиятельность,активноесоответствующееотношение;средстваобщения:высказывания,диалогическийцикл;типвысказываний:вопросы,побуждения,обсуждения;средстваобщения:доброжелательность,адресность,аргументированность.Программаисследованиявключаетвсебяпроведениенаблюдениязадеятельностьюдетейимоделированиедиалогамеждуребенкомиэкспериментатором,ребенкомиребенком,ребенкомидетьми.ПрименяетсяметодикаН.Лисиной,направленнаянаобследованиеведущейформыобщения,длявыявленияформыобщениядетей[9].Перваямодель–внеситуативно-личностнаяформаобщения.Вэтойситуациипроводитсябеседасдетьминаличностныетемы.Экспериментаторзадаетвопросыребенкуоегосемье,друзьях,отношенияхвгруппе;взрослыйрассказываетосебе,друзьях,опоступкахразныхлюдей,оцениваетсвоидостоинстваинедостатки,стараетсябытьравноправнымиактивнымучастникомбеседы.Втораямодельситуативно-деловаяформаобщения.Вэтойситуацииорганизовываетсяиграсучастиемвзрослого.Экспериментаторпредварительнорассказываетребенкуотом,вчемсостоитигра,какпользоватьсяигрушками,затемребенокначинаетсвоюдеятельность.Взрослыйнаблюдаетзадействиямиребенкаиоказываетпомощьвслучае,еслионатребуется:отвечаетнавопросы,откликаетсянапредложения.Вэтойситуацииобщениеребенкасовзрослымпроисходитнафонепрактическихдействийсигрушками.Третьямодельвнеситуативно-познавательнаяформаобщения.Общениеосуществляетсявходесоставлениярассказа.Сюжетныекартинкибылиподобранывсоответствиисвозрастомдетей,иониимелипознавательныйхарактер.Экспериментаторобъясняет,чтонарисованонакартинке,даетвозможностьребенкувысказатьсяизадаватьвопросы;подробноотвечаетнавопросы.Преждевсего,проводитсябеседасребенкомдляопределения,какимобразомдетидошкольноговозрастамогутвступатьвразговорснезнакомымчеловеком,поддерживатьегонаэлементарномуровне,отвечаянавопросы.Основноевниманиеуделяетсяоценкеразличныхкритериев:коммуникабельностьребенка(желаниевыполнятьзадание,активностьобщения,легкостьконтакта)экспрессивностьобщения(использованиемимики,пантомимыидругихневербальныхпроявлений),эмоциональноесостояниеребенка,интонационнаявыразительность,степеньсамостоятельности,использованиепомощипривыполнениизадач;полнотаизложения,смысловаясоответствиевоспроизводимогоматериалазаданномуобразцу,связностьилогичностьвысказывания,использованиеязыковыхсредств,спомощьюкоторыхреализуютсявысказываниядетей(лексическаяполнотаиграмматическаяправильность,типыпредложений).Вопросыэкспериментаторанаправленыинапониманиеобращеннойречиипониманиевнеконтекста,тоестьпереходотоднойситуациикдругой.Еслиребенокиспытываеттрудности,неуверен,экспериментатороказываетпомощьввидепобудительныхнаводящихиуточняющихвопросов.Диагностированиеречидошкольниковосуществляетсяследующимобразом:экспериментаторприводитребенкавкомнату,гденастолеразложеныспециальноподобранныематериалыдляобследования(сюжетнаякартинка,игрушечныйтелефон,2куклы,машина)иговорил,чторебенокхочет:поигратьсигрушками(скакими)илипоговорить(потелефонуилипосодержаниюкартинки).Взрослыйорганизовываеттудеятельность,которуювыбираетребенок.Еслималышневсостояниисамостоятельносделатьвыбор,взрослыйпредлагаетсначалапоиграть,апотомпоговорить.Вкаждойситуации,кромеребенка,участвуетэкспериментатор.Такимобразом,применяютсяследующиеметодикидиагностированиясвязнойречиудошкольников:«Знакомство».Предусматриваетсяустановлениеконтактаскаждымребенком,созданиеатмосферыдружескогообщения.Спомощьюнепринужденнойбеседыэкспериментаторвыясняетспособыдетейвступатьвразговорснезнакомымчеловеком,поддерживатьегонаэлементарномуровне,отвечаянавопросы.Беседапредусматриваеткомплексноеисследованиеребенка:умениевступатьвконтакт,эмоциональноеобщение,развитиесвязнойречи;«Наблюдениесостимулированием».Экспериментаторпредлагает2-3детямвыбратьдляигрыкубики,куклуилимашину,наблюдалзадействиямииобщениемдетейдругсдругом,аполученныеданныевноситвпротоколыобследования;«Рассказываемвместе».Составлениерассказапорисункунаосноведиалога.Экспериментаторзадавалвопросыпосодержаниюрисунка,аребенокотвечал;рече-игроваяситуация«Новая».Экспериментаторпредлагаетпоигратьсновойкуклойприусловии,чторебеноквсеонейузнает,задаваявопросывзрослому;методикаэкспертнойоценки-экспериментальныеданныеипротоколыопросародителей,воспитателейоповедении,высказываниядетейвовремяпроведенияэкспериментальныхметодиканализировалисьивыяснялисьпричиныихнарушения.Витогеобследованиязвуковойстороныречиисопоставлениясданнымиобследованиемдругихсторонречиулогопедадолжносложитьсячеткоепредставлениеотом,являютсяливыявленныенарушениясамостоятельнымдефектомиливходятвструктуруобщегонедоразвитияречивкачествеодногоизегокомпонентов.Отэтогозависитпостановкаконкретныхкоррекционныхзадач.Методикаисследованиявключаласледующиеразделы:РазделI.Исследованиесостоянияфонематическогоанализа.РазделII.ИсследованиефонематическогосинтезаРазделIII.ДиагностикасвязнойречиРазделIV.ИсследованиеграмматическогострояречиРазделV.ИсследованиеслоговойструктурысловаЗаключениеФонетико-фонематическоенедоразвитиеречиимеетнесколькостепенейвыражения,аименно:а)легкую,прикоторойнаблюдаютсянедостаточноеразличениефонем,трудностивзвуковомислоговоманализе,особенноввыделениинарушенныхвпроизношениизвуководнойфонетическойгруппы;б)среднюю,котораяхарактеризуетсянедостаточнойдифференциациейзначительногоколичествазвуковизнесколькихфонетическихгрупп,дажеприихправильномпроизношении;в)тяжелой,когданавыкизвуковогоислоговогоанализаформируютсясозначительнымитрудностямиитруднодифференцируютсяотношениямеждузвуковымиэлементами.Поклинико-педагогическойклассификациикнарушениямфонационного(т.е.внешнего)оформлениявысказыванияотносятдислалию,ринолалиюидизартрию.КонтингентдошкольниковсреднейлогопедическойгруппыдлядетейсФФНявляетсяразнородным.Вегосоставвходят:а)дошкольникиснарушениемзвукоречевойсоставляющейречиприсохраненнойиннервацииибезанатомо-физиологическихдефектовречевогоаппарата(детисдислалией);б)детиснарушениемзвукопроизношениявследствиенедостаточнойиннервацииречевогоаппарата(дошкольникисдизартрией);в)дошкольникиснарушениямитембраголосаизвукопроизношения,обусловленнымианатомо-физиологическимидефектамиречевогоаппарата(детисринолалией);г)детиснедостаточносформированнойзвукоречевойсоставляющейиспатологическиускореннымтемпомречи(дошкольникистахилалиейнафонепростойдислалии);д)дошкольникиснарушениямиголоса(детисдисфонией)нафонепростойдислалии;е)детиснарушеннымзвукопроизношением,котороесталодлянихпривычкой(чащечерезподражаниедефектномузвукопроизношениючленовсемьи).ЧтобыдатьнаиболееполнуюхарактеристикуФФНудетей,следуеточертитьспецифическиеособенностиречипоследующимнаправлениям:1)анатомо-физиологическиепредпосылкиречевойфункции;2)просодическиекомпонентыречи;3)фонематическаясоставляющаяречи;4)фонемнаясоставляющаяречи.СписоклитературыАрхиповаЕ.Ф.Логопедическаяработасдетьмираннеговозраста:учеб.пособ./Е.Ф.Архипова.-М.:ACT:Астрель,2007.-224с.БалаеваВ.И.Осистемепланированияпсихокорекционнойработысдетьмиснарушениямиречи./В.И.Балаева,А.К.Лопышова//Специальнаяпсихология.-2007-№1.С.27-31.-ШкольныйЛогопед.2007.-32.С.39-44.Безрукова,О.А.Методикаопределенияуровняречевогоразвитиядетейдошкольноговозраста:комплект/О.А.Безрукова,О.Н.Каленкова.2-еизд.–2010.БейлинсонЛ.С.Типыипричиныречевыхнарушений//школьныйлогопед.-2007.-№5.-С.23-29.ВолковаГ.А.Методикапсихолого-логопедическогообследованиядетейснарушениямиречи.Вопросыдифференциальнойдиагностики.–СПб.:Детство–пресс,2005.–144с.ЛалаеваР.И.Развитиефонематическогоанализаисинтеза.Логопедическаяработавкоррекционныхклассах—М.:Владос,2004.–с.112-129ЛалаеваР.И.,СеребряковаН.В.Коррекцияобщегонедоразвитияречиудошкольников(формированиелексикииграмматическогостроя).–СПб.:СОЮЗ,1999.–160с.;Логопедия.Методическоенаследие./Подред.Л.С.Волковой.-Кн.V:Фонетико-фонематическоеиобщеенедоразвитиеречи.-М.,2003.С.125-191.Логопедия.Учебник/Подред.М.К.Шеремет.-М.:ИздательскийДом«Слово»,2010.-672с.ЛопатинаЛ.В.Квопросуоструктурефонетико-фонематическогодефектаудошкольниковсостертойдизартрией/Л.В.Лопатина//Логопедвдетскомсаду:науч.-метод.журн.-2007.-N5(20).-C.17-19.Настольнаякнигапедагога-дефектолога/авт.:Т.Б.Епифанцева[идр.].–изд.4-е.–Ростовн/Д.:Феникс,2008.–564с.:ил.–(Сердцеотдаюдетям).НищеваН.В.Программакорекционно-розвивающейработывмладшейлогопедическоегруппедетскогосада.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС:2007-192с.РибцунЮ.В.Играем-языкизучаем/Ю.В.Рибцун,А.Г.Рибцун.-К.:ИздательскийДом«Слово»,2012.-64с.СанташоваВ.Особенностиразвитиямелкоймоторикиумладшихшкольниковснарушениямислуха/В.Санташова//Вестниккостромскомугос.ун-таим.Н.А.Некрасова.-2009.-№2.-С.219-223.СоботовичЕ.Нормативныепоказателиречевогоразвитияребенкадошкольноговозраста//Дефектология.-2003.-№2.Справочниклогопеда/подред.М.А.Поваляевой.-Ростов-на-Дону:Феникс,2002.-448с.ТкаченкоТ.А.Развитиефонематическоговосприятияинавыковзвуковогоанализа.—СПб.,2008.ТрошинА.В.Логопсихология:учеб.пособ./В.Трошин,Е.В.Жулина.-М.:Сфера,2005.-256с.ШашкинаГ.Р.,ЗерноваЛ.П.,ЗиминИ.А.Логопедическаяработасдошкольниками.-М.,2003–338с.

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учеб. пособ./ Е. Ф. Архипова. - М.: ACT: Астрель, 2007. - 224 с.
2. Балаева В.И. О системе планирования психокорекционной работы с детьми с нарушениями речи. /В.И.Балаева, А.К. Лопышова // Специальная психология.- 2007-№1. С.27-31. -Школьный Логопед. 2007.-32. С.39-44.
3. Безрукова, О. А. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста : комплект / О. А. Безрукова, О. Н. Каленкова. 2-е изд. – 2010.
4. Бейлинсон Л.С. Типы и причины речевых нарушений // школьный логопед. - 2007. - №5. - С.23-29.
5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.: Детство – пресс, 2005. – 144с.
6. Лалаева Р.И. Развитие фонематического анализа и синтеза. Логопедическая работа в коррекционных классах — М.: Владос, 2004. – с. 112-129
7. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160с.;
8. Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л.С.Волковой.- Кн. V: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.С. 125 - 191.
9. Логопедия. Учебник / Под ред. М.К. Шеремет. - М.: Издательский Дом «Слово», 2010. - 672 с.
10. Лопатина Л.В. К вопросу о структуре фонетико-фонематического дефекта у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина / / Логопед в детском саду: науч.-метод. журн. - 2007. - N 5 (20). - C. 17-19.
11. Настольная книга педагога-дефектолога / авт. : Т. Б. Епифанцева [и др.]. – изд. 4-е. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 564 с. : ил. – (Сердце отдаю детям).
12. Нищева Н. В. Программа корекционно-розвивающей работы в младшей логопедическое группе детского сада. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС: 2007 - 192с.
13. Рибцун Ю. В. Играем - язык изучаем / Ю. В. Рибцун, А. Г. Рибцун. - К. : Издательский Дом «Слово», 2012. - 64 с.
14. Санташова В. Особенности развития мелкой моторики у младших школьников с нарушениями слуха / В. Санташова / / Вестник костромскому гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2009. - № 2. - С. 219-223.
15. Соботович Е. Нормативные показатели речевого развития ребенка дошкольного возраста // Дефектология. - 2003. - № 2.
16. Справочник логопеда / под ред. М.А.Поваляевой. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 448 с.
17. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. — СПб., 2008.
18. Трошин А.В. Логопсихология: учеб. пособ./ В. Трошин,Е.В. Жулина. - М.: Сфера, 2005. - 256 с.
19. Шашкина Г. Р., Зернова Л.П., Зимин И. А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2003 – 338 с.

Вопрос-ответ:

Какие научные теории лежат в основе исследования фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН?

В исследовании фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН лежат научные теории, такие как теория развития фонематической стороны речи в онтогенезе и современные представления о ФФН.

Как развивается фонематическая сторона речи у детей в онтогенезе?

Фонематическая сторона речи у детей развивается в онтогенезе. На этом этапе происходит формирование и овладение детскими фонемами, что позволяет ребенку правильно произносить слова и строить связную речь.

Какие современные представления о фонематической стороне речи существуют?

Современные представления о фонематической стороне речи подразумевают, что она является одним из важных компонентов речевого развития ребенка. Фонематическая сторона речи включает в себя умение различать и артикулировать звуки речи.

Каково состояние фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН?

Состояние фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН может быть различным. В некоторых случаях эти дети испытывают трудности с различением и произношением фонем, что может затруднять их способность говорить и понимать речь.

Какие были цели и задачи эксперимента по исследованию фонематической стороны речи у дошкольников с ФФН?

Целью эксперимента было исследовать фонематическую сторону речи у дошкольников с ФФН и выявить особенности их речевого развития. Задачами эксперимента были определение уровня развития фонематической стороны речи у этих детей, выявление основных трудностей и оценка эффективности специальных образовательных программ.

Как развивается фонематическая сторона речи у дошкольников?

Фонематическая сторона речи у дошкольников развивается в онтогенезе. Этот процесс происходит постепенно и занимает определенные этапы развития.

Какие современные представления о фонематической стороне речи существуют?

Современные представления о фонематической стороне речи у дошкольников связаны с изучением фонем и их влияния на процесс образования и восприятия звуков речи. Основные концепции включают в себя понятия о фонологических процессах, фонематическом слухе и анализе звуков.

Каково состояние фонематической стороны речи у дошкольников с фонологическими функциональными нарушениями?

Состояние фонематической стороны речи у дошкольников с фонологическими функциональными нарушениями может быть отличным от нормы. Они могут испытывать затруднения в различных аспектах таких, как распознавание и восприятие звуков, артикуляция и формирование слов. Но с помощью специальных методик и тренировок, эта сторона речи может быть развита.

Какие были цели и задачи эксперимента по исследованию фонематической стороны речи у дошкольников?

Целями эксперимента было изучение фонематической стороны речи у дошкольников с формой фонематического недоразвития (ФФН) и выявление особенностей ее развития. Задачами эксперимента было определение уровня сформированности фонематической стороны речи у детей, анализ ошибок в произношении звуков и разработка методов коррекционной работы.

Какие особенности характерны для испытуемых детей при исследовании фонематической стороны речи?

Испытуемые дети при исследовании фонематической стороны речи обладают формой фонематического недоразвития (ФФН). Они могут испытывать трудности в различении и произношении звуков, а также в образовании и понимании слов. Особенности исследуемых детей могут включать недостаточную развитость фонематического слуха и ограниченные возможности восприятия и анализа звуков.