профессиограмма

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Психодиагностика
  • 17 17 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 22.04.2017
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Анализ литературных источников по проблеме профессиографии 4
2. Разработка и анализ профессиограммы агронома 10
Заключение 16
Список литературы 17
Фрагмент для ознакомления

Собеседование как высокоэффективный метод отбора кадров, проводимое для оценки степени соответствия претендента портрету идеального сотрудника, его способности к выполнению требований должностной инструкции, потенциала профессионального роста и развития, способности адаптироваться в организации, а также для знакомства с ожиданиями претендента в отношении организации, условий работы, ее оплаты и т.п. Наиболее распространены биографические (о подробностях жизни претендента) и ситуационные собеседования (с имитацией ситуаций, связанных с предполагаемой профессиональной деятельностью). Однако и в собеседовании есть недочеты: тенденция принятия решения о претенденте на основании первого впечатления; сравнения его с предыдущим кандидатом и т.п.
Тестирование – оценка претендента по результатам его решения заранее подготовленных тестов и установление на этой основе количественных показателей (баллов), определяющих уровень его качеств и характеристик личности (темперамент, аналитические способности, коммуникабельность, память и пр.). Применяемые тесты должны быть стандартизированными, надежными и валидными. Виды тестов: биографические, характерологические, интеллектуальные, психиатрические, межличностных отношений, используемые с комбинации. Достоинства метода: объективная оценка актуального состояния претендента. Недостатки: высокие издержки; необходимость помощи профессиональных психологов по интерпретации результатов; ограниченность тестов в отношении потенциальных возможностей [8].
Метод экспертных оценок – интервьюирование экспертами претендента на должность с целью получения надежного обобщенного заключения о его качествах.
Метод деловых игр с реализацией проблемных ситуаций, дающий возможность проверки степени компетентности претендента, умение отстаивать свои позиции, реагировать на критику.
Также имеются и нестандартные методы отбора персонала, например, полиграфия (детектор лжи), медицинские анализы в рамках медицинского осмотра и т.п.
В любом случае необходимо использовать комплекс методов оценки профессиональных, деловых и личностных качеств претендента [2].
Безопасность труда: для агронома  проявляется, прежде всего, в том, что приходиться иметь  дело со средствами химической защиты растений, удобрениями, и протравленными (химически обработанными) семенами. При уборочных работах значительную опасность для организма агронома представляет большое количество пыли. Также значительный вред его организму наносит ненормированный рабочий день, что приводит эмоциональной  усталости и психологическому напряжению. Также агроном должен знать нормативные документы и акты по охране труда; правила и нормы охраны труда; правила пожарной безопасности и производственной санитарии; правила электробезопасности; правила внутреннего трудового распорядка.
Процесс адаптации: адаптация к профессии начинается уже в процессе профориентации, затем в ходе профессионального обучения и далее продолжается всю жизнь. На этапе адаптации агрономом осваиваются правила, нормы профессиональной деятельности и профессионального общения, что в целом образует социальную профессиональную норму. Далее, обучаясь и работая в профессии, агроном осознанно или интуитивно усваивает эталонную модель успешного специалиста и ориентируется на нее. При этом важно не только четко осознавать требования профессии и общества, но и гибко реагировать на эти изменения, перестраивать свою деятельность в нужном направлении [7].
Карта карьерного роста: карьерный рост в профессии агронома вполне возможен. Он может быть связан как с научно-методической работой в определенной сфере, так и с административной деятельностью, так как агроном может со временем стать главным агрономом или директором предприятия. Также не редки случаи, когда он основывает свое фермерское хозяйство и успешно реализует себя в качестве предпринимателя [10].
Вывод: агроном является специалистом в области сельского хозяйства; ему известны виды и сорта различных сельскохозяйственных культур; он может организовывать сельскохозяйственные работы с учетом климато-географических особенностей конкретной местности. Агрономом исследуются условия, в которых находятся посевы, определяются критерии тепла и влаги, атмосферного давления, способы обработки почвы, оптимальное количество используемых удобрений и пр.
В целом, это весьма творческая работа. Агроном постоянно следит за природой, экспериментируя с растениями. Его работа содержит и производственный фактор. Им выращиваются высококачественные сорта семян, создается посевной фонд, контролируется правильность хранения семян, селекция, отбор наиболее перспективных категорий. Также в его задачи входит введение передовых технологий в борьбу с болезнями растений и вредителями с применением биологических и химических методов защиты. Агроном должен обладать аналитическим умом; чувством ответственности; наблюдательностью; хорошо развитой памятью и пр. Сложности в деятельности агронома связаны с работой с химикатами и с ненормированным рабочим днем. Однако, вне зависимости от того, какой вид деятельности выбран агрономом – научная или практическая – он может добиться карьерного роста.
Заключение

Изучив и обобщив подходы исследователей к понятию профессиография, можно сделать вывод о том, что профессиография является объективным исследованием, направленным на раскрытие и описание всей сущности профессии, выявление ее структурных и содержательных особенностей, установление всего многообразия взаимоотношений личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, с целым рядом специфических явлений, которые сопровождают трудовой процесс и в значительной мере обуславливают характер протекания профессиональной деятельности.
В данной работе были рассмотрены основные особенности профессиографии, описаны содержание и различные типы профессиограмм с указанием их источников составления и основных методов. Также была составлена профессиограмма конкретной профессии «Агроном» с учетом изученного теоретического материала.
Таким образом, цель работы можно считать достигнутой, а ее задачи – реализованными.
Список литературы

Батаршев, А. Диагностика профессионально важных качеств / А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - М.: Питер, 2007. - 192 с.
Гарбер, Е. И. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В.В. Козача. – Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1992. – 196 с.
Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
Иванова, Е.М. Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии : Дис. ... д. психол. н. / Е.М, Иванова. – М., 2004. – 284 c. 
Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова; под ред. Е. А. Климова. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177953/ (дата обращения: 22.03.2017). 
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 ноября 2014 г. № 875-н «Об утверждении профессионального стандарта «Агроном» (с изменениями и дополнениями)». URL: http://base.garant.ru/70818246/#friends (дата обращения: 22.03.2017). 
Пряжников, Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2009. – 480 с.
Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии / Е.С. Романова, Г.А. Суворова. – М., 1990.
Семилетова, А.Н. Профессиональная ориентация как фактор повышения качества подготовки агронома: диссертация ... к. пед. н. / А.Н. Семилетова. – Мичуринск, 2013. – 194 с.








2

1. Батаршев, А. Диагностика профессионально важных качеств / А. Батаршев, И. Алексеева, Е. Майорова. - М.: Питер, 2007. - 192 с.
2. Гарбер, Е. И. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер, В.В. Козача. – Саратов: Из-во Саратовского ун-та, 1992. – 196 с.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
4. Иванова, Е.М. Системно-деятельностный подход к психологической профессиографии : Дис. ... д. психол. н. / Е.М, Иванова. – М., 2004. – 284 c.
5. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова; под ред. Е. А. Климова. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
6. Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08) (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2020-ст). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177953/ (дата обращения: 22.03.2017).
7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 ноября 2014 г. № 875-н «Об утверждении профессионального стандарта «Агроном» (с изменениями и дополнениями)». URL: http://base.garant.ru/70818246/#friends (дата обращения: 22.03.2017).
8. Пряжников, Н.С. Психология труда / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2009. – 480 с.
9. Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии / Е.С. Романова, Г.А. Суворова. – М., 1990.
10. Семилетова, А.Н. Профессиональная ориентация как фактор повышения качества подготовки агронома: диссертация ... к. пед. н. / А.Н. Семилетова. – Мичуринск, 2013. – 194 с.

Введение

Социальный работник - i -, профессия, которая официально появилась в России всего 20 лет назад. С переходом страны к рыночной экономике, тем труднее было справиться уязвимых слоев населения: одиноким немощным старикам, сами мамы и папы, инвалидам, тяжелобольным и детям, лишенным родительской заботы. На помощь им пришли представители новой профессии - социальных работников.

Социальный работник - квалифицированный специалист, который работает в общественной сфере, имеет отношение к жизни людей и их отношениям в обществе. Это врач, священник, психолог в одном лице. Многие из пожилых людей сегодня одиноки, беспомощны и бедны. Им эмоциональную поддержку-это самое главное. Они нуждаются не только в медицинской помощи, лекарств, но, иногда, в элементарного ухода и решения внутренних проблем. Трудно найти более благородную профессию, которые работают по призванию, случайные люди здесь не задерживаются. В западных странах профессия социального работника входит в тройку самых уважаемых в обществе, наряду с профессиями врача и адвоката. Главная обязанность сотрудника органов социальной защиты населения -- помогать тем, кто сам о себе позаботиться не в состоянии. Например, в одном из городов России работает автобусная служба "Милосердие", в зимнее время, они эвакуированы с улиц замерзающих бездомных людей. Каждый год сотрудники этой службы спасают от переохлаждения и от голода умирают сотни людей.

В этой профессии выделяют разные специальности: социальная помощь, организация сурдокоммуникации, организация работы с молодежью.

Преимущества профессии: доступность получения профессии; возможность каждый день делать добрые дела; большой социальной важности.

Ограничения профессии: низкий уровень оплаты труда; не подходит для людей брезгливых, не имеют терпения и не знают жалости.

в качестве контрольной работы составить профессиограмму специалиста по социальной работе.

1. Профессиограмма

Основная часть жизни человека, как известно, связана с определенной профессиональной деятельности. В решении проблемы "человек и профессия" психология играет значительную роль. В лице человека, не участвуют в профессиональной деятельности, общество несет убытки, духовные и материальные потери. Огромный ущерб терпит и сама личность из-за неудовлетворенности этим положением, потому что люди часто становится неудачником только потому, что он не мог или не помогли найти его место, на которое он испытывал бы удовлетворение от труда по призванию. В наше время выбор профессии, профессиональное самоопределение рассматривается как основа жизненного самоутверждения личности в обществе.