коррекция ФФНРу детей с псевдобульбарной дизартрией
Заказать уникальную курсовую работу- 61 61 страница
- 41 + 41 источник
- Добавлена 19.04.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретический обзор литературы по проблеме исследования 6
1.1. Формирование фонематических функций у детей в норме 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с псевдобульбарной дизартрией 11
1.3. Теоретический аспект коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной дизартрией 15
Выводы по 1 главе 22
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение фонематических функций у детей с псевдобульбарной дизартрией 25
2.1. Принципы и организация исследования 25
2.1. Методика изучения речи у детей с ФФНР при псевдобульбарной дизартрии 26
2.3. Результаты исследования 27
ГЛАВА 3. Логопедическая работа по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной дизартрией 35
3.1. Теоретическое обоснование и организация коррекционной работы 35
3.2. Содержание логопедической работы по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной дизартрией 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ЛИТЕРАТУРА 43
ПРИЛОЖЕНИЕ 47
А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии/ Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 118.Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003. – 126 с Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 192 с.Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод.пособие для логопедов и воспитателей / Под ред.Т.Б.Филичевой .— М., 2001. – 192 с.Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 сХватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009 - 456 с Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htmПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1Сводные данные медико-педагогической документацииИспытуемыйОбщий анамнезПримечаниеБеременностьРодыРазвитие моторной сферыЗаболеванияАлександр Ф.Токсикоз 2 половины беременности, угроза прерывания беременностиСтремительные родыСидит с 7 месяцев,ходит с1 г. 2 мес.частые простудные (ОРЗ, ОРВИ)Александр Б.Токсикоз 1 половины беременности, угроза прерывания беременностиВ срок, тяжелые, обезвоженные, тугое обвитие пуповиной вокруг шеи химическая стимуляция. Асфиксия синяяСидит с 7 мес., ходит с 1 г. 3 мес.Ветрянка, краснухаВалентина Ш.Угроза прерывания во 2 триместре беременностиСтремительные в головном предлежанииСидит с 8 месяцев, ходит с 1 г.3 мес.Часто ОРВИРебенок часто болеющийВиктория З.Угроза прерывания беременности, повышенное А/ДХимическая стимуляция, обезвоживаниеСидит с 6 мес., ходит с 1 г. 3 мес.В 3 года грипп, высокая температура, судорогиДмитрий Б.Токсикоз 1 половины беременностиКесаревосечениеСидит с 6 месяцев ходит с 1 г.2 мес.В 3 года была травма головного мозга, сотрясениеОбщ. физ. ослабленностьРезультаты раннего речевого развитияИспытуемыйРечевой анамнезГулениеЛепет1 словаФразаАлександр Ф.В 3 мес.С 6 мес.В 1 годВ 2 годаАлександр Б.В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаВалентина Ш.В 4 мес.С 5 мес.В 1,4 годаВ 2,4 годаВиктория З.В 3 мес.С 6 мес.В 1 годВ 2 годаДмитрий Б.В 4 мес.С 6 мес.В 1,5 годаВ 2,5 годаПриложение 2.Методика исследованияI. Запоминание слоговых рядов.А) Запоминание слогов с изменением согласнойПроцедура: Логопед называет цепочка слогов с оппозиционными звуками, а испытуемый должен повторить их. Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за мной слоги!»Серии слогов, с фонетически близкими звуками. Серии из двух слогов:ба– папа – бага – кака – гаво–фофо–вота – дада – таза – саса – заса – шаша – саса – цаца – сажу – шушу – жуза – жажа – заша – жажа –ша ча – тятя – чаща – чача – щаСерии из трех слогов:да–та–даба–па–бага–ка–гата–да–тапа–ба–пака–га–каса–ша–саза–са–заца–са–цаша–са–шаса–за–саса–ца–сажа–ша–жача–тя–чаща–ча–щаша–жа–шатя–ча–тяча–ща–чара–ла–рала–ра–лава–фа–ваКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.Б) Запоминание слогов с изменением гласнойПроцедура: Логопед называет цепочка слогов с оппозиционными звуками, а испытуемый должен повторить их. Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за мной слоги!»да–до–дуда–ди–дуга–ги–годи–де–дяпо–па–пука–ку–косу–са–соза–зо–зуца–цу–цоси–се–сязи–за–зюки–кя–кижа–жу–жоти–тя–теща–шу–щота-тю-тета–то–туча–че–чира–ру–рола–ля–лува–ву–виКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.В) запоминание звуковых рядовПроцедура: Логопед повторяет группу гласных звуков — [а, у, и, ы, а, э, и; а, у, и, у, а, и, и, а, у, и].Инструкция:«Слушай внимательно. Запомни, потом повтори»:ао, уа, аи, ио,аиу, иао, уао, оиы,аоуи, иоуа, иыоу, аоыу,дадуе, пипоа, лилуи, рямиуКритерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.II. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем — в слогах и словах.А) Различение отдельных звуков среди звуков (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит ряд звуков, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди других речевых звуков. [ш]: [с, ш, ц, ч, ш, щ];[щ]: [ш, с', щ, ч, ц, щ];[ц]: [т, с', ц, т', ш, ц];[ч]: [ч, ш, т', ч, с', ч];[с]: [с, с', ж, ц, с, ч].Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.Б) Различение отдельных звуков среди слогов (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит ряд слогов, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди слогов.[ш]: ша, са, зи, ца, шо, шу,за;[щ]: ще, те, се, зи, шо, ше, ща;[ц]: та, ца, ся, цо, ша, цу, сю;[ч]: тя, ча, ся, че, ща, чу; [с]: са, за, зи, се, жа, ша, са.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущена одна ошибка;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ от выполнения задания или не выполнение задания.В) Различение отдельных звуков среди слов (на примере свистящих).Процедура: Логопед произносит слова, ребенок должен обозначить определенный звук.Инструкция: «Подними руку, если слышишь звук». Различение исследуемого звука среди слов.[м]: сом, платок, конфета, мак, голова, морковка, лампа.[н]: утка, кнопка, стол, окно, дача, ноты, батон.[д]: аист, вагон, дача, шкаф, дырка, капуста, задача.[т]: танк, люстра, стакан, стул, ноты, петух, машина.[с]: люстра, дача, стакан, батон, шапка, замок, сом.[ш]: шапка, стена, крыша, крыса, кошка, кнопка.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.III. Узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);А) дифференциация звуков, не смешиваемых в произношении. Процедура: Логопед называет слова – квазиомонимы, и просит ребенка показать их изображение.Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты покажи мне их изображение!»Речевой материал: слова-квазиомонимы: мишка – мышка; ночка - дочка; Юля – юла; кочка – кошка; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – правильно выполнено три пробы;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания;Б) дифференциация звуков смешиваемых в произношении.Процедура: Логопед называет слова – квазиомонимы, и просит ребенка показать их изображение.Инструкция: «Покажи, пожалуйста, где, например, «Марина», а где малина»?»Речевой материал: слова-квазиомонимы: Марина-малина; коза-коса; каска – кашка; цветик – Светик; парные картинки с изображением слов-квазиомонимов. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического слуха.Примечание: слова, сложные по семантике, используются для обследования только после уточнения их значения и наличия их в пассивной речи.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.В) Различение слов, близких по звуковому составу.Цель: Изучение навыков различения слов близких по звуковому составу.Процедура: Логопед показывает картинку и называет, что на ней изображено, затем произносит ряд искаженных вариантов данного слова. Ребенок, ориентируясь на изображение, должен поднять руку в том случае, когда услышит в цепочке слов неправильно названное слово.Инструкция: «Я тебе буду показывать картинки с предметами, и называть их, а ты должен поднять руку в том случае, если я неправильно назову картинку!» Речевой материал: картинки с изображением: батона, сумки, куклы и самолета; цепочки слов: 1 картинка: катон – батон – падон – батон; 2 картина: шумка – чумка – сумка – хумка; 3 картинка – гукла – кукла – рукла - кукла; 4 картинка – самолет – самолет – замолет – шамолет.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Г) Нахождение картинок, в названии которых есть заданный звук.Процедура: Логопед показывает ребенку картинки, испытуемый должен отобрать те картинки, в названии которых есть заданный звук.Инструкция: «Посмотри на эти картинки, отбери, пожалуйста, те, которые начинаются на звук [л]!»Речевой материал: картинки с изображением – лука, лопаты, попугая, лужи, попугая, робота, ракеты, лампы, лисьей (шубы), столовой.Инструкция: «Разложи картинки на две кучки. В одной слова, которые заканчиваются на звук «т», а в другой - на звук «к».Предметные картинки: веник, танк, рот, зонт, кнут, паук.Критерии оценки:5 баллов – все задания выполнены верно;4 балла – допущено 1-2 ошибки;3 балла – половина заданий выполнена верно;2 балла – правильно выполнена одна проба;1 балл – отказ или не выполнение задания.Приложение 31 этапИгра «Узнай музыкальный инструмент по звуку»Взрослый демонстрирует дошкольникам музыкальные инструменты и показывает, какой звук они издают. Потом дети закрывают глаза или взрослый прячет музыкальные инструменты за ширму, издает ими звуки, а дети должны узнать, какой музыкальный инструмент звучал.Игра «Что ты слышишь?» Логопед или воспитатель предлагает дошкольникам закрыть глаза и прислушаться, какие звуки они услышат за дверью, за окном, на улице и т.п. далее устраивает игру «Кто больше услышит?». Дети по очереди называют, кто что услышал. Побеждает тот, кто услышит больше звуков. Игра «Откуда слышишь звук?» Выбирается водящий, остальные дошкольники встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга колокольчик или иной звучащий предмет. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка был слышен звук.Другой вариант игры. Взрослый закрывает глаза ребенка, а ребенок должен узнать, с какой стороны раздался звук.Игра «Громко или тихо». Взрослый ставит перед ребенком 2 звучащие игрушки, например, большого и маленького мишку. Показывает, как на барабане играет большой мишка – громко и сильно, и как маленький - тихо. Игрушки закрывает ширмой и воспроизводит удары в барабан. Ребенок должен отгадать, в какой мишка стучал в барабан.Игра «Что как звучит?» Взрослый предлагает детям послушать неречевые звуки, которые могут издавать предметы, например, стук карандашом по стакану, погремушка, шуршание бумаги, шуршание пакета, связка ключей и т.п. Перед упражнением он предлагает детям внимательно слушать и запоминать, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрывает предметы ширмой, а дети отгадывают, что звенит или гремит.Эту игру можно варьировать, увеличивая количество предметов (игрушек), заменяя их новыми, постепенно усложняя для детей задачу определения звуков.Постепенно, предлагаемые звуки должны быть похожи друг на друга. Например, стакан, чашка, кружка металлическая, кружка керамическая, деревянный бочонок или коробочки с разной крупой. Ребенок должен отгадать, какой предмет издавал звук или найти у себя похожий звук, т.е. предмет, который издает похожий звук. При втором варианте перед дошкольником располагается второй ряд звучащих предметов и коробочек с крупой.Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать от двух до пяти.2 этапИгра «Незнайка запутался». Процедура. Логопед рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Логопед предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет логопед).Игра «Придумай слово». Процедура. Логопед предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).Речевой материал: мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса.Инструкция: Я буду вам называть слова, вы должны придумать слово, которое звучит похоже или отличается одним звуком.Игра «Лишнее слово». Процедура. Логопед четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:Речевой материал: канава, канава, какао, канава;утенок, котенок, утенок, утенок;ком, ком, кот, ком;минута, монета, минута, минута;винт, винт, винт, бинт;буфет, букет, буфет, буфет;дудка, будка, будка, будка и т.д.Инструкция: Я буду называть вам ряды (группу) слов. Вы слушайте внимательно. Назовите слово, которое отличается от других. Почему?Игра «Лишнее слово» (второй вариант проводится аналогично первому варианту). Логопед произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:мак, бак, так, банан;сом, ком, индюк, дом;лимон, вагон, кот, бутон;мак, бак, веник, рак;совок, гном, венок, каток;пятка, ватка, лимон, кадка;ветка, диван, клетка, сетка;каток, моток, дом, поток и т. д.3 этап1. «Эхо». Процедура. Повторение серий слогов с общим гласным и разными согласными звуками. Речевой материал: та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-га, па-ка-па, га-ба-да, ма-на-ва, ка-ва-ха и т.д.Аналогично — с гласными у, о, ы.Инструкция: Я буду называть ряды слогов, слушай внимательно и повторяй за мной.Все последующие варианты проводятся аналогично.Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по звонкости-глухости (серии из двух, трех слогов): па-ба, по-бо, пу-бу, са-за, та-да, ка-га, фа-ва, шу-жу и т.д.па-ба-па, по-бо-по, пу-бу-пу, пы-бы-пы, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, га-ка-га, ва -фа-ва, фа-ва-фа, са-за-са, зу-су-су и т.д.Повторение серий слогов с согласными звуками, различающимися по мягкости-твердости: па-пя, ма-мя, ва-вя, та-тя, по-пё, мо-мё, во-вё, то-тё, пу-пю, му-мю, ву-вю, ту-тю, пы-пи, мы-ми, вы-ви, ты-ти и т.дПовторение серий слогов с наращиваниемстечения согласных звуков: па-тпа, та-пта, та-фта, на-пна, на-фна, ма-кма, ка-фка, ка-тка, фа-тфа, на-кна, ка-пка, та-кта и т.д.Аналогично — с другими гласными звуками.Повторение серии слогов с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: пта-пто-пту-пты кта-кто-кту-кты фта-фто-фту-фты тпа-тпо-тпу-тпы и т.дПовторение серий слогов со сменой позиции согласных звуков в стечении: пта-тпа пка-кпа фпа-пфа и т.д.2. Игра «Какой отличается?».Процедура. Логопед произносит серию слогов (например: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т.д.) и предлагает детям определить, какой слог отличается от других и чем.Речевой материал: ну—ну—но, сва— ска—сва, са—ша—са и т.д.Инструкция: Я буду называть цепочку слогов. Слушайте внимательно. Ваша задача определить, какой слог лишний.4 этап1. Игра «Угадай, кто (что) это был(о).» Процедура. Детям предлагаются картинки-образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит м м-м, тигр — рычит р рр, пчела — жужжит ж ж ж). Логопед длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.Речевой материал: корова, тигр, волк, пчела, комар, коза и др.Инструкция: Я буду длительно произносить звук. Вы определите, кому он принадлежит, а я покажу картинку.2. Упражнение на дифференциацию звуков, смешиваемых в произношении.Процедура. Логопед называет слова-квазиомонимы, а ребенок в это время должен показывать их изображение на картинке.Речевой материал: рак-лак; гроза-глаза; угорь-уголь; суп-зуб; коса-коза; лиса-лица; кочка-кошка; миска-мишка; речка-редька.Инструкция: Я буду называть похожие слова, вы должны их показать на картинке.3. Игра «Различай и повторяй». Процедура. Логопед предлагает детям повторять за ним только один определенный звук, только слоги с определенным звуком, только слова с заданным звуком. Речевой материал может быть подобран по-разному, с учетом цели задания — выделение гласных звуков, согласных (твердых—мягких, звонких - глухих, свистящих—шипящих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и т. д.), звуков в слогах с одинаковыми и разными гласными, звуков в словах-квазиомонимах и т. д.Инструкция: «Повторяй за мной только звук с» — предлагаемый звукоряд: з, с, ш, с и т.д.«Повторяй за мной только слоги со звуком с» — предлагаемые слоги: ас, шу, су, за, сы, ша и т. д.«Повторяй за мной только слова со звуком с» — предлагаемые слова: сом, шапка, сумка, коса, заря, кусок и т. д.4. Игра «Озорные звуки». Процедура. Логопед читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно.Речевой материал:Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).Русская красавица Своей козою (косою) славится.На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).Инструкция: Я прочитаю вам двустишия. Слушайте внимательно и назовите слово, которое «озорничает», произнесено неправильно.Приложение 4ТемаМатериалСловарная работаИгрушкиПетя-Петя-петушок, Золотой гребешок, Ранним-рано поутру Он поет... ку-ка-ре-ку!Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дорожке, Топни, Катя, ножкой -топ, топК нам пришла собачка,Умная собачка,С детками играет,Очень громко лает: ав-ав-авЯ козочка, ме-ме, Я гуляю на лужке. Острые рожки, Тонкие ножки.Воспроизводить звукоподражанияОсеньНынче всюду блещут лужи: Эта — шире. Эта — уже. Через лужи прыгать нужно С бугорка на бугорок: Прыг-скок, прыг-скок.Воспроизводить слова.Слушать текст и выполнять игровые действия в соответствии с текстом.Овощи, фруктыКиска к (имя ребенка) подошла. Молочка просила. Молочка просила. «Мяу!» —говорила.Вот наш плюшевый медведь. Мишка очень хочет естьЗайчик к (имя) подошёлУмный зайка сел за стол.Попросил морковку, Взял и прыгнул в норку.Выполнять игровые действия.Воспроизводить звукоподражания и отдельные слова.ОдеждаГромко Ванечка рыдал — Он перчатки потерял. И не может рассказать, Где же их теперь искать.Громко Ванечка рыдал –Ваня шапку потерял. И не может рассказать, Где ее теперь искатьНазвания предметов одеждыДомашние животныеУходи с дороги, кот!Наша деточка идет, (выдвигайте куклу)Топ-топ, топ-топ.Наша деточка идет,Через киску упадет, (покажите, как кукла падает)Веселая киска у (имя ребенка) живет,Веселая киска песни поет:Мяу-мяу-мяу-мяу!Вместе с киской собачка живет,Веселые песни собачка поет:Ав-ав-ав-ав!Произносить слова, выполнять действия вместе со словами. Запомнить потешку.Издавать соответствующие звуки.Новогодний праздникЕлочка, елочка, Яркие огни! Бусами, бусами, Елочка, звени!Много на елочке Шариков цветных, Звездочек блестящих, Шишек золотых!Встанем под елочкой В дружный хоровод. Весело, весело Встретим Новый год!Понимание текстаЗимаКто мяукнул у дверей? — Открывайте поскорей!Очень холодно зимой! — Киска просится домойБаю-бай, баю-бай,Ты, собачка, не лай, (погрозите собаке пальцем)Белолапа, не скули,Мою Катю не буди.Произносить отдельные слова. Понимать интонацию, воспринимать ритм.Зимняя одеждаНадеваю малышу шубку зимнюю, Шапку зимнюю, Сапожки зимние. Хороши сапожки У (имя ребенка) на ножках!А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке. Будет наш сынок ходить, Новы валенки носитьУзнавать и выбирать предметы зимней одежды, произносить слова.Зимние развлеченияСнежок порхает, кружится, Белая вся улица. Собралися мы в кружок, Завертелись, как снежок.Покатились санки вниз. Крепче, куколка, держись! Ты сиди, не упади,— Там канавка впереди! Надо ездить осторожно! А не то разбиться можно!Произносить слова, ощущать ритм стиха, подражать игровым действиям.Дикие животныеЗайка серый умывается.Зайка в гости собирается.Вымыл носик,Вымыл хвостик.Вымыл уши, вытер сушеИ поскакал.Вокруг сада, вокруг сада С мишкой вместе мы идем, Поиграем, похохочем, Мишке лапку пощекочемВоспринимать ритм, синхронно совершать игровые движения, произносить простые слова.Наша мамаЛадушки, ладушки! Пекла мама оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала: Оладушек — Мане,Оладушек — Ване, Оладушек — Тане, Оладушек — Дане. Хороши оладушки У нашей матушки!Наша мама идет, Молочка нам несет. Будет кашку варить. Деток кашкой кормить.Кто любимей всех на свете? Это сразу Скажут дети. Мама, мамочка моя! Крепко я люблю тебя!заинтересованно слушать чтение художественного текста, активно его воспринимать; чувствовать ритмический характер потешки; воспроизводить отдельные словаТранспортПоезд едет, колеса стучат:«Так-так, так-так».А в поезде нашемДетишки сидят.«Ту-ту-у, ту-ту-у»,—Пыхтит паровоз.Далеко, далекоДетей он увез.внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания, воспроизводить отдельные словаВеснаСолнышко-ведрышко, Выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись!Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей! Освети, обогрей — Телят да ягнят, Еще маленьких ребят!Дождик, дождик!Кап-кап-кап,Мокрые дорожки!Не пойдем сейчас гулять,А то промочим ножки.Дождик, дождик, Дождик, лей. Нам с тобою веселей. Не боимся сырости — Только выше вырастем!воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения, правильно понимать словаОбувьВот они, сапожки: Этот — с правой ножки. Этот — с левой ножки.Хороши сапожки На наших ножках. Ножками — топ-топ-топЖил сапожник? Жил, жил. Шил сапожки? Шил, шил. Для кого сапожки? Для соседской кошкиГуси-гусята на ножки Красные надели сапожки. И пошли гуськом, вереницей,. Чтоб воды в корытце напиться. Напились воды гусята, Стали в корыте купатьсявоспроизводить звуковые комплексы, произносить слова, понимать прочитанноеЛетоМы в лес пойдем,Детей позовем:Ay, ay, ay!Никто не отзывается,Лишь эхо откликается:Ay, ay, ay!внимательно слушать слова потешки, чувствовать и воспринимать ритм, выполнять игровые действия, соответствующие текстуЦветы, деревьяГром по горам раскатился — Комар с дуба свалилсяВокруг розовых кустов, Среди трав и цветов Кружим, кружим хоровод. До того мы закружились, Что на землю повалились!понимать юмор, показывать читаемое по картинке.внимательно слушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить словаПосудаКот на печку пошел, Горшок каши нашел. На печи калачи,Как огонь, горячи, Пряники пекутся, Коту в лапки не даютсяСорока, сорока!Где была?— Далеко!Кашу варила,Деток кормила.Этому дала на блюдечке,Этому — на тарелочке,Этому — в чашечке,Этому — в мисочке.А этому ничего не дала!Ты дров не рубил,Воды не носил,Кашу не варил.Вот тебе ложка,Свари сам себе кашуМуха-горюха, Муха-цокотуха. По полю летала, Гостей созывала. Муха-горюха, Кашу варила,Кашу положила — Мишке — в миску. Зайке — в чашку. Кошке — в плошку. Гости поели, Спать захотеливнимательно слушать потешку, понимать прочитанное, показывать детали на картинкепроизносить отдельные словаИгры с водойКап-кап, как всегда, Из крана капает вода. Моем шею, Моем уши, Вытираемся посуше — Не спеша, не спеша. Мы и зубы чистим тоже Не спеша, не спеша.Водичка, водичка. Умой мое личико. Чтобы глазоньки блестели,Чтобы щечки краснели. Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубокпонимать и воспринимать ритм стихотворения, произносить звукоподражания и слова, совершать игровые движенияДомашние животныеТам котик усатыйПо садику бродит,А козлик рогатыйЗа котиком ходит;И лапочкой котикПомадит свой ротик, А козлик седоюТрясет бородоюСобака на кухне Пироги печет. Кот в углу Сухари толчет Кошка на окошке Рубашку шьет. Курочка в сапожках Избушку мететвоспроизводить слова и звуки.ПтицыКурочка моя, умница моя, Вот зерно, водичка, Дай ты мне яичко, Умница моя!Наши курочки в окно:Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!А как Петя-петушок,Золотой гребешок,Ранним-рано поутруНам споет: «Ку-ка-ре-ку!»воспроизводить слова и звукиДикие животныеЛягушонок маленький прыгал по дорожке,И об острый камешек он поранил ножку, «Ой-ой-ой»,— заплакал лягушонок,ногу)Как же голосок его был тонок!Он листочек к лапке приложилИ к лягушке-маме поспешил.Сидит белка на тележке, Продает она орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку, Кому в шапочкуВот и люди спят, Вот и звери спят. Птицы спят на веточках, Лисы спят на горочках, Зайки спят на травушке, Утки на муравушке,Детки все по люлечкам...Спят-поспят,Всему миру спать велятПроизносить звукоподражания.ГрибыНожки, ножки,Куда вы бежите?В лесок, в борок —Грибы, ягоды сбирать,Нашу Катю угощатьНа горе-то ива. Под горой-то диво: Ходят котики-коты, Коти — серые хвосты У них шапки с пером, Кушачки с серебром. Коти по лесу идут, Грибы, ягоды берутслушать и понимать содержание стихотворения, воспринимать ритм, произносить слова
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей – М., 2007. – 331 с.
2. Астахова Н.Ю, Андросова Г.А. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144 – 150
3. Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед - 2009 - №5 - С. 26
4. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) – М., 1977. – 176 с.
5. Винарская Е.Н., Никифоров А.С., Солдатова С.А. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга // Невропатология и психиатрия, 1977., № 9. – С. 1347 – 1351
6. Выготский Л.С. Развитие устной речи. Собр. Соч. в 6 т. – М., 1982. Т. 3
7. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб., 2007. – 472 с
8. Гин А. Приемы педагогической техники. — М., 2003. – 88 с
9. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М., 2005. – 141 с
10. Дурова Н.В. Формирование фонематического слуха детей. - М., 1996. – 23 с.
11. Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, В.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 239 с
12. Карелина И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии// Дефектология. - 1996. - №5. – С. 22 – 24
13. Карелина И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств//Дефектология. 2000. №1. – С. 24 – 20
14. Каше Г.А., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни). – М., 1986. - http://pedlib.ru/Books/3/0267/3-0267-1.shtml
15. Киселёва В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии: автореф. дисс.канд. пед. н. – М., 2001. – 16 с
16. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности /Под ред.А.Н. Леонтьева. - М., 1997. http://www.pedlib.ru/Books/3/0307/3_0307-184.shtml
17. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. - СПб., 2004. – 192 с
18. Лопатина Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия).// Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб., 2000. – 232 с
19. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – СПб., 2000. – 192 с.
20. Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии//Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34-48
21. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей редпроф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с
22. Основы логопедической работы с детьми / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2005. – 240 с
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. // под ред. Т. В. Волосовец. – М.; 2002. – 200 с.
24. Панченко И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003
25. Парамонова Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей. – СПб., 2005. – 224 с
26. Розенгарт-Пупко Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста. - М., 1963. – 186 с
27. Рыбакова М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей // Молодой ученый. — 2016. — №10. — С. 1282-1284
28. Семёнова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С.Волковой. – М., 2003. – С. 103 – 118.
29. Соботович Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97
30. Сорочинская Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 1999. – 187 с.
31. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - СПб., 2003. – 126 с
32. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. – М., 2001 – 155 с
33. Токарева О.А. Дизартрия // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155
34. Тумакова Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду. - М., 1985. – 192 с.
35. Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников: Учебно-метод.пособие для логопедов и воспитателей / Под ред.Т.Б.Филичевой .— М., 2001. – 192 с.
36. Филичёва Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей. – М.; 2000. – 80 с
37. Хватцев М.Е. Хрестоматия по логопедии - М., 2009 - 456 с
38. Цейтлин С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи. – М., 2000. – 240 с
39. Швачкин Н.Х. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф. Седова. - М., 2004. – 330 с.
40. Эйдинова М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления. – М., 1959. – 275 с
41. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М., 1958. http://psychlib.ru/mgppu/Err-001/Err-001.htm
Коррекционно-развивающим программа для детей с псевдобульбарной дизартрией
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКВА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Дефектологический факультет
Отделение дошкольной дефектологии
Курсы
Коррекционно-развивающим программа для детей с псевдобульбарной дизартрией
Выполнила: студентка 3 курса
группа Голомидова Анастасия Владимировна
Научный руководитель: Лынская Марианна Ильинична
Москва, 2012
Содержание
Введение
. Особенности псевдобульбарной формы дизартрии
.1 Дизартрия как сложное речевое нарушение
.2 Псевдобульбарная форма дизартрии
. Комплексный подход в системе преодоления общего недоразвития
речи у детей с псевдобульбарной дизартрией
Вывод
Литература
Запрос
Введение
Актуальность проблемы определяется следующим образом. Связи функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим, представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, происходят в определенной степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.[5]
Освоение способность к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. [7]
нарушения речи в определенной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на психическое развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной связи речи и мышления и ограниченностью социальных контактов, в рамках которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. [11]